Туризм Визы Испания

Еврейские погромы в польше. Еврейские погромы в польше после вов. Версии о провокациях

Вторая мировая. Как поляки убивали евреев

Поляки - настоящие европейцы, без обмана. В этом вы можете убедиться сами, прочитав следующие два материала на одну и ту же тему. Писатель Трычик - сильный человек. Писать о том, о чем хочет забыть целый народ - это одно, а признать, что ты потомок (возможно) убийцы и всё равно продолжать "копать" - необходимо иметь большую смелость. Автор книги суров к себе и своим предкам.

Между прочим, именно поляки в 1938 году, в союзе с Гитлеровской Германией, одновременно вторглись в суверенные земли европейской Чехословацкой Республики, страны-члена "Лиги Наций. Свой набор антиеврейских законов, аналогичный нацистским, которые были осуждены Нюрнбергским Трибуналом, поляки приняли в середине 1920-х - на десятилетие раньше нацистов!

Не только евреям досталось от поляков, например в сентябре 1939 года поляками был устроен геноцид немецкого населения Бромберга и Шулитце. А уже после войны куда-то исчезли полтора миллиона силезских немцев.

Ну и конечно первый концлагерь на территории Польши построили отнюдь не немцы, а сами поляки ещё до начала Второй Мировой в Березе-Картузской, где творились ужасы ничуть не хуже, чем потом в Аушвице, Биркенау или Дахау.

Как польские крестьяне помогали убивать евреев

Опубликовано в "Die Welt" , Германия.

Канадский историк изучил вопрос о том, как поляки католического вероисповедания помогали немецким оккупантам в охоте за скрывавшимися евреями. В качестве вознаграждения можно было получить сахар, водку и бывшую в употреблении одежду.

Помощь из своекорыстия и жажды прибыли — можно ли вообще назвать нечто подобное помощью? Не присутствует ли в данном случае, по крайней мере, определенное количество альтруизма? К Михалю Козику (Michal Kozik) это, очевидно, не относится. С 1942 года по 1944 годы этот поляк-католик прятал еврейку Ривку Глюкман (Rywka Glueckmann) и двух ее сыновей в своем доме в городе Домброва-Тарновска (Dabrowa Tarnowska), расположенном примерно в 80-и километрах к востоку от Кракова.

Козик предоставил им убежище, но требовал за это деньги. Когда троим беглецам уже нечем было платить, он убил их топором. Крики этих людей слышали в нескольких соседних домах. Многие польские евреи искали для себя убежище во время Второй мировой войны. Дело в том, что немецкие оккупанты занимались «зачисткой» гетто, в которые в 1939-1940 году они были насильственно переселены, а затем жителей гетто отправляли в лагеря смерти. Пытаясь избежать депортации, многие евреи скрывались в сельской местности. Они прятались в лесах или искали защиты у местного населения.

Для обнаружения скрывавшихся евреев немецкие полицейские, ответственные за поддержание оккупационного режима, пытались склонить преимущественно католическое и антисемитски настроенное сельское население к оказанию помощи в розыске евреев. Часто эти поиски превращались в охоту, продолжавшуюся несколько дней или даже целую неделю. Историк Ян Грабовски (Jan Grabowski) из Оттавского университета представил недавно в своей книге «Охота на евреев. Предательства и убийства в оккупированной немцами Польше» (Judenjagd. Verrat und Mord im deutsch besetzten Polen) результаты исследования этого аспекта Холокоста, который до последнего времени по большей части не замечался.

В принципе, во враждебном отношении к евреям и в преступлениях, совершенных против них в XX веке в Польше, нет ничего нового. Наиболее известное преступление против европейских евреев после войны было совершено 4 июля 1946 года в городе Кельце. Польские ополченцы и гражданские лица в ходе погрома напали на людей, переживших ужасы национал-социалистического безумия, а спровоцировали эти события распространившиеся слухи о похищении ребенка, якобы совершенного евреями.

