Туризм Визы Испания

Какие лыжи на мягкий снег. Самые теплые горнолыжные курорты. Какими бывают крепления

Советы и инструкции

Введение

Ниже размещён текст, представляющий собой обобщение любительского опыта. Не более того. Рассматривайте это как приглашение к дискуссии.

Часть 1

Сохнет ли пластик?

Смачиваемость пластика парафином - явление в тончайшем пограничном слое. Наличие загрязнений, окисление может помешать контакту пластика и парафина. Плёнка парафина не будет сплошной, а, значит, не будет прочной. Часто рекомендуют новые лыжи сразу циклевать. Это излишне суровый метод. Новые лыжи могут быть ворсистыми, могут быть затёрты жирными руками, и не будут брать парафин. Однако, магазинная структура скорее хороша, чем плоха, и её желательно сохранить. Есть щадящий метод обновления скользящей поверхности (СП) - использование тонкой стальной щётки. Затем лыжи промыть сервисным парафином и провести базовую подготовку.

Ворс

СП новой лыжи ровная, красивая, видна структура, но… совсем не катит. Возможно, не попали в погоду. Но наиболее вероятная причина - ворс. Дешёвый (и дорогой!) пластик лыж при нанесении структуры может покрываться тонкими вытянутыми частичками пластика. Края бороздок новой структуры неровные, рваные. Увы, невозможно почувствовать характер лыжи, если на СП ворс. Для того чтобы лыжи поехали в свою погоду, ворс надо вычищать.

Варианты действий:

  1. Попеременная обработка лыж мягким и твёрдым парафинами, чистка роторными щётками. Лучшая для чистки ворса щётка - steel very fine racing (очень тонкая стальная, очень дорогая).
  2. Кататься, накладывать парафины и кататься. Лыжи могут поехать нескоро, бывает, через 500 км.
  3. Новые лыжи проциклить. Можно легонько снять ворс бритвенным скребком, а можно снести магазинную структуру напрочь.
  4. Может помочь полировка синтетической салфеткой для мытья посуды без абразивной крошки - аналогом фирменного фибертекса. Срабатывает комбинация методов.

Профиль лыж

Для Atomic пишут, что у них профиль Worldcup Speed, для Fisher - Worldcup Skate и так у каждого производителя свои словечки. Так что это такое? Современные лыжи могут иметь разную ширину в носке и пятке, в колодке. Распределение ширины лыжи по её длине называют профилем. Это пришло из горных лыж. Зауженные в колодке лыжи имеют «приталенный» профиль. Такими лыжами удобнее толкаться на жёсткой, леденистой трассе. Сейчас изменился сам коньковый ход, всех стала волновать курсовая устойчивость при прокате на одной ноге. Появился «стреловидный» профиль. Но часто пишут одно, а если померить лыжу линейкой, увидишь другое. Во всяком случае, профиль не повод предпочитать определённую марку лыж. Ведь работает не профиль сам по себе, а связка торсионная жёсткость - профиль. Если носок лыжи сделан мягким, то нет смысла его нагружать при отталкивании, его надо заузить. В месте, где начинается силовая пластина лыжи, определяющая её устойчивость к скручиванию и жёсткость, разумно расширить лыжу. Получаем «кобру» Rossignol и Worldcup Speed Atomic. Да и Fisher делает также. Далее, в зависимости от внутренней структуры, от относительной жёсткости центральной части лыжи её выгодно заузить или оставить ровной... Т.е., любой профиль топовых лыж хорош. Он соответствует эпюре, эпюра соответствует погоде/лыжне. Madshus производит лыжи с тремя разными эпюрами на разные трассы и соответствующими им профилями.

Как измерить неизмеримое?

Очень интересно выяснить, как разные лыжи взаимодействуют со снегом. Непосредственно подсмотреть процесс не получается, строят модели. Измеряют лыжи в лабораторных условиях. Проблема в том, что трудно всё смоделировать. Например, лыжник катит на одной лыже, прикладывая свой вес близко к пятке ботинка, а толкается где-то вблизи носка ботинка. Т. е., в процессе каждого шага перекатывается с пятки на носок. В лаборатории заменили снег твёрдым основанием, точку приложения веса лыжника зафиксировали. Когда говорят об эпюре лыжи, надо понимать, что это всего лишь модель. И измерять лыжи для мягкого снега на твёрдом основании неправильно. Но проще.


Что такое «тёплые» лыжи и «холодные»?

Эпюра лыжи - это то, как лыжа распределяет вес модели лыжника на модель снега (твёрдое основание). Самая наглядная характеристика лыжи, определяющая скольжение в разных условиях. Есть В-образная эпюра, характерная для морозных лыж, есть С-образная для тёплой погоды. Мысленно положите буковки В и С набок и поймёте, о чём идёт речь. Разница в остроте пиков давления и в длине колодки. В-образная эпюра имеет длинные, размазанные пики давления под передней и задней частями лыжи, равномерно распределяет вес лыжника. Это хорошо для мороза и мягкой лыжни. С-образная имеет острые пики давления, что уменьшает явление «подсоса» в мокрых условиях, удобно на жёсткой лыжне.

Распространены лыжи с комбинированной эпюрой ВС. Передний горб давления острый (C), а задний - гладкий (B). Есть и А - эпюра. Очень длинная колодка, лыжа как рессора, носок и пятка очень жёсткие. Для того чтобы сделать лыжи с разными эпюрами, меняют конструкцию лыжи. Madshus делает лыжи трёх конструкций (три разные эпюры): SC, R, HP. На мягкий, обычный и твёрдый снег соответственно.

