Туризм Визы Испания

Аланский свято успенский мужской монастырь. Куртатинское ущелье. Богословие на практике

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы — один из двух североосетинских православных обителей. Она находится в селе Хидискус в Куртатинском или Фиагронском ущелье, что в 50 км от административного центра региона — Владикавказа, и является самым высокогорным (примерно 2 тысячи метров над морем) и южным русским монастырем.

Монастырская летопись берет начало в 2000 году. Первоначальным местом расположения был город Беслан, где его основали в здании бывшего клуба железнодорожного депо, перестроенного под храм вмц. Варвары. Первое время братия состояла всего из двух человек. Затем основу общины составили осетины, в 1999 году находившиеся в Рыльской обители Курской области под духовным руководством старца Ипполита, направившего учеников в Беслан. В 2000-м году монастырь был официально учрежден решением Синода.

После этого монашеская община сменила место своего пребывания, которым стал Георгиевский храм Троицкого храмового комплекса Беслана.

Вскоре монашеская община вновь переехала — на теперешнее место в живописном ущелье. В 2003-2004 годах была возрождена небольшая церковь Жен-Мироносиц, примерно 1858 года постройки, от которой к прибытию монахов остались лишь фрагменты стен. Тогда же построили монашеский корпус и хозяйственные сооружения.

Позже по старинным примерам возвели каменный соборный храм Успенской обители в честь Иверско-Моздокской иконы Богоматери – главной осетинской святыни. Нужно сказать, что в 5 км от Успенской обители, в селе Майрамыкау, что переводится как поселение Марии Богородицы, сбереглась древняя церковь Рождества Богоматери, где шесть столетий находился чудотворный Моздокский образ, переданный в дар народу Осетии Грузинской царицей Тамарой, по матери бывшей осетинкой. В революционные годы начала ХХ века след святыни был утрачен. Однако, существует предание, что с возрождением монастырей в Осетии образ будет обретен.

За первое десятилетие своего существования обитель стала настоящим духовным маяком Северного Кавказа, наравне с Аланским женским монастырем, и с того времени ее стало посещать множество паломников со всей Южной России. Помимо церковнославянского языка в богослужебной жизни обители используется и осетинский. Отметим, что братия монастыря принимает участие в работе по переводу богослужебно-литургических текстов на этот язык.

Есть в обители подсобное хозяйство — монахи держат коров и кур, а также имеется пасека.

В 2011 году в Аланском монастыре проживало 14 человек. Кроме насельников на послушания прибывают трудники.

Святыни: чудотворный образ Успения Богоматери XIX века, созданный в Киево-Печерской Лавре на камне из Успенского собора.

Епархия: Владикавказская.

Адрес: Россия, респ. Сев. Осетия-Алания, Алагирский р-н, с. Хидикус.

Обновлено: Ноябрь 6, 2017 автором: Alexander

Самый высокогорный мужской монастырь в РФ

Корреспондент "РГ" побывал в этом высокогорном монастыре, расположившемся на высоте 1,3 тысячи метров над уровнем моря. Здесь живут люди необычной судьбы, а гостям и паломникам предлагают попробовать уникальный травяной чай, которому приписывают чудодейственные свойства.

Особый рецепт

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь расположился в селении Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье. Горы обступают это место со всех сторон. Когда из-за очередного поворота дороги появляются здания монастыря, то они больше напоминают не современные сооружения, а средневековую крепость - с каменными высокими стенами и осетинскими боевыми башнями по углам. Кажется, что православная обитель существует здесь очень давно... На самом же деле лишь одна из часовен насчитывает больше столетия, а сам монастырь заложен всего лет 15 назад.

В его архитектуре явно видны черты византийского стиля, но послушники говорят, что над "дизайном" никто особенно не работал: возводилось все постепенно, разными мастерами и без всяких изысков. Тем не менее весь комплекс получился довольно гармоничным, а суровые крепостные стены великолепно вписались в окружающий великолепный ландшафт с высокими пиками и ледяными "шапками".

