Туризм Визы Испания

Каманские святыни. Команы абхазские Тяжелые моменты истории

Село Команы в Абхазии расположено в 15-ти километрах от Сухума на западном течении реки Гумисты. Дорога в Команы лежит через села Яштуха и Шрома, сильно пострадавшие во время тяжелейших боев Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. Отсюда открывается замечательный вид на ущелья Восточной и Западной Гумисты. Между ними поднимается гора Гумбиху с небольшим средневековым храмом на вершине. Каманы — одно из самых почитаемых христианами мест Абхазии, очень намоленное и благодатное место.

Храм святителя Иоанна Златоуста

История Каман тесно связана с именем святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Констатинопольского и одного из трех Вселенских святителей. Святитель Иоанн Златоуст, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 г. Златоустом святого Иоанна прозвали за небывалое красноречие, привлекавшее к нему не только христиан, но даже еретиков и язычников. В марте 404 г. в Константинополе состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. Зимой 406 г. святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Каманах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел к Господу 14 сентября 407 г. в Каманах. После смерти в 407 г. его тело находилось в Каманах, а в 483 г. его мощи с большими почестями были перенесены в Константинополь по указу нового императора Феодосия II. Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 г. мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле. Иоанн Златоуст — христианский святой, почитаемый в лике святителей (святой из епископского чина).

Саркофаг, где эти годы покоился Иоанн Златоуст, находятся в Каманском храме. Рядом с храмом бьет ключом из карстового источника целебная вода, называемая богомольцами святой, исцеляющей от всех недугов. В течение последних двух веков Каманский храм является одним из крупнейших действующих центров паломничества православных христиан.

Храм Иоанна Златоуста, возвышающийся над Западным течением реки Гумисты, относится к XI в. Изначально храм представлял собой однозальное каменное сооружение без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене.В конце XIX в. он был восстановлен и получил дополнительные пристройки, с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. Поляна вокруг храма была окружена каменной стеной, как и в настоящее время.

При возведении колокольни храма в земле был найден саркофаг, высеченный из известняка и весивший около тонны. Считается, что в нем было погребено тело святителя до его переноса в Константинополь. Посетивший в 1884 г. Каманы известный греческий археолог Г.Вризис, подтвердил церковную версию о погребении здесь, в каменном саркофаге в церкви у села Каманы, мощей христианского праведника Иоанна Златоуста. По его утверждению, в одной из европейских библиотек им был найден древнейший пергамент, в котором указаны Каманы, где на пути в Питиус (Пицунду) скончался Иоанн Златоуст. В настоящее время гробница находится в церкви, а место погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества.

Часовня и источник Святого Мученика Василиска

Еще одна остановка в Каманах — у источника Святого Василиска, расположенного справа от проселочной дороги. За исповедание христианской веры Святого Василиска сначала держали в темнице, несколько раз били и жестоко пытали, но он не отрекался. Многие же язычники уверовали во Христа. Василиска за приверженность христианской вере отправили в Каманы, где содержали в темнице. Правитель Агриппа начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Каманах. На святого Василиска надели тяжелые оковы, а ноги обули в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями и отправили в Каманы. Когда наконец мученик предстал перед Агриппой тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 г.

Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. Гробница Василиска — объект паломничства и место исцеления. Ныне имеющийся небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика Святого Василиска возведен на средства от частных пожертвованийна месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика. Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет источник, который считается святым.

Каманы — место Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя

Из Каман можно совершить небольшую конную прогулку в горы или подняться на внедорожнике к еще одному почитаемому христианами месту в Абхазии. В нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста находится место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) — предскал пришествие Мессии, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, а затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была выкрадена благочестивой служанкой и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе.

После второго обретения в середине V в., глава Иоанна была найдена и перенесена в Константинополь, откуда христиане тайно вывезли ее в начале IX века в Каманы в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 г., по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Каманы было направлено посольство, которое около 850 г. обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви. Так, в третий и последний раз она была обретена в абхазских горах. Каманский грот почитается как священное место для христианского мира.