Fisher выпускает лыжи 610-й и 115-й конструкций на мягкую и плотную трассы, Atomic просто пишет warm или cold (тёплая или холодная) эпюра. Не путать с пластиком и структурой! Буквы на стикере w или c - тип эпюры, обусловленный конструкцией лыжи (тепло, холод), y или d - тип пластика (тёплый, холодный). У неспортцеховых лыж на тёплую конструкцию накладывают тёплый пластик. В спортцехе встречаются холодные по конструкции, но с тёплым пластиком и наоборот. Т.е. лыжа с любой эпюрой может иметь тёплый или холодный пластик (зависит содержание графита) и огромное разнообразие структур на скользящей поверхности. Не приходится удивляться, что профессионалы таскают за собой баулы с 20-ю парами лыж. Любителям тоже сложно. Ведь никакой смазкой невозможно изменить конструкцию лыжи, а хочется быстро ехать и в мороз и по весне... Разговоры об «универсальности» Fisher и «узкодиапазонности» Madshus - это фокусы маркетинга. Более того, чем лучше производитель осваивает технологию, тем «острее» он «затачивает» свои лыжи под конкретные условия применения. Лыж приходится иметь много. Разных марок. Специализация лыж по типу эпюры - правильный и неизбежный процесс.

Что такое «подсос»?

Когда в тёплую погоду пытаешься кататься на «холодных» лыжах, заметно, как при разгоне лыжа начинает тормозить, прилипает. Хотя на самой малой скорости скольжение может быть даже идеальным. Это тормозит вязкость излишней воды, создаваемой трением. Борются с этим так же, как и в поплавках гидросамолётов (там используют редан) - снижением площади контакта. Для снижения площади контакта СП с водяной плёнкой применяют лыжи со специальной эпюрой, структуры, накатки. Назначение фтористых смазок такое же, но когда воды образуется очень много, смазка не справляется.

Структура

Структура - это объёмный рисунок, вырезанный или выдавленный на СП. В зависимости от свойств снега он призван отводить или удерживать под лыжей образующуюся от трения воду. В тёплых условиях воды образуется излишек, в морозных - недостаток. Структуры бывают линейные и прерывистые, например, типа «прерывистая ёлочка». Существуют несколько вариантов объяснения, почему они работают. (А они работают!) По одному из вариантов, структура - это дренаж, с помощью которого вода вытесняется в менее нагруженное место СП. Чем мокрее снег, тем глубже и длиннее должен быть дренаж для отвода воды из-под горбов давления. По другому варианту объяснения структура - это «дренаж наоборот». Снег под бороздой испытывает меньшее давление, чем под ровной поверхностью, не тает, вода, несущаяся вдоль лыжи, натыкается на снежный островок и отрывается от СП. Т.е., борозды не являются проводниками воды, а наоборот. Думаю, что оба варианта правильно объясняют работу разных типов структур (линейных и прерывистых), на разную погоду.

Чем холоднее и суше погода, тем мельче дренаж. Есть выдавливающие накатки для нанесения морозной структуры с валиками, формирующими почти поперечные вмятины на СП (ёлочку) совсем без продольных борозд. Верно и обратное. На воду часто применяют Super Riller от SWIX, который нарезает широкие линейные борозды на СП. Улучшению скольжения не мешает (помогает?) даже образующееся при этом малое количество ворса.

Обращаю внимание, что структура не отменяет необходимость специальной эпюры. Возможности структуры ограничены.

Много раз слышал, что лыжи cold поехали на тепло, а warm на мороз. Ничего удивительного в этом нет. Это ещё раз доказывает, что эпюра лыжи более значима для скольжения, чем тип пластика и структура. Лыжи warm конструкции у Atomic имеют острые, короткие зоны контакта со снегом, что помогает на жёсткой лыжне. Жёсткая лыжня - давно не было снегопадов, лыжню закатали. А ведь при морозе осадки наименее вероятны. Вот и катит лыжа warm по жёсткому морозному снегу. Лыжи cold более равномерно распределяют давление по снегу, что иногда позволяет не тонуть на разбитой трассе, на свежем снегу. При тепле осадки более вероятны, чем в мороз. Всё верно, при выборе лыж надо смотреть на плотность лыжни прежде, чем на температуру. У Fisher ориентироваться на надписи plus - cold вообще не следует. Надписи сообщают второстепенные параметры! Маркировка конструкции на носке лыжи необходима и именно она имеет наибольшее отношение к скольжению! В магазинных лыжах plus - cold это тип пластика и структуры и ничего не говорит о конструкции. Один Rossignol делит свои лыжи в зависимости от плотности лыжни на S1 и S2 типы на плотную и мягкую трассы. (тип пластика одинаковый!) У всех профессиональных лыж есть распределение по конструкции.

Что такое «катучие» лыжи?

Те, которые дальше всех уезжают с горки? Или те, на которых легче вкатывать в гору? Существует противоречие между скольжением лыж с горы и работой лыж в подъём, когда вес всего тела переносится на одну лыжу. В обоих случаях эпюра лыжи должна соответствовать лыжне/погоде, несмотря на очень разную нагрузку (а также плотность снега и скорость). На спуске вес распределяется на две лыжи, излишняя жёсткость вредна. В подъём каждая лыжа должна держать вес всего тела. Да плюс сила толчка ногой. Здесь возможен только компромисс, полностью удовлетворить оба требования невозможно, хотя попытки есть. Fisher делает лыжи с очень малой начальной жёсткостью. По мере сжатия жёсткость резко возрастает, упираемся в непрогибаемую колодку. Её не продавить ни ½, ни полным весом лыжника. А часто и вообще никаким! Лыжи ведут себя как доски, но их просто подбирать, поскольку они перекрывают большой диапазон весов. Лыжи едут почти под всеми. Но не лучшим образом. Ведь колодка должна касаться снега хотя бы при толчке ногой. Такие лыжи пытаются делать в спортцехе. На основе штрихкода каждой лыжи можно выяснить её жёсткость в килограммах! Это не значит, что они подойдут всем лыжникам с таким весом и на все условия. Есть ещё предпочтения в технике, существует специализация лыж по условиям применения. Любительская пропорция между жёсткостью лыжи и весом лыжника 0,9-1,0. Для профессионалов может быть и 1,1 (Для профи эта жёсткая пара далеко не единственная). В любом случае, коэффициент зависит не столько от уровня подготовки спортсмена, сколько от плотности трассы и её рельефа. Нет смысла выбирать жёсткие лыжи для любительской трассы. (Есть исключение - весенние гонки по крупнозернистому снегу.) А слишком мягкие лыжи не позволят легко вкатывать в подъёмы. Fisher является лучшей маркой для любителя, который может позволить себе лишь одну пару лыж и выбирает её без оборудования, на ощупь. Fisher PLUS 610-й конструкции с NIS является бестселлером последних сезонов. Очень многие предпочитают старый RCS новому RCS Carbonlite. Для Atomic Worldcup в качестве единственной пары рекомендуют cold конструкцию, как наиболее универсальную.

