Туризм Визы Испания

Свято успенский трифонов мужской монастырь. Успенский собор Трифонова монастыря — самое старое здание в городе Кирове. В глубине монастырской территории - Трехсвятительская церковь

Город Киров славится своими уникальными местами с многовековой историей. Так, например, Успенский Трифонов монастырь яркий представитель этого. Он был основан в 1580 году Трифоном, который пришел на вятскую землю.

Это святое место создавалась с 4 храмами:

1.Успенским.

2.Никольским.

3.Благовещенским.

4.Иоанно-Предтенчесикм.

Самым красивый из этих святых мест был первый монастырь, который до сих пор не перестает радовать горожан. В то время сложно было отыскать постройку чем то схожую с этой, для нее даже и древесину привозили из Слободского. В начале семнадцатого века на территории храма появились и другие церковные постройки. К ним можно отнести следующие:

  • Колокольня.
  • Хозяйские угодья.
  • Келья.

История

С 1744 года в стенах святого места обучают детей латыни, далее монастырь становится духовной семинарией. Если говорить о начале двадцатого века, то Успенско Трифонов монастырь заметно преображается и в нем кипит духовная жизнь.

Видео:

Чудесный период для монастыря –с 1790 годов, когда ему были возвращены льготы. Тогда была организована детская школа на его базе.

Переломный момент

Самым тяжелым временем в истории собора можно назвать период правления Петра первого. В начале восемнадцатого века существенно сокращается число монахов, и из святого места делают место для пыток и отбывания наказаний. Не смотря на то, что царь приказывал не делать каменного храма, его приказа ослушались и начали с реконструкции ворот.

Но не так хорошо все могло продолжаться, октябрьская революция не смогла обойти столь яркого и популярного места у населения. Советской властью был просто ликвидирован монастырь. Тут было уничтожено все: кладбища на территории святого места больше не существовало, колокола были перепаяны, уничтожены иконостасы. От святого места ничего не осталось, даже и стены были разнообразны. В то время, каких только заведений не располагалось в бывших стенах монастыря, тут была и большая столовая, и прачечная, и общежитие.

Но жители города в восьмидесятых годах обеспокоились судьбой святого места и к 1991 году восстановили его. А уже в 1994 году был полностью восстановлен иконостас.

Сегодня же это настоящая жемчужина Вятки. Этот монастырь наполнен светом, духовной силой и добротой.

ул. Горбачева, 4

Трифонов монастырь. 2015 г.

Трифонов монастырь - один из символов Вятки, на протяжении многих веков он являлся ее духовным, культурным, образовательным центром. Мужской монастырь был основан в Вятке в 1580 г. иноком Пыскорского монастыря Трифоном Вятским (в миру - Трофим Дмитриевич Подвизаев). По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений в 1580 г. под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами.

Богатые пожертвования и доходы с земель, пожалованных монастырю царской властью, позволили Трифону построить в монастыре 4 храма - Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Благодаря усилиям Трифона монастырю была пожертвована прилегающая к нему территория, а также земли по верхнему и нижнему течению р. Вятки. Монастырь стал крупным колонизатором вятских земель, вел активную миссионерскую, экономическую и просветительскую деятельность. Во многом этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинных землях. Более того, монахи Успенской обители в XVII в. стали основателями и строителями новых вятских монастырей.


Вид на Успенский Трифонов монастырь с севера. В центре снимка - Успенский собор, перед ним - северо-восточная башня ограды и братский корпус. Справа - монастырская колокольня и Никольская надвратная церковь, между ними вдалеке виден Александро-Невский собор. Снимок сделан с северного берега оврага Засора. 1910 г.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля - Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 г. В 1690 г. в собор были торжест венно перенесены мощи преподобного Трифона, а над могилой установлено надгробие - рака. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря - древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.

В 1690-е годы к северо-западу от Успенского собора был возведён Никольский надвратный храм. В начале XVIII в. были выстроены в камне колокольня (1714 г.), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 – 1717 гг.), каменные настоятельские палаты (1719 г.), Благовещенский храм (1728 г.) и братский корпус (1742 г.). Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 г. и переделка настоятельских палат в начале ХIХ столетия завершили формирование монастырского комплекса.


