Туризм Визы Испания

Как доехать до козловой засеки. Ясная Поляна и Козлова Засека. Ожидания и реальность. Общее впечатление от Ясной Поляны

Ясная Поляна… Я с трепетом ждала встречи с ней. Просто, как это ни странно, «Война и мир» Толстого одна из трёх самых любимых мной книг (могу добавить в этот список еще «В лесах» и «На горах» Андрея Печерского, и четыре книги Джеймса Хэрриота). Конечно у меня периодически появляются и другие любимые книги, но вот эта «троица» проверена временем. Периодически я достаю их из шкафа и перечитываю, хотя, уже не просто знаю сюжет, а могу цитировать.

Поэтому отношение ко Льву Николаевичу у меня особое. Наверное именно по этой причине я никогда не заскакивала в Ясную Поляну по пути. И вот, наконец-то, я ее увижу. Но как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.
Ясной Поляне предстояло стать самым большим разочарованием в тульской поездке.


Идем к кассе.



И тут первое разочарование. Нам объяснили, что если мы хотим экскурсию, либо ждите еще 10 человек (судя по количеству народа вокруг - это еще два человека, ожидание могло затянуться на не определенное время), либо платите 3 750 рублей, что даже для четверых (учитывая, что трое из одной семьи) слишком большая сумма.
Если честно, вот такой подход к индивидуалам в наших музеях меня всегда «убивал»: ощущение, что ты должен обязательно ездить с экскурсией, а если нет – то и экскурсии нет, потому что индивидуальная очень часто стоит «заоблачных» денег и не факт, что тебе ее смогут провести. При этом это скорее правило наших музеев, чем исключение из него. По мне уж лучше назначайте конкретное время экскурсий, чем вести вот такую «просветительную» работа.
Но делать нечего, берем просто билеты, идем гулять. Благо есть сын, который уже ездил с классом в Ясную Поляну, но, как оказалась в дальнейшем, в его голове после этой поездки осталось очень мало (хотя, вспоминая себя уже в институте, то же самое могу сказать и про себя: в таких поездках на первое место выходит общение, а все остальное это так, «декорация»).

Идем гулять по парку. Если положить руку на сердце, обычный среднерусский парк, не будь здесь имени Толстого, второй раз бы не поехала точно, все слишком просто. Это не Константиново, в которое я согласна ездить не за «Есениным», а просто за потрясающими видами. Но свое очарование парк все-таки имеет.





Постепенно подходим к купальне. Она закрыта, так что внутрь заглядываем в «дырочки». С такой «закрытостью» объектов я столкнулась в Ясной Поляне повсеместно. Очень обидно.


Зато живность «не закрывается».

Снегири.


Белочка.


Дети, они и у кошек – дети.

Нашли теплицу, зашли, побродили. Как оказалось, нам повезло – после нас какая-то женщина закрыла калитку, так что «закрытость» продолжилась.


И в таких теплицах растут лимоны.


Прощальный взгляд на огород.

И мы постепенно подходили к дому Толстого.





Около дома есть несколько деревянных построек.




Ну а сам вход в музей расположен за воротами.






Таких музейных бахил я еще не видела.





Истинные хозяева усадьбы.

В доме снимать тоже было нельзя. Так что единственное фото.

Что понравилось в этой части музея, так это рисунки с героями «Войны и мира». Интересно угадывать: вот Наташа Ростова, это Пьер, а это Мария Болконская. В остальном ну как-то никак. Затем путь лежал не могилу Толстого.

По дороге увидели ригу,


И вот такого «красавца».

Могила Толстого. Просто, хорошо, без памятников, как и хотел писатель. Вот так и нужно... без помпезности.




Назад мы прошли через домик кучера. Витя с Лёвкой решили через окна заглянуть внутрь, так их послали, в прямом смысле слова.





Загон с лошадьми.


