Туризм Визы Испания

Усадьба Марфино - исторический, архитектурный и культурный памятник. Как попасть в усадьбу Марфино? Усадьба Марфино в Подмосковье: исторический очерк и основные достопримечательности Усадьба Марфино – название

Старинная дворянская усадьба Марфино находится в 20 км от Москвы. Шикарный парк, живописные озера, роскошный готический дворец, грифоны на пристани… Это малая толика того, что можно увидеть на территории бывшей усадьбы сегодня. К тому же Марфино расположено близко от Москвы, так что совершать подвиги и ехать сотни километров не придется.

На территории усадьбы Марфино сейчас расположен военный санаторий, поэтому вход для самостоятельных путешественников туда закрыт. Варианты попасть на территорию Марфино, конечно, есть: например найти дырку в заборе, разными способами уговорить охрану, однако я решила выбрать цивилизованный путь и отправилась на осмотр Марфино с экскурсионной группой.

Заранее организаторы попросили нас предоставить паспортные данные для групповой заявки - оно и понятно, ведь это территория военного ведомства.

Ранним субботним утром мы отправились в усадьбу. В Марфино нам надо было быть строго к 12 часам (военные - не хухры-мухры).

Наша машина подъехала к воротам одна из первых.

Ворота к санаторию Марфино

Мне удалось побродить немного, пофотографировать и полюбоваться видом на дворец из-за озера. Даже удивительно, как такую красоту удалось сохранить! Но глядя на аварийное состояние старинного моста, промелькнула мысль, что скоро мы можем лишиться этого.


Вид на усадьбу Марфино


Фигурный мост

Когда все были в сборе, мы отправились к центральному входу в санаторий, где находился заранее заказанный групповой пропуск. От санаторных ворот, где стояли наши машины, до центрального входа идти минут 7.

Первое, что мы увидели, нырнув в санаторские ворота - это вид на зеркальную гладь пруда и мост. Маленькая лодочка, нарисовавшаяся на пруду, дополняла эту безмятежную картину. Вся группа, которая была здесь впервые, ахнула от красоты.


Старый мост в Марфино

Перейдя по навесному мостику через озеро, мы увидели две церкви, ранее принадлежащие усадьбе, но остановиться рядом с ними решили на обратном пути. Бегом, бегом, скоро часы пробьют 12 (и пропуск может превратиться в тыкву).

Путь к усадебным постройкам проходил по живописной местности: полянки, заросшие одуванчиками, холмы. Кстати, застройщики успели и здесь наследить - по пути мы также встретили несколько новеньких жилых домов.

На проходной проблем не было. Хотя также как и у молодой пары, которая шла буквально за нами. Ребята на грозный вопрос «вы куда» ответили «мы просто погулять», и их безо всякого пустили (так что, может и вам повезет).

Современные корпуса санатория выглядят очень по-советски, и надо сказать портят ансамбль. Так, если вспомнить Архангельское, где санаторные корпуса искусно вписались в общий усадебный ансамбль. Здесь этого не произошло.


Современные корпуса санатория Марфино

Мы быстро шли в тень, чтобы послушать экскурсию, пробегая мимо двух симметрично построенных зданий в классическом стиле. Которые, по рассказу экскурсовода, оказались псарнями. Да, неплохо тут собачкам жилось.


Псарни в Марфино

Итак, вернемся ненадолго в прошлое.

История усадьбы Марфино

Почему сейчас эта усадьба называется именно так, точно неизвестно. Как и то, почему ранее у нее было имя Шибрино. Однако исторические факты успешно заменяются легендами. Если верить им, то усадьба Марфино приобрела свое название в 18 веке при Борисе Голицыне, у которого Марфой звали то ли жену, то ли утонувшую в пруду дочь. Историки это не подтверждают, напоминая, что имя жены Голицына звучало как Мария, и вовсе не является аналогом Марфы. Они же утверждают, что при князе это местечко называлось Богородское.

История усадьбы известна с 15 века. В это время Московское княжество активно расширяло свои пределы. Государственные устои нуждались в законодательном оформлении. В 1497 году появляется Судебник, содержание которого до сих пор в обязательном порядке изучают студенты юрфака. В нем были собраны все законы русского княжества, что способствовало объединению всех собранных земель. В разработке этого документа активно участвовал некий Щибрин - знаток русских правовых обычаев и римского права, тесно связанный с православной церковью. За свою работу он получил щедрый земельный надел на берегу речки Учи. Располагался он в селе с небольшой церковью на 10-15 дворов. По одной из версий историков, именно поэтому усадьба первоначально называлась Щибрино. По-своему историки отвечают и на вопрос о происхождении названия Марфино. Они предполагают, оно образовалось от имени одной из сестер-христианок, упомянутых в Евангелие. Со временем Св. Марфа стала покровительницей этого села.

Хозяева имения часто менялись, пока, наконец, ее владельцем не стал Борис Голицын. Воспитатель Петра I был прекрасно образован, но плохо воспитан. Современников он неприятно удивлял жестокостью, грубостью и склонностью к пьянству. Став владельцем усадьбы, он тут же занялся ее переустройством. Здесь появился французский парк, новый дом, каменный храм Рождества Богородицы, который мы и увидели на входе в усадьбу.


Каменный храм Рождества Богородицы в Марфино

Строительство церкви Голицын доверил крепостному архитектору Владимиру Белозерову. Несмотря на свое социальное положение, он обучался зодчеству во Франции. Однако в своей работе придерживался русских традиций, которые тщательно учитывались им при строительстве храма. Увы, участь зодчего была плачевной. Построенная им церковь не понравилась князю Голицыну. Но еще хуже было то, что Священный Синод не разрешил ее освящать, так как рассмотрел в творении мастера влияние католицизма. Крепостной зодчий был жестоко наказан. Князь велел его высечь розгами. Под их ударами архитектор скончался. Его похоронили недалеко от построенной им церкви.

В 1729 году усадьба вновь сменила хозяина. Им стал граф Петр Салтыков. Он был искусным полководцем, военная карьера которого началась еще при Петре I. Он начал службу в армии солдатом императорской гвардии, а во время Прусской войны уже был назначен главнокомандующим армии. Поначалу это назначение вызвало в обществе некоторое недоумение, графа многие считали простачком, «сущей курочкой». Однако на поле боя он проявил талант военного стратега, показал знание солдатской психологии, продемонстрировал твердость, смелость и здравый смысл.

Поселившись в марфинском имении, граф взялся за его переустройство. По его воле тут появился каменный дворец, в два этажа и с двумя флигелями. Рядом с ним был разбит прекрасный парк, оранжереи и зверинец. Из южных стран сюда привозились диковинные растения, в парке росли лимоны, апельсины, сливы. Однако строительные работы скоро пришлось завершить. Граф Салтыков впал в немилость Екатерины II, и в 1771 году был отстранен от службы. Императрица посчитала нераспорядительностью недолгое оставление графом Москвы в период чумного бунта. Салтыков тяжело переживал опалу и в 1772 году скончался.

Усадьба по наследству перешла к сыну графа, Ивану Петровичу Салтыкову. Следуя моде, он распорядился возвести в имении несколько классических построек. В Марфино появились беседки, павильоны, конный двор, зимняя церковь. Необычны были построенные псарни. Они напоминали античные храмы и совершенно не походили на хозяйственные постройки. Между жилищами псарей располагалась башня для хранения снаряжения охотников. Кроме того, новый хозяин организовал на территории усадьбы музей птиц и зверей. Многие из этих строений сохранились до наших дней.

Иван Петрович очень любил парк. Для ухода за ним были наняты многочисленные садовники. Орудуя ножницами и другими инструментами, они превращали кусты и деревья в шары или остроконечные пирамиды. Их руками создавались зеленые шпалеры. Тенистые аллеи украшались мраморными скульптурами. Убегая вглубь парка, дорожки походили на вычурные анфилады, а сам парк выглядел как огромный парадный зал, раскинувшийся под небесным сводом.

Хозяин усадьбы среди своих крепостных содержал рыбака. В парке было много чистых прудов, из которых на господский стол вылавливалась свежая рыба. В этих водах жители Марфино не имели права купаться или стирать белье. Да и рыбалка для простых смертных здесь запрещалась. Тем, кто не хотел быть наказанным за ослушание, приходилось спускаться вниз по течению и лишь там удовлетворять свои нужды.


Пруды в Марфино

Расцвет усадьбы Марфино пришелся на конец 18-го столетия. Тут гостили многие знаменитые писатели, композиторы, звучал орган, ставились спектакли. Культурная жизнь владельцев имения была очень насыщенной. И, конечно, русская душа требовала веселья. Для участия в летних забавах приглашались сотни гостей. Кроме лодочных катаний, здесь устраивались карусели, различные игры. Иван Петрович Салтыков любил народные песни, танцы и охотно привлекал к участию в празднествах крепостных крестьян. В честь гостей затевался салют, в парке играл оркестр и пел 80-голосый хор. Хозяин усадьбы с удовольствие ходил на охоту, после которой утомленные, но довольные гости охотно рассаживались за обильный стол.

