Туризм Визы Испания

1987 приземление на красную площадь. Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием. Испорченный День пограничника

28 мая 1987 года в День пограничника спортивный самолет американской компании-производителя «Сессна» нарушил воздушное пространство Советского союза. Он выполнил посадку в столице недалеко на Васильевском спуске в самой близи Красной площади. А именно он совершил посадку на Большом Москворецком мосту и доехал накатом до Собора Василия Блаженного. Огромное количество видеокамер и фотоаппаратов туристов зафиксировало этот момент, когда летчик выбрался из кабины, его окружили желающие взять автограф. Его арестовали через десять минут. Нарушителем оказался Матиас Руст, девятнадцатилетний спортсмен-пилот. Его отец занимается продажей самолетов в Германии. В 14:20 самолет Рута пересек воздушную границу СССР на высоте 600 м над Финском заливом недалеко от г. Кохтла-Ярве (Эстония). Это зафиксировали локаторы ПВО, в результате чего ракетные дивизионы были приведены в полную боевую готовность. Истребитель был выслан на перехват самолета «Сессна». Он его быстро обнаружил, но сбивать его не отдали команды. Поэтому самолет нарушителя «вели» почти до самой Москвы. С 1984 г. в Советском Союзе действовал приказ, который запрещал открывать огонь по спортивным/гражданским самолетам.

Вряд ли Руст знал, что около 15:00, когда он будет пролетать в районе города Псков, там местный авиаполк будет проходить учебные полеты. Одни самолеты заходили на посадку, другие взлетали. Равно в три часа выполнили замену кода системы госпознавания, что подразумевало одновременную смену кода всеми летчиками. Однако многие неопытные летчики не произвели эту операцию: подвело отсутствие опыта или забывчивость. Как бы там ни было, система распознала их как «чужие». В сложившейся ситуации, один из командиров не смог разобраться и присвоил всем воздушным судам признак «я-свой», в том числе и спортивному самолету Руста. Дальнейший полет он совершил уже с местной воздушной пропиской. Но была и вторичная легализация вблизи Торжка, где проходили спасательные работы в результате столкновения наших самолетов – тихоходную немецкую «Сессну» приняли за советский поисковый вертолет.

Газеты того времени пестрили заголовками: «Страна в шоке! Немецкий пилот-спортсмен обесславил серьезный громадный оборонный арсенал СССР в День пограничника». Также Мировые СМИ выдвигали более «романтичные» версии – парень пытался выиграть пари или произвести впечатление на избранницу. Говорили и о том, что полет Матиаса Руста – это не что иное, как маркетинговый ход. Так как его отец продавал самолеты «Сессна» в Западной Европе, а темп продаж на этот период как раз сократился. Понятно, что такой пиар-ход стал толчком к продажам воздушных судов. Ведь по сути это единственный самолет, которому удалось «победить» систему ПВО СССР. Советские же военные были уверены, что такая акция является происками иностранных спецслужб.

После этого невероятного происшествия многие люди стали выдумывать разные шутки на эту тему. Например, именовать Красную площадь как «Шереметьво-3». Не менее популярной была шутка о том, что трасса Москва-Ленинград является самой мягкой, так как была устелена папахами генералов и полковниками. После того как у русского народа прошло шоковое состояние, он начал веселиться со свойственным ему энтузиазмом. Родился анекдот о двух летчиках, встретившихся на Красной площади, один из которых попросил закурить, на что другой ответил: «Ты что?! Нельзя курить на аэродромах!». И еще один: собралась на Красной площади толпа народа с вещами. Их прохожие спрашивают: «Что вы здесь делаете?», на что они отвечают: «Ожидаем посадки самолета из Гамбурга». Была еще одна байка о том, что рядом с фонтаном Большого театра патрулировала милиция. «Зачем?». «А вдруг оттуда всплывет американская подводная лодка?».

Наказание Матиаса Руста

2 сентября 1987 г. судебная коллегия Верховного суда СССР по уголовным делам начала слушание дела Руста. Его обвинили в хулиганстве. По мнению суда, его посадка угрожала жизни людей, находившихся на площади. Он незаконным путем пересек границу и нарушил авиационное законодательство. Дело проходило на открытом заседании. Своих должностей лишились: Александр Колдунов (глава войск ПВО), Сергей Соколов (министр обороны) и еще около трехсот офицеров.

Сам Матиас Руст на суде заявил, что его полет являлся «призывом к миру». 04.09.1987 году его осудили на четыре года лишения свободы за нарушение правил полетов, незаконное пересечение границы и злостное хулиганство. В общей сложности он провел в предварительном заключении в тюрьме 432 дня, и президиум Верховного Совета его помиловал, но он был выдворен за пределы СССР.

Руст вернулся в Германию, но на родине его запомнили как сумасшедшего, который поставил мир под угрозу. Его навсегда лишили прав пилотирования. Он работал медбратом в больнице города Риссен. Во время своего очередного дежурства в ноябре 1989 г. Руст набросился с ножом на медсестру, которая отказала ему в поцелуе, за что суд принял решение посадить его на четыре года, но продержав в тюремном заключении пять месяцев, его отпустили.

В средине 1994 года Руст сообщил, что вновь собирается жить в России. После чего он пропал на 2 года. Одни говорили, что он торговал в Москве обувью, другие распространяли слухи о его гибели. На самом деле Руст много путешествовал. Посмотрев мир, по возвращении на родину он заявил, что собирается жениться на дочке богатого торговца чаем. Церемония бракосочетания проходила в Индии по местному обряду. После свадьбы он вместе с женой возвратился в Германию. В 2001 году он снова предстал перед судом. В этот раз его обвиняли в краже в универмаге, где он собирался утянуть кашемировый пуловер. В результате суд приговорил его к штрафу в 5 000 евро. Что касается его личной жизни, то здесь тоже не все сложилось – он разведен. По его словам, он хотел иметь семью, много детей, но только не мог найти ту единственную, которая бы его понимала. Он зарабатывает на жизнь как профессиональный игрок в покер. В то же время он восстановил свои документы в ЮАР и вновь собирается летать.

Источник: http://www.spb.kp.ru/
30 лет назад произошел позорный для СССР и его ПВО случай — 18-летний немец Матиас Руст на «Сессне-172 Скайхок» приземлился на Красной площади...

28 мая 1987 года на Красной площади приземлился самолет Матиаса Руста. 18-летний гражданин ФРГ прилетел в Москву из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Цессна-172Б Скайхок»

МАРШРУТ ПОЛЕТА

13 мая Руст вылетел из немецкого аэропорта Итерзен и через пять часов приземлился на Шетландских островах. Затем двигался через пункты посадки Вагар (Фарерские острова), Кеблавик (Исландия ), Берген (Норвегия ), Хельсинки (Финляндия ).

Утром 28 мая он взлетел с финского аэродрома, а через 20 минут вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой и в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии. Диспетчеры запустили поиск. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и предположили, что самолёт потерпел крушение. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве (Эстония ) и взял курс на Москву .

