Максимальная боевая нагрузка су 34. Авиация россии. История создания самолета
Разработка бомбардировщика (сначала классифицировавшегося как истребитель-бомбардировщик) Су-27ИБ, имевшего заводской шифр Т-10В, велась с начала 1980-х гг. под общим руководством М.П.Симонова. Главным конструктором самолета был назначен Р.Г.Мартиросов.
Первоначально работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ, в практически не измененную конструкцию планера которого предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение. Однако в дальнейшем было принято решение о размещении экипажа рядом, что обещало повышение эффективности боевого применения и безопасности полета. Кроме того, такая компоновка позволяла избавиться от дублирования ряда приборов. Улучшалась и эргономика кабины экипажа, что делало возможным выполнять более длительные полеты.
Следующим шагом явилось применение крыла с новым наплывом, на котором разместилось переднее горизонтальное оперение. Было решено отказаться от регулируемого воздухозаборника, что обусловливалось спецификой боевого применения ударного самолета.
К 1990 году было в основном завершено проектирование новой машины и вскоре на опытном производстве машиностроительного завода им. П.О.Сухого начались работы по трансформации одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 (впоследствии известный как Су-34-1). На Новосибирском авиационном заводе им. В.П.Чкалова изготовили новую носовую секцию самолета, которую установили на модернизированный планер «спарки». Замене подверглись также воздухозаборники и мотогондолы.
Первый полет переоборудованного самолета состоялся 13 апреля 1991 года на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова. Машину пилотировал заслуженный летчик-испытатель А.Иванов.
Одновременно с испытаниями первого опытного самолета на Новосибирском заводе им. В.П.Чкалова началась подготовка к серийному производству истребителя-бомбардировщика, получившему еще одно название - Су-34. В конце 1993 года завершилась сборка первого предсерийного самолета, и 18 декабря Су-34 с бортовым номером «43», пилотируемый летчиками-испытателями И.В.Вотинцевым и А.И.Гайворонским, впервые поднялся в воздух. 3 марта 1994 года он совершил беспосадочный перелет из Новосибирска в Подмосковье, на аэродром в Жуковском. Летом 1994 года эта машина впервые была публично продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне в Париже. Она была вновь переименована и предстала перед парижанами как Су-32ФН (FN - Fighter Navy, т.е. истребитель морской). Англоязычная аббревиатура в названии самолета свидетельствовала о стремлении его создателей продвигать бомбардировщик на мировой рынок вооружений (после перекраски в новые, «морские» цвета самолет получил и новый бортовой тактический номер «45»).
Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах. Кабина экипажа этого самолета выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде броневой титановой капсулы. Аналогичную защиту получили и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности расходный топливный бак и двигатели. Общая масса элементов конструкционной защиты составила 1480 кг. Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су-27, обеспечило Су-34 высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной средствами ПВО.
Еще одним элементом, повышающим боевую живучесть, явилось наличие у штурмана-оператора второго управления. Продолжительный полет на Су-34 стал значительно более комфортабельным. Члены экипажа получили возможность вставать в кабине в полный рост, что позволяет им восстанавливать работоспособность затекших мышц, в кабине появился туалет и шкаф для подогрева пищи. Воздушная система на высоте до 10000 м поддерживает в кабине давление, соответствующее высоте 2400 м, благодаря чему экипаж совершает полет без кислородных масок. Имеется мощная система кондиционирования воздуха. Все это обеспечивает высокую работоспособность летчиков в длительном, продолжительностью до 10 ч полете, еще более повышая боевой потенциал Су-34.
Су-34 предназначен для уничтожения наземных (надводных), в том числе и малоразмерных, подвижных и стационарных объектов в тактической и оперативной глубине противника, а также воздушных целей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
В настоящее время Су-34 рассматривается как одна из наиболее приоритетных программ ВВС России. По мнению ряда специалистов, уровень БРЭО этой машины позволяет отнести ее к боевым самолетам пятого поколения.
Самолет имеет значительный потенциал дальнейшего развития. В настоящее время, помимо бомбардировочной модификации, ведутся работы по созданию новых вариантов Су-34, в частности самолета-разведчика и самолета РЭБ. В перспективе, после освоения Рыбинским заводом серийного производства ТРДДФ нового поколения - АЛ-41Ф - с максимальной тягой около 20000 кгс, оснащенного системой управления вектором тяги, которое ожидается в 2005 году; этот двигатель планируется установить и на Су-34.
Особенности конструкции
|
Планер Су-34 выполнен по схеме «интегральный продольный триплан» и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42°. ПГО выполнено цельноповоротным. Стабилизатор - дифференциально отклоняемый. По сравнению с Су-27 практически без изменения сохранена форма консольных частей крыла и хвостового оперения, однако крыльевые наплывы продлены до имеющей эллипсовидное сечение носовой части фюзеляжа. Носовая часть удлинена для установки антенны БРЛС. Носовой обтекатель самолета имеет сплющенную форму с развитыми боковыми наплывами и заостренными кромками. Внутри обтекателя размещается РЛС с малоразмерной антенной. Подфюзеляжных гребней не имеет.