Общее впечатление от Ясной Поляны

Сама усадьба огромная, относительно ухоженная. Но вот в остальном... Напоминает мне это все «Кощея над златом»: там закрыто, туда не ходи, сюда не смотри. И духа того времени нет. А самое обидное, что ведь есть и имя, и туристы, и богатейшее наследство из произведений Толстого. Ну сделайте из этого что-то такое, чтобы мой сын, приехав домой, потребовал книгу писателя.
Ведь все же есть! Не трудно одеть смотрительниц и сотрудников музея в костюмы этой эпохи. Сделайте историческое ателье, контактную зону с лошадьми и животными. Обыграйте ту же «Войну и мир», сделайте хотя бы по выходным «встречи» с героями. Про военную тему вообще молчу.
Толстой – это школа. Не трудно сделать класс, уроки, дать пописать чернилами. Затраты ведь не очень большие, а какой восторг будет. А так… старый, совковый музей. И если я еще могу быть довольна, то наши дети, воспитанные на интернете и 3D, увы, не очень-то любят ходить по таким. Некоторые это понимают, тот же Дарвиновский в Москве, а некоторые живут по старинке, на имени, и от этого становится грустно…

Я думала, что в Ясной поляне мы проведем день, а тут два часа. Так что поехали на Козлову Засеку, филиал музея Толстого.

Козлова Засека

Филиал музея-усадьбы Толстого Ясная Поляна - уже более современен, и понравился мне гораздо больше. Там мы хотя бы какой-то дух времени почувствовали.
Козлова Засека – действующий вокзал, сделанный под старину. Есть здесь и небольшой музейчик. Эта станция тесно связана с именем Толстого: именно сюда отправляли письма для него, сюда же привезли его тело.







Много лет мы собирались посетить Ясную поляну, но все никак не могли доехать. Наконец, в этом году это случилось.
Первым делом мы заехали на станцию Козлова засека. К козлам она отношения не имеет, и получила название от бывшего воеводы Даниила Козлова.
1.

Название станции восходит в XIV в, когда это место близ Тулы находилось на южной окраине Московского княжества и представляло собой засеку, служившую для защиты от крымско-татарских набегов.
2.

В 1868 году открылась Московско-Курская железная дорога и станция, ближайшая к Ясной Поляне, где жил и работал Лев Толстой, была названа «Козловой Засекой».
3.

Сюда приходила почта писателю, здесь он звонил по телефону. Отсюда он поехал в ноябре 1910 года на юг, где и умер на станции Астапово.
4.

В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001г вернули историческое название.
5. Береза, посаженная в честь этого события начальником Московской железной дороги Фадеевым и бывшим губернатором Тульской области Стародубцевым.

К этому событию станцию отреставрировали, стилизовали под конец XIXв, и территорию вокруг вокзала тоже привели в порядок.
6.

7. Зайдемте внутрь. Внутри вполне себе уютно и чисто.

Народу – ни души. Станция мелкая, пассажирские поезда здесь почти не останавливаются. Фирменный поезд, который ходил сюда из Москвы с 2010г, отменен.
8.

9. Простаивают телефонные будки.

10. Можно отправить открытку

11. Можно зайти к начальнику.

12. Пути возле станции

С торца вокзального здания находится выставка «Железная дорога Льва Толстого». Всего одна комната, экспонатов не много, стоит рублей 20.
13. Дорожные швейцарские часы, начало XXв

14. Фонарь обходчика

15. Телеграфный аппарат. Сименс, между прочим.

16. Нехитрое устройство факела.

17. Дорожный чемодан

18. Жетон истопника

19. Прекрасная трость с набалдашником из ноги косули.

20. Рубашка-толстовка

21. Еще один видавший виды дорожный чемодан.

22. Телефон начала прошлого века

23. Путеводитель по Крыму. На злобу дня, так сказать:).

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой никогда не любил железных дорог. В зрелые годы, пережив «светскую» молодость, он был человеком консервативным и в некоторых моментах противился многим нововведениям. Однако, его мнение об активном строительстве железных дорог в Российской Империи было стабильно негативным – он считал, что этот элемент прогресса несет человечеству одни лишь беды.