В ходе погрома были убиты 42 человека. Так же хорошо изучена и кровавая бойня в Едбавне. В этом небольшом городке, расположенном к северо-западу от Варшавы, 10 июля 1941 года толпа поляков согнала еврейское население на площадь. В присутствии немецких оккупантов некоторые евреи еще по пути были подвергнуты издевательствам и убиты, а остальных загнали в сарай и сожгли там заживо. В огне погибли в общей сложности 340 человек — мужчины, женщины и дети.

Когда американский историк Ян Гросс (Jan Gross) детально описал эти события в своей вышедшей в 2001 году книге «Соседи», эта публикация привлекла к себе интерес в Польше, а также в других странах. По мнению Гросса, все эти бесчинства не были спровоцированы немцами, и они не принимали в них участия, а присутствовавшие при этом люди в немецкой военной форме лишь снимали происходившее на пленку. Хотя польский Институт национальной памяти не смог опровергнуть результаты исследования Гросса, его подвергли резкой критике за то, что они приписал полякам активную роль в Холокосте.

Новое исследование Грабовски основано на польских, еврейских и немецких источниках, то есть на документах, свидетельских показаниях, а также на материалах судебных процессов, происходивших после войны. В его книге описаны специально организованные поиски евреев, которые проводились до чисток в гетто в 1942 и 1943 годах, а также во время них. Грабовски еще больше заостряет тезис Гросса. Ведь в Едбавне присутствовали, по крайней мере, «немецкие операторы», тогда как, по мнению Грабовски, в окрестностях города Домброва-Тарновска некоторые поляки по собственной инициативе и без участия немецких подразделений убивали евреев, скрывавшихся в их местности.

Депортация варшавских евреев в лагеря смерти

В надежде сохранить свою жизнь многие местные евреи бежали из гетто в леса и деревни этого округа. Они прятались в землянках и в других убежищах, а также в амбарах, конюшнях и бараках. Иногда они скрывались в подвалах или на чердаках в домах польских крестьян. Эти евреи жили в постоянном страхе и боялись, что будут обнаружены — или умрут с голоду.

Грабовски разделяет «охоту на евреев» на две фазы. Первая была непосредственно связана с «зачисткой» гетто и проводилась преимущественно немецкими спецподразделениями, польской строительной службой Baudienst и еврейской «Службой порядка». Тот, кому удалось избежать преследования на этом этапе, становился мишенью в ходе второй фазы. Помимо немецких подразделений, в ней принимали участие отряды так называемой «голубой полиции», то есть поляки-полицейские, подчинявшиеся оккупационным властям.

Конечно, сельское население получило указание принять участие в этой охоте. Однако нередко в этом не было необходимости: многие гражданские лица, как следует из документов, участвовали в устроенной охоте на людей вполне добровольно и демонстрировали при этом усердие: они сообщали о скрывавшихся евреях полицейским, которые их либо сразу расстреливали, либо отправляли в близлежащие места сбора, где их потом убивали. Часто местом подобных сборов были просто еврейские кладбища.

Как и во время охоты на зверей, польские крестьяне прочесывали леса, используя при этом палки для того, чтобы скрывавшиеся люди оказались в конечном итоге в руках ожидавших их на краю леса ополченцев. Местные жители поджигали хижины, где, по их мнению, могли прятаться евреи, или бросали гранаты в подвалы, в которых они скрывались. Они выбивали двери и вышибали окна для того, чтобы обнаружить там евреев. Точно нельзя назвать количество евреев, которых польские крестьяне убили собственноручно. Только в Домброва-Тарновска погибли 286 человек.

С помощью наказаний и поощрений оккупационные власти пытались обеспечить участие местного населения в организованной ими охоте. За каждого обнаруженного или убитого еврея выдавалась премия — например сахар, водка, картофель, масло или одежда схваченного человека. А того, кто помогал скрывавшимся евреям, в худшем случае могли и убить.

