Туризм Визы Испания

Золотые кладовые кремля. Как попасть в алмазный фонд. История создания Алмазного фонда

Москва богата достопримечательностями и историческими памятниками. Среди всего многообразия интересных объектов стоит выделить Алмазный фонд, в стенах которого хранится собрание произведений ювелирного искусства. Музей невероятно популярен среди гостей столицы, поэтому попасть в него не так просто.

Где находится музей и как приобрести билеты?

В настоящее время Алмазный фонд находится на территории Кремля. Желающих посетить музей всегда много, а в выходные дни или на каникулах количество людей только увеличивается. Билеты в Алмазный фонд можно приобрести в кассе заведения или в кассе у Кутафьей башни.

Также можно забронировать билеты на официальном сайте музея. Такая услуга особенно актуальна в летний период и праздничные дни, когда увеличивается поток посетителей и гостей города. Один человек может зарезервировать до четырех билетов. Далее их можно выкупить в кассе Александровского сада. Сделать это необходимо за час до начала экскурсии, иначе бронь аннулируется.

График работы

Продажа билетов в Алмазный фонд на первую половину дня в кассах начинается с девяти утра, а на вторую половину - в 13.00. Если вы хотите попасть в музей, то к указанному времени нужно быть на месте. В противном случае вы можете остаться без билетов.

Режим работы Алмазного фонда: с 10.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00. Музей открыт для посетителей каждый день, кроме четверга. Вход в Кремль через Боровицкие ворота.

История создания коллекции

В Алмазном фонде собраны уникальные ювелирные произведения, редкие экземпляры драгоценных камней, самородков ценных металлов. Это одна из немногих коллекций в мире, в которой имеются царские символы власти. История создания музея уходит корнями в эпоху Петра І. По его указу для хранения ценных государственных вещей было выделено отдельное помещение, которое позднее стали называть Бриллиантовой комнатой. В ней хранились государственные регалии, парадные ювелирные украшения и орденские знаки. Члены семьи императора надевали их для торжественных событий. На протяжении многих лет правления Романовых сокровищница постоянно пополнялась новыми драгоценностями. За это время было изготовлено много ювелирных украшений, пышно украшенных драгоценными камнями.

Русский двор отличался пышностью и великолепием. Особенно это было характерно в период царствования Екатерины Второй и Елизаветы Петровны. Русский двор был одним из блестящих в Европе. Во дворце работали лучшие ювелиры. Среди них стоит отметить И. Позье, Г. Экпарта, сына и отца Дюаль. Сейчас на выставке можно любоваться их произведениями высочайшего ювелирного мастерства.

Создание камер-коллегии

Формирование камер-коллегии, которая должна была заниматься учетом и хранение ценностей, было начато в первой половине восемнадцатого столетия после указа Петра Первого о создании Государственного хранилища коронных ценностей. Официально ведомство было создано в 1719 году. В Регламенте камер-коллегии были полностью перечислены имеющиеся на тот момент реликвии. Также был установлен порядок их хранения.

Идеи Петра Первого о символах государственной власти позднее распространились и на прочие ценности. Кстати, устав и штат камеральной коллегии менялся при каждом правлении. Так были заложены основы Алмазного фонда России.

Коронные ценности хранили в специальном помещении Императорского Величества. Комнату даже называли Алмазной или Бриллиантовой. Во времена правления Екатерины ІІ для обустройства хранилища переделали парадную спальню государыни. О комнате говорили, как о богатейшем кабинете драгоценностей. Интерьеры помещения были созданы архитектором Фельтиным.

Дальнейшая судьба коллекции

После начала Первой мировой войны коронные ценности, императорские регалии, родословная книга Императорского Дома и прочие ценные документы были перевезены в Московский Кремль. Здесь их разместили в Коронном зале Оружейной палаты.

