Туризм Визы Испания

Двухэтажный корпус большого екатерининского дворца. Екатерининский парк в царском селе. Информация для посещения

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль - величайший памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII - начала XX вв. Пострадавшее во время Великой Отечественной войны, Царское Село было полностью отреставрировано и восстановлено.

История создания

Когда-то местность принадлежала Великому Новгороду, затем ей завладели шведы. В ходе Северной войны, начатой Петром I, эта территория снова стала российской. В 1702 году Саари Мойс (так по-фински называлась эта местность, что означает «мыза на возвышенности») была отбита у шведов и отдана во владение Александру Даниловичу Меншикову, но уже в 1710 году царь подарил ее любимой супруге Екатерине. Саарская мыза, как на русский манер начали ее называть, стала охотничьими угодьями Екатерины, а годом позже, когда Петр I официально объявил жену императрицей, получила статус царской резиденции.

Именно с именем Екатерины I связано название дворца и парка, по ее указам были возведены первые постройки, а на месте лесов для царской охоты появился парк. Первый Большой дворец заложен в 1717 году, руководил строительством немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн. Дворец был маленький и скромный, несмотря на пышное название.

Есть легенда, что Екатерина II, гуляя по парку, заметила красивую белую розу и решила подарить ее утром внуку Александру. Чтобы с розой ничего не произошло, она отдала приказ поставить возле куста часового. Приказала и забыла о своем решении, а часовой остался. Его затем сменил другой, третий... Командиры боялись отменить решение императрицы, и пост сохранился до правления Николая I, который его отменил. Впрочем, есть и другая версия, по которой он повелел сохранить этот пост в память о «великой бабке», просто перенес его в другое место.

Расширение резиденции

В 1743-м на престол взошла дочь Петра I, императрица Елизавета. «Веселая Элизабет» любила роскошь и балы, блеск и развлечения. Она поручила русским архитекторам Г.З. Земцову и А.В. Квасову расширить резиденцию, сделать ее более пышной и удобной. Старые тесные екатерининские палаты, в которых прошло детство государыни, были надстроены и объединены с боковыми флигелями крытыми галереями. Спустя полтора года руководство строительными работами взял на себя архитектор Савва Иванович Чевакинский. Он заложил основной контур построек, дошедший в общем виде до нас: центральный корпус дворца с большим двором, циркумференции с дворцовыми службами и церковь. К 1751 году фасады дворца были украшены золочеными статуями и орнаментом - дворец заблистал. Однако в этом же году незаконченный дворец было решено перестроить. Кардинальная переделка здания, которая была поручена Бартоломео Франческо Растрелли, длилась пять лет. Фактически в течение всего царствования Елизаветы Большой дворец представлял собой строительную площадку.

Растрелли искусно объединил предыдущие постройки, не разрушая их, в грандиозное единое целое и заново отделал фасады. Большой дворец стал ярчайшим образцом русского барокко. Поражает, что при длине фасада 310 метров он не кажется однообразным. Чередование выступающих и углубленных частей фасада, обилие колонн, мощные фигуры атлантов, контраст между белыми лепными украшениями и лазоревой окраской стен создают стройную ритмику всего сооружения. Во время постройки дворца продолжались масштабные работы по разбивке парка. Верхний парк, примыкающий к фасаду Большого дворца, был сделан регулярным, остальная часть - это классический английский пейзажный парк, полностью рукотворный, однако создающий иллюзию естественности. Для украшения парка были привезены итальянские мраморные скульптуры.

Зиму 1768 года Екатерина Великая провела в Царском Селе, удалившись сюда, чтобы привить себе оспу и стать примером для всей России. «Я приказала написать в Англию, что мне нужен оспопрививатель... 12 октября он привил мне оспу... И теперь я отдаю приказание, чтобы оспа была привита также моему единственному сыну», - писала императрица Вольтеру.

Границей между регулярным и пейзажным парком является Камеронова галерея, в ансамбль которой входят Висячий сад, Пандус, Холодные бани и Агатовые комнаты. Камеронова галерея названа в честь ее создателя, шотландского архитектора Чарльза Камерона. Он был приглашен Екатериной II, которая сочла растреллиевское барокко устаревшим. Камерон построил также выполненный в строгих традициях классицизма Александровский дворец, подарок императрицы к свадьбе ее любимого внука, будущего императора Александра I.

При Екатерине II окончательно сложился основной ансамбль Екатерининского парка и была закончена внутренняя отделка Большого дворца. Но строительство продолжалось и в XIX веке, в парке появлялись новые павильоны и скульптуры, поэтому Царскосельский музей-заповедник сохранил память о царствовании всех российских императоров.

Екатерининский дворец в военное время

Фотографии разрушенного Екатерининского дворца были представлены в качестве обвинительных документов во время Нюрнбергского процесса.

Во время Великой Отечественной войны дворец и парк были практически полностью разрушены, и советские архитекторы совершили настоящий подвиг, восстановив их из руин. Царское Село - не только пышная резиденция русских царей, но и «город муз». Царскосельский лицей, который окончил Пушкин, располагался в корпусе Большого дворца и был возведен в 1790 году архитектором Нееловым специально для обучения великих княжон, дочерей Павла I. В 1811 году, после подписания Александром I указа об учреждении Императорского Царскосельского лицея, здание было перестроено архитектором Стасовым. Лицеистам было разрешено гулять по дорожкам Екатерининского парка, и современные посетители парка ходят там, где «смуглый отрок бродил по аллеям» и сочинял свои первые стихи.