Когда в 1805 году Иван Петрович умер, усадьба погрузилась в тишину и опустение. Так продолжалось до тех пор, пока после войны с французами имение не перешло к Софье Паниной. Новая помещица занялась реконструкцией усадьбы. Именно она повелела построить здесь великолепный дворец. Окруженный деревьями и водой, он до сих пор радует глаз туриста и напоминает древний, заброшенный замок.


Замок в Марфино

Этот дворец еще не был достроен, а владелица усадьбы уже поселилась в нем. Красота усадьбы ее восхищала, о чем она не раз упоминала в своих письмах. В оформлении дворцовых интерьеров преобладала классика. Лишь в своей спальне и двух молельнях графиня разрешила использовать готический декор. Во дворце было 24 комнаты. Стены многих из них украшались портретами представителей рода Паниных. Очень красив и спуск, ведущий от дворца к пруду. Он представляет собой величественную лестницу с расположенными не ней террасами. В рисунок чугунных решеток вплетена буква S - это именной вензель графини Паниной. В настоящий момент во дворце идет обширный ремонт. Кто знает, может скоро можно будет попасть туда и осмотреть восстановленные интерьеры?


Дворец в Марфино


Фрагменты дворца Марфино

Фасад Марфино

После революции новая власть национализировало усадьбу Марфино. Государство взяло имение под охрану и поселило сюда студентов сельскохозяйственной академии. Будущие аграрии жили в усадьбе во время прохождения производственной практики. Затем их места в Марфино заняли бывшие беспризорники, воспитанники детской колонии, пристанищем которых стала усадьба. Просуществовав несколько лет, колония уступила место кооператорам. Они поправляли тут свое здоровье, восстанавливаясь после тяжелых трудовых будней. А с 1930 года в Марфинской усадьбе организовали Дом отдыха для летчиков.

В годы Отечественной войны гражданам СССР было не до отдыха. Под Москвой шли ожесточенные бои, но до Марфино враг не дошел. Возможно, это уберегло усадьбу от уничтожения. Спустя несколько мирных лет на территории бывшего имения открылся санаторий для военных. Он функционировал до начала перестройки. Сейчас, как я уже писала выше, в Марфино тоже лечатся и отдыхают военные.

Прогулка по парку в Марфино

История-это конечно хорошо. Но истинное удовольствие мы получили от прогулки по парку.

Марфинский замок хорош со всех сторон. Справа от дворца расположены ворота, похожие на рыцарские. Проход к ним был закрыт, так что пришлось довольствоваться малым.

Проездные ворота в усадьбу

В первую очередь мы спустились от главного дворца к пристани, к двум волшебным грифонам. Отсюда же открывался прекрасный вид на дворец.


Грифоны на пристани в Марфино


Вид на дворец Марфино и фонтан

Грифоны на усадебной пристани. Подмосковная усадьба Марфино. Сегодня здесь находится действующий Санаторий. #марфино #грифоны #подмосковье #усадьбы #путешествиепороссии #travel #travelling

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Дек 1 2016 в 5:19 PST

Кроме дворца и грифонов, со времен Салтыковых в парке сохранилось две беседки. Дойдя до конца аллеи, можно заметить музыкальный павильон, имеющий полуциркульные очертания.


Полукруглый музыкальный павильон

Второе сооружение имеет вид ротонды-парнаса. Она сооружена на холме, неподалеку от спуска, ведущего к нижнему пруду. В центре ротонды - скульптура Апполона.

Беседка со скульптурой Аполлона

В композиции парка воде отведена особая роль. Марфинские пруды расположены на разном уровне, что придает парку некую панорамность. Всего крепостные графа выкопали три пруда. Из скопившегося грунта они выложили дорожки. А чтобы не привозить кирпич для обустройства парка издалека, в усадьбе построили маленький кирпичный завод.


В парке Марфино

На прудах Марфино создано четыре острова. Все они рукотворные, насыпные. Красивы как сами острова, так и их названия: «Остров любви», «Остров встречи», «Остров ожидания», «Остров расставания». Есть здесь и лодочная пристань, с которой хозяева имения и приглашенные ими гости рассаживались по лодкам и отправлялись в приятное путешествие под звуки музыки.

В современное время была сооружена смотровая площадка, откуда открывается очень красивый вид на пруды и фигурный мост.


Лодочная станция в Марфино

Прямо перед смотровой площадкой установлен небольшой, но трогательный памятник ротвеллеру. На памятнике можно увидеть подпись «Любимой собаке графини Паниной».

Памятник любимой собаке графини Паниной

Какие фильмы снимались в Марфино

Усадьба Марфино запечатлелась во многих советских и российских фильмах. Здесь снимались такие известные киноленты как «Мастер и Маргарита», «Стакан воды», «Дворянское гнездо». Интерьеры и пейзажи имения помогали создать на экране особую атмосферу того времени, передать дух богатых дворян. Прочувствовать ее можно и в реальности, посетив усадьбу в качестве туриста. Прогуливаясь вдоль воды под шелест листьев, можно представить себя вальяжной графиней, спустившейся на прогулку перед завтраком.

Как добраться до Марфино из Москвы:

Адрес: 141722, Московская обл., Мытищинский р-н, с. Марфино

Тем, кто не желает пролезать через дырку, нужно будет заказать пропуск. Иначе на территорию усадьбы его просто не пустят.

На автомобиле

по Дмитровскому шоссе 40 км, до указателя на Санаторий "Марфинский". После указателя ехать еще примерно 3 км.

Общественным транспортом:

От Савеловского вокзала сюда ходит автобус № 37

От ст. м. "Алтуфьево" автобус № 519, остановка у магазина "Перекресток" с 6:00 до 21:00 с интервалом 1 час 10 минут;

От ст. Лобня, маршрут №60.

Доехать электричкой до станции "Катуар", оттуда - автобусом № 37 и 73 c 6.00 до 21.30 с интервалом 20 - 30 минут

Вот кстати расписание автобусов из Марфино, сфотографировала на остановке около санатория.

Расписание маршрутов

В целом, поездка мне очень понравилось. Очень жаль, что эта усадьба не находится в свободном доступе, как Архангельское. Я очень надеюсь, что когда-нибудь Марфино сделают музейный комплекс, восстановят интерьеры и будут проводить различные мероприятия для туристов. Все-таки, люди не должны лазить через дырки, чтобы посмотреть на столь интересный исторический объект.

Думаете, в Подмосковье вам вряд ли удастся отыскать места, способные удивлять или даже поражать воображение самых бывалых путешественников? Полагаете, там совсем не осталось тенистых скамеек, спрятанных от посторонних взглядов, или безлюдных аллей? Если ваше мнение на самом деле таково, значит, вам еще не довелось посетить место под названием усадьба Марфино. Поспешим вас уверить, что эта территория на самом деле потрясающая.

Тут найдется занятие для абсолютно любого туриста. Например, любителям архитектуры усадьба Марфино подарит встречу с потрясающими памятниками. Почитатели флоры с удовольствием окунутся в атмосферу местной фауны, которая на самом деле напоминает собрание из коллекции ценных экспонатов ботанических садов мира.

Объектом данной статьи станет не только усадьба Марфино, официальный сайт которой в последнее время пользуется все большей и большей популярностью. Читатель почерпнет для себя массу полезной информации, среди всего прочего рассказывающей еще и о том, как добраться в эту парковую зону без особых проблем, где остановиться, что посмотреть в первую очередь.

Раздел 1. Общее описание памятника архитектуры

Усадьба Марфино в Подмосковье (39-й километр Дмитровского шоссе) - это уникальное произведение усадебного зодчества, полюбоваться красотой которого ежегодно приезжают тысячи туристов не только с самых удаленных уголков Российской Федерации, но и из-за рубежа.

Далеко не все догадываются, что свое название Марфино получило в честь княгини Марфы, дочери князя Бориса Голицына.

Дворянские усадьбы, сохранившиеся в средней полосе России, - это удивительные архитектурные и ландшафтные памятники. На их территории и в наши дни сохраняется особенная атмосфера.

Наши современники стремятся в сохранившиеся дворянские усадьбы, чтоб познакомиться с садово-парковыми ансамблями, организацией быта и хозяйственной деятельности людей, живших в этих местах в 16-19 веках. Именно поэтому «Усадьба Марфино» - фото, которое достойно стать настоящим украшением семейного фотоальбома. А приезжают сюда по абсолютно разным поводам. Кто-то стремится отметить торжество на природе, кому-то по душе прогулки, как говорится, вдали от цивилизации, а есть и те, кто приезжает сюда из чистого любопытства, для того, чтобы открыть для себя достопримечательности родного края.

Раздел 2. "Марфино"... Усадьба... Как добраться?

В целом нельзя не отметить, что до этого места можно доехать, воспользовавшись электричкой, отправляющейся от Время в пути составляет 50 минут. Выйти надо на станции «Катуар». От станции до усадьбы ходит рейсовый автобус № 37. Пожалуй, это самый простой способ доехать до места назначения.

Однако на самом деле многих настораживает тот факт, что не существует такой остановки, как «Усадьба Марфино». Как доехать туда на собственном автотранспорте? Этот вопрос интересует значительную часть туристов, особенно тех, кто решил отправиться в путешествие с ребенком.