Экспозиция музея

В настоящее время Алмазный фонд Московского Кремля включает в себя уникальную коллекцию бриллиантов, алмазов и ювелирных украшений. За все время существования собрание пополнялось орденскими знаками, редчайшими самоцветами и прочими ценными изделиями. Огромный вклад в развитие музея «Алмазный фонд» был сделан экспериментальной ювелирной лабораторией. Именно ее работники проводили реставрационные работы по восстановлению разрушенных ценностей. Они в том числе работали и над Малой и Большой императорской короной. Более ста украшений и предметов вошли в экспозицию Алмазного фонда Московского Кремля.

В настоящее время все экспонаты размещены в двух залах. В первом находятся бриллианты, алмазы, ювелирные изделия и самородки. Так в одной из витрин размещены полудрагоценные и драгоценные камни со всей территории бывшего Советского Союза. Также здесь можно увидеть карту России, выполненную из бриллиантов. Далее в витринах находятся настоящие алмазы-гиганты и представлены примеры их огранки. В зале имеются и предметы современного искусства. В центре размещены самородки платины и золота, которые имеют свои имена - «Мефистофель», «Верблюд», «Большой треугольник».

Во втором зале представлены исторические ценности.

Среди них имеются изделия мастеров ювелирного дела 18-19 веков, которые до революции считались коронными ценностями России.

Самые ценные экспонаты

Самые известные и ценные экспонаты Алмазного фонда в Москве - это коронные ценности: держава, корона и скипетр.

Корона Екатерины ІІ была изготовлена в 1762 году для церемонии коронации. Она является настоящим символом всего музея. Корона украшена 5 тыс. бриллиантов и 75 крупными жемчужинами. А вершину ее венчает красная шпинель (72 карата). Высота изделия с крестом составляет 27,5 см, длина же нижней окружности равна 64 см. После Екатерины ІІ корону использовали для коронации все русские императоры.

На той же витрине рядом с Большой императорской короной находится и Малая корона, а также скипетр со знаменитым бриллиантом «Орлов», вес которого составляет 189,62 карата. Малая корона была изготовлена в 1856 году по заказу Марии Александровны для ее коронации.

Здесь же на витрине находится Держава, представляющая собой отполированный гладкий шар, обвитый гирляндой из бриллиантов. На его поверхности имеется индийский алмаз (42,95 кар.). Сверху венчает Державу удивительный сапфир из Цейлона в 200 карат. Вес Державы составляет 861 г., а его высота с крестом достигает 24 см.

Скипетр, как и прочие атрибуты, выступал символом власти. Его украшает алмаз «Орлов», о котором ходили легенды. По официальной версии камень был подарен Екатерине на ее именины графом. По другой же версии алмаз приобрела сама императрица, но чтобы ее не обвинили в расточительстве, разыграла спектакль с подарком. Так или иначе все происходило - неизвестно. Но камень был вмонтирован в скипетр, чем и снискал себе славу.

Три ценных реликвии - синий сапфир в Державе, алмаз «Орлова» в скипетре и красная шпинель в короне символизируют цвета Российского флага.

Прочие драгоценности

Среди экспонатов Алмазного фонда можно увидеть еще один знаменитый алмаз - «Шах». Его когда-то подарил Николаю І иранский шах в качестве примирения за убийство русского посла. Стоит отметить, что убит был не просто посол, а знаменитый русский писатель Грибоедов, памятник которому можно увидеть на Чистых прудах в Москве.

Также в этом отделе Алмазного фонда в Москве находятся царские украшения. Одним из них является браслет с алмазом «Александр», который принадлежал Александру І. Здесь можно увидеть и брошь Екатерины Второй, выполненную из золота и серебра, украшенную многочисленными бриллиантами, в виде букета роз.

Не менее красива подвеска в форме ягоды, сделанная из большого турмалина. В залах музея представлено еще очень много украшений из серебра, золота, драгоценных камней и бриллиантов. Экскурсии в Алмазный фонд всегда впечатляют гостей. Где еще можно увидеть столь богатое собрание ювелирных изделий.

