Туризм Визы Испания

Ясногорский монастырь. Ясногорский монастырь (Ясная Гора). Паломнические поездки к Монастырю Яснае Горе

Ченстохова (польск. Częstochowa) – город на юге Польши в Верхней Силезии, в Силезском воеводстве, на реке Варта. Основан в XI веке, получил статус города в 1370–1377 году. Население 248032 человек (2004). Город знаменит чудотворной Ченстоховской иконой Божией Матери, хранящейся в Ясногорском монастыре.

Ченстоховская икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы, одна из самых известных и почитаемых святынь Польши и центральной Европы. Из-за темного оттенка лика также известна как «Черная Мадонна». Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2x82,2x3,5 см, относится к типу Одигитрия. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит книгу. На иконе остались несколько разрезов, полученных, возможно, от удара саблей.

Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. По мнению же искусствоведов, икона создана в Византии в IX–XI веках. Достоверно историю иконы можно проследить с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западно-русских земель, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. Икона с этого времени получает свое нынешнее название. В начале XV века на обитель напали гуситы и разграбили ее, однако чудотворный образ чудом был спасен. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов. В 1655 году Ясную Гору безуспешно осаждали шведы. Героическая оборона монастыря и спасение святыни вызвали большой патриотический подъем в стране, который привел к изгнанию шведов из Польши. Эти события красочно описаны на страницах романа Генрика Сенкевича «Потоп».

1 апреля 1656 года король Ян Казимир провозгласил во Львове Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и ее чудотворность. В 1813 году монастырь был взят русскими войсками, настоятель Ясной Горы преподнес русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга и был утерян после 1917 года.Икона почитается как католиками, так и православными. В Польше икона считается главной святыней страны. Праздник иконы отмечается католиками 26 августа, православными 6 марта по юлианскому календарю (19-го по григорианскому).В Польше традиционно проводятся масштабные паломничества к иконе, особенно приуроченные к празднику Успения Богородицы (15 августа), в которых принимают участие католики многих стран. Верующие польские крестьяне, по старой традиции, дают паломникам к Ченстоховской иконе бесплатный приют.

Ченстоховская икона Божией Матери находится в Ясногорском монастыре . Его полное название – Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (польск. Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogorskie). Монастырь принадлежит монашескому ордену паулинов, приглашенных в 1382 году польским князем Владиславом Опольским в Польшу из Венгрии. Монахи основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена – храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. Информация о перенесении чудотворной иконы Девы Марии в обитель содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке, тогда же был построен и новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесен мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году, тогда были разрушены крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.

Вход в Собор Святого Креста

и Рождества Богородицы

Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привели к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда. После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны.

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 м. Территория монастыря занимает площадь 5 га. Монастырские здания окружены с трех сторон парком, в то время как с четвертой стороны к ним ведет большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками. Монастырь имеет четырехугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы: бастион Морштынов; бастион св. Барбары (или бастион Любомирских); королевский бастион (или бастион Потоцких); бастион Св. Троицы (бастион Шанявских).

106-метровая колокольня , доминирующая над городом Ченстохова и видная с 10-километрового расстояния, была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906году была реконструирована и надстроена. Колокольня состоит из 5уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата. Каждые 15 минут 36колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи святых. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.

Интерьер Собора

Сердцем Ясногорского монастыря является Капелла , в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери. Первоначальная капелла была построена еще до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трехнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из черного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остается на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом. В 1929году к капелле была пристроена еще одна часть. В капелле 5 алтарей, ее стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Собор Святого Креста и Рождества Богородицы , примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 м в длину, 21 м в ширину и 29 м в высоту. В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692–1695годах были проведены восстановительные работы. Еще несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году. Трехнефный собор – один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла св. Павла Фивейского, св.Сердца Иисусова, св. Антония Падуанского.

Ризница (сакристия), построенная в 1651 году, находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи также относятся к XVII веку.

Монастырь располагает обширной библиотекой . Среди уникальных библиотечных экземпляров 8000старинных печатных книг, а также большое число манускриптов. Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов, которая в свое время была завещана монастырю. Новое здание библиотеки было построено в 1739 году. Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведен в 1647году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века. В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и др.

На одной стороне ручки металлического колокольчика, купленного в Ченстохове, изображен силуэт монастыря, на другой – Ченстоховская икона Божией Матери. Колокольчик можно увидеть в подразделе «Храмы, соборы».