Когда заходишь в монастырь, кажется, будто людей здесь нет вовсе - как ни ищи. И если бы не настоятель отец Стефан, который был предупрежден о приезде гостей и вышел навстречу, пришлось бы, наверное, долго плутать по закоулкам зданий, чтобы найти здешних обитателей.

У нас постоянно живут десять монахов и примерно столько же паломников и трудников, - поясняет Стефан.

Собеседнику не больше 35-ти или 40 лет, однако он кажется гораздо старше из-за густой черной бороды, отросшей почти до пояса.

Монастырь - самый высокогорный в России - расположен на высоте 1,3 тысячи метров над уровнем моря, - продолжает он свой рассказ. - Но на большие церковные праздники сюда приезжает много людей. Например, на Крещение встречали 15 тысяч человек. Дорога к монастырю была заставлена машинами на три километра.

Еще во Владикавказе мне поведали о необыкновенном чае, который тут делают по собственному рецепту. Постепенно переходим и к этой теме.

А как выращиваете ваш чай в горах?

Чем о нем говорить, так лучше попробовать, - отвечает Стефан.

В трапезной монастыря (их здесь, кстати, три, а самая большая - для праздничных торжеств - вмещает 300 человек) мне наливают чашку ароматного напитка. На вкус чай необыкновенно приятный, с оттенками барбариса, мяты и чего-то еще. Как будто обычный черный чай, только с травяными добавками.

Несмотря на уговоры, Стефан очень долго не хотел раскрывать секрет, откуда берется чай, но потом сдался:

Братья-иноки собирают в горах. Это, по сути, настой из смеси трав: зверобоя, чабреца, боярышника и еще нескольких других. Они все растут здесь, на холмах вокруг монастыря. Когда обитель только начинали строить, обнаружили, что в этих местах очень много лечебных трав. Начали их использовать. Со временем появился рецепт: оптимальная смесь разных трав в определенных пропорциях. Оказалось, помимо вкусного напитка, такой "чай" снимает усталость и расслабляет. Его хорошо пить на ночь - улучшает сон. Начали угощать им прихожан. Некоторые стали брать его в пакетах домой. Теперь это целая традиция - без чая никто не уезжает.

Богословие на практике

Чтобы собирать целебные травы для "чая", в монастыре организовали целые курсы: монахи, которые хорошо разбираются в растениях, учат прибывших новичков - других послушников, трудников или паломников. А потом вместе отправляются в горы для сбора трав. Это оказывается не таким простым делом, как представляется на первый взгляд. Чтобы собрать смесь листьев, монахам приходится сутками ходить по горным склонам. Пройденные расстояния измеряются десятками километров.

За сезон здесь успевают собрать около 200 килограммов различных трав. Цифра кажется небольшой, но, чтобы уместить все запасы чая, в монастыре выделили целую комнату: высушенная смесь хоть и очень легкая, но занимает чрезвычайно большой объем.

Собранный урожай монахи смешивают в нужных пропорциях и фасуют сами - в небольшие пакетики. Часть заваривают для себя, другую отдают прихожанам. Монастырский чай в Северной Осетии пришелся многим по вкусу, и теперь его знают почти во всех уголках республики. Те, кто приезжает в обитель, обязательно стараются взять с собой хоть немного снадобья и часто приписывают ему целебные свойства: не только из-за состава трав, но и духовной составляющей. Чай, собранный руками монахов, ценится очень высоко.

Однако для послушников сбор и приготовление травяной смеси - не экзотика, а лишь одна из повседневных забот. Обитатели монастыря делают не только свой чай, но и почти полностью обеспечивают себя всеми возможными продуктами. В саду, который разбит возле обители, выращивают фрукты, а собственная небольшая ферма поставляет молоко. Здесь же делают и осетинский сыр, а пасека монастыря обеспечивает медом.