Изделия современных мастеров

В последнем отделе музея в качестве экспонатов выступают изделия современных ювелиров. Прекрасные украшения из золота с топазами, аметистами, бриллиантами и изумрудами просто поражают красотой.

У современных экспонатов нет столь громкой истории, как у предметов предыдущего отдела, но они тоже очень красивы, ведь современные ювелиры используют такие технологии, которые просто были недоступны мастерам из прошлого. В целом все экспонаты впечатляют и поражают красотой, чтобы понять это, стоит отправиться на экскурсию в Алмазный фонд. Можно много читать и любоваться красотой изделий на фото в интернете, но ни одна картинка не передает подлинной их красоты. Все это нужно увидеть своими глазами.

Драгоценные камни

Подводя итоги, стоит отметить, что в настоящее время в экспозиции музея находится семь исторических, невероятно ценных камней:

  1. Алмаз «Орлова» украшает монарший скипетр. Камень был найден в Индии. Его особенность в непередаваемо красивом зеленовато-голубом отливе. Алмаз имеет 180 граней.
  2. Алмаз «Шах» представляет собой желтый кристалл, не подвергшийся огранке. На нем нанесены имена трех его владельцев.
  3. Плоский портретный алмаз, закрепленный в золотой браслет с изумрудами.
  4. Красная шпинель в Большой короне. Камень был вмонтирован в изделие перед самой коронацией Екатерины Второй. Шпинель отличается не только крупными размерами, но и чистотой и прозрачностью. Кстати, стоимость имперской короны так и не определена до сих пор из-за уникальности изделия.
  5. Колумбийский изумруд со ступенчатой огранкой, который венчает потрясающую брошь. Камень был найден еще в пятнадцатом веке, но в Россию попал лишь вначале девятнадцатого века.
  6. Цейлонский сапфир считается самым большим в мире. Он украшает старинную брошь девятнадцатого века.
  7. Оливково-зеленый хризолит был найден когда-то на острове в Красном море. Камень был огранен особенным способом, благодаря чему создается ощущение его сияния.

В двадцатом веке после открытия якутских алмазов коллекция значительно пополнилась новыми экспонатами: «Большая медведица», «Звезда Якутии» и прочие.

сначала новые

Наверное, я все-таки безответственная мамаша, но часть отпущенного на подготовку к экзаменам времени мы со старшим сыном (15 лет) потратили на посещение Алмазного фонда. Чего-то давно мы там не были, да и в музее Нового Иерусалима нас заинтересовали полудрагоценным по сути, но очень ценным по стоимости камнем шпинель, порекомендовав посмотреть изделия с этим самоцветом не только у них в сокровищнице, но и в Алмазном фонде. Вот и решили сходить в Алмазный фонд с прицелом на шпинель.

Для посещения Алмазного фонда я всегда стараюсь выбирать будний день (не каникулярный) и по возможности еще и утро. Как показывает практика, в принципе такой денек отыскать можно (хотя порой и сложно). Анализируя историю наших посещений, подобный выбор еще ни разу нас не подводил – билеты удавалось приобрети всегда. Возможно, просто везло.

В принципе, сейчас билет в Алмазный фонд можно забронировать и на сайте музея, но, к сожалению, льготный билет (пенсионный, школьный и пр.) таким образом приобрести нельзя, только за полную стоимость. Поэтому мы решили обойтись без брони и просто поехать к открытию касс музея (то есть к 9:00).

Хотя приехали мы даже раньше открытия, небольшая очередь за билетами уже была, но нам без труда удалось приобрести билет на первый же сеанс (10:00). Так как времени до начала у нас было еще много, а погода стояла замечательная, решили немного пройтись по Александровскому саду. Прогулялись направо, хотели уже пройтись и налево, но тут увидели дикую толпу на вход.