Трифонов монастырь. Слева - Никольская надвратная церковь, в центре снимка - монастырская колокольня, между ними вдали на холме виден Троицкий кафедральный собор. Справа - купола Успенского собора и притвор Благовещенской церкви

XVIII в. принес Трифонову монастырю, как и всему русскому монашеству, серьезные испытания. Политика Петра I и его преемников, направленная на ослабление церкви и подчинение ее государству, привела к тому, что численность братии Трифонова монастыря к концу XVIII столетия сократилась до минимума, вместе с тем упал и ее духовный уровень. В XVIII в. прерывается традиция старчества, которая питала монашество, создавала духовную преемственность. Ослабив монастыри духовно, государство постаралось переложить на их плечи множество обязанностей. Трифонов монастырь в это время содержал духовную школу (впоследствии семинарию), солдат-инвалидов, а также епитимийцев и преступников, присылаемых на покаяние.

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 г. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 г. новым пожаром, были окончены только к 1799 г. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 г., монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50–60-е гг. XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы.


Успенский собор. Начало XX в.

В XIX в. благодаря крестным ходам распространяется духовное влияние монастыря по Вятской епархии. Постоянно расширяясь территориально, включая в себя самые отдаленные уголки края, в конце столетия он продолжался более полугода. Благодаря крестным ходам почитание преподобного Трифона стало активно развиваться, в Вятку приезжали все большее количество паломников, желавших поклониться мощам святого. Важное значение в этом сыграли и торжества, посвященные 300-летию со дня кончины преподобного Трифона Вятского, которые состоялись в 1912 г.

В начале ХХ в. Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, деревянная часовня над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.


Успенский собор. 2015 г.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 г. в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа, которая стала оплотом развития просвещения и грамотности Вятки того периода.

После 1917 г. храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 г. общине было отказано в пользовании храмами, в монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 г., в данный момент он является действующим.

Фото: Л. Калинина, pastvu.com





Свято-Успенский Трифонов монастырь в Кирове (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Мужской Свято-Успенский Трифонов монастырь был основан в 1580 г. св. Трифоном. Это прекрасный архитектурный ансамбль из множества зданий, которые в комплексе причислены к архитектурным памятникам федерального значения. Его «сердце» - Успенский собор, который в архитектурном смысле перекликается с массивной четырёхугольной надвратной церковью-твердыней и отдельно стоящей многоугольной колокольней.

Св. Трифон Вятский сперва выстроил на территории нынешнего монастыря деревянную церковь Благовещения, а спустя порядка 20 лет - другую, Успенскую, тоже деревянную, но гораздо более величественную. Вокруг монастыря, который первые 100 лет оставался полностью деревянным, разрасталась слобода, и впоследствии все постройки понемногу были перестроены в каменные. Трифонов монастырь в Кирове - самый старый на всей Вятской земле, и он имеет огромное духовное значение для православных верующих. Именно отсюда отправляется Великорецкий крестный ход.

Трифонов монастырь в Кирове - самый старый на всей Вятской земле, и он имеет огромное духовное значение для православных верующих.

В последующие века монастырь царскими указами получил немало земель с крестьянскими сёлами и стал в конце концов весьма обеспеченным и процветающим. Но в 1918 г. монастырь закрыли, а монахов расстреляли. Успенский собор, однако, продолжал действовать после этого ещё 10 лет. В 1988 г. вопрос о передаче монастыря Краеведческому музею либо епархии был решён благодаря массовому сбору подписей, и в 1991 г. монастырь был открыт, а Успенский собор был вновь освящён.

Виды Трифонова монастыря в Кирове

Успенский собор Трифонова монастыря представляет собой почти эталонную церковную постройку 17 века. Это крупный храм с шестью куполами, немного напоминающий Успенский собор в Московском Кремле. Здание строго симметрично и достаточно сдержанно в экстерьере, как и диктовали каноны русского православного зодчества. Высокие и мощные барабаны венчают чёрные купола-луковки, под кровлей можно увидеть ленту закомар, образующую полукруглые своды. При строительстве собора, как и полагалось в то время, учитывалось то, какой вид он будет иметь издали, в перспективе. Поэтому он прекрасно выглядел и с Кикиморской горы, и со старой рыночной площади, и с левого берега оврага. К сожалению, сегодня эти перспективы нарушены.

Обязательно стоит побывать и в Никольской надвратной церкви. Внутри можно увидеть прекрасный иконостас и очень красивые росписи стен и сводов.

