Туризм Визы Испания

Коряки - коренное население Камчатки (10 фото). Народы России. Коряки Как живут коряки

Обитающий в пределах Приморском крае по берегам и на полуострове Камчатка, с одной стороны в соседстве с и тунгусами, с другой - с чукчами. Первые сведения о коряках появились в начале XVII века, после походов на . Тогда же впервые появился и этноним «коряки». Вероятно он восходит к корякскому слову хора («олень»). По образу жизни коряки разделяются на сидячих и бродячих (оседлые и кочевники).

Тип коряков во многом отличен от монгольского: несколько сплюснутая голова, круглое лицо, небольшие скулы, маленькие, живые и смелые глаза, длинный нос, часто горбатый, большой рот, смуглый цвет лица, борода редкая, черные волосы, у мужчин коротко обстриженные, у женщин - заплетенные в две косы; рост умеренный, телосложение крепкое и стройное, особенно у олюторцев.

Язык коряков, в общем сходный с языком чукчей, разделяется на 5 наречий. Оседлые коряки исповедуют православие, кочевники в большинстве принадлежат к шаманству. Коряки-идолопоклонники для умилостивления своих богов приносят жертвы то из оленей, выставляя их головы на большие, обращенные к востоку камни, то собак, вывешивая их на высоких жердях вокруг своих шалашей. Из животных почитают волка (слуга злого духа), шкура которого играет важную роль при шаманских обрядах.

Традиционным жилищем оседлых коряков служат частью дома, жилищем кочевников - шалаши, жердяной конический остов которых покрывается оленьими шкурами. Традиционная одежда: куклянка - род рубашки из оленьей шкуры (летом с короткой шерстью), на талии перехваченная ремнем, по подолу отороченная черным мехом, украшенная бусами и металлическими пластинками; меховые штаны, высокие сапоги из оленьей шкуры и большая волчья шапка; иногда шапку заменяет капюшон, пришитый к куклянке. Праздничное платье у женщин опушено мехом выдры и росомахи и вышито бисером.

Оседлые коряки занимаются звероловством и рыбным промыслом. Лодки для охоты (байдары) весьма легки; деревянный их остов покрыт тюленьими шкурами. Мясо идет в пищу, меха - в продажу. Для езды держат и собак. Часть оседлых коряков приготавливает теплую зимнюю одежду из оленьих шкур для продажи приезжающим торговцам; также выделываются необходимые в быту инородцев изделия из железа и моржовых клыков (ложки, трубки).

Кочующие коряки заняты почти исключительно оленеводством; некоторые кочевники промышляют пушного зверя. Летом часть коряков занята собиранием кореньев, особенно луковицы сараны (Lilium). Главная пища их - оленье мясо и юкола.

Говорят на корякском языке, письменность на основе русского. Часть верующих коряков православные. Также распространены традиционные верования: шаманизм, промысловые культы.

- Навага не хочет играть в бубен, потому что она глупая, а камбала не хочет, потому что она плоская, да и глаза у нее в разные стороны..., - переводит для нас старинную корякскую песню Лидия Иннокентьевна Чечулина - ну, это очень длинная песня, а я вам лучше еще другие спою .

Лидия Иннокентьевна - самая настоящая представительница береговых коряков, некогда густо населявших северную часть полуострова Камчатка. Будучи ребенком, Лидия Иннокентьевна воспитывалась в традициях своего народа, и прожила все детство на берегу Берингова моря в небольшом селе Анапка.

Слово «коряк» в переводе означает «сущий с оленями» или «владеющий оленями». По одной из версий так коряков впервые назвали русские казаки еще в конце 17-го века, услышав это слово от их соседей юкагиров.

Две ветви - одно происхождение

Существует две основные ветви коряков: береговые оседлые и тундровые кочевые. Первые называли себя «намалан», что переводится как «житель селения», или приморский житель«анкалан», а вторые позаимствовали свое название «чаучу» у своих соседей чукч, что переводится «богатый оленями». Этнографы предполагают, что тундровые коряки отделились от береговых, когда в годы плохого улова мужчинам нужно было надолго уходить вглубь полуострова на оленью охоту. Так началась кочевая жизнь у коряков и одомашнивание оленей.

Наша собеседница вспоминает, что в свободное от школы время они с бабушкой часто ходили в тундру собирать целебные травы и ягоды, а по праздникам вся семья собиралась у очага и кто-нибудь из старших пел родовую песню или рассказывал сказку про создателя и проказника Куйкынняку.

Бога ворона Куйкынняку традиционно почитают в разных уголках Дальнего Востока: у ительменов это Кутх, у кереков - Кукки, а у Чукч - Куркыль. Бога ворона знают даже эскимосы и северо-западные индейцы. О родстве этих народов ученые спорят по сей день, однако общая мифология указывает на определенное сходство. Многие ученые считают, что коряки и другие народы Дальнего Востока пришли в этот регион с Восточной Сибири более 15 000 лет назад. Далее переселенцы разделились: одна часть осталась на материке, а другая по тонкому ледяному перешейку отправилась на американский континент - так и появились северо-американские индейцы. Эта теория только начинает подкрепляться результатами генетических тестов, которые активно проводят в последние два десятка лет, но перед наукой стоит еще слишком много вопросов.


На карте реконструкция ранних миграций народов по данным исследований ДНК: зеленая стрелка, ведущая из Евразии в Америку, указывает путь древних предков современных дальневосточных народов и индейцев.

Одежда: от рождения до смерти

Надевая традиционную одежду, выполненную из оленьей шкуры и меха, Лидия Иннокентиевна словно переносится на сотни лет назад, во времена, когда ее сильные и мужественные предки отправлялись в тяжелые морские походы на добычу лахтака или другого морского зверя.

Издревле коряки шьют одежду из шкур и меха оленя. Береговые коряки для этих целей также использовали шкуры морских зверей и рыб. Например, из рыбьих шкур получался довольно прочный дождевик под названием камлейка . Любую одежду коряки всегда украшали узорами, выполненными из меха пушных зверей. Орнаменты и узоры на одежде почти всегда имеют определенную символику и защищают от разных болезней и злых духов. Рисунок на одежде может даже просто изображать горы, реки, тундру или родное стойбище.

На Лидии Иннокентьевне длинная глухая рубаха из шкур оленя кухлянка , которая входит в обязательный комплект корякской традиционной одежды. Женщины также на зиму шили себе двойной комбинезон керкер из оленьего меха, поверх которого обязательно надевалась теплая зимняя кухлянка.


На фотографии традиционные зимние меховые «валенки» - торбаса, подошвы которых делаются из шкуры нерпы или моржа. Бисер на Камчатку завезли русские казаки

- Коряки всегда мудро использовали дары природы , - рассказывает Лидия Иннокентьевна, доставая из холщового мешочка какой-то мох. - Раньше детям с младенчества из шкур оленьих телят шили меховой комбинезон, в который подкладывали вот этот вот мох вместо памперсов, и у малышей никогда не было никаких опрелостей. У комбинезона была специальная застежка между ног, так что менять мох было очень удобно.


