Туризм Визы Испания

Усадьба качановка. Дворцово-парковый комплекс Усадьба Тарновских, с.Качановка Что можно увидеть в «Качановке»

История

Неизвестный художник. Портрет Петра Румянцева-Задунайского.

Качановский ансамбль - один из наиболее ярких примеров усадебной архитектуры. Эта достопримечательность Украины расположена на юго-востоке Черниговщины в Ичнянском районе , на берегах реки Смош. Усадьба была основана российским полководцем, графом Румянцевым-Задунайским (1725-1796 гг.), как одна из резиденций президента Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии (тогдашнее наименование Украины в империи).

В 1824 г. владельцем имения стал Григорий Степанович Тарновский. Семье Тарновских усадьба Качановка принадлежала до 1897 года. Угроза разорения и желание поправить своё материальное положение вынудили Тарновских продать усадьбу Павлу Харитоненко, миллионеру-сахарозаводчику. Усадьба попала в хорошие руки, была бережно достроена, сюда подвели электричество и телефон . Достройки времён Харитоненко не исказили классицистический характер дома-дворца, который сохраняется и поныне.

В 1914-1918 гг. усадьба была владением старшей дочери Харитоненко - Елены и её мужа - Михаила Олив. Среди гостей семьи Олив были и художники Добужинский и Петров-Водкин .

В 1918 г. усадьбу отобрали и национализировали. С 1925 по 1933 годы здесь размещалась детская колония. В годы войны был госпиталь, потом - туберкулёзный санаторий. Государственным историко-культурным заповедником усадьба и парк стали с 24 ноября 1981 года.

Усадьба в XIX веке

Качановка играла важную роль в творчестве многих деятелей искусства тех времён. На протяжении 1836-1838 гг. в усадьбе проводил летние вакации художник, ученик Академии искусств Василий Штернберг . Летом г. в Качановке активно работал над оперой «Руслан и Людмила » композитор Михаил Глинка . Тут он писал песни, романсы на честь Г. Тарновского Гимн хозяину . После его отъезда в усадьбе навсегда утвердился культ композитора.

В парке имеется небольшая регулярная часть у господского дома-дворца и обширная пейзажная часть. Тут сохранились парковые мосты, Горки Любви и Верности, " Романтические руины " на берегу Великого водоёма, которые являются характерной особенностью пейзажного садово-паркового искусства конца 18-начала 19 вв, следы стиля сентиментализм . Из пейзажных парков той поры изгонялись смех, шутки, шумные увеселения епохи барокко и, частично, рококо. Зато приветствовались долгие прогулки верхом, павильоны и сооружения малой архитектуры, отсылавшие к литературным, историческим или памятным событиям. В парке Качановки таким местом был Павильон Глинки, где якобы работал композитор.

Павильон Глинки

Выстроен в кирпиче в 1830-е годы в стиле романтизм , оштукатурен. Восьмигранный в плане, на погребах, увенчан фигурным, практически барочным куполом с фигурным шпилем. Окна и дверной проём - стрельчатой формы, над ними медальоны и профилированный карниз . Стены сплошь выбелены побелкой без выделения архитектурных деталей. Общая высота павильона (с подвалом) 16 метров.

После вынужденной продажи имения в 1897 г. Павлу Харитоненко часть господского дома была перестроена и дополнена небольшой водонапорной башней. Вероятно, тогда же в Павильоне Глинки выложили полы металлической плиткой. В годы 2-й мировой войны павильон сильно пострадал и был реставрирован в 1947 году. Купол окрашен в зелёный цвет.

Церковь Св. Георгия

Усадебная церковь посвящена Св. Георгию. Выстроена в 1817-1828 гг. в стиле позднего классицизма. Крестообразная в плане с удлиненной западной частью. Западный портал акцентирован четырёхколонным портиком . Утрачены боковые портики церкви и 2 верхних яруса колокольни , что заметно исказило её архитектурный облик. В западной части церкви - хоры, куда ведёт винтовая лестница в толще стены. Руст на фасадах густо забелен без выделения архитектурных деталей. Церковь нуждается в реставрации и восстановлении первоначального облика.