По материалам Википедии

Монастырь

Ясная ГораЧенстоховская икона Божией Матери Папа Бенедикт XVI во время визита в Ясную Гору в 2006 году

Ясная Гора, Ясна Гура (польск. Jasna Gora) - католический монастырь в польском городе Ченстохова. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (польск. Sanktuarium Najswietszej Maryi Panny Jasnogorskie). Монастырь принадлежит монашескому ордену паулинов. Ясногорский монастырь знаменит хранящейся здесь Ченстоховской иконой Божией Матери, почитаемой величайшей святыней католиками и православными. Ясная Гора - главный объект религиозного паломничества в Польше, а также символ национального единства польской нации. Памятник истории.

История

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена - храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.

На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску. В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии.

Я. Суходольски. Оборона Ясной Горы в 1655 году

В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подвергнулись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы. Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства.

Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.

После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии. Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.

В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.

Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены, а монахи находились под наблюдением гестапо. Икона была заменена копией, а оригинал спрятан под одним из столов в монастырской библиотеке. Немецкие власти пытались использовать монастырь для своей пропаганды, в частности Ясную Гору дважды посетил губернатор Ганс Франк. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову (батальон Хохрякова из 54 гв. танковой бригады) привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.

По воспоминанием Бориса Полевого, перед уходом монастырь был заминирован:

Мы вышли из храма. Снег совсем прекратился, и луна, светя в полную силу, заливала все подворье. В фиолетовом её свете как-то особенно красиво выделялись пухлые белые подушки, покрывавшие с подветренной стороны сучья, стены храма, штабель пузатых мин. Сержант Корольков сидел на этом штабеле и курил, а его монашеская команда теснилась возле, напоминая стайку грачей. При виде нас он вскочил, лихо откозырял. Монахи тоже вдруг вытянулись. Сразу стало видно, что он недаром провел с ними время.- Разрешите доложить, разминирование закончено. Тридцать шесть авиабомб извлечены и разряжены. Отысканы два взрывателя: один ударный - ловушка в лазе, другой, химический, с дистанцией дней на десять. Вот они. - Он показал на два каких-то прибора, лежавших в сторонке на доске.

Борис Полевой - «До Берлина - 896 километров», мемуары

После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого.

В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный день молодёжи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса.

У монастыря есть собственная FM радиостанция Radio «Jasna Gora», вещающая также в интернет.

Территория и строения

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 метра. 106-метровая колокольня монастыря доминирует над городом Ченстохова и видна приблизительно с 10-километрового расстояния от монастыря. Территория монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трёх сторон парком, в то время как с четвёртой стороны к ним ведёт большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.

План Ясной Горы: А - Врата Любомирских; B - Врата Божьей матери Королевы Польши; C - Врата Богородицы скорбящей; D - Валовые врата (Ягеллонские); E - Зал Марии; F - Королевский бастион, (Потоцких); G - Памятник Августину Кордецкому; H - Сокровищница, I - Алтарь на козырьке; J - Бастион св. Троицы (Шанявских); K - Памятник Иоанну Павлу II, L - Бастион Морштынов; М - Врата Иоанна Павла II (въезд); N - Бастион св. Варвары (Любомирских); O - Дом музыкантов; P - Вечерник; R - Сад; S - Церковь Яблоновских (часовня Сердца Иисуса); T - Церковь Денгофов (церковь св. Павла Первого Отшельника); U - Вход на башню; V - Церковь св. Антония; W - Королевские покои; X - Базилика; Y - Ризница; Z - Церковь МБ Ченстоховской; a - Рыцарский зал; b - Сад монастыря; c - Трапезная и библиотека, d, e - Монастырь; f - Колодец; g - Музей 600-летия; h - Арсенал, i - Хозяйственный двор; j - Главный двор; k - Памятник кард. Стефану Вышиньскому

Укрепления

Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Бастионы носят имена:

    бастион Морштынов бастион св. Барбары (или бастион Любомирских) королевский бастион (или бастион Потоцких) бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

Колокольня

Колокольня Собор Вотивные предметы на стенах капеллы Девы Марии Рыцарский зал Паломники в монастырь на праздник Успения (2005 год)

Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.

Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - св. Альберта Великого, св. Григория Назианзина, св. Августина и св. Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом, который по ночам ярко подсвечен.

Капелла Девы Марии

Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери - сердце монастыря. Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Собор Святого Креста и Рождества Богородицы

Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту.

В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692-1695 году были проведены восстановительные работы. Ещё несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году.

Трёхнефный собор - один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла св. Павла Фивейского, св. Сердца Иисусова, св. Антония Падуанского.

Ризница

Ризница (сакристия) находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Она построена в 1651 году, её длина 19 метров, ширина 10 метров. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи также относятся к XVII веку.