В целом, по мнению бывалых, можно спланировать поездку на автомобиле. В этом случае по Дмитровскому шоссе надо доехать до 39-го километра и повернуть в соответствии с указателем. После поворота останется преодолеть совсем немного - всего лишь около 3 км. Остается отметить, что усадьба «Марфино» на карте Подмосковья просматривается великолепно, поэтому заблудиться точно не удастся.

Раздел 3. Вехи прошлых эпох

История создания этой дворянской усадьбы относится к 16-му веку. В этом живописном месте в то время находились боярские владения Василия Головина, который служил воеводой при Иване Грозном. Владельцы места под названием усадьба Марфино менялись часто: дипломат Василий Щелкалов (конец 16-го века), вновь Головины (до 1650 г.), думный дьяк Семен Заборовский (до 1698 г.), воспитатель Петра I князь Борис Голицын (умер в 1714 г.), а затем его сын Сергей, который продал усадьбу, чтобы получить средства для уплаты долга, фельдмаршал Петр Салтыков (с 1729 г.) Одно перечисление имен этих людей говорит о том, какой насыщенной была жизнь в этих местах, как много «помнят» материальные памятники, которые сохранились до наших дней.

Усадьба в Марфино некогда принадлежала сподвижнику царя Петру Борисовичу Голицыну, а на ее территории был разбит французский парк, возведены величественные хоромы, и началось строительство каменной церкви.

При Салтыковых также осуществили проект по созданию великолепного садово-паркового ансамбля. В то время были возведены сооружения в стиле классицизма. Наивысшим расцветом для Марфино считается конец 18-го века.

С начала 19-го праздная жизнь стала затихать. Война 1812 года нанесла усадьбе большой ущерб - были вывезены художественные ценности, многое было предано огню. В 1831 году постройки усадьбы были реконструированы, а в 19-м веке главный московский архитектор М. Д. Быковский составил проект, согласно которому усадебный комплекс в Марфино «превратился» в средневековый замок.

Архитектурный стиль замечательно передавал дух эпохи - утрату прежней гармонии, романтическое настроение и поиск монументальности. После революции, свершившейся в 1917 г., усадьба перешла в общенародную собственность. В советское время в Марфино регулярно осуществлялись реставрационные работы.

Раздел 4. Времена Салтыковых

При Салтыковых Марфино было образцом дворянской усадьбы екатерининской эпохи. На территории было 2 летних театра, каретный и конный дворы, в оранжерее создали условия, в которых прекрасно развивались южные растения и созревали фрукты.

В то время вопрос: «Усадьба Марфино… Как попасть в это чудесное место?» мало кого волновал. Почему? Все дело в том, что место это было настолько удивительным и популярным, что даже не десятки, а сотни гостей приезжали сюда практически каждый день.

В записках Вигеля сохранилось описание важности, непринужденной учтивости и точности приличий обитателей усадьбы, которые были достойны восхищения. Правда, к сожалению, после смерти фельдмаршала стала приходить в упадок.

Раздел 5. Времена Паниных

Дочь графа Орлова Панина Софья Владимировна занималась перестройкой дома. Много сооружений было возведено и в парке. В то время, когда работами руководил Ф. Тугаров, усадьба приобрела черты ампира.

А в конце 30-х гг. 19 века она получила черты «николаевской готики» (архитектор М. Д. Быковский). Усадебный дом в псевдоготическом стиле - это замечательный памятник русского романтизма. Розовая расцветка стен внутри дома была ярким элементом, создающим настроение рыцарской эпохи.

Раздел 6. Где остановиться путешественникам

Усадьба «Марфино»… Официальный сайт этого места сообщает о том, что туристов здесь могут принять сразу 8 отелей. Комфортабельные условия и приятные цены - это отличные условия, позволяющие провести время в замечательном комплексе дворянской усадьбы.

  • Около Главного ботанического сада располагается гостиница «Восток». Обустроенные номера с современной бытовой техникой (телевизор, холодильник, компьютер с доступом к интернету) - здесь созданы отличные условия для отдыха.
  • Недорогой гостиничный номер можно получить в гостинице «Алтай». Сервис и дополнительные услуги, предлагаемые туристам в этом отеле, позволят по достоинству оценить высокий класс организации туристического бизнеса. К сведению любителей джаза, в ресторане «Белый рояль» можно замечательно провести вечер.
  • К услугам туристов, которые стремятся отдохнуть в спокойной обстановке, - «МАРФИГОТЕЛЬ». 8 номеров, уютная домашняя атмосфера, высокий уровень сервиса - в «МАРФИГОТЕЛЬ» можно прекрасно отдохнуть или заняться работой с использованием компьютера - все условия для того, чтобы попытаться запомнить это название и адрес! Усадьба «Марфино» на самом деле умеет принимать желанных гостей.
  • «Максима Ирбис» - отель бизнес-класса - предлагает гостям комфортабельные номера. Благодаря оригинальности оформления и соответствию принятым в Европе стандартам «Максима Ирбис» популярен в среде молодежи. Здесь любят останавливаться молодожены. «Шведский стол» в ресторане, бизнес-центр и лобби-барр - в этом отеле действительно созданы комфортные условия, позволяющие замечательно провести время.

Раздел 7. Что посмотреть в первую очередь?

Сколько же чудесных мгновений готова подарить своим гостям усадьба «Марфино». Свадьба, проведенная там, юбилей или просто обязательно запоминаются надолго и становятся предметом для зависти со стороны тех, кому еще не посчастливилось побывать в этом месте.

Главным в Марфино, естественно, является дворец. Двухэтажное кирпичное сооружение возвышается на холме. Около него - большой пруд, спуск к которому можно преодолеть по белокаменной лестнице. У пруда сооружена пристань, которую украшают каменные скульптуры грифонов.

  • В усадьбе находятся 2 церкви: Петропавловская (зимняя) и Рождества Богородицы.
  • Парковые беседки, ранее служившие «Музыкальным павильоном» - полуротонда - и «Миловида» - двухъярусная ротонда.
  • Кирпичный мост, башенки, бойницы и зубчатые гребни дворца вызывают ассоциацию с крепостным строением. Первоначально мост был построен при Салтыковых, а затем реконструирован Быковским.

Кстати, нельзя не упомянуть и о том, что в Марфино проходили съемки известных фильмов, в том числе здесь снимались «Дворянское гнездо», «Крестоносец», «Мастер и Маргарита».

Раздел 8. Церковь Рождества Богородицы

Эта церковь была возведена по проекту В. И. Белозерова. Сооружение отличают стройность и благородность пропорций. Цоколь церкви облицован белокаменными блоками. Высокий светлый барабан, купол и небольшая главка - это центр композиции здания церкви. Рядом с церковью похоронен крепостной архитектор Белозеров, выполнявший ее строительство.

Кстати, не понравилось, что внутри пространство храма было уменьшено пилонами. Он приказал наказать Белозерова розгами, отчего архитектор скончался, так как сердце его не выдержало.

Раздел 9. Эти удивительные беседки...

Большой интерес туристов вызывают беседки в Марфино. Одна из них - «Музыкальный павильон» - выполнена в форме полукруга с полукупольным сводом и белокаменной скамейкой внутри.

Другая беседка - «Миловида» - ротонда, имеющая 2 яруса. Нижний ярус отличается массивностью, а второй - изяществом (8-колонный павильон с куполом). С «Миловиды» открываются замечательные живописные виды.

Раздел 10. Мост через пруд

Это сооружение имеет внушительные размеры. Состоит оно из центральной части (галерея из 20-ти восьмигранных колонн, заканчивающаяся башенками с двух сторон) и двух боковых арочных частей.

Его гребни, башенки и бойницы вызывают очень яркие ассоциации. Сооружение выглядит как элемент крепости. Верхняя часть башенок украшена карнизом, а поверх него идут зубцы, которые гармонируют с завершающими элементами всех усадебных построек. Белокаменные детали и красные стены моста - яркое колористическое решение.

Раздел 11. Петропавловская церковь (зимняя)

Эта церковь представляет собой величественное сооружение, отличающееся гармоничным сочетанием масс. Декоративные излишества при ее оформлении не использовались. Центральная часть выполнена в виде двухцветной ротонды, имеющей небольшие выступы для притвора и алтаря.

Выполнен в виде восьмигранника. В его помещении хранят колокола.

Раздел 12. Усадьба в наши дни

Что же такого особенного в ней сейчас? Попробуем перечислить лишь несколько моментов:

  • Колокола церкви Петра и Павла и в наши дни оглашают окрестности своим звоном.
  • Усадьба с 1933 г. стала Марфинским центральным военным клиническим санаторием.
  • В помещениях «псарен» сегодня функционируют «Дом быта» и казино.
  • Здесь есть источники с минеральной водой, содержащей большое количество полезных элементов.
  • Очень интересно проходили в усадьбе съемки фильмов. Местные дети с радостью принимали участие в них в качестве «массовки». На съемочной площадке «Мастера и Маргариты», чтобы снять ведьму в полете на метле, был задействован вертолет. Известная всем в нашей стране кинокартина «Женщина, которая поет», фильм об истории отравлений, съемки рекламного ролика «Snickers» и еще множество съемочных мероприятий - в Марфино действительно происходило много интересного и происходит в наши дни.
  • Отели в Марфино всегда готовы предложить свои услуги туристам.
  • Живописная природа и удивительный по красоте архитектурный ансамбль - фотосессия в Марфино позволит сделать множество ярких снимков и сохранить надолго память о русской дворянской усадьбе, бережно сохраняемой в наши дни.

