Туризм Визы Испания

Украина. Город Чернигов. Пятницкая церковь. Церковь Параскевы Пятницы, Пятницкая церковь (Чернигов) Период духовного возрождения Украины

В древнем граде расположена Пятницкая церковь. Храм назван в честь христианской великомученицы Параскевы, которую канонизировали. Издавна ее почитали как покровительницу торговли. Церковь построили возле Торга (торговой площади), и много веков она остается действующим религиозным храмом. На долю святыни пришлось немало испытаний, ее не раз уничтожали. Однако сейчас храм Параскевы Пятницы восстановлен, наведаться сюда может каждый желающий.

История храма

Пятницкая церковь в Чернигове была возведена в конце 12 - в начале 13 века. Ученые предполагают, что храм построили на средства состоятельных купцов, или же деньги пожертвовал князь Игорь - герой «Слова о полку Игореве».

За свою долгую историю Пятницкая церковь несколько раз была разрушена, а потом снова восстанавливалась. Впервые ее перестроили в 1670 году - деньги на замену кровли дал казацкий полковник Василий Дунин-Борковский. В результате реконструкции 1676 и 1690 годов здание приобрело черты украинского барокко. Храм также восстанавливали после пожара в 1750 году. Наибольший ущерб святыне был нанесен в годы Второй мировой войны (1943 год), когда взрыв авиабомбы разрушил ее наполовину. В 1962 году церковь снова отстроили. Реставратор Петр Барановский работал над восстановлением черниговского храма целых 17 лет. Сегодня церковь можно увидеть в ее первоначальном виде.

10 ноября по новому стилю православными почитается великомученица Параскева Пятница. В годину тяжелых испытаний Русского Православия на территории Украины, когда раскольники-самосвяты, униаты, опираясь на боевиков-нацистов, захватывают во многих регионах храмы канонической УПЦ МП, избивают священников и прихожан, мы напомним об одной из величайших храмовых жемчужин Древней Руси, шедевре русской и мировой храмовой архитектуры - Пятницкой церкви в Чернигове.

В 70-ю годовщину освобождения УССР от немецко-фашистских захватчиков начнем воспоминания о судьбе этого собора с 1943 года, ибо возрождение его в новейшей жизни началось именно тогда - буквально в первые дни после того, как оккупантов выбили из Чернигова.

Чернигов, один из старейших городов Руси, некогда столица Северского княжества, где сохранилось значительное количество архитектурных памятников древности, был подвергнут немцами в дни Великой Отечественной войны жесточайшей бомбардировке, имевшей целью стереть город с лица земли. При этом погибли музеи, исторические и художественные ценности и архивы, жестоко пострадали от огня все архитектурные памятники, среди которых наиболее был поврежден собор Пятницкого монастыря.

Пятницкая церковь перед Великой Отечественной войной

Разрушенный храм Пятницы Параскевы

В акте Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР от 15-21 декабря 1943 г. были описаны следы жутких злодеяний и разрушений. В частности, было отмечено: «Пятницкая церковь конца XII - начала XIII века - один из самых редких и замечательных памятников древнерусского искусства великокняжеской эпохи, сожжен немецкими зажигательными снарядами в части кровель и внутри здания при бомбардировке 23 августа 1941 года, а затем разрушен фугасными бомбами 25 сентября 1943 года: обрушилась глава, большая часть сводов, два западных пилона и большая часть западной и южной стен».


Эволюция внешнего вида храма с XII в. Рис. А.А. Карнабеда

Как замечает архитектор-реставратор А. Л. Карнабед в статье «Возрождение черниговской "Пятницы"», в акте указывались также разрушения, причиненные и другим уникальным сооружениям Чернигова, в том числе Спасскому (нач. XI в.), Борисоглебскому и Успенскому (XII в.) соборам. Акт подписали эксперт Чрезвычайной комиссии П. Д. Барановский, украинский архитектор Ю. С. Асеев и старший научный сотрудник Черниговского исторического музея А. А. Попко.

П.Д. Барановский

Петр Дмитриевич Барановский (1892 - 1984) - москвич, уроженец смоленского села, подвижник архитектурной реставрации, в целом 70 лет отдавший восстановлению, спасению и реставрации памятников древнерусской архитектуры, - тогда стремительно примчался на помощь древнему Чернигову.

