Туризм Визы Испания

Давид-Городок - город Столинского района, Брестской области Беларуси. Церковь. Достопримечательности, Путешествие и туризм, Исторические и архитектурные памятники. Путешествия по Беларуси - Давид-Городок, город Раскрыть тайны Замковой горы

Давид-Городок на реке Горыни возник в XI – XII вв. Его основателем считается волынский князь Давид Игоревич, от имени которого и названо поселение. Памятник князю Давиду (XX в.) сейчас возвышается в центре города

Памятник князю Давиду в Давид-Городке

Во время раскопок на городище Давид-Городка (XI – XII вв.) были найдены остатки срубных жилищ, деревянной церкви, деревянных мостовых, несколько богатых погребений. Там же ученые обнаружили множество украшений, оружия, изделий их металла. Сейчас на этом месте установлен валун с мемориальной табличкой.

Городище в Давид-Городке

Городище в Давид-Городке

Городище в Давид-Городке

Георгиевская церковь (1724 г.) считается прообразом многих культовых сооружений XVIII в. В ее архитектуре почти отсутствует декор, отделка интерьера также проста до аскетизма. Единственное исключение – богатая резьба алтарной части. Четырехъярусный иконостас (XVIII в.) – чудесный образец народного творчества.

Георгиевская церковь в Давид-Городке. Колокольня

Георгиевская церковь в Давид-Городке. Вид от церкви на ворота

Георгиевская церковь в Давид-Городке

Церковь Казанской иконы Богоматери (1913 г.) построена в псевдо-русском стиле. Ее нарядный красно-белый силуэт заметен издалека.

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке

Интересно также взглянуть на штаб польского пограничного батальона (1920 гг. ) и на рядовую городскую застройку (XIX – XX вв.) .Сохранилось немало деревянных домов, крыши которых украшают "солнышки".

Давид-Городок. Рядовая застройка

Рядовая застройка в Давид-Городке

К сожалению, к этому моменту в Давид-Городке уже уничтожен уникальный памятник белорусского деревянного зодчества - дом семьи Кулаг.

Добротный и большой дом в 1936 году построил для своей семьи колбасник Семён Кулага. С приходом большевиков дом был отобран, а самого Семёна и одного из его старших сыновей позже сослали в ГУЛАГ, откуда они не вернулись.

Дом семьи Кулаг в Давид-Городке. Угловое окно

Дом семьи Кулаг в Давид-Городке. И интерьерах сохранились старинные резные двери

Долгое время в доме Кулаг находились различные учреждения. Последней там размещалась гостиница. Затем здание пустовало, после чего его снесли. Произошло это несмотря на то, что Надежда Туровская, правнучка Семёна Кулаги, предлагала за дом прадеда любые деньги.

Сейчас в Беларуси практически не сохранилось двухэтажных деревянных домов начала прошлого века. Поэтому архитекторы в один голос признавали дом Кулаг в Давид-Городке уникальным.

Тем не менее, здание было уничтожено местными властями - специально к областному празднику "Дожинки". Подробнее об этой истории читайте .

Дом семьи Кулаг в Давид-Городке

Посещение Давид-Городка лучше планировать на середину января, когда здесь проходит традиционный и зрелищный народный праздник «Коники» .

Давид-Городок - это маленький город Столинского района, Брестской области Беларуси. Основной архитектурной достопримечательностью Давид-Городка является деревянная церковь Святого Георгия, построенная во второй половине 17-го века и несколько перестроенная в 1724 году. Во внешнем и внутреннем убранстве данного храма нет никаких сложных архитектурных элементов, все выполнено достаточно просто и сдержанно, что весьма характерно для таких старинных деревянных культовых построек. На сегодняшний день данный храм в Давид-Городке находится в отличном состоянии и является очень интересным архитектурным памятником белорусского деревянного зодчества, культурно-исторической ценностью и достопримечательностью Беларуси. На примере данного храма можно попытаться представить как выглядели типичные деревянные церкви в далеком 17-ом веке. Возле церкви Святого Георгия в Давид-Городке имеется также небольшая колокольня, построенная в 19-ом веке.