Сколько лыж надо иметь лыжнику - любителю, принимающему участие в соревнованиях?

Если ваши соревнования проходят в одном регионе, то необходимы лыжи со следующими качествами:

  1. «Асфальтовые» лыжи на малоснежье. Как правило, бывшие боевые, заслуженные.
  2. «Среднеморозные», -1° -10°, мягкая трасса. B-эпюра.
  3. «Тёплые» на жёсткий снег. Выбор между сверхжёсткими лыжами с BC-эпюрой и стандартными (вашей весовки) с C-эпюрой. В обоих случаях лыжи лучше приталенные. СП с мелкой структурой. С дополнительной накаткой пригодятся на воду и крупнозернистый снег, без неё - на очень плотную, закатанную лыжню-«бетон», мороз.
  4. «Морозные», холоднее -12°, на подготовленную лыжню средней плотности, без рыхлого снега и «бетона». Такие лыжи надо тщательно подбирать под вес лыжника. Ведь если у «тёплых» лыж изменение нагрузки приводит к изменению положения коротких горбов давления, и может не ухудшать скольжения вовсе, то у «морозных» может искажаться форма горбов, которая, собственно, и делает лыжи морозными. Всегда эпюру с плоскими, равномерными горбами получить сложнее, чем с острыми.

Пункт 2 наиболее востребован для любителей, и желательно его продублировать точно такой же парой для тестирования смазок. Итого: 5 пар, из них 3 боевых. Сэкономить на количестве не получится, а по деньгам - возможно. При покупке ТОП лыж из коллекций прошлых сезонов получаем экономию до 50% без потери полезных свойств. Эпюра старой модели может быть лучше, чем новой. Даже лишние граммы веса не омрачат удовольствия от хорошей работы и отличного скольжения лыж, соответствующих погоде. Можно взять за правило каждый год покупать по паре прошлогодних лыж на ту погоду, в которую вы плохо катили в прошлом сезоне. Бывает, что модель такого-то года является неудачной, фирма сменила технологию, но не до конца её освоила. Так было при переходе Fisher на CAP - конструкцию. Про прошлогодние лыжи уже всё известно: удачная или неудачная модель!

И конечно, успех не измеряется количеством медалей. Только отзывы любителей! Провал любимой фирмы - это хороший повод попробовать другие лыжи. Не надо бояться, что залежавшаяся пара является заведомо неудачной - если в магазине не применяются сложные измерительные устройства, то процент выигрыша в лотерее, где разыгрываются катучие лыжи, со временем не падает. Ведь без проверки на снегу понять характер лыжи сложно. В этом отношении появление системы NIS и фабричной заливки СП парафином играет против любителей. Можно нарваться на профессиональную отбраковку лыж, которые выглядят как абсолютно новые, а их уже оттестировали на лыжне, тем более, что спортивный сезон у кого-то может начаться раньше вашего.

Беговые лыжи делятся на гоночные, любительские и туристические. Как правило, назначение указывается в карточке товара.

  1. Гоночные (с пометкой Racing и Racing PRO). Такие лыжи рассчитаны на спортсменов и любителей, желающих развивать показатели скорости. Это вариант для специально подготовленных трасс.
  2. Любительские или прогулочные (Active, Fitness). Это вариант для тех, кто иногда выбирается покататься в парке, делает это для удовольствия и не стремится к рекордам. Лыжи немного шире гоночных, при их производстве редко используют дорогие материалы и технологии.
  3. Туристические (Back Country). Это лыжи для охотников, туристов и рыболовов, людей, которым нужно передвигаться по , без трассы и лыжни. Такие лыжи значительно шире прогулочных, чтобы выдерживать вес человека на рыхлом снегу.

Лыжи

Классические лыжи (обозначение Classic или Cl) более длинные, чем коньковые, имеют острый мысок и мягкую колодку. Под колодкой могут быть насечки (обозначение TR), которые предотвращают скольжение во время отталкивания. Слева - лыжа с насечками, справа - без.


andrewskurka.com

Если лыжа не имеет насечек (обозначение WAX), антискользящий эффект обеспечивает специальная мазь . Однако новичкам будет довольно сложно правильно нанести её, поэтому лыжа с насечками будет лучшим вариантом.

Чтобы подобрать размер классических лыж, прибавьте к своему росту 20 см или просто поднимите руку: опущенная ладонь вытянутой руки должна касаться вершины лыжи.

Также стоит обращать внимание на жёсткость лыж. Сначала определите центр тяжести: положите лыжу на руку так, чтобы оба конца находились в равновесии. Затем сложите лыжи скользящей стороной друг к другу и сожмите одной рукой на 3 см ниже найденного центра равновесия. Между лыжами подходящей жёсткости останется расстояние 1–1,5 мм.

Что купить

Ботинки

Ботинки для классических лыж невысокие и мягкие, без специальных вставок, фиксирующих ногу.

Не стоит покупать ботинки впритык. Если большой палец будет упираться в мысок ботинка, нога быстро замёрзнет. Лучше возьмите ботинки на полразмера больше.

Что купить

Палки

При выборе палок для классического катания обратите внимание на их длину. С короткими вам будет неудобно ходить по ровной местности, с длинными - подниматься по склонам. Подбирайте палки по своему росту: выход темляка (место, где к палке крепится ремешок) должен находиться на уровне вашего плеча.

Палки делают из алюминия , стекловолокна и углеволокна. Алюминиевые могут согнуться от нагрузки. Так что, если вы весите немало, выбирайте стекло- и углеволокно . Последнее обеспечивает наибольшую жёсткость и лёгкость палок. Такими палками пользуются профессиональные спортсмены.


marax.ru

Также обратите внимание на материал рукояти. Палки с пробковой рукояткой хорошо подходят для ходьбы в мороз: пробка не холодит руку в отличие от пластика.