В 18:30 он подлетел к Москве, сделал несколько кругов, снизился над Большой Ордынкой и, выждав зеленый сигнал светофора, сел на Большой Москворецкий мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. В 19:10 Руст вылез из самолёта и стал раздавать автографы. Через 10 минут он был арестован.

ПОЧЕМУ НЕ СБИЛИ?

Когда началось расследование ЧП, генералы и полковники, отвечавшие за оборону воздушных границ страны, в голос твердили: это брехня, что «Сессна» прокралась в Москву незамеченной.

И представляли документы. Из них следовало, что радиотехнические подразделения ПВО , дислоцированные в Латвии , обнаружили лазутчика ещё в 14:10. Он не отвечал на позывные «свой-чужой», ему был присвоен номер 8255. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боеготовность. Они повели нарушителя, но команды на уничтожение не получили. Хотя самолет, не отвечавший на запрос «Cвой — чужой», был сразу обнаружен нашими радиолокационными средствами. Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов.

Он доложил об этом дежурному по пункту управления роты капитану Осипову . Потом «Сессну» Руста засек оператор другой станции — ефрейтор Шаргородский — и тоже сообщил о ней оперативному дежурному.

Но на вышестоящем КП выдачу информации «наверх» задержали минут на 15 — хотели разобраться, кто летит: нарушитель госграницы или нарушитель режима полетов. Информация, хотя и с запозданием, была передана по команде дальше. На перехват Руста взлетел истребитель старшего лейтенанта Пучнина.

Он дважды облетел «Сессну» и доложил на КП, что видит «легкомоторный самолет спортивного типа с полосой голубого цвета вдоль фюзеляжа». Поступи с земли приказ сбить нарушителя границы, даже не пришлось бы стрелять — достаточно было включить огненный меч форсажа, и на землю упали бы лишь обгоревшие обломки.

Матиас Руст после получения лицензии пилота.

Генерал Кромин, командующий Ленинградской армией ПВО, колебался. Он помнил инструкцию, введенную в действие после того, как на Дальнем Востоке был сбит южнокорейский «Боинг», якобы «по ошибке» нарушивший советскую границу. Инструкция запрещала сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты.

Сходство самолета Руста с Як-12 ввела в заблуждение и нашего летчика, и Кромина. Решили, что в небе — нарушитель режима полетов, забывший включить режим опознавания или сломавший оборудование. Цель передали для сопровождения подразделениям Московского округа ПВО.

В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа , Андреаполь , Хотилово и Бежецк .

В районе псковского города Гдов «Сессну» обнаружили визуально. В 14:29 лётчики доложили на КП, что в разрыве облаков наблюдают «спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа».

Самолёт Руста шел на небольшой высоте и с малой скоростью — примерно 140 км/ч. Наши реактивные истребители не могли «притормозить», чтобы идти рядом с ним. Они стрелой (примерно 2000 км/ч) пролетали над «Сессной», ожидая четких команд с земли. Но их не было. И пилоты уводили машины на свои аэродромы.

В районе Пскова шли учебные полеты авиаполка. Когда Руст полз к Москве, в полку произошла замена кода системы госопознования. Все летчики должны были строго в 15.00 сменить этот код. Но некоторые растяпы не сделали этого. И стали «чужими». В этом рое самолетов руководитель полетов, не разобравшись в ситуации, чохом присвоил всем истребителям признак «свой». В их числе оказалась и «Сессна» Руста. Так что к Москве он спокойно подходил под личиной «своего» (хотя и не знал этого).

Матиас Руст и его самолёт в первые минуты после приземления.

ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ЗВЕЗДОПАД

Руст преподнес царский подарок Михаилу Горбачёву. У главного перестройщика страны сложились тяжелые отношения с военной верхушкой. Руководство армии во главе с министром обороны Сергеем Соколовым перешло в политическую оппозицию к Горбачеву . Но у того не было веских причин для смещения неугодных генералов . А случай с Рустом дал ему роскошный повод для этого. Собрав в Кремле высший генералитет, Горбачев рвал и метал.

— Я бы на вашем месте, товарищ Маршал Советского Союза, — обратился он к Соколову, — после такого позора написал рапорт об отставке!

В зале стало тихо, как в морге, встал Соколов и доложил:

— Считайте, товарищ Генеральный секретарь, что я его уже написал!

«Под раздачу» попал Главком ПВО страны — зам. министра обороны СССР Александр Колдунов.

Командующему войсками Московского округа ПВО генерал-полковнику Владимиру Царькову повезло — его назначили на должность в мае 1987 года (за несколько дней до события). Получив выговор, он пост сохранил.

Были сняты с должностей начальник радиотехнических войск, командующий армией ПВО, командир корпуса и командир дивизии той же 6-й армии. Стал пенсионером и комбриг войск ПВО полковник Чавкин.

Всего набралась почти дюжина генералов и более 20 старших офицеров, пенсионерами стали 34 высших и старших офицеров. Двоих отправили на нары .

Подполковник Карпец и майор Черных, непосредственно отвечавшие за сектор ПВО (хотя они первыми заметили нарушителя и доложили по команде «наверх»), были приговорены к четырем и пяти годам лишения свободы.

А ещё две сотни старших и младших офицеров ПВО были отстранены от занимаемых должностей до конца расследования ЧП (80% из них затем вернулись на свои посты с выговорами и очередные воинские звания получали с большой задержкой).

Впервые в истории ПВО страны «полетело» с постов такое количество офицеров.

Нарушитель воздушного пространства СССР германский пилот Матиас Руст во время судебного заседания в апреле 1987 года.

ВЕРСИИ

Поначалу превалировала версия об армейском разгильдяйстве.

Шли разговоры и о трусости высшего военного руководства, которое после скандала вокруг сбитого в 1983-м году нашим истребителем южнокорейского «Боинга», нарушившего воздушную границу СССР, боялось нагоняя из Кремля.

Позже появилась версия, что это якобы была операция западных спецслужб, согласованная с Горбачевым. Цель — сместить оппозиционную Кремлю верхушку армии.

Генерал армии Петр Дейнекин , Главком ВВС России в 1991-97 годах:

— Нет сомнений, что полет Руста был спланированной провокацией западных спецслужб. И проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства СССР. На мысль о внутреннем предательстве меня наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода... Сбить «Сессну» могли столько раз, сколько было нужно.

— Полёт был подготовлен по прямому указанию Генерального секретаря ЦК КПСС . Когда Руст приземлился в Москве, его баки были полны. Его дозаправляли. Под Старой Руссой, прямо на дороге. Спрашиваю Руста: «Хочешь, покажу тебе фотографию, как заправляют твой самолёт?». Руст не ответил, только глаза забегали по сторонам...

Генерал-полковник Леонид Ивашов :

— За три недели до прилёта Руста министр обороны маршал Соколов докладывал Горбачёву, как работает система ПВО. Когда маршал вернулся с доклада, то выяснилось, что совсекретные документы остались у Горбачёва на столе. Наутро я понесся в Кремль: «Михаил Сергеевич, министр был у вас на докладе и забыл карту». — «Не помню, где она, сам ищи...» Горбачёв карту не вернул...».