Кабина двухместная, закрытая, герметичная. Выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление - так же бронированное. Кабина оснащёна системой отопления и кондиционирования воздуха. Рабочие места экипажа размещены рядом, одно возле другого, «плечом к плечу», что значительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Слева находится лётчик, справа - штурман оператор. Вход осуществляется через носовую нишу шасси по откидному трапу. Члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ с улучшенной эргономикой. Катапультирование возможно на всех режимах (включая стоянку и руление). Кабина сделана просторной и комфортной. В длительном полёте можно поспать в проходе между креслами, встать за креслами в полный рост. Имеется в наличии санузел и микроволновая печь для горячего питания экипажа. Шасси: На самолете применено новое тележечное шасси с тандемным расположением колес на основных опорах, обеспечивающее самолету хорошую проходимость по плохо подготовленным аэродромам (а следовательно, и боевую «выживаемость», в условиях, когда капитальные ВПП будут выведены из строя, как это случилось, к примеру, в Ираке в 1991 г., и авиацию придётся рассредотачивать на полевых аэродромах). Передняя стойка шасси полурычажного типа усилена и оснащена двумя колесами. Основные опоры убираются по направлению полета в ниши центроплана с разворотом тележек. В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным, «клавишного» типа.Силовая установка и топливная система
Силовая установка самолета включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34 могут применяться более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф, известные в печати под названиями АЛ-31ФМ и АЛ-35Ф и располагающие тягой, по разным данным, от 12800 до 14000 кгс (соответственно 125.6 и 137.3 кН). Имеется ВСУ. Топливная система включает: три бака в фюзеляже, один - в центроплане и два - в консолях крыла (по другим данным - четыре бака увеличенного объема (три - в фюзеляже и центроплане и один - в консолях крыла); насосы подкачки и перекачки топлива; топливомерно-расходомерную аппаратуру. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков ёмкостью по 3000 л. Имеется система дозаправки топливом в полете методом «шланг - конус» (прием топлива может осуществляться с «танкеров» Ил-78 и Ил-78М, однотипного самолета Су-34, а также бомбардировщика Су-24М, оснащенных подвесным агрегатом УПАЗ). Убирающаяся топливоприемная штанга размещается в левом фюзеляжном наплыве в головной части фюзеляжа перед кабиной. Имеется две фары ночной заправки.Бортовое оборудование и системы
Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации. Для управления самолетом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолета в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедренная на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку. Самолет оснащен комплексом БРЭО , обеспечивающим решение боевых задач во всем диапазоне условий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса - раздельно-интегральная. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки, базирующиеся на ЦВМ большой мощности «Аргон», а также ряд специально программируемых процессоров. Все блоки управляются центральной компьютерной системой, которая полностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальную помощь экипажу самолета при решении боевых задач. Модульная конструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем делают возможным решение боевой задачи при частичном выходе из строя и даже отказе некоторых информационных систем. Модульная конструкция позволяет легко изменять состав комплекса за счет введения при необходимости новых информационных систем. Установленная на борту самолета многорежимная БРЛС с фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременное сопровождение «на проходе» несколько воздушных целей. Дальность обнаружения воздушных целей - 200-250 км. Бомбардировщик оснащен также БРЛС заднего обзора , которая не только предупреждает экипаж об атаке противника, но и обеспечивает управление ракетами класса «воздух - воздух» в задней полусфере. Возможности самолета по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счет использования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы , совмещенной с лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, так и раздельно в зависимости от погодных условий и времени суток.
|
Вооружение
|
Габариты
Размах крыла 14,05 м; длина самолета (с ПВД) 23,34 м; высота самолета 6,36 м.Массы и нагрузки, кг
Нормальная взлетная 42000, максимальная взлетная 44360, топлива во внутренних баках 12100, топлива с учетом ПТБ 19300, боевая нагрузка на внешних узлах подвески: нормальная 4000, максимальная 8000.Лётные характеристики
Максимальная скорость - 1900 км/ч (М=1,8); максимальная скорость у земли - 1400 км/ч; практический потолок - 14000 м; боевой радиус действия (при скорости 900 км/ч): на малой высоте без ПТБ - 600 км, на малой высоте с ПТБ - 1130 км; перегоночная дальность с ПТБ - 4500 км; практическая дальность - 4000 км; практическая дальность с одной дозаправкой в воздухе - 7000 км; длина разбега - 1260 м; длина пробега - 1100 м (с тормозным парашютом - 950 м); максимальная эксплуатационная перегрузка - 7.Ссылки
- Су-34 - книга из авиационной серии Polygon.
Источники
- Ильин В. «Фронтовой бомбардировщик Су-34». «Вестник авиации и космонавтики», 1999г, № 3.
- Ильин В., Левин М. «Су-34. Фронтовой бомбардировщик». «Бомбардировщики». - М.: Виктория, АСТ, 1997.
- Котлобовский А. «Су-34». «Послевоенные ударные самолёты». «Архив-Пресс», Киев, 1997.
- Михеев А., Фомин А. «Су-34». «Авиационная серия Polygon», М.: Любимая книга, 1995.
- «Энциклопедия вооружений Кирилла и Мефодия».
Помогали
- Oleg «Alec» Lazinkov (Сканирование)
Новости о Су-32/34
- В Чечне завершаются боевые испытания нового самолета ударной истребительной авиации СУ-27 ИБ, не имеющего аналогов в мире . ИТАР-ТАСС, 22.01.2000
Первый контракт на поставку Су-34 был заключен с Минобороны России в 2008 году. Спустя четыре года машина была принята на вооружение.
Как заявлял ранее главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондарев, в перспективе Су-34 заменят фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года ВКС планируют получить не менее 200 самолетов Су-34.
Российские военные успешно применяют этот самолет в ходе операции против боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещенная в РФ организация) в Сирии.
ПОЧЕМУ "УТЕНОК"
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, среднерасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.
Экипаж - два человека: летчик и штурман размещаются рядом в бронированной кабине. Вход в нее выполнен через нижний люк по ступенькам.
Как рассказал корреспонденту ТАСС в преддверии Дня военной авиации командир авиазвена Су-34 капитан Алексей Белоног, налетавший почти тысячу часов и освоивший четыре типа самолетов, бесспорным фаворитом для него является именно истребитель-бомбардировщик Су-34.