Библиотека

Монастырь располагает обширной библиотекой. Среди уникальных библиотечных экземпляров 8 000 старинных печатных книг, а также большое число манускриптов. Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов, которая в своё время была завещана монастырю.

Новое здание библиотеки было построено в 1739 году. Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

Рыцарский зал

Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

Прочие

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, арсенал, музей 600-летия монастыря, королевские покои, переговорный зал и др.

Паломничества

Поезд пришел в Ченстохов рано утром. От вокзала до монастыря, стоявшего на высоком зелёном холме, было далеко.

Из вагона вышли богомольцы - польские крестьяне и крестьянки. Среди них были и городские обыватели в пыльных котелках. Старый, тучный ксендз и мальчики-причетники в кружевных одеяниях ждали богомольцев на вокзале.

Тут же, около вокзала, процессия богомольцев выстроилась на пыльной дороге. Ксендз благословил её и пробормотал в нос молитву. Толпа рухнула на колени и поползла к монастырю, распевая псалмы.

Толпа ползла на коленях до самого монастырского собора. Впереди ползла седая женщина с белым исступленным лицом. Она держала в руках чёрное деревянное распятие.

Ксендз медленно и равнодушно шел впереди этой толпы. Было жарко, пыльно, пот катился по лицам. Люди хрипло дышали, гневно оглядываясь на отстающих.

Я схватил бабушку за руку.- Зачем это - спросил я шепотом.

Не бойся, - ответила бабушка по-польски. - Они грешники. Они хотят вымолить прощение у пана бога.

Константин Паустовский - Книга о жизни. Далекие годы

Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.

Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.

Монастырь в литературе

    Оборона Ясногорского монастыря от шведов в 1655 году описана на страницах исторического романа Г. Сенкевича Потоп. В мемуарах Бориса Полевого «До Берлина - 896 километров» описано разминирование монастыря и иконы

Начинается в Кракове, а заканчивается в Ченстохове. Это большой промышленный город с 250-тысячным населением и металлургическим заводом, нарочно построенным здесь во времена Берута. Первое упоминание поселении в здешних краях относится к 1220 году, но статус города Ченстохова получила лишь в 70- годы XIV века в царствование Казимира Великого. После разделов Польши город оказался в пределах Великого Герцогства Варшавского, а с 1815 по 1915 год был включён в Царство Польское. Наверное поэтому Ченстохова чем-то неуловимо напоминает наши областные города.

В центре города на высоком холме стоит главная польская святыня. Ради неё сюда приходят (именно приходят!) сотни тысяч людей со всех концов Польши. Во время традиционного августовского паломничества в день Успения Богородицы здесь собирается около 200 тысяч человек. В 1991 году, когда здесь побывал Папа Римский Иоанн Павел II, в Ченстохову пришло более миллиона паломников.
Эта святыня – монастырь ордена паулинов Ясна Гура.

Мы оказались в Ясной Гуре под вечер. Позади была с её . Поставили машину на платной стоянке у монастыря и направились внутрь, пройдя сквозь череду стоящих друг за другом ворот. Первые из них именуются по знатному роду магнатов Любомирских.

Следующие ворота названы в честь Богородицы Королевы Польши. Они увенчаны скульптурным образом Ченстоховской иконы Божьей Матери.

Третьи – это ворота Девы Марии Скорбящей, а четвёртые зовутся Ягеллоньскими – в честь знаменитой польской королевской династии.
Пройдя ворота, оказываешься на главном детинце (дворе) монастыря. Он невелик по размерам. На него выходят многочисленные каплицы костела. Чтобы было легче ориентироваться в довольно запутанном монастырском ансамбле, приведу схему из Вики.

A Брама Любомирских
B Брама Богородицы Королевы Польши
C Брама Богородицы Скорбящей
D Брама Ягеллоньска
E Зал Девы Марии
F Королевский бастион (бастион Потоцких)
G памятник Августину Кордецкому
H Сокровищница
I Алтарь перед Щитом
J Бастион Святой Троицы (бастион Шанявских)
K Памятник Иоанну Павлу II
L Бастион Морштынув
M Брама Иоанна Павла II (въездные ворота)
N Бастион Св. Варвары (бастион Любомирских)
O Дома музыкантов
P Сенакль (Пиршественный зал)
R Сад отдохновения
S Часовня Яблоновских (часовня Сердца Иисуса)
T Часовня Деннхофов (часовня Павла I Отшельника)
U Вход на башню
V Часовня св. Антония
W Королевские покои
X Базилика
Y Ризница
Z Часовня Ченстоховской Божьей Матери
a Рыцарский зал
b Монастырский сад
c Трапезная и библиотека
d, e Монастырь
f Колодец
g Музей 600-летия
h Арсенал
i Хозяйственный двор
j Главный двор
k Памятник кардиналу Стефану Вышиньскому

Итак, по порядку слева направо находятся: вход на башню, оформленный в виде каплицы и украшенный солнечными часами; посередине стоит каплица Деннхофов, освящённая во имя св. Павла Отшельника, а крайняя справа – это каплица Яблоновских во имя Святого Сердца Иисуса.