На рисунках, опубликованных в труде известного этнографа В.И. Иохельсона, слева направо изображены: мужчина в зимней кухлянке, дети в комбинезонах с застежкой для смены мха, и женщина в зимней одежде, несущая ребенка традиционным способом при помощи головной лямки. Такой кочевой способ переноски тяжестей археологи также обнаружили в рисунках индейцев древней Мексики.

Каждый коряк в течение всей жизни шил себе погребальную кухлянку, которую наспех дошивали родственники человека только после его смерти. Дошивать погребальную кухлянку самому - плохая примета.

Корякская кухня

- Вот, попробуйте лепешечки из муки. Раньше у нас ее не было, а с приходом русских появилась, и мы ее потихоньку стали применять , - наша радушная хозяйка яранги ловкими движениями управляется с раскаленной на огне сковородой, припевая ритмичную корякскую песню. Язык очень мелодичный и, на первый взгляд сложный. - И вообще раньше у нас не было ни сахара, ни соли, жили как-то без хлеба, ели юколу, кашу-толкушу...у моей бабушки в 112 лет зубы были все целые!

Рыба свежая и вяленая на солнце (юкола), а также вареное оленье, лахтачье, а иной раз и китовое мясо - вот основная пища малочисленных народов Камчатки. Костный мозг, почки, хрящи, сухожилия, жир, и даже личинки, живущие в шкуре оленя - всё поедалось с большим удовольствием в сыром виде сразу после разделки туши.

Как и их прародитель Куйкынняку, коряки всегда любили ягоды, различные травы и корешки, которые использовали для приготовления каши-толкуши. Рецепт каши прост и незатейлив: порошок из кипрея (иван-чай) смешивается с различными ягодами и растопленным нерпичьим жиром, молотой икрой или любой другой рыбой. А вообще, коряки издревле очень неприхотливы и умеренны в еде.


Корякский дом в тундре и на берегу

На улице задувает сильный ветер, но нам совсем не холодно: мы сидим на шкурах в теплой яранге вокруг горящего очага. Не смотря на то, что на дворе уже почти май, весна еще не успела ступить на полуостров.


Яранга в этническом стойбище «Кайныран», где мы и познакомились с Лидией Иннокентьевной, сейчас покрыта простым брезентом, так как наружные шкуры сильно износились. Это летний вариант жилья, но в ближайшем будущем хозяева этнокультурного центра надеются закупить новые теплые оленьи шкуры.

В ярангах, как правило, жили кочевые коряки, а у приморских жителей дом был построен более основательно.

Для начала давайте немного разберемся, чем яранга отличается от ненецкого чума или, к примеру, от кочевой среднеазиатской юрты. Яранга по строению похожа на юрту, но обычно она меньше по размеру, так как отапливать помещение в холоде намного сложнее, чем при сравнительно мягкой степной среднеазиатской погоде. Отличается также покрытие: юрта как правило покрыта войлоком, а яранга шкурами оленей. Яранга также похожа на чум, но ее конструкция сложнее и массивнее. Ненецкий чум легко собирается, перевозится, и очень быстро полностью согревается очагом. В яранге же самым теплым местом является спальня или полог - небольшое квадратное помещение, целиком накрытое шкурами мехом внутрь, куда на ночь забиралась вся семья. Внутри зажигали светильник на основе тюленьего жира - «жирник», и тогда в пологе становилось настолько тепло, что даже в самые лютые морозы хозяева могли спать без одежды.


Слева направо: чум, яранга и юрта.

Береговые коряки издревле строили полуподземные бревенчатые жилища необычной формы. У деревянного дома есть зимний (верхний) вход на крыше, который также служит дымоотводом, и летний (нижний) вход, ведущий с улицы через сени. Ближе к зиме летний вход полностью засыпается снегом и тогда в жилище можно попасть только спустившись по лестнице через верхний вход. Лестница скорее напоминает столб со множеством отверстий для ног. Этнографы считают, что подобные полуподземные дома были изобретены гораздо раньше яранги, но, к сожалению, в современном мире эти постройки можно встретить только в музеях.

Обычай строить землянки встречается также у чукч, северо-западных индейцев, эскимосов, айнов. Остатки подобных строений были найдены также на Сахалине, в Гренландии, и даже на берегах Ледовитого океана. По-видимому, много тысяч лет назад схожий климат и условия жизни способствовали такому широкому распространению именно этого типа жилища.

Ближе к современности культурные грани внутри самого народа стали размываться, и теперь именно яранга является олицетворением родного и любимого дома для любого коряка.

В Советском союзе коряков переселили из родных жилищ в специально организованные поселки, где обязательно была школа и больница.

Молодая письменность

В начале 30-хх годов 20-го века на основе латиницы была создана корякская письменность, а впоследствии язык стали записывать русским алфавитом. Благодаря этому появились корякские литераторы, такие как Кецай Кеккетын, а чуть позже и Коянто, усилиями которых широкая общественность глубже узнала культуру и обычаи этого древнего народа, проникла в его мысли. Но начиная с 50-хх годов 20-го века корякский язык исчезает из образовательной программы камчатских школ. Это дурно повлияло на дальнейшее развитие литературного творчества и привело к тому, что родной язык стал потихоньку забываться среди молодежи, но такие люди как Лидия Иннокентиевна берегут родную культуру и всеми способами стараются передать ее молодому поколению.

-Знаете, а ведь Лидия Иннокентиевна у нас самая настоящая звезда, руководитель ансамбля, общественный деятель и большой специалист! - чуть позже рассказала нам Ирина, хранитель этнического стойбища «Кайныран». - Лидию Иннокентиевну зовут даже заграницу, чтобы она помогала их специалистам изучать корякский язык. Вот недавно она вернулась из Японии, куда ее регулярно приглашают как консультанта для составления корякско-японского словаря. Они там очень интересуются культурой народов Камчатки.

А вот как звучат корякский язык вживую:

На видео Лидия Иннокентьевна исполняет для нас ритмичные корякские песни и сказки, одна из которых ее родовая мелодия.

Собака - закадычный друг

Ирина показывает нам стойбище и рассказывает о необычной и очень выносливой породе собак-камчадалов. «Кайныран» это еще и питомник ездовых собак, которые не просто возят всех желающих, а еще и участвуют в легендарной гонке каюров (погонщик собак, запряженных в нарту) под названием «Берингия».