На счету Барановского спасение храма Василия Блаженного, основание музеев в Коломенском и Спасо-Андрониковом монастыре, обмеры в 1936 г. рушимого Казанского собора на Красной площади (именно по ним храм был воссоздан в начале 1990-х).

Барановский прибыл в Чернигов 23 сентября 1943 г., через день после освобождения города. А три дня спустя на его глазах немецкий пикирующий бомбардировщик прицельно разбомбил древний Пятницкий собор. Рассказывают, что полутонный фугас расколол храм, и без того изрядно выгоревший изнутри. Ученый первым из специалистов оказался у руин. А затем - без малого двадцать лет (!) - Барановский реставрировал "Пятницу", возвращая ей первозданный вид. Между прочим, настояв на том, что восстанавливать следует не купол Растрелли, а изначальный, древнерусский.

Очевидец говорил: «Надо было видеть Петра Дмитриевича в момент исследования "Пятницы": готовые вот-вот рухнуть остатки стен - и взбирающегося на них человека!»

П.Д. Барановский со студентами на реставрации Пятницкой церкви

Работы по восстановлению храма

Перечислим шедевры Киевской и Черниговской Руси, которые спасал Петр Барановский. По его же краткому перечню: «1943 г. Успенский Собор Киево-Печерской лавры XI в. Фиксация и проектные предложения по консервированию руин и реставрации; 1943, 1944 гг. Киевский Софийский собор 1037 г. (не имевший званий и титулов П. Барановский тогда был назначен председателем комиссии по реставрации от Академии архитектуры УССР); 1945 г. Исследование древней алтарной преграды Софийского собора и проект ее реставрации; 1943 г. Чернигов. Собор Борисоглебского монастыря XII в. Исследование, эскизный обмер и эскизный проект консервации; 1943 г. Чернигов. Собор Елецкого монастыря XII в. Исследование, эскизный обмер и проект консервации; 1943, 1945 1944 г. Киев. Храм Богородицы Пирогощей 1131 - 1136 гг. Исследование и опыт проекта реконструкции по материалам частичной фиксации перед разборкой 1936 г.; 1944 г. Киев. Храм Василия на Перуновом холме 1184 г. Исследование и опыт проекта реконструкции по материалам частичной фиксации перед разборкой 1936 г. (не существует)».

Его перу принадлежит исследование «Собор Пятницкого монастыря в Чернигове». Оно было опубликовано в 1948 г. в книге «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками», изданной под редакцией И. Э. Грабаря.

В нём П. Барановский отмечал: «Собор Черниговского монастыря, больше известный под названием Пятницкой церкви на Красной площади (иначе на Старом базаре, или же на Пятницком поле), принадлежит к числу тех памятников древнерусской архитектуры, которые вследствие позднейших крупных перестроек настолько изменили свой облик, что под новой внешностью почти невозможно разглядеть их подлинные черты, определяющие характерные особенности эпохи и стиля. Варварское разрушение Пятницкого храма немцами при их вторжении и бомбардировке Чернигова предварило постановку научно-исследовательской проблемы изучения этого памятника, навсегда лишив возможности видеть его в облике конца XVII в., а также возможности научно раскрыть и реставрировать его во всех подлинно сохранившихся частях более глубокой древности. ... Сохранившиеся руины памятника, представлявшие как бы диагональный разрез его с северо-западного угла к юго-восточному, давали возможность детального аналитического исследования здания в отношении его конструкций, характера материалов и техники. Руины представляли собой сложнейший конгломерат кирпичных кладок различного времени и характера».

Прежде всего, исследовательское внимание и интерес реставратора привлекло то обстоятельство, что все основные конструктивные элементы здания до самого верха, включая и своды, и основание главы, были сложены, в опровержение всех вышеуказанных литературных утверждений прошлого, из одинакового материала - плинфов, характерных только для домонгольской эпохи. Ступенчатые своды, сохранившиеся после обвала с восточной и северной сторон, столь не свойственные русской архитектуре домонгольской эпохи (по сложившимся в нашей науке за 100 лет представлениям), были сложены из того же древнего кирпича.

Специалисты считают, что работа Барановского по исследованию и реставрации Пятницкой церкви в Чернигове открыла новую главу в истории русской архитектуры. Памятник этот, как доказал Петр Дмитриевич, - сверстник «Слова о полку Игореве», один из первых непревзойденных образцов собственно русского зодчества. Барановский был убежден, что памятник, восстановленный во всех частях, говоря словами древнего летописца, «на диво удобренных украшениях», будет в изобразительном искусстве нашего народа таким же глубоко национальным немеркнущим светочем, как и «Слово».

