Туризм Визы Испания

Усадьба княгини М.В. Кочубей (Запасной дворец, Владимирский дворец) в Царском Селе. От дворца аристократии до дворца бракосочетания: Запасной дворец в Царском Селе Дворец Купидона после трактора и пионеров

Запасно́й дворе́ц (дача Кочубея , Владимирский дворец , Дача Кочубей М. В. , Запасный дворец ) - дворец в городе Пушкине. Расположен на Садовой улице, 22 (Софийский бульв., 2, 4, 6, 8, 10), на берегу 4-го Нижнего пруда.

История

В 1816 году земельный надел в Царском Селе в подарок от императора Александра I получила статс-дама М. В. Кочубей (Васильчикова). Для неё и супруга, виднейшего государственного деятеля при дворах Павла I, Александра I и Николая I - графа (с 1831 года - князя) В. П. Кочубея, в 1817-1824 годах был построен загородный дворец, долгое время называемый по их фамилии. Основной стиль постройки - классицизм. Внешне здание похоже на итальянские виллы XIX века, с прилегающим пейзажным парком.

Полагают, что Александр I лично следил за проектированием дворца (оставив свои пометки на многих чертежах), последовательно привлекая к строительству архитекторов П. В. Неелова и А. А. Менеласа, а позднее В. П. Стасова.

Через год после кончины князя Кочубея, в 1835 году, здание у его вдовы выкупил Департамент уделов для третьего сына императора Николая I - четырёхлетнего Великого князя Николая Николаевича. В этот период дворец именовался Николаевским, а комплекс построек был дополнен служебными флигелями, однако вскоре после женитьбы владелец продал его (в 1858 году) обратно Министерству Императорского Двора и уделов, после чего дворец официально (с 1859 года) стал называться Царскосельским Запасным. В 1867 году дворец пострадал от пожара.

С 1875 года Запасной дворец был передан во владение только что женившемуся Великому князю Владимиру Александровичу, военачальнику и известному меценату, коллекционеру, попечителю Румянцевского музея, а с 1876 года президенту Императорской Академии художеств (затем этот пост был унаследован его вдовой). Дворец был отреставрирован архитектором А. Ф. Видовым, потом продолжилось возведение хозяйственных пристроек (Унтер-шталмейстерский флигель, Экипажный сарай, Кавалерский дом и пр.). После смерти Владимира Александровича - с 1910 года перед дворцом был установлен его бронзовый бюст (сохранился лишь постамент) и дано высочайшее разрешение на переименование Запасного дворца во Владимирский, вдова продолжила распоряжаться дворцом до революционного 1917 года.

В период Февральской революции и двоевластия здание дворца занял Царскосельский Совет рабочих и солдатских депутатов. Исполком объединенного совета (см. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов) располагался здесь и после Октябрьских событий, а с 1926 года ансамбль зданий Запасного дворца был передан Дому партийного просвещения.

Во время Великой Отечественной войны Запасной дворец подвергся разрушению: уцелели почти только стены. В 1950-е годы его фактически заново отстроили при участии молодёжи города Пушкина, и с 1958 по 1976 год разместили в его стенах пушкинский Дом пионеров.

После этого здесь несколько лет находилась краеведческая экспозиция, переехавшая в конце 1970-х годов в новое музейное здание.

В 1990-х годах Запасной дворец вошел в состав Государственного музея-заповедника «Царское Село».

С 1990 по 2002 год в здании Запасного дворца разместился Царскосельский филиал Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства: Международная Мастерская Театра Синтеза и Анимации Интерстудио под руководством Д. С. Бурмана. Она включала в себя мастерскую кукольного и синтетического театра (мастер - М. Хусид), мастерскую паратеатральных форм (мастер - Ю. Соболев) и иные художественные и актёрско-режиссёрские курсы-мастерские СПбГАТИ (мастеров А. Севбо, Л. Эренбурга и др.). Территория дворцового ансамбля стала домом и творческой базой для молодых художников, режиссёров, актёров, здесь регулярно проводились: Международный фестиваль КУKART (каждые 2 года), открытые (международные и российские) творческие мастерские и мастер-классы, выставки современного искусства (проект «Запасная галерея»), сформировались: арт-группа «Запасный выход» (Царское Село - Москва, 1995-2002 годы), Небольшой Драматический Театр Льва Эренбурга (1999, с 2009 года - переехал в Санкт-Петербург).

С 1996 года на территории дворцовой усадьбы - в её бывших хозяйственных постройках - расположился также Первый пограничный кадетский корпус ФСБ России.

В 2009 году стало известно, что в Запасной дворец переедет отдел ЗАГС администрации Пушкинского района, располагавшийся на Средней улице, 4/2 (угол с Церковной). 24 июня 2010 года в рамках празднования 300-летия Царского Села Дворец бракосочетания был торжественно открыт.