13. Усадьба - любимое место для пеших прогулок

В Марфино созданы отличные условия для прогулок пешком. Природные условия здесь благоприятны для оздоровления. В расположенном в Марфино пруду можно покататься на лодке. Есть здесь и конюшня.

На территории находятся источники минеральной воды, прием которой позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта. В усадьбе сегодня функционирует многопрофильное лечебное учреждение, диагностическая база которого является одной из лучших в Московской области. Однако следует иметь в виду, что для того чтобы беспрепятственно посетить все достопримечательные места этой дворянской усадьбы, следует заранее позаботиться о пропуске в военный санаторий.

Усадьба Марфино расположена в живописном месте на берегу реки Уча в Мытищинском районе Московской области. Этот уголок Подмосковья прославился своим дворцово-парковым ансамблем, созданным талантливыми русскими зодчими. Усадьба в Марфино находится к северу от столицы, в 25 км от МКАД. В настоящее время, на территории Дворцово-паркового ансамбля усадьбы «Марфино», расположен Марфинский центральный военный клинический санаторий

Усадьба Марфино (санаторий) - как добраться из Москвы:

Адрес: 141722, Московская обл., Мытищинский р-н, с. Марфино

На электричке ехать с Савеловского вокзала до станции Катуар, время в пути – около 50 минут, затем на автобусе №37, интервал его движения – 20-30 минут
От метро Алтуфьево ехать на маршрутном такси № 419 или № 420 до остановки Марфино.
На автомобиле следовать по Дмитровскому шоссе (39км), затем по указателю «Марфино, Катуар» повернуть направо и ехать до входа в санаторий. Машину можно оставить рядом с автобусной остановкой.


Своё знакомство с усадьбой Марфина начинаем от конечной автобусной остановки "Дом отдыха "Марфино" . Приехали мы сюда не на автобусе или машине, а на велосипедах.

Вначале переходим по мостику между Верхним Марфинским прудом и Нижним (Большим) Марфинским прудом


Красивейший мост между двух прудов


На мост можно подняться, хоть территория и огорожена, но в заборе здоровая дыра.

Вот мы и на мосту...тут установлены строительные леса, видно хотели отреставрировать...но леса на столько древние, что о реставрации можно забыть:(


Спустившись с моста, попадаем к некогда центральному входу в усадьбу Марфино. Перед этим "входом" находится площадь с конечной остановкой общественного транспорта


Как видно, арка моста разрушена...жаль, что мост в таком плачевном состоянии


Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.


Колоннада очень красивая, но находится также в плачевном состоянии


Тут "отдыхает" местная молодёжь, которая и разрисовала памятник архитектуры

тут срочно нужно проводить реставрационные работы

Декор на фасаде башенки


Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн. С обеих сторон она заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом.


Основным элементом декора моста являются белокаменные детали. Из белого камня сложены колонны галереи, оформлены балки и карниз. Сочетание их с красными стенами моста создает богатый колористический эффект.


Как оказалось далее, проход на территорию самой усадьбы тут закрыт и чтобы попасть нужно выписать пропуск в комендатуре. Очень странно, что сама усадьба отреставрирована и её поддерживают, а вот мост ведущий к усадьбе как бы и не относится к усадьбе и развален


По пути от моста к комендатуре построена Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь построена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используя навыки, приобретенные во время обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством пропорций.
Сложенное из большемерного кирпича здание поставлено на цоколь, облицованный белокаменными блоками. Центрическое, крестообразное в плане, с закругленными углами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном, перекрытым куполом, несущим небольшую главку.


Напротив Церкви Рождества Пресвятой Богородицы построена Церковь Петра и Павла (В 1777 г. при И.П. Салтыкове в Марфине была возведена зимняя церковь в честь апостолов Петра и Павла, принадлежавшая к редкому для конца XVIII столетия типу церкви "под звоном".)


За церковью установлен памятный знак "Здесь на территории санатория в ноябре - декабре 1941г. находился штаб 64-ой отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота


За памятным знаком и находится здание комендатуры. На первом этаже, говорите охране, что хотите прогуляться по территории усадьбы Марфино (Марфинского центрального военного клинического санатория). Даёте паспорт и вам выписывают пропуск (если Вас двое, то достаточного одного документа. Ещё нас предупредили, что с велосипедами на территорию не пустят, но их можно будет оставить на КПП)

Центральное КПП, где мы оставили свои велосипеды и пошли гулять по усадьбе


Корпус марфинского центрального военного клинического санатория. Размещение отдыхающих осуществляется в одно- и двухместных однокомнатных номерах, а также двухкомнатных типа «люкс»

Внешне чем-то напомнил дом отдыха в Сочи


Псарни усадьбы «Марфино» - Западный и Восточный флигель


широкая, тенистая аллея с лавочками


Центральную часть Марфинского ансамбля составляет двухэтажный кирпичный дворец, возвышающийся на холме. Перед дворцом вместо привычного парадного двора - огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Он усиливает эффект пространственности и увеличивает силу художественного впечатления.


Небольшой водопадик

Реконструкцию водной системы провела Ватага Леонида Эсаулова под надзором старших опричников Петра Попова да Викториа Степанюка в светлое правление Эдуарда Маева, лето 1999г. от рождества Христова


В допетровское время охотничьими угодьями к северу от Москвы последовательно владели боярин Василий Петрович Головин, дьяк Василий Щелкалов, думный дьяк Семён Заборовский. Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году.
Князь Борис Алексеевич Голицын после приобретения Марфина в 1698 переименовал его в Богородское. По его заказу крепостной мастер В. И. Белозёров возвёл в 1701-07 гг. церковь Рождества Богородицы - памятник т. н. голицынского барокко. Подле храма сохранилось надгробие зодчего.
Младший сын боярина, князь Сергей Борисович, в 1728 году продал село Богородское вместе с хоромами и парком на французский манер, чтобы расплатиться с долгами. В середине XVIII века будущий фельдмаршал Пётр Семёнович Салтыков возводит новый дворец - в стиле барокко, каменный, двухэтажный, с боковыми флигелями.
При Салтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их месте возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.


Своё название усадьба получила в честь дочери Голицына, княгини Марфы.


Восточный флигель усадьбы "Марфино", вторая половина XVII века. В настоящее время тут столовая санатория


Рядом с главным домом расположены обильно украшенные неоготическими элементами подъездные ворота с пристроенной к ним сторожевой башней (построены в первой половине XIX в.)


Дворцовая каменно-кирпичная терраса. Старейший архитектурный элемент ансамбля, относимый к первой половине-середине XVIII века.


Уникальная решетка работы неизвестных мастеров огораживающая террасу


Перед дворцом расположен огромный пруд, к которому спускается парадная белокаменная лестница


Лестница завершащается чугунным фонтаном с пристанью


На пристани у пруда восседают гордые грифоны, незримо охраняя свои владения


Оригинальные скульптуры конца XVIII века, одна из "изюминок" усадьбы

Первое упоминание об усадьбе (середина XVI века) связанно с именем боярина В.П.Головина, служившего при Иване Грозном воеводой. Владельцами усадьбы были такие известные люди как воспитатель и сподвижник Петра I князь Б.А. Голицын; князь С.Б. Голицын; генерал-фельдмаршал, командующий русской армией, генерал-губернатор города Москвы граф П.С. Салтыков; граф В.Г. Орлов; министр юстиции России, граф В.Н. Панин; первая женщина-министр в правительстве России, графиня С.В. Панина.
В 1918 году декретом от 15 апреля усадьба была национализирована и в ней проходили практику студенты сельскохозяйственной академии, ныне академии им. Тимирязева.
В 1919 году в усадьбу въехали беспризорные дети г. Москвы и до 1923 года на ее территории была детская колония, директором которой была А.А. Луначарская, жена наркома просвещения А. В. Луначарского.
С 1923 по 1930 год Марфино - здравница кустарей кассы взаимопомощи промкооперации Московской губернии.
С 1930 по 1941 год в Марфино располагается дом отдыха под названием «Красный летчик» Управления ВВС РККА.
С самого начала Великой Отечественной войны в Марфино были размещены бойцы трудового фронта, был развернут фронтовой госпиталь, а в третьем спальном корпусе расположился штаб 64 отдельной Морской стрелковой бригады, сформированной по решению Государственного комитета обороны из моряков Тихоокеанского флота, Амурской флотилии, курсантов военно-морских училищ. С мая 1942 года усадьба была занята под военный госпиталь, а с 1 апреля 1944 года на основании Директивы Генштаба Советской Армии здесь был сформирован санаторий-профилакторий для офицерского состава Московского военного округа.
С 1948 по 1986 годы санаторий входил в состав Московского военного округа.
30 июля 1981 года Министром обороны маршалом Д.Ф. Устиновым было принято решение о создании на территории усадьбы нового санаторного комплекса.
С 1986 года Приказом Министра обороны санаторий переименован в Марфинский центральный военный клинический санаторий.
С 2011 года Приказом Министра обороны санаторий является одним из филиалов ФГКУ "СКК "Подмосковье" МО РФ".