- У нас есть свой собачий «детский сад». Здесь мы растим будущих чемпионов. Ездовые собаки счастливы, когда везут упряжку, так как у них природная потребность в беге с нагрузкой. Каждая собака в питомнике уникальна, у всех свой характер: кто-то шалит, кто-то с детства становится вожаком, а кто-то все время прячется за мамку. Мы очень хотим возродить традиции камчатского собаководства, ведь наши предки не мыслили жизни без собак. - Вдохновленно рассказывает Ирина. - А вот здесь у нас живет полу-волк. Его нам подбросили еще щенком. Посмотрите как он к вам ластится, подставляя спину, видите? Заискивает, пытается найти контакт. Это такая волчья привычка ,- объясняет Ирина.

Собака на Камчатке животное не просто почтенное, а мистическое. Коряки верят, что собаки охраняют вход в царство мертвых. Плохо придется тому, кто при жизни плохо обходился с собаками, а потому коряки своих питомцев издревле оберегают, хорошо кормят (преимущественно рыбой) и воспитывают исключительно лаской.

- Ездовые собаки отличаются особенной преданностью своей стае, особенно стоя в упряжке, - продолжает Ирина - вот и наш знаменитый Агат наглядный тому пример. Во время одной из гонок у него на лапе началась гангрена. Несмотря на то, что мы собак очень бережем, надеваем им специальные носочки во время бега, все равно бывают такие случаи... - Ирина поглаживает гордого Агата, у которого, к слову, все четыре лапы на месте. - Мы решили оставить Агата в ближайшем по пути селе и забрать его на обратном пути, оставив деньги ветеринару на лечение, но когда упряжка двинулась в путь, то Агат, услышав вой своей стаи, просто напросто перегрыз веревку и вернулся к нарте. И что вы думаете? Его даже пришлось иной раз ставить в упряжку, так как он совершенно не желал ехать сидя в нарте. - с содроганием вспоминает Ирина. - Мы постоянно смазывали ему лапы специальными мазями и, как оказалось, бег по чистому снегу пошел ему на пользу. Мы так счастливы, что все закончилось хорошо!


Агат - типичный представитель камчатской ездовой собаки

10 особенностей коряков, безвозвратно ушедших в прошлое

1. Названия месяцев в корякском языке были продиктованы самой природой . Например, первый месяц года - декабрь назывался «месяцем холодных ветров», февраль - «месяцем ложного вымени», а ноябрь - «месяцем течки горных баранов». Сейчас коряки пользуются тем же календарем, что и все жители России.

2. Коряки были выдающимися воинами . В частности, приморские коряки были прекрасными стрелками из лука. Эта особенность объясняется тем, что в древние времена корякам постоянно приходилось воевать со своими соседями чукчами за обладание оленьими стадами. Подчас войны были кровопролитные и масштабные. Начиная с конца 17 века коряки стали отчаянно сопротивляться казакам-завоевателям. Оборона держалась вплоть до середины следующего века. После покорения русскими Дальнего Востока между коренными народами воцарился мир. Сейчас старые луки и стрелы передаются от поколения к поколению как семейное достояние.

3. В прошлом корякские мужчины иногда употребляли сушеные мухоморы в качестве опьяняющего средства . Алкоголь появился только с приходом русских, и, тем не менее, многие коряки продолжали употреблять именно мухоморы, так как последствия от них, такие как похмелье, не настолько болезненные, как от водки.

4. Коряки татуировали лицо, протягивая под кожей иглу с ниткой, смазанной жиром и углем . Так татуировались и женщины, и мужчины в качестве особой защиты в глубокой древности. Например, женщины верили, что татуировка в нескольких полос вдоль носа поможет от бесплодия.

5. Коряки - искусные умельцы, кузнецы, камнерезы и даже скульпторы . Фигурки, которые коряки делали из костей животных и моржового клыка, отличаются особой живостью и художественностью. Особенно развито искусство было у береговых коряков. Изобразительное искусство живо до сих пор, а вот ковать оружие и делать наконечники для стрел корякам уже не приходится.

6. Коряки издревле были целомудренным народом . Раньше у девушек до замужества не должно было быть никаких отношений с мужчинами: запрещалось даже дотрагиваться до незамужней девушки, а если юноша попросил у нее, к примеру, принести ему попить воды, то родственники девушки могли принудить кавалера вести ее под венец. Сейчас настолько строгие нравы уже ушли в прошлое, но целомудрие до сих пор в цене.

7. Корякские женихи отрабатывали невесту от полугода до трех лет . Да-да, мало того, что любимую девушку было не обнять без осуждения, так еще и надо отработать у ее родственников. Молодому человеку всерьез решившему жениться приходилось пройти серьезное испытание на выносливость, настойчивость, ловкость, преданность и усердие, выполняя самую сложную и грязную работы в течение длительного времени. Живя в доме будущего тестя юноша мог видеть будущую жену только после того, как ее отец скажет, что отработка окончена.

8. Юноша не мог получить невесту без борьбы . И вот период отработки окончен, но здесь на плечи корякского юноши ложилось новое испытание: поймать невесту, разрезать ее глухой комбинезон и схватить за половые органы. Невеста должна была отчаянно сопротивляться будущему мужу, что доказывает ее невинность. Сопротивление могло длиться от нескольких часов до нескольких недель. Если жених не нравился невесте, то ей помогали прятаться ее родственники и друзья.

9. Очаг считался главным покровителем семьи и был под строгим табу для посторонних, также, как и родовой бубен.

10. У коряков существовало многоженство и многомужество . Полигамные союзы, как правило, образовывались если погибал кто-то из родственников. Например, если умер старший брат и у него осталась жена, то она переходила в жены младшему брату. Если такая жена была слишком стара, чтобы иметь детей, то мужчина брал в жены молодую женщину. Тоже самое касается и многомужества. Обычай наследовать жен или мужей тесно связан с родством нескольких семей и прекращением кровной мести. Удачно заключенный брак между выходцами из враждующих родов мог положить конец длительной вражде не только на земле, но и среди усопших предков. Таким образом, наследование жен и мужей не давало оборваться связи между родами. Бывало и так, что по тем же причинам коряк, например, после смерти жены ехал в ее родную деревню, чтобы жениться на ее родственнице.

Познакомившись с культурой коряков поближе понимаешь, что им удалось пронести свою самобытность сквозь вехи времен. Какие-то обычаи несомненно отошли на второй план, уклад жизни стал более современным, но традиции их живы. А если посмотреть на шкалу численности корякского населения России, то становится ясно, что с начала 20-го века коряков не стало меньше, а потому есть надежда, что впереди этот народ ждет только лучшее.

Коряки (единого самоназвания нет; групповые самоназвания: чавчыв, чавчу, нымылгын ) - народ, коренные жители полуострова Камчатка. Населяют Корякский автономный округ Камчатского области, Чукотский автономный округ, а также северные районы Магаданской области.