Собор Пятницкого монастыря, утверждал Барановский, должен отныне занять не только хронологически наиболее раннее место, но и высшее - в системе развития форм русского зодчества раннего периода XI-XIII вв.

Стоящий на вершине разрушенной татарами большой культуры Древней Руси храм представляет, по мнению исследователя-реставратора, ясно выраженную отправную точку, с которой началось развитие национального творчества Московской Руси.

Барановский утверждал: Пятницкий храм, являясь в настоящий момент для нас новым и совершенно оригинальным, по противоречию со сложившимся представлением о русской архитектуре, поражает явной связью с памятниками и Сербии, и Москвы XIV-XV вв., и с такими вершинами русского зодчества, как Вознесенский храм в Коломенском, и особенно с деревянными русскими храмами. В этой многообразной связи Пятницкий храм является первым великим произведением нового стиля, ярко выраженного творческого гения русского народа.

Действительно, возникновение такого памятника, как Пятницкий храм, является органически закономерным событием именно в Южной Руси, где естественно создавались взаимодействия различных культур на перекрестке путей: из северо-восточной Залесской Руси в Западную Европу через Галич и из северо-западной Новгородской Руси в Византию и на Кавказ через половцев. Чернигов в XII в. был не меньшим культурным центром, чем Киев.

Волновал Барановского и общеславянский контекст. Ученый утверждал: «Не без основания же летописец сказал на первых страницах "Повести временных лет": "Там ведь Иллирик, до которого доходил апостол Павел; тут сперва были славяне... А славянский народ и русский - один"».

Барановский сделал предположение, что зодчим Пятницкого храма мог быть «приятель» Рюрика Ростиславича - «художник и мастер непростой» Милонег-Петр. Который, по словам летописца, постройкой Выдубицкой стены Михайловской церкви Выдубицкого монастыря, ставшей княжеской усыпальницей семьи князя Всеволода Ярославовича, совершил «дело, подобное чуду».

«Он же мог и в Овруче построить Васильевскую церковь в ранние годы деятельности Рюрика, - полагал Барановский, - и в Белгороде не дошедшую до нас необычайную по высоте и на удивление украшенную церковь Апостолов, и церковь Васильевскую в Киеве на дворе княжеском, а через 5-10 лет после Выдубицкой стены построить к концу жизни Рюрика и его княгини-монахини церковь в Черниговском Пятницком монастыре. ... Исходя из высоких достоинств памятника, раскрывшегося перед нашими глазами в процессе его исследования, мы могли бы обратить к нему те же слова, которыми летописец выразил свою похвалу белгородскому храму: "Высотою же и величеством и прочим вдивь удобрена, по Приточнику глаголящему: вся добра возлюбленная моя и порока несть в тебе"».

Пятницкая церковь до 1917 года (слева) и после восстановления (1962 г.)

По проекту Барановского церковь Пятницы Параскевы была отстроена заново к 1962 г. Рассказывали, что послевоенный главный архитектор Чернигова П. Ф. Букловский требовал не восстанавливать разрушенные храмы, а, наоборот, снести руины, чтобы не портили вид и не мешали благоустройству территории. Слава Богу, специалисты-доброхоты, энтузиасты и патриоты этого не допустили. Барановский даже добился того, чтобы на одном из кирпичных заводов Чернигова началось производство плинфы по древнерусским образцам, и храм восстанавливался именно в тех формах, в которых был построен.

А. Л. Карнабед подчеркивал: «В то время как не только Барановский, но и такие известные ученые, как М. К. Каргер, Г. Н. Логвин, Г. М. Штендер, Ю. А. Нельговский доказывали необходимость "сохранить колокольню как сооружение, которое дает представление о характере архитектуры комплекса до его реконструкции и содействует лучшим условиям эксплуатации и экспозиции основного памятника", местные геростраты - начальник облотдела по делам архитектуры Гребницкий и главный архитектор города Сергиевский сделали свое дело: историческая среда была уничтожена. Нет колокольни, нет церковной ограды, нет кургана-памятника».

На баланс как «восстановленная в соответствии с проектом реставрации» Пятницкая церковь была принята 1 января 1963 г.