Лыжи

Лыжи для конькового хода (обозначение Skate или Sk) более короткие и имеют гладкую колодку, поскольку при таком ходе насечки только мешают , цепляясь за снег и снижая скорость.

Чтобы подобрать идеальную длину коньковых лыж, прибавьте к своему росту 5–10 см.

Также стоит проверить жёсткость лыж. Зазор между сжатыми одной рукой лыжами должен составлять 1,5–2 мм.

Что купить

Ботинки

Чтобы предотвратить травмы и излишнее напряжение стопы во время конькового хода, нужна дополнительная фиксация. Поэтому коньковые ботинки выше и жёстче классических и дополнены специальной пластиковой манжетой.

Что купить

Палки

Палки для конькового хода длиннее классических. Темляк должен находиться на уровне подбородка или губ лыжника.

Как выбрать универсальные лыжи, ботинки и палки

Если вы планируете освоить и классический, и коньковый ход, можно приобрести универсальное снаряжение.

Лыжи

Универсальные лыжи (обозначение Combi) длиннее коньковых, но короче классических. Чтобы определить нужную длину, прибавьте к своему росту 15 см.

Что касается насечек, некоторые универсальные лыжи имеют заменяемую середину: если вы хотите кататься в классическом стиле, используете насечки; если в коньковом, убираете насадку с насечками.

Что купить

Ботинки

Ботинки для универсальных лыж почти не отличаются от классических. Они такие же мягкие и гибкие, однако имеют пластиковую манжету, которая поддерживает голеностоп.

Что купить

Палки

Для универсальных лыж подойдут палки и для классического, и для конькового хода.

Какими бывают крепления

Сейчас распространены три вида креплений: устаревшие NN 75, NNN (с платформой NIS или без неё) и SNS.


sprint5.ru

Наверняка многие помнят это крепление с детства. Это обычная металлическая скоба, которая фиксирует ногу, но делает это довольно плохо.

С NN 75 практически невозможно кататься коньковым ходом. Кроме того, хороших ботинок под это крепление не выпускают. Преимущество только в низкой цене.

Что купить

NNN (New Nordic Norm)


Автоматическое крепление NNN / spine.ru

Это крепление состоит из двух направляющих (флексоров), расположенных на некотором расстоянии
друг от друга, и резинового упора.

Есть два варианта таких креплений: автоматические и механические. Автоматическое крепление NNN защёлкивается, если просто нажать ботинком на скобу. В случае с механическим придётся руками открывать крышку, а после установки ботинка закрывать её.


Механические крепления NNN / manaraga.ru

Однако механическое крепление более надёжное: оно не может случайно отстегнуться, например, во время падения. Кроме того, если вы планируете кататься на лыжах в тёплую погоду, вода, попавшая в автоматическое крепление, может замёрзнуть и намертво заблокировать его.

Также крепления различаются по степени жёсткости. Если резиновый упор NNN белого цвета, крепление предназначено для жёсткого катания, если зелёного - для более мягкого. Чёрные упоры подойдут для стандартного катания, а красные - для мягкого.

Если вы предпочитаете коньковый ход, выбирайте крепления с белыми или зелёными резинками. Если классический - с чёрными или красными.

Чтобы установить NNN на лыжи, нужно найти центр тяжести и просверлить отверстие для креплений. Однако есть и более простой и удобный метод установки: специальные платформы NIS.


Крепление NNN NIS / dostupny-sport.ru

Nordic Integrated System (NIS) была разработана в 2005 году для креплений NNN. Лыжи, адаптированные под NIS, оборудованы специальной пластиной, на которую устанавливается крепление. Лыжи не нужно сверлить, достаточно завести крепление по направляющим пластинам и защёлкнуть.

Крепление легко устанавливается и снимается, исключает поиск центра тяжести лыжи и может использоваться с разными парами лыж.

Что купить

Это крепление с одной широкой направляющей и двумя скобами. Крепления SNS тоже разделяются на автоматические и механические.


shamov-russia.ru

В отличие от NNN, у SNS только три уровня жёсткости. Они маркируются с помощью числового значения и цвета. Для классического хода стоит выбрать крепления с жёсткостью флексора 85 (жёлтые), для конькового - 115 (красные), а для универсального использования - 95 (розовые).

Что касается удобства, устойчивости и поперечной стабильности, разница между SNS- и NNN-креплениями невелика.

Большинство ботинок для беговых лыж рассчитаны на определённый тип крепления. А потому сначала выбирайте ботинки, которые идеально сядут на ногу, а уже потом подходящие к ним крепления.

За счёт NIS крепления NNN удобнее устанавливать, зато SNS более устойчивы: из-за платформы NNN оказываются выше, чем SNS, привинченные шурупами. С другой стороны, более высокое положение увеличивает силу толчка. В общем, оба крепления используются и любителями, и профессиональными спортсменами.

Что купить

Какие материалы выбрать

Лыжи из цельного бруса или склеенных слоёв древесины уходят в прошлое. В современных моделях тоже используется дерево, но, как правило, из него состоит сердечник, а скользящая поверхность делается из пластика.

Если вы привыкли кататься на лыжах со скользящей поверхностью из дерева, пластик может показаться неудобным из-за отдачи. Пластик более скользкий и, в отличие от дерева, не «взлохмачивается» при трении о снег.

Однако при правильном смазывании пластиковых лыж вполне возможно избежать отдачи. Что касается преимуществ, пластиковые лыжи более долговечны и, в отличие от деревянных, позволяют кататься при плюсовых температурах.

По методу изготовления лыжи делятся на Sandwich и Cap. Первые представляют собой несколько склеенных слоёв пластика и дерева, вторые - деревянный сердечник с монолитной пластиковой крышкой.

Для более дешёвых лыж сердечник изготавливается из дерева с воздушными каналами. В профессиональных и более дорогих представляет собой деревянные соты либо делается на основе акрилового пенопласта с сеткой из угле- и стекловолокна, лёгкого пенополиуретана со вставками из карбона и стекловолокна (технология Polycell), пены Densolite или других лёгких синтетических материалов.