Тут мы поняли, что пришел конец не только нашим прогулкам, но как бы и не всей экскурсии в целом. Очередь была огромная, двигалась медленно, досмотр был тщательным, стоящим в Оружейную палату сотрудники настоятельно рекомендовали воспользоваться другим входом, но никто не внял их словам.
Правда, немного успокаивало то, что нам обещали, что в музей мы все равно попадем, в крайнем случае, нас просто перенесут на другой сеанс.

До крайнего случая доводить не хотелось, и нам повезло – мы почти успели к началу экскурсии (экскурсовод только начала свой рассказ у первой витрины). Но все-таки более разумным с нашей стороны было бы не гулять по саду, а сразу пойти на вход на территорию Кремля. Справедливости ради замечу, что когда мы шли обратно, такого ужаса на вход уже не было, возможно, дикая толпа образуется только к началу работы музеев Кремля.

Ну а сама экскурсия нам понравилась. Конечно, в основном все представленное на экспозиции мы уже видели раньше (как нам показалось, со времен нашего былого посещения добавилась только одна витрина), но такой красотой можно любоваться вечно. Прекрасны и отдельные камни, и изделия из них (особенно впечатляют работы царских времен) и, конечно же, шпинель, на которую мы на этот раз и шли (наш вывод такой – изделия с ней хороши и в музее Нового Иерусалима, и в Алмазном фонде).

Экскурсовод рассказывала интересно и, как нам показалось, наше путешествие по Алмазному фонду в этот раз было более длительным, чем в предыдущие визиты. Из музея мы вышли только в 11:05, хотя на билете было указано, что продолжительность экскурсии 45 минут. Мы решили, что это небольшая компенсация за нервы, потраченные на входе.


ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ

Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см 1762 год

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото – «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.
В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины.
В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид. Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.


БОЛЬШАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА

Изготовлена в 1762 году для коронации императрицы Екатерины Великой придворными ювелирами Георгом Экартом и Иеремией Позье. В короне 4 936 бриллиантов общим весом в 2 858 каратов и 75 жемчужин. Венчает самую дорогую корону в мире красная шпинель, равной которой нет в мире. Приобретённый в 1676 году у китайского императора Канси, этот камень долгое время ошибочно считался рубином.
В фильме «Неуловимые мстители: корона Российской Империи» действие разворачивается именно вокруг этой регалии. В реальности бриллиантам короны тоже пришлось попутешествовать. Около 30 лет камни провели в Ирландии, куда попали сразу после русской революции в качестве залога за финансовую поддержку от дружественных ирландских республиканцев.


В. Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена». 1820 г. (?)

МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Бриллианты, серебро.
Высота с крестом 13 см 1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль
Была изготовлена братьями Дюваль для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.


Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730-1731 г. мастер Готлиб Вильгельм Данкель.

Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.




Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны.

БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ
Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см 1750-е годы.
Мастер И. Позье
Этой пряжкой скреплялись в дни торжеств коронационные мантии, подбитые горностаем.


ШАПКА АЛМАЗНАЯ
Золото, серебро, драгоценные камни 1682 - 1687г. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу.


Шапка Алтабасная (Сибирская). 1684. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу


ШАПКА МОНОМАХА

Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха.

В этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 300 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником - золотоордынским Узбек-ханом.
Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 - 15 июля 1015)
По такому - же подобию изготавливаются и другие шапки - венцы.


Венец."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 . Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля.

Астраханской шапкой она названа потому, что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани.



НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ
Золото, серебро, эмаль, алмазы 8 х 4,5 см Начало XVIII века
Нагрудные знаки с миниатюрой Петра I являлись личными пожалованиями царя и считались высшей наградой за заслуги перед государством.


БРАСЛЕТ с портретом Александра I под плоским алмазом
Это самый крупный из портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире. Камень редкой красоты и чистоты.




Знаки ордена Андрея Первозванного - косой крест с изображением распятого св. Андрея и звезда, которую носили на груди слева


Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801


УКРАШЕНИЕ ОРДЕНСКОЙ ШЛЯПЫ
Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века
Полукружье с крестом являлось одним из знаков ордена св. Екатерины.