Монастырь Святого Иоанна Златоуста

Ниже храма, по правой стороне проселочной дороги, видны руины основанного в 1898 г. женского Василиско-Златоустовского монастыря. Число насельниц в нем достигало 300 человек, что позволяло обители вести крупную хозяйственную и просветительскую деятельность. В советское время в разрушенных монастырских постройках разместился дом престарелых. С 2002 г. в Каманах действует мужской монастырь.

25 лет назад в селе Каманы произошла страшная трагедия. Абхазские отряды, в составе которых были и российские боевики, начавшие широкомасштабное наступление по всему фронту, после высадки десанта в Тамыше и штурма грузинских позиций на Гумисте ночью 5 июля 1993 года захватили и высокогорное село Каманы, известное всем своим монастырем св. Василиска. Согласно преданию, здесь в 308 году был убит и был погребен святой мученик Василиск. Рядом с монастырем в Каманах бьет источник святого Василиска, в котором есть камни, на которых по легенде видна кровь св. Василиска

В Каманах находится одна из мировых христианских святынь - саркофаг, в котором был погребён св. Иоанн Златоуст, будучи в изгнании служивший здесь и отошедший ко Господу с последними своими словами: "Слава Богу за всё!" Тело св. Иоанна Златоуста хранилось в этом саркофаге тридцать лет, после чего с почестями было перенесено в Константинополь.

Там же от римлян прятали и голову Иоанна Крестителя во времена гонений христиан.

При коммунистах все это было заброшено, рядом с источником вырыли водоем, чтоб люди не ходили к нему. Абхазский бизнесмен Юрий Ануа в начале 80ых годов взялся восстановить монастырь, он построил лестницу из 1500 ступенек, чтобы можно было подняться к месту, где покоилась голова Иоанна Крестителя, на этой лестнице были устроены места для отдыха, чтобы людям со слабым здоровьем легче было подняться наверх.

Село Каманы от наступающих защищали всего 35 местных грузин. Когда в 3 часа ночи бой подошел к монастырю о. Андриа сказал находившимся в монастыре "Каждую минуту надо ждать смерти. Подготовимся к исповеди и причастию" и вынес из алтаря чашу и в последний раз причастил спасавшихся в монастыре людей святой кровью и телом Христа.

Снаружи застучали в двери.
· Открывайте!
Только что посвященный в иподьяконы Юрий Ануа по благословлению о. Андрея открыл двери. Его же первого и вывели, подгоняя прикладами, во двор.
· Кто ты по национальности? - спросили его.
· Я абхаз. - ответил Юрий Ануа.
· А-а, абхаз, значит. С грузинами что делаешь?
· Я знаю, кто были настоящие грузины и кому принадлежит эта земля.
· На колени! - рыкнул боевик.
· Никогда…

В ту ночь были убиты отец Андриа и Юрий Ануа.
Вечная память защитникам Сухуми и невинным жертвам той войны!

Село Каманы после войны






Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности.

Рамки Политики конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности (далее - «Политика») применяется к информации, полученной через данный сайт https://сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику (далее - «Сайт») от пользователей Сайта (далее - «Пользователи»).

Нижеследующие правила описывают, как ООО «ТИО» (далее – «Компания») обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее - «Персональные данные»), для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.

Контролирующие и обрабатывающие лица

Пользователи соглашаются с тем, что:

  • Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.
  • Обработка Персональных данных Пользователей осуществляется Оператором персональных данных - ООО «ТИО» (ИНН: 5024144963, ОГРН: 1145024003970).
С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Сбор Персональных данных

При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики.

Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Компания может обрабатывать следующие Персональные данные:

  • адрес электронной почты и иную контактную информацию;
  • сообщения, направляемые с использованием Сайта, и сообщения, направляемые в Компанию;
  • иную информацию о взаимодействии Пользователя с Сайтом, результаты сбора статистики посещений Сайта и общедоступной информации о программах и устройствах, используемых для такового доступа;
  • дополнительную информацию, которую Компания запрашивает у Пользователей для удостоверения их личности.
Как эти данные используются

На Сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Яндекс.Метрика, Google Analytics, Firebas Google, Tune, Amplitude, Сегменто. При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на Сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей Сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

«Когда-то не очень давно, на слиянии двух горных рек стоял древний храм. Вокруг раскинулось большое селение. Люди в нем были набожны, посещали храм каждое воскресенье и поддерживали его красоту. За это Бог даровал им богатство, поселки стали расти, лачуги превратились в дворцы и вскоре селение стало похоже на красивый город. Но пришло время, когда люди охладели к Богу и перестали жертвовать на храм, который уже стал никому не нужен. Тогда постигло их наказание, началась война и те, кому удалось уцелеть, вынуждены были бежать в другие земли только с тем, что смогли захватить с собой. Так, за очень короткое время, опустело многолюдное селение.»

Война не хочет уходить

Такую легенду-быль рассказывают местные жители о Каманском храме и окружавших его в прошлом больших мегрельских селах Шрома и Ахалшени, ныне лежащих в руинах. Стихают разговоры в автобусе, когда паломники и туристы проезжают по разбитой дороге среди разрушенных домов и огромных кладбищ, направляясь к каманскому монастырю. За покосившимися, ржавыми заборами еще плодоносят сады, роскошные гранитные плиты с грузинской вязью изрешечены автоматными очередями.

Словно богатому довоенному времени, возвышается над долиной сванская башня, украшенная крестами. В древности такие башни, символизирующие силу и мощь рода, строили знатные роды сванов (этнографическая группа грузин) . Башня в Яштухе построена около полувека назад, когда здесь жило много состоятельных семей.

В обитаемой части села Яштуха, на постаменте, стоит танк с фотографиями погибшего экипажа. Это памятник той самой войны, грузино-абхазского конфликта, уничтожившего жизнь в этой живописной долине. На выезде из Шромы, у обочины приютилась невысокая бетонная плита с надписью «The HALO-Trust». Такие таблички установлены на всех дорогах Абхазии, разминированием которых занималась благотворительная британская организация. Значит, по дороге путь безопасен, а в лесные чащи лучше не уклоняться. Война рассыпана по склонам сотнями снарядов и мин.


Древняя река и таинственные пещеры

Путь в Каманы начинается на окраине Сухума, проходя мимо зарастающего ботанического сада и обезьяннего питомника. Город быстро отступает и превращается в полуобитаемый большой поселок — Яштуху. Две высоких горы, похожие на пирамиды, пропускают между собой дорогу. Это ущелье называют «Мертвая долина». В древние века здесь протекала река, прародительница Восточной Гумисты, и впадала в море в районе морского вокзала. Десятки тысяч лет назад она соединилась с Западной Гумистой в районе нынешних Каман, а долина постепенно высохла. И сейчас, во время сильных дождей здесь образуются маленькие озера, которые быстро уходят в карстовые воронки.

Все эти катаклизмы могли наблюдать первобытные люди, поселившиеся на территории Яштухи около 120 тыс лет назад. Здесь найдена одна из крупнейших палеолитических стоянок, на ней постоянно работают археологи.

Когда дорога выходит из Мертвой долины к горе Абхюк, на высоте около 80м виден грот. Это одна из нескольких Гумистинских пещер, ранее называлась Михайловская, позже — Шромская. Пещера углубляется на полкилометра в гору. Здесь были обнаружены кости животных и человека, а так же предметы бронзового века. Всё говорит о том, что она была обитаема в первобытные времена, а позже служила местом погребений. Уже в начале нашей эры пещера сильно отсырела от подземных источников и заросла сталактитами.