Всего в состав монастырского комплекса входят немногим меньше 20 построек. Самые значимые из них - это четыре церкви: Успенская, Благовещенская, Трёхсвятительская и Никольская надвратная. Самой ранней из них в их нынешнем виде стал собор Успения Богородицы, выстроенный в конце 17 века. Почти сразу за ним появилась церковь над воротами, а две другие были перестроены в камне в первой половине 18 века.

Другие примечательные монастырские постройки - это колокольня, первоначально выстроенная в 18 веке, затем разрушенная и вновь восстановленная только в 1990-х гг.; четыре угловые башни 18 века (две из них также восстановлены в конце 20 века) и часовня преподобного Трифона.

Центром Трифонова монастыря и красивейшим зданием является Успенский кафедральный собор. Киров по праву гордится своим достоянием, и власти города оберегают его и поддерживают.

Так, администрация города подала в суд на застройщика, который без согласования начал строительство дома по улице Водопроводной вблизи монастыря. Мэр города Кирова Илья Шульгин заявил, что застройка незаконна, так как находится в зоне объектов культурного наследия и нарушает исторический архитектурный облик района.

История Трифонова монастыря

В XVI веке по указу Ивана Грозного за рекой Сорой у стен началось строительство мужского монастыря. Руководил работами инок Пыскорского монастыря Трифон, который стал первым настоятелем обители.

Первые постройки возводились на средства горожан. В 1589 году была возведена Успенская церковь. Построена она из дерева, с шестью шатрами и похожая на собор Василия Блаженного.

Трифон был человеком незаурядным: был образован и обладал огромной энергией. Он сумел заразить энтузиазмом простых хлыновцев и расположил к себе знатных и влиятельных бояр.

Он часто бывал в Москве, где встречался с богатыми вельможами, склоняя их к благотворительности и выпрашивая у них царских милостей. Благодаря неустанным заботам и энергичной деятельности отца Трифона монастырь быстро строился. Трифон занимался не только хозяйственной, но и просветительской деятельностью. Он собрал коллекцию из 150 книг, положив начало богатой библиотеки монастыря.

В дальнейшем, уже после смерти отца Трифона, монастырь стал центром духовной жизни и просвещения. В 1744 году здесь была открыта школа для детей и духовная семинария.

Престижу монастыря также способствовали большие земельные владения и богатые пожертвования знатных вельмож. Преподобный Трифон мирно ушел из жизни в своей келье в 1612 году.

Монастырский архитектурный комплекс

Трифонов монастырь приобрел современный облик в XIX веке. Архитектура его включает в себя (помимо Успенского собора) Никольский надвратный храм (1690), каменную колокольню (1714), церковь Чудотворцев Афанасия и Кирилла (1717).

В 1728 году построен Благовещенский храм, а в 1742 году - братский корпус. Новые храмы и соборы возводились (по давним традициям) на месте старых церквей. Поэтому новые застройки не нарушили первоначальный облик монастыря.

После революции, в 1929 году, религиозную общину лишили права пользования зданиями монастыря. Успенский собор превратили в книгохранилище, другие здания стали использовать как жилые помещения.

В 1980 году начались реставрационные и восстановительные работы. Реконструирован облик церкви Трех Святителей и других архитектурных памятников, среди которых и главное строение монастыря - построенный в 1689 году каменный Успенский собор.

Киров, как субъект федерации, располагает сегодня комплексом зданий, который получил статус Федерального памятника культуры, и привлекает своей красотой туристов со всего мира.

Успенский собор Трифонова мужского монастыря

Свято-Успенский собор в Кирове имеет богатую историю. В 1589 году это была деревянная Идея архитектуры этого здания была связана с обликом Храма Василия Блаженного в Москве.

Но когда в 1689 году на ее месте был воздвигнут новый каменный собор, то его облик своими разделенными фасадами уже стал напоминать Успенский собор в Москве.

Успенский собор в Кирове является древнейшим каменным зданием всего Вятского края и первой каменной постройкой монастырского комплекса. Его архитектурные особенности и внешний вид привлекают внимание туристов со всего света.

Это красивейший памятник русского зодчества. Он выполнен в традициях XVII столетия. Карнизы и наличники созданы в характерной для того времени манере: богатый орнамент и профилированность карнизов, наличники на окнах в виде кокошников.

Собор был изначально предназначен как главное строение. Его внешний вид подчеркивает его значимость: четырехстопный, пятиглавый. Внутри стены собора украшены росписью в стиле Палех, которые появились в конце XIX века стараниями иконописцев, приглашенных из Палеха.