«Золотое руно» – старейший испанский орден, учреждён в 1429 году.З
Золото, бриллианты, серебро, топазы
6,2 х 6,2 см Середина XIX века


МЕДАЛЬОН С ИЗУМРУДОМ
Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты
Середина XIX века


В прошлом значительное участие в создании Алмазного Фонда принял придворный ювелир Иеремия Позье, работавший для Елизаветы Петровны и Екатерины Великой - двух заядлых коллекционерок. Для Елизаветы он создал серию букетов из цветных бразильских бриллиантов, изумрудов, жемчуга, хрусталя и золота.


«БОЛЬШОЙ БУКЕТ»
Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.
Служил украшением корсажа парадного платья. Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны.


Парюра Диадема-бандо и серьги
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годы


БУКЕТ НАРЦИССОВ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века
Украшение для корсажа дамского платья.


1750-е гг. Эгрет- украшение для причёски или шляпы


ПОРТБУКЕТ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль
13,5 х 8 см Около 1770 года
Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки. Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.


ТУРМАЛИН розовый, золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см
Редкий по красоте и цвету камень весом около 255 каратов, вероятно, вывезенный из Бирмы, необычно огранён в форме виноградной грозди. Турмалин был подарен императрице Екатерине II шведским королём Густавом III в 1777 году.


ШЛЯПКА КУКЛЫ ПАНДОРЫ
Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль 8 х 6,5 х 4 см
1770-е годы

Эта шляпка – миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами). В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение.


Парюра БАНТ-СКЛАВАЖ и СЕРЬГИ императрицы Екатерины II.
Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер.


БРОШЬ «Цейлонский сапфир»
Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в.
260 карат, исключительной чистоты и яркости камень.
«Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии Александровне.


ЧУБУК

ИЗУМРУД - таблица глубокого темно-зеленого фона с синеватым надцветом. Ее вес - 136,25 карата. С редкой чистотой «Изумрудной таблицы» не может соперничать ни один камень мира. Но ни одна строчка архива не раскрывает его прошлого, как и имени мастера изящной броши с бриллиантами в которую он вставлен. Известно лишь, что брошь изготовлена в начале XIX века для Великого князя Константина Павловича, наследника Павла I.


ХРИЗОЛИТ вес 192,6 карата


БРИЛЛИАНТ «ШАХ»

88-каратный камень желтоватого отлива, найденный в реке, он сохранил свою изначальную форму: лишь некоторые грани его отшлифованы. На нем написаны с помощью резьбы и алмазного порошка имена трех его первых владельцев - восточных властителей.
В 1824 году его привезли Николаю I из Персии, чтобы откупиться за убийство великого автора «Горя от ума» А.С. Грибоедова…


АЛМАЗ «ОРЛОВ»

По од­ной вер­сии, это один из боль­ших оскол­ков кам­ня «Ве­ли­кий Мо­гол», первоначально весивший 400 каратов, после огранки - 189 каратов. Как гла­сит пре­да­ние, ал­маз дол­гое вре­мя был тре­тьим гла­зом (на­хо­дил­ся меж­ду бро­вей) у ста­туи Бра­мы в хра­ме Се­рин­га­па­та­ма. Сле­ды зна­ме­ни­то­го ал­ма­за за­те­ря­лись до то­го вре­ме­ни, по­ка он не ока­зал­ся в ру­ках ар­мян­ско­го куп­ца Гри­го­рия Саф­ра­са. В 1767 го­ду он по­ло­жил ал­маз в Ам­стер­дам­ский банк, а через пять лет про­дал ка­мень за 125 000 руб­лей пле­мян­ни­ку сво­ей же­ны, при­двор­но­му юве­ли­ру Ива­ну Ла­за­ре­ву, а тот пе­ре­про­дал его гра­фу Г.Г. Ор­ло­ву уже за че­ты­ре­ста ты­сяч руб­лей, по­жиз­нен­ную пен­сию в раз­ме­ре двух ты­сяч руб­лей и дво­рян­скую гра­мо­ту.