Но простояла закрытой до начала 1967 г., когда вместе с другими десятью памятниками архитектуры Чернигова XI-XIX вв. постановлением Совета Министров УССР была передана в Черниговский государственный архитектурно-исторический заповедник, бывший до 1979 г. филиалом киевского заповедника «Софийский музей».

В Чернигове заповедник начал работать с 1 августа 1967 г. Со следующего года здесь велась подготовка эскизов, а затем рабочего проекта музейной экспозиции «Пятницкая церковь - памятник архитектуры конца XII - начала XIII в.».

Проект музейной экспозиции в Пятницкой церкви, для которой П. Барановским в 1968 г. было передано значительное количество находок 1943-1961 гг., был разработан им же с учетом формирования музея в три этапа. В числе находок - плинфы со знаками (метками и клеймами), фрагменты фресковых штукатурок, архитектурно-строительной и гончарной керамики, изделия из цветного и черного металла, фрагменты стекол древних оконниц.

В 1947-м Барановский в автобиографии отмечал свои черниговские заслуги с присущей ему скромностью: «Из творческих работ последних лет заслуживают быть отмеченными работы по исследованию, сохранению и реставрации Пятницкого собора в Чернигове (XII в.), произведенные осенью 1944 -1945 годов от главного управления охраны памятников и давшие новые, весьма важные данные для истории русского искусства».

Сегодня черниговский храм Пятицы Параскевы, к сожалению, занят украинскими «автокефалами». Помнят ли эти гордые и заблудшие сектанты, что спасению шедевра древнерусской церковной архитектуры обязаны русским людям, и прежде всего смоленскому москвичу подвижнику и радетелю Петру Дмитриевичу Барановскому?

Архивные фото из книги «Петр Барановский. Труды, воспоминания современников». М., «Отчий дом». 1996.

В самом центре Чернигова, неподалеку от парка с остатками древнего Детинца, на Красной площади (да, такая есть не только в Москве) высится удивительное здание из красного кирпича — храм Параскевы Пятницы. Сейчас уже мало кто знает, что эта церковь, ровесница «Слова о полку Игореве», едва не погибла во время Великой Отечественной войны — и потом, сразу после нее.

Точное время постройки Пятницкого храма неизвестно до сих пор. Но тщательный анализ источников и похожих памятников позволяет осторожно назвать и имя заказчика храма, и его зодчего.

Первым был знаменитый князь Рюрик Ростиславович Смоленский, он же Буй-Рюрик «Слова о полку Игореве», победитель Андрея Бо-голюбского, шесть раз садившийся на великокняжеский стол. Под конец жизни он княжил в Чернигове и умер в нем же в 1215 году. А второй — один из очень немногих древних мастеров, названный в источниках по имени — «приятель князя Рюрика» Петр Милонег. Незадолго до этого он совершил в Киеве «дело, подобное чуду» — поставил подпорную стену под храмом Выдубицкого монастыря (см. статью в ТрВ-Наука № 40). Да и сама форма здания — очень необычная для киевско-черниговской архитектуры того времени — характерна именно для Милонега.

Пятницкая церковь перед Великой Отечественной Войной
Реставрация храма
Эволюция внешнего вида храма с XII века (Рис. А.А. Карнабеда)

Так что, скорее всего, наша цер ковь построена на рубеже XII и XIII веков. Позже, в XVII веке, ее внешний вид изменился до неузнаваемости перестройкой в стиле украинского барокко, а потом пришла война. Вот что написано в акте Чрезвы чайной государственной комиссии от 15−21 декабря 1943 года: «Пятницкая церковь конца XII — начала XIII века- один из самых редких и замечательных памятников древне русского искусства великокняжеской эпохи, сожжен немецкими зажигательными снарядами в части кровель и внутри здания при бомбардировке 23 августа 1941 года, а затем разрушен фугасными бомбами 25 сентября 1943 года: обрушилась глава, большая часть сводов, два западных пилона и большая часть западной и южной стен».

И здесь пришел на помощь еще один выдающийся человек. Петр Дмитриевич Барановский (1892−1984) на протяжении 70 лет занимался восстановлением, спасением, реставрацией памятников древнерусской архитектуры. На его счету — спасение храма Василия Блаженного, основание музеев в Коломенском и Спасо-Андрониковом монастыре, обмеры разбирающегося Казанского собора на Красной площади (именно по ним затем храм воссоздали в 1990-х). А в 1940—1960-х настало время Чернигова. Сразу после освобождения от немцев Петр Дмитриевич отправился в город.