На стенах сохранилась и часть первой росписи XVIII века, главной реликвией собора является резной пятиярусный иконостас.

Как добраться до монастыря

Можно доехать поездом из Москвы с Ярославского вокзала. На машине - по Ярославскому шоссе, в Ярославле свернуть на Кострому, в Костроме искать указатель на Шарью. От Шарьи до Кирова около 300 километров. Всего от Москвы до Кирова 1000 км.

Адрес: улица Горбачева, 4.

Православный приход Свято-Успенского монастыря

Сейчас монастырь и Успенский собор в Кирове вновь принадлежат Русской православной церкви. Собор был передан местной епархии в 1989 году.

В Успенском соборе есть религиозная община, там проходят богослужения, отмечаются религиозные праздники.

Православный приход в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова живет активной жизнью: организуются крестные ходы, паломничество, миссионерская и благотворительная деятельность.

Мужской Вятский Трифонов монастырь в честь Успения Божией Матери Вятской епархии

Становление и первый расцвет

Обитель стала одной из первых в Вятском крае. Ее основал выходец из архангельских крестьян преподобный Трифон Вятский . По его предложению жители 5 вятских городов написали царю Иоанну Васильевичу челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне года царь дал преподобному грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Также царь пожаловал вятский монастырь "безданно и безоброчно " селами и деревнями с людьми, пашнями, лугами и озерами. Его сын благоверный царь Феодор Иоаннович в знак особого благоволения отправил в дар вятской обители двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Даровал он монастырю и богатые земельные владения, в частности, Вобловицкую волость и незаселенные земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли монастырь заселял крестьянами из Вобловицкой волости, способствуя освоению обширного малозаселенного края.

Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма. Первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был сплавлен по реке Вятке из города Слободского . Через некоторое время был построен второй, более вместительный, Успенский собор. Затем последовали Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский храмы. К началу XVII века были также построены 14 келий для монахов, колокольня , хозяйственные постройки - погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. Монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.

Преподобный Трифон ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. Такая строгость была не по нраву старшей братии и святого изгнали из обители - лишь в году, в конце жизни, он смог возвратиться и упокоиться в основанном им монастыре.

С года настоятели обители носили сан архимандритов . В XVII веке значение первого монастыря Вятской земли росло. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. На вотчинных землях строились храмы и часовни, монахи Трифоновой обители основывали новые обители в округе. Обитель стала также культурным и книжным центром Вятской земли - здесь послушники и монахи обучались грамоте, переписывали и составляли новые труды, уже в начале века сложилась богатая библиотека с более чем 140 книгами.

Значительные средства позволяли обители быстро восстанавливать постройки после пожаров и начать дорогостоящее каменное строительство. В - годах на месте деревянного был воздвигнут каменный Успенский собор. Главные работы по возведению каменного ансамбля пришлись на начало XVIII века - в камне были построены в - годах Святые ворота с надвратной Никольской церковью; в - годах Трехсвятительская церковь; в году колокольня; в - годах Братский корпус; в году Настоятельский корпус; в году Благовещенская церковь; в тот же период были возведены ограды с башнями.

Синодальный период

Обширная программа монастырского каменного строительства пришлась на переломный период реформ царя Петра I . Был резко ограничен доступ в монашество, обитель была обложена государственными повинностями (в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов), монастырь стал местом отбывания епитимии для мирян и духовного сословия. Доходы вотчин шли в государственную казну, монастырь пустел и беднел. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний. На исправление ветхостей часто не оставалось средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительство. При секуляризационной реформе в году монастырю была положена ежегодная выплата в 770 рублей за конфискованные государством земли, обитель была определена штатной второклассной . Вдобавок монастырь сильно пострадал от частых пожаров.

Состояние обители во второй половине XVIII века ухудшилось настолько, что пришлось при входных вратах и в церквях во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата. Чтобы поправить материальное положение, монастырские власти утвердили крестные ходы с чудотворными иконами Успения Божьей Матери и Николая Можайского . Это, вместе с купеческими вкладами, позволило не только содержать в порядке монастырские здания, но и оказывать помощь другим. С по год в монастыре размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию . Затем, после переезда семинарии на Архиерейскую дачу, в стенах монастыря оставалось ее общежитие.