Полковник Олег Звягинцев , бывший зам.командира корпуса ПВО:

— Когда начались разборки, я вспомнил, что дня три у нас на севере страны не менялось радиолокационное поле. Обычно оно меняется каждый день. А тут — три дня! Дежурные ПВО засекли Руста мгновенно, как только он пересёк границу. Но в отчётах записали: «стая птиц»...

Игорь Морозов , депутат Госдумы РФ , участник спецопераций в Афганистане :

— Это блестящая операция западных спецслужб. Они смогли привлечь к осуществлению проекта лиц из ближайшего окружения руководства страны, причем точно просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. Цель была одна — ослабить позиции Советского Союза на международной арене.

ХРОНИКИ ВОЕННОГО БАРДАКА

Вот — один из документов расследования причин пролета Руста.

«В 14.29 28.5.87 г. дежурная РЛС 922-й отдельной радиолокационной роты (Локса ) 4-й радиотехнической бригады 14-й дивизии ПВО (Таллин ) обнаружила воздушную цель на высоте 600 м в территориальных водах СССР, идущую курсом на береговую черту. Цель следовала по международной трассе в направлении коридора № 1, информация о цели была выдана на КП радиотехнического батальона (Тапа), 4-й ртбр и РИЦ (разведывательный информцентр ) 14-й дивизии ПВО. Информация о цели была отображена на экранах АРМ дежурного сокращенного боевого расчета КП 14-й д ПВО с 14.31.

Оперативный дежурный майор Криницкий Я. И. цель нарушителем госграницы СССР не объявил и продолжал уточнение характеристик и принадлежность вплоть до выхода её из зон видимости РЛС бригады.

Заместитель ОД КП 14-й дивизии ПВО по РИЦ майор Черных действовал безответственно. Имея реальную обстановку и зная, что цель идет со стороны Финского залива к береговой черте, он определил её и присвоил ей номер только с 14.37.

Оперативный дежурный КП дивизии подполковник Карпец И. В. не потребовал четких докладов, уточнения типа и характера цели, нарушив тем самым требования о немедленной выдаче цели на оповещение, и докладе на вышестоящий КП, и принятии решения на подъем дежурных экипажей для опознавания цели.

На КП 6-й отдельной армии ПВО по его команде цель была выдана только в 14.45. Таким образом было потеряно 16 минут времени, а главное – исчезла острота восприятия воздушной обстановки КП армии, исходя из того, что цель шла со стороны Финского залива и вошла в границы СССР.

Более того, ОД КП 656-го истребительного авиаполка (Тапа) лейтенант Филатов А. В., имея данные о цели с 14.31, в 14.33 привел в готовность № 1 дежурные истребители, неоднократно запрашивал разрешение на подъем истребителей, но подполковник Карпец И. В. подъем их разрешил только в 14.47.

Такие действия оперативного дежурного КП дивизии привели к тому, что было потеряно время»...

ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЯ

Расим Акчурин , генерал-полковник в отставке, брат известного кардиолога Рената Акчурина:

— Я в ту пору был командующим зенитно-ракетными войсками ПВО СССР. В роковой момент проверял в Прибалтике Ленинградскую армию ПВО. Когда мне доложили, что пролетел легкомоторный самолет, поехал в соединения, которые его сопровождали. Если бы Руста сбили — даже его фрагментов собрать не удалось бы. Но мы не имели права применять средства ПВО по таким воздушным целям. Могли лишь принудить к посадке. Был проложен курс, велось сопровождение. Посадить его не получилось, потому что у истребителей и самолетика Руста слишком разные скорости.

ДЫРЫ ЗАЛАТАНЫ?

После строгого разбора «залета» система боевого дежурства ПВО была значительно подкорректирована. Но после падения СССР в 90-е годы, да и в начале 2000-х, из-за финансовых проблем и медленного обновления радиотехнических войск на некоторых участках воздушной границы России стали образовываться «дыры», в которые на легкомоторных самолетах, идущих на малых высотах, могли проникнуть шпионы или хулиганы. Лишь недавно над Россией удалось создать сплошное радиолокационное поле за счет постановки на боевое дежурство новых РЛС.

КАК НАКАЗАЛИ ЛАЗУТЧИКА?

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на Красной площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы. Но он вернулся в ФРГ уже 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко , Председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в заключении 432 дня. Потом его отправили в Германию . Там он лечился от психического заболевания и в больнице ножом порезал медсестру. Получил ещё один срок. Отсидел. Потом снова попался — на краже свитера в магазине…

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

3. Почему заранее были срезаны троллейбусные провода на Большом Москворецком мосту?

4. Каким чудом полёт Руста на Красной площади сняли с нескольких точек на профессиональные телекамеры? Одна камера стояла на крыше ГУМа, а другая — на трибуне Мавзолея.

ЧТО ПИСАЛА НЕМЕЦКАЯ ПРЕССА?

Журнал «Spiegel»:

Обстоятельства подготовки Руста к полету в глазах его друзей-летчиков были необычными.

— Он никогда ни о чем не спрашивал,- так утверждал товарищ Руста по аэроклубу Дитер Хельце. — Прокладывая свой маршрут перед вылетом, Матиас не обращался к опытным пилотам. Когда Руст прилетел в Хельсинки, он представил дальнейший маршрут в центр управления полетами аэропорта Мальми.

— Все было так профессионально составлено,- вспоминает начальник аэродрома Мальми Раймо Сеппанен,- что это не было похоже на молодого пилота.

Мать Руста не смогла объяснить мотив полета её сына в Москву. Ее предположение было таким: «Я думаю, его принудили к этому».

«Матиас никогда не интересовался политикой,- утверждал его отец.- Этот полет не был им запланирован, и Москва не входила в его маршрут...»

«Bild am Sontagg»:

«Руста видели в Хельсинки вместе с темноволосой молодой женщиной 20 мая. Кроме того, на аэродроме Мальми стоял светло-серый «ситроен» с номерными знаками «Siegeren» и наклейкой гамбургского аэроклуба..."

«Stern»:

«В кулуарах обсуждали: действительно ли «Сессна» Руста была переоборудована во время его остановки в Исландии? Действительно ли крылья самолета были сделаны из специального синтетического материала, который делал самолет невидимым для радаров? Была ли таким образом проверена советская ПВО?»

РЕПЕТИЦИЯ

15 мая 1941 года в 7 часов 30 минут в советское воздушное пространство вторгся германский «Юнкерс-52». Пролетев свыше 1200 километров, он приземлился на Тушинском аэродроме. Из книги Павла Судоплатова «Разведка и Кремль»: «Это привело к волне репрессий: началось с увольнений, затем последовали аресты и расстрелы высшего командования ВВС».

АНЕКДОТЫ

Два летчика на Красной площади. Один просит другого закурить. Тот отвечает: «Ты что?! На аэродроме курить нельзя!».

ЧТО СКАЗАЛ ГОРБАЧЕВ?

Генсек ЦК КПСС в телефонном разговоре сразу после инцидента, якобы, сказал одному из ближайших помощников Черняеву : «Теперь умолкнут кликуши насчет того, что военные в оппозиции к Горбачеву, что они вот-вот его скинут, что он на них все время только и оглядывается».