Другой достопримечательностью Давид-Городка является церковь Казанской иконы Божьей Матери. Данный храм был возведен в Давид-Городке относительно недавно, в 1913 году. Рядом с церковью имеется также небольшая часовня и красивая брама, построенные в том же году. Данный прекрасный храм на текущий момент также находится в отличном состоянии и является архитектурным памятником и культурно-исторической ценностью Беларуси.

Своеобразной визитной карточкой, символом и самым узнаваемым объектом Давид-Городка является памятник князю Давиду - основателю Давид-Городка, в честь которого этот городок и получил свое название. К другим достопримечательностям Давид-Городка можно также отнести: во-первых, здание бывшего костела, первоначального построенное в 1936 году, а на данный момент перестроенное под клуб; и во-вторых, несколько других строений относящихся в основном к началу 20-го века, во главе со зданием бывшего штаба польского пограничного батальона, которые можно отнести к городской исторической застройке.

Давид-Городок - это одно из древнейших поселений на территории современной Беларуси. Здесь имеется древнее городище или, по-другому, замчище относящееся к 12-му веку. Сейчас этот археологический памятник представляет из себя просто небольшой холм характерной формы. Но под небольшим слоем грунта там действительно скрываются остатки древних деревянных строений и оград, глинобитных печей и мощеных деревом улиц.

«Весь люд в этом городе занимается купечеством и торговлей и от поездки челнами наиболее доходы себе ищет».

Инвентарь 1753 г.

С 1940 г. Давид-Городок считается вторым по величине городом в Столинском районе Брестской области, Беларусь.
Основание города (1100 г.) связывают с князем Давидом, внуком Ярослава Мудрого. Название города - также от имени князя («Городок», «Городок Давыдов», «Давыд-Городок»), поэтому и жители зовут себя «городчуками».

Местоположение местечка на реке Горынь определяло род занятий его жителей - торговля, связанная с речным портом, изготовление речных судов. Ещё в начале XVI в. город стал торговым центром Волыно-Подольского региона. По Горыни и далее по Припяти и Днепру сплавляли лес, перевозили хлеб, сельскохозяйственные продукты, смолу, дёготь и другие товары из Волынской губернии в Киев, а через Огинскую водную систему - на Неман и дальше к Балтике. Не случайно 22 января 1796 г. Давид-Городку был дан соответствующий герб: на чёрном фоне - река с золотой пристанью, двумя воротами по сторонам и пристающим золотым судном, груженым товаром, связанным в три тюка.

Известный путешественник П.П. Семёнов в книге «Живописная Россия» в 1882 г. писал о Давид-Городке:

«Торговля довольно значительная, куда стекаются из дальних мест окрестные жители, чтобы продать или передать комиссионерам для развоза по другим городам свои домашние заготовки, как, например, ветчину, сушёную рыбу, дичь в разных видах, грибы, сушёные сливки и т.п., но главное, чем славились сапожники Давид-Городка, - это высокие, с длинными голенищами сапоги. Всё это ежегодно привозится в Вильно, Варшаву и другие города. Местные жители также известны отличною отделкой плетёных бричек…».


A Jewish home at the Edge of the Town


The Synagogue of the Stoliner Hasidim


Bet-Midrash (Studyhouse) of the Rabbis


The commercial center of David-Horodok


The new cemetery in David-Horodok


The cantor of the town with his singers


David-Horodok"s first-string soccer team, 1937. Right to left: Nachman (Chaneh) Yonush, Yeshayahu Magidovich, Yiztchak (Idel) Friedman, ?, ?, Shlomoh Kolozny, ?, Ya"akov Kolozny



Preparation group in Lisovitch 1931


Crowd from David-Horodok sending off a family making aliyah


A corner of the new market in David-Horodok



Nest of the Hashomer Hatzair in David-Horodok, 1932



Funeral of Itzhak-Leib Zager, David-Horodok - 1939


Perfomance of the The Dybbuk by the young amateurs of David-Horodok, 1938


The Greble Street in David-Horodok



The soccer team Hako"ah in David-Horodok in 1927



The sawmill of Moche Rimar in David-Horodok. In the picture is Moche Rimar with some of his family members and supervisers

The Great Bet-Midrash (Religious Studyhouse)

Евреи Давид-Городка и Радзивиллы

«Каждый житель Давид-Городка был уникален. Простые, непритязательные, бедные, но всегда оптимистично настроенные - Давид-городчуки обладали особым юмором и манерами. Самые религиозные не носили пейсы и кафтаны; самые интеллигентные разговаривали на родном языке. У многих были прозвища типа Абрам-байстрюк, Шая-император, Давид Великолепный, Юд-учёный и т.д».