Через арку можно пройти ко входу на колокольню. 106-метровая башня буквально взлетает в небо. На нее ведут 519 ступеней. Колокольню построили в 1714 году в стиле барокко. В 1906 году после реконструкции изящная стройная башня достигла своей нынешней высоты. Есть здесь и часы с карильоном из 36 колоколов, каждую четверть часа исполняющим гимн Деве Марии. На шпиле башни укрепленоизваяние ворона с куском хлеба в клюве – символ ордена паулинов. Мне его разглядеть не удалось 🙂

В Ясной Гуре находится важнейшая святыня Польши – Ченстоховская икона Богородицы. По цвету лика её часто зовут “Чёрной Мадонной”. По преданию, образ написал сам евангелист Лука. Его кисти принадлежат примерно 70 Богородичных икон. Особо знамениты и почитаемы те, что были написаны Лукою на столешнице, за которой принимало трапезу Святое Семейство. Одна из этих икон находится в Москве – это чудотворная .
Евангелист Лука написал Ченстоховскую икону Девы Марии в Сионской горнице. В 66-67 годах во время нашествия римлян под предводительством Веспасиана и Тита, христиане спрятали икону вместе с другими святынями в пещерах близ Пеллы. Спустя почти 300 лет, в326 году Императрица Елена, мать Константина, получила икону в дар от иерусалимских христиан, когда ездила на поклонение святым местам и обрела Крест Господень. С тех пор на протяжении 500 лет икона находилась в Константинополе.

Князь Галицко-Волынский Лев, сын Даниила Галицкого, с величайшим почтением перенёс икону в Червоную Русь (Западную Украину) в замок Белз. Но это далеко не единственное объяснение явления иконы на славянских землях. Одно из древних сказаний гласит, что икону принесли с собою просветители славян равноапостольные Кирилл и Мефодий. Существует и упоминание о том, что греческую царевну Анну благословили на брак с князем Владимиром образом Девы Марии.

Икона прославилась многими чудесами. Одно из них случилось во время татаро-монгольского нашествия. Жители Белза, уповая на заступничество небесное, перенесли икону на крепостную стену. Одна из татарских стрел вонзилась в лик Царицы Небесной и из раны потекла кровь. На татар нашло помрачение, они начали убивать друг друга, оставшиеся в ужасе бежали из-под городских стен.

Когда прервался род князей Галицких и Червоная Русь оказалась под властью Польши, замок Белз достался князю Владиславу Опольскому. В 1382 году князь Владислав вывез икону на запад и по пути остановился в деревне Ченстохова, поместив икону на ночь в сельском костёле. Однако утром, когда князь хотел отправиться в путь, икону оказалось невозможно сдвинуть с места. Люди сочли, что Дева Мария указывает место, где надлежит оставить образ. Владислав подарил икону, церковь и землю монахам-паулинам, которые обосновались в Ченстохове. Сам же князь обосновался неподалёку в .
В 1430 году отряд чешских, моравских и силезских протестантов захватил и разграбил монастырь. Согласно одной из версий они попытались разрубить образ саблями, но святотатец, дважды ударивший икону, замахнувшись в третий раз, упал замертво. По другой версии гуситам удалось разграбить монастырские сокровища. Один из них решил захватить и икону. Однако лошади не смогли сдвинуть возок с добычей. В гневе один из разбойников сбросил икону с возка, а другой ударил её мечом. В тот же миг их настигла небесная кара: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, прочие же были поражены слепотою. С тех пор на щеке Богородицы сохраняются рубцы. Видны они и на позднем списке иконы.

Святыня находится в часовне Чудотворного Образа Девы Марии, стоящей к северу от собора. Скромная каплица времён Владислава Опольского несколько раз перестраивалась, пока её не превратили в величественный храм. Сама Ченстоховская икона помещена в алтарь из серебра и чёрного дерева, поднесённый в дар Великим Канцлером Оссолиньским в 1650 году. Особая серебряная завеса, которой закрывают икону на ночь, создана в 1673 году.