Утром 28 мая 1987 года немецкий авиатор-любитель Матиас Руст взлетел на моноплане Cessna 172R с аэродрома возле Хельсинки, на котором за сутки до этого он прилетел из Гамбурга. В полетных документах конечной точкой маршрута значился Стокгольм.

В 13.10, получив разрешение, Руст поднял свою машину в воздух и направился по запланированному маршруту. Через 20 минут полета он доложил диспетчеру, что на борту у него порядок, и традиционно попрощался. После чего, выключив бортовую радиостанцию, круто развернул самолет в сторону Финского залива и начал снижение до высоты 80-100 м. Этот запланированный

маневр должен был обеспечить надежный выход самолета из зоны наблюдения диспетчерского радара и скрыть истинный маршрут полета.

На этой высоте Матиас направился в расчетную точку Финского залива вблизи воздушной трассы Хельсинки — Москва. Развернув самолет в сторону первого наземного ориентира на побережье Советского Союза (сланцевый комбинат города Кохтла-Ярве с его дымами, которые были видны за сто километров) и сверив показания радиокомпаса с расчетными, Руст лег на «боевой курс».

Примерный маршрут Руста из Гамбурга в Москву

Wikipedia/Europe_laea_location_map.svg: Alexrk2/CC BY-SA 3.0

Замеченный на подлете нарушитель государственной границы СССР следовал по международной воздушной трассе. Информация о нем была выдана на КП радиотехнического батальона в эстонском городке Тапа, 4-й радиотехнической бригады и Разведывательного информационного центра 14-й дивизии. Фактически информация о цели уже с 14.31 была отображена на экранах автоматизированных рабочих мест дежурного боевого расчета КП дивизии.

Оперативный дежурный КП бригады майор Криницкий не стал сразу объявлять цель нарушителем госграницы и продолжил уточнение характеристик объекта и его принадлежность, пока Руст не вышел из зон видимости РЛС бригады. Заместитель дежурного

майор Черных, согласно донесению, зная реальную обстановку и то, что цель идет со стороны Финского залива к береговой черте, «действовал безответственно»

и присвоил ей номер только в 14.37.

Оперативный дежурный КП дивизии подполковник Карпец не потребовал четких докладов и уточнения типа и характера цели, «нарушив тем самым требования о немедленной выдаче цели на оповещение», а также порядок принятия решения о взлете дежурных экипажей для опознавания цели.

По сути, было принято решение: до полного выяснения ситуации информацию «наверх» не выдавать. Над территорией Эстонии в этот момент находилось не менее десяти легкомоторных самолетов самой разной ведомственной принадлежности. Ни один из них не был оборудован системой государственного опознавания.

В 14.28 окончательно выясняется, что гражданских самолетов малой авиации в этом районе нет. В 14.29 оперативный дежурный командного пункта 14-й дивизии ПВО принял решение о присвоении нарушителю «боевого номера» 8255, о выдаче информации «наверх» и объявлении готовности №1.

Только в 14.45 о движении сообщили на вышестоящий КП 6-й отдельной армии ПВО.

«Таким образом, по вине КП 14-й дивизии ПВО было потеряно 16 минут времени, а главное — исчезла острота восприятия воздушной обстановки КП армии, исходя из того, что цель шла со стороны Финского залива и вошла в границы СССР», — утверждается в донесении.

При этом дежурный КП 656-го истребительного авиационного полка в городе Тапа лейтенант Филатов еще в 14.33 привел в готовность №1 дежурные истребители, неоднократно запрашивая разрешение на их подъем, однако в дивизии дали добро только в 14.47.

Самолет Руста тем временем приближался к Чудскому озеру. В 14.30 по маршруту полета Cessna 172R погода резко ухудшилась. Руст принял решение уйти со снижением под нижнюю кромку облаков и изменить курс в район запасного ориентира: железнодорожного узла станции Дно.

28 мая 1987 года в 18.15 гражданский самолет Cessna беспрепятственно прилетел из Германии на Красную площадь в сердце Советского Союза. В кабине: Матиас Руст из Гамбурга

Picture Alliance

Цель фактически уже проходила зону сплошного дежурного радиолокационного поля на малых высотах и зоны поражения дежурных зенитных ракетных дивизионов. Было упущено драгоценное для перехвата время.

Позже командование расценило промедление расчетов 14-й дивизии как «ничем не объяснимые, кроме как полной безответственностью, граничащей с преступлением».

Прибывшему на КП в 14.53 командиру 14-й дивизии было доложено, что для уточнения типа цели в районе коридора №1 трассы Хельсинки — Москва был поднят истребитель. О том, что цель была обнаружена еще вблизи госграницы над Финским заливом, дежурный офицер умолчал.

Оперативный дежурный на КП 6-й армии полковник Воронков, получив информацию о цели, спустя минуту — в 14.46 — привел в готовность №1 дежурные силы 54-го корпуса ПВО и разрешил наконец подъем дежурной пары истребителей 656-го полка в воздух с задачей одному из них перекрыть границу, другому — опознать нарушителя режима полетов.

Спустя еще пять минут на КП армии прибыл ее командующий — генерал Герман Кромин, который взял на себя руководство дежурными силами. Он привел в готовность №1 все соединения и части 54-го корпуса ПВО. Командиры трех зенитных ракетных дивизионов 204-й гвардейской бригады в Керстово, находившихся на маршруте полета Руста, доложили, что цель наблюдают и готовы к пуску ракет.

Поднятый в воздух МиГ-23 старшего лейтенанта Пучнина до 15.00 ждал, пока начальник смены Регионального центра единой системы управления воздушным движением зоны ответственности ВВС Ленинградского военного округа полковник Тимошин даст разрешение на вход в район воздушного пространства.

Только в 15.23 при управлении с пункта наведения 54-го корпуса ПВО летчик был подведен к цели для ее опознавания. подлетал к цели на высоте 2 тыс. м в условиях 10-балльной облачности с нижней кромкой 500-600 и верхней 2,5-2,9 тыс. м. Руст шел почти на 1,5 км ниже, прямо под облаками — на высоте 600 м.

При первом заходе Пучнин цель не обнаружил. При повторном заходе уже на высоте 600 м летчик визуально обнаружил цель ниже себя на 30-50 м и в 15.28 передал на пункт наведения ее характеристику: «Легкомоторный самолет белого цвета типа Як-12».

О типе цели было доложено командованию 6-й армии, однако там не приняли никакого решения, одобрив увод истребителя. При этом у «МиГа» оставалось топливо для еще одного захода и более точного опознавания цели и, главное, определения ее государственной принадлежности.

Пролет между собором Василия Блаженного и кремлевской стеной

Picture Alliance

«Сигнал «Ковер» (требование немедленной посадки. — «Газета.Ru») объявлен не был», — подчеркивается в официальных документах.

В ходе следствия Русту задавали вопрос о том, видели ли он истребитель. Немец подтвердил и говорил, что даже поприветствовал советского летчика, но никаких ответных сигналов не получил. Радиостанция самолета Cessna 172R была выключена.