Евреи впервые появились в Давид-Городке в XIV-XV вв., но особенно активно стали заселяться в период с 1521 по 1551 гг., когда местечко находилось во владении Боны Сфорцы, королевы польской и великой княгини Литовской. Правовое положение евреев было узаконено в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г.

Давидгородокские евреи подчинялись кагалу в Пинске. Первое упоминание общины, относящееся к 1667 г., связано с тем, что Пинский кагал собирал обеспечение по займу с еврейских общин, одной из которых было еврейство Давид-Городка. После восстания Богдана Хмельницкого жители местечка находились в затруднительном финансовом положении, что вылилось в конфликт между местной и Пинской еврейскими общинами, который разрешился из-за вмешательства Радзивиллов - благодаря их протекции в Давид-Городке был основан отдельный кагал.

Центр радзивилловских владений в Полесье - Давид-Городок - не был крупным ремесленным центром, тем не менее, в XVII в. ремесленное дело было представлено в городе 35 различными специальностями, например: в инвентаре 1670 г. упоминается сапожный цехмистр, а в 1692 г. - рыбацкий цехмистр. Административная реформа Князя Радзивилла, в результате которой все жители городка были переведены в разряд крепостных крестьян, не коснулась евреев, позволив им и дальше заниматься ремеслом и торговлей, держать магазины, аптеки, пилорамы, парикмахерские, всевозможные мастерские, баню.

Еврейская (русская) баня

«Было определенное очарование в давид-городокской бане. Перед моими глазами - длинное здание из красного кирпича, высокие узкие окна с небольшими квадратами стекла в рамах. В первой прихожей лежала приготовленная куча веток. (…) Оттуда дверь вела в баню для «битья» или, как её ещё называли "парилку", которая была совсем другим миром. (…)

(…) Густой пар смешивался с вонью грязного белья, висящего на палках, вставленных в стропила наверху. Не каждое сердце это выдержит. Действительно, по этой причине такой хрупкий еврей, как Борух-плантатор никогда не горел желанием попариться в давид-городокской "парилке".

Единственный, кто чувствовал себя там лучше, чем дома, был Мойше Мордехай Жирный, сын Зелига. Ему никогда не было слишком жарко. Когда он приходил вместе с Мейером Гершелом Мясником, всё действительно происходило воодушевлённо. Сначала Мейер Гершл кричал хриплым голосом: «Подлей ещё ведро!». Чтобы вылить ведро воды на кипящие горячие камни в печи требуется большое мастерство, и Мойше Жирный был экспертом. Жара росла с каждым ведром. Пар можно было резать ножом. Он был такой густой, что человек мог просто задохнуться. В этот момент они оба поднимались на самую высокую полку и начинали свою работу. Они размахивали вениками, чтобы прогнать пар. Удар, ещё удар, и третий, и четвёртый, и пятый. «Ах, ах, ах, - кряхтел один из них с большим удовольствием. «Повыше… вот, вот, вот… сильнее… ещё сильнее…. Хорошо… хорошо… ах…».

Берл Ньюман (http://davidhorodok.netfirms.com/yizkor/1b.html#Picture of a Town)

Расцвет еврейской общины в XIX-XX вв.

Численность еврейского населения в Давид-Городке постоянно росла. Если в 1782 г. в местечке была одна синагога, то в 1865 г. их количество увеличилось до трёх, а в начале ХХ в. в Давид-Городке было уже 6 синагог, в том числе одна карлин-столинских хасидов, т.н. штибл. Основателем хасидской династии в Городке в середине XIX в. был Зеэв-Вольф Гинзбург (последний представитель этой династии Моше Гинзбург погиб во время Холокоста). Однако, несмотря на близость Пинска, хасиды не оказывали большого влияния на иудейское население в Давид-Городке. Местные евреи почитали Рабби Элияху бен Соломона Залмана, Виленского Гаона, который противостоял движению хасидов, и даже в ХХ в. его портрет висел во многих еврейских домах.

