Туризм Визы Испания

Оптина пустынь шамордино где находится. Оптина Пустынь и Шамордино. Русские Места Света. Ч.1. Правила поведения в обители

Паломнический тур из Саратова

ОПТИНА ПУСТЫНЬ - ШАМОРДИНО - КЛЫКОВО

Калужская земля, освященная подвигами и трудами святых угодников Божиих, широко известна манастырями-пустынями и просиявшими в ней святыми. Оптина пустынь - самая яркая свеча, зажжённая русскими людьми пред Богом в ХIХ–ХХ вв. Оптина Пустынь всегда была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек К старцам в Оптину стремились тысячи людей - начиная беднейшими крестьянами и заканчивая особами императорской фамилии. И сегодня в возродившийся монастырь ежедневно приезжают множество верующих, чтобы соприкоснуться со святынями, укрепить и обрести веру.

Программа

1 день

17.00 - 18.00 - Отправление из Энгельса / Саратова

2 день

09.00 - Прибытие в Шамордино . Посещение Казанской Свято - Амвросиевской женской пустыни.
Монастырь был основан в 1884 г. великим Оптинским старцем - преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери - схимонахини Софии (Болотовой). В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня.

Знакомство с монастырем, купание в св.источнике.

12.00 - Отправление из Шамордино.

12.30 - Прибытие в Козельскую Свято-Введенскую Оптину Пустынь .
Монастырь был основан в XV в. По одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта. Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских. Неподалеку от монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского, и на берегу р. Жиздры источник с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г.

Расселение в паломнической гостинице.

Обед в монастырской трапезной. Обзорная экскурсия по монастырю (проводится строго монастырскими экскурсоводами). Мощи преп. Амвросия Оптинского, старцев Оптинских. Купание в св. источнике прп. Пафнутия Боровского (воду из него не пьют, она сероводородная)

15.00 - Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских во Владимирском храме.

17.00 - Вечернее богослужение в Казанском храме.

Ночлег в гостинице для паломников.

3 день

06.30 - Для желающих посещение ранней Божественной Литургии. Паломники имеют возможность посетить всю службу, принять участие в таинствах исповеди и причастия.

08.00 - Соборный молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия. После молебна мощи прп.Амвросия Оптинского открывают для поклонения.

10.00 - Отправление в Клыково .

11.00 - Прибытие в мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь .
История основания монастыря берет свое начало в 1924 г, когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии поселилась в с. Клыкове. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В 1937 г. храм был закрыт. Храм был возвращен Церкви в 1991 г, а в 1996 чудесным Божиим промыслом сюда переехала старица Сепфора , которая предсказывала, что будет в Клыкове славный монастырь, что и исполняется в наши дни.

Знакомство с монастырём, поклонение святыням монастыря. В обители хранятся более 100 частиц мощей святых угодников Божиих. Особо почитаются икона святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, и Тихвинская икона Божией Матери . За Никольским приделом храма Спаса Нерукотворного похоронена схимонахиня Сепфора. Посещение могилки и кельи схм. Сепфоры с чтимой иконой Божией Матери «Како помогати женам раждати чады» и мироточивой фотографией старицы.

То есть описание фрагментов путешествия по Калужской области, проиллюстрированных фотографиями, сделанными с помощью мыльницы.

Покинув село Ульяново и переместившись километров на 45 севернее, оказался в Козельске. Осмотр самого города в планы не входил, поскольку оставшееся время было предназначено двум разнополым монастырям - мужскому в Оптиной Пустыни и женскому в Шамордино. Так сложилась русская история, что церкви и монастыри стали у нас, пожалуй, самыми распространёнными памятниками архитектуры и строительства, связывающие времена воедино. Это не Европа, где замки или их развалины в количественном отношении конкурируют с культовыми сооружениями - наши светские постройки не столь многочисленны и, хотя и в малых городах можно найти свидетельства старины, церкви всё же доминируют в общей картине. И выскажу совсем уж спорное утверждение - на генетическом уровне в русского человека заложена геометрия церкви (здания, конечно, имею в виду, не организацию), она для него близка и притягательна.