Конструктивистский комплекс Запасный (Запасной) дворец, прозванный в народе «Дом-паровоз» трудно представить себе во времена Наполеона. Однако уже тогда этот дом в стиле "авангард" стоял. Правда, в несколько ином облике.

В XVII веке на этом месте располагался Государев Житный или Запасный двор, где хранились запасы зерна и продовольствия. В XVIII веке территория перешла в ведение Главной Дворцовой канцелярии, для которой в 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. В центре северного корпуса появилась церковь во имя св. Севастьяна – по дню рождения правившей тогда императрицы Елизаветы. Через 10 лет церковь была переосвящена во имя св. Ианнуария – на день его памяти пришлось восшествие на престол Екатерины II. Некоторые исследователи отмечали, что для подвалов этого дворца лёд доставлялся из самого Санкт-Петербурга.

Запасный дворец – едва ли не единственное из казенных зданий Москвы, не пострадавшее в 1812 году. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что в Запасном дворце нашли пристанище раненые в Бородинском бою, причём с обеих воюющих сторон. А после оставления города французами дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся москвичей, кто потерял в пожаре свои дома и имущество.

В ХХ веке Запасный дворец несколько раз перестраивался и менял своих хозяев. Сначала в нём расположился Институт для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. Для нужд заведения архитекторы Н.В.Никитин и в 1900 годы надстроили третий этаж и переделали убранство фасадов. После революции и упразднения Дворянского института здание занял Народный комиссариат путей сообщения, радикально изменивший внешний вид всего комплекса в 1932 – 1933 годах. придал Запасному дворцу конструктивистский облик: надстроил здание ещё двумя этажами, фасады сделал ровными и гладкими, изменил формы оконных проёмов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц возвёл девятиэтажную башню с часами, в результате чего элементы старой архитектуры полностью исчезли. Комплекс получил в народе прозвища «Дом с трубой» и «Дом-паровоз» – последнее прозрачно намекало на занимавшее дом ведомство. Внутри здания частично сохранились старые интерьеры, своды на первом этаже, архитектура Мейснера сохранилась на восточном фасаде. С 2004 г. здесь находится офис ОАО «РЖД».

Со времени реставрации в 1988–1989 гг. исторический облик был утерян. В 2018 г. специалисты очистили фасады от слоя грязи и пыли, отреставрировали лицевую кладку стен, удалили поздние красочные слои. Затем были укреплены балконы, на которых установлены новые ограждения, заменены водосточные трубы. Отреставрирована кровля. Фасады покрашены. Восстановительные работы также провели на циферблате башни. Арабские цифры, установленные на циферблате в 1950-х гг., вновь заменили на римские, согласно проекту архитектора И. Фомина.

В 2018 году здание Министерства путей сообщения стало лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ", "лучший проект реставрации и научно-методическое руководство" и "высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Запасной дворец находится на берегу 4-го Нижнего пруда, на Садовой улице города Пушкин. Дача Кочубея и Владимирский дворец – другие названия дворца. Является объектом культурного наследия РФ.

В 16-ом году XIX века земельный участок в Царском Селе в дар от императора Александра I получила статс-дама М.В. Кочубей (Васильчикова). Для нее и мужа, знаменитого государственного деятеля при дворах императоров Павла I, Александра I и Николая I – графа (с 1831 года – князя) В.П. Кочубея, в 1817-1824 годах был сооружен загородный дворец, который долгое время назывался по их фамилии. Основным стилем постройки является классицизм. Внешний облик здания напоминает итальянские виллы XIX столетия, с примыкающим пейзажным парком.

Существует мнение, что император Александр I лично наблюдал за проектированием дворца, оставляя свои пометки на многих чертежах, последовательно привлекая к строительным работам архитекторов П.В. Неелова и А.А. Менеласа, а позже и В.П. Стасова.

Спустя год после смерти князя Кочубея, в 1835 году, строение у его вдовы приобрел Департамент уделов для третьего сына императора Николая I – четырёхлетнего Великого князя Николая Николаевича. В это время дворец назывался Николаевским, а ансамбль построек дополнили служебные флигели.

В 1858 году после свадьбы владелец продал его обратно Министерству Императорского Двора и уделов. После этого с 1859 года дворец стал именоваться Запасным. В 1867 году здесь случился пожар.

В 1875 году Запасной дворец попал в руки только что женившегося Великого князя Владимира Александровича, военачальника и известного мецената, коллекционера, попечителя Румянцевского музея, а с 1876 года – президента Императорской Академии художеств. Дворец отреставрировал архитектор А.Ф. Видов. Потом было продолжено сооружение хозяйственных пристроек (Экипажный сарай, Унтер-шталмейстерский флигель, Кавалерский дом и другие).

После кончины Владимира Александровича, в 1910 году перед зданием дворца был установлен его бюст из бронзы (сохранился только постамент). Запасной дворец был переименован во Владимирский. Вдова продолжала распоряжаться дворцом до революции 1917 года.