По месту жительства и культурно-хозяйственному типу коряки, как и чукчи, делятся на две группы – тундровые (оленные, кочевые оленеводы) и приморские (оседлые, береговые, «сидячие» коряки, морские зверобои, рыболовы, охотники).

Численность в России 8,9 тыс. человек. Говорят на корякском языке, относящимся к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Ближайшими соседями коряков являются чукчи . Общая численность коряков до прихода русских составляла около 10 тыс. человек.

Этноним

Единого самоназвания коряки не имели. Групповое самоназвание: чывчавыв (ед. ч. чавчыв, чавчу ) – оленевод, «богатый оленями», для обозначения оленных коряков; нымылъу (ед.ч. нымылъын ), нымылгын, «местный житель», поселянин – самоназвание приморских коряков. Название «коряки» (XVII в.) происходит от корякского корня кор - «олень». Основой для названия послужила форма местного падежа от этого корня – корак, т.е. «у оленей находящиеся». По другой версии этноним «коряк» был заимствован русскими от юкагиров или эвенов, которые называли коряков кӓрӓкӓ (юкагирское название) или хэëкэл («тот, кто показывается из-за бугра» - эвенское название).

Численность

Численность коряков в 1989 г. составляла в СССР 9242 чел., в т.ч. в РФ - 8942. В Корякском автономном округе коряков 6572 (71% от общего числа). В Магаданской области – около 11% (1013 чел.). Заметной миграцией становится коряков за пределы традиционной территории обитания. Так, если общая численность коряков выросла в 1970-1989 гг. на 25%, то в Корякском автономном округе лишь на 11%. В 2002 г. численность коряков в России составила 8743 человек.

Язык

Первые сведения о языке коряков были собраны С.П. Крашенинниковым в середине XVIII в. До начала XX в. Корякский язык почти не изучался. Его изучение было возобновлено и поставлено на научную основу В.Г. Богоразом . В трудах ученых получило обоснование родство корякского языка с другими языками чукотско-камчатской группы. Корякский язык представлен рядом диалектов, самый распространенный их которых чавчувенский диалект. На нем базируется корякская письменность на русской графической основе. Диалекты корякского языка изучены мало.

История

Проблема происхождения коряков разработана пока недостаточно. Археологические находки остатков жилищ, керамики, каменных и костяных орудий на территории северо-западной части Камчатки и побережья Охотского моря следует отнести к предкам современных приморских коряков. Древнейшие предки приморских коряков – племена древнекорякской культуры Охотского побережья, сложившейся в период неолита на основе охотничье-рыболовческого хозяйства. На рубеже I в. до н. э. – I в н. э. древнекорякская культура развилась в культуру морских зверобоев. В древнейшем происходил процесс формирования корякской этнической общности. В результате перехода к морскому зверобойному промыслу и оседлости произошло постепенное обособление отдельных групп древних коряков и дробление древнекорякского языка на ряд диалектов. Вопрос о времени приобщения коряков к оленеводству и путях его распространения остается открытым. Предполагается, что оленеводство развилось у приморских коряков в результате их контактов с тунгусскими племенами в районе Пенжинской губы и на восточном побережье Камчатского полуострова, примыкающего к Чукотке. Существует и другая точка зрения на этногенез коряков, согласно которой предки коряков в период неолита населяли районы центральной Чукотки, откуда во II тыс. до н.э. продвинулась к побережью Охотского моря, где восприняли приморский образ жизни.

Памятники устного народного творчества крайнего северо-востока свидетельствуют о тесном взаимоотношениях коряков с чукчами , эвенами , юкагирами , ительменами . Эти отношение выражались, с одной стороны, в межплеменном обмене, с другой – в военных столкновениях между приморскими и оленными коряками.

Первые сведения о коряках были получены в сер. XVII в. от казаков Семена Дежнева и Михаила Стадухина. Движение русских на Камчатку началось с походом Морозко (1690) и В. Атласова (1697 – 1998 гг.). Со второй пол. XVIII в. устанавливаются тесные торговые отношения между коряками и русскими.

Жилище

Зимние кочевые палатки оленных коряков

Жилищем коряков-оленеводов являлась яранга (яяӈа – на чавчувенском диалекте; рараӈа – на алюторском диалекте). Она представляла собой цилиндрический в основании, конический в верхней части шатер с остовом из шестов и покрытием из оленьих шкур шерстью наружу. На стойбище обычно стояло от двух до пяти яранг. Жилищем почти всех береговых коряков служила полуземлянка (лымгыян ), основу которой составляла обширная яма глубиной 1-1,5 м, выложенная внутри вертикальными бревнами в виде частокола в форме неправильного восьмиугольника. Свод кровли имел вид усеченного конуса с наружным щитом-растубом в форме воронки. Вверху крыши оставлялось отверстие, служившее выходом для дыма, световым окном и выходом из землянки в зимнее время. В качестве лестницы использовали толстое бревно с выемками-ступеньками. В полуземлянке могли проживать несколько семей. Летом рыбаки жили в каркасных сооружениях на помостах.

С конца XIX в. некоторые коряки стали жить в бревенчатых избах русского типа. В настоящее время коряки живут в поселках с типовыми домами, оленеводы - в ярангах и шалашах.

Пища

Основной пищей коряков-оленеводов являлось оленье мясо, обычно вареное. Береговые жители ели рыбу и мясо морских животных. В большом количестве коряки употребляли в пищу различные съедобные растения в качестве приправ к мясным блюдам и как отдельные кушанья. С конца XIX в. все большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар. Сильно распространен был листовой табак. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства употребляли мухомор.

Хозяйство

В прошлом коряки подразделялись на девять территориальных групп, самые многочисленные из которых были чавчувены – оленеводы, составлявшие половину всей народности, и алюторцы , населявшие обширную территорию Камчатского перешейка (побережья Берингова моря и побережье Охотского моря) были типичными оленеводами; пушная охота была подсобным занятием, рыболовство также не играло заметной роли. В хозяйстве алюторцев имело место редкое сочетание рыболовства и морского промысла с оленеводством. Для остальных семи групп коряков также был характерен комплексный тип хозяйства.

Оленеводство представляло двумя типами: крупностадное и мелкостадное. Крупностадное оленеводство существовало у коряков-чавчувенов. Поголовье их стад насчитывало до 10 тыс. оленей. Оленеводство было кочевым. Выпас оленей осуществлялся силами пастухов без помощи собак. Зимой стадо паслось вблизи стойбища. В течение зимнего времени все стойбище совершало несколько перекочевок на новые пастбища. Летом пастухи угоняли стадо в горы, где был обильный корм для оленей. Стойбища располагались в это время года по берегам речек. Осенью пастухи подгоняли стадо к стойбищу. По первому снегу стадо и стойбище откочевывало на места зимних пастбищ. Олень давал главный продукт питания – мясо и основной материал для одежды и устройства жилищ – шкуры и жилы, из которых изготавливались нитки. Олень также служил у чавчувенов единственным средством передвижения.