Коллекция

Коллекционированием В. В. Тарновский увлёкся ещё в студенческие годы. Основу для уникального собрания составляли казацкие реликвии. Среди раритетов коллекции были сабля Б. Хмельницкого, личные вещи И. Мазепы, С. Палия, П. Полуботка, К. Розумовского, казацкие сабли, клейноды, гетманские универсалы, портреты многих деятелей времён казацкого движения. Это был настоящий музей украиноведения. Качановская коллекция оценивалась современниками в несколько сотен тысяч карбованцев серебром. На самом же деле, она была и остаётся, хоть в разделённом виде, бесценной. Интерес к коллекции привёл в Качановку Илью Репина, для продолжения картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану . На протяжении почти всего лета 1880 года художник с вдохновением зарисовал казацкие реликвии, писал портреты хозяев усадьбы, пейзажи Качановка (усадьба) на Викискладе

Качановка - дворцово-парковый ансамбль, расположенный недалеко от одноимённого села Ичнянского района Черниговской области Украины. Начал формироваться в 1770-х годах, наибольшее развитие получил в середине и второй половине XIX века.

В 1981 году на основе ансамбля был создан историко-культурный заповедник «Качановка», которому в 2001 году присвоен статус национального. Является единственной среди усадеб восточной Украины, которую удалось сохранить в комплексе.

В 1771 году по поручению императрицы Екатерины II, хуторы Парафиевка и Качановка были куплены в казну и декабре того же года подарены русскому полководцу графу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому, который решил в своей новой усадьбе создать одну из резиденций президента Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии.

По его заказу по проекту московского архитектора Карла Бланка малороссийский зодчий Максим Мосцепанов возвел большой дворец в псевдоготическом стиле. А вскоре, вокруг дворца М. Мосцепановым был разбит парк, причём, в марте 1777 года Пётр Румянцев лично отдавал распоряжения об его устройстве: «Хотелось бы мне, чтобы не теряя времени и в Качановском хуторе, перспективы что Вы начали от рощи к роще, были продлены справа вплоть до березовой рощи, а с левого до самой дороги, которую садовник направил на полуостров… 21 марта 1777 года».

В это же время в усадьбе рядом с дворцом были построены несколько служебных помещений и флигелей, а в парке возведены несколько декоративных зданий, из которых до наших дней сохранились лишь грот под «беседкой Глинки» на холме над прудом и архитектурная композиция «Романтические руины».

После Петра Румянцева в 1796 году усадьба в Качановке перешла по наследству к его сыну Сергею Петровичу Румянцеву, который в 19 мая 1808 года продал её и все жалованное его отцу имущество в Черниговской губернии Григорию Яковлевичу Почеке и его жене Прасковье Андреевне. Во время их владения Качановкой имение было существенно перестроено - на месте снесённого румянцевского дворца было выстроено одноэтажное здание в стиле русского классицизма, перепланирован парк. Прасковья Андреевна, которая после смерти мужа в 1816 году стала единоличной хозяйкой усадьбы, начала строительство Георгиевской церкви, законченное уже в 1828 году, после её смерти.

После смерти Прасковьи Андреевны в 1824 году, усадьба, по их совместному с мужем завещанию, ввиду их бездетности, перешла к её сыну от первого брака, камер-юнкеру Григорию Степановичу Тарновскому).

Григорий Тарновский начал строительство большого дворца в стиле классицизма. При нём был достроен второй этаж, с невысоким барабаном, на котором расположился купол, придавший зданию более центричный характер, украшены фасады. Изменилась и планировка парка.

В усадьбе Тарновский собрал большую библиотеку и коллекцию картин, среди которых были произведения известнейших русских и европейских мастеров, завёл домашний оркестр, перекупив у соседа Григория Галагана известного крепостного скрипача, а заодно и скрипку Страдивари.

Считая себя покровителем искусств Григорий Тарновский превратил Качановку в очаг местной культурной жизни. В Качановке гостили многие известные писатели, поэты, композиторы, художники. В 1835-36 годах у Тарновских впервые гостил Николай Гоголь. В 1838 году в Качановке всё лето жил Михаил Глинка.