И кстати, это чистая правда, что в войсках его ласково называют "Утенком" за характерную форму приплюснутого носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого
Алексей Белоног
Командир авиазвена Су-34, капитан
Этот самолет - любимец многих пилотов - наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. "Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единицы (испытывают пилоты при выполнении фигур высшего пилотажа, - прим. ТАСС)", - признался летчик.
ТРИ В ОДНОМ
Работать с одинаковой эффективностью в любое время суток и в разных погодных условиях - таковы возможности двухместного фронтового бомбардировщика Су-34. По классификации НАТО Fullback - "Защитник". Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям и поражения воздушных целей противника.
Су-34 - уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго - ограничение только в физических возможностях пилотов
Виктор Литовкин
Военный обозреватель ТАСС
Су-34 представляет собой модификацию Су-27, разработан в опытном конструкторском бюро (ОКБ) Сухого под руководством главного конструктора Роллана Мартиросова. Серийно производится с 2006 года на авиазаводе в Новосибирске.
Первый полет Су-34 состоялся в 1990 году (опытный экземпляр Т-10В-1 пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов).
Су-34 создавался для оперативной переброски из любой части страны на ее границу для надежной локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил.
Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого провел перелет от Москвы до Сахалина и обратно без посадок, но с дозаправками в воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решать любые задачи на наибольшем удалении от аэродромов базирования
Виктор Литовкин
Военный обозреватель ТАСС
Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж, в отличие от других истребителей, размещен в кабине не один за другим, а рядом.
"Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и один из членов экипажа может отдохнуть во время полета", - говорит военный эксперт. Кроме того, пространство за креслами летчиков позволяет им встать в полный рост.
На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в кресла, и даже биотуалет. Если знать, что такого устройства нет не только на истребителях, но и на дальних бомбардировщиках и даже на военно-транспортных самолетах типа Ил-76, то уникальности Су-34 можно удивиться еще раз
Виктор Литовкин
Военный обозреватель ТАСС
Характеристики самолета
По данным из открытых источников, длина самолета - 23,3 м, высота - 6,4 м, размах крыла - 14,7 м. Практический потолок - 14 тыс. 650 м. Дальность полета - 4,5 тыс. км без дозаправки, 7 тыс. км - с дозаправкой; боевой радиус действия - до 1,1 тыс. км. Взлетный вес - 45,1 т, максимальный вес боевой нагрузки - 8 т. Самолет способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч. Вооружен пушкой калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.
Продолжение
ЗАРУБЕЖНЫЙ ИНТЕРЕС
Новосибирский авиационный завод им. Чкалова - одно из крупнейших самолётостроительных предприятий России, входящее в состав компании «Сухой». В начале 90-х годов завод начал разрабатывать истребитель-бомбардировщик Су-34 поколения 4+. С 2006 года началось серийное производство этих машин. На октябрь 2015 года на вооружении ВВС России стоит 73 единицы.
В настоящее время самолёты Су-34 принимают участие в боевых действиях в Сирии.
1.
По классификации НАТО фронтовой бомбардировщик Су-34 получил кодовое обозначение Fullback («Защитник»). Самолёт предназначен в первую очередь для уничтожения сухопутных войск, ПВО и кораблей противника.
2. По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению самолётов «4+». Конкурировать в ближнем воздушном бою с истребителями большинство бомбардировщиков не способно. Сказывается больший вес и меньшая манёвренность. Но этот самолёт сочетает в себе скорость и подвижность истребителя с ударными возможностями бомбера.
3. Цех агрегатной сборки Су-34.
4. Сборка каналов воздухозаборников.
6. Контроль качества клёпки.
7. На стапелях производят стыковку трёх фрагментов будущей машины: головной части, воздухозаборника и хвостовой части.
8. Всего Су-34 содержит 57 тысяч деталей.
10. Установка встроенного пушечного вооружения калибром 30 мм и боекомплектом на 150 выстрелов.
11. После проверки фюзеляжа на герметичность («дождевание»), изделие попадает в цех окончательной сборки.
13. Подготовка под клепку.
14. В прошлом году НАЗ им. Чкалова выпустил 18 машин, план на 2015 год аналогичный.
15. Монтаж трубопроводов систем самолёта.
17. Процесс клёпки одной машины занимает около 2,5 месяца.
18. Средний возраст основного состава рабочих и специалистов завода составляет 40 лет.
19. Когда фюзеляж готов, к делу приступают монтажники систем и оборудования, в их руках машина превращается в «живой» организм, приобретая все необходимые системы.
21. НАЗ им. Чкалова дает работу более чем 7 тыс. человек, гарантирует зарплату около 40 тыс. рублей.
23. Помимо выполнения гособоронзаказа, с 2004 года предприятие совместно с российскими и зарубежными партнёрами работает над проектом Sukhoi Superjet 100 (SSj-100) - российским региональным самолётом. Завод выпускает носовой и хвостовой отсеки фюзеляжей, а также горизонтальное и вертикальное оперения.
24. Сборка горизонтального оперения – стабилизатора лайнера.
25. Несмотря на автоматизацию многих производственных процессов, профессии сборщик-клёпальщик и слесарь-сборщик по-прежнему остаются самыми востребованными на самолётостроительном производстве.
26. После агрегатной сборки отсеки фюзеляжа и оперения отправляются на его окончательную сборку в Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край) филиал ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (КнАФ).
27. Вернёмся к Су-34.
Перед сдачей изделия заказчику авиазавод производит испытания, которые длятся около двух месяцев. Испытания проводятся вне населённых пунктов на расстоянии примерно 150-170 км от Новосибирска.
28. За один испытательный полёт на машине тестируются 350 режимов. Проверяются общая работоспособность систем самолёта, двигателей, бортового и радиолокационного оборудования. Лётные качества машины проверяют на предельно низких и максимально больших высотах в сверхзвуковом режиме.