Скользящая поверхность делается из разных видов пластика. Для более дешёвых вариантов применяют экструдированный пластик, для вариантов подороже - высокомолекулярный универсальный пластик.

Сейчас используется множество новых технологий и материалов, которые сохраняют лёгкость лыж и в то же время обеспечивают прочность. Однако всё это сказывается на цене.

Поэтому, если вы новичок, стоит попробовать обычные лыжи с сердечником из дерева или пенного материала Densolite и скользящей поверхностью из экструдированного или высокомолекулярного пластика. Цена таких лыж зависит от конкретного бренда и колеблется от 2 000 до 8 000 рублей.

На какие бренды обратить внимание

Среди известных российских производителей - фабрика STC. Она делает и гоночные, и любительские лыжи Sable, лыжные палки из стекловолокна.

Профессиональные модели - с сотовым сердечником и скользящей поверхностью PTEX 2000 (углеволокно), а любительские - с деревянным сердечником и покрытием из пластика. Лыжи делаются по технологии Cap и продаются по весьма демократичным ценам.

Среди иностранных брендов (продукция которых часто производится на российских фабриках, включая STC) довольно популярен австрийский производитель лыж и снаряжения Fischer.

Fischer производит мужские, женские и детские профессиональные и любительские лыжи, применяет комбинированные материалы вроде деревянного сердечника с базальтовыми волокнами Air Tec Basalight. Лыжи Fischer можно купить по цене от 5 000 рублей.

Не менее известен французский бренд лыж Rossignol, производства которого находятся в Испании и на Украине. Самые дешёвые любительские лыжи с сердечником из лёгкого дерева и скользящей поверхностью из пластика можно купить за 5 500–6 000 рублей. Почти все лыжи этого бренда оборудованы платформой NIS.

Третий бренд из рейтинга - норвежская компания Madshus. Любительские лыжи этого бренда выполнены по технологии Cap с сердечником из дерева с каналами, оплёткой из стекло- и углеволокна и скользящей поверхностью из пластика. Стоимость самых дешёвых лыж этого бренда - 3 000–5 000 рублей.

Примерно в этой же ценовой категории самые дешёвые любительские лыжи австрийского бренда Atomic и французской компании Salomon. Более дешёвые модели Salomon имеют сердечник из сухой пены Densolite и скользящую поверхность с добавлением графита, более дорогие, профессиональные - сотовые сердечники и скользящую поверхность с добавлением цеолита.

Каждый бренд разрабатывает свои технологии: более лёгкие сердечники, добавление различных минералов для улучшения скольжения, изменение геометрии лыж. Поэтому лучше всего ориентироваться на назначение лыж (для какого хода, прогулочные или спортивные) и наличие подходящей для вас длины и жёсткости.

О роли подготовки лыж в стартах биатлонистов говорилось много, особенно эта тема стала актуальной после ЧМ в Нове-Место 2013 года. Стенания спортсменов по поводу того, что «…лыжи не ехали», побудили меня попробовать разобраться: как подбираются лыжи к предстоящему сезону, как происходит подготовка лыж к конкретному старту. Экспертами при обсуждении этого вопроса будут двукратная Олимпийская чемпионка Анна Богалий и, на мой взгляд, лучший из отечественных сервисёров Михаил Колосков, а так же бывший лыжник, а теперь эксперт фирмы «Фишер» в России Александр Завьялов. По причине того, что основная масса «сборников» использует лыжи фирмы «Фишер», упор сделан именно на лыжах этой марки.

По скользящей поверхности лыжи «Фишер» подразделяются:

Модели Cold имеют скользящую поверхность
А5 — универсальная холодная база на t -2C и ниже
Модели Plus, S-track, Zero имеют скользящую поверхность
28 — универсальная теплая база на t -5C и выше
5 — теплая база на старый снег.

Александр Завьялов (А. З.) — «Теплые и холодные лыжи имеют, естественно, разные базы. Теплая база — 28-ая. Есть 5-ая база, но она, в основном, на воду, и у спортсменов этих лыж обычно по одной паре. В чем разница пластика? В теплых лыжах больше процент графита. Это сделано для того, чтобы не было так называемого подсоса влаги, так как больший процент графита создает большую пористость скользящей поверхности, что препятствует подсосу влаги. у теплых лыж ещё и более мягкие носки с пятками.

В холодных лыжах процент графита меньше, скользящая поверхность у них более гладкая и имеет слегка сероватый оттенок. Конструкция холодных лыж более жесткая, рассчитана на морозные, а, следовательно, на более жесткие трассы, и сделано это для того, чтобы лыжа под собой этот снег не собирала».

Не каждый спортсмен, не входящий в сборную страны, может позволить себе иметь 10-20 пар лыж. Как выходить из такой ситуации?

А. З. — «Если мы берем «теплые» лыжи — с 28 базой (не каждый спортсмен может позволить себе одновременно иметь лыжи и «теплые», и «холодные», и «супертеплые»), то с помощью накаток и создания соответствующей структуры можно решить проблему на разные температурные условия. Очень желательно, конечно, чтобы накатки были давящими, а не режущими. Результат работы накатки пропадает через две три обработки (нанесение-снятие парафина), и опять остается заводской штайншлифт. На «холодных» лыжах Фишер лежит холодный шлифт, на «теплых» — универсальный. Лыжи Фишер считаются универсальными — можно без проблем одной-двумя парами закрыть весь сезон при использовании накаток. Лыжи других фирм, например, «Мадшус», тоже очень неплохие, но у них более узкотемпературный штайншлифт».

Структура лыж фирмы «Фишер»:

  • Р10-1 ниже -5 старый снег
  • С1-1 ниже -5 новый натуральный снег, мелкозернистый
  • С3-1 ниже -5 искусственный снег
  • С8-1 0-10 искусственный
  • С12-1 ниже -5 натуральный снег
  • Р1-1 +3-5 универсальная
  • Р3-1 0 к теплу, свежий снег
  • Р3-2 мокрый снег
  • Р3-3 +5 к теплу очень мокрый весенний снег
  • Р5-0 0-5 сухой мелкозернистый снег
  • Р5-1 0 к теплу, очень жёсткий снег
  • Р5-9 0 мокрый, старый снег для лыж CL

Так что же такое «структура лыж»?