У иконы было очень много людей. И это вечером обычного буднего дня! Я снимал икону издалека – не хотелось мешать молящимся, которые пришли прикоснуться к святыне. Однако фотографировать в самой часовне разрешено. На фото икона видна в виде сияющего пятна, при входе заметны электрические табло с запретом на использование вспышки. Если в православных храмах принято прикладываться к иконам и мощам, то здесь почитание святыне выражают иначе. Икона помещена на высоте 3 метров. Под алтарём сделан круговой проход, по которому верующие на коленях обходят икону.

В крипте часовни Чудотворного Образа Девы Марии похоронен приор (настоятель) Ясной Гуры Августин Кордецкий.

Об этом человеке, которого почитают в Польше, как национального героя, следует сказать несколько слов. Клеменс – таково его мирское имя – родился в 1603 году в семье богатых и влиятельных горожан. Его отец некоторое время был бургомистром. Клеменс с детства хорошо учился и 1633 году закончил иезуитский коллегиум в Познани. Он принял постриг в ордене паулинов и получил монашеское имя Августин. 40 лет, вплоть до самой смерти он провёл в лоне ордена. Его главная заслуга – это оборона Ясной Гуры во время “потопа”, как с лёгкой руки Генрика Сенкевича именуют шведское нашествие середины XVII века. Целью Августина Кордецкого стало сохранение святынь Ясной Гуры от грабежа и опустошения шведскими войсками. Вначале он прячет образ Ченстоховской Божьей Матери и заменяет его списком. Затем Кордецкий пишет послание шведскому королю Карлу Х Густаву о том, что он согласен сдать Ясногурскую крепость в обмен на гарантии целостности святыни. Августин не получил этих гарантий и решил защищать Ясну Гуру силой оружия. Августин Кордецкий командовал обороной в течение всей осады, длившейся с 18 ноября по 26 декабря 1655 года. Историки считают, что Кордецкий послал письмо королю с целью выиграть время и подготовиться к обороне. Полякам удалось отстоять Ясногурский монастырь, несмотря на более чем десятикратное превосходство шведов. В армии шведского генерала Миллера было 3 тыс. солдат, а монастырь защищали 170 солдат, 20 шляхтичей и 70 монахов. Шведы отступили, после этого в страну вернулся король Ян Казимир. Осада Ясной Гуры изменила ход войны и, в итоге, привела к изгнанию шведских завоевателей из Польши.

Историю осады, написанную Августином Кордецким в 1658 году, Генрик Сенкевич использовал в своём знаменитом романе “Потоп”.

Януарий Суходольский. Оборона Ясной Гуры в 1655 году.

В 1656 году король Ян Казимир издал манифест по случаю окончания войны со шведами, в котором назвал Ченстоховскую икону “Королевой Польши”. А в 1717 году Ченстоховскую икону Божьей Матери короновали как Королеву Польши. На главы Девы Марии и младенца Иисуса возложили короны, присланные Папой Климентом XI.

После часовни Чудотворного образа Богородицы сам собор во имя Святого Креста и Рождества Богородицы уже не производит особого впечатления. Тем не менее это древний, построенный в XV веке, величественный храм. После пожара 1690 года Карл Данкварт украсил интерьеры собора в стиле барокко.

Итальянец Джакомо Буччини в 1728 году создал главный алтарь.

В монастыре можно посмотреть не только часовню и собор, но и многое другое. Например, ренессансный Рыцарский зал, расположенный за каплицей Чудотворного образа Девы Марии. на его стенах изображены важнейшие события в истории монастыря.

В монастыре есть несколько музейных экспозиций. В бывшем арсенале представлена иконопись и религиозная живопись с XIV по XX вв.
Рядом с собором устроена сокровищница. В ней хранятся не только чаши, реликварии и монстрации, но и множество светских украшений, пожертвованных паломниками: часы, кольца, ожерелья. А стены каплицы Ченстоховской Божьей Матери увешаны вотивными дарами: серебряными позолоченными сердечками, ручками, ножками и т.п. Их жертвуют исцелившиеся у иконы по молитвам Девы Марии. Вход в монастырские музеи бесплатный, но, к сожалению, фотографировать в арсенале и сокровищнице запрещено.
Монастырь окружен бастионами, возведенными в начале XVII в. Они не похожи на привычные русскому взгляду стены и башни. Тем не менее эти бастионы стали непреодолимой твердыней на пути шведов во время “потопа”. Однако 100 с лишним лет спустя, в 1772 году, последний польский король Станислав Август Понятовский приказал сдать Ясну Гуру русской армии. Наши войска ещё дважды были в монастыре: в 1813 году русская армия заняла монастырь во время заграничного похода против Наполеона. Настоятель преподнёс русскому фельдмаршалу Фабиану Остен-Сакену список Ченстоховской иконы, которую затем поместили в Казанский собор в Петербурге. Позже список оказался в Музее истории религии и атеизма. А в январе 1945 года стремительная атака советских танкистов вынудила гитлеровцев оставить Ченстохову, не только не взорвав Ясну Гуру, но бросив награбленные ценности.
Обходя монастырь по бастионам, обращаешь внимание на скульптурные композиции с изображением Страстей Господних. Часть из них мы не увидели из-за ремонта.
“Повинен смерти”.