У нас есть шутка о том, что такое богословие на практике, - улыбаясь, рассказывает один из послушников брат Георгий. - Это когда берешь в руки кирку и лопату и работаешь от восхода солнца и до заката. Вот такая практика. Монашеская жизнь не самая легкая. Зато мы можем жить полностью автономно - никаких продуктов не покупать.

Духовный спецобъект

Аланский монастырь, несмотря на кажущуюся простоту, - огромное и весьма сложное хозяйство, где за мощными крепостными стенами скрывается современная техника. Например, чтобы отапливать здания обители, в одной из башен установлен котел. Топливом для него служит сжиженный газ, который хранится в специально построенном резервуаре-хранилище и подается по сложной системе трубопроводов. А на случай непредвиденных поломок предусмотрены два электрогенератора.

Значительную часть обители занимают кельи послушников и разного рода хозяйственные постройки. Но центром монастыря, конечно, является храм. Он построен недавно, причем с масштабом: видно, что может вместить как минимум человек триста. Внутри пока - лишь белые стены и иконы. Никаких украшений.

Отделкой еще предстоит заниматься, - рассказывает отец Стефан. - Когда обитель только появилась, нам хватало той небольшой часовни, которая сейчас находится у входа. Со временем монастырь стали посещать все больше прихожан и паломников. Чтобы вместить всех, потребовалось построить новый храм.

Иллюминация по-монастырски

Другой особенностью монастыря является подсветка его фасада. В вечернее время она включается автоматически и помогает в самом выгодном ракурсе увидеть все сооружения обители. Сделать подсветку предложили специалисты-электрики, которые совершали паломничество в монастырь. Монахи долго сомневались, стоит ли организовывать такие изыски, но потом все же согласились и не пожалели: в темное время суток самый высокогорный мужской монастырь России предстает в еще более красивом виде, чем днем.

Савва Гаглоев, секретарь Владикавказской Аланской епархии:

Сегодня на территории нашей епархии существуют два монастыря - Свято-Успенский мужской и Богоявленский женский. Их появление на Северном Кавказе в XXI веке - это своеобразный уникальный феномен, поскольку мы наблюдаем появление аланских монашеских обителей, которых раньше в Осетии не было. Открытие монастырей не в Средние века, а сейчас, действительно,удивляет многих. Само по себе это большое культурное событие для всего региона. Ведь Северный Кавказ у многих ассоциируется в основном с другой религией, а тут вдруг нашлось место и для двух крупных христианских духовных центров. Причем в обеих обителях монашеские общины очень открытые и приветливые для гостей и паломников. Хотя, казалось бы, жизнь в горах должна накладывать определенный отпечаток суровости. Возможно, именно из-за теплого отношения ко всем приезжающим, на сегодняшний день монастыри - одни из самых посещаемых мест в Осетии.

Ала́нский Успе́нский мужско́й монасты́рь - Аланский Свято - Успенский мужской монастырь - пристанище скорбящих.

История создания

История создания монастыря начинается на рубеже двух столетий в Беслан е на мирском приходе пресвятой Варвары, великомученицы. В январе 2000 года в дом милосердия для православных одиноких христиан прибывают трудники. Это первые насельники, монах и иеромонах, осетины, их двое, и они должны составить основу будущей монашеской братии.

До этого они в течение года исполняли предмонашескую службу в Никольском Рыльском монастыре. Во время подготовки их наставлял легендарный архимандрит Ипполит, вскоре скончавшийся. Он послал трудников монашествовать в Беслане . Очевидно, старцу в прозрении открылась будущая трагедия Беслана, его наибольшая нужда в молитве, чем любого другого города. Есть несомненная тайна в том, что православный монастырь открывается в Беслане за несколько лет до страшной трагедии, поразившей своей жестокостью весь мир. В первый день сентября, в 2004 году чеченскими террористами была захвачена средняя школа. Были взяты в заложники все находившиеся там взрослые и дети.