Наличие в местечке начальной еврейской школы - хедера - обучение в которой велось на идиш, родном языке для учащихся, позволяло всем еврейским семьям, даже самым нуждающимся, исполнять религиозную обязанность - обучать сыновей Закону и молитвам. Известно, что помимо хедеров в Давид-Городке преподавали два меламеда, а в 1917-1920 гг. в местечке работала школа Тарбут с преподаванием на иврите, многие выпускники которой уезжали в большие города получать высшее образование.

Достижения научно-технического прогресса конца XIX - начала XX вв. привнесли изменения в жизнь местечка. Город перешагнул на левую сторону р. Горынь, где на староречье построили две водяные мельницы (неслучайно левобережье города и поныне называют Мельниками). Помимо этого, в городе открылись мастерские, в которых из листовой меди делали кастрюли, кувшины, посуду для винных заводов. Местный винокурный завод ежегодно изготавливал около 450 ведер «пейсаховской» водки по традиционному еврейскому рецепту.

Появились и первые владельцы грузовых и пассажирских пароходов. По Горыни курсировал небольшой грузопассажирский пароход «Леонтина», используемый для доставки с Волыни сырья на кожевенный завод Финкельштейна. Многие жители работали на местной судоверфи, которой владел еврей Моха. Кроме этого предприимчивые евреи Давид-Городка ездили летом в Варшаву продавать мороженое.

Однажды Русское Восточно-Азиатское Пароходство, суда которого курсировали по реке Горынь, обратилось к Минскому губернатору с просьбой разрешить назначение мещанина Мовши Гиршева Эльперина агентом Пароходства по продаже пассажирских билетов в р-не Давид-Городка и местечках Лунинец и Столин Пинского уезда. Собранные сведения о личности Эльперина были благоприятными, однако, Мовша Гиршевич все-таки был устранен от дел (по итогам переписки от 2 июня 1913 г.), т.к. по мнению Пинского уездного исправника, агенты пароходства являлись пособниками к тайной эмиграции крестьян за границу, и население уезда не нуждалось в подобных лицах.

В 1904 г. в Давид-Городке была открыта первая книжная лавка, хозяином которой был Шлёма Меерович Загородский (лавка находилась в его собственном доме по ул. Велимичской), а в 1910 г. купец Соломон Бенцианов Козел из Мозыря открыл в местечке отделение типографии и поставил скоропечатную машину. В городе действовали две библиотеки с самыми последними изданиями, т.к. книги пользовались большим спросом у горожан.

Еврейская молодёжь Давид-Городка была хорошо организована благодаря развитию спорта. Первая еврейская спортивная команда «Крафт» (мощность) была основана в 1928 г., двумя годами позже был основан клуб Маккаби.

Еврейские специалисты в области медицины

Евреи приняли самое активное участие в развитии медицинской сферы услуг. Первоначально они могли беспрепятственно открывать аптеки, больницы, зубоврачебные кабинеты, получать высшее и среднее медицинское образование. Однако заметное возрастание их численности среди хозяев, провизоров и управляющих аптек, вольнопрактикующих врачей, дантистов и фельдшеров, медицинских сестер, ветеринаров и цирюльников заставило власти насторожиться. Конкуренция с евреями, по мнению чиновников, могла привести к монополии в области здравоохранения, и поэтому к началу ХХ в. права еврейских медиков были существенно ограничены.

В конце 80-х годов ХІХ в. в Мозырском уезде служило семь штатных врачей, в том числе Залман Мордухович Шерешевский из Давид-Городка. Некоторые обязанности лекаря (кровопускание, пиявки и др.) могли выполнять цирюльники. Парикмахерские услуги в местечке оказывали мещане Нисель и Шмерко Глинские.

Аптеками в местечке владели Юдович и Каплинский. У Юдовича жена была фармацевтом и работала в аптеке. Во время войны она передавала партизанам лекарства, за что была расстреляна по приказу гебитскомиссара.