Но это всё слова, а жизнь требовала удовлетворения насущного - надо было найти пристанище для ночлега. Небогатый выбор пал на гостиницу Паломник, пристроившуюся километрах в пяти от Козельска и чуть более двух от Оптиной Пустыни:

Она и стала началом дороги в монастырь (конечно, с целью осмотра). Но на повороте привлек внимание грузовик, взгромоздившийся на пьедестал. Оказалось, что это каким-то образом символизирует Козельский механический завод и, заодно, метит дорогу к нему и одноимённому микрорайону:

Оптина пустынь достаточно известна, поэтому не буду много комментировать:

Ну вот и всё про Оптину пустынь, теперь двинем основные силы в Шамордино, до которого по новой дороге минут 15-20 езды. Дело было следующим утром, около половины восьмого и погода не очень располагала к фотосессии и даже к прогулкам - трава была сырая от росы, но пока одна половина группы находилась на утренней службе, вторая, в моём лице, спустилась к реке. Надо сказать, что в отличие от самого монастыря и близлежащих полей, низовье около реки зарастает травой и кустарником, да и сама река затягивается водорослями и мелеет.

Освещённость была неважная, но вот так выглядит Казанский храм снизу:

Тут же, под горой, находится и святой источник. Точнее, их тут два, но ко второму я не полез. Это домик, построенный над источником:

Странная надпись на двери купальни, выстроенной чуть ниже источника:

Спуститься к источнику можно по ступенькам, значительно облегчающим спуск, не говоря уже о подъёме - ведь люди прибывают сюда разного возраста и здоровья и если детям такие испытания переносятся как развлечение, то пожилые кряхтят и скрипят.

Для особо утомившихся или просто решивших подышать природой и, заодно, окинуть окрестности умиротворённым взглядом выстроена смотровая площадка. Жаль, что по обе стороны растущий лес всё больше сужает открывающийся вид, но и так всё достаточно живописно:

Шамординский монастырь был одним из самых молодых монастырёй Российской империи. Основан в 1884 году оптинским старцем Амвросием на средства его духовной дочери Амвросии (Ключаревой). Изначально эти средства были предназначены её внучкам - двум близняшкам Любе и Вере и только в случае их смерти могли быть переданы церкви на создание в Шамордино женской общины. Так получилось, что во время нахождения в Оптиной пустыне сёстры заболели дифтеритом и умерли практически одновременно в возрасте 12 лет. Их могилы и сейчас находятся в Оптиной пустыне рядом с могилой бабушки (фотография была выше).

А это дом купца С.В. Перлова, известного чаеторговца начала 20-го века и основного спонсора строительства монастыря, говоря современным языком. Его чайный домик на Мясницкой (до недавнего времени Кировской) улице хорошо знаком москвичам:

Перлов был похоронен в Шамординском монастыре, но усыпальница была разрушена во время советской власти и, по слухам, участь его останков была печальной.

А это монастырское кладбище, на котором похоронена и сестра Л.Н. Толстого Мария Николаевна, после трагических житейских передряг принявшая постриг и долгое время проживавшая здесь. Однажды она преподнесла любимому брату, весьма скептически относившемуся к церкви и её институтам, подушку, на которой сёстры (то есть монашки) вышили надпись «Дорогому графу Льву Николаевичу от шамординских дур». Кстати Л.Н. Толстой не раз бывал в Шамордино. По преданию, именно здесь при виде огромного, крепкого куста татарника ему пришёл в голову замысел «Хаджи Мурата». И в своё последнее путешествие писатель направился сюда. Дыхание погони, высланной за ним из Ясной Поляны вынудило его спешно покинуть монастырь и выехать в Астапово, где всё и завершилось самым печальным образом.

Сейчас большинство могил заняли жители самого посёлка Шамордино, созданного вместо монастыря в 20-е годы прошлого века, а также окрестных деревень. И до сих пор хоронят здесь не только монашек. Очень удивила меня обнаруженная здесь могила Шипунова Фотия Яковлевича - даже не могу сказать, что связывало его с этими местами.

Это Казанский храм, работы по постройке которого начались в 1887 году ещё при жизни первой настоятельницы монастыря Софии, чья могила находится перед восточной стороной храма:

Всё заканчивается, закончилось и это путешествие, пора покидать монастырские стены:

И напоследок ещё несколько кадров.

07:30 Сбор группы и встреча с гидом м. Спортивная (подробная схема высылается в путевке).

07:45 Отправление автобуса от м. Спортивная. Путевая информация.