Восстановление памятников черниговской архитектуры после войны, кстати, одно из тех деяний, за которые можно сказать «спасибо» еще одному человеку — Никите Сергеевичу Хрущеву. В 1944 году именно он занимал пост главы Совета народных комиссаров УССР, именно у него побывал на приеме Барановский, и именно он дал распоряжение Госплану Украины «немедленно отпустить необходимые цемент, известь, толь и гвозди», а тресту передвижки и разборки зданий-взять на себя производство спецработ по памятнику.

П.Д. Барановский со студентами на реставрации Пятницкой церкви

Реставрация храма

Но, как ни странно, даже при такой поддержке не все хотели восстановления храма. А.А. Карнабед вспоминает, что бывший главный архитектор Чернигова П.Ф. Букловский требовал не восстанавливать разрушенные храмы, а, наоборот, снести руины, чтобы не портили вид и не мешали благоустройству территории. Слава Богу, ничего из этих потуг не вышло.

Впрочем, проблем и без этого хватало.

Дело в том, что до Великой Отечественной войны храм толком не обследовался. А насколько он дошел до нас искаженный перестройками и обстройками — хорошо видно на предвоенном фото.

Поэтому сразу восстанавливать храм было нельзя. Нужно было укрепить и законсервировать руины до того момента, когда дойдет очередь работать специалистам — на всех памятниках одновременно работать невозможно. Потом изучить и обмерить то, что осталось. Разобрать завалы, не разрушив сохранившиеся части. Изучить обломки. Восстановить по ним и по руинам первоначальный облик. Сделать проект реставрации и долго и кропотливо работать руками, выстраивая храм так, чтобы сохранить максимальное количество древних частей.

Потому и восстановление Пятницкой церкви шло без малого 20 лет. «На баланс, как восстановленная в соответствии с проектом реставрации» она была принята 1 января 1963 года.

Алексей Паевский

Архивные фото — из книги «Петр Барановский. Труды, воспоминания современников». М., «Отчий дом». 1996

Пятницкая церковь
Памятник древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Пятницкая церковь. История
Пятницкая церковь была сооружена в конце 12 — в начале 13 столетия посадскими черниговскими должностными лицами на Пятницком поле, которое издревле было местом торгов (торжище).

Пятницкая церковь была названа в честь покровительницы торговли Параскевы Пятницы. До 1786 года церковь была главным сооружением Пятницкого монастыря.

От других церквей Чернигова Пятницкая церковь отличалась завершенным отделкой фасада всеми видами архитектурной орнаментики и композицией сводов под барабаном.

На протяжении всего своего существования церковь многократно подвергалась разрушениям и пожарам во время нападений врагов на город.

Впервые Пятницкая церковь была разрушена во время татаро-монгольского нашествия на Чернигов в 1239 г.

Во время восстановительных работ в разные времена она существенно перестраивалась и меняла свой облик. Вплоть до 1941 года выглядела с точки зрения архитекутры как храм XVII века в стиле украинского барокко XVII-XVIII вв.. Необычным было лишь ее центристская уступчатая композиция. Исследователи утверждали, что под барочным одеянием прятались формы древнерусской постройки.

Первая Реставрация. 1670 год

Первые реставрационные работы осуществлялись в 1670, проходили в стиле украинского барокко и на средства черниговского полковника В.Дунина-Борковского. В 90-х годах 17 века на восточном и западном фасадах были надстроены барочные фронтоны, а баня получила многоярусное завершение. На восточном барочном фронтоне вырисовывался герб гетмана Ивана Мазепы.

В 17-18 вв. при церкви действовал женский монастырь, который сгорел в 1750 году. Значительными были перестройки после пожара 1750 и 19 века, когда Пятницкая церковь превратилась в семибанный храм. В 1818-20 по проекту архитектора А. Карташевского была пристроена ротонда-колокольня (1963 разобрана).

Во время Второй Мировой войны церковь была серьезно разрушена в следствии воздушных бомбардировок.

В 1941 году церковь была разрушена практически полностью. Чудом уцелела колокольня, но впоследствии (в 1963 году) она была разобрана - по одной версии мешала строительству областного драматического театра им. Шевченко, по другой - на кирпич для восстановления храма. Долгое время церковь оставалась разрушенной.