Тем не менее некоторые поляки оказывали евреям помощь. Но требовали за это много денег. Они заключали сделки с людьми, оказавшимися в безвыходном положении. Были и такие люди, которые прятали у себя евреев из любви к ближнему. 286 человек были убиты, однако около 50 человек в этом округе были спасены, и они остались живы благодаря поддержке поляков-христиан. Однако подобные случаи были исключениями.

На примере города Домброва-Тарновска Грабовски показывает: если бы не было участия местного населения, то большее количество евреев смогли бы пережить холокост. Мотивы были различными: подстрекательство со стороны немцев, надежда на получение вознаграждения, страх наказания или просто существовавшие в течение столетий антисемитские предрассудки и обыкновенная корысть. А также, естественно, то одичание, к которому приводила постоянная антисемитская пропаганда оккупантов.

Конечно же, результаты исследования Грабовски ничего не меняют в отношении тех немцев, которые несут ответственность за гибель миллионов евреев. Однако они дополняют картину, делают ее более ясной. Любые попытки поставить под сомнение Холокост с помощью ссылок на атисемитские настроения поляков-католиков, совершенно не затрагивают сути самого вопроса.

Источник :

В послевоенной Польше антисемитские настроения питались распространённым мнением, что евреи являются сторонниками нового режима, так как послевоенные власти порицали антисемитизм, охраняли выживших евреев, среди представителей новой власти и Войска Польского были евреи. Вторым обстоятельством было нежелание возвращать евреям имущество, разграбленное польским населением в течение войны.

В докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей. Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, жертвами были вернувшиеся из концлагерей или бывшие партизаны. В докладе упоминались четыре типа нападений:

  • нападения вследствие распространения слухов об убийстве польского ребёнка (Люблин, Жешув, Тарнов, Сосновичи)
  • шантаж с целью выселения евреев или захвата их собственности
  • убийства с целью грабежа
  • убийства, не сопровождавшиеся грабежами, в большинстве случаев совершаемые путём бросания гранат в еврейские убежища.

Самым крупным было происшествие в Кракове, где 11 августа 1945 года произошёл погром, начавшийся с метания камней в синагогу, а затем переросший в нападения на дома и общежития, где жили евреи. Части Войска Польского и Советской армии положили конец погрому. Среди евреев были убитые и раненые. Исраэль Гутман (англ. ) в исследовании «Евреи в Польше после Второй мировой войны» пишет, что погромы не были делом рук отдельных бандитов и были тщательно подготовлены.

Ход погрома

До начала второй мировой войны в Кельце проживало около 20 000 евреев, что составляло треть населения города. После окончания войны в Кельце осталось около 200 выживших после Холокоста евреев, в большинстве - бывших узников нацистских концентрационных лагерей. Большинство из келецких евреев разместились в здании на улице Планты, 7, где располагался еврейский комитет и организация «Сионистская молодёжь».

Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика Генрика Блашчика. Он исчез 1 июля 1946 года и возвратился через два дня, рассказав, что его похитили евреи и, спрятав, намеревались убить (позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен рассказывать).

4 июля 1946 года в 10 часов утра начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом, которая разоружила собравшихся сопротивляться евреев. Как выяснилось позже, Блахут был единственным представителем милиции среди вошедших. Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

В ходе погрома было убито от 40 до 47 евреев, среди них дети и беременные женщины, а также больше 50 человек ранено.

В ходе погрома были убиты также двое поляков, пытавшихся противостоять погромщикам. Евреев избивали и убивали не только на Планты, 7, но и в других местах города.

Последствия

Уже 9 июля 1946 года на скамье подсудимых перед участниками выездной сессии Верховного военного суда оказались двенадцать человек. Решение суда было зачитано 11 июля. К смертной казни были приговорены девять обвиняемых, по одному - к пожизненному заключению, к десяти годам и к семи годам тюрьмы. Президент ПНР Берут не воспользовался своим правом помилования, и осуждённые на смерть были расстреляны.

Погром в Кельце вызвал массовую эмиграцию евреев из Польши. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне - 8000, то после погрома в течение июля - 19 000, в августе 35 000 человек. К концу 1946 года волна отъезда спала, так как положение в Польше нормализовалось.