На берегу Нижнего (Большого) Марфинского пруда имеется песчаный пляж


Рядом с пляжем располагается лодочная станция


катамараны


Тут же на берегу находится кафе "Три пескаря". Цены очень демократичные. Например разливное пиво 0,5 - 100 рублей.


Гуляя по територии усадьбы и санатория, к нам несколько раз подходила охрана и спрашивала пропуск:)

Двухъярусная ротонда "Миловида". Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй ее ярус - изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом.


Статуя Аполлона Бельведерского под шатром второго яруса

Музыкальный павильон имеет полуциркулярную форму. Строгая тосканская колоннада из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри - белокаменная скамейка, повторяющая форму павильона.


пруд около музыкального павильона


В композиции парка воде отведена особая роль. Марфинские пруды расположены на разном уровне, что придает парку некую панорамность. Всего крепостные графа выкопали три пруда. Между ручейками прудов построены декоративные мостики


На прудах Марфино создано четыре острова. Все они рукотворные, насыпные. Красивы как сами острова, так и их названия: «Остров любви», «Остров встречи», «Остров ожидания», «Остров расставания». На берегах сидит много рыбаков



Липовая аллея


В усадьбе снимались такие фильмы, как "Дворянское гнездо", "Стакан воды", "Женщина, которая поет", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Вас приглашает оперетта", "Мастер и Маргарита", "Крестоносец" и многие другие.
Съемки "Мастера и Маргариты" были настоящим событием для марфинской детворы, когда, подвешенная к небольшому вертолету, Баба-Яга летала над ансамблем. А на съемках пролога к фильму "Крестоносец" та же самая детвора с удовольствием участвовала в "массовке", даже получая за это деньги.


На аллеях установлены указатели маршрутов для прогулок



На территории санатория есть футбольная площадка


теннисные корты


Перед центральным корпусом санатория раскинулась просторная площадь, на которой имеется фонтан


место для встреч


Вдоволь нагулявшись, возвращаемся к главному входу, к своим велосипедам:) На выходе дружелюбная охрана поинтересовалась "Понравилось ли нам прогулка", мы ответили, что всё очень красиво. Нам пожелали счастливого пути и ждут снова в гости:))

Место реально красивое для прогулки


По пути нашего следования

Вечная Слава жителям села Марфино погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.


Обелиск в честь погибших в Великой Отечественной войне.

Шагнувшим в бессмертие. Герой Советского Союза лётчик - Балмат Василий Семенович (1915-1941)


Балмат отвел горящий перехватчик от д. Марфино и ценой своей жизни спас ее жителей. К званию Героя Советского Союза представлен в декабре 1941, присвоено 26 июня 1991 посмертно.

Вот такая получилась насыщенная прогулка по красивейшему месту Подмосковья - Усадьба Марфино.


Всего 57 фото

Усадьба Марфино одна из самых интересных и захватывающих воображение подмосковных дворянских усадеб. Ее образ романтичен, загадочен, с ним связано множество всяческих мистических историй уже давно ставших легендами. Именно здесь Юрий Кара снимал булгаковскую сцену "Бала у сатаны" в фильме "Мастер и Маргарита". Кое-кто до сих пор видит здесь призраков и рьяно едет сюда найти в усадьбе чертовщину на свою голову)

Усадьба расположена в 25 км от МКАД, в одноимённом селе Мытищинского района сельского поселения Федоскинское, на высоком берегу речки Уча. В XVIII-XIX веках она принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным. Свой характерный псевдоготический облик усадьба приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского. В настоящее время территорию усадьбы Марфино занимает санаторий «Марфинский» Министерства обороны РФ.

Этот материал будет довольно объемным по следующим соображениям. Дело в том что меня усадьба Марфино чрезвычайно впечатлила и оставила одновременно множество вопросов. Именно поэтому захотелось как можно подробнее и детальней узнать и рассказать о ней, её истории, человеческих судьбах, мистических историях и личные глубокие впечатления через фотографию. После поездки в эту удивительное место я несколько дней осмысливал увиденное и наконец сделал для себя вывод что рассказать все о чем бы хотелось, показать Марфино в одном, двух постах реально не удасться поскольку ее история настолько сконцентрирована в камне и земле вокруг что даже то что осталось в руинах и то что поддерживает в тлеющем состоянии Министерство обороны не может быть передано простой исторической справкой и десятком знакомым всем отснятых ракурсов. Этим материалом я делаю безнадежную попытку приблизиться к исторической правде в том числе, об истории нашей родины и возбудить родовую память нашего народа, поскольку именно в камне можно Это прочувствовать и попытаться увидеть то что скрыто на первый взгляд. Будет много фотографий, старых фото, портретов владельцев этих земель и самой усадьбы. Мы постараемся как можно внимательней всмотреться в "глаза истории" и возможно читатель увидит то что не разглядел автор этих фотографий - буду только рад этому. Всего выложу четыре части моего рассказа о Марфино: первая - история, судьбы, северный фасад усадебного дворца Марфино, вторая - южный фасад этого дворца, третья - "Готический мост" усадьбы Марфино, её мистика, романтика и четвертая - Конный двор (и Каретный сарай) больше похожие на приличную крепость нежели просто конюшню. Итак, приступим!

"С чего начну, чем кончу я картину Марфина селенья?

С дворца ль волшебнаго ея, или с террасы-загляденья,

Иль с серебристаго каскада, иль с гротов дивнаго фасада,

Иль с павильонов дорогих, иль с георгинов золотых?"

Так вдохновенно воспевал Марфино юный московский поэт Александр Львов в 1840 году.

Сейчас в Марфино все не так богато и не совсем волшебно Однако мы попытаемся увидеть это самое волшебство усадьбы Марфино. Тем более Министерство обороны недавно навело внешний военный лоск на усадебный дворец, флигеля и строения дворцовых псарен. Так что нам будет не так все это сложно сделать.

Мы на территории ведомственого санаториия МО "Марфинский".
02.

Санаторий "Марфинский" Министерства обороны РФ

Первое упоминание о Марфине относится к 1585 году. В древности это было село Шабрино и в допетровское время, во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова им последовательно владели Фома Бутурлин, боярин Василий Петрович Головин, видный, политический деятель думный дьяк, дипломат Василий Яковлевич Щелкалов (думный дъяк был важным государственным постом примерно соотетствующим сегодняшней должности государственного серетаря). Он кстати во многом способствовал возведению на престол Бориса Годунова в 1598 году.
03.

Думный дьяк Василий Яковлевич Щелкалов (? - 1611)

Вскоре село купил думный дворянин, окольничий Семён Иванович Заборовский (? - 1681).
04.

Доступ на территорию санатория и усадьбу сейчас возможен только через контрольно-пропускной пункт с фиксацией паспортных данных посетителя при обязательном наличии паспорта. При этом от вас потребуют устное подтверждение о некоммерческом характере посещения усадьбы Марфино и отсутствии в личном арсенале фотоаппаратуры штатива для фотосъемки).
05.

Чтобы попасть к самой усадьбе мы двигаемся в сторону санаторного комплекса. Здесь довольно прилично и по-городскому красиво.
06.

В 1698 году Шабрино приобрел "дядька" (воспитатель) Петра Первого, князь Борис Алексеевич Голицын . По легенде именно ему Марфино обязано своим названием, считается, что Голицын поименовал деревню в честь своей супруги Марфы. Есть вторая версия что название Марфино появилось после того как дочь Голицына по имени Марфа утонула на Волге близ Астрахани.

При Голицыне здесь было возведено несколько усадебных построек, в том числе храм Рождества Богородицы, сохранившийся до наших дней.
07.

Борис Алексеевич Голицын (20 июля 1654 (по другим данным - 1651) - 18 октября 1714).

Сын Б.А. Голицына Сергей в 1728 году продал село В.С. Салтыкову, от которого Марфино перешло к его брату, знаменитому фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову при котором усадьба пережила свой расцвет. При Петре Семеновиче Салтыкове в Марфине был создан обширный архитектурный ансамбль в стиле классицизма: возведен усадебный дом, при участии датского садовника разбит регулярный парк с двумя беседками, сооружена Петропавловская церковь, построен мост через пруд. Хозяин устраивал пиры, на которых могло собираться до трехсот гостей, забавлялся псовой охотой.
08.

Петр Семенович Салтыков (1700 - 1772)

По сообщениям известного мемуариста тех времен Ф.Ф. Вигеля, "...в марфинской усадьбе в летние месяцы устраивались пиры и забавы, на которые из Москвы съезжались до 300 человек родственников и знакомых. В честь гостей устраивался салют из 12 пушек, а во время гуляний играл оркестр, в который входило до 120 крепостных музыкантов и хор из 80 человек. Подкрепившись за обильным обедом, отправлялись на охоту. Гостям подавали лошадей, а 60 псарей выводили из псарен до 1000 гончих собак, и вся огромная кавалькада отправлялась в поле. После охоты вновь садились за пиршество, а крепостных (музыкантов, певчих и псарей) накрывали столы возле дома и выкатывали бочки вина...".