29. Экипаж 34-ки состоит из двух человек - штурмана и лётчика. Сидят они по бокам друг от друга. Компактное расположение кресел пилота и штурмана позволяет членам экипажа поочередно покидать рабочее кресло и отдыхать в закабинном отсеке, распрямляясь в полный рост.
Благодаря сплюснутой носовой части фюзеляжа Су-34 получил прозвище «Утёнок».
30. В хвостовой балке размещен РЛС заднего обзора и вспомогательная силовая установка (ВСУ), которая позволяет запускать двигатель без дополнительного источника питания на земле. Наличие ВСУ расширяет количество аэродромов базирования и делает работу лётчиков более комфортной - не нужно ждать запуска основных двигателей, для достижения оптимальной температуры в кабине.
31. Многофункциональная РЛС дальностью обзора воздушных целей до 120 км позволяет сопровождать до 10 объектов и вести обстрел 4 целей одновременно.
32. Кабина выполнена в виде цельнобронированной капсулы с использованием титановой брони (толщина до 17 мм), бронирован и расходный бак самолёта. В общей сложности на самолёте почти полторы тонны брони – что резко повышает «живучесть» машины и защищённость экипажа.
33. На Су-34 установлены двухконтурные турбореактивные двигатели с регулируемым соплом АЛ-31Ф. Именно они позволяют самолёту набирать скорость до 1900 км/ч. Их производят на Уфимском моторостроительном производственном объединении (УМПО) и АО НПЦ «Салют».
34. Максимальный взлётный вес самолёта достигает 45 тонн, радиус действия может превышать 2000 км. Бомбардировщик оснащён системой дозаправки в воздухе, которая позволяет дополнительно увеличивать дальность полёта.
35. Самолёт способен подниматься на высоту до 15 км и нести на себе до 8 тонн боевой нагрузки - 12 ракет класса «воздух-земля» или «воздух-воздух», а также неуправляемые ракеты и бомбы.
36. Впервые Су-34 применялись в ходе войны в Южной Осетии в качестве прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО.
Сейчас сделанные в Новосибирске бомбардировщики принимают участие в военной операции России в Сирии для атак позиций боевиков ИГИЛ.
37. Стоимость одного самолёта Су-34 - 1,5 млрд рублей.
В рамках действующей госпрограммы вооружения, ВВС должны получить 124 самолёта к 2020 году и полностью заменить ими Су-24.
По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.
Реестр Су-34ММЗ им. П.О. Сухого:
##-## ● ##### - Т10В-1 - Су-34 - б/н 42 синий. Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 13.04.1990).
Первый опытный лётный образец.
Т-10В-1 был поднят в воздух с аэродрома ЛИИ 13 апреля 1990 г. одиним из лучших пилотов ОКБ, заслуженным летчиком-испытателем СССР Анатолием Александровичем Ивановым. Испытания ОКБ, с августа 1990-го перебазирован в Саки, летом 1992 совершил демонстрационный пролет над палубой ТАКР "Тбилиси" (Фото ), перелет в Москву; 1992 - участие в выставке Мачулищи (первый демонстрационный показ), полеты на «Мосаэрошоу-92» , далее простой около года во время доработки БРЭО. В феврале 1994 г. полеты возобновили, часть доработок признали удачными. В августе 1994 г установлена опытная аппаратура РЭП и ее испытания.
В начале 1996 года простой на доработках и перебазирование в Новосибирск (после дороботок - Фото ). А августе 1996 участие в воздушном параде в Тушино. С 1997 и по 2005 СГИ в ГЛИЦ.
По состоянию на 2008 г. находится там же в отстойнике со снятыми двигателями. На хранении в отстойнике (Фото ).
Имеет по одному колесу на опорах шасси.
По некоторым данным переделан из Су-27УБ сер. 07-10 зав. 963.104.12050.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: Показ на аэр. Мачулищи 1992 (Фото ), МАКС 1992 1995, Парад в Тушино 1996.
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние:НАПО им. Чкалова:
Расшифровка серийного номера Су-34:
Код завода Код изделия Квартал Год Серия * Номер 416 066 - Су-34 1-4 0-9 00-99 0-9 01-99 Серия №00 - 3 борта
00-01 ● 4160664300501 - Т10В-2 - Су-34 - б/н №43 синий. Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 18.12.1993).
Второй опытный лётный образец, первый самолет постройки НАПО.
Облет 18.12.1993 (Фото ). В марте 1994 г. перелет из Новосибирска в Москву, испытания в ГЛИЦ, в лётном состоянии на май 2010 г.;. В 2010 г. ещё летал.
(Фото ).
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: На хранении в 929-м ГЛИЦ, Ахтубинск.00-02 ● 416066##00502 - Т10В-3 - Су-34 - б/н №Нет .
Планер для ресурсных испытаний.
Построен в декабре 1993 г., 02.1994–02.1996 прошёл полный цикл испытаний на полигоне Фаустово. На хранении на полигоне Фаустово (Фото ).
Эксплуатант: ОКБ П.О. Сухого.
Текущее состояние: На хранении на полигоне Фаустово.00-03 ● 4160662700573 - Т10В-4 - Су-34 - б/н №44 контурный , выставочный №343 белый . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 25.12.1996).
Второй предсерийный образец.
с ноября 2002 г. выведен из лётной эскплуатации в ГЛИЦ. На хранинии в отстойнике (Фото ).
(Фото ). Кабина Су-34 (Т10В-4), б/н №44 контурный : (Фото ).
Показы/Учения/БД: Le Bourget 1997, МАКС 1997.
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: На хранении в 929-м ГЛИЦ, Ахтубинск.Серия №01 - 7 бортов
01-01 ● 4160664401601 - Т10В-5 - Су-34 - б/н №45 контурный , выставочный №349 белый . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 28.12.1994).