Гри­го­рий Ор­лов
Ан­дрей Ива­но­вич Чер­ный

Г.Г. Ор­лов в на­деж­де вер­нуть рас­по­ло­же­ние Ека­те­ри­ны II в день ее име­нин 24 но­яб­ря 1773 го­да (по ста­ро­му сти­лю) по­да­рил им­пе­ра­три­це дра­го­цен­ный брил­ли­ант. Князь фон Сольмс, прус­ский по­сол в Рос­сии, в 1773 го­ду до­но­сил сво­е­му им­пе­ра­то­ру о тор­же­ствах по слу­чаю празд­неств в честь име­нин Ека­те­ри­ны II: «Сре­ди по­дар­ков, пре­под­не­сен­ных ца­ри­це, мож­но бы­ло ви­деть и изу­ми­тель­ный по кра­со­те круп­ный ал­маз, по­да­рок гра­фа Гри­го­рия Ор­ло­ва».


Иван Петрович Аргунов Портрет Екатерины II


Госхран. Императорские драгоценности. 1923 г.

В 70-е годы прошлого века в Гохране появилась ювелирная лаборатория. В скучные 70-е, когда наши женщины носили штампованные «печатки», кольца с огромными искусственными булыжниками и такие же убогие серьги в виде ромбиков, квадратиков и «тюльпанов», здесь художники творили чудеса и создавали произведения искусства


ДИАДЕМА «РУССКАЯ КРАСАВИЦА» 1987 год
Платина, 1000 бриллиантов, 25 крупных каплевидных жемчужин


ДИАДЕМА «РУССКОЕ ПОЛЕ»
Золото, серебро, бриллианты, розы
Мастер В. Николаев. 70-е годы ХХ века


УКРАШЕНИЕ «Бриллиантовая роза»
Бриллианты, платина 10 х 15 см; 222, 11 г 1974 год
Художник В. Николаев Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин

nikolayrahmanov.com;

russia.ru/NSMOLENTSEV/

http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post264041440/

Удивительные экспонаты, самородки драгоценных металлов, драгоценные камни, ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней можно увидеть, если Вы посетите Алмазный фонд Московского Кремля , который представляет собой российскую коллекцию ювелирных изделий, расположенную в здании Государственной Оружейной палаты.

Основу Алмазного фонда Кремля составляют императорские регалии, драгоценные камни и изделия, которые были накоплены в царских сокровищницах на протяжении столетий. Интересно, что эти ценности не были собственностью царей, а принадлежали государству, так как приобретались на деньги казны. Алмазный фонд занимает два зала в здании Оружейной палаты Московского Кремля.

Коллекция начала формироваться еще в XVIII веке. Петр I издал указ о сохранении вещей, «подлежащих государству». Согласно указу, наиболее значительные государственные предметы должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, а всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца (Императорская Рентерия).

После начала Первой мировой войны ценности были спешно эвакуированы в Московский Кремль, где в подвалах находились почти восемь лет. В 1922 году комиссия по выявлению и экспертизе предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства подтвердила уникальную историческую и художественную ценность предметов бывшего Бриллиантового кабинета. Выставка Алмазного фонда открылась в 1967 году.

Экспозиция Алмазного фонда Московского Кремля

Алмазный фонд содержит уникальную коллекцию ювелирных изделий, алмазов и бриллиантов. В течение всей своей истории она пополнялась редкими самоцветами,орденскими знаками и другими драгоценными изделиями.

Большой вклад в коллекцию внесла экспериментальная ювелирная лаборатория, которая выполняла реставрацию разрушавшихся ценностей, в том числе Большой и Малой императорских корон и других предметовимператорской семьи. Таким образом, более ста предметов вошли в представляемую экспозицию.