В 1996 (50-ю годовщину погрома) мэр Кельце принес извинения от имени горожан. В 60-ю годовщину церемония была поднята на национальный уровень, с участием Президента и министров. Польский президент Лех Качиньский назвал погром в Кельце «огромным позором для поляков и трагедией евреев».

Во время Второй мировой войны поляки совершили военные преступления против своих соседей-евреев как минимум в 24 районах страны. К такому выводу пришла правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны.

Версии о провокациях

Власти Польши обвинили в провокации погрома «реакционные элементы», близкие к оппозиции. Был сменён ряд руководящих чиновников в воеводстве.

Существует также ряд версий о причастности к организации погрома польских властей и советских спецслужб - среди толпы погромщиков было много солдат и милиционеров, в том числе офицеров милиции и общественной безопасности (впоследствии были арестованы и предстали перед судом: майор Собчинский, полковник Кузницкий (комендант воеводского управления милиции), майор Гвяздович и поручик Загурский. Гвяздович и Собчинский были оправданы судом). Сторонники этих версий считают, что провокаторам была выгодна дискредитация польской оппозиции, которой приписывалась организация погрома, а сам погром стал поводом для репрессий и усиления власти коммунистического правительства.

19 июля 1946 года бывший главный военный прокурор Хенрик Холдер написал в письме заместителю командующего польской армией генералу Мариану Спыхальскому, что «мы знаем, что погром был не только по вине милиции и армии, которые несли охрану в городе Кельце и вокруг него, но и по вине члена правительства, принявшего в этом участие».

В 2007 году бывший высокопоставленный офицер польской контрразведки и узник Освенцима Михал (Моше) Хенчинский опубликовал автобиографическую книгу «Одиннадцатая заповедь: не забывай» в которой приводит версию, что погром в Кельце был провокацией советской разведки. В подтверждение своей версии он пишет, что «за несколько дней до погрома в Кельце в качестве советника прибыл Михаил Александрович Демин, офицер советской разведки высокого ранга. Начальником польских органов безопасности города в дни погрома был майор Владислав Собчинский - польский коммунист, который до и во время войны был кадровым офицером советских спецслужб». По мнению Хенчинского, такая провокация могла послужить оправданием для усиления советского влияния в Польше. Аналогичного мнения придерживаются Тадеуш Пиотровский, Абель Кайнер (Станислав Краевский) и Jan Śledzianowski.

Российские учёные и сотрудники ФСБ В. Г. Макаров и В. С. Христофоров считают эту версию недостоверной.

Расследования в XXI веке

В 1991-2004 гг. расследование келецкого погрома проводила Комиссия по расследованию преступлений против польского народа польского Института национальной памяти. Комиссия (2004) установила «отсутствие доказательств заинтересованности советской стороны в провоцировании событий ».

Польский писатель Влодзимеж Калицкий по материалам диссертации Б. Шайнок, посвящённой реконструкции событий погрома, пишет о том, что реально можно рассматривать три версии:

  • Контролируемый НКВД заговор с участием польского руководства
  • Отсутствие заговора вообще
  • Присоединение сотрудников спецслужб к погрому, начавшемуся самопроизвольно, без политической провокации

По его мнению, наиболее реальной выглядит последняя версия.

По материалам архива ФСБ о погроме в Кельце в 2009 году были опубликованы переведенные на русский язык копии материалов официального следствия. Однако, как сообщил 8 декабря 2009 года на лекции в Гарвардском университете доктор исторических наук Олег Будницкий, сами материалы по данному делу в архиве ФСБ до сих пор засекречены, и ему отказали в ознакомлении с оригиналами.

20 октября 2008 года келецкая газета «Эхо дня» опубликовала информацию одного из жителей города, пожелавшего сохранить анонимность, что 4 июля 1946 года во время погрома на Планты 7, солдаты в форме убили в Кельце ещё 7 евреев (в том числе как минимум одну женщину) по адресу ул. Петриковска, 72 и увезли их трупы на машине. Однако жители соседних домов об этом ничего не слышали. Прокурор Кшиштоф Фалькевич сказал, что сообщение будет проверено.