Плат Вероники.

Иисус второй раз упал под крестом.

Воздвиженье креста.

Оплакивание Христа.
Мы покидали это удивительное место в сумерках. Вечерние тени окутали собор и только на западе светилась ускользающая полоска зари.
Сторожа на стоянке уже не было, так что парковка для нас оказалась бесплатной. За целый день мы так и не удосужились поесть. Поиски съестного в городе как-то не увенчались успехом 🙁 В итоге уже на А1 остановились у своеобразного кафе. Пардон за качество, снимал мыльницей с кривой подпорки без штатива. Обедоужин в этом самолетике обошелся нам в 80 pln, что немало для польской придорожной едальни. Однако но он того стоил!
А вот ночлег в “Заязде Гуральском” неподалеку от Томашува Мазовецкого оказался самым худшим за все время наших мотаний по Польше. Даже тесная и холодная комната в Сандомеже оказалась лучше – там, по крайней мере, было тихо. Не рекомендую категорически, несмотря на пафосный интерьер.
Ни камин в ресторане…
ни лебеди (а, быть может, змеи) из полотенец…
не компенсируют неудобств: кухонного чада в номере и полного отсутствия звукоизоляции! Особенно, когда в 3 часа ночи в ресторан внизу вваливается подвыпившая компания.
Наутро мы отправились в Варшаву, заскочив по дороге в Вилянув. По случаю приближающегося дня Всех Святых дворец был закрыт. Так что нам осталось лишь наслаждаться красотой барочной архитектуры времён Яна Собесского и Станислава Костки Потоцкого.

шуршать опавшей листвой в осеннем парке…
да “охотиться” на белок… Ох и шустрые оказались зверюшки, совсем не хотели позировать 🙂

Наши впечатления о Варшаве можно найти и . И не забудьте познакомиться с небольшим городом , он находится недалеко от Варшавы. В статье о мы расссказали о том, как в Польше отмечают .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    От того места Честохова с полверсты кляштор, то есть монастырь, каменной Пресвятыя Богородицы, построен на высокой каменной горе. Тот кляштор великой, в нём костелы каменные предивным строением, снаружья многие изрядные резбы каменные. Кругом того кляштора ров великой, выкладен камнем, белым и серым, диким; ограда около того кляштора каменная. В тот кляштор ворота одни каменные; в тех воротах всегда стоит караул, салдаты с ружьем по 20 человек. <...> В том кляшторе аптека изрядная, великая, в которой я видел много всяких лекарств, и убор всякой в той аптеке изрядной. В том кляшторе всякой законник имеет себе особую келью, и друг к другу мало ходят. Кельи все построены рядом, каменные, предивные, толко невеликие; между келей поделаны переходы широкие, изрядные, каменные. В том кляшторе есть академия, учатца высоким наукам, даже и до филозофии. А где у них бывают диспуты, и для того особая зделана полата великая. Тот кляштор древняго строения, на том месте от начала своего имеет быть неподвижно 360 лет, подданных имеет под собою 206 дворов. В том кляшторе в костелах всякие богатства, данные от приходящих молебщиков, которых в том кляшторе всегда бывает со всех сторон множество, и из далных християнских краев приезжают много народу.

    Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны , в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.

    Укрепления

    Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Вход в монастырь эащищён равелином имеющим форму пятиугольного люнета . Бастионы носят имена:

    • бастион Морштынов
    • бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)
    • королевский бастион (или бастион Потоцких)
    • бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

    Колокольня

    Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.

    Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - св. Павла Фивейского , св. Флориана , св. Казимира и св. Ядвиги . На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - св. Альберта Великого , св. Григория Назианзина , св. Августина и св. Амвросия Медиоланского . На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом, который по ночам ярко подсвечен.

    Капелла Девы Марии

    Капелла , в которой хранится. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.неф манускриптов . Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов , которая в своё время была завещана монастырю.

    Новое здание библиотеки было построено в 1739 году . Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

    Рыцарский зал

    Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс . Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

    В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции, а также выставки.

