Туризм Визы Испания

Церковь Симеона Столпника, «что на Поварской»(Введенская церковь; Богородицкая церковь; Симеоновская церковь; Семеновская церковь). Церковь Симеона Столпника. Описание, история, фото Церковь симеона столпника на поварской

Первое упоминание о церкви, стоящей на месте нынешнего храма Симеона Столпника на Поварской , 5 в Москве относится к 1624 году.

В церкви были устроены два придела в честь святых Симеона Столпника и Святителя Николая (в 1759 году предел его имени переосвятили во имя Дмитрия Ростовского).

Из-за близкого расположения к Поварской слободе, основными прихожанами Храма Симеона Столпника стали простолюдины из обслуги Сытного двора: повара, подключники, хлебопеки, скатерники.

Фото 1. Храм Симеона Столпника на Поварской в городе Москве

Название храма связывают с именем Бориса Годунова. Считается, что он венчался в праздник почитания Симеона Столпника, а посему приказал воздвигнуть в честь святого несколько церквей.

Деревянная церковь стала каменной при царе Федоре Алексеевиче. В 1676 году по его велению из казны были выделены деньги, и уже через 3 года строительство было закончено.

1812 год стал черной страницей истории храма. Церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, а также сильно пострадала от чудовищного пожара той поры. Восстановить церковь удалось лишь к 1818 году.

К началу XIX века в Поварской слободе проживали уже не простолюдины, а московская знать. Это отразилось и на составе прихожан Храма. Церковь стала излюбленным местом венчания состоятельных москвичей.

История церкви Симеона Столпника на Поварской улице

В 1801 году здесь прошло венчание графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Торжества по этому случаю продолжались в их недавно купленном доме на Воздвиженке.

Стены храма помнят и венчание писателя С.Аксакова с О.Заплатиной, и религиозного деятеля К.Победоносцева с Е.Энгельгардт.

В последние годы своей жизни прихожанином Храма Симеона Столпника был Н.В.Гоголь. Именно священник этого прихода причащал писателя на смертном одре.

Трудная судьба была у церкви Симеона Столпника на Поварской улице в годы Советской Власти. Хотя она и оставалась действующей вплоть до 1941 года, но ее уже стали основательно разрушать. Была снесена ограда, было демонтировано часть куполов. Страдали от репрессий и служители этого прихода.

В 1966 году, в связи с реконструкцией Калининского проспекта, здание церкви чуть не снесли. Только благодаря Леониду Антропову, легшего в ковш экскаватора, церковь удалось отстоять.

В 1991 году Храм возвращают Русской Православной церкви и уже в 1992 году здесь вновь начались богослужения.

Храм Симеона Столпника расположен по адресу: Москва, Поварская, 5 (м.Арбатская)

Храм Симеона Столпника на Поварской June 25th, 2012

В Москве на пересечении улиц Поварской и Нового Арбата находится храм Симеона Столпника на Поварской, чудом уцелевший после прокладки вдоль него проспекта Калинина (ныне это Новый Арбат). В настоящее время храм является памятником архитектуры федерального значения, а построен он приблизительно в 1676-1679 годах по указу царя Фёдора Алексеевича в стиле русского узорочья.


Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.


Каменная церковь была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям - в 1679 году) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой.


Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.

В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII-XVIII веков.

На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 - середине 1820-х годов жил актёр П.С.Мочалов.

Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В.Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре.


Мне удалось найти только два дореволюционных фото храма, но и на них хорошо можно увидеть как он выглядел до своей "реставрации" в XX веке. Самый ранний снимок датируется 1881 годом:

Хорошо можно разглядеть колокольню храма на снимке рубежа XIX-XX веков - за ней не видно уродливого 25-этажного панельного дома, который появится после образования улицы Новый Арбат.

После революции церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. Так храм выглядел в первой половине 1960-х годов:

К 1966 году здание почти совсем разрушилось. Вид со стороны Поварской улицы на уже несуществующую и ещё нереконструированную колокольню храма в 1965 году:

При проектировании проспекта Калинина (Нового Арбата) храм решили оставить. Здание было отреставрировано. Восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки ажурными крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. Отреставрированный храм в 1969 году со стороны Нового Арбата:

Окружающие старые дома были разрушены, и храм стоит теперь среди высотных зданий Нового Арбата на маленьком зеленом островке газона.

Еще один снимок 1969 года - храм совсем потерялся на фоне выстроенных многоквартирных домов, поэтому то как он вообще уцелел не вписываясь в новые масштабы только что образовавшегося проспекта - очень удивительно.