Первый предсерийный образец. Первый самолет установочной партии (1-й серии).
Вышел раньше "предсерийного" Т-10В-4 (для рапорта о начале серийного производства), облет 28.12.1994., не летает с марта 2002 г.;
20.06.1995 - Аварийная посадка в Праге. (Фото ).
На хранинии в отстойнике (Фото ).
(Фото ).
Показы/Учения/БД: Le Bourget 1995, МАКС 1995, 2001.
Эксплуатант:
Текущее состояние: На хранении в 929-м ГЛИЦ, Ахтубинск.01-02 ● 4160664901602 - Т10В-6 - Су-34 - б/н №46 красный RF-94487? . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 27.12.1997).
Ранее б/н №46 контурный .
Третий предсерийный образец. Второй самолет установочной партии.
Изготовлен НАПО в начале 1997 г. облёт 27.12.1997., Получил №46 контурный . С декабря 2008 г. по май 2010 г. находился на ремонте и модернизации на НАПО (установка ВСУ, БРЛС и блоков управления); Передан как учебное пособие в ВАИУ (Фото ). Затем получил б/н №46 красный (Фото ), а позже RF-94487? . (Фото , Видео).
Показы/Учения/БД: МАКС 2003 (Фото ).
Эксплуатант: ВАИУ (а/д Балтимор). Ранее 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: Учебное пособие в ВАИУ - (а/д Балтимор).01-03 ● 416066##01003 - Т10В-0 - Су-34 - б/н №Нет . Неокрашен.
Планер для стат. испытаний.
Самолёт для повторных статических испытаний в СибНИА установочной партии, построен в сентябре 1995 г.;
Эксплуатант: СибНИА.
Текущее состояние: Стат. испытания в СибНИА.01-04 ● 4160664001104 - Т10В-7 - Су-34 - б/н №47 контурный . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 22.12.2000).
Четвертный предсерийный образец. Третий лётный экземпляр установочной партии.
Собрана НАПО в 2000 г. Испытания в ГЛИЦ (Фото ), в августе 2008 участие в миротворческой операции в Южной Осетии. По сведениям запуском противорадиолокационной ракеты уничтожил грузинскую РЛС. Испытания разведаппаратуры (в т.ч. контейнера "Сыч" (Фото ).). По состоянию на 2015 г. в полете.
(Фото ).
Эксплуатант: ОКБ П.О. Сухого.
Текущее состояние: Эксплуатируется.?01-05 ● 4160664301205 - Т10В-8 - Су-34 - б/н №48 контурный . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 20.12.2003).
Четвёртый лётный экземпляр установочной партии.
После модернизации БРЭО в сентябре 2004 г. передан в ГЛИЦ.
(Фото ). Кабина Су-34 (Т10В-8), б/н №48 контурный : (Фото ).
Показы/Учения/БД: МАКС 2005 (Фото ) 2007 (Фото ) 2011 (Фото ).
Эксплуатант: ОКБ П.О. Сухого.
Текущее состояние: Эксплуатируется.?01-06 ● 4160664601306 - Т10В-9 - Су-34 - б/н №01 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 11.10.2006).
Ранее носил б/н №49 контурный (Фото ).
Первый серийный. Выкатка из цеха НАПО - 06.07.2006., облёт - 12.10.2006., передан ВВС - 15.12.2006.
Доработан до серийного образца. Формально передан ВВС (вместе с бортом №02 красный) 15.12.2006 (Фото ) Был приписан к 4 ЦБП, после чего перелетел в ГЛИЦ. 08.08.08 участие в миротворческой операции в Южной Осетии. Войсковые испытания в ГЛИЦ.
Показы/Учения/БД: МАКС 2009 (Фото LJ-Igor113 , ).
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: Эксплуатируется.01-07 ● 4160662701404 - - Т10В-10 - Су-34 - б/н №02 красный RF-92251 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2007. (п/п 30.03.2007).
На борту нанесена икона "Святитель Николай Чудотворец" , нанесена 18.06.2008, Липецк (Фото ).
Изготовлен НАПО в 2007 г. Формально передан ВВС (вместе с бортом №01 красный) 15.12.2006 (Фото ), ещё до окончательной достройки и комплектации системами, облётан, вероятно, только в 2007 г., перелетел в Липецк в августе 2007 г. 18 июня 2008 г. на 55-летие Липецкого ЦБП и ПЛС им. В.П.Чкалова самолёту присвоено почётное наименование «Святитель Николай Чудотворец». Позже получил RF-92251.
Показы/Учения/БД: МАКС 2009, АвиаДартс (КНР) 2017.
Эксплуатант:
Текущее состояние: Эксплуатируется.Серия №02 - 13 бортов
02-01 ● 4160664802501 - Т10В-11 - Су-34 - б/н №03 красный RF-93619 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2008. (п/п 12.11.2008).
Построен в 2008 г., перелетел в Липецк 20.12.2008.
На борту, за кабиной, нанесен флаг РФ (Фото ).
Показы/Учения/БД:
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.02-02 ● 4160661902602 - Т10В-12 - Су-34 - б/н №04 красный RF-92252
Построен в 2009 г., перелетел в Липецк 19.12.2009. (Фото ). В мае 2017 передан как учебное пособие в ВАИУ (а/д Балтимор). (Видео). В конце 2018 перевезен в Ростов-на-Дону (Видео).
Показы/Учения/БД: МАКС 2011, Форум Армия 2015.
Эксплуатант: ФГКВПОУ 183 УЦ МО РФ, Ростов-на-Дону, Ростовская Обл. Ранее ВАИУ (а/д Балтимор), 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Учебное пособие в ФГКВПОУ 183 УЦ МО РФ.02-03 ● 4160664902803 - Т10В-13 - Су-34 - б/н №09 красный RF-92253 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2009.
