Туризм Визы Испания

Андреевский флаг что символизирует. Какова история появления андреевского флага. Где купить символику с Андреевским флагом

Связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб. Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу (подобные флаги изображены на гравюре Адриана Шхонебека "Осада Азова в 1696 году"(ок 1700). Подобный же флаг вместе с другими вариантами изображён в одной из первых книг о флагах голландца Карла Алярда (1695). Дата издания книги Алярда (1695) не должна смущать читателя, в то время книги печатались очень долго, и в процессе печати вносились исправления и добавления. Реально этот вариант флага мог появиться в книге не ранее 1698 года.

Другие историки считали, что уже на "Орле" появился флаг из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной. Вероятно, первым эту идею высказал историк флота Ф.Ф.Веселаго

Пётр I, увлёкшись идеей создания российского флота, сам учился морскому делу, он ходил на ботике по Переяславскому озеру, Просяному пруду в Измайлово. Ныне ботик Петра I хранится в музее флота. На сохранившихся гравюрах ботик изображён с императорским штандартом на мачте и флагом генерал-адмирала на корме.

Согласно сведениям историка П.И.Белавенеца 6 августа 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте "Святой Пётр" Пётр I использовал полосатый бело-сине-красный "флаг царя Московского" с золотым двуглавым орлом на средней полосе. В книге флагов Карлуса Алярда этот флаг описывался так:

"Флаг его Царского Величества Московского разделён на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным Святым Георгием без змия".

Ныне этот флаг хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. Он попал туда из Архангельска, где пребывал много лет, будучи подаренным Петром I архиепископу Архангельскому Афанасию.

Некоторые историки склонны считать, что бело-сине-красный флаг заимствован Петром у Голландии (голландский флаг почти такой же, отличается лишь порядок расположения полос). Возможно это так. Но, как видим, использование белых, синих и красных цветов на флаге зафиксировано ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, задолго до западноевропейского вояжа Петра Алексеевича. "Голландская" версия также связана и с руководителем постройки "Орла" голландским капитаном О.Бутлером. Ему приписывается идея сделать флаг русского корабля по образцу флагов своей родины.

В 1695 году Пётр I начал войну с Турцией. Это послужило мощным толчком к созданию военного флота. Было построено множество военных кораблей. Российские моряки проникли в Чёрное, а затем и в Балтийское море.

В 1697 году Пётр I учредил новый образец военно-морского флага России, который состоял из горизонтальных белой, синей, красной полос. В октябре-ноябре 1699 года появились первые варианты андреевского флага. В 1699 году, когда корабль "Крепость" отправился в Константинополь, Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом.

Особо Пётр I подчёркивал, что андреевский флаг выбран им в честь Святого Андрея Первозванного "ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". Дополнительно андреевский флаг по мысли Петра I показывал, что Россия имеет выход к четырём морям. Весьма вероятно, что на выбор Петра повлиял виденный им в Европе флаг Шотландии (синий с белым Андреевским крестом). Святой Андрей считался покровителем Шотландии задолго до введения его культа в России. Известен шотландский Орден Святого Андрея. Пётр скопировал орден и возможно решил перенести на русскую землю и Андреевский флаг, лишь поменяв его цвета.


На гравюрах с изображениями кораблей того времени можно увидеть различные варианты переходных типов флотских флагов (часть из них возможно истинна, часть - вероятнее всего ошибочная реконструкция гравёра). Например, на гравюре, изображающей корабль "Предистинация" на носу, на стеньге и на корме изображены флаги из 9 горизонтальных полос; белых, синих и красных (подобная практика была широко распространена в Голландии). Фрегат "Думкарт" изображён с "гибридным" флагом - андреевский крест обрамлён сверху и снизу полосами национальных цветов.

На гравюре с изображением "Полтавы" на корме корабля реет белый флаг с андреевским крестом, не достигающим концами углов флага, на стеньге - императорский штандарт. Впрочем, гравюра "Полтавы" вызывает определённые нарекания. Дело в том, что на носу корабля изображён красный флаг с андреевским крестом в кантоне, а на корме флаг с андреевским крестом во всё полотнище. Такая практика весьма сомнительна. В русском флоте гюйс (носовой флаг) сначала повторял кормовой, а затем был введён единый гюйс. Если на носу "цветной" флаг, то на корме тоже обязательно должен быть такой. Видимо автор гравюры несколько "аппроксимировал" имеющиеся у него сведения.