Сын Петра Семеновича, Иван Петрович Салтыков, московский генерал-губернатор , прославил Марфино домашним театром, на постановки которого съезжались гости со всей столицы. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С. Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль "Только для Марфино", поэт и баснописец И.И. Дмитриев (1760-1837). На территории усадьбы в его время было построено два здания театра - зимний и летний. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, "воздушный" - в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова - Дарьи Петровны.
09.

Иван Петрович Салтыков (28 июня 1730 - 14 ноября 1805)

Однако от тех славных времен остались теперь только два здания псарен и также две беседки-павильона в парке.
Эти самые псарни первыми встречаются нам по пути к марфинскому дворцу. Это было целое псарное предприятие, здесь содержалось как уже упоминалось выше около 1000 охотничьих собак.
10.

Надо отдать должное МО - здания "псарен" в классическом стиле очень качественно отрестарированы, ну, по крайней мере внешне.
11.

12.

От псарен спускаемся к усадебному пруду со стороны северного фасада дворца.
13.

Вот и сам усадебный дворцовый комплекс Марфино на берегу безымянного пруда.
14.

Пруд этот проточный и чистый.
15.

В 1805 году Марфино унаследовала внучка фельдмаршала П.С. Салтыкова, которая была замужем за графом Г.В. Орловым. Однако граф проигрался в карты, что и послужило причиной продажи усадьбы и села.

В 1812 году французы сожгли и разграбили усадьбу; в полуразрушенном виде она простояла почти четверть века. Но в середине XIX столетия в Марфино вдохнула новую жизнь ее новая хозяйка, графиня Софья Владимировна Панина (Орлова), супруга известного дипломата Н.П. Панина. В 1820-е годы она поручила восстановление усадьбы крепостному архитектору Ф. Тугарову.
16.

Софья Владимировна Панина (Орлова) (1774-1844)

При Софье Владимировне Паниной усадебный ансамбль был фактически создан заново. Для работ был приглашен ученик Доминико Жилярди (автор Ивановского монастыря, церкви Алексия, человека Божия на Красносельской). Мастер увлекался псевдоготикой и заново возвел главный дом в "готическом вкусе".
17.


Архитектор Михаил Дормидонтович Быковский (1801 - 1885).

18.

От дома к пристани (южный фасад дворца) теперь спускалась белокаменная лестница, пристань украшали фигуры каменных грифонов (мы их еще увидим во второй части). Множество башенок, зубцов, готических арок - все это придавало дому вид романтического средневекового замка. Все это великолепие создавалось под неусыпным присмотром хозяйки усадьбы. В дворцовый комплекс вошли: дом-дворец, въездные ворота, парадная лестница, пристань, украшенная фигурами грифонов работы XVIII века и скульптурным фонтаном середины XIX века (автор - И.П. Витали). Всё это мы опять же увидим во второй части моего рассказа.
19.


Усадьба Марфино. Северный фасад.

Софья Владимировна была незаурядной личностью - известной в столице благотворительницей, интересовалась искусствами, внимательно следила за появлением новых литературных и музыкальных произведений, способствовала возделыванию садов в Москве.

Ядро архитектурного ансамбля - двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760-80-е гг., реконструкция 1830-х годов). С севера к усадебному дому примыкают два флигеля (построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова, в 1830-х перестроены по прооекту М.Д. Быковского; в 1940 году разобраны и перестроены заново с сохранением неоготических элементов оформления).

20.

Флигели дворцового комплекса в Марфине
21.


Восточный флигель дворцового комплекса Марфино

22.


Западный флигель дворцового комплекса Марфино

23.

После смерти С.В. Паниной усадьбу унаследовал ее сын Виктор Никитич Панин. С 1839 по 1862 год он занимал пост министра юстиции и имел довольно большое состояние, владея 8 тысячами крестьян. За участие в реформе по отмене крепостного права (в феврале 1860 г. он был назначен вместо умершего Я.И. Ростовцева председателем редакционной комиссии) Панин даже удостоился высшей награды Российской империи - ордена Андрея Первозванного.
24.

Виктор Никитич Панин (1801-1874)


Последней хозяйкой Марфина была правнучка внучка министра юстиции В.Н. Панина и полная тезка Софьи Владимировны Паниной. Судьба ее сложилась очень интересно. Софье Владимировне Паниной выдалось жить в самое "горячее время": она родилась в 1871 году и прожила 84 года; умерла в Нью-Йорке.
25.

Панина Софья Владимировна (23 августа1871 - 13 июня1956). Портрет работы Ильи Репина.

Уже в ранней молодости Софья Владимировна прославилась своей благотворительностью. Она активно помогала бедным, строила больницы и школы, а в 1903 году открыла в Петербурге Лиговский народный дом с воскресными классами для неграмотных, с мастерскими, бесплатной столовой и амбулаторией. Ее метко прозвали «красной графиней».

В 1917 году она стала единственной женщиной, которая работала во Временном правительстве - была сначала товарищем министра государственного призрения, а позднее - товарищем министра народного просвещения. В ноябре 1917 года Панину арестовали как одного из руководителей партии кадетов. Софья Владимировна отказалась тогда передать большевикам денежные средства министерства, поместив их в иностранный банк с условием, что выданы они могли быть только "законному режиму". Учитывая ее заслуги перед страной, власти отпустили Панину, но вскоре после этого она была вынуждена уехать сначала на юг страны, а потом эмигрировать в Европу и Америку. В Нью-Йорке Софья Владимировна участвовала в основании Толстовского фонда, работала с видными русскими эмигрантами, среди которых были Сергей Рахманинов и Борис Бахметьев. Она помогала адаптироваться новым эмигрантам, помогала им найти работу, учила английскому языку.
26.

Рассмотрим подробней северный фасад "неоготического" дворца Михаила Быковского.
27.

28.

После революции имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба.

С 1944 года в усадьбе размещён военный санаторий (с 1953 года - санаторий Московского военного округа, с 1986 года - Марфинский центральный военный клинический санаторий) на 356 номеров на 550 мест, численность персонала - около 300 человек.

29.

К февралю 1990 года на территории усадьбы-санатория построены комплекс современных жилых корпусов для отдыхающих. В 1990-2009 годы под руководством начальника санатория Эдуарда Маева проведена комплексная реставрация усадьбы, был построен физкультурно-оздоровительный комплекс (мы его видели в начале), в нём - крытый бассейн. К 2016 году завершено строительство внутреннего перехода между жилыми корпусами и бассейном. В ходе реконструкции было изменено первоначальное колористическое оформление зданий усадьбы: вместо подлинного нежно-розового цвета, упоминаемого в исторических описаниях, сооружения получили не свойственный им терракотовый оттенок.
30.

31.

В 2009 году завершены реконструкция и капитальный ремонт исторических объектов усадьбы. С этого времени дворец приобрёл жилой вид, в нём стали размещаться помещения санатория, включая люксовые апартаменты.

32.

В 2012 году санаторий «Марфинский» вошёл в состав холдинга ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс „Подмосковье“» Министерства обороны РФ.
33.

34.

Восточный флигель со стороны главного здания усадебного дворца.
35.

36.

(Россия, Московская область, Мытищинский район, Марфино), в 25 км от Москвы по Дмитровскому шоссе

Если на КПП предъявить паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность), то можно получить пропуск на посещение усадьбы

Великолепный ансамбль и необычное архитектурно — планировочное решение великого мастера М.Д. Быковского очаровывают Вас с первого взгляда.
Первое упоминание о Марфине относится к 1585 г., когда усадьба именовалась Щибрино и принадлежала думному дьяку, начальнику посольского приказа В.Я. Щелкалову. В первой половине XVII века вотчиной владели Головины, а с 1650 г. — дьяк С.И. Заборский. В 1698 г. Щибрино приобрёл воспитатель царя Петра I Б.А. Голицын, назвавший её по имени своей жены Марфы — Марфино.
От голицынского строительного периода до наших дней сохранилась только миниатюрная Рождественская церковь, построенная в 1707 г. крепостным архитектором Василием Белозёровым.

С 1728 года Марфино переходит к Салтыковым и с середины XVIII в. при Петре Семёновиче Салтыкове — крупном русском военачальнике, в усадьбе начинается широкое строительство. Круглый двухъярусный павильон «Миловид», беседка- полуротонда и два корпуса псарен — вот что сохранилось от того времени до наших дней.
Графиня А.И. Салтыкова, внучка фельдмаршала, в 1805 г. вышла замуж за графа Г.В. Орлова, и Марфино досталось ему в качестве приданного. Он продал усадьбу своему отцу — Владимиру Григорьевичу Орлову — одному из знаменитых братьев Орловых. В 1831 г. граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию имение перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной. При ней усадебные постройки, возобновлённые отцом после нашествия наполеоновских солдат, были реконструированы в стиле «николаевской» готики. Для обустройства Марфино был приглашён видный московский архитектор — ученик Доменико Жилярди — Быковский Михаил Дормидонтович.


