Туризм Визы Испания

Кристофер Рен. Собор Св. Павла. Энциклопедия Что построил сэр кристофер рен в лондоне

25 февраля 1723 г. в Лондоне умер Кристофер Рэн (Christopher Wren, 1632-1723) - крупнейший английский архитектор, математик и астроном. Он является автором проектов 53 лондонских церквей, а венцом его творчества и таланта стал собор Св.Павла в Лондоне.Кристофер Рэн был одним из основателей Лондонского Королевского общества, а в период с 1680 г. по 1682г. был его президентом. Кстати, именно Кристофер Рэн был автором устава этого общества. Как разносторонне развитый ученый Кристофер Рэнсмог оставить свой след и в истории медицины критических состояний.
Ещё до создания Лондонского Королевского общества, будучи в Оксфорде, Кристофер Рэн стал активным участником исследовательской группы Роберта Бойля (Robert Boyle, 1627-1691), в которую также входили Томас Уиллис (Thomas Willis, 1621-1675); Уильям Петти (William Petty, 1623-1687); Ричард Ловер (R.Lower, 1631-1691); Джон Локк (John Locke, 1632-1704); Джон Мейоу (John Mayow, 1643-1679); Роберт Гук (Robert Hooke, 1635-1703), и другие.
Этим коллективом единомышленников, известным в трудах по истории медицины как «оксфордская группа», было выполнено огромное количество интересных анатомических и хирургических экспериментов. Так, например, в некоторых протоколах исследований группы, сохранившихся до наших дней, представляет интерес описание удаления селезёнки у собаки, оставшейся после этого в живых.
Участниками «оксфордской группы» было восторженно встречено учение Гарвея, и они в своих экспериментах стремились к дальнейшему развитию теории кровообращения. Основным объектом их исследований с 1656 г. стала кровь.
Главный идейный вдохновитель «оксфордской группы» и научный руководитель исследований Роберт Бойль стремился координировать эти исследования, выделяя в них анатомо-физиологический и химический приоритеты.
К этому периоду деятельности «оксфордской группы» относятся и первые в мире документированные внутривенные вливания, выполненные Кристофером Рэном . Примерно в 1656 г. К.Рэн начал проводить эксперименты по внутривенным введениям настойки опия, пива, вина, эля, молока и т.д. В качестве иньекционной иглы К.Рэн использовал птичье перо, а вместо шприца пузыри рыб и животных, ведь до изобретения полой иньекционной иглы и шприца оставалось ещё целых два века. Результаты этих исследований были опубликованы в 1665 г. в «Философских Трудах Лондонского Королевского общества». Таким образом, знаменитого английского архитектора Кристофера Рэна можно причислить к основоположникам современной инфузионной терапии и внутривенного наркоза.
Деятельность научного общества «Invisible College», лондонской и оксфордской групп учёных-единомышленников стала фундаментом для создания в 1660 г. более масштабного научного общества, объединяющего всех наиболее влиятельных учёных Англии.
28 ноября 1660 г., Gresham College Роберт Гук (Robert Hooke, 1635-1703).
Charles II с правом ежегодного финансирования от королевского казначейства.
Первым президентом общества с 1662 г. по 1677 г. был Уильям Висконт Броункер (William Viscount Brouncker).
Девиз этой престижной научной организации «Nullius in Verba» («Ничего на словах») подчёркивает, насколько серьёзно относились создатели общества к роли эксперимента в науке. Лондонское Королевское общество существует и в настоящее время, являясь самым старейшим из всех действующих научных обществ в мире. Лондон. Собор Св. Павла. БИОГРАФИЯ КРИСТОФЕРА РЭНА. РЭН, КРИСТОФЕР (Wren, Christopher, 1632-1723), крупнейший английский архитектор и математик, автор проекта нового собора св. Павла в Лондоне и многих других церквей. Родился 20 октября 1632 г. в городке Ист Нойл, в Уилтшире.

Его отец, также Кристофер Рэн, был очень образованным человеком. Он получил образование в оксфордском «Сент-Джонс колледже», и посвятил себя служению церкви. В 1620 г. он стал приходским священником в местечке Фонтхил, в Уилтшире, а в 1623 г. получил приход в Ист Нойл. Его жена, Мэри Кокс, была единственной наследницей богатого фонтхилского землевладельца Роберта Кокса, что впоследствии значительно сказалось на материальном благополучии семьи Рэн. Первые три дочери Кристофера и Мэри Рэн, рождённые до 1628 г., умерли всего через несколько недель после рождения. В 1630 г. родилась дочь Элизабет, а 20 октября 1632 г. родился Кристофер Рэн-младший.
Мать Кристофера Рэна умерла очень рано, и он воспитывался отцом и старшей сестрой Элизабет, которая, по словам Кристофера, заменила ему мать. С детства он обладал не очень хорошим здоровьем, был маленького роста, но зато поражал всех окружающих своими способностями к наукам. Кристофер сам научился хорошо рисовать, что пригодилось ему впоследствии, когда он стал изучать архитектуру.
В 1635 г. его отец, благодаря протекции своего брата Мэтью Рэна, получил место настоятеля королевского собора в Виндзоре, и семейство Рэн переехало поближе к королевскому двору.
Одним из друзей детства Кристофера Рэна стал сын короля Чарльза I, Принц Уэльский, и они часто играли вместе. Именно в интеллектуальном окружении королевского двора Чарльза I Кристофер Рэн смог проявить и развить свои математические способности. С раннего детства он получал хорошее образование, благодаря частным урокам нанятых отцом хороших преподавателей. Однако в девятилетнем возрасте он был отправлен отцом в Вестминстерскую школу в Лондоне, отличавшуюся строжайшей дисциплиной и высоким качеством образования, что обеспечивало удачную карьеру впоследствии для многих учеников школы. В школе Кристофер Рэн быстро выделился среди учеников, благодаря своей страсти к учёбе и большим способностям. Например, Кристоферу очень легко давался латинский язык, о чём свидетельствуют его письма к отцу на латинском языке, сохранившиеся до нашего времени. Но особенно много внимания он уделял изучению астрономии.
Семейство Рэн было в фаворе при королевском дворе, и все представители этого семейства относились к верным роялистам. Однако это обстоятельство создало большие трудности для семьи, когда началась гражданская война между королем и парламентом. Мэтью Рэн был заключён в лондонский Тауэр на целых восемнадцать лет. Отец Кристофера был вынужден бежать в Бристоль. Когда Кристоферу исполнилось 11 лет, его сестра вышла замуж. Её муж, математик Уильям Холдер, многое сделал для дальнейшего образования и развития Кристофера. Он стал обучать Кристофера математике и поощрял его увлечение астрономией.
В 1646 г. Кристофер Рэн покинул Вестминстерскую школу, но не стал поступать сразу в университет, и в течение трёх лет усиленно занимался самообразованием. В этом же году он проводил эксперименты с солнечными часами, а также изготовил картонную модель Солнечной системы, что продемонстрировало его профессиональные астрономические знания и навыки. В 1647 г. Кристофер Рэн познакомился с физиологом Чарльзом Скарбургом, с которым много впоследствии занимался анатомией. Так как доктор Чарльз Скарбург читал студентам лекции по анатомии, Кристофер Рэн изготавливал для него картонные модели, демонстрирующие работу мышц. Считается, что Кристофер Рэн испытывал в эти годы серьёзные проблемы со здоровьем, чем и объясняется его трёхлетнее сотрудничество с Ч.Скарбургом, занимавшимся его лечением.
В 1649 г. К.Рэн поступил в Уодем-колледж (Wadham College) в Оксфорде, закончив его в 1651 г. со степенью бакалавра. Через два года он получил степень магистра. В том же, 1653 г., он становится преподавателем колледжа «All Souls College» в Оксфорде (Олл Соулз. Полное название - колледж Всех Душ Праведно в Оксфорде Усопших). Благодаря этому назначению, Кристофер Рэн получил уникальные возможности для своих дальнейших научных исследований.