На кадре из фильма "Белорусский вокзал" 1970 года хорошо виден храм и начало Поварской улицы (тогда это была улица Воровского), а также серое здание жилой многоэтажки, ставшее теперь фоном для современных фотографий храма.

В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. На снимке 1973 года видно, что в храме проходит как раз эта выставка:

А вот так весело проводили зимой время местные жители и их дети в 1976 году - увидеть такое в наше время на этом месте невозможно.

1982 год - хорошо видно, что храм находится на углу улиц Поварской и Нового Арбата - здесь ничего больше не менялось до настоящего времени:

Очень нравится мне найденный снимок 1984 года - само фото хорошего качества и храм отчётливо видно:

1987-1988 года - снимок храма вновь на фоне серой многоэтажки:

В 1989 году видно, что храм подвергся небольшой реставрационной работе:

К 1990-м годам в храме устраивались выставки живописи и народного искусства. Небольшая часть храма в 1991 году:

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению заместителя председателя Мосгорисполкома Матросова).

В 1992 году храм Симеона Столпника был вновь передан церкви и заново расписан художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

Храм также известен тем, что здесь венчались известные люди своего времени: в 1801 году тут состоялось тайное венчание графа Н.П.Шереметева и актрисы П.И.Жемчуговой-Ковалёвой; в 1816 году венчались писатель С.Т.Аксаков и О.С.Заплатина; в 1918 году тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Е.С.Нюренберг, со своим первым мужем - Ю.М.Неёловым; в 2005 году в храме венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина (таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы).


Расположен храм Симеона Столпника на Поварской по адресу: улица Поварская, д.5. Ближайшая станции метро - "Арбатская".
При написании статьи кроме моих собственных фотографий были использованы снимки старой Москвы с сайта

Церковь Симеона Столпника выстроена в 1676, а по иным сведениям, в 1679 году, и представляет собой один из образцов московского приходского храма XVII века в стиле «узорочья», дошедшего до нас в почти неизменном виде. Храм имеет типичную для своего времени планировку: примыкающие друг к другу четверик, трапезная и колокольня выстроены по одной линии с востока на запад. Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом и увенчан пятью главами на глухих барабанах, с востока продолжен трехчастной апсидой. По обеим сторонам трапезной выстроены два придела, каждый со своей главой и апсидой. С севера, подчеркивая связь храма с Поварской улицей, к четверику примыкает крыльцо с двускатной крышей на массивных столбах. Здание возведено из большемерного кирпича на белокаменном цоколе.

Впоследствии храм подвергался небольшим перестройкам. Трапезная была несколько удлинена в сторону запада. На фотографии конца XIX века из альбома Найденова можно увидеть, что покрытие храма было подвергнуто типичному для многих московских храмов XVII века упрощению: завершение четверика ярусами кокошников заменено четырехскатной крышей, а приделы подведены под единое с трапезной высокое двускатное покрытие, доходившее до яруса звона колокольни. В ходе реставрации 1960-х годов оригинальные завершения были восстановлены.

Главный престол храма освящен в честь праздника Введения. Храмом Симеона Столпника церковь именуется по одному из приделов (второй придел – св. Николая, был около 1759 года переосвящен во имя Димитрия Ростовского). Посвящение Симеону Столпнику сохранилось от более древнего храма, стоявшего на этом месте и впервые упоминаемого в 1625 году. Предполагается, что первоначальный храм был выстроен в связи с венчанием на царство Бориса Годунова, которое состоялось в день празднования Симеона Столпника. Вероятно, что древний храм был возведен по указанию самого Бориса Годунова.

В храме состоялось венчание Н. П. Шереметева с П. И. Жемчуговой-Ковалевой (в 1801 году), С. Т. Аксакова с О. С. Заплатиной (в 1816 году). Священник этого храма в 1852 году причащал перед смертью жившего неподалеку Н. В. Гоголя. Весьма краткое упоминание о храме можно найти в седьмой главе «Евгения Онегина»: «В Москве, живет у Симеона».

В советское время храм был закрыт (не позднее 1940 года), предполагался на слом, стоял в руинированном состоянии. При строительстве Нового Арбата церковь была отреставрирована с максимальным восстановлением облика XVII века. Установлены были даже кресты на главах, но вскоре по указанию властей их убрали. Расположение храма оказалось очень выгодным: в самом начале Нового Арбата, на небольшом возвышении, склоны которого покрыты газоном, он хорошо виден с широкого проспекта. Почти сразу после реставрации, в 1968 году храм стал выставочным залом Всероссийского общества охраны природы. В нем проходили выставки мелких животных, птиц, аквариумных рыбок.