Крутой склон берега пруда образует величественный постамент, на котором высится дворец. Двухэтажный, сложенный из кирпича и оштукатуренный, он имеет невысокий цоколь. Выдержанный в классических формах, характерных для первой четверти XIX века, дворец представляет собой вытянутый в плане прямоугольник, с чётко выявленным центром. Перестраивая его, Быковский внёс изменения в облик здания, наделив дворец декоративными элементами псевдоготики. Два флигеля, стоящие перпендикулярно к дворцу, построенные в 1820-е гг. крепостным архитектором Орловых Тугаровым и перестроенные в 1832 г. оду Быковским.
Дом фланкируют массивные въездные арочные ворота с круглыми башнями-караульнями. От дворца к пруду, через две террасы с подпорными стенками, пролегла парадная белокаменная лестница, композиционно завершённая на нижнем ярусе фонтаном и пристанью. Эта, мастерски организованная часть парка, наиболее красива. Ярким художественным акцентом здесь являются каменные скульптуры грифонов, водружённые на широкие устои по сторонам спуска к воде.
По мнению специалистов, наиболее своеобразным и красивым сооружением в Марфино является мост через пруд. Возведённый в 1770-х гг. при Салтыковых он был кардинально перестроен М.Д. Быковским в 1837—1839 годах.
Парк Марфино был великолепен. Уходящие в его глубь перспективы аллей напоминали дворцовые анфилады. Особую изысканность и поэтичность аллеям придавала мраморная скульптура и павильоны, умело размещённые в ландшафтной среде.
Ныне в усадьбе Центральный военно — клинический санаторий. Попасть на территорию можно, если проявить некоторую смекалку, но охрана не дремлет...






Архивные фотографии усадьбы Марфино





Персоналии


Граф И.П. САЛТЫКОВ , 1730-1805, сын фельдмаршала графа Петра Семеновича Салтыкова и гр. Прасковьи Юрьевны, рожд. княжны Трубецкой, в 1745 г. поступил на службу в гвардию, состоял некоторое время прн дворе в звании камер-юнкера, и в 1760 г. выпущен в армию бригадиром. Участвуя в Семилетней войне, он произведен был в генерал -майоры, получил в 1762 г. от Петра III орден Св. Анны 2 ст., а в коронацию Екатерины-Александровскую ленту. В первую Турецкую воину, в чин генерал-поручика, под знаменами Румянцева участвовал во взятии Хотина и в битве при Кагуле, начальствуя тяжелой кавалерией, обратил на себя внимание своей храбростью и награжден Георгием 2 ст. и золотою шпагою с алмазами. По окончании войны командовал корпусом в Польских провинциях, а в 1784 г. назначен был генерал-адъютантом и генерал-губернатором Владимирского и Костромского наместничества. В 1788 г. возобновившаяся война с Турцией снова призвала его в ряды войск, и он ознаменовал себя вторичным взятием Хотина. В 1790 г. Екатерина вверила ему командование Финляндской армией и по заключении Верельского мира пожаловала звание подполковника гвардии Конного полка и алмазные знаки орд. Св. Андрея. Недоразумения с графом Румянцевым — Задунайским заставили графа Салтыкова в 1795 г. выйти в отставку, но в следующем же году Павел I снова призвал его на службу, переименовал в генералы-от-кавалерии и назначил шефом Кирасирского полка, Киевским генерал-губернатором, генерал-фельдмаршалом и генерал-инспектором над всею кавалериею. В конце 1797 г. граф И.П. Салтыков назначен был Московским военным генерал-губернатором, на этой должности оставался до 1804 г., затем покинул службу и переселился в Петербург, где вскоре скончался, 14 Ноября 1805 г. Похоронен рядом с отцом в родовом имении Ярославской губернии.
По свидетельству современников, граф Иван Петрович был человек мягкого и добродушного характера, чрезвычайно прост и доступен в обращении, в котором замечалась, однако, привычка властвовать и повелевать. Не будучи одарен выдающимся умом, он не лишен был известной дозы сметливости и даже хитрости; как военачальник, он отличался больше храбростью, чем искусством; Суворов не высоко ценил его воинские способности, и сама Екатерина бывала подчас недовольна его военными действиями. В бытность свою генерал-губернатором Москвы, граф Салтыков пользовался всеобщею любовью и уважением и делал много добра. Впрочем, фактически главная власть в Москве принадлежала любимцу Павла, всемогущему Московскому полицмейстеру Эртелю, которому Салтыков передал почти все дела управления, оставив за собою лишь командование войсками и блеск представительства. В этом отношении, благодаря громадному своему состоянию, граф Иван Петрович имел полную возможность удовлетворять своей наклонности к пышному и роскошному образу жизни. Граф Салтыков был большим сибаритом, любил кутежи и женщин, а главною его страстью была охота, которой он посвящал все свободное время, им я до ста человек собственных псарей.
Граф И.П. Салтыков был женат на дочери графа Петра Григорьевича Чернышева, графине Дарье Петровне. От брака с нею он имел одного сына и трех дочерей. Смерть жены в 1802 г. была тяжелым ударом для графа Ивана Петровича и, окончательно расстроив его здоровье, побудила его удалиться на покой. Он переехал в Петербург и поселился у старшей дочери, П.И. Мятлевой, пережившей остальных его детей и сделавшейся наследницей громадного Салтыковского состояния.

(С миниатюры, принадлежащей Императорскому Эрмитажу)


Графиня Д.П. САЛТЫКОВА , 1759-1802, дочь графа Петра Григорьевича Чернышева (1712-1775), многими считавшегося за сына Петра Великого. Мать ее, графиня Екатерина Андреевна, рожденная Ушакова, была дочь известного начальника Тайной канцелярии при Бироне, впоследствии графа, Андрея Ивановича Ушакова. Графиня Дарья Петровна провела молодость за границей, где отец ее много лет был посланником при датском,берлинском и английском дворах и послом в Париже. Там она получила то блестящее воспитание, которое поставило ее, а также сестру ее, княгиню Наталью Петровну Голицыну, известную под названием «Princesse Moustache», в ряду образованнейших русских женщин конца XVIII века. Выйдя замуж за графа Ивана Петровича Салтыкова, она заняла выдающееся положение в свете, чему много способствовала ее крайне самобытная личность. Будучи женщиной самой строгой добродетели и стоя неизмеримо выше мужа по уму и нравственным качествам, она снисходительно, с оттенком презренья, относилась к его многочисленным любовным похождениям, никогда не унижаясь до ревности. Муж платил ей глубокою привязанностью и уважением и был неутешен в ее смерти. Она сама занималась воспитанием своих дочерей, из коих старшая, Прасковья, вышла замуж за сенатора, П.В. Мятлева, а младшая, Анна, за графа Г.В. Орлова; вторая дочь ее, Елизавета, умерла девицей. Любимцем ее был младший из детей, единственный сын, граф Петр Иванович, пожертвовавший в 1812 г. значительной частью своего состояния на вооружение целого полка, названного Салтыковским. Графиня Салтыкова скончалась от расстройства желудка в 1802 г., по пути в Москву на станции Хотилово, возвращаясь с мужем из Петербурга.
Высокого роста, представительная, с мужскими манерами, она своею величественною наружностью несколько напоминала Екатерину. Многие упрекали ее в надменности, что отчасти объясняется ее молчаливостью в обществе вследствие недостаточного, благодаря заграничному воспитанно, знакомства с русским языком, который не был еще вытеснен французским из гостиных большого света. «Она соединяла в себе», по отзыву Вигеля, «всю важность русских боярынь допетровского времени, с утонченною вежливостью и непринужденностью обращения придворных дам версальского двора». Графиня Салтыкова пользовалась большим значением в свете и при дворе, и известна была независимостью и подчас резкостью своих суждений. 2 Сентября 1795 г., в день торжества по случаю заключения мира с Портою, Салтыкова пожалована была в статс-дамы, а в коронацию Павла I получила орден Св. Екатерины I класса.
В бытность графа И.П. Салтыкова Московским генерал-губернатором, дом Салтыковых представлял подобие маленького двора. С большим участием отнеслась графиня Дарья Петровна к приехавшей в Москву талантливой французской портретистке г-же Виже-Лебрен, доставила ей много заказов и интересовалась ее работами, посещая ее мастерскую. Лето графиня Салтыкова проводила в подмосковном имении мужа Марфине; устраиваемые ею там празднества, продолжавшиеся несколько дней, не уступали в роскоши ее московским балам. Особенно славились любительские спектакли в Марфине; давались на них французские комедии Мариво, а также оперы, русские и французские. На одном из этих представлений была дана пьеса под названием «Только для Марфина», и в числе гостей присутствовал автор ее, Карамзин.
(С миниатюры, принадлежавшей Императорскому Эрмитажу)


Графиня С.В. ПАНИНА , 1774-1844, супруга вице-канцлера графа Панина, дочь графа Владимира Григорьевича Орлова, родилась 6 Ноября 1774 г.; в 1790 г. вышла замуж за графа Никиту Петровича Панина; известна была своей благотворительною деятельностью, в особенности заботами об улучшении быта принадлежавших ей крепостных крестьян. По характеру она была полной противоположностью своему мужу, человеку сухому и упорному; по отзыву современников,sa femme etait une personne douce, aimable, d’un cоеur bienveillantcc. Разделяя опальную судьбу своего мужа, она большую часть своей жизни провела в Москве и в селе Дугине, Смоленской губернии. Умерла, 70 лет, 7 Января 1844 года.
Имела двоих сыновей: гр. Александра (р. 1791 г., — 15 Февр. 1850 г.) и гр. Виктора (р. 18 Апр. 1801 г., — 12 Апр. 1874 г.; известный министр Юстиции), и 3 дочерей, умерших незамужними: гр. Софию (р. 1797 г., — 26 Дек. 1833 г.), гр. Аделаиду (р. 1798 г., — 17 Апр. 1829 г.) и гр. Веру (р. 1808 г., — 9 Апр. 1841 г.).