Мелкостадное оленеводство существовало у коряков-алюторцев. Их стада насчитывали в редких случаях 1000 оленей. Характерной чертой оленеводства алюторцев являлось использование собак как ездовых животных. В каждом хозяйстве было несколько собачьих упряжек. На оленях алюторцы совершали лишь недалекие поездки. Для алюторцев характерно было сочетание оленеводство с морским промыслом и рыболовством. Весной все алюторцы выезжали на морской промысел для охоты на плавучих льдах. Летом, во время хода рыбы, алюторцы прикочевывали на устье рек, где совместно с чавчувенами заготовляли рыбу на зиму. Оленьи стада на это время оставались под присмотром молодежи. Второй тип корякского оленеводства возник значительно позже первого.

Северные оседлые коряки занимались промыслом морского зверя, который делился на два сезона: весенний и осенний. Весенний сезон начинался в середине марта и заканчивался во второй половине июня. Осенний сезон начинался в середине сентября и заканчивался во второй половине ноября. На морскую охоту выезжали на байдарках и баркасах. В древности у коряков был развит промысел кита. По преданиям охота на него производилась с помощью большой сети, сплетенной из толстых ремней. Сеть прикреплялась к прибрежным скалам и утесам. Охотники загоняли в сеть кита, который в ней запутывался. Загнанного в сеть кита охотники добивали копьями и гарпунами, затем вытаскивали на берег.

Из шкур морских животных изготовляли ремни и подошвы для обуви. Мясо и жир шли в пищу, ими запасались впрок. Жир также служил для освещения. Излишки продуктов морского промысла обменивались на продукты оленеводства.

У восточных и западных оседлых коряков побережья Берингова моря основой хозяйства было оленеводство. Рыбный промысел занимал весь летний период и начало осени. Самым распространенным способом лова рыбы у коряков были запоры, когда река с двух берегов перегораживалась сходящимися изгородями из прутьев и кольев. Ловили рыбу также при помощи железного крючка «марика» и сачка «черпушки».

Большая часть лова шла на приготовления юколы, которая весь год была основной пищей людей и главным кормом для собак. Готовую юколу складывали для хранения в амбары – шалаши на высоких сваях, крытые сухой травой. Приготовлением юколы обычно занимались женщины.

Важным подспорьем в хозяйстве оседлых и кочевых коряков служила охота, который занимались мужчины. На мясо добывали медведей, тарабаганов, диких оленей, горных баранов. Из пушных животных добывали лисицу, росомаху, зайцев, горностаев, камчатского соболя. Соболей ловили сеткой, на горностая ставили капкан, прочих зверей били стрелами, позднее ружьями.

Значительную роль в хозяйстве коряков играл сбор съедобных растений. Им занимались исключительно женщины и дети. Съедобные корни добывались преимущественно из мышиных нор. Из ягод собирали морошку, голубику. У оседлых коряков было развито собирательство съедобных моллюсков, яиц диких птиц, морской капусты, съедобных трав: дикого щавеля, сараны, кипрея, борщевика и др.

Традиционными домашними промыслами были обработка дерева, кости, металла, камня; плетение, выделка шкур. В древности корякам были известны гончарство. В хозяйстве широко применяли дерево и кость. Из дерева изготовляли оленьи и собачьи нарты, лодки, весла, копья, домашняя утварь. Из кости и рога оленя делали ножи для разделки рыбы, кирки, наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчесывания трав. До начала XX в. в обиходе коряков были еще каменные топоры и наконечники копий. С приходом русских среди коряков, стало распространяться огородничество, молочное животноводство, коневодство. В настоящее время традиционные отрасли – оленеводство и рыболовство – определяют экономическую направленность Камчатского автономного округа.

Транспорт

Транспортными животными у кочевых коряков были олени, которых запрягали в нарту, у оседлых – ездовые собаки, которых также запрягали в нарту. Полная упряжка собак состояла из 10-12 животных.

Для передвижения по воде (морю), коряки использовали кожаные лодки – каяки и байдарки. Байдарка использовалась, главным образом, как промысловая лодка. Летом по воде коряки передвигались на батах – лодках, выдолбленных из толстых древесных стволов. Управлялась такая лодка специальным длинным шестом. Для выхода в море использовали сдвоенные баты, соединяя две лодки при помощи толстых поперечных палок.

Музыка и танец

Игра на бубне, мужчины. с. Лесная, Тигильский район.

Важная составная часть духовной культуры коряков – хореографическое искусство, песни и музыка. Существовало четкое разграничение танцев на обрядовые и игровые. Среди песен можно отметить т.н. личные песни – песни, которые созданы и исполняются только одним человеком или подарены родителями и родственниками. Кроме личных песен широко распространены семейно-обрядовые, исполняемые в семье и передающиеся по наследству. Основным музыкальным инструментов коряков является бубен яяй , известны также вертушка тэллытал , издающая жужжащий звук при ее растягивании, свирель из коры и древесины, дудочка эйӈэчг’ын из борщевика, манок из пера утки галгычгын , который использовался как мундштучный аэрофон, перо чайки с регулятором звука гычгын яӄъяӄин и др.

Одежда

Кухлянка с капюшоном и нагрудником из камусов

Традиционную одежду коряков можно отнести к так называемому глухому типу. Основным материалом для пошива одежды у коряков в конце XIX - начале XX века служили оленьи шкуры и ровдуга, сменившие и окончательно вытеснившие к этому времени шкуры горного барана. Летняя одежда коряков имела тот же крой, что и зимняя, но изготовлялась из более лёгких материалов. Для украшения одежды коряки использовали шкуры других пушных зверей. Также одежда украшалась орнаментом и подвесками. В качестве украшений носили также браслеты, серьги, подвески, которые переделывались из старых медных и серебряных вещей. К началу XX столетия заметное распространение у них получила одежда, шитая из покупных материалов.

Семья и родовые отношения

Производственная и общественная жизнь тундровых коряков сосредотачивалось в стойбище. Раньше вместе с табунами кочевали семьи, которые выпасывали стада. Сейчас кочуют только работники табуна.

Родовая общность состояла не только из родственников. В социальное формирование входили сироты, одинокие мужчины и женщины, «вольные люди». «Вольных людей» род не приглашал и не выгонял из своей общины. Обычно это были мужчины. Они могли в любое время уйти в другое стойбище. Родовой принцип организации общности у народностей Севера на Камчатке долго сохранялся. По древним обычаям все сироты, одинокие, больные и вольные люди в роду и племени пользовались покровительством и считались родственниками и членами семьи. Особое отношение в семье было к старикам. Дети относились с почтением к старшим и слушали их советов.