11 декабря 1699 года Пётр I утвердил Андреевский флаг в качестве стяга русского флота.

Крёстные братья шотландцы

Первый в истории государственный флаг с так называемым андреевским крестом появился в Шотландии.

На косом кресте принял мученическую смерть апостол Андрей Первозванный . Согласно легенде, в 832 году король Ангус II , возглавлявший войско пиктов и скоттов, перед битвой с англами, которых возглавлял Этельстан , в ночь перед сражением молился Богу о даровании победы на поле брани и дал обет, что в случае победы объявит святого апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии. Утром облака над полем битвы образовали на голубом небе букву «Х», повторяющую форму креста, на котором был распят апостол Андрей. Воодушевлённые скотты и пикты разгромили противника, после чего Андрей Первозванный был провозглашён покровителем Шотландии. Флагом страны стал белый косой крест на голубом фоне.

После возникновения личной унии Англии и Шотландии в 1606 году шотландский косой крест стал частью общего флага Соединённого Королевства и присутствует в нём и по сей день.

Флаг личной унии Англии и Шотландии с 1606 по 1707 год и Королевства Великобритании с 1707 по 1801 год. Фото: Public Domain

Флот обрёл флаг в честь небесного покровителя России

Когда на рубеже XVII-XVIII веков Пётр I задумался над новой государственной символикой, косой крест оказался в числе наиболее предпочтительных символов.

Согласно преданию, апостол Андрей посещал земли будущей Руси, поэтому начиная с XI века в русских землях являлся особо почитаемым святым — небесным покровителем России.

Проекты морских флагов, сделанные лично Петром I. Фото: Public Domain

В 1698 году Пётр I учредил первый в России орден, который являлся высшей наградой Российской империи, — орден Святого апостола Андрея Первозванного. Нет ничего удивительного, что среди проектов флагов, которые рисовал сам царь, существовал и флаг с косым крестом.

11 декабря 1699 года Пётр I утвердил флаг с синим косым крестом на белом фоне одним из флагов, принятых для использования на русском флоте. На самом деле доработка флага и статуса велась царём ещё на протяжении двух десятилетий, и лишь Корабельный устав 1720 года установил: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

«С нами Бог и Андреевский флаг!»

С этого момента и до 1917 года Андреевский флаг стал главным и единственным в Военно-морском флоте России. В 1819 году он был дополнен Георгиевским адмиральским флагом, представлявшим из себя Андреевский флаг, в центр которого был помещён красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца . Подобный флаг вручался кораблю, чей экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флага.

Изначально длина Андреевского флага достигала четырёх метров. Гигантские размеры были нужны для того, чтобы развевающееся на ветру знамя создавало ужасающий рёв — это было своеобразной психической атакой.

Почитание Андреевского флага на флоте было чрезвычайно велико. Командиры русских кораблей, вступая в бой, неизменно повторяли одну и ту же фразу: «С нами Бог и Андреевский флаг».

Спустивший флаг корабль сожгли, капитану запретили жениться

Корабельный устав Петра I, предписывавший защищать Андреевский флаг до последней капли крови, соблюдался свято. За всю историю русского флота добровольно флаг был спущен лишь дважды.

11 мая 1829 года командир русского фрегата «Рафаил» капитан 2-го ранга Семён Стройников спустил флаг перед турецкой эскадрой из 15 кораблей, стремясь сохранить жизнь экипажу.

Именным указом императора Николая I было предписано опозоривший себя фрегат при попадании в руки русских сжечь. Произошло это лишь 24 года спустя, в Синопском сражении, однако воля императора была выполнена — «Рафаил», состоявший в турецком флоте, сожгли, а данное имя более никогда не использовалось для русских кораблей.

Что касается капитана Стройникова, то он по возвращении из плена был лишён всех наград и званий, а также разжалован в простые матросы. Более того, Стройникову было запрещено жениться, «дабы не иметь в России потомства труса и изменника». Парадокс, однако, заключался в том, что у опального капитана уже было к тому времени два сына, и оба они впоследствии стали контр-адмиралами русского флота.

Второй раз флаги на русских кораблях были спущены в 1905 году, в конце Цусимского сражения, по приказу контр-адмирала Небогатова , стремившегося спасти жизнь оставшимся матросам и офицерам.

В августе 1905 года за этот поступок он был лишён чинов, а затем предан суду, который в декабре 1906 года приговорил контр-адмирала к смертной казни, заменённой на 10 лет заключения в крепости. Небогатов отсидел 25 месяцев, после чего был помилован.