Игорь Гусев полагает, что древние люди не знали о существовании евреев, а потому все происходившие с ними беды относили на счет темных сил природы…

Хотя Ветхий Завет подаёт это иначе.
Однако прямого отношения к погромам и холокосту это прямого отношения не имеет.
А что имеет?
Еврейские погромы в Польше после Второй мировой войны.
Вы можете спросить: подождите, но гитлеровцы уже повержены. Кто проводил погромы?
А вот сейчас и узнаете из статьи И. Гусева "УБИЕННЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ: К 60-ЛЕТИЮ ПОГРОМА В КЕЛЬЦЕ", которую он написал в 2011 году. Узнаете и поймёте, почему оставшиеся в живых после Великой войны евреи сдрыснули из Польши.

Что же произошло?
Нечто, похожее на убийства в Одессе на Куликовом поле 2 мая 2014 года.
___

Иностранцы, посещающие Польшу, порой удивляются, что «Po Kielcach są w Polsce żydzi» («после Кельце в Польше есть евреи»). Что же должно было произойти в этом городе, о чем с содроганием мир вспоминает до сих пор?

Выпускник знаменитой иешивы «Хахмей Люблин», ныне председатель Всеизраильской ассоциации любителей идиша Рафаэль Блюменфельд хорошо помнит этот черный день в истории польского еврейства. В годы войны Рафаэль был узником гетто в Кельце, пережил все ужасы нацистской оккупации. 4 июля 1946 года в том же Кельце довелось ему хлебнуть и от польских соотечественников...

В июле 1946 года в одной из католических семей пропал девятилетний мальчик. По городу прошел слух, что ребенок стал жертвой ритуального убийства, совершенного евреями. Жители Кельце стали собираться возле «еврейского» дома, бросая в окна камни. Вызванная евреями полиция была на стороне погромщиков и бездействовала. Евреи покинули здание, но снаружи их начали избивать палками и камнями. Заводы и фабрики остановились, толпы рабочих хлынули к злосчастному дому. Если по дороге встречали еврея, то его, не колеблясь, убивали. Всего 4 июля 1946 года в городе погибло 42 еврея . Сам Рафаэль Блюменфельд был тяжело ранен. Вместе с другими пострадавшими его госпитализировали, но местные медсестры издевались над ранеными, срывали с них повязки. Нормальную медицинскую помощь без вины виноватые смогли получить лишь в больнице Лодзи, куда их перевели.

После погрома в течение нескольких месяцев свыше 800 тысяч евреев бежали из Польши . Резонанс был огромен: всего через год после Холокоста совершено такое злодеяние! На Польшу смотрели с презрением, правительству даже пришлось обратиться к руководству еврейской общины с просьбой «обелить» репутацию страны перед мировым сообществом .

Похороны сорока жертв погрома состоялись 8 июля 1946 года в 15 часов, на еврейском кладбище на Пакоше. Следом за почетным караулом Войска Польского шли делегаты от политических партий, общественных организаций, городских властей. Сорок гробов везли на 20 грузовиках. За ними шли делегации польских и зарубежных евреев, Правительства национального единства, представители командования келецких частей Войска Польского, милиции и УБ, находившиеся в Кельце советские офицеры, польские и зарубежные журналисты. Похоронная процессия растянулась почти на 2 км .



Передо мной статья д-ра Ежи Дабровского «Размышления о еврейском погроме 1946 года в Кельцах ». Трагические события исследователь описывает во многом иначе, чем Блюменфельд. Ученый тоже считает, что поводом для погрома было исчезновение католического ребенка, но уточняет: к тому времени, когда толпа собралась перед домом 7/9 на ул. Планты, «пропавший было мальчик вернулся домой», но это «уже не имело никакого значения» . Жаждавшая крови толпа ворвалась в дом. Евреев, включая детей, женщин и стариков, выбрасывали из окон. Снаружи их, раненых, добивали железными прутьями, дубинами и молотами. По словам свидетелей, «во второй половине дня улица перед домом была покрыта липким кровавым человеческим месивом» . Цифра зверски убитых евреев в оценке Дабровского не расходится с приведенной - 42 человека.