Оптина пустынь: обзорная экскурсия по монастырю с посещением Введенского собора, храма в честь Казанской иконы Божией Матери, некрополя, Амвросиевского колодца; внешний осмотр колокольни, Иоанно-Предтеченского скита. Посещение святого источника и купели (по желанию).

Шамордино : Казанская Свято-Амвросиевская пустынь с посещением Казанского собора, святой источник, купель.

22:30 Прибытие в Москву. Высадка туристов у ближайшей станции метро по пути следования.

Немало на Руси намоленных уголков, освященных Божьей благодатью. К их числу можно смело отнести мужской монастырь Введенская Оптина Пустынь, отгороженный от суетного мира речушкой Жиздрой в сосновом бору под Козельском. История его происхождения имеет романтичный оттенок - летописи утверждают, что ее основателем стал раскаявшийся разбойник Оптин. Постригшись в монахи, он обрел имя Макарий.

Первые упоминания о монастыре появились в самом начале XVII века, а вот своего расцвета он достиг в 1821 году, когда на его территории возник скит Иоанна Предтечи. Последний знаменит тем, что стал обителью первых оптинских старцев Моисея и Антония, возродивших забытые традиции духовного старческого окормления. Немудрено, что с тех самых пор сюда устремлялись все верующие православные, независимо от статуса. И бедные крестьяне, и особы королевской крови одинаково преклоняли колени перед проживающим здесь старцем Амвросием, имя которого было известно в самых отдаленных уголках России.

К Амвросию неоднократно приезжал жаждущий умиротворения Л.Н.Толстой, но видно так и не смог его обрести, о чем с печалью вспоминал мудрый иеромонах. Духовная слава Оптиной Пустыни привлекала сюда колоссов русской литературы и искусства, сюда в свое время наведывались Ф.М.Достоевский и Н.В.Гоголь, А.К.Толстой и В. С.Соловьев, братья Аксаковы и Киреевские, и многие другие известные личности.

В программу экскурсии обязательно входит посещение Святого источника Преподобного Пафнутия Боровского с оборудованной купальней.

Неподалеку в поселке Шамордино располагается не менее известная Казанская Свято-Амвросиевская Пустынь, основанная в 1884 году иеромонахом Амвросием как женская община, действующая до сих пор. При ней были организованы приюты для сирот, калек, убогих, странноприимный дом, женская богадельня, лечебница.

Покажу два известнейших монастыря, расположенных в окрестностях города: Введенскую Оптину пустынь и Казанскую Амвросиевскую пустынь в деревне Шамордино. Первый известен на всю страну и притягивает тысячи паломников. Слава второго чуть меньше, но в списке достопримечательностей Калужской области он неизменно входит в первую десятку. Два монастыря при этом абсолютно друг на друга не похожи. Я бы сказал, атмосфера в них диаметрально противоположная. О сияющей и величавой Оптиной пустыни и тихом и уютном Шамордино я и предлагаю сегодня поговорить.

1. Сразу оговорюсь, что рассказ совершается от лица человека, крайне далёкого от религии. Я люблю изучать храмы и монастыри, равно как и мечети с синагогами, как часть культуры и истории тех или иных мест. В вопросах же богословия и веры не разбираюсь, поэтому постараюсь их касаться по минимуму, просто описывая увиденное. Вполне возможно, что допущу какие-то неточности, но это без злого умысла.
От парковки к Святым Вратам дорога проходит между двумя линиями однотипных гостевых домов для паломников:

2. Если вдруг кто ещё не знает: по легенде обитель здесь в конце XIV-го века основал раскаявшийся разбойник, известный под именем Опта. В дальнейшем она стала пристанищем для старцев, пару раз ещё до советских лет закрывалась и вновь возрождалась. Расцвет монастыря и постройка большей части его сохранившихся до сегодняшнего дня зданий пришлись на начало XIX-го века. При СССР в стенах Оптиной пустыни побывали дом отдыха и два концлагеря. Про постсоветский период в жизни монастыря можно смело сказать, что это период второго его расцвета.