(Фото ).
Ранее б/н №05 красный.
Построен в 2009 г., перелетел в Липецк 19.12.2009. В декабре 2018 передан как учебное пособие в МЭИ (Фото ).
Эксплуатант: МЭИ. Ранее 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Учебное пособие в МЭИ.02-04 ● 416066#902804 - Т10В-14 - Су-34 - б/н №06 красный RF-95070
Показы/Учения/БД: «100 лет ВВС» 2012.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.02-05 ● 4160664002805 - Т10В-15 - Су-34 - б/н №07 красный RF-95804 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2010.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.02-06 ● 4160664002806 - Т10В-16 - Су-34 - б/н №08
Показы/Учения/БД: МАКС 2011, «100 лет ВВС» 2012.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.02-07 ● 4160664002807 - Т10В-17 - Су-34 - б/н №09 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2010.
Показы/Учения/БД: Учения Ладога-2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.02-08 ● 416066#102808 - Т10В-18 - Су-34 - б/н №01 красный
Показы/Учения/БД: «100 лет ВВС» 2012.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.02-09 ● 416066#102309 - Т10В-19 - Су-34 - б/н №02 красный RF-95802 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2011.
Ранее носил RF-95801 .
Показы/Учения/БД: «100 лет ВВС» 2012, Парад Победы 2015, Форум Армия 2015, Учения Ладога-2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.02-10 ● 416066#102409 - Т10В-20 - Су-34 - б/н №03 красный RF-95803 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2011.
Ранее носил RF-95805 .
Показы/Учения/БД: «100 лет ВВС» 2012, Форум Армия 2015, Парад Победы 2015, Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.02-11 ● 416066#102511 - Т10В-21 - Су-34 - б/н №04 красный RF-95801 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2011.
Ранее носил RF-95803 .
Показы/Учения/БД: Форум Армия 2015.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.02-12 ● 4160664102612 - Т10В-22 - Су-34 - б/н №05 красный RF-95806 . Серый окрас. 2011.
Показы/Учения/БД: «100 лет ВВС» 2012, Учения Ладога-2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.02-13 ● 4160664102713 - Т10В-23 - Су-34 - б/н №10 красный RF-95812 . Серый окрас. 2011.
Показы/Учения/БД: МАКС 2013.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.Серия №03 - 10 бортов
03-01 ● 4160664103#01 - Т10В-24 - Су-34 - б/н №11 красный. Серый окрас. 2012.
Показы/Учения/БД: Парад Победы 2015 (Минск), Парад Победы 2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.● - Т10В-25 - Су-34 - б/н №12 красный. Серый окрас. 2012.
Показы/Учения/БД: Парад Победы 2016, Учения Ладога-2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.03-03 ● 416066##03#03 - Т10В-26 - Су-34 - б/н №20 красный. Серый окрас. 2012.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.03-04 ● 416066##03#04 - Т10В-27 - Су-34 - б/н №21 красный RF-95002 . Серый окрас. 2012.
Показы/Учения/БД: Бутурлиновка «100 лет ВВС» 2017, АвиаДартс 2017, Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.03-05 ● 416066##03#05 - Т10В-28 - Су-34 - б/н №22 красный RF-95005 . Серый окрас. 2012.
Показы/Учения/БД: Парад Победы 2015 (Минск), Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.03-06 ● 416066##03#06 - Т10В-29 - Су-34 - б/н №23 красный RF-95810 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2015, 2017.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.03-07 ● 416066##03#07 - Т10В-30 - Су-34 - б/н №24 красный RF-95808 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.03-08 ● 416066##03#08 - Т10В-31 - Су-34 - б/н №25 красный RF-95811 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.03-09 ● 416066##03#09 - Т10В-32 - Су-34 - б/н №26 красный RF-95807 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.03-10 ● 416066##03#10 - Т10В-33 - Су-34 - б/н №27 красный RF-95809 . Серый окрас. 2013.
В Сирии получил повреждения, доставлен Русланом на НАЗ (НАПО), восстановлен, в декабре 2018 облетан (Фото ).
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.Серия №04 - 10 бортов
04-01 ● 4160662304801 - Т10В-34 - Су-34 - б/н №28 красный RF-95067 . Серый окрас. 2012.
(Фото ).
04.06.2015 - Авария. 4 июня 2015 года около 16:30 при заходе на посадку на аэродром Бутурлиновка (Воронежская область) после выполнения планового учебно-тренировочного полёта потерпел аварию фронтовой бомбардировщик Су-34 из состава 47-го отдельного смешанного авиационного полка 116й смешанной авиационной дивизии 1-го командования ВВС и ПВО России. Полк с декабря 2013 года временно базируется на аэродроме Бутурлиновка на период ремонта взлётно-посадочной полосы на штатном аэродроме базирования полка Балтимор (Воронеж). Самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и перевернулся. Экипаж самолёта не пострадал. (Видео). (Фото ). 15.06.2016 - доставлен на НАПО (Фото ). Восстановление на НАПО - (Фото ), День НАПО 2017 (Фото ), 2018.02.19 - ().
Планируется восстановление как образец для стат. испытаний.
Показы/Учения/БД: МАКС 2013, День НАПО 2017.
Эксплуатант: ????? , ранее 47-й бап.
Текущее состояние: Ремонт/Восстановление на НАПО.04-02 ● 4160662304102 - Т10В-35 - Су-34 - б/н №34 красный RF-93801 . Серый окрас. 2013.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: День 929-го ГЛИЦ «95 лет» 2015.