Вторая мировая война

Накануне войны в городе проживало около 3 000 евреев.

7 июля 1941 г. Давид-Городок был оккупирован немецкими войсками. 10 августа 1941 г. мужское еврейское население старше 14 лет было расстреляны в урочище Хиновск-Горки. Около 100 евреям Давид-Городка удалось бежать, часть из них присоединилась к партизанам.

После трагедии в урочище Хиновск всех евреев Давид-Городка направили пешком в переполненное гетто Столина. Часть людей была расквартирована, часть приютили родственники, знакомые. Остальных в начале 1942 г. вернули в Давид-Городок, где на правом берегу р. Сенежка, (приток р. Горынь) уже была выделена территория для гетто (между улицами Юхневича, Лермонтова, Горького). Численность узников, среди которых были также жители деревень Ольшаны (около 40 ч.) и Семигостичи (около десяти ч.) составляла - 1,2 тыс., среди них было всего 30 мужчин. Ликвидация гетто была осуществлена 10 сентября 1942 г.

Еврейские дома и синагоги были разобраны нацистами, чтобы мостить дорогу Давид-Городок - Лохва (путь отступления немецких войск).

Осколки бывшего штетла

Как правило, евреи проживали в центральной части города. Их дома можно узнать по такой характерной черте как многофункциональность. Еврейские дома часто сочетали в себе жилое помещение с лавкой, мастерской, складом, а дверь, в отличие от дверей домов соседей-христиан, выходила на улицу. До войны еврейские дома можно было отличить от домов православных еще и тем, что православные крыли свои дома соломой, а евреи - гонтом.

В центре местечка жил еврей по фамилии Ронкин, который занимался выделкой кожи и шил сапоги (его дом сохранился по ул. Горького, 1). Местные жители вспоминают его и других евреев как людей трудолюбивых и очень хороших мастеров, у которых многие белорусы обучались сапожному и парикмахерскому делу, потому что те работали аккуратнее и красивее.

Муравчик держал мануфактуру (в его доме по ул. Юхневича, 1 сейчас находится городская библиотека. В 2005 г. на здании библиотеки была установлена памятная доска). Семья Борухиных владела мельницей и пилорамой (сейчас в этом здании находится горсовет, ул. Ярославская, 2). У Зелика был большой сад, на территории которого сейчас стоит городская баня.

Мария Андреевна Гричик, свидетель предвоенных событий вспоминает, что жители местечка разных вероисповеданий жили дружно. В субботу евреи звали белорусских детей принести воды, зажечь лампу, выполнить другую мелкую работу. За подобную помощь детвору угощали чем-нибудь вкусным, например, конфетами «Рачки».

Здание синагоги, как и оба еврейских кладбища Давид-Городка, не сохранились. Синагога была разрушена во время войны, а кладбища смыли воды Горыни во время весенних паводков.


КАЛЕНДАРЬ ДАТ:

1100 г. - основание Давид-Городка князем Давидом, внуком Ярослава Мудрого

Середина XIV в. - город входит в состав Великого княжества Литовского

1521−1551 гг. Давид-Городок во владениях польской королевы Боны Сфорцы

1527 г. - появление татар в городе. Князь Константин Острожский разбил татар возле Пинска, после чего королева Бона позволила поселиться пленным татарам в Давид-Городке и его окрестностях и даровала им право жениться на местных девушках при условии принятия ими православия

1559 г. - в Городке действовало 4 церкви: Дмитриевская, Воскресенская, Николаевская, Козьма-Демьяновская

1595 г. - Давид-Городок впервые обозначен на географических картах первого общеевропейского «Атласа»

1648 г. - под влиянием призывов Богдана Хмельницкого началось местное восстание под руководством Ивана Богдашевича, которое было жестоко подавлено

1655 г. - московский князь Волконский захватил Давид-Городок и сжёг местечко

Вт. пол. XVI-нач. XX вв. - город находится во владении Радзивиллов, выполняет хозяйственную, административную и военную функции. Резиденции князей до 1875 г.