В эти годы К.Рэн выполнил множество экспериментов, его научные интересы были практически безграничны. Он изобретает инструменты для измерения величины углов; оптические приборы; инструменты для морской навигации; водоподъёмник; устройства для обороны городских стен от нападающих врагов и т.д.
Он активно участвует в исследованиях «оксфордской группы», координируемых Робертом Бойлем (Robert Boyle, 1627-1691), о чём свидетельствуют первые в мире документированные внутривенные вливания, выполненные Кристофером Рэном (эксперименты по внутривенным введениям настойки опия, пива, вина, эля, молока и т.д.). В качестве иньекционной иглы К.Рэн использовал птичье перо, а вместо шприца пузыри рыб и животных. Результаты этих исследований были опубликованы в 1665 г. в «Философских Трудах Лондонского Королевского общества». В это же время он начал работать над рисунками к знаменитой книге Томаса Уиллиса (Thomas Willis, 1621-1675) «Анатомия мозга» (полное название книги на латинском языке - Cerebri anatome: cui accessit nervorum descriptio et usus ), опубликованной в 1664 г. Именно в этой книге был впервые подробно описан сосудистый комплекс в основании мозга, известный теперь в наше время как «артериальный вилизиев круг», представляющий собой анастомоз двух мощных сосудистых систем - внутренних сонных и позвоночных артерий, кровоснабжающих головной мозг. Многие ошибочно приписывают авторство в описании этого образования никогда не существовавшему анатому Вилизию, хотя в действительности это связано с английским написанием фамилии Уиллиса (Willis).

«Вилизиев круг». Иллюстрация Кристофера Рэна к книге
Томаса Уиллиса Cerebri anatome (1664).

В 1657 г. Кристофер Рэн стал профессором астрономии в колледже «Gresham College» в Лондоне. Что касается астрономии, то и здесь К.Рэн проявил себя как глубоко эрудированный и знающий учёный, хотя на этом поприще ему не всегда везло, и «звёзд с неба» в плане крупных научных открытий он «не хватал». Так, например, в своей работе De corpore saturni он попытался подвести итоги своих наблюдений Сатурна с 1652 г., и даже разработал собственную гипотезу появления планеты и её знаменитых колец. Но перед самым изданием книги Рэна знаменитый астроном Гюйгенс представил свою блестящую гипотезу колец Сатурна. К.Рэн немедленно отреагировал на это событие и признал, что теория Гюйгенса лучше, чем его собственная. Поэтому первая книга К.Рэна De corpore saturni никогда не была издана.
В это время и Кристофер Рэн, и его близкие знакомые в Оксфорде и Кембридже, включая Исаака Ньютона, пытались создать теорию гармонического устройства вселенной, а также наглядно продемонстрировать, как действует механизм движения небесных сфер. Рэн с детства увлекался созданием не архитектурных, а «космических» моделей - его лунный глобус с рельефным изображением впадин и возвышенностей, чрезвычайно элегантно выполненный, а также «автомат», демонстрировавший движение колец Сатурна, привлекли к нему внимание знатных дилетантов, а впоследствии и короля. Чарльз II, несомненно, думал, что архитектура проще астрономии. Он считал, что тот, кто может построить модель движения небесных тел, будет хорошо справляться с возведением зданий. Оценивая способности Кристофера Рэна, король оказался прав, хотя это с ним довольно редко случалось.
В 1650 годы Кристофер Рэн также вспомнил про своё детское увлечение солнечными часами и создал уникальные солнечные часы, которые укрепил на стене домовой церкви колледжа Олл Соулз, замыкающей созданный в XV веке сдержанно готический передний двор. Они пришлись, кажется, вполне к месту среди стрельчатых арок, стройных контрфорсов и колючих фиалов.

Кристофер Рэн принял активнейшее участие в основании Лондонского Королевского общества. К 1660 г. деятельность научного общества «Invisible College», лондонской и оксфордской групп учёных-единомышленников постепенно стала фундаментом для создания более масштабного научного общества, объединяющего всех наиболее влиятельных учёных Англии. Сначала Кристофер Рэн стал инициатором практически еженедельных встреч учёных для обсуждения различных научных проблем в «Gresham College». Во многом этому способствовали его интересные лекции, которые он специально готовил для подобных встреч-дискуссий.
Официальной датой дня создания нового общества считается 28 ноября 1660 г., когда 12 учёных из упомянутых выше научных сообществ собрались в Gresham College (Лондон) послушать очередную лекцию Кристофера Рэна. Среди них были Роберт Бойль, Джон Уилкинс, Роберт Морей, Уильям Висконт Броункер и другие. После окончания лекции воодушевлённые учёные мужи приняли решение создать научное общество «College for the Promoting of Physico-Mathematicall Experimentall Learning». Куратором научных исследований был избран Роберт Гук (Robert Hooke, 1635-1703). Кстати, именно К.Рэн был автором устава общества. В период с 1680 г. по 1682 г. он избирался на должность президента общества.
В 1662 г. это общество указом короля Чарльза II (Charles II ), большого любителя химии и других наук, было преобразовано в Лондонское Королевское общество («The Royal Society of London for the Promotion of Natural Knowledge») с правом ежегодного финансирования от королевского казначейства.
Первым президентом общества с 1662 г. по 1677 г. был избран Уильям Висконт Броункер (William Viscount Brouncker, 1620-1684). Девиз этой престижной научной организации «Nullius in Verba» («Ничего на словах») подчёркивает, насколько серьёзно относились создатели общества к роли эксперимента в науке. Лондонское Королевское общество существует и в настоящее время, являясь самым старейшим из всех действующих научных обществ в мире.
После смерти Кромвеля «Gresham College» был временно занят военными, и поэтому Кристоферу Рэну пришлось возвратиться в Оксфорд, где в 1661 г. стал профессором астрономии в университете. Несмотря на такой впечатляющий список достижений, Кристофер Рэн к тридцати годам так и не определился пока с приоритетным направлением в жизни.

Архитектурное зодчество Кристофера Рэна.