С Царским Селом также связаны имена Василия Жуковского, Иннокентия Анненского, Анны Ахматовой, Николая Гумилева и многих других поэтов и писателей.

Что необходимо сделать в Царском Селе:

Посетить Большой дворец.

Подняться по белоснежной мраморной лестнице на второй этаж, где расположены парадные залы, пройтись по «Золотой анфиладе» к Большому тронному залу, увидеть Янтарную комнату.

Покататься по Большому пруду Екатерининского парка на лодке или гондоле.

Проехаться по парку в карете гласс-ландо, созданной в Германии по образцу парадного конного экипажа Николая II, а зимой - в русских санях.

Послушать, как журчит вода в фонтане «Молочница».

Посетить лицей и посмотреть на дортуар №14, где жил Пушкин.

Посмотреть экспозицию в Александровском дворце, посвященную Николаю II и его семье.

Послушать, как скрипит на ветру флюгер на крыше одной из китайских пагод в Китайской деревне, в создании которой принимали участие Ринальди, Неелов, Камерон и Стасов.

Царскосельская статуя

Одно из стихотворений Пушкина посвящено знаменитой царскосельской статуе - персонажу басни Лафонтена Перетте.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Пересмешник Алексей Константинович Толстой продолжил:

Чуда не вижу я тут. Генерал-лейтенант Захаржевский,
В урне той дно просверлив, воду провел чрез нее.
(Генерал-лейтенант Захаржевский руководил инженерными работами по устройству фонтана).

Этой же царскосельской нимфе посвятила стихотворение Анна Ахматова:

И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной.

Янтарная комната

Янтарная комната (или, как ее называли раньше, Янтарный кабинет) была отделана уникальными панелями из янтаря, подаренными Петру I прусским императором Фридрихом Вильгельмом I. Изначально Янтарный кабинет находился в здании Людских покоев рядом с Летним дворцом в Летнем же саду. Елизавета Петровна хотела украсить этими ценными панелями свой кабинет в Зимнем дворце, но затем передумала, и в 1755 году панели бережно разобрали и перенесли в Царское Село. Для того чтобы не повредить хрупкий янтарь, 75 гвардейцев пешком прошли 25 верст от Петербурга до Екатерининского дворца, неся в руках ящики с ценным украшением. Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была захвачена как трофей и вывезена в Германию. В послевоенные десятилетия ее поиски превратились в захватывающий детектив. После долгой работы мастеров воссозданная Янтарная комната была открыта в 2003 году.

В августе 2014 года в ГМЗ «Царское Село» открылся музей «Россия в Великой войне», посвященный Первой мировой войне. Он разместился в здании Государевой Ратной палаты, задуманной императором Николаем II как пантеон воинской славы.

Признан одним из лучших памятников мирового садово-паркового искусства XVIII – XX века. На его территории находится около 100 различных скульптур и павильонов, памятников и мостов. Екатерининский парк является жемчужиной ансамбля и прогулка по нему, как и экскурсия в Екатерининский дворец , можно сказать, входит в обязательную программу посещения Царскосельского комплекса.

В прежние времена Царское село было любимой загородной резиденцией императорской семьи, где высокопоставленные особы отдыхали и развлекались. В настоящее время – это один из самых знаменитых и посещаемых пригородов Санкт-Петербурга .

Вход в Екатерининский парк в летнее время платный, в отличие от Александровского , куда можно попасть свободно. Лучшее время для посещения - летом в хорошую погоду, либо в сезон золотой осени.

Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка, в которых расположены интересные объекты – павильоны и террасы, пруды и памятники.

Екатерининский парк - режим работы в 2019 г.

Парк открыт:

  • май - июль с 7:00 до 23:00
  • август с 7:00 до 22:00
  • сентябрь - апрель с 7:00 до 21:00.

Кассы работают с апреля по октябрь с 9:00 до 19:00.

Екатерининский парк - стоимость билетов в 2019 г.

  • Стоимость билетов в летний период (с 25 апреля по 19 октября):
    • для взрослых - 150 руб.
    • для детей до 16 лет - бесплатно
    • для школьников с 16 лет и студентов - 80 руб.
    • для пенсионеров РФ и Белоруссии - 40 руб.
  • В зимний период (с 20 октября по 24 апреля) вход в парк бесплатный .

Старый сад

Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.

Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.

Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.

Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи - амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции .

С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.

При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.

В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец – Эрмитаж , уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.

Пейзажный парк

Главной чертой пейзажного парка является его сходство с естественным ландшафтом.

Работы по обустройству пейзажного парка в Царском селе проводились при Екатерине Великой, начиная с 1760-х годов. Первоначальный план был выполнен архитектором Василием Ивановичем Нееловым, а исполнителями проекта стали садовые мастера Трифон Ильин и Джозеф Буш, а также сыновья архитектора - Иван и Петр Нееловы.

При обустройстве пейзажного парка были посажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, созданы насыпные холмы. Также были установлены памятники победам России в войнах с Турцией и построены различные экзотические павильоны.