3. За территорией монастыря, ближе к парковке, - бойкая торговля с лотков, даже в морозный февральский денёк. Продают и сувениры, и церковные принадлежности. Но главным открытием для меня стала "Бобровая струя", о продаже которой большими буквами извещал чуть ли не каждый ларёк. Это секреторное вещество, добываемое из желёз бобров. Получить его можно, только убив животное. Используется больше в парфюмерии, но существует и ограниченное применение в медицине, а также изготовление настоек на его основе. Само собой, в "народной" медицине бобровая струя представлена куда шире. Несмотря на приписываемую ей в интернете популярность в России, упоминания о ней, а уж тем более продажу, я видел здесь в первый и в последний раз в жизни.
Ещё не зайдя внутрь видим первую церковь. Храм Всех Святых находится за пределами монастырской ограды. Построен в 2003-м на месте разрушенной кладбищенской церкви XIX-го века:

4. В Оптиной пустыни чувствуешь себя слегка скованно. Монастырь мало похож на тихое удалённое от людей место умиротворения молящихся старцев. Вероятных причин тому множество. Угрюмые охранники на входе в чоповской форме, которых в монастыре ожидаешь увидеть меньше всего. Дорогие машины, в том числе на территории. Деловитые служители, на ходу разговаривающие по мобильникам. Толпы торопливых людей и очереди, словно в каком-нибудь ФМС. Монастырская трапезная с ассортиментом хорошего кафе и мини-маркета. Общая вылощенность и какой-то пафос вокруг, примерно как в Иверском монастыре . Ощущения от нахождения в Оптиной пустыни были скорее нервозными. Никакого умиротворения в душе и близко не появилось.

5. Тропа паломников в Оптину пустынь, кроме шуток, не зарастает. Людей очень много, притом абсолютно разных. Семьи с детьми, серьёзные богатые дядьки, старухи с клюками, словно сошедшие со страниц Достоевского. Видели, как в монастырь под руку ведут совсем немощных стариков. Как я уже говорил, на территории люди суетятся, что-то организовывают, занимают очереди. Видимо, к каким-то святыням. Столкновение всех этих абсолютно разных людей в монастыре подчас происходит не совсем гладко. Навстречу маме с девочкой лет девяти, уже за пределами монастырских стен, прошла скрюченная старуха, с головы до ног завёрнутая в какие-то чёрные платки. На девочке была модная нынче шапка с кошачьими ушами. "Всю страну в рога одели!" - прошипела старуха. Блин, сколько же кругом людей с абсолютно иным мышлением...

6. Введенский собор, главный в монастыре. Построен в 1771-м:


7. Часть территории монастыря закрыта для мирских. Хотя кого-то, показалось, пропускают. За воротами видна трапезная 1858-го года:

8. Рядом - храм Марии Египетской, построенный в 1824-м как трапезная:

9. В Козельском районе есть ещё как минимум один заметный монастырь - Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково, но туда я не доехал. Он самый молодой из всех трёх: основан в 2001-м, на месте, куда в 20-е годы переселились монахи закрытой Оптиной пустыни.
Церковь Иллариона Великого в здании монастырской больницы 1874-го года. Сейчас в ней обустроена гостиница для паломниц:

10. Один из келейных корпусов:


11. Владимирский храм-усыпальница, в котором хранятся мощи оптинских старцев. Построен в 1998-м на месте разрушенного предшественника:

12. Казанский храм (1805-1811) - самый большой в Оптиной пустыни:

13. Преображенский храм (2007). Ранее на его месте церквей не было:

14. Воскресенская часовня, построенная в 2008-м на месте захоронения монахов, убитых на пасху в 1993-м году, предположительно сатанистами:

15. За рощей, примерно в пятистах метрах от монастырской стены, расположен скит Иоанна Предтечи. Он был основан в 1821-м году. Здесь проживали отшельники - те самые Оптинские старцы. Во многом именно скит, а не сам монастырь, принёс Оптиной пустыни всероссийскую известность. Для мирских скит открывается только дважды в году - по престольным праздникам. Хоть до монастыря здесь совсем близко, никакой суеты и напряжённости тут уже нет. Место спокойное и располагающее к думам. У стен скита уже легко верится, что здесь течёт какая-то совершенно непривычная нам духовная жизнь. А всего-то нужно посторонних прогнать...
В скиту в обычный день можно увидеть только надвратную колокольню:

16. Да церковь Льва Катанского, вплотную примыкающую к ограде:

17. Шамординский монастырь (официально - Казанская Амвросиевская пустынь) гораздо спокойнее и тише Оптиной пустыни. Расположен он всего в 12-и километрах от Козельска, на высоком берегу реки Серены. Я побывал тут дважды - в феврале в будний день и в апреле в выходной. Конечно, весенней субботой здесь было более людно, но всё равно очень умиротворённо.