Доклад пилота МиГ-23 остался без внимания, так как посчитали, что обнаруженный самолет принадлежит одному из местных аэроклубов, где в это время шли плановые полеты.

В это время уже почти в течение двух часов продолжались спасательные поиски Руста финской стороной. В связи с неожиданным исчезновением с экрана диспетчерского радара аэропорта отметки от взлетевшего самолета диспетчер попытался связаться с Матиасом Рустом. После нескольких безуспешных попыток самолет был объявлен терпящим бедствие, а в предполагаемый район падения направлены спасатели.

Поиски продолжались несколько часов. Позже с Руста взыщут около $100 тыс. за «оказанные услуги».

В 15.31 с аэродрома Тапа был поднят второй истребитель. Повторился прежний порядок наведения с задержкой перед зоной ответственности ВВС Ленинградского военного округа. Только в 15.58 на высоте 1,5 тыс. м советский летчик оказался в районе цели, но визуально ее не обнаружил и вернулся на аэродром базирования без результата. К тому моменту советские радары потеряли слабый сигнал от низколетящего одномоторного самолета Руста и переключились на сопровождение напоминавших его отражений от метеообразований.

Здесь требуются некоторые пояснения. В середине 70-х, когда на вооружение РТВ ПВО начали поступать мощные высокопотенциальные локаторы, уже в ходе их полигонных испытаний стали обнаруживаться отметки с параметрами движения, соизмеримыми с характеристиками легкомоторных самолетов. Их шутливо окрестили эхо-ангелами. Это явление вызвало серьезные трудности при автоматизированной обработке информации. Если даже оператор их плохо различает, как научить «автомат» работать без ошибок?

В ходе серьезных исследований и массы экспериментов было установлено, что РЛС за счет высокого излучающего потенциала могут наблюдать специфические метеорологические объекты. Это явление характерно для весеннего периода в средних широтах и при движении мощного теплого фронта. Кроме того, очень похожий эффект создает сезонная миграция плотных стай птиц. Операторам РЛС требовалась помощь в распознавании объектов такого класса. Для органов управления Войск ПВО были разработаны подробные методики и инструкции.

Произошедшие в определенный момент значительные изменения параметров цели в течение всего лишь одной минуты не насторожили расчет и остались без должного внимания. Операторам явно не хватило квалификации. Кроме того, утрата радиолокационного контакта с самолетом Руста произошла на стыке границ ответственности двух соединений ПВО — 14-й дивизии и 54-го корпуса, где слаженность расчетов командных пунктов играет важную, если не решающую роль.

Поднявшиеся в дальнейшем последовательно в 15.54 и 16.25 истребители с аэродрома Лодейное Поле в Ленобласти заходили уже на ложные цели.

В это время по маршруту Руста теплый воздушный фронт передвигался на юго-восток. Наблюдалась сплошная облачность, местами дожди, нижний край облаков — 200-400 м, верхний край — 2,5-3 тыс. м. Поиск осуществлялся в течение 30 минут. Опускаться в облака истребителям запретили, это было слишком опасно.

Лишь в 16.30 командующий 6-й армии лично информировал о сложившейся ситуации дежурного на КП Московского округа ПВО, сделав вывод, что цель 8255 представляет собой плотную стаю птиц. При этом в действующих методиках и инструкциях содержались необходимые сведения о том, какие виды птиц и в какое время суток могут летать в тумане и облаках, а также при каких обстоятельствах плотная стая может изменить направление полета.

После получения сведений от 6-й армии Московским округом ПВО в 16.32 были включены РЛС 2266-го радиотехнического батальона в городе Старая Русса Новгородской области, а в готовность №1 переведены дежурные экипажи на тверских аэродромах Андреаполь и Хотилово. Подъем двух истребителей оттуда к обнаружению цели не привел: летчиков продолжали наводить на призрачные метеообразования.


В суде Матиас Руст должен был отвечать за нарушение советской государственной границы, нарушение международных правил полетов и тяжкое хулиганство

Picture Alliance

Как выяснилось позже, потерянный самолет-нарушитель в 16.16 был обнаружен дежурной РЛС 1074-й отдельной радиолокационной роты 3-й радиотехнической бригады 2-го корпуса ПВО в Тверской области. Данные цели до 16.47 в автоматическом режиме выдавались на КП вышестоящего радиотехнического батальона.

На КП 2-го корпуса ПВО на специальной аппаратуре «Протон-2» позже нашлись данные проводки самолета-нарушителя с 16.18 до 16.28, однако из-за низкой подготовленности соответствующих расчетов информация не была использована.

Матиас в это время находился в 40 км западнее города Торжок, где накануне произошла авиакатастрофа.

В воздухе столкнулись два самолета — Ту-22 и МиГ-25. На месте падения фрагментов машин работали несколько групп спасателей и специалистов по расследованию происшествия. К месту катастрофы люди и грузы доставлялись вертолетами авиационной части в районе города Торжок. Один из вертолетов находился в воздухе в роли связного ретранслятора. В 16.30 самолет Руста отождествили с вертолетом, поэтому никакого беспокойства он на этом участке полета ни у кого не вызвал.

Воздушная обстановка в зоне обнаружения следующего подразделения, куда вошел самолет Матиаса, была тоже напряженной. Здесь боролись с пресловутыми долгоживущими метеорологическими объектами. Они наблюдались на экранах индикаторов РЛС уже в течение 40 минут (причем по нескольку одновременно). Все объекты двигались на юго-восток. Здесь Руст вновь попал «под амнистию» — был снят с сопровождения как метеорологический объект. Это случилось уже на выходе из зоны обнаружения подразделения.

Тем не менее на командном пункте заметили курсовое отличие этой трассы от ранее сбрасываемых с сопровождения воздушных объектов. В 16.48 решением командира 2-го корпуса ПВО были подняты два дежурных истребителя с аэродрома Ржев с задачей — поиск самолетов малой авиации или других летательных аппаратов юго-восточнее города Старица. Поиск результатов не дал.

К 17.36 на КП Московского округа ПВО появился заместитель командующего МО ПВО генерал-лейтенант Бражников, который, оценив обстановку, в течение нескольких минут поставил задачу на приведение в готовность №1 дежурных сил зенитных ракетных войск 2-го корпуса ПВО и приказал искать цель радиолокаторами подсвета цели комплексов С-200. Это тоже не принесло результатов, так как к этому времени Руст прошел границу ответственности вышеназванного корпуса. Задачи прикрывающей Москву 1-й армии ПВО особого назначения поставлены не были.

В 17.40 самолет Матиаса попал в зону действия гражданских радаров Московского аэроузла. В плане самолет не значился, осуществлял полет с нарушениями правил, связи с экипажем не было. Это серьезно угрожало безопасности воздушного движения в Московской авиационной зоне. До выяснения ситуации администрация прекратила прием и отправку пассажирских лайнеров.

При согласовании плана совместных действий с командованием Московского округа ПВО было принято решение о том, что гражданские специалисты сами разберутся с нарушителем режима полетов.

Когда же обнаружилось, что нарушитель уже над городской застройкой Москвы, где полеты вообще запрещены, предпринимать что-либо было поздно.