Вероятно, одним из поводов обратить свой взор на архитектуру со стороны Кристофера Рэна стало практически полное отсутствие архитектурной школы в Англии в то время. Великий архитектор Иниго Джонс умер ещё в начале 1650-х годов. В Англии можно было найти пару десятков способных строителей, однако они не были готовы работать в рамках Королевского общества. Именно в этой области Рэн и решил проявить себя, стать лучшим.
Возможно также, что если бы не состоялась казнь короля Чарльза I, то Кристофер Рэн не стал бы архитектором, а наследовал бы место настоятеля королевского собора в Виндзоре, которое занимали его дядя и отец, и, возможно, стал бы епископом. Революция, покончившая с придворными привилегиями, заставила его стать ученым. Зато впоследствии реставрация монархии позволила ему получить весьма выгодное место Смотрителя Королевских работ. Для церковной карьеры уже не хватало времени, а склонность к архитектуре проявилась у него еще в Оксфорде, хотя Рэн и не получил ни малейшего строительного образования. Безусловно, характер у него был недюжинный и несгибаемый.
Первый заказ поступил уже в 1662 г. Было необходимо сконструировать аудиторию театра в Оксфорде. Это строение было подарком родному университету от бывшего выпускника Джильбера Шелдона, ставшего архиепископом Кентерберийским. По желанию заказчика здание должно было быть выдержано в классических традициях Древнего Рима.
Кристофер Рэн был приглашен сделать проект в качестве человека, хорошо знающего математику, и поэтому способного создать научную основу для гармонических пропорций столь важного сооружения. Он проявил себя действительно превосходным геометром. Расчет сложных деревянных ферм перекрытий, сделанный им вместе с другим математиком, профессором Джоном Уоллисом, был великолепным. Недавняя реставрация этого здания показала, что его конструкция практически не провисла, хотя чердак в течение двух столетий использовался в качестве склада продукции университетского издательства.
С архитектурой дело обстояло иначе. Рэн решил создать подлинно античное здание. Оно должно было служить средоточием ученой жизни. Кстати, в нем и сегодня посвящают в ученые степени и проводят торжественные собрания. Кристофер Рэн никогда не был в Италии и не видел античных памятников. Тем не менее, он взял за образец для своего амфитеатра театр Марцелла в Риме. Вероятно, он пользовался популярными на всем севере Европы гравюрами из третьего тома трактата Себастиано Серлио. В качестве образца для главного фасада он избрал реконструкцию базилики Максенция на форуме Романум из «Четырех книг» Андреа Палладио. Несмотря на эти итальянские источники, его постройка оказалась выдержанной в сдержанном и камерном духе северного протестантского барокко. Вполне понятно, что рука Рэна еще не была уверенной, он только начинал строить. К тому же авторитет античных образцов и великих мастеров Возрождения сковывал его. Тем не менее, Кристофер Рэн справился с поставленной задачей. Как мы видим, в своей первой же постройке он порвал с предшествовавшими традициями в университетском строительстве.

Именно с тех пор началась активная архитектурная жизнь творца. Единственное чего ему не хватало, так это новостей о культурной и, в частности, архитектурной жизни континентальной Европы. В 1665 г., желая пополнить свои знания по архитектуре, Кристофер Рэн совершил путешествие во Францию и познакомился в Париже с итальянским архитектором Дж.Бернини. Впечатления от этой поездки стали одним из важнейших источников его творчества. Он также многое почерпнул из рисунков, гравюр и архитектурных трактатов Иниго Джонса . Некоторые принципы, которыми Рэн руководствовался при создании своих проектов, были описаны им и могут быть восстановлены по сохранившимся записям.
Последующими заказами, которые выполнил Кристофер Рэн, были капелла Пемброк-колледжа в Кембридже (1663-1665) и несколько построек для Эмманюэл-колледжа. Его дар архитектора был замечен, поэтому он был приглашён в Лондон в качестве консультанта проекта перестройки Собора св. Павла. К весне 1666 г. Кристофер Рэн создал первый эскиз купола собора. 27 августа он был одобрен. Однако через неделю в Лондоне произошла трагедия - начался «великий пожар», уничтоживший более двух третей зданий лондонского Сити. Среди них был и старый Собор Св. Павла. Как ни странно, это только облегчило задачу Рэна, поскольку у него появилась реальная возможность создать шедевр, а не дополнить старый.
Лондонский пожар 1666 г. открыл огромный простор для строительной деятельности. Поэтому Кристофер Рэн заодно представил и свой план реконструкции города, получив заказ на восстановление 52 приходских церквей. Рэн предложил различные пространственные решения; некоторые здания построены поистине с барочной пышностью (например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке). Их шпили вместе с башнями собора св. Павла образуют эффектную панораму города. Среди них следует упомянуть церкви Христа на Ньюгейт-стрит, Сент-Брайд на Флит-стрит, Сент-Джеймс на Гарлик-Хилл и Сент-Ведаст на Фостер-лейн. Если того требовали особые обстоятельства, как при строительстве церкви Сент-Мэри Олдермэри или Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде (Башня Тома), Рэн мог воспользоваться позднеготическми элементами, хотя, по его собственным словам, совсем не любил «отклоняться от лучшего стиля».
13 сентября 1666 г. король Чарльз II утвердил новый план строительства города, в котором важное место занимал будущий Собор Св. Павла. В этом же месяце была очищена территория под здание и началась работа.

Строительство Собора Святого Павла в Лондоне.

Собор Св. Павла является лондонским кафедральным собором Англиканской церкви. С момента посвящения в сан первого епископа Лондонского св. Августином (604 г.) на этом месте, по свидетельствам источников, было возведено несколько христианских храмов. Непосредственный предшественник нынешнего собора, старый Собор св. Павла, освященный в 1240 г., имел длину 175 м, и был на 7 м больше, чем Винчестерский собор.
В 1633-1642 гг. архитектор Иниго Джонс произвел обширные ремонтные работы в старом соборе и добавил к нему западный фасад в классическом палладианском стиле. Однако этот старый собор был полностью уничтожен во время Великого лондонского пожара 1666 г. Ныне существующее здание построено Кристофером Рэном за 1675-1710 гг. Первая служба состоялась в недостроенном храме в декабре 1697 г.
С архитектурной точки зрения, Собор св. Павла - одно из крупнейших купольных зданий христианского мира, стоящее в одном ряду с Флорентийским собором, соборами св. Софии в Константинополе и св. Петра в Риме. Собор имеет форму латинского креста, его длина 157 м, ширина 31 м; длина трансепта 75 м; общая площадь 155 000 кв. м. В средокрестии на высоте 30 м заложено основание купола диаметром 34 м, который поднимается на 111 м.
Проектируя купол, Кристофер Рэн применил уникальное решение. Непосредственно над средокрестием он возвел в кирпиче первый купол с круглым 6-метровым отверстием вверху (окулюсом), полностью соразмерный пропорциям интерьера. Над первым куполом архитектор соорудил кирпичный конус, служащий опорой для массивного каменного фонаря, вес которого достигает 700 тонн, а над конусом - второй покрытый свинцовыми листами купол на деревянном каркасе, пропорционально соотнесенный с наружными объемами здания. В основание конуса заложена железная цепь, принимающая на себя боковой распор. Слегка заостренный купол, опирающийся на массивную кольцевую колоннаду, господствует в облике собора.
О мастерстве зодчего дает представление такая история. Когда собор уже был почти построен, городские власти обратили внимание на то, что в центральном пространстве храма нет колонн, которые поддерживали бы огромных размеров потолок. Кристофер Рэн убеждал, что колонны не нужны и потолок не обвалится, и приводил в качестве доказательства свои расчеты. Однако ему не поверили и распорядились подпереть потолок собора колоннами. Рэн выполнил это требование, но... возведенные им колонны не достают до потолка, между капителями и самим потолком есть пространство. Эти колонны, не подпирающие потолок, стоят и сегодня, являясь символом высочайшего мастерства зодчего и обычного недоверия властей к достижениям наук.