Во время Февральской революции и двоевластия дворец был занят Царскосельским Советом рабочих и солдатских депутатов. Исполнительный комитет объединенного совета находился здесь и после Октябрьской революции. А с 1926 года комплекс здания Запасного дворца занимал Дом партийного просвещения.

В годы Великой Отечественной войны дворец серьезно пострадал, сохранились только стены. В 1950-е годы здание фактически было заново отстроено. В период с 1958 по 1976 годы здесь размещался пушкинский Дом пионеров. Позже здесь несколько лет была устроена краеведческая экспозиция. В 1990-х годах Запасной дворец стал частью ГМЗ «Царское Село».

В 1990-2002 годах в Запасном дворце находился Царскосельский филиал Санкт-Петербургской госакадемии театрального искусства. Территория дворцового комплекса превратилась в дом и творческую базу для молодых художников, актёров, режиссёров. Здесь организовывалось проведение Международного фестиваля КукАрт (каждые 2 года), функционировали открытые (российские и международные) творческие мастерские и мастер-классы, выставки современного искусства («Запасная галерея»), образовался Небольшой Драматический Театр Л. Эренбурга, арт-группа «Запасный выход».

В 1996 году в бывших хозяйственных строениях дворца расположился также Первый пограничный кадетский корпус ФСБ России. Летом 2010 года в Запасном дворце был открыт Дворец бракосочетания.


Фото 1902 г. из архива ЦИГИ

Давайте посмотри, как он выглядит сейчас. И, конечно, узнаем!



Ф. Алексеев, 1800-1801. Запасный дворец у Красных Ворот.

В XVII веке на этом месте располагался Государев Житный или Запасный двор, где хранились запасы зерна и продовольствия. В XVIII веке территория перешла в ведение Главной Дворцовой канцелярии, для которой в 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. В центре северного корпуса появилась церковь во имя св. Севастьяна – по дню рождения правившей тогда императрицы Елизаветы. Через 10 лет церковь была переосвящена во имя св. Ианнуария – на день его памяти пришлось восшествие на престол Екатерины II. Некоторые исследователи отмечали, что для подвалов этого дворца лёд доставлялся из самого Санкт-Петербурга.

Запасный дворец – одно из немногих казенных зданий Москвы, не пострадавшее в 1812 году. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что в Запасном дворце нашли пристанище раненые в Бородинском бою, причём с обеих воюющих сторон. А после оставления города французами дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся москвичей, кто потерял в пожаре свои дома и имущество.


Фото 1880-х гг. Вон он справа, двухэтажный.
А слева - дом генерал-майора Ф. Н. Толя. «Октября 2-го в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил . Молитствовал протоиерей Николай Петров, с дьячком Яковом Фёдоровым. Крещён того же октября 11 дня».


Фото кон. 1890-х гг. В.Н. Домогацкого.


Фото кон. 1890-х гг.


Фото 1902 г. из архива ЦИГИ

В ХХ веке Запасный дворец несколько раз перестраивался и менял своих хозяев. Сначала в нём расположился Институт для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. Для нужд заведения архитекторы Н. В. Никитин и А. Ф. Мейснер в 1900 годы надстроили третий этаж и переделали убранство фасадов.

И стал он выглядеть так:


Фото кон. 1900 - нач. 1910-х гг.


Фото кон. 1900 - нач. 1910-х гг. Вид с Новой Басманной.
В 1906 году в институте была освящена церковь Св. Екатерины.
«Освящение нового института.
Вчера состоялось освящение домовой церкви нового дворянского института имени Императора Александра III в память Императрицы Екатерины II. Новый институт помещается в зданиях бывшего Запасного дворца, что у Красных ворот. Запасной дворец, где до сих пор помещались провиантские склады, переделан почти заново, с соблюдением всех требований учебно-воспитательной и строительной техники».
«Русское слово», 07 ноября (25 октября) 1906 года (с) .


Фото 1915 г. Шерер, Набгольц

После революции и упразднения Дворянского института здание занял Народный комиссариат путей сообщения, радикально изменивший внешний вид всего комплекса в 1930 – 1933 годах.


Фото нач. 1920-х гг. Здание Народного комиссариата путей сообщения.
На церковном куполе вместо креста флаг.


Фото нач. 1930-х гг. из архива ЦИГИ. Перестройка здания НКПС.

Архитектор И. А. Фомин придал Запасному дворцу конструктивистский облик: надстроил здание ещё двумя этажами, фасады сделал ровными и гладкими, изменил формы оконных проёмов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц возвёл девятиэтажную башню с часами, в результате чего элементы старой архитектуры полностью исчезли. Комплекс получил в народе прозвища «Дом с трубой» и «Дом-паровоз» – последнее прозрачно намекало на занимавшее дом ведомство. Внутри здания частично сохранились старые интерьеры, своды на первом этаже, архитектура Мейснера сохранилась на восточном фасаде.