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: Эксплуатируется.04-03 ● 416066##04#03 - Т10В-36 - Су-34 - б/н №29 красный RF-95065 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: МАКС 2013, Парад Победы 2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.04-04 ● 416066##04#04 - Т10В-37 - Су-34 - б/н №30 красный RF-95066 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: МВМС 2017.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.04-05 ● 416066##04#05 - Т10В-38 - Су-34 - б/н №31 красный RF-96472 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: Парад Победы 2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.04-06 ● 416066##04#06 - Т10В-39 - Су-34 - б/н №01 красный RF-93831 . Серый окрас. 2013.
Эксплуатант: 559-й бап..
Текущее состояние: Эксплуатируется.04-07 ● 416066##04#07 - Т10В-40 - Су-34 - б/н №02 красный RF-93832 . Серый окрас. 2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.04-08 ● 416066##04#08 - Т10В-41 - Су-34 - б/н №03 красный RF-93830 . Серый окрас. 2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.04-09 ● 416066##04#09 - Т10В-42 - Су-34 - б/н №04 красный RF-##### . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.04-10 ● 416066#30421010 - Т10В-43 - Су-34 - б/н №05 красный RF-93836 . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
(Фото ).
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.Серия №05 - 20 бортов
05-01 ● 416066##05#01 - Т10В-44 - Су-34 - б/н №06 красный RF-93835 . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-02 ● 416066##05#02 - Т10В-45 - Су-34 - б/н №07 красный RF-93837 . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-03 ● 416066##05#03 - Т10В-46 - Су-34 - б/н №08 красный RF-93833
Передан - 23.12.2013.
(Фото ).
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-04 ● 416066##05604 - Т10В-47 - Су-34 - б/н №09 красный RF-93838 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2013.
Передан - 23.12.2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-05 ● 416066##05#05 - Т10В-48 - Су-34 - б/н №10 красный RF-93826
Передан - 10.06.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-06 ● 416066##05#06 - Т10В-49 - Су-34 - б/н №11 красный RF-##### . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 10.06.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-07 ● 416066##05#07 - Т10В-50 - Су-34 - б/н №12 красный RF-93828 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 10.06.2014.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: День АВВАУЛ «75 лет» 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-08 ● 416066##05008 - Т10В-51 - Су-34 - б/н №14 красный RF-92218 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
(Фото ).
Передан - 18.07.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-09 ● 416066##05#09 - Т10В-52 - Су-34 - б/н №15 красный RF-93829 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 18.07.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-10 ● 416066##05#10 - Т10В-53 - Су-34 - б/н №16 красный RF-92219 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 18.07.2014.
(Фото ).
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-11 ● 416066##05#11 - Т10В-54 - Су-34 - б/н №17 красный RF-93814 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-12 ● 416066##05#12 - Т10В-55 - Су-34 - б/н №18 красный RF-93813 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Показы/Учения/БД: День ЕВВАУЛ «100 лет» 2015, АвиаДартс-2018.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-13 ● 416066##05#13 - Т10В-56 - Су-34 - б/н №19 красный RF-93821 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-14 ● 416066##05#14 - Т10В-57 - Су-34 - б/н №20 красный RF-##### . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-15 ● 416066##05#15 - Т10В-58 - Су-34 - б/н №21 красный RF-93819 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.● 416066##05#16 - Т10В-59 - Су-34 - б/н №22 красный RF-93818 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Показы/Учения/БД: День ЕВВАУЛ «100 лет» 2015.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-17 ● 416066##05#17 - Т10В-60 - Су-34 - б/н №24 красный RF-93817 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 08.12.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-18 ● 416066##05#18 - Т10В-61 - Су-34 - б/н №25 красный RF-93816 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 08.12.2014.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс-2018.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-19 ● 416066##05119 - Т10В-62 - Су-34 - б/н №27 красный RF-93815 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
(Фото ).
Передан - 08.12.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.05-20 ● 416066##05#20 - Т10В-63 - Су-34 - б/н №35 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 08.12.2014.
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: Эксплуатируется.Серия №06 - 16 бортов
06-01 ● 416066##06#01 - Т10В-64 - Су-34 - б/н №28 красный RF-93822 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
(Фото RP.Net).
Передан - 08.12.2014.
Показы/Учения/БД: День АВВАУЛ «75 лет» 2016, День 4-й ВА «75 лет» (Ростов-на-Дону) 2016, АвиаДартс-2018.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-02 ● 416066##06#02 - Т10В-65 - Су-34 - б/н №31 красный RF-93823 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 22.12.2014.
Показы/Учения/БД: МАКС 2015, День АВВАУЛ «75 лет» 2016, Операция в Сирии.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-03 ● 416066##06#03 - Т10В-66 - Су-34 - б/н №34 красный RF-95012
Передан - 22.12.2014.
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-04 ● 416066##06#04 - Т10В-67 - Су-34 - б/н №35 красный RF-95010 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 21.05.2015.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-05 ● 416066##06#05 - Т10В-68 - Су-34 - б/н №36 красный RF-95011 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 21.05.2015.
Показы/Учения/БД: День АВВАУЛ «75 лет» 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-06 ● 416066##06#06 - Т10В-69 - Су-34 - б/н №37 красный RF-##### . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 29.05.2015.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-07 ● 416066##06#07 - Т10В-70 - Су-34 - б/н №38 красный RF-95478 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 16.07.2015.
Показы/Учения/БД: МАКС 2015 (Фото LJ-Antonio-D50), АвиаДартс 2017.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-08 ● 416066##06#08 - Т10В-71 - Су-34 - б/н №39 красный RF-95479 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 16.07.2015.
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-09 ● 416066##06#09 - Т10В-72 - Су-34 - б/н №40 красный RF-95856 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 08.2015.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-10 ● 416066##06#10 - Т10В-73 - Су-34 - б/н №41 красный RF-95855 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 08.2015.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-11 ● 416066##06#11 - Т10В-74 - Су-34 - б/н №42 красный RF-95857 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 08.2015.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-12 ● - Т10В-75 - Су-34 - б/н №10 красный, RF-95841 собственное имя "Олег Пешков " . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 26.10.2015.