Интерьер в основном отделан мраморной облицовкой, и поскольку в нем мало цвета, выглядит аскетичным. Вдоль стен располагаются многочисленные гробницы знаменитых полководцев и флотоводцев. Стеклянные мозаики сводов и стен хора были завершены в 1897 г.
Помимо сооружения церквей Рэн выполнял частные заказы, одним из которых стало создание новой библиотеки Тринити-колледжа (1676-1684) в Кембридже.
В 1669 г. умер королевский архитектор, и на его место пригласили Рэна. В декабре того же года он женился на Фейт Когхилл. Вместе с женой он переехал в официальную резиденцию в Уайтхолле, где прожил до 1718 года. Все эти годы Рэн был не только главным руководителем строительства Собора св. Павла и множества лондонских церквей, он еще отвечал и за все строительства, в финансировании которых использовалась королевская казна. Это входило в его должностные обязанности как Смотрителя Королевских работ. В этой должности он получил ряд важных государственных заказов, таких, как строительство госпиталей в районах Челси и Гринвич, нескольких зданий, вошедших в комплексы Кенсингтонского дворца и дворца Хэмптон-Корт. В этом же 1669 г. он был приглашён личным учителем наследного принца Чарльза II. В 1673 г. Кристофер Рэн был произведен в рыцари, и с тех пор его именуют сэр Кристофер Рэн.
С началом «славной революции» 1688 года, которая сместила короля с трона и возвела на него же Вильгельма Оранского, Рэн, несмотря на перемены, остался при дворе в статусе королевского архитектора. Вильгельм очень любил новые шедевры Рэна, поэтому с энтузиазмом одобрял многие его проекты - Кенсингтонский дворец, королевские палаты в Хэмптон Корт и другие. Однако в 1694 году умерла королева Мария III, жена Вильгельма Оранского, который был безутешен, поэтому многие проекты были не завершены, ведь королю было не до них. Тем не менее, в 1710 году удалось достроить собор Св. Павла.
За свою долгую жизнь Рэн находился на службе у пяти сменивших друг друга на английском престоле королей и оставил свою должность лишь в 1718 г.
Королева Анна даровала Кристоферу Рэну личный дом в Хэмптон Корте. Однажды слуга был удивлен продолжительным послеобеденным сном своего хозяина. Когда он заглянул нему в комнату, сэр Кристофер Рэн был уже мертв. Это произошло 25 февраля 1723 года. Архитектор был похоронен с почестями в своем детище, соборе Св. Павла, под скромной плитой из черного мрамора. Позже на надгробие было нанесено послание сына Кристофера Рэна: «Lector, si monumentum requiris, circumspice» («Если вы ищите памятник, оглянитесь вокруг»).

Литературные источники.

  1. Richard S. Westfall, Department of History and Philosophy of Science
  2. Indiana University. Wren, Christopher, The Galileo Project
    Sir Christopher Wren
  3. Дмитрий Швидковский. Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков. www.projectclassica.ru

(сэр Кристофер Wren, 1632-1723) - английский архитектор, в молодости выказал способности к математике. В 1652 г. поступил преподавателем астрономии в Гречемскую коллегию, в Лондоне, откуда, в 1659 г., перешел на такую же должность в оксфордский университет, причем был избран в члены лондонского королевского общества. Одновременно с математическими науками он изучал и архитектуру, в 1663 г. занимался, по поручению короля, реставрацией прежнего павловского собора в Лондоне и построил Чельдонский театр в Оксфорде и коллегию Пемброка в Кембридже. Занимаясь также естествознанием, изготовил в 1664 г. рисунки для "Анатомии мозга" Уиллиса. В 1665 г. сделал поездку во Францию и изучал постройку Лувра в Париже. После страшного пожара, опустошившего Лондон в 1666 г., ему было поручено составить проект новой застройки этого города, но, вследствие препятствий, возникших от предубеждений и затронутых мелочных интересов частных лиц, этот проект был приведен в исполнение только отчасти (расширены некоторые улицы, образованы просторные площади, возведено большое количество построек из камня и кирпича). В 1668 г. Р. получил титул королевского архитектора, в 1673 г. возведен в дворянское достоинство, в 1675 г. начал строить по собственному плану существующий ныне собор апостола Павла, занимающий, в отношении величины, первое, после Петровского собора в Риме, место среди подобных сооружений и замечательный в особенности красивыми пропорциями своего купола. Величественную внутренность этого храма Р. предполагал обильно украсить статуями, но не мог настоять на этом, и настоящий свой вид внутри собор получил только впоследствии. Сооружение этого храма продолжалось 35 лет. Из прочих построек Р. наиболее важные: так называемый "Лондонский монумент" - колоссальная колонна высотой в 188 м, воздвигнутая в память о пожаре 1666 г., изящная церковь св. Стефана в Уольбруке, в Лондоне, церковь св. Брида, там же, королевский дворец в Винчестере, епископский дворец, там же, госпитали в Челси и Гриниче и библиотека Троицкой коллегии в Кембридже. Р. строил предпочтительно в холодном, мало живописном римском стиле, а потому позднейшие приверженцы романства и готики судили о нем односторонне и пристрастно; но справедливость требует признать, что это был художник, обладавший глубокими, разносторонними познаниями, чистотой вкуса и способностью сочинять и осуществлять смелые, величественные проекты. Он первый в Англии начал гравировать черной манерой.

Ср. Elmes, "Memoirs of the lif and werks of Sir Christopher Wren" (Л., 1828).

Архитектор и математик, который перестроил центр Лондона после великого пожара 1666 года . Создатель национального стиля английской архитектуры - т. н. реновского классицизма . По оценке словаря Брокгауза и Ефрона , «в своих произведениях Рен держался предпочтительно римского стиля , строго соблюдая правила Палладио , но применяя их с холодным расчетом ученого техника».

Биография

Похоронен внутри Собора Святого Павла . Надпись на его надгробии гласит: «Если ищешь памятник - оглянись вокруг».

Память о Рене

Напишите отзыв о статье "Рен, Кристофер"

Примечания

Ссылки

Научные и академические посты
Предшественник:
Джозеф Уильямсон
Президент Королевского общества
1680-1682
Преемник:
Джон Хоскинс