Род и племя жили исключительно за счёт того, что самим удаётся создать, добыть, поэтому ответственность за судьбу рода каждый его член чувствовал с малолетства, так как человек был полностью зависим от природы. Главной в стойбище раньше считалась яранга владельца большей части стада. В ней жила семья: жена ӈэв’г’эн , холостые, женатые сыновья кмиӈу , дочери ӈавакыкав’ . В состав семьи входили братья ӄайтакалӈо . Глава стойбища являлся распорядителем всей хозяйственной жизни. Внутристойбищные связи были достаточно прочными и охватывали все стороны хозяйственной и общественной жизни коллектива. Они основывались на совместном ведении оленеводческого хозяйства, коллективном выпасе стад, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Родственные связи обычно охватывали всю кочевую группу.

Традиционное мировоззрение и ритуальные обряды

Вселенная, по представлениям коряков, состояла из пяти миров: земля, населенная людьми, два мира над ней и два внизу. Нижний из верхних миров населен людьми-облаками, верхний - обиталище Верховного божества. Из подземных миров верхний населен калаг’ами - злыми духами, в нижнем обитают тени мертвых. Все миры представлялись взаимопроницаемыми. Животные, люди, духи переходили из одного мира в другой. Мир умерших был как бы частью мира живущих. Жители подземного мира заботились о своих родных, оставшихся на земле, посылая им на охоте животных, помогая во всех делах; живые слали подарки умершим родственникам.

Существовал семейный и профессиональный шаманизм. Шаманом нельзя было стать по собственной воле, нельзя было и уклониться от этой миссии. Считалось, что духи сами выбирают человека для этой роли. Специальной шаманской одежды у коряков не было. Главным шаманским атрибутом был бубен яяй . Важное место в традиционном мировоззрении занимали представления о системе охранителей. Свой охранитель (шест) имелся у каждого корякского поселения.

Жизнь коряка от рождения до смерти была пронизана многочисленными ритуалами, обрядами и запретами. В основе обрядов, выполняемых по случаю добычи животных лежал древнейший миф об умирающем и воскрешающем звере. Особенно яркое выражение он нашел в празднике, устраиваемом после охоты на медведя, которого коряки считали двоюродным братом человека. Подобные обрядовые действия оседлые и часть оленных коряков совершали и над первой пойманной рыбой. Только после этого ее разрешалось употреблять в пищу. Особо почитался кит. Обрядовые церемонии, сопровождавшие его добычу, существовали у алюторцев, коряков Пенжинской губы и северо-западного побережья Охотского моря.

Коряки

Коряки – коренной малочисленный народ, прежде всего севера Камчатки . Сейчас коряки компактно живут также в Магаданской области и Чукотском автономном округе. По переписи 2010 года, в России насчитывается чуть меньше 8 тыс. коряков .

Издавна вся жизнь коряков была связана с суровой природой Камчатки и всецело зависела от нее. Коряки обожествляли малейшие явления природы и верили, что животные переходят вместе с человеком и духами из одного мира в другой.

Само название "коряки", по основной версии, происходит от "кор" - олень и переводится как "у оленей находящиеся". В этом именовании превосходно отражен их взгляд на мир: не животные при человеке, а человек при животном.

Хозяйство и быт коряков

Все племена коряков делились на два основных типа: кочевых оленеводов (чавчавыв, или чавчувен) и оседлых приморских (нымылан). В каждую группу входило несколько племен. Например, одних только корякских диалектов ученые насчитали 11. Особой группой являются алюторцы: они сочетали и рыболовство, и оленеводство.

Быт и уклад этих племен отличались между собой. Так, кочевые жили в ярангах – переносных шатрах, покрытых оленьими шкурами. Из таких яранг, в которых располагались по несколько семей, устраивали временные поселения. Оседлые коряки летом ставили шалаши на берегах рек, а зимой жили в полуземлянках, удаленных от воды на 10-30 км.

Выжить в суровых условиях Камчатки можно было только сообща, поэтому коряки объединялись в большие родственные общины. Главной считалась отцовская линия. У оленеводов глава владел большей частью стада, а объединения береговых коряков могли быть, например, байдарочными – пользующимися одной байдарой. Но и сюда принимались в первую очередь родственники. Правда, и в этот патриархальный уклад со временем проникли коммерческие отношения: с XVIII века кочевые коряки начинают постепенно делиться на богатых и бедных. Это связано с тем, что площади для выпаса стада считались общими, а вот олени были частными. Кто-то богател настолько, что нуждался в батраках, и в общину начали принимать и не родственников. Вместе с тем, принято было заботиться о сиротах, стариках, больных и одиноких людях. Взаимопомощь была основой существования.

Иногда она проявлялась и в особых формах. До самого начала ХХ века у коряков сохранились обычаи левирата (после смерти старшего брата его младший брат женился на вдове и брал опеку над семьей) и сорората (оставшись вдовцом, мужчина женился на младшей сестре жены).

Главные праздники коряков

Значительную часть бытовой лексики коряков составляют слова, связанные с животным миром, охотой, зимой. И это не удивительно: без удачной охоты на зверя человек был обречен на гибель. Вот почему все основные праздники этого народа связаны с животными. Так, у коряков-оленеводов главными торжествами были осенние "Перегонять оленей" и Праздник забоя оленей, зимний "Возвращение Солнца", весенний Праздник рогов. У оседлых были праздники спуска байдары, Первой рыбы, Первой нерпы, а осенью – "Хололо" ("Ололо"), или праздник нерпы. В случае крупной добычи коряки также устраивали особые праздники. На них танцевали обрядовые пляски, в которых подражали движениям животных и птиц. Многие ритуалы опирались на миф об умирающем и воскрешающем звере. Особое отношение у коряков было к медведю, которого они считали двоюродным братом человека. После охоты на медведя устраивали большой религиозный праздник. Некоторые оседлые коряки так же обожествляли кита.

Обряды и ритуалы

Подобное отношение к животному миру отразилось не только на "охотничьих" обрядах, но и на всех главных в жизни человека церемониях. Одной из них, безусловно, является свадьба.

Так, чтобы получить жену, мужчина должен был пройти ряд испытаний. Сначала трудом: некоторое время он работал в хозяйстве будущего тестя. К нему присматривались, проверяли умения. Если испытательный срок завершался успешно, необходимо было провести обряд хватания: догнать убегающую невесту и дотронуться до ее тела. Формальный по сути (девушка и не думала убегать по-настоящему), этот обряд выполнял важную для коряков функцию – реконструкции процесса охоты.