С воцарением императора Павла I монастырю были возвращены его лучшие земли, дарованы новые льготы. В середине XIX века архимандрит Амвросий (Красовский) ввел практику сдачи в аренду монастырских земель - это позволило ему улучшить материальное положение обители и построить в году пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Около того же времени при монастыре была организована школа для городских детей. Указом 23 января года настоятелями монастыря были определены викарные епископы Сарапульские , а с года - викарии Глазовские . В 1880-х годах в обители жил преподобный Стефан Филейский , что способствовало оживлению духовной жизни.

К началу века монастырь был благоустроен но немногочислен и небогат земельными угодьями, основные доходы получал от сдачи квартирантам домов в городе. В - годах были отремонтирован Успенский собор, в начале века - также Никольский надвратный, Трехсвятительский и Благовещенский храмы. К году монастыре было повсеместно проведен водопровод, перекрыты крыши, построены два новых дома под квартиры, для богомольцев устроена под братским корпусом "странноприимница".

21 сентября года по распоряжению советской власти монастырь был ликвидирован, причем иноки были высланы в Пермскую губернию еще в конце августа-начале сентября того года. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре года была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. На год в обители еще держалась православная община под руководством исповедника владыки Виктора (Островидова) . Но в году обновленцы при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, а другие монастырские храмы были переданы различным организациям.

В году Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как "лом драгметаллов" была сдана государству серебряная рака святого Трифона. В церквях, за исключением Успенского собора, были уничтожены иконостасы . Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В году была разобрана колокольня и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В году были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена.

В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.

Начиная с 1940-х годов верующие начали обращаться к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. На все прошения верующих власти отвечали что "собор занят и о его передаче не может быть и речи ."

Монастырские постройки быстро разрушались. Восстановительные работы начались только в 1950-е годы, но до 1980-х годов эта работа велась фрагментарно. Так, здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, архивные дела и стены покрывались слоем влаги и плесени, а зимой - изморозью и льдом. В 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трехсвятительская церковь, восстановлена Юго-восточная башня, воссозданы южный участок ограды с воротами, Северо-западная башня, поварня.

Возрождение

В году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня , срублена надкладезная часовня . К визиту патриарха Алексия в году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас , купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.

Статистика

Храмы, архитектура

Успенский собор

Из первоначальных четырех храмов обители собор в честь Успения Божией Матери отличался особой красотой. Современник, глядя на него, писал, что церковь та "велия и пречудна ," и по своей архитектуре подобных храмов "нигде не обретается ." Храм имел 6 шатров . Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве , где неоднократно бывал преподобный.

В году собор был заново построен в камне. В году туда были торжественно перенесены мощи преподобного Трифона , над могилой установлена рака. Здесь же хранились рукописное Евангелие , посох и вериги преподобного.

В - годах под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина были проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту.

Храм был изъят у верующих в году, возвращен в году. Храм стал кафедральным для Вятской епархии , был вновь отреставрирован. На начало XXI века Успенский собор был древнейшим из сохранившихся вятских каменных храмов.

Храмы

  • Благовещенский
  • Никольский надвратный
  • Трехсвятительский

Прочие постройки

  • Часовня над источником преподобного Трифона
  • Колокольня
  • Братский корпус
  • Настоятельские палаты

Настоятели

  • Прп. Трифон (Подвизаев) (1580 - упом. 1601)
  • Иона (Мамин) (упом. 1608 - 1617/18)
  • Иона (Калязин?) (1617/18 - упом. 1627)
  • Александр (упом. 1628)
  • Герасим (Путников/Куница) (упом. апрель–июнь 1632)
  • Иосиф (упом. октябрь 1634)
  • Герасим (Путников/Куница), 2-й раз (1635 - упом. апрель 1636)
  • Александр (упом. апрель 1643 - упом. март 1646)
  • Иоаким (упом. 1648/49 – упом. октябрь 1650)
  • Александр (упом. 1653/54)
  • Моисей (упом. июнь 1654 – упом. 1657/58)
  • Парфений (1657 – 1658) (?)
  • Сергий (упом. март 1659 – упом. апрель 1670)
  • Иов (упом. март 1673 – упом. 1675/76)
  • Иоиль (упом. июль 1676 – июль 1679)
  • Александр (упом. март 1680 – 1715)
  • Парфений (Катаев) (1715 - 1731)
  • Пафнутий (1731 – 1733)
  • Александр (Корчемкин) (1733 - 1734)
  • Лаврентий (упом. 1734 – 1739?) (наместник?)
  • Даниил (упом. 1741 - 1744)