Отрывок, характеризующий Рен, Кристофер

В Ростове, также как и во всей армии, из которой он приехал, еще далеко не совершился в отношении Наполеона и французов, из врагов сделавшихся друзьями, тот переворот, который произошел в главной квартире и в Борисе. Все еще продолжали в армии испытывать прежнее смешанное чувство злобы, презрения и страха к Бонапарте и французам. Еще недавно Ростов, разговаривая с Платовским казачьим офицером, спорил о том, что ежели бы Наполеон был взят в плен, с ним обратились бы не как с государем, а как с преступником. Еще недавно на дороге, встретившись с французским раненым полковником, Ростов разгорячился, доказывая ему, что не может быть мира между законным государем и преступником Бонапарте. Поэтому Ростова странно поразил в квартире Бориса вид французских офицеров в тех самых мундирах, на которые он привык совсем иначе смотреть из фланкерской цепи. Как только он увидал высунувшегося из двери французского офицера, это чувство войны, враждебности, которое он всегда испытывал при виде неприятеля, вдруг обхватило его. Он остановился на пороге и по русски спросил, тут ли живет Друбецкой. Борис, заслышав чужой голос в передней, вышел к нему навстречу. Лицо его в первую минуту, когда он узнал Ростова, выразило досаду.
– Ах это ты, очень рад, очень рад тебя видеть, – сказал он однако, улыбаясь и подвигаясь к нему. Но Ростов заметил первое его движение.
– Я не во время кажется, – сказал он, – я бы не приехал, но мне дело есть, – сказал он холодно…
– Нет, я только удивляюсь, как ты из полка приехал. – «Dans un moment je suis a vous», [Сию минуту я к твоим услугам,] – обратился он на голос звавшего его.
– Я вижу, что я не во время, – повторил Ростов.
Выражение досады уже исчезло на лице Бориса; видимо обдумав и решив, что ему делать, он с особенным спокойствием взял его за обе руки и повел в соседнюю комнату. Глаза Бориса, спокойно и твердо глядевшие на Ростова, были как будто застланы чем то, как будто какая то заслонка – синие очки общежития – были надеты на них. Так казалось Ростову.
– Ах полно, пожалуйста, можешь ли ты быть не во время, – сказал Борис. – Борис ввел его в комнату, где был накрыт ужин, познакомил с гостями, назвав его и объяснив, что он был не статский, но гусарский офицер, его старый приятель. – Граф Жилинский, le comte N.N., le capitaine S.S., [граф Н.Н., капитан С.С.] – называл он гостей. Ростов нахмуренно глядел на французов, неохотно раскланивался и молчал.
Жилинский, видимо, не радостно принял это новое русское лицо в свой кружок и ничего не сказал Ростову. Борис, казалось, не замечал происшедшего стеснения от нового лица и с тем же приятным спокойствием и застланностью в глазах, с которыми он встретил Ростова, старался оживить разговор. Один из французов обратился с обыкновенной французской учтивостью к упорно молчавшему Ростову и сказал ему, что вероятно для того, чтобы увидать императора, он приехал в Тильзит.
– Нет, у меня есть дело, – коротко ответил Ростов.
Ростов сделался не в духе тотчас же после того, как он заметил неудовольствие на лице Бориса, и, как всегда бывает с людьми, которые не в духе, ему казалось, что все неприязненно смотрят на него и что всем он мешает. И действительно он мешал всем и один оставался вне вновь завязавшегося общего разговора. «И зачем он сидит тут?» говорили взгляды, которые бросали на него гости. Он встал и подошел к Борису.
– Однако я тебя стесняю, – сказал он ему тихо, – пойдем, поговорим о деле, и я уйду.
– Да нет, нисколько, сказал Борис. А ежели ты устал, пойдем в мою комнатку и ложись отдохни.
– И в самом деле…
Они вошли в маленькую комнатку, где спал Борис. Ростов, не садясь, тотчас же с раздраженьем – как будто Борис был в чем нибудь виноват перед ним – начал ему рассказывать дело Денисова, спрашивая, хочет ли и может ли он просить о Денисове через своего генерала у государя и через него передать письмо. Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. Борис заложив ногу на ногу и поглаживая левой рукой тонкие пальцы правой руки, слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчиненного, то глядя в сторону, то с тою же застланностию во взгляде прямо глядя в глаза Ростову. Ростову всякий раз при этом становилось неловко и он опускал глаза.
– Я слыхал про такого рода дела и знаю, что Государь очень строг в этих случаях. Я думаю, надо бы не доводить до Его Величества. По моему, лучше бы прямо просить корпусного командира… Но вообще я думаю…
– Так ты ничего не хочешь сделать, так и скажи! – закричал почти Ростов, не глядя в глаза Борису.
Борис улыбнулся: – Напротив, я сделаю, что могу, только я думал…
В это время в двери послышался голос Жилинского, звавший Бориса.
– Ну иди, иди, иди… – сказал Ростов и отказавшись от ужина, и оставшись один в маленькой комнатке, он долго ходил в ней взад и вперед, и слушал веселый французский говор из соседней комнаты.

Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушел из дома. Во фраке и круглой шляпе Николай бродил по городу, разглядывая французов и их мундиры, разглядывая улицы и дома, где жили русский и французский императоры. На площади он видел расставляемые столы и приготовления к обеду, на улицах видел перекинутые драпировки с знаменами русских и французских цветов и огромные вензеля А. и N. В окнах домов были тоже знамена и вензеля.

Правообладатель иллюстрации Museum of London Image caption На этой картине 1670 года запечатлен Великий лондонский пожар. Это полотно маслом, покрытое черной копотью, было реставрировано в 1910 году

В этом году исполняется 350 лет с того дня, как небольшая свечка, оставленная на ночь в пекарне, привела к Великому лондонскому пожару.

В 1666 году пламя бушевало четыре дня. Большая часть домов была полностью уничтожена и около 100 тысяч жителей столицы остались без крова.

Однако эта катастрофа позволила отстроить Лондон буквально с нуля.

Благодаря пожару Англия первой из европейских стран получила столицу, свободную от архитектурных проблем Средневековья.

Город из камня

Правообладатель иллюстрации Museum of London Image caption Великий лондонский пожар бушевал четыре дня и оставил без крова 100 тысяч человек

Когда ранним утром 2 сентября 1666 года в пекарне Томаса Фарринера на Пудинг-Лейн начался пожар, никто и представить не мог, к каким разрушительным последствиям он может привести.

В городе, где открытое пламя использовалось как для освещения, так и для обогрева, пожары были делом привычным.

Настолько привычным, что лорд-мэр Лондонского Сити сэр Томас Бладуорт, увидев из окна разгорающееся пламя, зевнул и отправился досыпать.

Но роковое стечение обстоятельств: сильный ветер, тесная застройка и слишком теплая погода (из-за нее деревянные балки, из которых были построены дома, основательно просохли и вспыхивали как спички), привели к тому, что полностью выгорел район вдоль Темзы длиной более чем в два километра.

Image caption Старые здания на Путинг-Лейн нависали друг над другом как эти, сохранившиеся до наших дней, старые дома в Йорке

Но это-то и дало возможность полностью перестроить город.

Король Карл II специальным указом запретил застраивать сгоревший район до утверждения общего генерального плана.

И в 1667 году был введен в действие закон о застройке, в котором власти попытались исключить риски аналогичных катастроф в будущем.

Например, верхние этажи больше не могли нависать над улицей и должны были строго вписываться в размеры нижних.

Правообладатель иллюстрации Museum of London Image caption Висячая реклама после пожара была запрещена и заменена плоскими табличками типа этой

Но самое важное, что поменялся и строительный материал. В законе говорилось, что никто не может возвести дом, или здание, которое было бы построено из других материалов, нежели кирпич или камень.

С нарушителями обращались просто: построенные здания, не соответствующие технике противопожарной безопасности, просто-напросто сносили под самый фундамент.

Правообладатель иллюстрации Museum of London Image caption Водопроводные трубы XVII века делались из дерева

Вторая проблема заключалась в том, что до 1666 года из дерева строили не только дома, но и делали водопроводные трубы. После пожара водопроводная сеть английской столицы тоже оказалась полностью разрушенной.

Когда начался пожар, горожане пытались тушить его водой из водопровода. Но воду нельзя было брать из кранов, не перекрывая трубу. Тесная же застройка привела к тому, что добраться собственно до реки было практически невозможно.

Отчаявшиеся горожане ломали водопроводные трубы, чтобы добраться до воды. Но большая часть воды утекла в грунт, а пожар это так и не остановило.

После пожара стало понятно, что надо что-то делать с системой водоснабжения. В результате Лондон, едва ли не первым из европейских столиц, получил систему противопожарных гидрантов.

В 1668 году лорд-мэр Сити издал эдикт, в котором говорилось, что "водоразборные колонки должны быть установлены в наиболее удобных местах на каждой улице, о чем должны быть уведомлены все жильцы, чтобы беспорядочного разрушения труб можно было избежать".

Новый собор Св. Павла

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Собор Святого Павла сегодня: жемчужина Лондона и центр туризма

Никто не спорит с тем, что собор Святого Павла в его нынешнем виде является одним из самых известных зданий Лондона. Но в 1666 году он выглядел совершенно иначе.

Средневековый собор, которому в год пожара исполнилось более 500 лет, тихо разрушался. Честно говоря, он находился в таком плачевном состоянии, что во времена революции войска Оливера Кромвеля использовали его под конюшню.

Правообладатель иллюстрации Image caption На этой гравюре запечатлен старый собор Св. Павла, построенный в 1087 году

Архитектор сэр Кристофер Рен как раз до пожара занимался проектом по реконструкции средневекового собора. В частности, он предлагал облицевать все стены известняком, так называемым портлендским камнем, а существующую башню - заменить на купол.