Возвращен верующим в 1992 году, богослужения возобновлены. Храмовая икона Симеона Столпника, сохраненная прихожанами, была возвращена на свое место в храме.



Храм преподобного Симеона Столпника впервые упоминается в архивах с 1624-1625 годов. Здание было выстроено на месте древнего, скорее всего, деревянного храма, стоявшего здесь со времен Бориса Годунова. На храмовой иконе преподобного Симеона Столпника (к сожалению, не сохранившейся) была надпись - «лета 7132» (1624 год по современному летоисчислению). Современное каменное здание выстроено в 1676-1679 годах на средства казны, царем и великим князем Федором Алексеевичем. В архивных документах храм впервые упоминается как храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (по главному престолу), что «за Арбатскими вороты в Поварской улице». В храме также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм именуется как храм преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской. Земельный участок под церковными владениями и владениями причта занимал довольно значительную площадь на пересечении улиц Большая Молчановка и Поварская. Храм относится к так называемым «огненным» храмам, которые возводились в Москве с середины XVI века (например, церкви святителя Николая в Пыжах, Знамения у Петровских ворот, Введения Богородицы во храм в Садовниках). В течение XVII-XVIII веков здание не раз перестраивалось и обновлялось. В 1735 году рачением князя И.А. Голицына в память его усопших родителей был восстановлен и заново освящен придел святителя Николая, в 1738 году обновлялся престол, жертвенник и мост, а в 1798 году - алтарь. Когда в сентябре 1812 года французы вступили в Москву и начали разграбление города, они не пощадили и церквей. Не избежал плачевной участи и храм Симеона Столпника. По данным Московской Консистории, он, как и многие другие столичные храмы, обгорел во время пожара. Священнослужители во главе с настоятелем Стефаном Никитичем Поповым и прихожане с усердием и любовью принялись за восстановление обгоревшей и оскверненной святыни. В архивах сохранилось «Дело об освящении церкви Симеона Столпника, что на Поварской» 1812 года. К 1818 году были полностью восстановлены и владения причта, также обгоревшие во время пожара. Как выглядел храм преподобного Симеона Столпника на Поварской к концу XIX века, можно узнать из метрики 1887-1891 годов. В 1917 году большевики начали закрывать и разрушать храмы. С 1934 года по 1938 год в здании храма проходили службы «обновленцев». В 1938 году храм был закрыт. По одной из версий, закрытие храма было связано с тем, что дочь Ф.И. Шаляпина заказала здесь отпевание отца. В сентябре 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. В дальнейшем здание храма использовалось для самых разных целей. Например, храм заняла мастерская «Мединструмент», а с 1968 года в здании храма размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. В результате многочисленных перестроек советского времени и использования храма не по назначению здание в значительной степени утратило художественно ценный облик и находилось в тяжелом техническом состоянии. Ко времени реставрации 1965-1966 годов были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и подшит потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров. Храм был отреставрирован в 1965-1966 годах, когда московские власти задумали на месте уютных арбатских переулков и знаменитой Собачьей площадки проложить широкий проспект, который должен был олицетворять собой новую, социалистическую Москву. Храм, якобы мешающий прокладке нового проспекта, несколько раз собирались сносить. Наконец, было принято решение о реставрации храма. Не последнюю роль в сохранении храма Симеона Столпника как исторического памятника сыграл архитектор-реставратор Л.И. Антропов, друг и соратник выдающегося деятеля отечественной культуры П.Д.Барановского, спасшего и вернувшего к жизни многие архитектурные памятники прошлого. В.А.Десятников, работавший с Л.И.Антроповым в Научно-методическом совете по охране памятников, рассказывает в своей книге «С Крестом и без Креста»: «Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В.Алферова и П.Д.Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану». Реставрационные работы проводились в 1965-1966 годах ЦНРМ МК СССР. Автором проекта реставрационных работ была О.Д.Савицкая. Проект предполагал восстановление памятника методом целостной реставрации на основе данных натурного обследования, дополнительного использования аналогий и архивных фотографий памятника. В результате проделанных работ были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви.В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстановлены на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Были также восстановлены первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление. Храм был восстановлен и отреставрирован. Оставалось только водрузить на главах сохранившиеся кресты, но это не было сделано. С 1968 года храм был занят Выставочным залом Всероссийского общества охраны природы. К этому времени росписи в храме были практически уничтожены, лишь в северной и южной стенах остались вмурованные белокаменные плиты XVII-XVIII веков. Храм поставили под государственную охрану (охранный документ за № 268). Он стал излюбленным фрагментом композиций на тему «Старая и новая Москва». В 1990 году, на главы, наконец, вновь были воздвигнуты ажурные позолоченные кресты, пролежавшие четверть века в подвале. А в 1991 году храм было решено вернуть верующим. 1992 году состоялось малое освящение храма, начались службы. Но возвращенное Церкви здание было в самом плачевном состоянии. Голые стены снаружи и внутри, разрушенные престолы… Но храмы не умирают, и постепенно, усилиями отца-настоятеля Сергия Никитина и прихожан, храм начал оживать. И, наконец, на двери храма появилась табличка: «Храм открыт».