В 18.30 самолет Руста появился над Ходынским полем и продолжил полет к центру города. Решив, что приземлиться на Ивановской площади Кремля невозможно, Матиас предпринял три безуспешные попытки приземлиться на Красной площади. Размеры последней позволяли это сделать, но на брусчатке находилось много людей.

После этого немец принял рискованное решение — приземлиться на Москворецком мосту. Развернувшись над гостиницей «Россия», он начал снижение над улицей Большая Ордынка, включив посадочные огни. Постовой службы во избежание аварии на мосту включил красный свет светофора.

Посадку Руст выполнил мастерски, если учесть, что ему пришлось снайперски попасть в область между растяжками контактной троллейбусной сети.

Это произошло в 18.55. Подрулив к Покровскому собору и выключив двигатель, Матиас вышел из самолета в новеньком красном комбинезоне, поставил колодки под шасси и начал раздавать автографы.

Cessna на краю Красной площади

Picture Alliance

Уже на первом этапе начали проявляться последствия реформы — расчленения единой системы управления Войсками ПВО страны между военными округами в 1978 году.

Войска противовоздушной обороны СССР во второй половине 70-х развивались настолько активными темпами, что на Западе признавали их превосходство над подобными системами других стран мира.

Завершалось переоснащение Войск ПВО на новейшие по тем временам вооружение и военную технику. Система ПВО страны в этот период представляла собой единый автоматизированный организационно-технический комплекс, который находился в постоянной боевой готовности и непрерывно совершенствовался.

Воздушные рубежи СССР в годы «холодной войны» постоянно подвергались проверкам на прочность. Кстати,

еще в середине 70-х настоящим бичом системы ПВО СССР в Северо-Западном регионе стали нарушения госграницы легкомоторными самолетами (типа Cessna, Beechcraft, Piperи др.) со стороны Финляндии.

Как правило, причиной таких инцидентов была потеря ориентировки летчиками-любителями.

Однако этим дело не обходилось. 20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова госграницу пересек пассажирский самолет Воеing 707 южнокорейской авиакомпании KAL. После безуспешных попыток принудить самолет к посадке командующий 10-й армией ПВО принял решение применить оружие. Истребитель ПВО Су-15 открыл огонь на поражение и повредил левую консоль крыла лайнера. Тот совершил вынужденную посадку на лед озера Колпиярви в районе города Кемь. Погибли два пассажира, несколько человек получили ранения. Действия командования ПВО впоследствии были признаны правильными, а все участники перехвата представлены к государственным наградам.

К тому времени влиятельная группа высших руководителей замыслила реформу ПВО СССР, которая предусматривала передачу большей, лучшей и наиболее боеспособной части Войск ПВО в состав приграничных военных округов. Решительно против этого выступал главнокомандующий Войсками ПВО страны маршал Советского Союза Павел Батицкий.

Летом 1978 года вредное решение было принято. Корпуса и дивизии ПВО отдавались в распоряжение административно-хозяйственных структур, каковыми на практике были военные округа. Реформа проходила в неоправданной суете. Через несколько лет было все-таки принято решение вернуть войска в исходное состояние, но ущерб в ПВО вспоминают до сих пор.

Тем временем напряженность в сфере охраны госграницы не спадала. Только на Дальнем Востоке в начале 80-х операторы радиотехнических войск сопровождали на экранах PЛC вблизи границ более трех тысяч воздушных объектов ежегодно.


Матиас Руст участвует в ток-шоу, 2012 год

Picture Аlliance/Jazzarchiv

Офицеры ПВО стали заложниками принятых решений политического характера. И процедура принуждения к посадке таких нарушителей госграницы однозначно не определена до сих пор.

Во время подлета Руста к территории СССР был нарушен и «святой принцип границы» — немедленная выдача информации по цели до выяснения ситуации. Однако вместо рационального анализа случившегося провала начался поиск виновных, которые обнаружились почти сразу.

Руководством страны были сняты со своих постов три маршала Советского Союза и около трехсот генералов и офицеров. Такого кадрового погрома армия не знала буквально с 1937 года.

В итоге к руководству Вооруженных сил и видов ВС пришли люди, на порядок (а то и на два) уступающие по своим профессионально-деловым и моральным качествам снятым маршалам и генералам.

Днём 27 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Цессна-172Б Скайхок» (Cessna 172B Skyhawk). Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Мальми в Хельсинки для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а затем направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения самолёта. Руст же пересёк советскую границу и взял курс на Москву.

В одном случае (на аэродроме Тапы) по тревоге подняли два дежурных истребителя. Истребители обнаружили самолёт Руста, но не получили инструкций о дальнейших действиях и, сделав несколько пролётов над самолётом «Цессна» (самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями), просто вернулись на аэродром. Двигаясь в Москву Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полёта в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецка, но приказа сбить «Цессну» так и не поступило.

Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолётом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Таким образом самолёт Матиаса Руста не попал в список самолётов, сбитых во время холодной войны.

Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до Собора Василия Блаженного, в 19:10 вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Через 10 минут его арестовали.

Версии о реакции ПВО

По одной из версий полёт Руста являлся акцией иностранных спецслужб. Как сказал в одном из интервью генерал армии Петр Дейнекин, главнокомандующий ВВС РФ в 1991-1997 годах, «Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное - проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза». Этой же точки зрения придерживается Игорь Морозов, бывший полковник КГБ СССР, отметивший: «это была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами. Спустя 20 лет становится очевидным, что спецслужбы, и это ни для кого уже не является секретом, смогли привлечь к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Михаила Горбачева, причем со стопроцентной точностью просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. А цель была одна - обезглавить Вооруженные силы СССР, значительно ослабить позиции Советского Союза на международной арене».

Командующий зенитно-ракетными войсками ПВО СССР Расим Акчурин говорил: «акция была вовсе не безобидной, а спланированной, чтобы опорочить нашу армию. <...> Был снят главком Александр Иванович Колдунов - удивительный человек, дважды Герой Советского Союза. Кроме того, у нас командарма сняли - его судьбы я не знаю и даже имени уже не помню. В ПВО тогда очень много народа „помели“, а оперативного дежурного даже засудили. …убрали отличного министра обороны Сергея Леонидовича Соколова и поставили вместо него Дмитрия Язова». По словам дежурного генерала на центральном пункте ПВО 28 мая 1987 года Сергея Мельникова, бывший председатель КГБ Владимир Крючков в разговоре в доверительной форме сообщил ему, что «лично готовил эту операцию по указанию Горбачёва».

Последствия

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы. Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.

Лучшие дня

В популярной эстраде Руст описан как бесшабашный свободолюбивый и безрассудный парень.

Несмотря на раннее обнаружение Руста силами ПВО, в советских газетах его полёт был представлен как провал советской системы ПВО. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил. Оба они были политическими противниками Горбачёва. Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс, хотя один из них - новый министр обороны Дмитрий Язов - впоследствии участвовал в путче против Горбачёва. Постов лишились, кроме названных, ещё два маршала - главком ВВС Александр Ефимов и командующий Московским округом ПВО Анатолий Константинов. Как отмечала газета «Труд», американский специалист по национальной безопасности Вильям Е. Одом отмечал, что «после пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году».