Возвращение

Флагом ВМФ России Андреевский флаг перестал быть в 1917 году. Последние Андреевские флаги на русских кораблях были спущены в 1924 году в порту Бизерта в северной Африке, где были сосредоточены корабли эскадры Белой армии.

Самой мрачной страницей в истории Андреевского флага было использование его в качестве символики коллаборационистами из Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова , воевавшими на стороне гитлеровцев.

В январе 1992 года правительство РФ приняло решение о возвращении ВМФ России Андреевского флага вместо флага ВМФ СССР.

26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.

Единственным кораблём, где и по сей день не поднимается Андреевский флаг, является советская подводная лодка С-56, ставшая военным мемориалом. В дань уважения к подвигу советских моряков в годы Великой Отечественной войны на С-56 проходит ежедневно церемония подъёма и спуска флага ВМФ СССР, а российская символика не используется.

Но, думается, в этом никакого неуважения к Андреевскому флагу нет.

Чем был для русских моряков начала ХХ века Андреевский флаг?

Согласно Морскому уставу тех лет - тем же, что и знамя (или штандарт) полка. (То есть "священной хоругвью", символом воинской чести и боевого товарищества 1 .)

А также "хоругвью Русского Государя" 2 (каковой сухопутные знамена никогда не считались).

В реальности, однако, даже кадровые флотские офицеры - и после февраля 1917-го сплошь оставшиеся монархистами - считали Андреевский флаг символом прежде всего страны, России 3 .

Как символ России, уточнял Морской устав хранитель традиций русского флота лейтенант Л.И. Павлов, Андреевский флаг "выше" и знамени, и штандарта, и хоругви! "Он не принадлежит отдельному кораблю, части, соединению", "он вмещает в себе все знамена и стяги России" 4 .

Отдать честь флагу

Это значение Андреевского флага подчеркивала особая торжественность ритуала его подъема (в 8 часов утра) и спуска (с заходом солнца).

Устав требовал присутствия при этом только офицеров и караула - но на практике к подъему и спуску флага "свистали наверх" всех свободных от вахты.

"Сотни глаз устремлены на флаг. Торжественный впечатляющий момент, - вспоминал уже в эмиграции капитан 2 ранга Н.А. Монастырёв. - [...] На корабле не слышно ни шороха. Царит абсолютная, очень впечатляющая тишина, когда Андреевский флаг медленно скользит вниз по гафелю" 5 ...

Честь при подъеме и спуске флага отдавали, снимая головной убор - в "знак исключительного почтения" 6 ...

Традиционное отдание чести при вступлении на почетную часть верхней палубы - шканцы - в начале ХХ века воспринималось на флоте уже как отдание чести флагу, символу России 7 . При этом тоже снимали головной убор.

Сухопутные знамена и штандарты и сами отдавали честь - перед императором их склоняли. Андреевский же флаг не салютовал даже императору! Наоборот, Николай II отдавал, вступая на шканцы, честь флагу (ограничиваясь, правда, прикладыванием руки к козырьку фуражки или к треугольной шляпе - парадному головному убору флотского офицера).

Приспускали флаг только при отпевании покойников - по-христиански преклоняясь "перед высшей тайной смерти" 8 .

Охранять до последней капли крови

Но вот и еще одно отличие Андреевского флага от сухопутных знамен и штандартов: "святая святых" он ТОЛЬКО ЕСЛИ ПОДНЯТ 9 !

Потому что только в этом случае он показывает принадлежность корабля России (и, значит, предстает как ее символ).

А лежащий в сигнальном ящике - он просто предмет снабжения. Вроде весла или брезента. Заменяемый по мере надобности...

Знамена и штандарты сухопутных войск в статусе предметов снабжения пребывали у нас лишь до конца XVIII века. В 1797 году рыцарь и романтик Павел I придал им священный характер, сделав их службу бессрочной. Утратит полк знамя или штандарт - значит, будет служить без "священной хоругви". Пока не заслужит снова...

А вот 24 Андреевских флага, добытые японцами с затопленного 27 января 1904 года своими же крейсера "Варяг",

Не будут родине укором,
Не станут пораженьем ей 10 .

Потому что их взяли НЕ ПОДНЯТЫМИ!