1667 г. - создан Давид-Городокский кагал

Конец XVI в (предположительно) - Городок получил Магдебургское право от князя Альбрехта Радзивилла

1782 г. - первое упоминание синагоги в местечке

1793 г. после второго раздела Речи Посполитой Давид-Городок отошёл к Российской империи и стал центром уезда Минской губернии

1905 г. - создано отделение партии Бунд

С 1917 г. - функционировало отделение «Поалей Цион» (букв. «Трудящиеся Циона»)

Ноябрь 1917 г. - в Давид-Городке была установлена Советская власть

В 1918-1920 гг. - Давид-Городок был оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками

В 1918 г. - с помощью «Джойнта» (англ. American Jewish Joint Distribution Committee) открыт еврейский детский дом

1921-1939 гг. - город в составе Польши

1939 г. - Давид-Городок вошёл в состав Белорусской ССР

В 1986 г. - в урочище Хиновск на месте массового уничтожения еврейского населения Давид-Городка установлен обелиск, в 1996 г. обновлён

В 2010 г. - в урочище Хиновск открыт мемориал памяти жертв Холокоста


Стоит посмотреть

Музей истории Давид-Городка - расположен в здании бывшего городского училища, построенного в 1908 г. История еврейской общины Городка представлена коллекцией фотографий первой половины ХХ в.

Георгиевская церковь (1724 г.)

Колокольня (при церкви Святого Георгия) построена в ХІХ в.

Костёл (1935-1936 гг.)

Церковь Казанской иконы Божией матери (1913 г) - каменная церковь ретроспективно-русского стиля

Памятник князю Давиду (скульптор Александр Дранец, 2000 г.)

Штаб польского пограничного батальона (1918-1931 гг.)

Мемориал памяти жертв Холокоста в урочище Хиновск,

В Окрестностях (38 км): пгт. Туров, где сохранилось еврейское кладбище.


Экологические маршруты на территории района:

Маршрут «Сплав по Припяти» (45км)

(От д. Коробье - по р. Припять - до г. Д-Городок или д. Ольшаны)

Основная цель маршрута - ознакомление с жизнью водно-болотных животных и птиц, растительностью, ландшафтом заказника и его спецификой, а также с бытом местных жителей.

Маршрут «Столин - Давид-Городок - Теребличи» (60-100 км)

Маршрут включает множество объектов как исторического, так и природного характера, таких как: дворцово-парковый ансамбль в Ново-Бережном, Замковая гора, деревянная Георгиевская церковь (1724 г), фермерское хозяйство «Бродок», заказник «Ольманские болота» и др.

Гостиница «Давид-Городок»: ул. Калинина, д. 119 а/1

http://www.belhotel.by/?David_Gorodok

Страна
Брестская область
Район
Координаты
Первое упоминание
Город с
Население
Часовой пояс
Автомобильный код

Церковь Казанской иконы Божией Матери

С 1921 по 1939 гг. входил в состав Польши .

Вошёл в состав Белорусской ССР в 1939 году . C 1940 получил статус города.

Оставлен Красной Армией 7 июля 1941 года. Освобожден 9 июля 1944 года войсками 1-го Белорусского фронта в ходе Белорусской стратегической наступательной операции .

В 1937-1938 были произведены раскопки детинца Д.-Г. Обнаружены остатки срубных жилых домов и хозяйственных построек - Зарубинецкое селище, бревенчатых уличных мостовых, деревянной часовни; множество фрагментов глиняных сосудов (некоторые имели клеймо мастера). Найдены были деревянные поделки (напр., орнаментированные спиральными узорами навершия булав из кленового дерева, гребни с циркульным орнаментом и др.), костяные шилья, спицы для плетения сетей, а также многочисл. поделки из железа и бронзы. Находки стеклянных браслетов и шиферных пряслиц подтверждают городской характер поселения Д.-Г. в XI-XII вв. Раскопками (Р. Якимовича в 1937-38 и П. Ф. Лысенко в 1967) вскрыты остатки срубных жилищ, деревянной церкви, деревянных мостовых, несколько богатых погребений. Найдено много изделий из дерева, кости, железа, бронзы, стекла, а также обломки глиняных сосудов. Основателем города считается владимир-волынский князь Давид Игоревич, которому после съезда князей в Витачеве (1100) принадлежало также и Погорынье.