Старый собор погубило то, что, во-первых, он действительно был очень старым, а во-вторых, разваливался на глазах, поэтому покосившиеся стены были подперты мощными бревнами.

Ветер занес горящие щепки на деревянную крышу собора, которая тут же загорелась. А деревянные подпорки дали огню дополнительную силу.

Полному разрушению собора способствовали и местные жители, которые почему-то решили, что собору Св. Павла ничего не грозит, поэтому заполнили весь двор деревянной мебелью, которая возвышалась вдоль стен в несколько рядов.

Местная гильдия поставщиков бумаги и письменных принадлежностей заполнила весь подвал бумагой и книгами, после чего закрыла и запечатала двери, чтобы ценный товар никто не украл. Можете себе представить, как бушевал пожар в крипте, когда туда обрушилась горящая крыша!

По свидетельству очевидцев, температура в горящем соборе была такой высокой, что каменные скульптуры лопались как гранаты.

Об этом времени публицист Джон Эвелин позднее написал в своем дневнике: расплавленный свинец с крыш тек по улицам потоком, и даже мостовые накалились до красноты.

Правообладатель иллюстрации The Chapter of St Paul’s Cathedral Image caption Так мог выглядеть до пожара северный двор собора

Пожар означал, что Рен получил возможность полностью переделать собор. Однако следует признать, что он не слишком озаботился сохранением того, что еще можно было спасти.

Несмотря на большую любовь к математической точности и симметрии, Рен слегка передвинул здание к западу, чтобы уйти от старого фундамента. Старому фундаменту Рен не доверял.

Кроме того, это был первый собор, построенный в протестантской Англии, и архитектор постарался как можно дальше уйти от католических архитектурных канонов.

Правообладатель иллюстрации The Chapter of St Paul’s Cathedral Image caption Камень колонны от старого собора сохранился, но его цвет полностью изменился от огня

Маловероятно, что средневековый собор Святого Павла простоял бы еще долго, но пожар позволил Рену полностью воплотить в жизнь свое видение нового кафедрального собора Лондона.

На надгробии архитектора в соборе Святого Павла выгравировано латинское изречение: "Если ты ищешь, чем запомнилась его жизнь, оглянись!"

И другие известные здания

Image caption Кристофер Рен построил в память Великого пожара эту колонну - Монумент

Пять архитекторов, включая Кристофера Рена, представили пять детально разработанных планов, как перестроить Сити.

Осуществить их полностью было практически невозможно из-за того, что большинство домовладельцев по-прежнему владели землей, на которой стояли сгоревшие дома, и вовсе не собирались расставаться с нею за бесценок.

В целом Рен в той или иной степени отвечал за перестройку 52 церквей, 36 зданий цеховых корпораций и колонну, увековечившую память о Великом пожаре - Монумент.

Рождение страхового бизнеса

Правообладатель иллюстрации Museum of London Image caption Один из первых страховых полисов, подписанный Николасом Барбоном

Пожар уничтожил более 13 тысяч домов, а между тем страхования в ту пору еще не существовало.

Власти создали даже специальный "Пожарный суд", который разбирал споры о том, кто именно владеет каким имуществом, и кто должен платить за реконструкцию. Работы ему хватило на целое десятилетие.

Врач Николас Барбон сумел воспользоваться появившейся возможностью и основал первую страховую компанию - "Пожарную контору" (The Fire Office) в 1667 году.

Его компания даже содержала свою собственную пожарную дружину, которая приходила на помощь тем, кто застраховал свою собственность в "Пожарной конторе".

Держателям полисов выдавали специальные таблички, которые вешали на стенах домов, чтобы пожарные знали, какое здание спасать в первую очередь.

Примером Барбона не замедлили воспользоваться и другие предприниматели. Так, например, в 1710 году была основана фирма Sun Fire Office, которая существует и по сей день и является старейшей страховой фирмой в мире.

Ассоциация британских страховщиков уверена, что Великий пожар привел к созданию страховой отрасли в ее современном виде.

Пожарные службы

Правообладатель иллюстрации Museum of London Image caption Это кожаное ведро пожарного сохранилось с 1666 года.

В 1666 году в Лондоне не было ни пожарных бригад, ни гидрантов, ни защитной одежды. Каждая приходская церковь хранила на случай пожара кожаные ведра и пожарные крюки.

В архивах сохранилась запись о том, что накануне Великого пожара в церкви Святого Ботольфа в районе Биллингсгейт, расположенной менее чем в километре от Пудинг-Лейн, хранилось 36 ведер и одна лестница. Понятно, что это скромное оборудование на тушение пожара не оказало никакого влияния.

Правообладатель иллюстрации Museum of London Image caption Пожарная машина XVII века была довольно примитивным устройством

Первые пожарные машины представляли собой большие бочки на колесах, которые выдавали примерно три литра воды на каждое движение ручки насоса. Их было сложно доставлять на место, да и вообще рассчитывать на их помощь особо не приходилось.

После пожара были введены новые правила, согласно которым каждый приход должен был иметь два пожарных насоса, кожаные ведра и другое противопожарное оборудование.

По новым правилам все домовладельцы были обязаны держать открытым доступ к Темзе, чтобы избежать нехватки воды.

Процесс увенчался созданием Лондонской пожарной бригады, которая в этом году отпразднует свою 150-летнюю годовщину.

  1. Архитекторы
  2. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…

  3. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность - с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…

  4. Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом…

  5. Американский архитектор Луис Генри Салливен стал одним из пионеров рационалистической архитектуры 20 го столетия. Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория…

  6. 20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д′Иманья, входящего в провинцию северо итальянского…

  7. Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески. Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во…

  8. Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных…

  9. Бове прошел большой творческий путь - от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до "главного архитектора" Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился…

  10. Исследуя "феномен Стерлинга" и подчеркивая его несомненную творческую самобытность, Дж. Саммерсон поражается славе мастера, "учитывая, что, вероятно, не более трех четырех его осуществленных зданий (ни одно из них не собор и не дворец вице короля) известно сколько нибудь значительной части населения".…

  11. Деятельность Фельтена пришлась на годы, когда барокко уступало место классицизму, ставшему вскоре главным направлением искусства. Наследие зодчего сфокусировало признаки архитектуры переходного времени. Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12…

  12. Замечательный проектировщик и практик строитель, превосходный художник, теоретик искусства и педагог И.А. Фомин, оказал огромное влияние на творчество многих архитекторов. С его именем связано представление о зодчем мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти…

  13. В первой половине и середине 17 го столетия Франция переживает своего рода "возрождение Возрождения". Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. Мансар не только оставил образцы зодчества, ставшие очень скоро объектом поклонения и паломничества архитекторов. Он еще закрепил…

  14. Иоганн Бальтазар Нейман родился в 1687 году. Он вырос в немецкой части Богемии, где имел хорошую возможность ознакомился с церквами в стиле итальянского барокко. Бальтазар происходил из буржуазной семьи - его отец был коммерсантом. Нейман получил разностороннее образование, повидал свет и…

  15. В итальянской архитектуре Гварини занял особое положение. Ему удалось внести в общий тон трезвой рациональности туринской архитектуры контрастную ноту. Именно в годы пребывания в столице Савойского герцогства Гварини создал свои главные произведения. Гварино Гварини родился в Модене 7 января 1624 года.…

  16. Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения. "Должен был…

  17. "У архитектора две задачи: оберегать ценности и создавать новые ценности", - писал Карлос Рауль Вильянуэва. С его именем связан резкий подъем архитектуры в Венесуэле в послевоенные годы. Никогда ранее венесуэльская архитектура, пожалуй, не создавала произведений, представляющих интерес в мировом масштабе. Вильянуэва…

КРИСТОФЕР РЕН


«КРИСТОФЕР РЕН»

Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века - Шекспиром, Ньютоном и Мильтоном. Примечательно, однако, что, несмотря на разносторонность дарований, Рен уже далек от известного типа универсального человека Возрождения.