Уже весной 2000 года инициативой настоятеля иерея Сергия Мальцева и по благословению Митрополита Владикавказского Гедеона основывается мужской монастырь. Он учреждается решением Синода 19.04.2000г. Под образовавшийся монастырь была передана церковь святой Варвары, а община церкви переходит в крестильный храм святого Георгия Победоносца, великомученика.

В 2003 г. владыка Гедеон благословляет создание монастыря в знаменитом Куртатинском ущелье близ села Фиагдон. Усердные монахи меньше чем за год восстанавливают храм начала XIX века, созданный в честь святых Жен Мироносиц, и возводят рядом братский монашеский корпус. Уже в феврале горестного 2004 года было совершено его открытие. По окончании строительства монастырь переезжает в Куртатинское ущелье. В Беслан е остается монастырское подворье.

Позднее возводится собор чудотворной Моздокской иконы Богородицы. Вновь возведенная церковь – словно копия древних храмов Алании, сложенных из камня в лучших традициях древнеаланского зодчества.

Предание о чудотворной иконе

Недалеко от монастыря расположена часовня, где хранилась около шестисот лет наиглавнейшая реликвия Осетии - знаменитая икона Моздокская Иверская Божией Матери. Она была подарена легендарной грузинской царицей Тамарой, которая царствовала в XII - XIII вв. в православной Грузии.

Тамара внесла огромный вклад в укрепление христианской веры в Осетии. В церковь Рождества Богородицы в село Майрамыкау Куртатинского ущелья она своей милостью послала икону. Эта икона была создана придворным иконописцем, готовившимся к ее созиданию длительным изнурительным постом. Выстраданная им икона на века прославилась своими чудесными божественными знамениями. Храм трижды горел, испепелялся, но икону всякий раз неизменно находили невредимой возле пожарища. Также проходили массовые чудесные исцеления иконой телесных и душевных болезней у богомольцев, с верой припадавших к ней. Шесть благодатных веков чудесная икона, находясь в селе Майрамыкау, защищала и оберегала аланский народ. Во времена татаро - монгольского нашествия, спасаясь, куртатинцы скрывались в горах и там же прятали свою реликвию.

В XIII веке, сразу после возвращения в состав великодержавной России, аланы спускаются с уберегавших их гор вновь на равнину. Во время переселения обоз куртатинцев стал определяться на ночлег. Стемнело, и они вдруг увидели - от арбы, на которой перевозили икону Богородицы, истекает мягкий свет. Засиявшая икона пресвятой Богородицы таким способом известила их о своем желании остаться в том месте.

В 1797 году на этом месте для иконы был возведен храм, где она и находилась на протяжении шести веков. Но в 90-х годах беспокойного XX столетия она бесследно исчезает из храма Иверской Моздокской иконы Божьей Матери. В Алании верят, что икона найдется, вернется на свое место, молятся об этом.

Современность

Успенский монастырь является духовным и просветительным центром Алании, так же, как Аланский женский монастырь. Успешное возрождение аланского монашества послужило толчком, который инициировал грандиозные духовные процессы в Осетии. Самые разные люди пришли к вере, и религиозные праздники стали привлекать бессчетное число прихожан. В монастырь потянулись паломники со всего юга России.

В тот роковой момент случилась Бесланская трагедия. За 3 дня до захвата террористами школы праздновалось Успение Богородицы. По этому поводу в Куртатинском ущелье к собору пришло неимоверное число людей. Была проведена торжественная праздничная служба, за ней последовал крестный ход. Несли к часовне мироточащий чтимый список иконы. А 1 сентября на Беслан обрушились, как смерч, силы зла. Осетия была распята за веру и за геополитическую верность России.

Случившаяся трагедия еще больше обратила людей к православной вере, уберегшей их от ожесточения. Люди, пережившие эту беду, стали креститься. В 2005 году на Крещение в монастырь обратились и были окрещены почти двести человек. Почти сто человек было окрещено в Крещенскую ночь в водах речки Фиагдон, а окунались около тысячи православных. На следующий день около ста человек крестились в монастыре в самом Беслане.