Известные уроженцы и жители

  • Мисько, Павел Андреевич (1931-2011) - белорусский писатель, автор книг прозы для детей, писатель-фантаст.

Геральдика

22 января 1796 года (закон № 17435) утвержден герб местечка Давыдогородка (вместе с другими гербами Минского наместничества).

«В верхней части щита герб Минский. В нижней - в чёрном поле река Припять, на берегу коей серебряная пристань с двумя воротами и с пристающим золотым судном, нагруженная товаром, в трех тюках связанным»

Герб Давид-городка утверждён 28 июня 1997 года Решением № 17 Давид-Городокского горисполкома. Герб внесён в Гербовый матрикул Республики Беларусь 1 декабря 1997 года под № 10:

«в чёрном поле „русского“, или „французского“, щита река Горынь, на берегу которой серебряная пристань с двумя воротами, к ней пристаёт золотое судно с тюками товаров».

Еврейская община

В 1521 −1551 гг. Давид-Городок является владением польской королевы Боны Сфорца. При благоприятствовании с её стороны в Д-Городок и окрестности начали приезжать и селиться евреи из Западной Европы. Они занимались ремёслами и торговлей.

В Литовско-Польском княжестве евреи пользовались значительными льготами в экономической сфере, имели своё самоуправление - жили Кагалом, исповедовали Иудаизм. Так было и в Д-Городке. Здесь был свой раввин, действовали две синагоги, еврейские школы. Правовое положение евреев было узаконено в Конституции от 1588 г.

После Второго Раздела Речи Посполитой в 1793 году Д-Городок вошёл в состав России и стал центром уезда Минской губернии.

Советская Власть в Д-Городке была установлена в ноябре 1917 года. В 1918-1920 Д-Городок оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками. С 1921 по 1939 годы он находился в составе Польши. Евреи Д-Городка жили по центральной Юрьевской (сейчас Советской) улице в домах с выходом прямо на улицу.

После прихода советской власти евреи принимают активное участие на выборах в местные органы власти.

С января 1940 г. Д-городок - центр района Пинской области, Белорусской республики.

7 июля 1941 года Давид-Городок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Немцы сделали в Давид-Городке гетто для местных евреев. Еврейских женщин и детей, это около 1200 человек, местные жители (мещане) выгнали из города, а их имущество было разграблено местными жителями[источник не указан 122 дня]. Впоследствии, почти все они погибли при уничтожении Столинского гетто в урочище Стасино.

Фашистами было строго запрещено местным жителям прятать у себя евреев, за неподчинение расстреливалась вся семья, спрятавшая у себя в доме еврея. Евреи предлагали жителям деньги и золото, чтобы их спрятали или вывезли к партизанам. Некоторые, рискуя собственной жизнью и жизнью своих родных, соглашались на это и помогали евреям.

Подробности Категория: Идеи для путешествий Автор: Катерина Гусева

Сегодня смотрим достопримечательности белорусского Полесья. Микашевичи, Житковичи и Туров с его «растущими» крестами и древним храмом, уничтоженным землетрясением – все это в первой части статьи .

Давид-Городок. Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь

Ольшаны. Молельный дом

Впереди – достопримечательности Ольшан и Давид-Городка .

Ольшаны. Огуречный рай

Ольшаны можно смело называть белорусским экономическим чудом. Здесь практически каждая семья занимается выращиванием огурцов. И, что характерно, отлично на этом зарабатывает. Говорят, 10 – 12 тыс. долларов за сезон. Теплицы – просто везде. Огромные, тянущиеся на десятки и сотни метров (у меня даже возникало ощущение, что чуть ли не на километры). И поскромнее – чтобы умещалась во дворе.

Ольшаны. Возле теплиц высажены огромные яблоневые сады

Ольшаны. Теплицы

Довольно неожиданная отличительная особенность Ольшан – более половины населения здесь протестанты. Этому есть объяснение. Еще в 1927 году, «за польским часам» в Ольшанах появились первые проповедники-евангелисты. И очень скоро многие местные жители подались в протестантизм.