Кристофер Рен родился 20 октября 1632 года. Его жизнь свободна от мятежных исканий предшествовавшего поколения и до краев заполнена часто весьма смелым, но уверенным и планомерным развитием достигнутого в области точных наук, а затем и архитектуры. Изобразительные искусства, литература и вообще гуманитарные науки его, видимо, не увлекали. Сын настоятеля Виндзорского аббатства и племянник епископа, а значит, представитель привилегированной общественной прослойки, с ее устоявшимся бытом и влиятельными связями, Кристофер получил блестящее по тому времени образование и рано отдался научным интересам, обнаружив, как и многие представители его поколения, безразличие к политике.

Рен был членом кружка передовых университетских деятелей. Как математик, являлся, по свидетельству Ньютона, одним из трех наиболее выдающихся геометров своего времени. Рен был профессором астрономии в Оксфорде. Он изобрел многие, в том числе строительные механизмы, а впоследствии стал одним из основателей и первых президентов созданного в 1660 году Королевского общества (Английской академии наук). Однако Рен вошел в историю, прежде всего, как самый выдающийся зодчий своей страны. Хотя он неоднократно избирался в парламент (1685-1702), известно лишь одно его выступление - в связи с налогообложением для постройки госпиталя в Челси. Позднее он был возведен в дворянское звание и получил титул баронета.

К архитектуре Рен обратился сравнительно поздно, на тридцать третьем году жизни, и то после неоднократных настояний влиятельных заказчиков. Это само по себе свидетельствует о новом отношении к архитектуре, воспринимавшейся к тому времени как деятельность, требующая глубоких, многообразных знаний и широкого кругозора.

Первым сооружением Рена оказался так называемый Шелдонский театр в Оксфорде, возведенный на средства епископа Шелдона для присуждения научных степеней и других торжественных университетских церемоний. Повторив принципиальную схему театра Марцелла в Риме, Рен перекрыл его плоским, подвешенным к фермам потолком (его пролет, в 21 метр, поразил современников), роспись которого изображала открытое небо и тенты античного прототипа. В этой, как и в следующей постройке, капелле Пембрук колледжа в Кембридже (1663-1665), нарушения некоторых строгих канонов классицизма указывают, вероятно, не столько на неопытность Рена, как считали многие авторы, сколько на склонность мастера к барочной свободе, которая позднее будет для него характерна.

Однако переломным пунктом в жизни Рена, обусловившим его обращение к архитектуре, оказались пребывание во Франции (1665-1666) и Большой пожар Лондона (1666).

Во Франции Рен встречался с Ардуэн Мансаром и с Бернини, приезжавшим в Париж по приглашению короля, и на примере первых парижских площадей и ансамблей, а также строительства Лувра мог оценить огромное общественное значение и широкие возможности зодчества.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Мы читаем в его позднейших заметках: "Архитектура имеет свое политическое назначение; общественные здания являются украшением страны; она утверждает нацию, привлекает народ и торговлю; заставляет народ любить родную страну, каковая страсть - источник всех великих деяний в государстве:" Парижские впечатления, несомненно, сказались на всем архитектурном творчестве Рена, которое радикально отличается от архитектуры первой половины века широтой и разнообразием замыслов, свободой в обращении с языком зодчества античности и Возрождения, а главное, градостроительным подходом. В одном из писем Рен называл Париж "школой архитектуры, сегодня, может быть, наилучшей в Европе".

Пожар, уничтоживший чуть ли не половину Лондона, был едва лишь приостановлен, когда Рен представил королю свой план перестройки центральной части столицы. Предложение Рена не было осуществлено, но он сразу же был включен в Комиссию по восстановлению города Лондона, составленную из представителей королевских и городских властей. Генеральный план, так быстро разработанный Реном, по рисунку отдаленно напоминающий планировку версальских садов Ленотра, по сути дела, гораздо ближе к планировке Рима, начатой папой Сикстом V в конце XVI века, но почти, наверное, неизвестной Рену даже по изображениям.

Мы видим такие же прямые, рассчитанные на далекие перспективы улицы, лучеобразно сходящиеся к парадным репрезентативным площадям и общественным зданиям, отмечающим важнейшие узлы города, который трактуется как единая пространственная композиция.

Рен активно участвовал в составлении ряда указов комиссии, предписывавших строительство только из кирпича, регламентировавших высоту построек, толщину стен и прочее, а также изыскивавших средства для восстановления города и его важнейших зданий путем введения специальных налогов. Одних только церквей, уничтоженных пожаром, насчитывалось восемьдесят пять, и, хотя многие приходы были комиссией объединены, Рену все же пришлось спроектировать более пятидесяти новых, из которых по крайней мере тридцать пять возводились под его непосредственным наблюдением. Архитектура этих церквей - плод удивительного сочетания творческой фантазии, изобретательности и пытливости научно тренированного ума, склонного к упорядочению рабочего материала, почти что каталогизации разнообразных композиционных возможностей и опробованию их в натуре.

Церкви Рена представляют собою совершенно новую главу в истории английской архитектуры. Они знаменуют расцвет английского классицизма в органическом сочетании с такими традиционными национальными особенностями зодчества, как противопоставление вздымающихся вертикалей низким объемам и трезвый практицизм планировки.

Рен с исключительной ясностью осознал требования протестантского культа, рассматривающего церковь, прежде всего, как аудиторию для проповедника, а не место для сценически эффектной католической литургии, и четко сформулировал эти требования в специальной записке.

Небольшие, необычайно разнообразные по плану, эти церкви искусно вкомпонованы мастером в неправильные и затесненные участки.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Характерные для классицизма фасады сочетаются в них с целостностью пространства интерьера. В этом отношении особенно характерна церковь Сен Стивен Уолбрук (1672-1687), с ее просторным и плоским куполом, объединяющим все пространство. Часто в главное пространство широко раскрываются хоры галереи для прихожан (Сен Брайд на Флит стрит, 1670-1684 годы). При несомненном сходстве с протестантскими церквами Северной Европы интерьеры церквей Рена отличаются от последних большей парадностью и утонченностью отделки.

Знаменитые колокольни Рена, частью разрушенные во время Второй мировой войны, поистине поражают разнообразием композиции и в то же время неизменно отличаются свойственным лишь им одним сложным и легким, учащающимся кверху ритмом. В них, с одной стороны, проявился тот глубокий отпечаток, который наложила готика на национальный характер английского зодчества, а с другой - своеобразная разработка "темы с вариациями" (каждая из которых имеет и вполне самостоятельное значение) - разработка, до того встречавшаяся только в ряде палладианских вилл и дворцов. Можно полагать, что если бы реновский генеральный план Лондона был осуществлен, то шпили этих изящных колоколен, просматриваемые сквозь спрямленные улицы, сыграли бы в английской столице едва ли не большую роль, чем обелиски в барочном Риме, создав не только ориентиры для движения вперед, но и обратные зрительные связи, объединяя, таким образом, отдельные архитектурные мизансцены в целостный градостроительный организм.