Большую часть пейзажного парка занимает Большой пруд, в центре которого на острове расположен павильон «Зал на острову» . Особенностью Екатерининского парка является то, что в нем отсутствуют естественные водные ресурсы – реки и озера. Большой пруд был вырыт, а затем заполнен водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой.

В летнее время по пруду можно покататься на гондоле, подаренной представителями Венеции к 300-летию Царского села. Организована также платная паромная переправа на остров и экскурсия по Большому пруду.

Из истории

До начала XVIII века в том месте, где сейчас расположен город Пушкин, находилось Саарское село, принадлежащее шведам. Когда же эта территория была отвоевана Петром Первым, владелицей поселения стала его жена Марта Скавронская, в будущем императрица Екатерина I.

В 1717 году началось строительство дворца, названного Екатерининским, а в 1722 году был заложен парк, в создании которого принимали участие видные русские и зарубежные садовые мастера и архитекторы.

Царское село дорого русскому человеку, поскольку это место связано с жизнью А.С. Пушкина. Поэт учился в Царскосельском лицее и, вспоминая годы учебы, писал: «Воспоминаньями смущенный, исполнен сладкою тоской, сады прекрасные, под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой».

В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А.С. Пушкин описывает очарование мраморных скульптур Старого сада:

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.

Летом 1831 года поэт снимал дачу в Царском селе , здесь он написал письмо Онегина, завершая роман в стихах «Евгений Онегин».

В произведениях поэта упоминаются и другие памятные места Царского села, в том числе Кагульский обелиск и Чесменская колонна . Поэт был горд тем, что среди героев Морей был и его дед, Иван Абрамович Ганнибал.

Для справки: Морейская колонна в Екатерининском парке установлена в честь победы, одержанной русскими войсками на полуострове Морея в Средиземном море.

Екатерининский парк входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село». Это один из самых красивых памятников мирового садово-паркового искусства, являющийся памятником архитектуры Федерального значения.

Царское Село — это пригород Санкт-Петербурга, его южная окраина. Царское Село в 1937 году стало именоваться город Пушкин. Пушкин (Царское Село) входит в состав Пушкинского района Санкт-Петербурга. Государственный музей-заповедник «Царское Село» знаменит Царскосельским лицеем, в котором учился А.С.Пушкин, великолепным Екатерининским дворцом с уникальной Янтарной комнатой и Александровским дворцом. Ансамбль «Царского Села» включает парки: Екатерининский, Александровский, Баболовский, Отдельный. Царское Село в 2015 году отметило 305 лет со дня своего основания.

Екатерининский дворец.

Становление Царского Села как императорской резиденции связано с образом императрицы Екатерины I. Изначально усадьба в июне 1710 года была подарена Петром I своей будущей жене Екатерине Алексеевне, которая преобразила ее в каменные палаты из 16 светлиц с небольшим регулярным парком в голландском стиле. Современный Екатерининский дворец – это стиль позднего русского барокко. Этот облик он приобрел при императрице Елизавете Петровне благодаря перестройке архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1752-1756). Работы длились четыре года и 325 метровый величественный дворец, названный Екатерининским в память о ее матери – первой русской императрице Екатерине I, предстал перед потрясенными иностранными гостями. В роскошных росписях, инкрустациях залов и пышных интерьерах апартаментов жили, устраивали балы и маскарады, принимали иностранных послов, отмечали юбилеи все императоры России. Эти залы помнят легкую поступь грозной Екатерины Великой. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили проводить в стенах Екатерининского дворца не только летнее, но и зимнее время. Екатерининский дворец имеет еще одно название «Большой Царскосельский дворец». В 2016 году признанный шедевр мировой архитектуры Екатерининский дворец в Царском Селе отметил свой 260-летний юбилей.

Построенный на декоративных контрастах и световых эффектах шикарный архитектурный образ Екатерининского дворца дополняют золотые купола церкви Воскресения Христова (1750 годы архитектор Б.-Ф. Растрелли, 1860 годы архитектор А. Видов). Тысячи посетителей ежедневно приходят сюда, чтобы самим увидеть и полюбоваться на это творение человеческих рук и идеи венценосных владельцев, воплощенные гением архитекторов. Необычайно торжественный и нарядный вид придают Екатерининскому дворцу цвета небесной лазури огромное количество белоснежных пилястр, колонн, огромных окон, а также вызолоченные скульптурные фигуры, лепнина и бесчисленное множество резных украшений на фасаде дворца. Внутри весь дворец тоже наполнен золотым сиянием. Знакомство с внутренним убранством Екатерининского дворца начинается с Мраморной Парадной лестницы. Ее создали в 1860 году по проекту архитектора И.Монигетти. Огражденные резной балюстрадой широкие ступени из белого мрамора в окружении завораживающего объема воздуха и света устремляются с двух сторон к средней площадке и от нее четырьмя маршами взбираются на второй этаж к дворцовым покоям. Величественная атмосфера дворца продолжается в изыске залов «Золотой» анфилады. Парадные комнаты второго этажа соединены резными золочеными порталами-дверями, которые образуют уходящую в бесконечность анфиладу.