Показы/Учения/БД: Форум Армия 2016 2017, МАКС 2017, АвиаДартс 2017.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-13 ● - Т10В-76 - Су-34 - б/н №32 красный RF-95844 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 26.10.2015.
Ранее носил б/н №11 красный. (Фото ).
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС. Ранее 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-14 ● 416066##06#14 - Т10В-77 - Су-34 - б/н №43 красный RF-95858 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 27.11.2015.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-15 ● 416066##06#15 - Т10В-78 - Су-34 - б/н №12 красный RF-95843 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 27.11.2015.
Показы/Учения/БД: День рождения АГВП Стрижи и РВ 2016.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.06-16 ● 416066##06#16 - Т10В-79 - Су-34 - б/н №14 красный RF-95842 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Ранее носил б/н №11 красный.
Передан - 27.11.2015.
Показы/Учения/БД: Армия 2016, Учения Запад-2017.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.Серия №07 - 14 бортов
07-01 ● 416066##07#01 - Т10В-80 - Су-34 - б/н №15 красный RF-95848
Показы/Учения/БД: Форум Армия 2016, АвиаДартс 2016.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.07-02 ● 416066##07#02 - Т10В-81 - Су-34 - б/н №16 красный RF-95846 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2017 2018.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.07-03 ● 416066##07#03 - Т10В-82 - Су-34 - б/н №17 красный RF-95845 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Показы/Учения/БД: Форум Армия 2017, МАКС 2017.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.07-04 ● 4160664507604 - Т10В-83 - Су-34 - б/н №18 красный RF-95847 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Показы/Учения/БД: МАКС 2017.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.07-05 ● 416066##07#05 - Т10В-84 - Су-34 - б/н №01
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.07-06 ● 416066##07#06 - Т10В-85 - Су-34 - б/н №02 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.07-07 ● 416066##07307 - Т10В-86 - Су-34 - б/н №03 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Катастрофа - 2019.01.18 - Потерпел катастрофу 18.01.2019 в Татарском проливе (столкновение с б/н №33 красным RF-81253 (сер. 09-02)).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Разбился.07-08 ● 416066##07#08 - Т10В-87 - Су-34 - б/н №04 красный RF-81710 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
2018.02.19 - Замечен на НАПО - ремонт/доработка - (Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.07-09 ● 416066##07#09 - Т10В-88 - Су-34 - б/н №05 красный RF-81711 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
2018.02.19 - Замечен на НАПО - ремонт/доработка - (Видео). RF-81711 - (Фото ).
Показы/Учения/БД: День НАПО «85 лет» 2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.07-10 ● 416066##07#10 - Т10В-89 - Су-34 - б/н №06 красный RF-81714 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: День НАПО «85 лет» 2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.07-11 ● 416066##07#11 - Т10В-90 - Су-34 - б/н №07 красный RF-81713 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Показы/Учения/БД: День НАПО «85 лет» 2016, Операция в Сирии.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.07-12 ● 416066##07412 - Т10В-91 - Су-34 - б/н №09 красный RF-81715 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.07-13 ● 416066##07#13 - Т10В-92 - Су-34 - б/н №10 красный RF-81712 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Катастрофа - 2019.01.18 - Потерпел катастрофу 18.01.2019 в Татарском проливе.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Разбился.07-14 ● 416066##07#14 - Т10В-93 - Су-34 - б/н №11 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 31.10.2016.
(Фото )
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.Серия №08 - 12 бортов
08-01 ● 416066##08#01 - Т10В-94 - Су-34 - б/н №12 красный RF-81727 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 31.10.2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.08-02 ● 416066##08#02 - Т10В-95 - Су-34 - б/н №14 красный RF-81725 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 31.10.2016.
(Фото - ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.08-03 ● 416066##08#03 - Т10В-96 - Су-34 - б/н №20 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.08-04 ● 416066##08#04 - Т10В-97 - Су-34 - б/н №21 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.08-05 ● 416066##08#05 - Т10В-98 - Су-34 - б/н №22 красный RF-81728 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.08-06 ● 416066##08#06 - Т10В-99 - Су-34 - б/н №23 красный RF-81723 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.08-07 ● 416066##08#07 - Т10В-100 - Су-34 - б/н №24
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.08-08 ● 416066##08#08 - Т10В-101 - Су-34 - б/н №25 красный
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.08-09 ● 416066##08#09 - Т10В-102 - Су-34 - б/н №27 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.08-10 ● 416066##08#10 - Т10В-103 - Су-34 - б/н №29 красный RF-81751 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: ДОД АБ Хурба 2018, Учения Восток 2018.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.08-11 ● 416066##08#11 - Т10В-104 - Су-34 - б/н №30 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.08-12 ● 416066##08#12 - Т10В-105 - Су-34 - б/н №31 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.Серия №09 - 12 бортов
09-01 ● 416066## - Т10В-106 - Су-34 - б/н №32 красный RF-81252 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: ДОД АБ Хурба 2018.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.● 416066##09#02 - Т10В-107 - Су-34 - б/н №33 красный RF-81253 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
Катастрофа - 2019.01.18 - Потерпел катастрофу 18.01.2019 в Татарском проливе (столкновение с б/н 03 красным (сер. 07-07)).
Показы/Учения/БД: Учения Восток 2018 (Фото ), АвиаДартс 2018.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Разбился.09-03 ● 416066##09#03 - Т10В-108 - Су-34 - б/н №35 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 18.11.2017.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.09-04 ● 416066##09#04 - Т10В-109 - Су-34 - б/н №36 красный RF-81254 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
(Фото -
Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.
Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.
Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.
Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.
Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.
Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.