    Прочие

    В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, арсенал, музей 600-летия монастыря, королевские покои, переговорный зал и др.

    Паломничества

    Поезд пришел в Ченстохов рано утром. От вокзала до монастыря, стоявшего на высоком зелёном холме, было далеко.

    Из вагона вышли богомольцы - польские крестьяне и крестьянки. Среди них были и городские обыватели в пыльных котелках. Старый, тучный ксендз и мальчики-причетники в кружевных одеяниях ждали богомольцев на вокзале.

    Тут же, около вокзала, процессия богомольцев выстроилась на пыльной дороге. Ксендз благословил её и пробормотал в нос молитву. Толпа рухнула на колени и поползла к монастырю, распевая псалмы.

    Толпа ползла на коленях до самого монастырского собора. Впереди ползла седая женщина с белым исступленным лицом. Она держала в руках чёрное деревянное распятие.

    Ксендз медленно и равнодушно шел впереди этой толпы. Было жарко, пыльно, пот катился по лицам. Люди хрипло дышали, гневно оглядываясь на отстающих.

    Я схватил бабушку за руку.
    - Зачем это? - спросил я шепотом.

    Не бойся, - ответила бабушка по-польски. - Они грешники. Они хотят вымолить прощение у пана бога.

    Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.

    Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.

    Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской.
    (Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie).
    Польша (Polska), Силезское воеводство (Województwo śląskie). Ченстоховский повят (район) (Powiat częstochowski). Ченстохова (Częstochowa). Klasztorna 1.

    Ясна Гура или Ясногорский (Ясная Гора, на польском языке Jasna Góra) - католический монастырь в польском городе Ченстохова. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (на польском языке Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie).

    История города Ченстохова и возникновения Ясногорского монастыря уходят вглубь веков. Так первая деревня Ченстохова была основана еще в 11-ом столетии, а первое упоминание о ней в исторических документах относится к 1220 году. Статус города Ченстохова получила в 1377 году.

    В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов (Орден святого Павла Отшельника – на латыни Ordo Sancti Pauli Primi Eremitæ, на польском языке Zakon Świętego Pawła Pierwszego Pustelnika), которым князь передал приходский костёл Пресвятой Девы Марии. Благодаря дарам и пожертвованиям Владислава II Ягеллы (Władysław Jagiełło) и его жены Ядвиги, на холме абсолютная высота которого составляет 293 метра, в 1393 году основали монастырь. Новая обитель получила имя„Ясна Гора” в честь главной в тот момент церкви ордена - храма святого Лаврентия на Ясной Горе в Буде (сейчас Будапешт).

    Ясногорский монастырь знаменит хранящейся здесь Ченстоховской иконой Божией Матери (из-за темного оттенка лика также известна как „Черная Мадонна”, Czarna Madonna или Matka Boska Częstochowska), которая почитается католиками и православными, как величайшая реликвия.

    Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука на доске от стола, при котором молилась и принимала пищу Пресвятая Семья. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. Достоверно историю иконы можно проследить с конца 13 века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону из Константинополя в город Белз (современная Украина), где она прославилась многочисленными чудесами. В Ясногорский монастырь ее перевез Владислав Опольский. Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте „Translatio Tabulae”, экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве.

    Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2 x 82,2 x 3,5 сантиметров, относится к типу Одигитрия. Младенец Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а в левой держит книгу.

    На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь. Ворвавшись в каплицу Божией Матери, они сорвали с алтаря икону, украли ценные предметы ее окружавшие и саблями порезали лик Мадонны. После чего бросили икону на землю так, что доски иконы треснули на три части.

    Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Художники несколько раз безуспешно наносили новые краски, а они вновь и вновь сходили с иконы. Отчаявшись отреставрировать икону, они сняли с доски остатки первичной краски и нарисовали новую ее копию, максимально приближенную к оригиналу. А там где на лике Божией Матери были разрезы, в память о вандалистских действий, они нанесли резцом следы на новую икону. Именно в таком виде икона дошла до наших дней.

    Над входом в боковую капеллу храма находиться копия иконы Божьей Матери из Ченстохова. По мнению искусствоведов, копия иконы была создана в Византии в 9–11 веках.

    В 1466 году Ясногорский монастырь пережил еще одну осаду чешской армии.
    После этих событий слава Ясногорского монастыря возросла больше прежней. В Ясногорский монастырь стали прибывать многочисленные паломники, первоначальная каплица уже не могла всех вмещать, и монастырь начал расширяться, началось строительство нового большого костела. Очередное нападение на монастырь и его грабеж, а также пограничное расположение Ясногорского холма склонили польских королей Сигизмунда III Вазу (Sigismund, Zygmunt) и Владислава IV Вазу (Władysław IV Waza), окружить монастырь оборонным рвом. В 1621 году были начаты фортификационные работы, таким образом, святилище на Ясна Гуре стало крепостью Марии.