Большой (Тронный) зал – главное место в «Золотой» анфиладе. От такого объема золота захватывает дух! «Светлая галерея» Тронного зала площадью 860 кв. метров имеет вытянутую форму и охватывает всю ширину дворца. Тронный зал словно соткан из обрамленных золоченой резьбой бесчисленных окон и зеркал, создающих эффект прозрачности, легкости и перспективы с Екатерининским регулярным парком. Свод Тронного зала украшает плафон «Триумф России», а паркет блестит наборным рисунком. Стеклянные двери величавого Тронного зала приводят туристов в три Антикамеры. Белая Парадная столовая, Зеленая и Малиновая столбовые, Портретный зал, Картинный зал, Кавалерская столовая, Китайская Голубая гостиная – все в Екатерининском дворце восхищает взор, и будто оказываешься в мире иллюзий.

Янтарная комната (кабинет) – самые известные апартаменты Большого Екатерининского дворца, входящие в анфиладу парадных залов. Часть янтарных мозаик была изготовлена в начале 18 века в Пруссии, подарена Петру I, а в 1755 году перенесена в Царское Село. Во время Великой Отечественной войны все наряды Янтарной комнаты были вывезены немцами в Германию в замок Кенигсберг. С 1979 года в Санкт-Петербурге по эскизам реставраторов стартовала программа воссоздания ее уникальных мозаичных панно и медальонов из янтаря. Возродившаяся Янтарная комната была открыта к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году. Здесь все было сделано с нуля. В едином тандеме сошлись научные достижения, творчество декораторов, талант резчиков по камню и мастерство художников. Шесть тонн янтаря сотворили чудо и превратили Янтарную комнату в ювелирный шедевр. Легенды и мифы об ее экспонатах ходят до сих пор.

Екатерининский парк. Фото.

Прогулка по Екатерининскому парку Царского Села – это экскурсия в имперское прошлое России. Разнообразие стилей садово-паркового искусства менялось в зависимости от времени, моды и вкусов его венценосных хозяев. Регулярный парк перед Екатерининским дворцом в стиле французских регулярных садов с разбитыми партерами – ранний памятник Царскосельского ландшафта. Планировка регулярного парка заканчивается у Грота и Камероновой галереи. В парадных подъездах и аллеях регулярного парка гостей встречают бюсты богов и мраморные статуи античности. Императрица Елизавета Петровна в середине 18 века повелела оформить парк 60 статуями. Скульптуры «Галатея» и «Амфитрида» стали неотъемлемой частью Царскосельского паркового ансамбля. Фантазия и упорство зодчего Растрелли воздвигла в парке бирюзовые павильоны «Эрмитаж», напоминающий сказочную золотую игрушку, и «Грот» в духе таинственной морской пещеры.

При Екатерине II создавался парк в английском стиле. Новые павильоны в классическом стиле дополнились неповторимыми пейзажами с декоративными мостиками, романтическими каскадами, системой каналов, Китайской деревней, Скрипучей беседкой. Здесь появилось гидротехническое сооружение Большое озеро – пруд, берега которого украсили Турецкая баня и Мраморный мост, Адмиралтейство. Павильон «Зал на острову» и Чесменская колонна со скульптурой орла архитектора А. Ринальди (1776 год) украшают середину Большого пруда.

Царское село — это музей-заповедник, расположенный недалеко от Санкт-Петербурга в городе Пушкин. Царское село является одной из трех самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, не считая самой северной столицы. Другие две достопримечательности конечно Эрмитаж и Петергоф. В наше короткое знакомство с Петербургом, кроме всего прочего мы посетили две из них. И сегодня расскажем о Царском селе, музее с богатой и сложной историей.

Как добраться до Царского села

Самый простой, удобный и быстрый способ доехать до Царского села это маршрутное такси. Для этого нужно доехать на метро до станции Московская. Здесь между Московской площадью и Домом Советов находится стоянка пригородных автобусов и маршруток. Если вам трудно будет сориентироваться просто спросите остановку пригородных автобусов или Дом Советов. С этой остановки до Царского Села идут маршрутки № 287, 342, 545 . Детально посмотреть схему движения маршруток с остановками можно воспользовавшись приложением . Есть еще вариант электричкой с Витебского вокзала, но в Пушкине все равно придется пересесть на маршрутку. Мы уехали в Царское село от станции метро Московская и уже через 30 минут были на месте.

Приехав в Пушкин только после обеда и проанализировав очередь во дворец, мы решили ограничиться прогулкой по парку. Стоит оговориться, что билет в парк, за которым тоже нужно выстоять очередь, не является входным билетом во дворец, куда нужно стоять дополнительно уже после входа на территорию парка. На территории парка есть несколько павильонов, а во дворце несколько выставок. С ценами на посещение музейных экспозиций можно ознакомится на официальном сайте музея-заповедника Царское село.

Рядом с кассами есть арка. Этой аркой Церковный флигель соединен с Императорским Царскосельским Лицеем, в котором с 1811 по 1817 обучался и окончил его в числе первого набора Александр Сергеевич Пушкин.