Аланский мужской монастырь является духовным и просветительским центром православной Алании. Он сотрудничает в работе с центральным отделом по переводу церковных текстов на родной язык. Церковные службы здесь ведутся и на церковнославянском, и на родном осетинском языке.

Дней десять тому назад, так получилось, что побывал с венгерской делегацией в Алании. Не в той, где солнце, пальмы и песок. К чему нам берег турецкий?))) В нашей российской Алании, где горы, камни и альпийские луга. Собираюсь сделать ряд постов по этой поездке. Сегодня первый из них - о Фиагдонском мужском монастыре.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь - самый южный и самый высокогорный монастырь в России.


До 18 века здесь пребывал чудотворный список Иверской иконы Божией Матери — дар святой царицы Тамары. В годы Великой Отечественной войны икона была утеряна. Монахи созданного несколько лет назад Свято-Успенского монастыря в настоящее время отстроили Иверский храм Пресвятой Богородицы. Новая церковь обители - точная копия древних Аланских храмов, выложенных из камня в традициях византийского зодчества.

На берегу реки Фиагдон устроена купель, в которой совершается таинство крещения.

Храм еще не расписан внутри, но службы уже проходят. Служат в монастыре на русском языке.

Аланский Успенский мужской монастырь - православный монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии).

Наместник - иеромонах Стефан (Дзугкоев).

Это самая высокогорная Православная обитель на территории России.

Монастырь был создан 19 апреля 2000 года в Беслане в бывшей гостинице для машинистов поездов. В первый год в монастыре было всего два монаха. Монахи проходили духовную подготовку в Курской епархии, в Свято-Николаевском монастыре у старца архимандрита Ипполита, который незадолго до своей смерти благословил их и наставлял ехать в Беслан создавать монастырь.
Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где был восстановлен храм XIX века во имя святых Жен-Мироносиц и построен братский корпус, а также строится новый, более просторный храм во имя Иконы Иверской Божией Матери. Этот храм будет самым южным на территории России. В Беслане осталось монастырское подворье.

В пяти километрах от монастыря находится часовня, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой. Подлинник иконы в годы Великой Отечественной войны был утрачен. По преданию, с восстановлением Православных монастырей в Осетии эта икона будет обретена.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь очень популярен не только среди верующих Осетии, но и других регионов России.
____________________________________________________________________________

Alanian Holy Dormition Monastery is an Orthodox friary near the village of Upper Fiagdon in Kurtat Gorge (Alagir region of North Ossetia).

Father Superior is hieromonk Stefan (Dzugkoev).

This is the highest altitude Orthodox monastery in Russia.

The monastery was founded on April 19, 2000 in Beslan, in the former hotel for train drivers. In the first year, there were only two monks in the monastery. The monks underwent spiritual training of Kursk diocese at St. Nicholas Monastery with the elder Archimandrite Hippolyte, who shortly before his death, blessed them and instructed to go to Beslan to found the monastery.

In due course, the monastery moved to Kurtat Gorge, where the XIX century temple of the Holy Myrrh bearers was restored and the friary building was built; besides a new, more spacious church in honor of the Iberian Icon of the Mother of God is under construction. This temple will be the most southerly in the territory of Russia. In Beslan, the metochion has been left.

Five kilometers from the monastery, there is a chapel in which the main shrine of Ossetia and the North Caucasus has been kept for six hundred years - Iver Mozdok Icon of the Mother of God – the gift of blessed Queen Tamar the Great. The original icon was lost during the Great Patriotic War. According to the legend, once the Orthodox monasteries in Ossetia are restored, the icon will be found.

Alanian Holy Dormition Monastery is ver y popular not only among believers of Ossetia, but in other regions of Russia as well.