Совсем скоро – 20 мая, «Усадебный экспресс» совершит свою вторую поездку за пределы Московской области. Мы познакомимся с тульским имением Льва Николаевича Толстого – всемирно известной усадьбой «Ясная Поляна» и постараемся прочувствовать на себе все особенности камерного, яркого и удивительно вдохновляющего родового гнезда великого писателя.

Однако, наше познание достопримечательностей Тульской области, связанных с именем Толстого, не ограничится Ясной Поляной. Пассажиры «Усадебного экспресса» посетят старинную станцию «Козлова Засека», которая на протяжении многих лет играла важную роль в жизни писателя, а впоследствии – стала одной из отправных точек в его пути в вечность.

Я приглашаю вас в путешествие «Усадебного экспресса», которое состоится уже в эти выходные, 20 мая. А в преддверии поездки – представляю вашему вниманию небольшой материал об истории станции «Козлова Засека» и ее роли в судьбе Льва Николаевича Толстого.

Свои доводы про нелюбовь к железной дороге Толстой подтверждал весомыми аргументами: во-первых, при строительстве железнодорожных магистралей всегда использовался «дешевый» путь рабочих и крестьян, многие из которых погибали в ходе осуществления своей работы, во-вторых, Толстой не признавал разделение пассажирских вагонов на различные «классы» комфортности, считая это некрасивым способом самоутверждения богатых людей, и, конечно же, он находил нечто мистическое и даже – зловещее в облике и атмосфере локомотивов, рельс, составов и прочих важнейших составляющих железнодорожной инфраструктуры.

Спустя годы, мы вполне можем заметить, что нелюбовь Льва Николаевича к железной дороги была судьбоносным предчувствием. А главной станцией его жизни стала железнодорожная платформа «Козлова Засека», расположенная в 4,5 километрах от его яснополянского имения. Она начала действовать в 1868 году. Строительство станции стало необходимым логистическим решением после открытия Московско-Курской железной дороги. Запуск железнодорожной станции практически рядом со своим имением Лев Толстой отметил традиционной – скептической, реакцией. Однако, будто бы сама судьба распорядилась таким образом, что «Козлова Засека» сыграла огромную роль в его жизни.
Тем временем, новая станция успешно открылась и стала одним из самых оживленных мест окрестности. Свое необычное название «Козлова Засека» получила в честь засечных лесов, образующих целую оборонительную черту, укрывающую Тульские земли от вражеских набегов. А первую часть своего составного названия станция получила благодаря здешнему воеводе Данилы Козлова.


5.

Архитектурный комплекс станции «Козлова Засека» в XIX веке состоял из товарной конторы, вокзала, летних касс, буфета, путейского домика и других сопутствующих построек. «Козлова Засека» не отличалась богатством декора и причудливыми архитектурными решениями. Однако, у этой станции была одна необычная стилистическая особенность, которую необходимо отметить. Ступени главного здания, ведущие в зал ожидания, были отделаны рельсами, изготовленными на Демидовском заводе в 1881 году. Такой элемент декора был очень символичным: он не только указывал на принадлежность данной постройки, но и увековечил в истории станции имя знаменитой тульской династии промышленников.

В те годы небольшие станции были центрами общественной жизни для жителей и гостей окрестностей. Здесь встречали путешественников и провожали их, отправляли телеграммы и осуществляли телефонные звонки. Со временем активным пользователем станции стал и Лев Николаевич Толстой. На «Козловой Засеке» Толстые получали почту, встречали своих друзей, приехавших погостить в Ясную Поляну, пользовались местным телефоном. «Козлова Засека» регулярно становилась конечным и промежуточным пунктом знаменитых конных и пеших прогулок жителей Ясной Поляны.

10.

Известна «Козлова Засека» и с другой, печальной стороны. Лев Толстой предчувствовал, что железнодорожные станции, возможно, сыграют роковую роль в его судьбе. Мистическому пророчеству было суждено сбыться. 20 ноября 1910 года в результате обострившейся болезни великий писатель скончался в доме начальника станции «Астапово».