    Построенные в 1621-1644 годах укрепления превратили Ясногорский монастырь в значимый оборонный объект . Очень скоро фортификационные сооружения Ясногорского монастыря подверглись суровой проверке на прочность во время так называемого „потопа”, шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян II Казимир Ваза (Jan II Kazimierz Waza) бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясногорского монастыря . Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы.

    1 апреля 1656 года благодарный король Ян II Казимир Ваза, во время торжественного обета, отдал себя и свою страну под опеку Божией Матери, назвав ее Духовной Матерью и Королевой Польши.
    Еще несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и ее чудотворность.

    После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав II Август Понятовский (Stanisław August Poniatowski) приказал сдать Ясногорский монастырь русским войскам . Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн. Настоятель Ясногорского монастыря преподнес русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешел на хранение в Государственный музей истории религии. Русская армия разрушила крепостные стены Ясногорского монастыря, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены в несколько иной конфигурации, чем раньше.

    В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знаменах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.

    Во время второй мировой войны Ясногорский монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.
    После войны Ясногорский монастырь продолжал быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия „львовских обетов” Яна II Казимира Вазы, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышиньского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого.

    Территория Ясногорского монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трех сторон парком, в то время как с четвертой стороны к ним ведет большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.

    Монастырь имеет четырехугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы.

    Бастионы носят имена:

    • бастион Морштынув (Роха, Bastion Morsztynów).
    • бастион святой Варвары (Любомирских, Bastion św. Barbary, bastion Lubomirskich).
    • королевский бастион (Потоцких, святого Якуба, Bastion królewski, bastion Potockich).
    • бастион Святой Троицы (Шанявских, Bastion św. Trójcy, bastion Szaniawskich).

    Доминантой Ясногорского монастыря является Ясногорская колокольня высотой 106.3 метра. Колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Она несколько раз страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена. Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - святого Павла Фивейского, святого Флориана, святого Казимира и святой Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - святого Альберта Великого, святого Григория Назианзина, святого Августина и святого Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.

    Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери - сердце Ясногорского монастыря. Первоначальная капелла была построена еще до начала 17 века, в 1644 году она была перестроена в трехнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из черного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остается на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом. Завесу поднимают только два раза в день. Икона время от времени меняет свой вид из-за того, что ее „переодевают” попеременно в семь разных убранств, инкрустированных золотом, серебром и драгоценными камнями.
    В 1929 году к капелле была пристроена еще одна часть. В капелле 5 алтарей, ее стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

    Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение Ясногорского монастыря, его сооружение началось в начале 15 века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту.

    В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692-1695 годах были проведены восстановительные работы. Еще несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 годах.

    Трехнефный собор - один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла святого Павла Фивейского, святого

    Сердца Иисуса, святого Антония Падуанского.
    Ризница (сакристия) находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Она построена в 1651 году. Ее длина 19 метров, ширина 10 метров. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи относятся к 17 веку.
    Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада Ясногорского монастыря позади капеллы Девы Марии. Он возведен в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в 17 веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь святого Иоанна Богослова работы 18 века. В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

    В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия Ясногорского монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и другие.

    В 1900-1913 годах в сухом рву монастыря была создана скульптурная группа (14 станций) Путь Христа (Droga Krzyžowa Częstochowa). Ее по проекту архитектора Stefana Szyllerskie, создал скульптор Pius Weloncki.

    Перед Ясногорским монастырем находится большое открытое пространство (сквер). Здесь во время больших богослужений собирается более 200 000 паломников.

    В течение года в Ясногорский монастырь приезжает 4-5 миллионов туристов и паломников.

    макет Ясногорского монастыря в парке миниатюр в Огродзенеце (Польша)
    почтовые марки посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
    почтовые конверты посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
    монеты посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
    монеты посвященные Ясногорскому монастырю


    Ясногорский монастырь (Ясная Гора) базилика Ясногорского монастыря


    Центральный вход Ясногорского монастыря фото на память у Ясногорского монастыря


    ворота Любомирских Ясногорского монастыря ворота Королевы Польши Ясногорского монастыря


    надвратные украшения ворот монастыря фрагмент ворот монастыря
    ворота Валова (Ягелло) вход в базилику Ясногорская колокольня


    Королевские покои