После присоединения Западной Беларуси к Восточной в Ольшанах начались тяжелые времена. Верующим не давали поступать в вузы и, соответственно, получать работу в городе. Кормились буквально тем, что сами и выращивали. Поэтому уже с конца 70-х местные жители умудрялись растить на продажу огурцы, которые и возили по всему СССР. С распадом Советского Союза Ольшаны окончательно превратились в «огуречную столицу». Но протестантизм при этом не бросили. Вот такой роскошный молельный дом есть сейчас в Ольшанах.

Дом молитвы в Ольшанах

Есть и церковь – св. Параскевы Пятницы. Современная, но построенная на месте более древнего деревянного храма, который сгорел. Напротив, на большом валуне – мемориальная табличка с историей церкви.

Церковь св. Параскевы Пятницы в Ольшанах

История церкви св. Параскевы Пятницы в Ольшанах

А еще в Ольшанах очень симпатичная рядовая застройка. Деревянные домики почти все украшены резьбой, а на крыше у большинства их них – «солнышко». Как защита от злых духов.

Ольшаны. Застройка

Рядовая застройка в Ольшанах

Давид Городок. Город Давида

Начнем с того, что Давид-Городок был основан еще на рубеже XII – XIII веков. Князем, естественно, Давидом. Но не тем знаменитым Давидом Городенским, который под Новогрудком навалял крестоносцам и отобрал у них лошадей и доспехи. Нет, тут отметился другой Давид. Волынский князь Давид Игоревич. Он получил здесь княжение и стал основателем местной династии.

На гербе Давид-Городка имеется пристань и золотой корабль, который к ней причаливает. И это не случайно сам город расположен на реке Горынь. А значит, местные князья могли контролировать движение судов, как по этой реке, так и по Припяти.

Сейчас в центре города есть памятник князю Давиду.

Памятник князю Давиду в Давид-Городке

Сохранилась и Замковая гора. Правда, без малейших следов укреплений – замок-то был деревянным. Зато есть памятный камень, который отмечает собой место, где начинался город.

Замковая гора в Давид-Городке

Замковая гора в Давид-Городке

Замковая гора в Давид-Городке

Кстати, в 1551 году Давыд-Городок перешел во владения Николая Раздивилла Черного, который основал здесь Давид-Городокскую ординацию. Но от тех времен никаких достопримечательностей не осталось.

Самая старая постройка здесь – деревянная Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь. Ее относят к XVIII веку. Храм считается праобразом многих культовых сооружений белорусского Полесья.

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Возле Георгиевской церкви есть старинное кладбище. Некоторые надгробия сами по себе – достопримечательность. Например, вот это «дерево с обрубленными ветками». Такие кресты ставили последним представителям рода.

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке. Надгробие на старинном кладбище

Церковь Казанской иконы Богоматери построена в псевдо-русском стиле. Собственно, о ней много не расскажешь. Нарядная, розовая…

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке. Могила священника

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке. Брама

Чем еще интересен Давид-Городок – так это деревянной застройкой. Многие домики украшены искусной резьбой.

К сожалению, местные власти недавно уничтожили одну из ценнейших достопримечательностей Давид-Городка. Деревянный двухэтажный дом в начале прошлого века построил для своей семьи колбасник Семен Кулага. Позже его и одного из старших сыновей советы сослали в ГУЛаг, а дом отобрали. Все это время здание использовалось под различные учреждения, а в последние годы стало ненужным.

Дом Кулаг в Давид-Городке

Дом Кулаг в Давид-Городке. Элемент декора окна

Недавно старинный дом Кулаг снесли, несмотря на протесты правнучки Степана Кулаги, которая намеревалась выкупить «прадедову хату» за любые деньги. Здание также было признано столичными архитекторами уникальным. Тем не менее, местные власти предпочли уничтожить старинный дом. Сейчас на его месте планируется сделать парковку – специально к областным Дожинкам, которые пройдут в этом году. Подробнее об этой истории читайте .

Еще один (и последний) двухэтажный деревянный дом Давид-Городка пока еще жив. Надеемся, он все же уцелеет и благополучно переживет Дожинки.

Деревянный двухэтажный дом в Давид-Городке