Впрочем, и неподнятые охранялись русскими офицерами "до последней капли крови", как требовал Морской устав 11 . Среди них лейтенант Н.Н. Нозиков с погибшего 15 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсера "Владимир Мономах", будущий советский морской историк. В нигилистические 1920-е годы ему не было никакого смысла лгать собиравшему материалы о Цусиме А.С. Новикову-Прибою. А Нозиков рассказал писателю, как вырвал из рук японского унтер-офицера вытащенный тем из-под банки (скамьи) мономаховского баркаса шлюпочный Андреевский флаг, пронзил его саблей и утопил с этим грузом в море...

В виду неприятеля -
поднять стеньговые!

Поднятый Андреевский флаг - это еще и символ готовности защитить интересы России.

Он означает, что русские моряки не скрывают свою государственную принадлежность. И готовы ответить на любые претензии к своей стране.

Поэтому Андреевский флаг поднят:

При встрече с другим кораблем в море,

При входе на рейд, на котором стоят военные корабли или есть крепость, и при выходе с него,

При входе на рейд и выходе с него другого военного корабля.

Андреевский флаг поднимали даже тогда, когда он должен был быть спущен, - между заходом солнца и восемью утра и в ненастную погоду.

Чтобы всем было ясно: здесь - защитник интересов России!

По той же причине "в виду неприятеля", независимо от погоды и времени суток, наряду с кормовым флагом поднимали стеньговые - на верхней оконечности (топе стеньги) каждой из мачт.

Чтобы враг смог рассмотреть русский флаг с гарантией!

И не питал иллюзий относительно намерений русских моряков.

Сигнал миру:
Бой - принимаем!
Письмо - не успею.
Иду - не боюсь.
Россию и веру -
Собой прикрываем.
В вышнем - прозрею,
Иду - не сдаюсь!

Поэт Вадим Шарыгин написал это про сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!" - но именно такое значение имели поднятые стеньговые Андреевские флаги. И воспетое поэтом

Флагов соцветье
Русской Голгофы -

это не только белый, красный и синий цвета сигнальных флагов "Шапка", "Живете" и "Аз" (из которых набирается сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!"), но и белый и синий - стеньговых Андреевских.

"Погибаю, но не сдаюсь!"

16 октября 1914 года минный заградитель "Прут" был настигнут в районе Севастополя германским линейным крейсером "Гёбен".

Уйти тихоходный "Прут" не мог. Драться - тоже. В бортовом залпе "Гёбена" - десять 280-мм и шесть 150-мм снарядов, весом соответственно по 300 и 46 килограммов. А на "Пруте" - восемь 47мм пушек с полуторакилограммовым снарядом. Годных лишь для салютов...

Поэтому командир заградителя капитан 2 ранга Г.А. Быков 1-й приказал затопить корабль.

А когда с "Гёбена" предложили сдаться, - приказал поднять стеньговые флаги.

По напоминанию мичмана В.А. Алексеева (восьми утра еще не было) подняли и кормовой.

С поднятыми флагами, расстреливаемый "Гёбеном", "Прут" и ушел под воду.

(А сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!" Владимир Алексеев приказал поднять 18 июня 1918 года, в Новороссийске, перед тем, как затопить свой эсминец "Гаджибей", чтобы не сдать его немцам. Вслед за "Гаджибеем" этот сигнал подняли и остальные корабли, чьи команды решили не возвращаться в занятый немцами Севастополь, - на странице 46)

Поскольку в бою Андреевский флаг должен быть ПОДНЯТ, к нему приставлялся часовой из строевых унтер-офицеров. Чтобы не дать никому спустить флаг! А если флаг сбит - поднять снова.

Стоя на верхней палубе, часовой был беззащитен от разрывов снарядов.

"Это сурово, но это красиво, - писал об этом известный прозаик, поручик русской армии С.Н. Сергеев-Ценский. - Тут если и теряется жизнь, зато на высшей своей точке, в экстазе борьбы за самое дорогое в жизни, за то, что ее освещает, за то, что ее подымает, за то, чем она широка..." 12

В бою 27 января 1904 года с японским флотом у Порт-Артура часовой у флага на крейсере "Баян", квартирмейстер (по-нынешнему - старшина 2-й статьи) Никифор Печерица, был ранен в обе ноги. Но узнали об этом уже после боя, по неестественной позе продолжавшего стоять часового...

Едва стих бой у Порт-Артура, как в 288 милях юго-восточнее начался бой при Чемульпо. Пошли на прорыв блокированные в этом порту крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец".

Осколки снарядов изорвали на часовом у флага на "Варяге", боцманмате (по-нынешнему - главный старшина) Петре Оленине одежду. Порвали, слегка поранив ногу, сапог. Изуродовали приклад винтовки.