(С портрета Вуаля 1791 г.; собственность графини С. В. Паниной, с. Марфино, Московск. губ.)


Граф Н.П. ПАНИН , 1771-1837, сын гр. Петра Ивановича и второй его жены Mapии Родионовны, рожд. Ведель, воспитывался сначала в Петербурге у дяди, гр. Н. И. Панина, которому был поручен после смерти матери отцом; когда гр. Никита Иванович умер, в 1785 г., Никита Петрович возвратился к отцу, проживавшему в Москве, и занимался дома изучением военных наук. Известный, как „первый враль“ и „персональный оскорбитель" Императрицы Екатерины, гр. Петр Иванович внушал сыну привязанность к наследнику престола, и когда Великий Князь отправился в Финляндию для участия в военных действиях против шведов, Панин отправил к нему сына волонтером; здесь он получил чин бригадира. По возвращении из похода, Панин женился на гр. Софьи Владимировне Орловой. Отсутствие женского влияния при воспитании Никиты Петровича, постоянное пребывание у опальных, и потому раздражительных и упорных, отца и дяди вредным образом отразились на его характере — это был человек крутой, прямолинейный, с непомерно развитым честолюбием, с ледяною внешностью; при одном взгляде на его высокую, сухую фигуру, с неподвижным лицом и резким, холодным взглядом мнoгиe чувствовали к нему антипатию. Нет поэтому ничего удивительного в том, что, поступив в 1791 г., после смерти отца, на службу ко двору Великого Князя Павла Петровича, Панин недолго удержался при нем; поводом послужила ссора его с Великим Князем, не уступавшем ему в суровом нраве. Очевидно, Панин не нравился и Екатерине: назначив его в 1795 г. камергером, она не хотела дать ему дипломатической службы, которой он добивался, и в 1795 г. назначила его в Гродно губернатором и командиром бригады. Император Павел, по вступлению на престол, назначил его членом Коллегии Иностранных дел, а затем, в Августе 1797 г.- полномочным министром в Берлин. Ему поручено было, главным образом, содействовать сближению Франции с Poccией. Панин обнаружил в Берлине недюжинные способности, но, враждебно настроенный против Франции, вел свою политику: он сам способствовал неудаче neрегoвopoв и, наоборот, всячески старался содействовать сближению Австрии с Пруссией. „Медиация“ Панина не имела, однако, успеха, и он был отозван в Петербург, где в 1799 г. назначен вице-канцлером, в момент разрыва Poccии с Францией. Дальнейший ход дел был, однако, не по душе Панину: коварство Австрии и Англии побудило Императора Павла выйти из коалиции против Франции и даже угрожать бывшим своим союзникам войною; мало того, под влиянием Ростопчина, началось сближение Poccии с Францией. Горячий сторонник союза с Австрией и Англией, Панин, в начале 1800 г. пожалованный действ, тайн, советником, остался вне всякого влияния на дела. Тогда-то началась агитационная деятельность Панина, который завёл cнoшeния с английским послом Витвортом и, действуя заодно с ним и вице-адмиралом де-Рибасом, думал воспользоваться неудовольствием общества, чтобы заставить Императора отказаться от престола в пользу Великого Князя Александра Павловича. Осенью 1800 г. главой заговора, задуманного Паниным, сделался гр. Пален. В половине ноября 1800 г. Панин был отставлен от должности вице-канцлера, с назначением в Сенат, а в декабре выслан в свое имение Дугино, Смоленской губернии, но затем ему скоро разрешено было жить в окрестностях Москвы. Воцарившийся 12 Марта 1801 г. Император Александр вызвал Панина в Петербург и назначил его членом Коллегии Иностранных дел. Но лица, окружавшие молодого Государя, не сходились во взглядах с Паниным, а Императрица Мария Федоровна громко осуждала поведение Панина в год, предшествовавший кончине Императора Павла. 30 Сентября 1801 г. Панин, по прошение, уволен был от службы и уехал за границу. По возвращению в Россию, ему объявлено было воспрещение жить в столицах, а когда, в конце 1806 г., Смоленское дворянство избрало его начальником земской милиции, правительство не утвердило этого выбора. Опала Панина продолжалась и в царствование Императора Николая I.
Склонный ко всему сверхъестественному и чудесному, он занимался в деревенской глуши изучением разных таинственных наук и магнетизма, при чем результаты своих изысканий диктовал сыну Виктору Никитичу, исписавшему целые фолиaнты.
Граф Н. П. Панин умер 1 Марта 1837 г. в Дугине, где и погребён».

(С портрета Вуаля, принадлежащего графине С. В. Паниной, с. Марфино, Московск. губ.)

Усадебный парк

Марфино. Территория дома отдыха «Марфино» занимает приблизительно 20 га. Рельеф местности выровненный, ландшафт живописный. В прошлом часть этой территории относилась к усадьбе XVI в. Марфино. В настоящее время здесь много новых построек, насаждений, имеются пруды. Планировка сделана в регулярном стиле, много аллейных и групповых посадок. Парк насыщен интродуцептами. Насчитывается 20 видов, из них три вида хвойных: единичные экземпляры старых сибирских лиственниц (высота 21 м, диаметр ствола 90 см), великолепные аллеи ели колючей с голубой хвоей (высота 15 м, диаметр ствола 24 см), аллеи и группы из туи западной (высота 6 м, диаметр ствола 10 см). Из старых лиственных пород наиболее примечателен тополь белый, образующий аллеи (высота 20 м, диаметр ствола 35 см). Аллеи белого тополя заслуживают охраны. В посадках имеется более десяти видов декоративных кустарников, среди них, изгороди из кизильника блестящего, жимолости татарской, чубушника венечного и виргинского. Группами посажены клены: серебристый и татарский; отдельными экземплярами встречается черемуха Маака (высота 14 м, диаметр ствола 24 см) и рябина гибридная (высота 5 м, диаметр кроны 480 см). Всюду много сирени и таволги. Состояние насаждений и уход за ними удовлетворительные. Растения местной флоры довольно удачно привлекаются в озеленение. Всего их отмечено 11 видов: два вида хвойных и девять видов лиственных пород. Много в аллеях липы мелколистной (высота 20 м, диаметр ствола 60 см), в групповых посадках представлена береза плакучая (высота 14 м, диаметр ствола 30 см), в аллеях и группах - ель обыкновенная (высота 25 м, диаметр ствола 60 см), имеется один экземпляр плакучей формы ели обыкновенной (высота 12 м, диаметр ствола 25 см). Состояние растений удовлетворительное. Все они плодоносят. Некоторые из них имеют хорошее семенное возобновление, их можно использовать в качестве маточников.
Площадь санатория «Марфино» составляет приблизительно 50 га. Рельеф местности неровный. Ландшафт живописный; здесь протекает р. Уча, находится система прудов. Сохранился от прежних лет регулярный стиль планировки парка, двухэтажный дворец, круглый двухъярусный павильон «Миловида» с колоннами, готический мост, грифоны, висящие над пристанью пруда, чаша фонтана, скульптуры. Усадьба «Марфино» известна с 1585 г., основана видным деятелем XVI в. В. Я. Щелкаловым. Название свое усадьба получила в конце XVII в. при князе Б. А. Голицыне. До наших дней сохранился ряд сооружений, созданных архитектором акад. М. Д. Быковским в XVIII в. В парке растут очень старые деревья, ассортимент растений разнообразен, среди них: пихта сибирская (высота 35 м, диаметр ствола 54 см), аллея из лиственницы сибирской (высота 34 м, диаметр ствола 108 см), единичные экземпляры сосны кедровой сибирской (высота 23 м, диаметр ствола 51 см) и сосны веймутовой (высота 30 м, диаметр ствола 105 см), аллеи туи западной (высота 8 м, диаметр ствола 14 см). Всего отмечено 18 видов интродуцентов, из них шесть видов хвойных и 12 лиственных. В изгороди используется боярышник черный (высота 3 м). В молодых посадках много кленов: ясенелистного и татарского. Представителей местной флоры - 14 видов: два вида хвойных и 12 лиственных. Больше всего сосны обыкновенной (высота 30 м, диаметр ствола 65 см), дуба черешчатого (высота 20 м, диаметр ствола 102 см) и липы мелколистной (высота 23 м, диаметр ствола 104 см). Последняя образовала липовую рощу, которая местами чередуется с группами берез. Состояние всех насаждений и уход за ними удовлетворительные. Следует рекомендовать восстановление старого парка и подсаживание молодых растений.