Свой след теснейшая связь с природой оставила и в похоронном обряде. В погребальный костер с умершим отправлялись лук и стрелы, предметы первой необходимости. Клали туда и подарки ранее умершим родственникам, чтобы те в ответ прислали на охоте хорошего зверя. К смерти готовились заранее. Еще при жизни человеку шили погребальную одежду, оставляя ее немного неготовой. Считалось, что если дошить ее до конца, человек и умрет раньше. Затем, уже после кончины, погребальный наряд заканчивали некрасивым грубым швом. Сама смерть не воспринималась чем-то конечным. В мировоззрении коряков насчитывалось пять связанных между собой миров, а живые и мертвые могут помогать друг другу силами природы. Даже у южных береговых коряков, которые раньше остальных приняли православие, христианские верования еще долго сочетались с обрядами предков.

Издавна коряки выживали за счет того, что удалось добыть сообща. В их мире нет ничего лишнего. В пищу шли мясо и жир животных, рыба, продукты собирательства. Из шкур делали одежду и жилище, которое освещали растопленным жиром. Кожей обтягивали лодки. Даже из носиков, хвостов и лап убитых зверей изготавливали амулеты, которые, как верили коряки, защищают их от всего дурного. Эта картина мира поражает своей целостностью, в ней каждый на своем месте и выполняет предназначенную ему роль, от которой зависит жизнь окружающих.

Все связаны со всеми и с природой. Это именно то, чего не хватает современному человеку.

Мария Андреева

Место проживания - Корякский автономный округ, Камчатская область.

Язык - чукотско-камчатская семья языков.

Самоназвание; расселение. К началу контакта с русскими в XVIII веке коряки делились на кочевых (самоназвание чав’чу - "оленевод") и оседлых (нымылъо - "жители", "поселяне"), в свою очередь подразделявшихся на несколько обособленных групп: карагинцы (каран’ынылъо ), паренцы (пойтылъо ), каменцы (вайкынэлъо ) и т. д. Кочевые расселялись во внутренних районах Камчатки и на прилегающей материковой части, оседлые (береговые) - на восточном и западном побережьях Камчатки, а также в районе Пенжинской губы и полуострова Тайгонос.

Письменность существует с 1931 года на латинской, а с 1936 года - на русской графической основе.

Промыслы, орудия промыслов и орудия труда, средства передвижения. Для кочевых коряков - чавчувенов характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. В течение года они совершали четыре главные перекочевки: весной (перед отелом) - на ягельные пастбища, летом - в места, где меньше гнуса (комаров, мошек и пр.), осенью - ближе к стойбищам, где происходил забой оленей, и зимой - короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями пастухов служили посох, аркан (чав’ат ) - длинная веревка с петлей для ловли оленей, а также палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и после броска возвращающаяся к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой чавчувены охотились на пушных зверей.

В хозяйстве нымылъо - оседлых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство.

Морской зверобойный промысел - основное занятие жителей Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев). Он также играл важную роль у апукинцев и карагинцев, в меньшей степени - у паланцев. Охота на морского зверя весной носила индивидуальный, а осенью - коллективный характер, начиналась в конце мая - начале июня и продолжалась до октября. Основными орудиями были гарпун (в’эмэк ) и сети. Передвигались на кожаных байдарах (култаытвыыт - "лодка из шкур лахтака") и одноместных челнах-каяках (мытыв ). Добывали лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку. До середины XIX века оседлые коряки Пенжинской губы охотились на китообразных. Добычей моржа занимались апукинцы и карагинцы.

К концу XIX века в результате истребления китов и моржей американскими китобоями промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике нымылъо стало играть рыболовство. С весны до осени с моря в реки восточного побережья Камчатки шли огромные косяки лососевых рыб: гольца, нерки, кижуча, кунжи; в феврале - марте в заливы заходили корюшка, навага, в апреле - мае воды у берегов "кипели" от сельди, пришедшей для икрометания. Для ловли рыбы использовали запоры, сети ставного и сачкового типа, удочки и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на птиц, копытных и пушных зверей, собирательством дикорастущих ягод и съедобных корней. Из орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (насторожка срывается, и бревно придавливает зверька), черканы и тому подобное, а с конца XVIII века стали пользоваться огнестрельным оружием.

Карагинцы и паланцы освоили огородничество и скотоводство.

Жилища. Кочевые коряки жили летом и зимой в переносных каркасных ярангах (яяна ), основу которых составляли три шеста высотой 3,5–5 метров, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром 4–10 метров, укрепляли невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные поперечными перекладинами. Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур, мехом наружу. Внутри вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна ), по форме напоминающие перевернутый вверх дном ящик высотой 1,3–1,5 метра, длиной 2–4 метра, шириной 1,3–2 метра. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.

У оседлых коряков преобладающим типом жилища была полуземлянка (лымгыян , яяна ) длиной до 15 метров, шириной до 12 метров и высотой до 7 метров. При ее сооружении в круглую яму глубиной 1–1,5 метра по окружности вкапывали восемь вертикальных столбов и четыре - в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда распиленных вдоль бревен, образующих стены жилища, сверху скрепленные поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья - заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 сантиметров от центрального бревна с зарубками, по которому зимой через верхнее отверстие попадали в жилище. В промысловый сезон входом служил боковой коридор. Внутри такой землянки на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные пологи из вытертых шкур оленя или выношенной меховой одежды.

В начале XIX века под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы. К концу XIX века карагинцы и частично паланцы начали строить наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивали кишками морских животных или медведя. В центре таких жилищ устанавливали железную или кирпичную печь с трубой, вдоль стен сооружали деревянные нары.

Одежда. У всех групп одежда коряков была глухого покроя. Чавчувены шили ее обычно из оленьих шкур, приморские использовали, наряду с оленьими, шкуры морских животных. Украшением служил мех собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом - одинарную одежду. "Всепогодный" мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние - из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги. До конца XIX века береговые коряки-охотники во время промыслового сезона ходили в штанах из тюленьих шкур.

Защищая кухлянку от снега, надевали широкую рубаху - камлейку - с капюшоном из ровдуги или ткани, которую носили также и летом в сухую погоду. Для дождливой погоды служила камлейка из ровдуги, обработанной мочой и прокопченной дымом.

Зимняя и летняя мужская обувь - башмаковидного кроя с длинным (до колен) или коротким (до щиколоток) голенищем. Зимнюю шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю - из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур, ровдуги или непромокаемой продымленной шкуры оленя с подстриженным ворсом. Подошву делали из шкуры лахтака, кожи моржа, оленьих щеток (часть шкуры с длинной шерстью с ноги оленя над копытом).

Меховой мужской головной убор - малахай капорообразного кроя с наушниками - носили зимой и летом. В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит ) из оленьего камуса.