Михаил Колосков (М. К.) — «Привет! Буду отвечать по пунктам: структура лыж это специально нанесенный рисунок на поверхность лыжи, специальным камнем, установленным на шлифт машине. Каждый рисунок отличается по форме и глубине и соответствует определенной структуре снега (температуре, влажности, состоянию). Некоторые структуры очень маленького диапазона температурного режима, а так как лыжная трасса не однородна, т.е. существует разница температуры и влажности снега на разных участках, то при выборе структуры следует учитывать соотношения количества километров трассы, соответствующих данной структуре. Поэтому, иногда, на каких то участках трассы спортсмен выигрывает, а где то проигрывает. Так в этом году на ЧМ, влажность снега на стадионе была 25%, а на трассе 19%, и те кто катали лыжи в пределах стадиона, проигрывали на дальней части дистанции. Если вы иногда замечали, что на пьедестале только представители какой то одной фирмы. Бывают места, где хорошо работают лыжи, какой либо фирмы, т.е.у этой фирмы наиболее лучшая структура на этот снег. У Фишера более 15 структур на разный снег, у Мадшуса не более 5».


Cтруктуры и машинка для нанесения ручной структуры поверх уже находящейся на лыжах. Ей пользуются не всегда, только тогда, когда она действительно необходима! Иногда она ухудшает скольжение, так как меняет фирменный рисунок. Ручная структура исчезает после обработки парафином, утюгом, а шлифт, нанесенный камнем не исчезает, после термической обработки!

Как спортсмены, входящие в сборную страны, работают с фирмами — производителями лыж?

М. К. — «Каждый спортсмен заключает контракт с определенной фирмой, которая более соответствует параметрам спортсмена. В контракте пор описываются призовые, количество выдаваемых лыж. Лыжи окатываются, лучшие остаются, остальные можно поменять на другие. Фирма берет на себя обязанность перешлифовки лыж, по пожеланию спортсмена. Этим занимается сервисёры».

Анна Богалий (А. Б.) — «Лыжи отбирают на фабрике под каждого индивидуально. С учетом росто-весовых характеристик, а так же сервис бригада помогает в начале сезона определить, то что "едет"... Поменять что "стоит")) Это очень тонкий процесс. В целом с лыжами много очень много работы! Важно так же везение: бывает пара не новая, но едет очень здорово! А новые "стоят". Возили все по-разному: от 8-10 пар, до 20 и даже некоторые за несколько лет коллекцию разных структур и моделей... по 25-30 пар. Все зависит от лыж, марки и уровня спортсмена (очень индивидуально). Лыжи каждый сам выбирает (с кем работать из фирм) и заключает индивидуальные контракты».



На первом снимке лыжи Фишер (не тестированные), на втором — тестированные сервисёрами.

Как практически проходит подготовка отбор лыж на конкретную гонку ?

М. К. — «Подготовка лыж на определенную гонку, это очень сложный и долгий процесс. Во-первых, сервисер просматривает прогноз погоды на день гонки, в соответствии с этим, за день до гонки, желательно во время старта спортсмена, откатывается какое то количество лыж, соответствующее погоде, обычно это от шести до десяти и более пар лыж. Обычно это делает сервисер, иногда вместе со спортсменом. Откатку лучше проводить на всей трассе, потому что качество снега разное на разных участках. Необходимо отобрать лыжи стабильно работающие на всей трассе, это 4-8 пар. Сервисер проходит в день от 20 до 30 км. Все отобранные лыжи промываются парафином и готовятся на Откатку уже непосредственно перед гонкой.

В день гонки первым делом замеряется температура и влажность снега и воздуха. На специальные (тестовые) лыжи, их обычно 20 пар для теста порошка и 10 парафина, наносится варианты смазки на данный день. За 2-2.5 часа до старта, лыжи спортсменов и тестовые лыжи выносятся на откатку. Вначале откатываются лыжи спортсменов, т.е. отбирается одна лучшая пара, наиболее соответвующая погодным условиям, данному снегу. Лыжи отбираются так же на всей трассе, тестируются на скорости потому, что на скорости все лыжи работают по-разному. Когда отобрана лучшая пара спортсмена, сервисеры приступают к выбору варианта смазки (парафина, порошка, ускорителя, ручной структуры). Тесты тоже проходят по всей трассе. За 1 час до начала гонки все отобранные лыжи несут в бокс, где на лучшую пару спортсмена наносится лучший вариант смазки. Если в день проходит две гонки, то все повторяется сначала. После гонки, все используемые лыжи промываются и обрабатываются».

На каких лыжах выступают спортсмены, приглашённые на Кубок Мира по результатам выступления на Кубке IBU и российских стартах? Что произошло в Антхольце, когда Катя Юрьева после финиша (93 место в спринте) в сердцах бросила: «Кому дрова на растопку камина»?

М. К. — «За каждым сервисером закреплены по 2-4 спортсмена, он отвечает за отбор и подготовку лыж своих подопечных. Спортсмены приехавшие с кубка IBU имеют свой набор лыж, порой не совсем соответствующий требованиям. Хотя фирмачи идут на встречу и выдают дополнительные пары спортсменам, участвующим на этапах Кубка Мира.

Юрьева в Антхольце выступала на своих лыжах, за отбор и подготовку отвечала иностранная бригада, поэтому что либо сказать конкретное об этой гонке не могу. Пихлер и Ростовцев были против участия Кати на этапах, поэтому делайте выводы сами (хотя... немец говорил, что рад Катиным победам на КИБУ и рад пригласить в сборную. Вновь фа немец уличён во лжи... примеч. автора). А когда узнали, что она доверяет больше российскому сервису, то …".

P.S. Если у вас будут ещё вопросы к нашим экспертам, задавайте в ходе обсуждения темы.