Наиболее монументальным сооружением Рена явился огромный собор Св. Павла в Лондоне (1675-1711), занимающий такое же главенствующее место в протестантской культовой архитектуре, как римский собор Св. Петра в католической. Работы Рена над собором ведут свое начало с предложения воздвигнуть высоко поднятый и довольно фантастический по формам купол над средокрестием старого здания. Когда после пожара выяснилась необходимость разобрать его, Рен предложил два варианта проекта (1672 и 1673 годы) - с грандиозным куполом, венчающим план в форме равноконечного греческого креста, ветви которого соединялись криволинейными, по барочному вогнутыми фасадами.

Последний из планов, в котором к равносторонним ветвям добавлена с восточной стороны апсида, а с западной - перекрытый малым куполом вестибюль, сохранился в виде великолепно выполненной деревянной модели такого размера, что зритель мог в нее войти, чтобы представить себе характер интерьера.

По требованию духовенства Рен разработал третий, осуществленный вариант. Огромный, протяженный объем сооружения длиной в 157 метров, с планом в форме латинского креста и сильно развитым хором, восходит к готическим соборам.

Математические познания Рена пригодились ему в трудной задаче возведения купола, решенной им блестяще, с расчетом тонким и глубоким.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Конструкция опирающегося на восемь столбов тройного купола сложна и необычна: над внутренней кирпичной оболочкой полусферической формы расположен кирпичный же усеченный конус, который несет венчающие собор фонарь и крест, а также третью, деревянную, крытую свинцом наружную оболочку купола.

Эффектен внешний вид собора. Два марша широких ступеней подводят с запада к шести парам коринфских колонн входного портика, над которыми расположены еще четыре пары колонн с композитными капителями, несущие фронтон со скульптурной группой в тимпане. Более скромные полукруглые портики поставлены по обоим концам трансепта. По сторонам главного фасада воздвигнуты стройные башни (одна для колоколов, другая для часов), за ними, над средокрестием собора, высится огромный величественный купол.

Окруженный колоннами барабан купола кажется особенно мощным потому, что каждый четвертый интерколумний колоннады, так называемой Каменной галереи, заложен камнем. Над полусферой самого купола вторая, так называемая Золотая галерея образует обход вокруг фонаря с крестом. Возвышающаяся над Лондоном группа купола и башен - несомненно, самая удачная часть собора, основной массив которого было трудно воспринять целиком, так как он оставался скрытым беспорядочной городской застройкой (сильно разрушенной бомбардировками во время Второй мировой войны).

Загруженный с конца 1660 х годов, казалось бы, до пределов человеческих возможностей архитектурными заказами в одном только Лондоне, Рен, тем не менее, проектировал и строил для короля, муниципалитетов, университетов и частных лиц дворцы и усадьбы, госпитали и библиотеки, ратуши и колледжи. Из многочисленных светских сооружений Рена следует, прежде всего, отметить один из его шедевров, библиотеку Тринити колледжа в Кембридже (начата в 1676 году), - свидетельство мастерского решения незаурядных композиционных трудностей.

Ее главный фасад, с двухъярусными ордерными аркадами и барочными по характеру членениями (верхний этаж значительно тяжелее нижнего), связан с более старыми постройками так, что открытый первый ярус имеет ту же высоту, что и галереи по сторонам, образуя традиционный обход, характерный для студенческих "клуатров" Кембриджа и Оксфорда. Для этого мастер опустил пол высокого парадного читального зала во втором этаже до уровня пят нижних арок, закрыв их тимпанами. Так получился торжественный и звучный, крупномасштабный фасад, выделивший библиотеку в общем комплексе соседствующих с ней жилых корпусов колледжа. Противоположный фасад здания решен более плоскостно: высоко поднятые (для размещения книжных шкафов) арочные окна читального зала разделены простыми лопатками, тогда как ордер применен только для акцентирования входов.

По мнению ряда английских историков архитектуры, библиотека Тринити колледжа знаменует собою конец первого этапа в творчестве Рена и его переход к более сложным композициям.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Необходимо отметить, однако, что интерьеры мастера и в дальнейшем сохраняли ясность и строгость, а его отношение к ордерной системе, сформулированное значительно позже, и сегодня поражает нас современной трезвостью суждений.

"Современные авторы, писавшие об архитектуре, - указывает Рен, - кажется, вообще мало что имели в виду кроме того, как установить пропорции колонн, архитравов и карнизов в нескольких ордерах: и, находя эти пропорции в древнейших постройках греков и римлян (хотя они и применялись там более произвольно, чем это хотят признать), они стремились свести их к правилам слишком строгим и педантичным, не нарушимым без греха варваризма, хотя по природе своей они всего лишь приемы и моды тех времен, когда были в употреблении. Любознательность могла бы подтолкнуть нас поразмыслить, откуда первоначально возникла эта склонность не считать красивым ничего, что не было украшено колоннами даже там, где в действительности для них нет нужды".

В военном и морском госпиталях в Челси (начаты в 1683 году) и в Гринвиче (начат в 1696 году), а также в Винчестерском дворце (начат в 1683 году, не окончен, сгорел в 1896 году) Рен впервые экспериментирует с крупными массами протяженных объемов. В Челси он применяет большой ордер для редких акцентов (входов) и легкую малую колоннаду для галерей в глубине двора. В Гринвичском госпитале ему пришлось отказаться от характерной для классицизма композиции с поставленным по главной оси купольным объемом, для того чтобы открыть вид на Куинс хаус Иниго Джонса, который оказался в глубине большого, открытого на реку курдонера. Увенчанные барочными по характеру куполами корпуса Рена (правый из них включает постройку Уэбба) фланкируют курдонер со стороны реки и связаны с Куинс хаусом горизонтальной линией длинных колоннад.

В королевском дворце Хэмптон корт Рену тоже пришлось отступить от первоначально широко задуманного ансамбля. Ему принадлежат здесь лишь парковый корпус, темные фасады которого отделаны белым камнем и акцентированы в центре полуколоннами, да так называемый Часовой двор ("Королевский вход"), в котором сохранилось сочетание дворцовой парадности с интимностью, отличающее первоначальный замысел.

Его поклонники говорили, что Рен построил "самый благородный храм" - собор Св. Павла, "самый роскошный госпиталь в Британии" - Гринвичский и "самый большой дворец" - герцога Мальборо в Лондоне (1709-1711).

Дворец герцога Мальборо - палладианского характера - отличается чрезвычайной роскошью внутренней отделки. Гордый магнат хотел, говорят, затмить ею роскошь расположенного рядом Сент Джеймсского дворца (планы перестройки созданы Реном в первые годы XVIII века), принадлежавшего "кузену Джорджу" - королю Георгу I.

Замков Рен строил мало.

Наиболее известные из них Фоули Корт в окрестностях Хенли, Грумбридж в графстве Кент, начатый им Истон Нестон и некоторые другие. В отдельных случаях ему приписывают участие в подобных постройках на весьма недостаточных основаниях.

В отличие от Иниго Джонса, Рену на протяжении его долгой и плодотворной деятельности удалось осуществить почти все свои замыслы. Огромное число сооружений Рена, собранных вместе, могло бы составить большой, тесно застроенный город. Достаточно сказать, что им сооружено 4 дворца, 35 различных присутственных мест, 8 школ, 55 церквей и 40 разных других зданий.

Архитектор пошел по пути, предуказанному Джонсом, но, в отличие от последнего, впитавшего в Италии дух эпохи Возрождения, в классицизме Рена, пережившего эпоху пуританства, более явственно выражено рассудочное начало.

Рен похоронен в 1723 году в соборе Св. Павла, и надпись на его надгробии заканчивается словами: ":если ищешь памятник, оглянись".

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.