Большой Екатерининский дворец в Царском селе

Екатерининский дворец назван так в честь императрицы Екатерины I, по приказу которой здание и было заложено в 1717 году. Поместье Саарская мыза стало подарком Петра I своей супруге, ныне это Царское село. Дворец был загородной резиденцией трех Российских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из императриц внесла что-то свое в облик Большого Екатерининского дворца. Нынешний вид дворца дело рук знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, бюст которого установлен с северной стороны дворца.

По приказу Елизаветы Петровны Растрелли перестроил и существенно увеличил Екатерининский дворец. Так в 1756 году на суд ошеломленных гостей предстал 325-ти метровый дворец с позолоченным фасадом. После смерти предшественницы, Дворец с парком перешел во владения Екатерины Великой, которая до конца своего правления вносила коррективы во внешний облик парка и дворца, но существенно во дворце уже ничего не менялось.

Здание дворца сильно пострадало во время фашистской оккупации в ходе Великой Отечественной войны. Кроме обгоревшего здания, дворец лишился главной своей реликвии — Янтарной комнаты, которая была вывезена из России. Сейчас в Большом Екатерининском дворце открыта для посещения Янтарная комната, скрупулезно воссозданная реставраторами. А сам дворец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.





Екатерининский парк в Царском селе

В Екатерининский парк, как и в Екатерининский дворец можно попасть только через один вход, хоть их и предусмотрено больше. Находится он на улице Садовая, недалеко от остановки маршруток, они подвозят к самому входу, от него и забирают. Екатерининский парк баснословно богат. По парку можно гулять не один день и все равно трудно будет уйти отсюда повидав все его достопримечательности. На территории более чем в 100 гектаров кроме самого дворца расположилось множество павильонов, мостов и памятников сооруженных в разное время и в разных архитектурных стилях.

Камеронова галерея

Знакомство с павильонами парка можно начать недалеко от Большого дворца, с южного флигеля. Южный флигель дворца или как его правильно называть Зубовский — назван так в честь последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, для которого он и был возведен. Здесь же находится Холодная баня и Камеронова галерея. Все три павильона соединяет пандус с ликами римских императоров.



Камеронова галерея называется так в честь архитектора Камерона, который и построил этот павильон. Верхний ярус украшен бюстами кумиров Екатерины Великой, а сам павильон предназначался для философских прогулок и бесед.



Отсюда открываются красивые виды всего парка и Фрейлинского садика.



Приверженность Камерона к античному искусству видна невооруженным взглядом.







Зеркальные пруды и Верхняя ванна

Напротив Большого Екатерининского дворца расположен регулярный парк, одно из главных мест в котором занимают два Зеркальных пруда. На северной стороне дальнего от Камероновой галереи пруда расположена Верхняя ванна.



Как можно понять из названия, данное здание служило парильней для членов императорской семьи. В настоящее время вход в этот павильон бесплатный, в нем представлена экспозиция посвященная кинематографическому искусству, а точнее всем российским фильмам снятым на территории Царского села. В одной из комнат в качестве экспонатов представлена аппаратура со съемочной площадки «Анны Карениной».

Недалеко от Верхней ванны, находится павильон Нижняя ванна, сюда вход уже платный.

Испортить прогулку может только дождливая питерская погода, в остальном по уютным тропинкам, тенистым аллеям и симметрично выстриженным лужайкам очень приятно гулять и легко забыть о времени.





Павильон Грот, Царское село

Регулярный парк условно можно разделить на Старый сад и Эрмитажную рощу. Старый сад включает в себя два Зеркальных пруда, Верхнюю и Нижнюю ванны и павильон Грот.

Грот, построенный самим Растрелли был декорирован в соответствии со своим названием. Покровители морей, дельфины и раковины создают настроение моря. Внутреннее убранство Грота много раз менялось, так со стен исчез туф, еще больше придававший похожесть помещения с гротом. Множество скульптур и картин из Грота в настоящее время находятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Павильон Эрмитаж, Царское село

Старый сад отделен от Эрмитажной рощи Рыбным каналом, через который переброшены несколько каменных мостков. Мостики очень красочно вписываются в созданный ландшафт.

Эрмитажная роща названа так в честь главного здания в этой части парка. Павильон Эрмитаж также является главной достопримечательностью всего регулярного парка.

Эрмитаж один из классических образцов русского барокко. Что характерно, проект был разработан Земцовым, а Растрелли только исполнил его, дополнив некоторыми деталями, такими как колонны. Внутренняя отделка тоже характерна для архитектурного стиля барокко, в чем с легкостью можно убедиться купив билет в павильон Эрмитаж. Заплатив чуть больше и придя к определенному времени вам проведут экскурсию по внутренним залам Эрмитажа с демонстрацией механизма подъемного стола. Подъемный механизм позволял трапезничавшим царствующим особам получать сменные блюда не видя прислугу. Механизм опускал стол в кухню, расположенную на первом этаже и уже накрытый стол поднимался в трапезный зал.

Нижние пруды и их достопримечательности

Северо-восточная граница парка условно ограничена нижними прудами. За последним третьим установлены символичные ворота.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» сооружены в 1817 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Текст, выгравированный на воротах принадлежит руке Александра I.

Неподалеку установлена чугунная беседка, где можно отдохнуть от суеты регулярного парка. Надо отметить, что в эту часть парка почти никто не доходит.

Мост-каскад разграничивает Второй Нижний пруд и Третий Нижний пруд.