Но Оленин стоял на посту. Поднял, при помощи сигнальщиков Ивана Медведева и Ильи Казарцева, вместо сбитого новый кормовой флаг - и покинул тонущий крейсер в числе последних 13 .

"Помню часового у [стеньгового. - Авт.] флага на грот-мачте, раненого, в крови, не хотевшего уйти по моему приказанию и ушедшего лишь по приказу старшего офицера", - писал о бое 1 августа 1904 года в Корейском проливе дравшийся на крейсере "Россия" мичман Г.М. Колоколов 14 .

Пост N1

Квартирмейстер Василий Прокопович с броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" без смены простоял часовым у флага все Цусимское сражение.

В первый его день, 14 мая 1905 года, осколки срезали гафель грот-мачты - на котором поднимался на ходу кормовой флаг. Но Прокопович тут же поднял флаг на правом ноке (оконечности) грота-рея.

15 мая, в бою с броненосными крейсерами "Ивате" и "Якумо", он снова стоял на часах у флага - и был убит одним из последних японских снарядов.

На крейсере "Аврора" в бою 14 мая кормовой флаг сбивало семь раз. Но и после седьмого лейтенант Г.К. Старк 3-й () "скомандовал своим резким металлическим голосом, спокойно как всегда: "На флаг! Флаг поднять!"" 15 .

Часовой у флага, квартирмейстер Николай Борисов был уже тяжело ранен в руки и ноги. А все фалы (снасти, на которых поднимают флаги) - перебиты.

Тогда боцман (по-нынешнему - главный корабельный старшина) Василий Козлов полез на нок гафеля.

И поднял флаг в восьмой раз. Закрепив его на других снастях - эринс-талях.

Расстреливаемая 6 августа 1915 года в Рижском заливе германскими линейными кораблями "Позен" и "Нассау" и крейсером "Аугсбург" канонерская лодка "Сивуч" превратилась в плавучий костер.

Но и в этом аду кто-то дважды поднимал сбитый кормовой флаг 16 !

А капитан 2 ранга Г.Ф. Керн - командир погибавшего 15 мая 1905 года в Цусимском сражении миноносца "Громкий" - приказал прибить стеньговый флаг к топу фок-мачты (благо та была сосновой) гвоздями. И сигнальщик Скородумов влез на мачту без скоб-трапа и без веревочной лестницы...

В 1946 году советские зрители увидели киношедевр сценариста (штурмана дальнего плавания!) Георгия Гребнера, режиссера Виктора Эйсымонта и оператора Бориса Монастырского - фильм "Крейсер "Варяг"". И сегодня, глядя на экран, испытываешь сильнейшее волнение и от церемонии поднятия Андреевского флага, и от взвившихся перед боем стеньговых, и от флага, поднятого взамен сбитого в бою...

Не скажут ни камень, ни крест, где легли
во славу мы русского флага...

1. Смирнов А.А. "Знамя есть священная хоругвь..." // Родина. 1994. N 8. С. 90-91.
2. Свод морских постановлений. Кн. Х. Морской устав. Издание 1901 года. СПб., 1902. С. 331.
3. См., напр.: Павлов Л. "Тебе - Андреевский флаг!" // Военная быль. (Париж). 1961. Ноябрь. N 51. С. 2; Граф Г.К. На "Новике". Балтийский флот в войну и революцию. СПб., 1997. С. 453.
4. Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
5. Монастырев Н.А. Гибель царского флота. СПб., 1995. С. 8, 26.
6. Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии Русского императорского флота. М., 1992. С. 44.
7. Там же. С. 39; Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
8. Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
9. Там же.
10. Троицкий М.В. "Стерегущий" // Троицкий М.В. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1962. С. 177.
11. Свод морских постановлений. Кн. Х. С. 331.
12. Сергеев-Ценский С.Н. Бурная весна // Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России. Эпопея. Бурная весна. Горячее лето. М., 1989. С. 164.
13. Мельников Р.М. Крейсер "Варяг". Л., 1975. С. 197; Бой "Варяга" у Чемульпо 27 января 1904 года // Морские сражения русского флота. Воспоминания, дневники, письма. М., 1994. С. 504.
14. Колоколов Г. На крейсере "Россия". СПб., 1997. С. 47.
15. Кравченко В. Через три океана. Воспоминания врача о морском походе в Русско-Японскую войну 1904 - ]}