Реставрация. 1943 год

Сразу после того как немецкие войска были выбиты из города Чернигова (в 1943 году) началось тщательное изучение остатков Пятницкой церкви с целью дальнейшего восстановления. Результат исследований был сенсационным - исследователи-археологи нашли храм, воплотивший высшие достижения древнерусской архитектуры домонгольской эпохи. Все говорило о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII в., Во времена «Слова о полку Игореве». Известно, что в это время, на историческую арену выходили древнерусские города, у них бурно развивались ремесленничество и торговля, состояли ремесленно-торговые корпорации, то есть происходил тот социально-экономический процесс, который обусловил развитие в Европе готического архитектурного стиля. Долгое время считалось, что собственно русская архитектура начала развиваться только в XIV веке после монголо-татарского нашествия, когда архитекторы Киевской Руси отошли от византийских традиций.Но изучение ровесницы «Слова о полку Игоревом» - Пятницкой церкви - показало, что процессы становления национальной архитектуры проходили на полтора столетия раньше.

В 1943-45 проведение срочных консервационных и противоаварийных работ под руководством архитектора-реставратора П. Д. Барановского спасло памятник архитектуры от окончательной гибели. Церковь, таким образом, была восстановлена в ее первоначальном виде.

Во время реставрации не были восстановлены боковые притворы и пристройки ХVІІІ-ХІХ вв., а также была разобрана ротонда-колокольня.

В течение 10 лет П. Д. Барановский реставрировал Пятницкую церковь, тщательно складывая кирпич к кирпичу. Вследствие этого исследователю удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы сооружения, одной из выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля.

В 1962 завершена реставрация Пятницкой церкви по проекту архитектора П. Д. Барановского и М. В. Холостенко. Возрожденное в первоначальном виде, сооружение воспроизводит высший этап развития архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Таким образом современный вид церкви представляет собой реконструкцию храма архитектуры времен Киевской Руси.В основе ее плана — четырехстолбный крестово-купольный храм. Конструктивная и композиционная особенность Пятницкой церкви состоит в том, что столбы, которые несут с помощью подпружных арок высокую баню, расставлены широко, а боковые нефы узенькие, поэтому на фасаде арочное завершение имеет только центральная закомара, боковые имеют чвертьциркульне покрытия. Таким образом фасады завершены трилопастной кривой. Переход от основного массива к подбанникам развит в сложную композицию трех ярусов ступенчатых сводов, благодаря чему храм воспринимается как удивительный столб-башня. Это впечатление усиливается пучковыми пилястрами и полуколоннами подбанника. Фасады здания украшены всеми видами архитектурной орнаментики.Внутри церковь напоминает башню. Художественный эффект фресковой росписи усиливается разноцветным полом из желтых, зеленых и темно-вишневых глазурованных плиток. В отличие от Киевской Софии, где композиционную тему развито в целую симфонию, в Пятницкой церкви все построено на одной, так сказать, мелодии. Это — радостная песня о красоте, где инженерный гений строителя объединился с поэзией народного творчества. Пятницкую церковь в Чернигове иногда называют «Словом о полку Игореве» в архитектуре. И действительно, достопримечательность древнерусской архитектуры являются не только современницей гениальной поэмы, но и близкой к «Слову» по характеру своей поэтики, по совершенству формы, по народному духу и идейной направленности.Архитектурные черты, впервые появившиеся в Пятницкой церкви, получили дальнейшее развитие в русском, украинском, румынском храмовом строительстве. Пятницкая церковь возведена намного раньше всех московских шатровых церквей XVI века. На нее очень похожа московская церковь Вознесения, построенная в 1532 г. в селе Коломенском, которая является первым шатровым каменным сооружением Московии. В русской архитектуре закомары превратились в кокошники. Закомара - это конструктивный архитектурный элемент, внешняя дуга свода. Кокошник же является элементом сугубо декоративным, это плоская пластина, по форме схожая с лепестком цветка или с головным убором русских женщин (отсюда и название).И еще одна интересная и важная деталь. В строительстве сооружения прекрасно использованы декоративные возможности кирпича, орнаментальная кладка Пятницкой церкви является ранним примером декора, который позже получил развитие в Новгороде и Пскове. Современник «Слова о полку Игореве» — Пятницкий храм воплотил высокие народные идеалы, сознание силы и духовной красоты народа, его художественные и эстетические взгляды. В 1972 Пятницкую церковь была открыта как музей.