Такой же мост-каскад разграничивает Первый и Второй Нижние пруды. Рядом с этим мостом-каскадом установлена Морейская колонна, являющаяся памятником победе России в русско-турецкой войне.

Так двигаясь от Третьего пруда к Первому мы дошли до Большого озера, на берегу которого, да и на самом озере расположилось много достопримечательностей. Первое что мы увидели это Кроличий остров, рядом расположен паром, который доставляет всех желающих на Большой остров. У парома есть график движения и стоимость. А на Большом острове расположен концертный зал «На острову» и Чесменская (Орловская) колонна, произведения знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Возведена она в честь морских побед графа Орлова.









Адмиралтейство и Турецкая баня

Здесь на берегу Большого озера уже в конце XVIII века было построено три кирпичных здания, под единым названием Адмиралтейство. Эти здания выстроены уже не в стиле русского барокко, а ближе к готике.


На противоположном от павильона Грот берегу Большого озера, расположена Турецкая баня. Павильон задуманный Александром I воплотил в жизнь архитектор Монигетти. Турецкая баня была построена в память о русско-турецкой войне. Во время Великой Отечественной Войны павильон был разрушен, и позднее восстановлен. Вход в павильон Турецкая баня платный.

Пейзажный парк, Царское село

За Большим озером начинается Пейзажный парк. Множество каналов, через которые проложены мостики, тропинки, холмы и деревья делают прогулку незабываемой. Находясь здесь можно легко потерять ощущение реальности и провалиться в настоящую сказку.









Гуляя по Пейзажному парку мы пересекли Рамповую аллею, которая ведет к Камероновой галерее. А по дороге мы увидим Гранитную террасу. Хочется признаться, что все названия и местоположения павильонов и аллей мы подсмотрели в бесплатной карте, которую выдают в кассах вместе с билетом в парк, поэтому вы не останетесь без спасательного ориентира.

С Гранитной террасы, украшенной точными копиями античных статуй, открывается вид на Адмиралтейство.





А если смотреть с террасы по прямой, то мы увидим тот самый Концертный зал на Большом острове, перед ним скульптуру «Нервы, цезаря римского», и еще ближе к нам статуя «Венера с Амуром».



В юго-западной части парка расположены Верхние пруды, которые стали основным элементом ландшафтного решения этой части парка.



В самых недрах островов, опоясанных прудом расположился Павильон Кухня-руина.



Рядом павильон Концертный зал.

Уже совсем на границе с Александровским садом расположилась Скрипучая (Китайская) беседка, задуманная архитектором Растрелли и воплощенная Нееловым.

Отсюда уже можно двигаться в сторону выхода из парка, то есть в сторону Большого Екатерининского дворца. По пути нам встретился еще один павильон Вечерний зал. Одно из самых поздних сооружений Екатерининского парка, построенное уже в XIX веке.

Уже почти рядом с Зубовским флигелем, к которому мы вышли, находится красочная Пергола (Трельяжная беседка), излюбленное место для фотосессий молодоженов.

Перлога является условной границей так называемого Собственного сада. Его нетрудно распознать по мраморному фонтану и скульптуре «Нимфа».

С территории Екатерининского парка мы вышли не через парадный вход, а через Треугольную площадь, мимо Золотых ворот Екатерининского дворца. С этой стороны дворец мы показали в самом начале статьи. Кстати вход на внутреннюю территорию дворца разрешен только в составе экскурсионной группы по пропускам.

Напротив Золотых ворот в Екатерининский дворец находится вход в Александровский сад. Мы же обогнув дворцовые постройки снова оказываемся на Садовой улице, рядом с аркой. Рядом с лицеем находится первая каменная церковь в Пушкине.

Царское село — отзыв

Есть несколько советов для всех, кто решил посетить Царское село в Санкт-Петербурге. Если ваша поездка совпала с туристическим сезоном, а это май-сентябрь, то будьте готовы к огромному количеству народа. Как уже было сказано выше, Царское село одна из самых посещаемых достопримечательностей северной столицы. Посетители здесь самые разные и не только наши соотечественники, но и много иностранцев, причем делегации из Китая весьма многочисленны. Поэтому если у вас есть желание погулять не Только по Екатерининскому парку, но и посетить сам Екатерининский дворец, вам следует приехать сюда рано утром и захватить с собой бутерброды, потому что стояние в очереди и прогулка по парку могут растянуться на весь день.

Что же касается лично нас, дорога из Санкт-Петербурга совершенно не утомительна. Утомляет только большое количество людей. Но и здесь не все так плохо, большие скопления только у самого Екатерининского дворца (очередь во дворец) и на Камероновой галерее. Остальной парк почти пуст, поэтому по нему будет комфортно гулять даже в самый час пик и в самый сезон. Что же касается входа во дворец, если вы все-таки намереваетесь попасть внутрь, будьте готовы выстоять 2-3 часовую очередь. Но на этом неудобства не закончатся. Из-за большого потока туристов вам не дадут свободно прохаживаться по залам дворца. Экскурсия очень лимитирована по времени, а Янтарную комнату вы посмотрите почти не останавливаясь. Так что если вы все же хотите увидеть легендарную Янтарную комнату, запаситесь терпением.