Жизнь Руста после полёта

В ноябре 1989 Руст, проходивший альтернативную службу в больнице в немецком городе Риссен, ударил ножом медсестру, потому что она отказалась пойти с ним на свидание. За это в 1991 он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён спустя всего 5 месяцев. В апреле 1994 Руст заявил, что хочет вернуться в Россию. Там он посетил детский дом и стал жертвовать на него деньги. Затем он исчез на 2 года. Ходили слухи о его гибели, но в действительности Руст торговал обувью в Москве.

Затем, в 28-летнем возрасте, объездив весь мир, Руст вернулся на родину. Там он объявил о намерении жениться на индийской девушке по имени Гита (Geetha), дочери богатого торговца чаем из Бомбея. Руст перешёл в индуизм, и церемония бракосочетания прошла в Индии и по индуистскому обряду. После бракосочетания Руст с женой вернулся в Германию.

В апреле 2001 Руст предстал перед судом по обвинению в краже свитера в универмаге. По состоянию на 2002 год Руст жил в Гамбурге со второй женой Афиной (Athena). Сейчас Матиас Руст зарабатывает на жизнь игрой в покер.

Самолётом Руста сегодня владеет богатый японский бизнесмен. Он держит самолёт в ангаре, надеясь, что со временем его стоимость вырастет.

Юмор

После приземления М.Руста некоторое время в народе Красную Площадь называли Шереметьево-3. Также по стране ходил анекдот, что у фонтана возле Большого театра поставили пост милиции на случай если всплывёт американская подводная лодка.

Так же среди военнослужащих авиационно-истребительных полков войск ПВО Страны ходил анекдот о двух лейтенантах-лётчиках на Красной Площади, один из которых попросил у другого закурить. Другой же ответил в смысле «Ты что?! На аэродроме не курят!».

Обаятельный авнтюрист))
Ray Moon 19.10.2014 11:58:51

Руст Молодец! Он был участником крупной, политической игры, тоталитарного режима СССР того времени. Передайте ему привет!!!))))))

4 сентября 1987 года, ровно тридцать лет назад, обвинительным приговором завершился судебный процесс по скандальному делу Матиаса Руста – молодого немецкого пилота-любителя, который несколькими месяцами ранее, 28 мая 1987 года, приземлился на своем самолете на Красной площади – в самом сердце советской столицы.


Самолет «Сессна-172», который пилотировал 18-летний гражданин ФРГ Матиас Руст, приземлился прямо у храма Св. Василия Блаженного в центре Москвы. Советское руководство было в настоящем шоке. Ведь мало того, что самолет простого немецкого парня преодолел расстояние от советской границы до столицы страны и не был сбит системами противовоздушной обороны, так еще и произошло это событие, что очень символично, 28 мая – в День пограничника. Это был настоящий плевок в лицо всей советской системе. Естественно, что Матиас Руст был сразу же после посадки самолета арестован.

Практически сразу же после посадки самолета Руста на Красной площади генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял решение об отправке в отставку целого ряда высших военных руководителей, в первую очередь тех, кто отвечал за противовоздушную оборону советского государства. Самым высокопоставленным «отставником» оказался министр обороны Советского Союза 72-летний маршал Сергей Соколов. Он занимал эту должность с 1984 года, сменив на посту умершего маршала Дмитрия Устинова. До назначения министром обороны маршал Соколов с 1967 по 1984 гг., на протяжении семнадцати лет, был первым заместителем министра обороны СССР. Участник Великой Отечественной войны, маршал Соколов был одним из наиболее видных советских военачальников. В частности, с 1980 по 1985 гг. он отвечал за управление действиями советских войск на территории Демократической Республики Афганистан. Однако полет немецкого юноши стоил уважаемому маршалу карьеры. Конечно, «на улицу» заслуженного военачальника выкинуть не могли – уже в июне 1987 года он занял пост генерального инспектора Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кроме маршала Соколова, в отставку сразу же после полета Матиаса Руста был отправлен главный маршал авиации Александр Колдунов, занимавший пост главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны Советского Союза и непосредственно отвечавший за безопасность воздушного пространства советской страны. Дважды Герой Советского Союза, Александр Колдунов прошел Великую Отечественную войну летчиком-истребителем, после войны служил в истребительной авиации ВВС, а затем в ПВО. Должность главкома Войск ПВО он занял в 1978 году, за девять лет до полета Матиаса Руста. Но не только высшие военачальники потеряли свои должности. Со службы были уволены около 300 старших офицеров. По кадровому составу советских вооруженных сил был нанесен мощнейший удар. Нашли и «козлов отпущения» - два офицера Войск Противовоздушной обороны получили реальные сроки лишения свободы. Это были подполковник Иван Карпец, бывший оперативным дежурным по Таллинской дивизии Войск ПВО в день полета Руста, и майор Вячеслав Черных, бывший в тот злополучный день дежурным по радиотехнической бригаде.

Что касается самого Руста, то после задержания на Красной площади он был арестован. 1 июня, через несколько дней после полета, Матиасу Русту исполнилось девятнадцать лет. Свой день рождения молодой немец встретил в тюрьме. Весь мир следил за судьбой парня, продемонстрировавшего, что система обороны Советского Союза отнюдь не «железная». И это действительно было так – с откровенными предателями, проникшими в высшее руководство советского государства, железной она быть просто не могла. Естественно, что без «обеспечения» на самом высоком уровне полет Руста просто был бы невозможен. Его бы сбили в худшем случае еще в небе над Эстонией. Однако Русту буквально дали зеленый свет на полет до самой советской столицы. Происходить это могло только с санкции самых высших советских руководителей. Не очень понятно, кто конкретно дал добро на приземление Руста на Красной площади, да и вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем. Но очевидно, что это был человек или люди, входившие в самую высшую группу советской элиты.

Смещенные военачальники находились в оппозиции к тому курсу, который к этому времени стало проводить советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым. Нанесение удара по командованию вооруженных сил было одной из главных задач тех людей, кто стоял за методичным и планомерным разрушением советского государства. Ведь прославленные маршалы и генералы, прошедшие Великую Отечественную войну и бывшие настоящими патриотами советского государства, могли просто не позволить произвести все те манипуляции со страной, которые привели к катастрофе 1991 года. Впоследствии американский военный эксперт Вильям Одом даже сравнил «зачистку» советской военной элиты после полета Матиаса Руста с репрессиями против советских военачальников, имевшими место в 1937-1938 гг. Интересно, что после каждой такой чистки через года три–четыре наступала катастрофа. В 1941 году началась ужасная Великая Отечественная война, а в 1991 году распался Советский Союз, и этот процесс также сопровождался реками крови в бывших союзных республиках, многочисленными военными конфликтами, массовыми беспорядками, небывалой волной преступности и насилия.