Один из руководителей восстания в Варшавском гетто Ицхак Цукерман отбыл в Кельце сразу же после того, как получил известие о резне. В своей автобиографии Цукерман пишет, что тела убитых были страшно изуродованы, он видел даже трупы беременных женщин с распоротыми животами.

Еще до келецкой трагедии пассажиров-евреев выбрасывали из поездов прямо на ходу. Но после погрома такие случаи участились. Поэт Юлиан Тувим писал в июле 1946 года своему другу И. Штаудингеру: «...я хотел было ехать поездом в Лодзь, но в связи с известными тебе событиями для меня безопаснее отложить поездку на более благоприятное время...» Один из самых известных польских поэтов XX столетия, еврей Юлиан Тувим боялся сесть в поезд. Он автор плача-манифеста «Мы, жиджи польсцы...» Помните: «Двояка ест крев: та в жилах и та з жил» («есть кровь в жилах и кровь, текущая из жил»)? Менее известно то, что второй абзац этого произведения начинается фразой: «Jestem polakiem, bo mi się tak podoba » («Я поляк, потому что мне это нравится »)...

Среди живших в Польше евреев царил страх. Министр безопасности Польши Станислав Радкевич встретился с представителями Центрального комитета польских евреев, требовавшими от правительства принятия энергичных и действенных мер. Из уст министра прозвучало: «Вы, может быть, хотите, чтобы я сослал в Сибирь 18 миллионов поляков? » 18 миллионов поляков... Выходит, слова министра безопасности следует понимать следующим образом: 18 миллионов поляков, остальные - это вы, евреи, которых поляки терпеть не могут. И никаких «Jestem polakiem, bo mi się tak podoba»! Никакой ты не поляк, как бы это тебе ни нравилось, ты чужеродное тело в организме страны. Приведу и мнение главы польской католической церкви кардинала Хлонда. Вину за ухудшение взаимоотношений между поляками и евреями кардинал возлагал «в значительной мере... на евреев , занимающих сегодня в Польше руководящие позиции и пытающихся ввести структуры и порядки, которые отвергает большинство польского народа».

Количество евреев, покинувших Польшу после погрома, Ежи Дабровский не указывает, но считает, что они составляли более половины еврейского населения на начало июля 1946 года. Заглянем в энциклопедический словарь «Еврейская цивилизация»: «Около 1 200 000 евреев, переживших геноцид и скрывавшихся, скитались по всей Европе. 200 тыс. приехали в Польшу, но после погрома в Кельцах 100 тыс. евреев тотчас же покинули страну и устремились в лагеря для перемещенных лиц, созданные союзниками на территории Германии и Австрии, некоторые попытались тайно уехать в Палестину».

Польша долго хранила молчание по поводу описанных событий. Но 10 лет назад, в 1996 году, в связи с 50-летием келецкой бойни, министр иностранных дел Дариуш Росати направил письмо Всемирному Еврейскому Конгрессу, в котором, в частности, заявил: «… Мы будем оплакивать жертв погрома в Кельце. Этот акт польского антисемитизма мы должны рассматривать как нашу общую трагедию. Нам стыдно за то, что Польша совершила это преступление. Мы просим у вас прощения ».

Кстати, интересно, а как бы отнеслись поляки к мысли, что Волынская трагедия - это общая беда поляков и бандеровцев, которые скорбят о том, что перебили сотню тысяч поляков?