Для справки. На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского - «мыза на возвышенном месте»), а по-русски - Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.
В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. А с началом дворцового строительства Старая мыза получила высокий титул Царского Села.
Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец. Главный фасад Екатерининского дворца ориентирован в сторону Александровского парка, противоположный - обращён на юг и выходит в Екатерининский парк.

Со стороны города отчётливо видны церковный и великокняжеский (Императорский лицей) флигели, а Зубовский корпус и Термы Камерона скрыты со стороны парка.

Поражают масштабы Екатерининского дворца, длина главного фасада которого (без флигелей) составляет 280 метров. Екатерининский дворец является одним из самых крупных исторических зданий Санкт-Петербурга.

По кончине Екатерины I, Царскосельское имение перешло к будущей императрице Елизавете Петровне. При ней, Царское Село превратилось в одну из главных летних императорских резиденций, где огромное внимание уделялось строительству.
Современники были буквально ослеплены роскошью отделки дворца. Когда Елизавета приехала с двором и иностранными послами осмотреть законченный дворец, то всякий спешил выразить императрице свой восторг и удивление, один только французский посол не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание пожелала знать его причину и получила на это в ответ, что он не видит здесь самой главной вещи: «футляра на сию драгоценность».
Дворец перестраивался всё царствование Елизаветы. Позднее, Екатерина II говорила в своих записках: «Здешний дворец тогда строился, но это была работа Пенелопы: завтра ломали то, что сделали сегодня. Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь выстроен прежде, чем доведён был до состояния, в каком находится теперь…».

Во время Великой Отечественной войны город Пушкин оказался в зоне оккупации. Несмотря на заранее подготовленный план и героические усилия оставшихся работников музея, эвакуирована была лишь четвёртая часть фондов.
Пытались эвакуировать и знаменитую Янтарную комнату, однако пробное снятие узкого панно показало, что без значительных повреждений демонтировать её не получится. Тогда и было принято решение законсервировать Янтарную комнату от возможных повреждений и оставить во дворце...

Екатерининский дворец. Фрагмент фасада. Фото М. А. Величко. 1944.

Когда в город вошли немцы, в Екатерининском дворце, в личных покоях Александра II расположилось гестапо, в подвалах дворца - тюрьма. Нижний этаж был превращён в гигантский гараж, дворцовая церковь - в стоянку и мастерскую для мотоциклов, а в церковных куполах размещался наблюдательный пункт.
Екатерининский дворец получил сильнейшие повреждения от бомбёжек и пожаров, больше всего пострадала центральная часть дворца с Большим залом. Дворец был разрушен так сильно, что после войны вначале даже планировалось его не восстанавливать.

Екатерининский дворец в Пушкине. Первая антикамера. Фото С. Г. Гасилова. 1944.

21 марта 1944 года состоялась научно-техническая конференция, посвященная вопросу реставрации пригородных дворцов (Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина). О том, как решалась судьба Екатерининского дворца, узнаём из стенографического отчёта: «...это самое тяжелое место для подлинного восстановления. Почему же такая странность: меньше сгорело, а восстановить труднее? Дело в том, что вся обработка в других дворцах была монументальной - состояла из штукатурных украшений, искусственного мрамора, который не сгорает до конца, и т.д. А в Детскосельском дворце все парадные части не были оштукатурены, они имели гладкие кирпичные стены, на которых сделан деревянный каркас, по которому делались деревянные щиты, а затем шла деревянная резьба. И все затянуто шелками. И пожар уничтожил все деревянное. Но, к счастью, не все погибло: сохранился Большой зал, он, во всяком случае, восстановим, а вот анфилада погибла. Екатерининские Агатовые комнаты сохранились, но не сохранился зал Камерона. Что же делать? Половина сохранилась, и половина нет. И волей судеб приходится оставить дворец - дворцом: дворец Елизаветинской и последующих эпох».
Мастерство реставраторов возродило основные черты былого великолепия императорской резиденции, а к 300-летию Петербурга была воссоздана и утраченная Янтарная комната.

А теперь небольшая прогулка по парку.
Екатерининский дворец и Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817) П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Так или иначе, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед царицыным дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, - еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.
В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой. Ф.-Б. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору.

Павильон «Эрмитаж» и чаша с химерами.

Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад».

Мраморный мост.
Также мост называют Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узкой протокой, соединяющей Большой пруд с соседним, на котором был создан архипелаг из 7 островков. На них в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди. Эти островки по сей день сохраняют название Лебяжьих.
Детали моста были вытесаны уральскими мастерами на Екатеринбургской гранильной фабрике из местного голубовато-серого горношитского и белого становского мраморов.

Лебяжьи островки

Комплекс из трех павильонов, издавна называемый Адмиралтейством. Был возведен на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая.

В нижнем этаже центрального корпуса хранились лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду; отсюда и название зданий - Адмиралтейство. В XIX веке здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира.
Эта традиция перешла в Царское Село от петровского потешного флота, существовавшего в свое время на прудах Московского Кремля. Плавание на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров. Эта уникальная коллекция, связанная с историей русского флота, погибла во время Великой Отечественной войны.

Птичник (один из двух корпусов-башен).

По сторонам от центрального павильона располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы (утки, лебеди), а также фазаны и павлины.
Между главным зданием и корпусами, соединенными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и два круглых пруда.