9 ноября 1910 года траурный состав с телом Льва Толстого прибыл на станцию «Козлова Засека». Гроб с телом писателя встретили тысячи людей, среди которых были его родственники, друзья, почитатели его таланта и небезразличные жители окрестностей. Этот момент навсегда вошел в российскую историю.

После революции станция продолжала действовать – в 1928 году, к столетней годовщине со дня рождения писателя «Козлова Засека» была переименована в «Ясную Поляну». Постепенно значение этой станции становилось менее значительным, а сами старинные постройки начали разрушаться.

В 2001 году «Козловой Засеке» вернули ее историческое название. А вскоре на территории старинной станции начались масштабные реставрационные работы. Историкам и специалистам-строителям в соответствии с архивными фотографиями и документами удалось вернуть первоначальный внешний вид старинной станции. В наши дни «Козлова Засека» выполняет свою транспортно-логистическую роль, а в помещении станции расположен замечательный музей, посещение которого является обязательной частью наиболее полных и проработанных экскурсионных программ по толстовским местам Тульской области.

Когда Вы посещаете усадьбу "Ясная Поляна" (особенно на своем транспорте) не поленитесь сделать пару лишних к м для посещения одного достаточно уютного местечка - железнодорожной станции Московской железной дороги "Козлова Засека". Если двигаться из Тулы, то к Ясной Поляне надо свернуть с трассы направо, а к станции - налево (на перекрестке стоит указатель).

Чем же привлекательна эта станция?

Во-первых, своей историей. В свое время это место было окраиной Московского княжества, где для защиты от вражеских набегов была оборудована засека, которая в честь воеводы Ивана Козлова и получила свое название. В 1868 г., с открытием Московско-Курской ж.д., на этом месте была построена железнодорожная станция с одноименным названием. Она была самой близкой к усадьбе Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".

На станцию приходил писатель для того, чтобы позвонить по телефону, сюда же приходила вся его почта, приезжали его гости и именно на эту станцию в 1910 г. прибыл траурный поезд с гробом писателя.

В 1928 году (в столетний юбилей писателя) станция была переименована в "Ясную Поляну".

В 2001 году, по инициативе Геннадия Матвеевича Фадеева (в тот период он возглавлял Московскую железную дорогу), на станции были проведены большие реставрационные работы с использованием старых чертежей и 9 сентября - в день рождения Л.Н. Толстого - состоялось торжественное открытие станции-музея, которой было возвращено ее старое название - "Козлова Засека".

В ходе реставрационно-восстановительных работ станция приобрела вид, который она имела на момент смерти писателя....(не стоит забывать, что эта действующая станция, поэтому от некоторых атрибутов современной жизни, например, контактная сеть и др., избавится просто невозможно)

Во времена жизни писателя к этому заборчику на перроне привязывали лошадей...

Плакат из тех времен....

На здании станции висят мемориальные таблички, связанные с именем Л.Н. Толстого....

С правой стороны от главного входа станции расположен памятник писателю и открыта выставка "Железная дорога Л.Н. Толстого"...

Вокзальный буфет, в котором можно и сегодня перекусить...

Багажное отделение....

На площади перед станцией расположены погребок

и питьевой колодец...

Можно зайти во внутрь и посидеть в зале ожидания на скамейках того времени, а при желании купить билеты на какой-нибудь поезд...

Есть здесь и свой "уголок потребителя"....

А отсюда - можно сделать звонок другу (или подруге).... В свое время Л.Н. Толстой часто приходил на станцию, чтобы позвонить кому-нибудь...

Можно заглянуть и в кабинет начальника станции.. .

Подойти к его столу и рассмотреть более внимательнее предметы, расположенные на нем...

(самое интересное - телеграфный аппарат...)

На стенах кабинета висят фотографии, связанные с историей станции..

А в книжном шкафу, на особом месте, стоит книга Г.М. Фадеева "Судьба моя - железная дорога". Именно благодаря этому человеку была проведена большая работа по реконструкции станции и в нашей стране появился еще од by музей под открытым небом, куда не стыдно даже привезти иностранных туристов.