Женщины шили для себя меховой двойной комбинезон до колен. Для нижнего комбинезона чавчувенки подбирали однотонные тонкие шкуры молодых , для верхнего предпочитали пестрые. У приморских корячек в одежде преобладают чередующиеся белые и темные полосы оленьего камуса и меховая мозаика. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги, украшали их полосками красной ткани, вставленными в швы. Поверх комбинезона женщины зимой носили двойную или одинарную кухлянку, сходную с мужской, а весной, летом и осенью - меховую рубаху гагаглю (кагав’лён ) мехом внутрь, значительно длиннее мужской кухлянки. Перед и спинку гагагли украшали бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, а также бисером. Специальных головных женских уборов не было. Во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи. Женскую обувь украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, но по крою и материалам она была идентична мужской. Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.

До пяти-шестилетнего возраста ребенку шили комбинезон с капюшоном (калны’ыкэй , кэкэй ): зимой - двойной, а летом - одинарный. Рукава и штанины комбинезона зашивали, а после того как ребенок начинал ходить, к штанинам пришивали меховую или ровдужную обувь. В одежде детей пяти-шестилетнего возраста уже четко прослеживалось предназначение ее по половому различию.

Пища. Питались оленные коряки мясом оленя, чаще всего вареным, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители ели мясо морских зверей, рыбу. С XVIII века появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую ели с тюленьим или оленьим жиром.

Социальная жизнь, власть, брак, семья. Основой социальной жизни была большая патриархальная (от лат. pater - "отец", arche - "власть") семейная община, объединявшая близких, а у оленных - иногда и отдаленных родственников по отцовской линии. Во главе ее стоял старейший мужчина. Браку предшествовал испытательный для жениха срок отработки в хозяйстве будущего тестя. По истечении его следовал так называемый обряд "хватания" (жених должен был поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела). Это давало право на брак. Переход в дом мужа сопровождался обрядами приобщения жены к очагу и семейному культу. Вплоть до начала ХХ века сохранялись обычаи левирата (от лат. levir - "деверь, брат мужа"): если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях, а также сорората (от лат. soror - "сестра"): вдовец должен жениться на сестре умершей жены.

Типичное селение береговых коряков объединяло несколько родственных семей. Существовали производственные объединения, в том числе байдарные (пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом.

Стойбище оленеводов, глава которого владел большей частью оленьего стада и руководил не только хозяйственной, но и общественной жизнью, насчитывало от двух до шести яранг. Внутри стойбища связи основывались на совместном выпасе оленей, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Начиная с XVIII века у кочевых коряков имущественное разделение (расслоение), обусловленное развитием частной собственности на оленей, привело к появлению бедняков-батраков, которые могли и не состоять в родстве с другими жителями стойбища.

В начале ХХ века произошло разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это было переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству.

Праздники, обряды. Главные обряды и праздники оседлых коряков XIX - начала ХХ века посвящались промыслу морских животных. Основные их моменты - торжественные встреча и проводы добытых животных (кита, касатки и др.). После исполнения ритуала шкуры, носы, лапки убитых животных пополняли связку семейных "охранителей".

Главный осенний праздник кочевых коряков — Коянайтатык - "Перегонять оленей" - устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали "возвращение солнца". В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.

У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей, похороны.

Для защиты от болезней и смерти обращались к шаманам, совершали различные жертвоприношения, носили амулеты. Преждевременный уход из жизни считали кознями злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили еще при жизни, но оставляли ее недошитой, опасаясь, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше. Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище. В это время спать строго запрещалось. Основной способ погребения - сожжение на костре из кедрового стланика. С умершим на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, лук и стрелы, продукты, подарки ранее умершим родственникам. У береговых коряков южных групп, крещенных еще в XVIII веке, православный похоронно-поминальный обряд переплетался с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником как с живым.

Фольклор, музыкальные инструменты. Основные жанры повествовательного фольклора коряков - мифы и сказки (лымныло ), исторические предания и легенды (панэнатво ), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку ) - Вороне. Он предстает и как творец, и как трикстер-проказник. Популярны сказки о животных. Персонажами в них чаще всего выступают мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери. В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого (войны коряков с , с , межплеменные стычки). В фольклоре заметны следы заимствований у других народов ( , русских).

Музыка представлена пением, речитативами, горлохрипением на вдохе и выдохе. К лирическим относят "именную песню" и "родовую песню", воспроизводящие местные и семейные напевы.

Общее корякское название музыкальных инструментов - г’эйнэчг’ын . Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.

Современная культурная жизнь. В школах дети изучают родной язык. В поселке Палана открыта школа искусств. При Доме культуры работают фольклорный коллектив, кружок корякского языка и национальный танцевальный коллектив "Вэем" ("Река"). На местном телевидении и радио ведутся передачи на корякском языке.

Для защиты интересов коренных жителей округа образована общественная организация "Коренные народы Севера Корякского автономного округа", во всех национальных селах, а также в Тигильском и Карагинском районах имеются ее первичные ячейки. В Корякском автономном округе принимают законы, которые должны помочь сохранить и возродить национальный уклад жизни, традиционные формы хозяйствования.

Об алюторцах. Как особая этнографическая группа коряков долгое время рассматривались алюторцы, олюторцы, алюторы (по-корякски и по-чукотски - алутальу , элутальу ). В русских источниках они впервые упоминаются с начала XVIII века как особый народ. Переписью 1989 года выделены в качестве самостоятельного народа.

Названы по селу Алют, по другой версии - от эскимосского алутора - "заколдованное место". Самоназвание - нымыльу , то же, что и у различных групп береговых коряков.

Численность 3500 человек. Живут в основном в восточной части Корякского автономного округа - в селениях по побережью Берингова моря, от залива Корфа на севере до села Тымлат на юге, и по среднему течению реки Вивник, а также на западном побережье Камчатки, в селе Реккинники. Говорят на алюторском диалекте, близком к южной ветви диалектов береговых коряков. Некоторые лингвисты рассматривают алюторский диалект как самостоятельный язык. По типу хозяйствования и традиционной культуре алюторцы весьма близки береговым корякам: также занимались морским зверобойным промыслом, в том числе охотились на китообразных и моржей, рыболовством, собирательством, охотой, с XIX века - оленеводством. Оленей обменивали на продукты морского промысла и товары первой необходимости, оленный транспорт использовали при перекочевках (собачьи упряжки - для повседневных хозяйственных нужд, при осмотре капканов и ловушек в период охоты).

Алюторцы имели аналогичные корякским жилища и одежду, одной из особенностей последней были непромокаемые камлейки из кишок моржа; отличало алюторцев также обыкновение пришивать штаны из оленьих камусов к зимним торбасам.

Верования и обряды алюторцев мало чем отличались от корякских. Христианство, распространявшееся среди них с начала XVIII века, не было ими воспринято. Алюторцы и поныне продолжают сохранять ряд локальных этнографических особенностей.

В марте 2000 года постановлением Правительства РФ они включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.