18. Шамординский женский монастырь был основан в конце XIX-го века, при поддержке монахов всё той же Оптиной пустыни. Изначально это была просто монашеская община. Статус монастыря она получила в 1901-м году. Примерно в те же годы было создано большинство построек обители. Они выполнены из красного кирпича примерно в одном стиле, благодаря чему ансамбль выглядит стильным, единым и немного непривычным.
Церковь Амвросия Оптинского - первый в России храм во имя старца:

19. В феврале здесь вообще не было ни души. Неспешно бродя вдоль вековых стен, я слышал только шелест деревьев и вороний гвалт. Мысли лезут в голову совершенно другие, нежели в Оптиной пустыни. Здесь и неверующий человек невольно задумается о вечном. Громада главного монастырского собора Казанской иконы Божией Матери не давит, а скорее наоборот создаёт определённый уют.

20. Теперь весенние фотографии. Трапезная и водонапорная башня:

21. Создано всё это было не без помощи богатых и влиятельных покровителей своего времени. Земля была пожертвована монастырю местными помещиками, а деньги на постройку всего этого кирпичного великолепия выделил московский купец С.В. Перлов. На территории монастыря был построен также его персональный дом, где он останавливался с семьёй во время визитов в обитель. Похоронен он здесь же. Его бывший дом - настоящий сказочный терем, украшающий территорию не меньше соборов:

22. Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и здание богадельни. Что любопытно, после 91-го года зданию вернули его былое назначение, и сегодня в нём действующая богадельня:

23. Больничный корпус и церковные мастерские:

24. Внизу, близ русла реки, расположено несколько святых источников. Лестница к ним ведёт достаточно крутая и длинная. Весной я два раза подряд спустился и поднялся по ней, но ничего не сфотографировал, кроме этого пейзажа типично калужской природы:

Какими бы разными ни были эти монастыри, внимания они оба заслуживают в равной степени. Козельский район, как видно, притягивает множество паломников и просто верующих. Не удивлюсь, если в числе всех гостей района они составляют большинство. В следующем рассказе, не выезжая за пределы Козельского района, от вопросов веры и религии уйдём в совершенно иную область - горную промышленность и приборостроение. С известнейшими монастырями соседствует малоизвестный позднесоветский город Сосенский, при всей своей короткой истории и скромности умудрившийся впитать в себя атмосферу двух разных ипостасей - наукограда и шахтёрского городка.

Из рассказа «Оптина Пустынь и Шамордино. Русские Места Света (Подсолнечные места)»

…Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки - всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича. До этого - я не представляла и не знала, что из обычного кирпича можно творить такие узоры.
…Архитектор Казанского собора - Сергей Шервуд, сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен.

…Мы стоим на крутояре. Вниз из-под ног уходит крутейший склон, густо-прегусто поросший цветущей лесной клубникой и разновеликой травой. Внизу - равнина. Панорама - до горизонта. Причем видимость - километров на 20 вперед. Перед глазами - бескрайний волнистый зеленый травянистый бархат. Завитки узкой речки Сирёны. Это невероятный природный ландшафт.

Шамордино находится перед Козельском и Оптиной пустынью (если вы едете от Калуги). За ~14км до Козельска (~20км до Оптиной Пустыни) будет правый поворот и указатель. Не проскочите мимо!

Когда вот так поворачиваешь посреди какой-то придорожной деревни, несешься по узкой асфальтовой дороге, навстречу тебе женщины в байковых халатах, платках и сапогах, коровы, и гуси провожают удивленным взглядом вашу машину, то меньше всего в этот момент ты готов к встрече с прекрасной природой. Когда слева показалось ЭТО, назовем эту картинку «природный пейзаж», а впереди уже мелькнули маковки монастыря, то не знаешь куда смотреть и, скорее всего, ваше приоритетное внимание будет захвачено целью вашей поездки - монастырем. Зато на обратном пути… уже завидую, представляя, что вы увидите… вашим глазам откроется невероятная красота!
Начну с красоты. Красота - это край обрыва по дороге к монастырю (слева).
Уже возвращаясь из Шамордино, мы решили перекусить, и поэтому увидели на самом краю склона чуть заметный в траве подъезд и остановились. А так, наверное, снова промчались бы мимо, решив, что взгляда из окна машины будет вполне достаточно. А здесь нужно! Обязательно! Остановиться.