Эпюра лыжи - это то, как лыжа распределяет вес модели лыжника на модель снега (твёрдое основание). Самая наглядная характеристика лыжи, определяющая скольжение в разных условиях. Есть В-образная эпюра, характерная для морозных лыж, есть С-образная для тёплой погоды. Мысленно положите буковки В и С набок и поймёте, о чём идёт речь. Разница в остроте пиков давления и в длине колодки. В-образная эпюра имеет длинные, размазанные пики давления под передней и задней частями лыжи, равномерно распределяет вес лыжника. Это хорошо для мороза и мягкой лыжни. С-образная имеет острые пики давления, что уменьшает явление «подсоса» в мокрых условиях, удобно на жёсткой лыжне.

Распространены лыжи с комбинированной эпюрой ВС. Передний горб давления острый (C), а задний - гладкий (B). Есть и А - эпюра. Очень длинная колодка, лыжа как рессора, носок и пятка очень жёсткие. Для того чтобы сделать лыжи с разными эпюрами, меняют конструкцию лыжи. Madshus делает лыжи трёх конструкций (три разные эпюры): SC, R, HP. На мягкий, обычный и твёрдый снег соответственно.

Fisher выпускает лыжи 610-й и 115-й конструкций на мягкую и плотную трассы, Atomic просто пишет warm или cold (тёплая или холодная) эпюра. Не путать с пластиком и структурой! Буквы на стикере w или c - тип эпюры, обусловленный конструкцией лыжи (тепло, холод), y или d - тип пластика (тёплый, холодный). У неспортцеховых лыж на тёплую конструкцию накладывают тёплый пластик. В спортцехе встречаются холодные по конструкции, но с тёплым пластиком и наоборот. Т.е. лыжа с любой эпюрой может иметь тёплый или холодный пластик (зависит содержание графита) и огромное разнообразие структур на скользящей поверхности. Не приходится удивляться, что профессионалы таскают за собой баулы с 20-ю парами лыж. Любителям тоже сложно. Ведь никакой смазкой невозможно изменить конструкцию лыжи, а хочется быстро ехать и в мороз и по весне... Разговоры об «универсальности» Fisher и «узкодиапазонности» Madshus - это фокусы маркетинга. Более того, чем лучше производитель осваивает технологию, тем «острее» он «затачивает» свои лыжи под конкретные условия применения. Лыж приходится иметь много. Разных марок. Специализация лыж по типу эпюры - правильный и неизбежный процесс.

Что такое «подсос»?

Когда в тёплую погоду пытаешься кататься на «холодных» лыжах, заметно, как при разгоне лыжа начинает тормозить, прилипает. Хотя на самой малой скорости скольжение может быть даже идеальным. Это тормозит вязкость излишней воды, создаваемой трением. Борются с этим так же, как и в поплавках гидросамолётов (там используют редан) - снижением площади контакта. Для снижения площади контакта СП с водяной плёнкой применяют лыжи со специальной эпюрой, структуры, накатки. Назначение фтористых смазок такое же, но когда воды образуется очень много, смазка не справляется.

В течение многодневного зимнего похода туристам постоянно приходится совершать многочасовые лыжные переходы по ровной и пересеченной местности, скатываться и подниматься по склонам различной крутизны, идти по целине, тропя в толще снега, доходящей до одного метра. Бывалые туристы и лыжники прекрасно знают, что на туристических лыжах не катаются и даже не бегают, а ходят. Да-да, именно ходят! Поэтому не стоит удивляться тому, что скорость, которую они способны развивать, является отнюдь не главным их качеством. А что же главное?

Гораздо важнее надежность, маневренность, отсутствие отдачи и подлипа (налипания снега на «подошву» лыж), а также правильный подбор лыж для конкретного человека.

Как подобрать туристические лыжи для походов?

Туристские лыжи – это персональный спортивный инвентарь, подбираются они индивидуально, и от того, насколько правильно это сделано, зависит комфортность всего похода, как для их владельца, так и для всей группы. Принято считать, что лыжи должны быть длинной в рост человека с поднятой вверх рукой, а палки доходить до подмышек.

Но у меня другое мнение. Я выбираю лыжи по формуле — рост плюс 10 — 15 см. И тогда ими становится удобней управлять на спусках и подъемах, а также в зарослях. Палки должны быть по плечо, т.к. они частично уходят под снег, ведь, в отличие от лыжной прогулки, поход чаще всего проходит вне проторенных трасс. Эти правила подбора распространяются на все модели и типы лыж, как пластиковых, так и деревянных.

Полезные статьи :

Традиционные, деревянные лыжи

Лыжи «Бескид» . В советские времена «Бескид» — туристические лыжи, купить в магазине было практически невозможно. Я приобрел их с рук, уже в «похоженном» состоянии, и в первом же путешествии оценил. Хорошо просмоленные и натертые мазью-серебрянкой, они катят не хуже беговых и по лесу, и по горам.

Их достоинствами является надежность и отличная управляемость на лыжне и на спуске за счет стального канта. Прошел в них все Хибины, могу сказать, что лучше лыж для туризма пока не знаю. Радует и их «средняя» ширина 75 мм — они не такие широкие как «Лесные» и не такие узкие как беговые. Из недостатков, наверное, можно отметить только то, что при оттепели может быть подлип, как и у всех деревянных.

update от 03.12.2013 Все-таки «Маяк» запустил производство лыж «Бескид». Правда, продаются они только самим производителем под заказ и по предоплате. Заявку можно оставить в группе лыжной фабрики «ВКонтакте». Стоимость 4500 руб. + стоимость доставки транспортной компанией (например, доставка до СПБ стоит 500 руб.)

Характеристики
Материал: дерево
Ширина: 75 мм
Цена: ок. 4500 руб.
Рекомендации: лучшие лыжи для туризма

Лыжи «Лесные» . Я очень много ходил на этих лыжах и по лесу, для которого они предназначены, и по горам, и по голым бескрайним тундрам. Если нитка маршрута проходит по лесу, то «Лесные» в этом случае являются одним из самых лучших вариантов, особенно если много тропежки. А вот на пересеченной местности на них тяжелее. При спуске они почти неуправляемы, поэтому есть шанс скатиться не только передом, но и боком или задом. Сложен и подъем «елочкой» — из-за ширины «Лесные» трудно поставить на ребро. Из-за нее же появляются проблемы при движении по лыжне – в нее просто не помещаешься.