В имении знаменитый композитор любил работать в румянцевском гроте под беседкой на холме рядом с прудом. С тех пор она получила название «беседка Глинки». Здесь он продолжил работу над оперой «Руслан и Людмила», в частности были написаны «Баллада Финна» и «Марш Черномора», которые впервые исполнили музыканты Тарновского в парадной столовой под управлением самого Глинки. Кроме того, композитор несколько раз в Георгиевской церкви дирижировал хором, в составе которого пел и приехавший с композитором баритон Семён Гулак-Артемовский. После посещения Качановки Глинка на слова Н. Маркевича написал патетическую кантату «Гимн хозяину», посвящённую Григорию Тарновскому.

При Василии Тарновском-младшем Качановка вновь стала одним из центров культурной жизни, который посещали известные художники, писатели и учёные того времени. Интерес к его коллекции привёл в Качановку Илью Репина, работавшего в это время над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану ». Почти всё лето 1880 года вместе со своим учеником Валентином Серовым художник провёл в усадьбе. Хозяина усадьбы он запечатлел в образе угрюмого казака на «Запорожцах», картине «Запорожский полковник » («Гетман ») и рисунке «Казак », а его жену Софью Васильевну в картине «У рояля ».

Меценатство разорило Тарновских в конце XIX века, и дворец в Качановке выставили на аукцион. Имение купил сахарный король Российской империи Павел Харитоненко, уплатив 1 млн. золотых рублей.

Сахарозаводчик модернизировал фасад, построил водопровод и канализацию, провел электричество и телефон, а впоследствии подарил Качановку на свадьбу дочери Елене и ее мужу князю Михаилу Урусову.

Когда молодые шли под венец, Харитоненко приказал засыпать главную парковую аллею сахаром, что должно было символизировать для новобрачных сладкую жизнь.

Усадьба была основана российским полководцем, графом Румянцевым-Задунайским в 1770-х годах, как одна из резиденций генерал-губернатора Малороссии.

Второй строительный период усадьба переживает в 1808-1824 годах при новом владельце - украинском помещике Григории Почеке (1765-1816). Расширяется территория усадьбы, дворец перестраивается в стиле русского классицизма, возводятся новые здания различного назначения, закладывается пейзажный парк.

В 1824 году, после вступления во владения Качановкой помещиков-меценатов Тарновских, начинается самый интересный период в истории поместья. Продолжавшийся более 70-ти лет, он и принес славу этому волшебному уголку малороссийского края, как своеобразной культурно-художественной ячейке, которая привлекала лучших представителей творческой интеллигенции. Этому способствовало архитектурно-художественная среда, приветливое гостеприимство хозяев и неповторимость украинской природы, олицетворенной в огромном усадебном парке площадью свыше 600 га.

В Качановском альбоме для гостей оставили автографы Н. Гоголь, П. Кулиш, Н. Костомаров, М. Врубель, Д. Яворницкий, М. Маркевич и много других славных художников, ученых, общественных и культурных деятелей. Всего же в альбоме более 600 автографов.

Летом 1838 года в Качановке плодотворно работал над оперой «Руслан и Людмила» Михаил Глинка. Здесь он писал песни, романсы, кантату в честь Г. Тарновского «Гимн хозяину». Некоторые произведения впервые исполнялись в сопровождении местного крепостного оркестра, которым дирижировал сам маэстро. После отъезда Глинки в усадьбе навсегда утвердился культ композитора. И сейчас на холме, возле Майорского пруда, стоит стройная, белокаменная беседка, названная его именем.

Знаменательно, что Тарас Шевченко в мае 1843 года, во время своего первого путешествия по Украине, ехал из Петербурга прямым назначением в Качановку, куда перед тем переслал свою лучшую картину «Екатерина». Последний визит Великого Кобзаря в имение Тарновских датирован 21 августа 1859 года, когда он оставил в альбоме автографов запись: «И тропинка, где ты ходила, колючим терном поросла...». В усадебном парке сохранилась поляна, где под вековым дубом поэт общался с местными крестьянами и крепостными музыкантами.

Качановский ансамбль - один из крупнейших, и пожалуй, самый яркий образец усадебной архитектуры на территории Левобережной Украины, созданный в лучших традициям мирового дворцово-паркового искусства.