Обрыв - это условное обозначение того, что перед нами. Впереди, если выражаться строительными терминами - будет грандиозный природный котлован. То есть вы - стоите наверху, а под вами глубоко вниз будет расстилаться… не подберу никак обозначение. Котлован, конечно, дурацкий термин, я его употребила, чтобы обозначить глубину. Мне нравится слово - крутояр. Оно точно более подходит.
Значит снова, попытка номер два - вы стоите на крутояре. Вниз из-под ног уходит крутейший склон, густо-прегусто поросший цветущей лесной клубникой и разновеликой травой. Внизу - равнина. Панорама - до горизонта. Причем видимость - километров на 20 вперед. Перед глазами - бескрайний волнистый зеленый травянистый бархат. Завитки узкой речки Сирёны. Однородность ярко-зелёной бархатной поверхности земли, нарушают тёмно-зелёные кучерявые шарики деревьев, которые обрамляют только берега речки. За ними до горизонта - снова луговое раздолье с островками леса. Это невероятный природный ландшафт, явно не типичный для русских равнин.

Ух, где-то полощет дождище!

Вот такое разнотравье

Травы на солнце так пахнут!

Если решитесь спуститься по крутому откосу вниз, то вас ожидает роскошный подарок

Полевая клубника! Какая же она ароматная!

Мы припарковались у стены монастыря. Входим. И первое что я вижу - невероятно красивый краснокирпичный собор и табличку с предупреждением, что фотографировать нельзя. Ну вот почему - нельзя??? Может быть лучше чем запрещать - разрешить, но за плату? Потому что - не сфотографировать такой уникальной красоты собор - нереально. Все фотографируют. Кто из-под полы, кто открыто. Наоборот - нельзя никого отпускать из Шамордино без фотографий!

Я рассказываю сейчас про Казанский собор .
Но, наверное, следует рассказать сначала историю этой обители. А она и трудная, и печальная, и радостная.
Ещё, когда маленький хуторок около деревни Шамордино принадлежал небогатому крестьянину, Оптинский старец Амвросий уже внутренним зрением видел здесь монастырь и знал, каким образом он появится….
Этот крестьянин ушёл в Оптину пустынь, а старца Амвросия попросил продать кому-нибудь его имение. При монастыре в то время жила монахиня Амвросия, в миру богатая помещица Александра Ключарева. У неё был сын, жена которого скончалась после родов, и две внучки-близняшки, которых она взяла к себе на воспитание. Девочки - Люба и Вера - были похожи друг на друга как две капли воды и очень набожные. И вот для них то старец и посоветовал матушке купить землю в Шамордино, что она с радостью и сделала. Только вот план нового дома старец Амвросий нарисовал собственноручно и немного непонятно - зал попросить сделать в восточной части, и комнаты по-особому расположить. Матушка слушала, удивлялась, но дом построился, девочки стали там жить. Они очень любили играть, но - не в куклы, а в устраивание у себя разных богослужений. Старец про их игры сказал странную фразу: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, что туда готовятся» . Девчонки болтали между собой, и в разговорах промелькнула мысль, что «после 12 лет им жить стоит и не хочется». И, действительно, в этом возрасте близнецы заболевают дифтеритом….
В своем духовном завещании матушка Амвросия просит, чтобы если вдруг что-то случится с её внучками, в Шамордино устроить женскую обитель ….
Так на месте барского дома устроился храм - и план его соответствовал всем нужным для обустройства церкви требованиям….

Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки - всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича. До этого - я не представляла и не знала, что из обычного кирпича можно творить такие узоры. Почему-то стиль этот некоторые называют «вычурным и витиеватым». ??? Непонятно. Это ведь такая виртуозная работа. Такое впечатление, будто строители использовали не тяжелые кирпичи, а вышивали бисером узоры - на стенах, на кокошниках, на наличниках, на крылечках. Архитектор собора - Сергей Шервуд , сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен.

На фотографирование я попросила разрешение у сестер в Казанском монастыре. Оказывается снимать можно везде, кроме внутреннего пространства храма.