http://simeon-stolpnik.narod.ru/index/0-19

Этот величественный храм, расположенный на северном склоне Таганского холма, виден только непосредственно с Николоямской улицы. А кто увидит, проходя по этой, прямо сказать, малооживлённой улице, поражается его размерами и необычной архитектурой. Всех, конечно, удивляет высокая ротонда с несколькими ярусами больших окон, мало вписывающихся в архитектурный стиль храма. Вот я и решил разобраться, в чем дело?

Я вошел в ворота и поднялся вверх ко входу, который расположен за углом от мозаичного изображения Преподобного Симеона Столпника.

Вот и вход в храм.

Зайдя внутрь, я обнаружил богатое внутреннее убранство и никакого намека на объем высокого купола ротонды.

Я вышел и решил обойти церковь кругом. Вот вид с южной стороны. Стало ясно, что вход в высокую часть закрыт наглухо.

С противоположной стороны - аналогично.

Так я и ушел несолоно хлебавши и погрузился в просторы интернета для изучения вопроса. И вот что выяснил. Церковь Симеона Столпника за Яузой впервые упоминается в 1600 году, когда Борис Годунов повелел поставить здесь храм в честь святого, в день которого он венчался (как было и с храмом Симеона Столпника на Поварской). Вероятно, это был деревянный храм, позднее замененный на каменный − по крайней мере, в 1657 году храм уже значится каменным. В XVII веке слобода вокруг храма получила прозвание Семеновской − по названию прихода. Первоначально это была ямская слобода, но со временем все ямщики перебрались отсюда за Земляной вал, и их место заняли торговцы. Постепенно здесь сложилась купеческая община. Прихожане церкви Симеона Столпника решили на свои средства перестроить и обновить обветшавшее здание. В 1731 году основной объем старого храма разобрали и построили новый. В 1792 году, на средства С. П. Васильева и И. Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями, который и дошел до наших дней. Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы. Часть усадьбы примыкает непосредственно к храму. Многие считают высокую ротонду частью баташевской усадьбы.


Кому принадлежит проект храма, точно установить не удается. Есть предположение, что это кто-то из Казаковых − Матвей Федорович или Родион Родионович. Строительство храма проходило непросто. В 1798 году в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году. В 1847 году был сделан новый иконостас по проекту архитектора Чичагова, а немного позднее, в 1851 году, в приделах установили меньшие иконостасы по его же проекту. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского. В 1898 году перестройкой церкви занимался архитектор Н. В. Розов. В итоге к концу XIX века храм выглядел так.

Огромное здание храма в стиле классицизм смотрелось на Таганском холме величественно и видно было издалека. Основной объем храма − центрический, с высокой ротондой, поставленной на четверик с портиками. Четверик вполне пропорционален ротонде, но сейчас последняя визуально выглядит выше, чем изначально, за счет трех ярусов окон, прорубленных в ней в советское время. Прежде же в ротонде были высокие окна с полукруглыми завершениями, их обрамляли парные пилястры. В куполе сделаны круглые оконца − люкарны, а венчал основной объем очень тонкий барабан с крошечной главкой.

В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII век), в соседнюю Покровскую церковь, расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытия Симеоновской церкви в 1929 году и сам перешёл туда служить. В советское время здание храма передали в Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. До 1990-х храм так и оставался в ведении Мосгорисполкома. Здание полностью перепланировали и сделали семиэтажным, пробив в ротонде 3 ряда окон. Колокольню сломали до первого яруса. Здание храма постепенно ветшало и в итоге к концу прошлого века приобрело плачевный вид.

В 1995 году после реставрации возобновились богослужения, при храме открыли воскресную школу. Действуют иконописная и реставрационная мастерские, издательство. Внутреннее убранство храма за последние годы было восстановлено. Службы ведутся в трапезной части храма, так как в ротонде по-прежнему остаются перекрытия этажей. Поэтому величественная ротонда пока продолжает удивлять прохожих множеством мелких окошек, так не соответствующих замыслу московских архитекторов, возводивших храм.

Будем надеяться, что придет время, когда Храм приобретет свой естественный вид.