В архитектурный комплекс Адмиралтейства входил и построенный в 1780-х годах Матросский домик. Здесь жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали по пруду и перевозили гуляющих по парку на остров Большого пруда.
Похоже, традиции возобновляются.

Центральный корпус Адмиралтейства от Гранитной террасы.

Павильон «Зал на острову»

В XVIII и начале XIX века павильон, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов.

Ещё один остров на Большом пруду. Дикий (Пустой) остров. Не трудно догадаться, что назван так из-за отсутствия каких-либо построек.

Екатерина II спешила явить просвещенной Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Чесменская колонна

Отражение

Башня-руина

Башня представляет собой аллегорию погребенной под османской империей Греции. Руина выглядит как частично ушедшая в недра земли тосканская колонна, верх колонны завершается квадратной в периметре площадкой, античные развалины венчает круглая турецкая надстройка.

Турецкий каскад.

Красный (Турецкий) каскад представляет собой плотину с двумя сужающимися кверху «готическими» башенками по сторонам. Стены башенок из красного кирпича были обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их белые рустованные обрамления отчетливо выделяются на кирпичном фоне. Узкие щели-бойницы в нишах и зубчатый парапет придавали каскаду вид своеобразного крепостного сооружения.

В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвященные победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня».

В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения - павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.

Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И. А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал ему особую живописность.

Вернёмся к временам Екатерины II. О чуткости императрицы - просветительницы и законодательницы - к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки. Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.

Камеронова галерея от цветочного партера.

Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка.

Скульптурная коллекция бронзовых бюстов

В 1780–1790 годах на галерее установили бронзовые бюсты, выполненные в литейной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств.
Скульптурная коллекция, украсившая Камеронову галерею по воле Екатерины II, воплощает продуманную идеологическую программу и составляет единый цикл, отражающий мировоззрение великой императрицы.
Выражая в подборе исторических персонажей свои взгляды, подобно английским аристократам первой половины XVIII века, Екатерина II включила в свою скульптурную галерею изображения богини Юноны, Платона, Гомера, Овидия, Сенеки, Цицерона и Демосфена. Отнюдь не случайно в числе первых был установлен бюст Сенеки. Древнеримскому философу и драматургу, полагавшему, что при справедливом правителе, носителе разума, монархия может быть залогом благоденствия государства, принадлежит выражение «Только мудрец умеет быть царем», которое любила повторять Екатерина II.

Собрание бронзовых кумиров Екатерины II

Террасу Камероновой галереи, бельэтаж Зубовского флигеля, где располагались личные покои Екатерины II, и Агатовые комнаты Холодной бани, в которых императрица в утренние часы читала, просматривала государственные бумаги и отвечала на письма, соединяет Висячий сад.

Со стороны сада можно попасть во второй этаж Холодной бани.

Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона - небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем - шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».
Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Слева бюст императора Марка Аврелия, справа Висячий сад с Холодными банями.

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Скульптура Венера Каллипига

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах по проекту архитектора Ю. М. Фельтена.
Помещения второго этажа, спроектированные и отделанные Ч. Камероном и Д. Кваренги, составляли личную половину императрицы и включали Купольный зал, Китайский зал, Серебряный кабинет, Опочивальню, Синий кабинет (Табакерку), Зеркальный кабинет, Рафаэлевскую комнату, Камерюнгферскую и Уборную.
Образующие единый комплекс интерьеры Камерона соединялись висячим садом с павильоном «Холодная баня».

Зубовский флигель

Помещения нижнего этажа, также созданные Камероном и Кваренги, предназначались для фаворитов: здесь поочередно размещались Г. А. Потемкин, А. Д. Ланской, А. М. Дмитриев-Мамонов и П. А. Зубов. Впоследствии в этой части дворца жили родственники и приближенные императорской семьи. Флигель имел отдельный подъезд, также получивший название Зубовского.

В 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой - верандой в итальянском стиле, что придало этой части парка законченный вид.

В 1780-х годах архитектор Д. Кваренги построил в Екатерининском парке Концертный зал, охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служило панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале с изображением статуи богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.

Неподалёку от Концертного зала в кустах обнаруживаем рояль. Шутка. Кухня-руина! Как же долго я её искала, видела на фотографиях других авторов и всё не могла понять, где же, где она находится?!

Интересно, что при создании Кухни-руины Д. Кваренги воспользовался находившимися в его распоряжении фрагментами подлинных античных памятников - мраморными капителями, карнизом и фризом с высеченными гирляндами.
В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани и намеренно поврежденных с целью придания им характера глубокой древности, навевающей меланхолические размышления. В нишах на фасадах Кваренги поместил античную пластику и внутри павильона также расставил несколько скульптур, не дошедших до наших дней. Имитация разрушенного памятника древности выполнена строителями Кухни-руины с исключительным мастерством: местами обнажена выветрившаяся кирпичная кладка, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами. По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».

Насладившись красотой, выпутываемся из кустов и попадаем в царство китайской символики и колорита. Скрипучая (китайская) беседка.

Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой расположен на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Подкапризовой дорогой, сразу за которой находится Китайская деревня. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки - Скрипучая.