Внутри он тоже огромный и просторный, с высоченным сводчатым потолком, без росписей, вытянутый по прямоугольному, с колоннами и арками по бокам - и чем-то похож на бальную залу. Здесь в Казанском соборе находятся две святыни монастыря: икона Казанской Божией матери и икона Божией Матери Спорительницы Хлебов.

История первая . Однажды к матушке Амвросии подошла женщина и принесла ей икону Казанской Божией Матери (это происходило в Белёвском монастыре). Ей нужны были деньги на еду - и она отдала её в заклад. Сумму - 10 рублей матушка Амвросия ей дала, икону приняла, но впоследствии за ней никто не явился. Икона оказалась чудотворной, масло из лампадки, зажженной перед ней, приносило исцеление. С тех пор матушка Амвросия всегда закупала масла ровно на десять рублей, в память того, что именно за эту сумму Божией Матери было угодно поселиться у неё в келье. Потом этот образ оказалась в Шамордино, и были очевидцы, которые видели исходящие от него яркие лучи света. Говорили, что «никто, имея что-нибудь на совести, не может вынести взора Царицы Небесной с этой иконы». Эта драгоценная икона пропала, вернее, была похищена, когда в 1960-е годы её переместили в соседний деревенский храм. Сейчас в Казанском соборе находится образ Казанской Божией Матери, написанный на Афоне настоятелем скита монахом Арсением (Святогорское братство).
История вторая . В Шамордино раньше находилась ещё одна удивительная, не имеющая аналогов икона. Называлась она «Спорительница хлебов» и на ней Божия Матушка сидит на облаке с раскинутыми руками, а внизу ржаное золотистое поле со скошенными снопами. Старцу Амвросию было тонкое видение во сне, по которому он, объяснив смысл, попросил написать икону. Оригинал сейчас находится в Литве, куда он попал после 1917 года. В Казанском соборе - список с неё.

За внешней стеной алтаря Казанского собора (т.е. на улице), находятся четыре захоронения. Здесь покоятся матушка София, две другие настоятельницы и С.Перлов.
Монахиня София (Софья Астафьева/Болотова, 1845-1888, 33 года) - первая настоятельница Шамординского монастыря. Путь её в эту обитель затейлив и сложен. Она жила в Козельске, вдова, воспитывала дочку Надежду. Красивая, умная, волевая, энергичная. Конечно же, побывала в Оптиной пустыни. Её принял старец Амвросий, которому уже был открыт её путь. Старец даёт ей странный совет - выйти снова замуж за некоего козельского помещика. На самом деле - это было своего рода послушание, испытание характера. Не зря же Амвросий говорил: «Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой... Железной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смирение».
Софья была самой деятельной помощницей старца. К кресту прикреплена её фотография - и по ней можно судить о действительно выдающихся внешних данных этой женщины. Она была - красавица с тонкими чертами лица, и очень печальными и строгими глазами. На её могилке происходят чудеса помощи и исцеления. Здесь даже прикреплена табличка с просьбой сообщать о подобных случаях в обитель, потому что сейчас матушка София относится пока к чину местночтимых святых.

В Шамординской обители 21 год прожила сестра Льва Толстого - Мария Николаевна . После неудачного замужества она ушла в монастырь. С братом её связывала самая нежная дружба. Если только в Оптиной Толстой побывал раз шесть, то здесь в Шамордино - гораздо больше. В Шамордине, в спокойной обстановке (в отличие от истеричной семейной яснополянской) писался «Хаджи-Мурат». Сюда же он сбежал в конце концов из Ясной Поляны от жены к сестре. Приехал «жалкий и старенький» и сказал: «Дома ужасно, - и заплакал». (Из воспоминаний дочери Марии Николаевны - Елизаветы Оболенской).

Территория Шамординского монастыря достаточно большая и красивая. Как всегда - если монастырь женский, то в нём обязательно много цветов. Видели ещё симпатичное объявление: «Раздаются монастырские котята от кошки крысоловки трёхцветной масти» . На территории есть схема, где указаны все постройки - можно при желании погулять, поискать, но мы уже устали. Вообще-то по-хорошему - Оптина Пустынь и Шамордино - это два очень серьёзных места и посещать их желательно бы в разные дни, а не все вместе в один. Хорошо бы попасть на службу.