Еще несколько похожих пещер, две Ахалшенские и Шакалья, встретятся по пути уже за Каманами. Каждая из них уникальна по строению, украшена сталактитами и подземными озерами. Дороги к ним сейчас забыты и это к лучшему. Частое посещение пещер экскурсиями приносит непоправимый вред как хрупкой красоте их убранства, так и обитающим там редким видам животных.


Потерянный город

Дорога немного поднимается в гору и, минув бывший сельсовет, устремляется вниз по серпантину. Внизу открывается сверкающий рукав Восточной Гумисты, стиснутый двумя горами. За переездом через мост начинается селение Каманы. Оно так же разрушено. Во время войны здесь проходил фронт борьбы за Сухум. Снаряды не пощадили ни одного дома, кроме высокого каманского храма, видимого издалека.

Археологи предполагают, что храм был построен в XI веке и выглядел тогда скромнее: небольшая каменная «коробка», к моменту прихода русских, уже совершенно разрушенная. Высокая колокольня и оба придела были пристроены только в конце XIX века. В советское время колокольню разрушили и тот комплекс, что стоит в Каманах сейчас, очень отдаленно напоминает первоначальную архитектуру.

Во времена средневековья селение было настоящим городом. В окружающих ущельях то и дело находят остатки крепостей, церквей и жилищ, относившихся еще к римскому времени. Русские путешественники, побывавшие здесь в середине XIX века, слышали от абхазов предания о святости этих руин, к ним ходили с приношениями и просьбами.

Само название «Каманы» официально утвердилось за «святым холмом» только с легкой руки греческого археолога Константина Врисиса. В 1884 г он прибыл в абхазские горы с намерением отыскать свою «Трою», с IV века упоминавшийся в исторических документах город Команы, где произошло несколько славных событий христианской истории. Но с тех пор многое забылось. Христианскую честь Абхазских Каман могут оспаривать еще два города с таким же названием, находящиеся ныне на территории Турции. Пока ведутся исторические споры, Абхазские Каманы уже сделались одной из величайших и посещаемых святынь.

Святитель

История Каман тесно связана с преданием о кончине известного христианского святого Иоанна Златоуста, жившего в Византии во второй половине 4 века. Ревностный поборник благочестия, святитель Иоанн оказался в противоборстве с царицей и был сослан в Питиунт (ныне Пицунда), который тогда считался отдаленным и пустынным местом. Но по дороге туда из Константинополя, утомленный жарой и трудами 51-летний святитель скончался, как говорят документы, не дойдя до Питиунта, в Каманах.

Уже погребенное тело святителя, по настоятельным просьбам константинопольцев, подняли из могилы и отправили на родину. Здесь же остался лишь каменный саркофаг, его можно увидеть внутри церкви.


Воин

Но не только Иоанн Златоуст сделал славу древнему городу. Каманы упоминаются в «Житии Св. мученика Василиска», воина-христианина, жившего незадолго до святителя, в начале 4 века. Абхазия тогда была римской провинцией и сюда ссылали неблагонадежных граждан. Разгневанный непреклонностью веры Василиска, римский правитель-язычник приказал казнить его именно здесь, в Каманах.

Груда камней за оградой, куда приводит одна из паломнических троп, именуется могилой мученика. Археолог Врисис определил каменную кладку как остатки церкви, построенной над местом погребения Василиска в IV веке.
Недалеко отсюда — небольшая деревянная часовня, выстроенная недавно на средства благотворителя, получившего здесь чудесное исцеление. В чистейшей воде родника, который по преданию появился после погребения Василиска, можно отыскать камни с красными пятнами. Их называют следами мученической крови.

…и пророк

Было еще одно событие, ради которого христиане стремятся к «святому холму». В Каманах временно прятали «главу Иоанна Предтечи», величайшую христианскую святыню. С середины VIII века в Византии царствовала «иконоборческая ересь», все вещественные объекты поклонения подлежали изъятию и уничтожению. Поскольку иконоборчество длилось довольно долго, почти 100 лет, место хранения святыни было забыто. По преданию, сам Иоанн явился византийскому императору во сне, указав небольшой грот близ Каман, где глава и была найдена около 850г.