Поэтому вряд ли стоит оценивать поступок Матиаса Руста как «безобидную шалость» юного романтика–авиатора. Скорее всего, здесь имела место тщательно продуманная и организованная провокация, в которой могли участвовать и западные спецслужбы, и внушительное прикрытие с советской стороны. По крайней мере, в этом мнении сходятся многие видные советские и российские военачальники, которые считают, что без «кремлевской крыши» полет Матиаса Руста закончился бы для него трагически. Целью организации такого полета было ослабление советского государства посредством решения следующих задач: 1) создания повода для масштабной «чистки» неугодных высших военачальников, 2) дискредитации советской системы обороны в глазах граждан СССР и мировой общественности, 3) укрепления антисоветских настроений в обществе. Именно после полета Матиаса Руста и увольнения министра обороны СССР маршала Сергея Соколова Михаил Горбачев приступил к стремительному сокращению Вооруженных сил Советского Союза. Полет Руста в этом контексте был еще одним аргументом – зачем нам «такая армия», да еще в «таком количестве», которая пропустила полет и приземление на Красной площади спортивного самолета какого-то немецкого юноши.

Примечательно, что незадолго до полета Матиаса Руста министр обороны СССР маршал Соколов докладывал лично Михаилу Горбачеву о том, как организована и как работает система противовоздушной обороны советского государства. Выходя от генсека, Соколов забыл у него некоторые документы, включая очень секретную карту. Но на следующий день, когда он попытался документы вернуть назад, Горбачев сказал, что не помнит, где они находятся. Эту версию озвучивал впоследствии, согласно ряду публикаций в российских СМИ, генерал-полковник Леонид Ивашов. Как бы там ни было, но в одном большинство военачальников сходятся – акция с полетом Руста была продуманной и спланированной. Есть и еще одна очень интересная версия, согласно которой Руст приземлился на Красной площади с полными баками топлива, что свидетельствует лишь об одном – его заправляли где-то на советской территории. И делать это могли только непосредственно под контролем «всесильного» советского КГБ.

Суд над Матиасом Рустом был назначен на 2 сентября 1987 года. Матиасу Русту предъявили обвинение по трем статьям УК РСФСР - незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. В определении УК РСФСР хулиганство трактовалось как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, тогда как под злостным хулиганством понимались те же действия, но сопровождавшиеся «исключительным цинизмом или особой дерзостью». Посадка самолета на Красной площади, где гуляло множество советских людей, была расценена именно так. За злостное хулиганство в УК РСФСР предусматривалась ответственность в виде лишения свободы сроком до пяти лет или исправительных работ сроком до двух лет. Нарушение правил международных полетов предусматривало еще более широкий диапазон наказания – от одного года до десяти лет лишения свободы, правда, по этой же статье можно было отделаться и без реального срока – выплатив крупный штраф.

На суде Матиас Руст заявил, что прилетел в Москву для того, чтобы продемонстрировать советскому народу свое стремление к миру. Однако обвинение этим аргументам молодого немца не вняло. Прокурор просил для Матиаса Руста по трем статьям УК РСФСР десять лет лишения свободы. Но суд оказался куда более мягким, чем обвинение.

4 сентября 1987 года Матиасу Русту огласили приговор. Он был осужден на четыре года лишения свободы. С одной стороны, антисоветские элементы в самом Советском Союзе и мировая общественность сразу же выразили возмущение такой, с их точки зрения, жестокой расправой над «посланцем мира». С другой стороны, наоборот, сегодня возникает много вопросов по поводу приговора, который кажется некоторым чрезмерно либеральным. Во-первых, к Матиасу Русту применили те статьи Уголовного кодекса РСФСР, которые не были жесткими и не могли повлечь за собой таких серьезных мер как, скажем, смертная казнь. Во-вторых, все же четыре года лишения свободы за такой поступок государственного значения выглядели весьма странно, особенно по сравнению с тем, за что четыре года тогда давали рядовым советским гражданам.

Мягкость приговора Русту свидетельствовала о том, что никто и не собирался наказывать его серьезно. В былые времена, когда Советский Союз действительно был противником капиталистического Запада, Матиас Руст в лучшем случае получил бы лет десять в далеких северных лагерях, а в худшем был бы просто приговорен к расстрелу. Но в 1987 году ситуация изменилась. Возможно, что либеральная мера наказания Русту должна была продемонстрировать Западу дальнейшую готовность Советского Союза к «демократизации».

В начале августа 1988 года, менее чем через год после судебного процесса, Матиас Руст был амнистирован и благополучно уехал на родину. В предварительном заключении и в колонии молодой немец провел всего 14 месяцев. Фактически Михаил Горбачев великодушно простил Матиаса Руста за хлесткую пощечину Советскому Союзу и Советской Армии, нанесенную на глазах всего мира. Разумеется, за Матиаса Руста настойчиво просили «западные друзья» (к тому времени Москва уже смотрела на Запад широко открытыми глазами), к Михаилу Горбачеву мог обратиться лично канцлер ФРГ Гельмут Коль. Михаил Сергеевич, который через несколько лет благополучно отдал в состав ФРГ ГДР, отказать своему западногерманскому коллеге не смог.

Решение об освобождении Матиаса Руста было с восторгом воспринято как на Западе, где оно лишний раз подтвердило ослабление сверхдержавы и ее готовность отныне во всем уступать Западу, так и в самом Советском Союзе, благо антисоветские настроения в это время в обществе были уже весьма сильными, особенно среди «активной» части общества – столичной интеллигенции, молодых представителей номенклатуры. И полет Матиаса Руста, и мягкий приговор, и его скорое освобождение демонстрировали начало перемен в жизни Советского Союза и прекрасно укладывались в горбачевскую перестройку. Сначала простили Руста, затем позволили включить ГДР в состав ФРГ, свергнуть все просоветские режимы в Восточной Европе, а в конце концов – и развалить сам Советский Союз.

Кстати, жизнь Матиаса Руста после возвращения на родину в ФРГ складывалась весьма интересно. Некоторые поступки прекрасно характеризуют подлинный облик «посланца мира». Так, уже в ноябре 1989 года, по прошествии 15 месяцев после освобождения из советской колонии, Матиас Руст, который к тому времени проходил альтернативную службу в больнице в Риссене, стал ухаживать за медицинской сестрой. Он пригласил ее на свидание, а после того, как медсестра отказалась с ним пойти, ударил ее ножом. За это Матиаса Руста арестовали – уже «родные» немецкие власти. В 1991 году его приговорили к четырем годам лишения свободы – как раз такой же срок дали Русту и за приземление на Красной площади. Но уже через 15 месяцев Руст был освобожден из тюрьмы (и опять повторяется – в СССР его освободили через четырнадцать месяцев).

В 1997 году, через десять лет после своего полета, Руст, проживавший к тому времени в далекой Вест-Индии, в государстве Тринидад-и-Тобаго, принял индуизм и женился на местной девушке индийского происхождения. Затем он вернулся с молодой женой на родину, в ФРГ, но в 2001 году вновь попал в поле зрения полиции – на этот раз за кражу свитера в одном из супермаркетов. В середине 2000-х гг., спустя двадцать лет после своего полета, Матиас Руст утверждал, что хотел «навести мосты» между Западом и Востоком. Но о подлинной истории своего полета он до сих пор предпочитает молчать.