Экспонаты музея демонстрируются в двух залах. В первом – представлены драгоценности: алмазы, бриллианты, самородки и ювелирные изделия. В первой витрине расположена коллекция драгоценных и полудрагоценных камней с территории бывшего Советского Союза. Во второй витрине – карта России из бриллиантов. Далее демонстрируются алмазы-гиганты и способы огранки алмазов. В зале представлено и современное искусство. В центре – самородки золота и платины, такие как, «Большой треугольник», «Верблюд», «Мефистофель». Во втором зале расположены исторические ценности.

Главные экспонаты Алмазного фонда Московского Кремля

Самые известных экспонаты фонда – это императорские символы власти: Корона, Держава и скипетр, а корона Екатерины II, изготовленная для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена 5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине ее – тёмно-красная шпинель.

Золотая Держава – гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков – индийский алмаз. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения.

Скипетр со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на ее именины вместо обыкновенного букета цветов. Стоит отметить, что эти три реликвии – Алмаз «Орлов» в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага – белый, синий, красный.

Среди других экспонатов – изготовленный для корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов. Всемирно известный камень Алмаз «Шах» – один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи.

Ордена, представленные в экспозиции, выполнены из золота, с обилием драгоценных камней. Орден Святого апостола Андрея Первозванного (покровителя России) был учрежден Петром I в 1698 году. Император награждал им за воинские и гражданские заслуги. Он состоит из креста, звезды и ленты, а для торжественных случаев – цепи.

В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Интересно, что бриолеты –удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно и при малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень диадемы – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант.

Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. По мнению ученых, родиной камня была Бирма. Так же интересна его история: этот камень хранился в сокровищнице короля Богемии Рудольфа II, который получил его в наследство от своей сестры, вдовы французского короля Карла IX. Во время войны со шведами в 1648 году самоцвет был захвачен в Праге и вывезен в Скандинавию, где передан королеве Кристине. После смерти королевы камень был отвезен в Стокгольм. А в 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга.

В коллекцию Алмазного фонда входит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Коллекция фонда состоит из ста одного золотого самородка из разных месторождений России. Она представляет огромный научный интерес и материальную ценность.

В музее представлены современные работы, они выполнены специально для музея, поэтому отличаются красотой и высоким качеством. Среди них – брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.

Подробнее ознакомиться с экспонатами Алмазного фонда можно при посещении выставки.

Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.

Режим работы Алмазного фонда в 2018 г.

Режим работы Алмазного фондас 10:00 до 17:20. Обед – с 13:00 до 14:00.
Сеансы посещения – каждые 20 минут.
Четверг – выходной.
Билеты продаются в экскурсионно-кассовом павильоне в Александровском саду у Кутафьей башни.

На официальном сайте Алмазного фонда доступно бронирование билетов для индивидуальных посетителей. Один посетитель может забронировать до 4-х билетов, которые необходимо выкупить в кассе в Александровском саду не позднее 1 часа до времени начала экскурсии. В противном случае бронь аннулируется.

Чтобы попасть в Алмазный фонд надо пройти через Боровицкие ворота. Если Вы только что купили билеты в кассовом павильоне у Кутафьей башни и стоите лицом к Кремлевской стене, то Вам надо пройти около 300 метров направо, до конца Александровского сада. Вы увидите большую башню с большим проездом – отсюда въезжают в Кремль работники и официальные делегации. Вам надо в маленькие ворота, которые расположены рядом.

Музей Алмазный фонд в Московском Кремле — действующее выставочное подразделение Гохрана России, работает с 1967 года.

История Алмазного фонда России началась с указа Петра I о формировании и сохранении в масштабах всего государства коллекции ценных изделий. Драгоценные предметы этого собрания — государственные регалии, орденские знаки, ювелирные украшения — находились до 1914 года в специальной комнате Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

В связи с событиями Первой мировой войны драгоценности царской коллекции перевезены для безопасного хранения в подвальные помещения Московского Кремля , где и размещались в течение почти 8 лет. Экспертиза 1922 года подтвердила их исключительную ценность, собрание полностью вошло в Государственное хранилище (в то время — Гохран СССР).