К месту обретения главы Иоанна Предтечи ведут две дороги. Первая называется «тропа грешников». Она идет по крутому склону наверх, подъем довольно тяжел и, видимо, призван напоминать идущему о тяжести содеянных зол. Другой путь хоть и длиннее, но легче. Это гравийная дорога, идущая через Каманы далее в горы. По ней свободно проезжает автотранспорт.
Оба пути сходятся на небольшой поляне, откуда к самому гроту начинается крутой подъем по металлической лестнице. Рассказывают, что ее на свои средства изготовил богатый абхазец, получивший во сне указание от самого святого.



Сухумская ГЭС

Дорога вьется еще выше в горы, прижимаясь к левому отвесному берегу Гумисты. В 30-е годы этот путь был оборудован ради еще одной любимой туристами достопримечательности — Сухумской ГЭС. На действующей электростанции вряд ли кому из «непосвященных» удастся побывать, сюда же путь свободен: после войны 90-х станция перестала работать. Как и вся архитектура 30-х годов прошлого века, добротные постройки выполнены изящно и основательно. Когда-то

На левом берегу Западной Гумисты. Село полностью сгорело в 1990-е, во время грузино-абхазской войны.

Местные легенды называют это абхазское поселение местом третьего обретения главы Иоанна Крестителя , местом гибели и погребения мч. Василиска Команского и местом первоначального погребения свт. Иоанна Златоуста . По-видимому, легенда о кончине свт. Иоанна в Абхазии и дала название развалинам древнего поселения (см. ниже), а затем, уже исходя из названия, появилась легенда о местном обретении главы пророка (о котором известно, что оно произошло в Команах). В абхазских Каманах действует монастырь свт. Иоанна Златоуста

Т.н. абхазская теория, согласно которой свт. Иоанн Златоуст умер в абхазском селении Гума (в XIX в.- село Михайловка, ныне - с. Шрома), в 15 км на север от совр. г. Сухума , появилась в конце XIX века. Авторство этой теории приписывается «греческому археологу из Константинополя» К. Вриссису, о личности и деятельности которого ничего не известно, кроме небольшой заметки архим. Леонида (Кавелина) :

«В то время, когда составлялось это описание, мы получили из Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря известие, что в ноябре месяце 1884 г. прибыл к ним из Константинополя один ученый грек-археолог, Константин Вриссис, и поведал им, что он, занимаясь церковной археологией, при помощи недавно обнаруженной в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи 6403 (895 г.), нашел точное указание места города Команы, где скончался на пути в Питиус и был погребен св. Иоанн Златоуст в 407 г. Рукопись эта, по его словам, заключает в себе «археологические добавления» к известному ученому труду патриарха Фотия «Библиотека, или Описание 1000 книг». Господин Вриссис привез с собою и карту Восточного берега Черного моря, составленную им на основании упомянутых «археологических добавлений». Из Сухума он взял проводника и отправился прямо на речку Гумисту, где в 12 верстах выше Сухума (древнего Севастополиса) на одном из притоков реки Гумисты, речке Гума (Кума) близ селения Гуми (ныне Михайловка); и действительно указал, руководясь своею картою, развалины древнего поселка и развалины большого храма, доселе малоизвестные и малоисследованные. Эти развалины, по его изысканиям, суть развалины города Коман или, точнее, Коуман и его храм во имя священномученика Василиска, епископа Команского (IV в.), где, как известно, были погребены в 407 г. и мощи св. Иоанна Златоуста до их перенесения в Константинополь в 437 г.» .