Ходил я в «Лесных» и по Панским тундрам на Кольском. На третий день их скользящая поверхность превратилась в горбыль – древесина, из которой они сделаны, слишком мягкая. И еще один недостаток – «Лесные» часто лопаются со стороны пятки — вдоль, по склеенным слоям. Но, тем не менее, «Лесные» свое отслужили достойно. В ситуации дефицита «Бескида» других вариантов, кроме того, как выбрать лыжи туристические «Лесные», не было. Раньше их производили в Новгороде, сегодня их изготавливают в Кирове, на заводе «Маяк», а также на Вологдской лыжной фабрике. На «Лесных» двух последних изготовителей мне ходить не приходилось. В настоящее время, знакомыми мне туристами эта модель практически не используется.

Характеристики
Материал: дерево
Ширина: 110 мм
Цена: 1500 — 1900 руб.
Рекомендации: походы по лесу, рыбалка, охота

Лыжи туристские «Турист — Маяк» . Лыжи «Турист — Маяк», по сути, тот же «Бескид»-новодел, но без кантов. Мною они уже испытаны. Могу сказать, что лыжи хороши для своей цены – 1500 руб. Достаточно крепкие. Правильная ширина 75 мм, имеются трех видов 180 см, 190 см и 200 см. Первые два «роста» по факту 176 и 186, последний, в магазинах мною не встречался, а вот в прайс-листе «Маяка» он есть. Также как есть там и дерево-пластиковая разновидность «Туриста», которая на 100 руб. дороже, чем деревянная, на которой хожу я.

Лыжи подойдут тому, кто собирается купить их на один – полтора сезона. Затем, края лыж закруглятся. Если, конечно, они до того времени вообще доживут. В общем, нормальный бюджетный вариант.

Характеристики
Материал: дерево, дерево-пластик
Ширина: 75 мм
Цена: 1500 – 1700 руб.
Рекомендации: для тех, кто хочет попробовать себя в лыжном туризме

Солдатские или, как их еще называют, армейские лыжи – еще одно чудо оборонки. Это обычные туристические лыжи из мягкой древесины, т.е. их края быстро стачиваются. Пришлось немного на них походить. Удивило то, что я не встречал их меньше 220 см. Наверное, армия, заказывая эти лыжи, считает, что наши солдаты просто гренадеры. В общем, из-за такой длины идти по лесу в них очень трудно, а при подъеме елочкой наступаешь сам себе на запятки.

Характеристики
Материал: дерево
Ширина: 75 мм
Цена: выдаются бесплатно защитникам отечества
Рекомендации: использовать только при полном отсутствии альтернатив

Как правило, на «деревяшках» ходят «матерые туристы» — приверженцы «старой школы», отмечая основные их преимущества – практически полное отсутствие отдачи и отсутствие необходимости использовать дорогостоящие и капризные мази. Молодежь и новаторы ратуют за отход от закостеневшей традиции, считая, что будущее лыжного туризма за пластиком. Тем не менее, мой личный опыт, говорит об обратном.

Полезные статьи :

  • Лыжи «Бескид»
  • Лыжи «Лесные»
  • Лыжи «Турист»
  • Ски-тур
  • Камус для лыж

В поход на пластиковых туристических лыжах

Беговые лыжи . Лыжи беговые иногда используют как туристические. И они вполне подойдут, если это несложный поход — выходного дня или длительностью пару дней, проходит по лесистой местности с накатанными лыжнями. Только надо учесть, что если лыжи пластиковые, то нужна мазь на соответствующую температуру (особенно мазь от отдачи), которую еще нужно уметь подбирать, а также оперативно менять при изменении погоды. В противном случае лыжная прогулка запомнится «не по-доброму» и очень надолго.

Характеристики
Материал: пластик
Ширина: 60-65 мм
Цена: от 1500 руб.
Рекомендации: можно ходить в короткие и легкие походы

Горные лыжи . В те времена, когда качественные туристические лыжи купить было невозможно, для походов приспособили горные. Опыт использования горных лыж у меня невелик. Пару раз я ходил на них в Хибины. Лыжи назывались «Polsport». Хорошо управляются, но, как и у всех пластиковых, есть опасность «не попасть в мазь». В общем и целом – неплохо, если таскать с собой набор мази от отдачи и циклю – снимать старую мазь.

Мое использование горных лыж в походах закончилось на том, что, переходя яму, промытую ручьем, я встал всем весом на лыжу и сломал ее в колодке. Но проблемы на этом не закончилась. Решив использовать ее переднюю часть, я начал переставлять крепление. Но не тут то было. Похоже, лыжа была сверху усилена металлической пластиной. Шурупы не пошли.

Характеристики
Материал: пластик и металлический кант
Ширина: 70-75 мм
Цена: от 8000 руб.
Рекомендации: подходят только горные лыжи классика (почти не приталенные), необходимы мази на все погодные условия или камус.

Туристские пластиковые лыжи с чешуей . Это еще один вариант пластиковых туристических лыж. Выпускаются под несколькими торговыми марками, например, под ТМ «Снаряжение». Хочется отметить, что чешуя работает только на лыжне или насте, на рыхлом снегу от нее нет толка, а вот проблема с мазями также актуальна. Бывают нескольких стандартных «ростовок» — 170, 180, 190, 200 мм.

Характеристики
Материал: пластиковая скользящая поверхность и пластиковое декоративное покрытие
Ширина: 70, 100 мм
Цена: 3800-4500 руб.
Рекомендации: необходимы мази и камус

Манерные лыжи типа ски-тур с камусом . Я только однажды использовал лыжи и ботинки ски-тур, возможно, с первого раза я их не распробовал, но мне было некомфортно. Очень жестко стоит нога, как в горнолыжном ботинке. Нужно, видимо, выработать особый шаг. Но есть и явные преимущества: камус держит даже на крутом подъеме, про «елочку» и «лесенку» можно забыть. Спуск почти как на горных лыжах. Ну и еще один весомый недостаток – высокая цена комплекта.

Дмитрий Рюмкин специально для