Экспонаты Алмазного фонда

Знаменитые сокровища Алмазного фонда — уникальные самородки и изделия из драгоценных камней и металлов XVIII-XX веков, наиболее значимая в художественном и историческом плане часть фонда Гохрана РФ, подлинное государственное достояние.

К центральным экспонатам музея Алмазный фонд относятся знаменитые семь исторических камней массой от 25 до 398,72 карат: это алмазы «Орлов», «Шах» и портретный алмаз, гигантские образцы изумруда, цейлонского сапфира, шпинели и самоцвета — оливково-зеленого хризолита.

Самые известные изделия в коллекции: большая и малая императорские короны, скипетр (его верхняя часть украшена алмазом «Орлов») и держава, бриллиантовый знак на цепи со звездой высшего ордена Российской империи.

Любая любительская фото- и видеосъемка в музее запрещается.

Цены на билеты в Алмазный фонд в 2019 году

Билеты в музей Алмазный фонд купить можно перед посещением выставки — в кассе № 4 в павильонах Александровского сада .

Экскурсионные заявки от организаций на групповое посещение музейной экспозиции принимаются в письменном виде в кассе № 5.

Стоимость билетов в Алмазный фонд:

  • Полный билет — 500 руб.,
  • Льготный — 100 руб.

Режим работы Алмазного фонда в 2019 году

Алмазный фонд в Кремле работает с 10:00 до 18:15, выходной день один — четверг.

Кассы в Александровском саду открыты с 9:00 до 16:30. Перерыв — с 12:00 до 13:00.

Во время школьных каникул и в выходные дни спрос на посещение музейной экспозиции существенно возрастает, поэтому билеты рекомендуется покупать как можно раньше: утром или в послеобеденные часы.

В праздничные дни режим работы меняется. Временный график можно уточнить на этой странице сайта Гохрана .

Экскурсии в Алмазный фонд

Обратите внимание: билеты в музей продаются по сеансам (экскурсиям). С 9:00 в продаже билеты на сеансы 10:00 — 12:20, после обеда — на сеансы с 14:00.

Длительность стандартной экскурсии по Алмазному фонду — 45-50 минут. Экскурсоводы сопровождают группы до 20 человек.

Расписание сеансов: 10:00, 10:20, 10:40, 11:00, 11:20, 11:40, 12:00, 12:20, 14:00, 14:20, 15:00, 15:20, 15:40, 16:00, 16:20, 16:40, 17:00, 17:20.

Подробнее об экскурсиях и доступе к экспозиции — на официальном сайте Алмазного фонда Гохрана .

Как попасть в Алмазный фонд Московского Кремля

На территорию музея-заповедника Кремля самостоятельные посетители выставки

Алмазного фонда заходят вместе с набранной группой через Боровицкие ворота. Для доступа в Кремль через главный экскурсионный вход (Кутафью и Троицкую башни) нужно приобрести и билет для обзора архитектурного ансамбля кремлевских площадей.

Ближайшая к воротам Боровицкой башни остановка наземного транспорта — «Боровицкая площадь», до нее едут автобусы № М1, М6, Н1, 144. Чуть дальше находится остановка «Метро „Библиотека имени Ленина“».

Зачастую на метро до Алмазного фонда добираться быстрее и удобнее, чем на маршрутных автобусах. К тому же у западной кремлевской стены находится транспортно-пересадочный узел метрополитена, включающий станции «Александровский сад», «Боровицкая» (ближе ко входу через ворота башни), «Библиотека им. Ленина», «Арбатская». На месте получится сориентироваться по указателям в переходах, затем — по маршрутам от касс.

Музей базируется в здании Оружейной палаты , но вход в него дальше — в сторону Дворцовой площади.

Вход в музей Алмазный фонд

Видео «Сокровища Алмазного фонда России»