Ни о каких печатных трудах Вриссиса не известно; записка, оставленная Вриссисом в Новоафонском монастыре, также утеряна. Т. о., сведения, изложенные архим. Леонидом, являются единственным источником о Вриссисе и его до сих пор не найденном «археологическом дополнении». Вероятность обнаружить это дополнение (не известное никакому визант. автору) невелика, особенно после капитальной работы, проделанной франц. исследователем Рене Анри с рукописями «Библиотеки» Фотия в процессе издания этого сочинения , а также учитывая, что предполагаемая рукопись хранилась в одной из европейских библиотек, фонды которых хорошо описаны и каталогизированы к наст. времени.

«Абхазская теория» вызвала скептическое отношение в научной среде; в зарубежной литературе она не принимается во внимание. Из дореволюционных российских исследователей на нее обратили внимание помимо архим. Леонида Г. Ласкин и А. В. Карташёв , которые с осторожностью высказались по этому вопросу, - хотя еще в 1904 г. российское правительство поручило профессорам истории Церкви А.И. Бриллиантову и византинисту В.Н. Бенешевич у исследовать этот вопрос . Однако эта инициатива была проигнорирована, и, вопреки мнению Карташёва, отнюдь не по причине случившейся войны и революции: рус. ученые-византинисты сочли «абхазскую теорию» совершенно безосновательной. В работах исследователей советского и постсоветского периодов не появилось ничего нового на данную тему, кроме пересказа вышеприведенного текста архим. Леонида. В новейшее время одним из главных приверженцев «абхазской теории» является иером. Дорофей (Дбар) , подведший в одной главе своей монографии итог всех исследований по настоящему вопросу.

Самое слабое звено «абхазской теории» заключается в отсутствии «археологического дополнения», которое никому, кроме не менее загадочного Вриссиса, не было известно. Кроме того, ни в одном позднерим. или визант. источнике не упоминается г. Команы на территории совр. Абхазии. Этот топоним появляется только в кон. XIX в. (не без влияния теории Вриссиса) как попытка интерпретации тогдашнего абх. названия этой местности (Гума) . Несмотря на большое количество древностей, в т. ч. рим. и ранневизант. периодов, найденных в Гуме, создание т. н. Команского храма может быть датировано не ранее, чем в. .

«Абхазская теория» зиждется, с одной стороны, на указании позднего визант. хронографа Иоанна Зонары (XII в.), что патриарх Прокл убеждал императора Феодосия II перевезти мощи Иоанна Златоуста из Питиунта в Константинополь , с другой - на букв. интерпретации слов Палладия «проходя по этому тяжелейшему трехмесячному пути» - т. е. что святитель провел в пути от Кукуса до Коман 3 месяца. Фраза Палладия допускает и др. интерпретацию: Иоанну Златоусту предстояло провести в пути до Питиунта 3 месяца - употребление причастий наст. времени может указывать на незавершенность действия - т. е. лишь намеченный трехмесячный путь. Указание же Иоанна Зонары вполне может быть неточным, что вообще характерно для его хроники; в любом случае оно противоречит др. источникам, которые не упоминают о пребывании останков святителя в Питиунте. Кроме того, «абхазская теория» противоречит прямому указанию Феодорита Кирского , писавшего всего через три десятилетия после смерти святителя Иоанна, что «Господь не попустил ему вселиться в это скопище варваров» : данное замечание было бы лишено смысла, если бы святитель умер всего в 20 километрах от Питиунта, на землях (на территории совр. Абхазии), также населенных варварским народом. Созомен свидетельствует, что Иоанн Златоуст умер в Команах «в Армении» : он мог подразумевать Малую Армению как историческую область, включавшую также внутренние районы провинции Понт Полемониакский. В то же время эта провинция сама в поздней рим. номенклатуре имеет параллельное название - Армения Третья (Кукус находился в Армении Второй с центром в Мелитине).

Несмотря на безосновательность гипотезы о кончине свт Иоанна Златоуста на территории совр. Абхазии, не исключено, что святитель имел там особое почитание, в первую очередь - в