За кого просил прощения польский министр? Он просил прощения за шлифовальщика Марека с металлургического завода, который вместе с сотнями других рабочих оказался на улице Планты, 7/9 с единственной целью - убивать евреев. Он просил прощения за паненку Асю и ее жениха Хенрыка, бросавших камни в выволакиваемых из дома людей. Он просил прощения за пани Чезию, которая возвращалась с базара, но почему-то тоже оказалась в толпе погромщиков. Ее рука не дрогнула, когда она поднимала палку, чтобы размозжить голову выброшенной из окна второго этажа еврейской девушке, еще подававшей признаки жизни. Он просил прощения за сапожника Юрека, который, прибив молотком подошвы бывших в починке ботинок, поспешно запер мастерскую и устремился на улицу Планты, где этим же молотком разбивал головы без вины виноватых людей. Он просил прощения за зеленщика Януша, который покинул свою лавку вооруженным железным прутом, чтобы вернуться через три часа облитым кровью жертв. Он просил прощения за миллионы поляков, не принимавших непосредственного участия в избиении, но равнодушно молчавших после случившегося.

Недавно избранный президентом Польши Лех Качиньский встретился в Вашингтоне с группой руководителей Американского еврейского комитета. Гость из Варшавы гарантировал безопасность и процветание еврейской общины Польши. Он также отметил, что антисемитская история польского государства была «тяжелой правдой», но граждане современной Польши должны антисемитизму противостоять.

ИГОРЬ ГУСЕВ

www.jewukr.org/observer/eo2003/page_show _ru.php
Об этий трагедии снят худ.фильм "Из ада в ад".

Режиссер: Дмитрий Астрахан
Год выпуска: 1997
В ролях: Валерия Валеева, Анна Клинт, Алла Клюка, Геннадий Назаров, Геннадий Свирь, Якоб Бодо, Владимир Кабалин, Геннадий Гарбук, Марк Горонок, Олег Корчиков, Анатолий Котенев, Арнольд Помазан, Виктор Рыбчинский, Петр Юрченков (старший)

Описание: Фильм основан на реальных явлениях, произошедших в польском городе Кельцe 4. 07. 1946 г. Это история двух молодых семей - еврейской и польской. В польской семье нет детей. В еврейской - девочка. В то время как немцы угоняют иудеев в лагерь, ляхи прячут иудейского ребенка. Война заканчивается, и мама девчонки необычным образом возвращается. Бывшие иудейские дома заняты ляхами, дочка уверена, что она - полька… Отношение поляков к тем некоторым иудеям, сохранившимся и возвратившимся с того мира к себе домой - отношение, переросшее в погром…

Этот погром был не единственным . Вот еще:

в Белостоке 1946г апрель - 3 убитых,
Кельц - погромы в 1945 с апреля по сентябрь - 47убитых, в 1946г с февраля по июль - 57 убитых.
в Кракове в 1945г май, август - 2 убитых, в 1946г с февраля по июнь 44 убитых.. в Люблине в 1945г с марта по декабрь - 33 убитых, в 1946г с февраль по сентябрь 27 убитых..
в Лодзь в 1945г с мая по август - 17 убитых, в 1946гс февраля по июнь - 8 убитых.
в Рещов / Rzeszów в 1945г июнь, август 23 убитых.
в Варшаве в 1945гс апреля по август - 23 убитых, в 1946г июль 3 убитых
и ещё в ряде местечках и сёлах 1945-46гг 30 человек.
можно вспомнить, что в Польше в период 1940-1941гг польские рабочие и крестьяне тоже устраивали свои погромы против еврейства - например в Едвабне (Jedwabnia) 10 июля 1941г.. - около 2 тысяч убитых

Ты видел этот ров. Ты всё узнал:
И города сожженного оскал,
И чёрный рот убитого младенца,
И ржавое от крови полотенце.
Молчи - словами не смягчить беды.
Ты хочешь пить, но не ищи воды.
Тебе даны не воск, не мрамор. Помни -
Мы в этом мире всех бродяг бездомней.
Не обольстись цветком: и он в крови.
ТЫ ВИДЕЛ ВСЁ. ЗАПОМНИ И ЖИВИ.

И. Эренбург

«Дураки не прощают и не забывают, наивные прощают и забывают, мудрые прощают, но не забывают».