Туризм Визы Испания

"Варшавянка" - подводная лодка. Подводная лодка класса "Варшавянка". Американским ауг пришел каюк Проект варшавянка подводная

Идея массово строить подводные лодки с обычной силовой установкой для нужд российского военно-морского флота появилась не случайно. Еще в Советском Союзе военно-морская стратегия развития флота предполагала, помимо создания океанского флота в противовес ВМС США и кораблям НАТО создание малых кораблей для обороны экономической зоны и прибрежных акваторий. Дизельная подлодка в этом аспекте очень удачно вписывалась в рамки оборонительной стратегии. Небольшие размеры, хорошая скрытность и мощное вооружение позволяли кораблям подобного класса прекрасно справляться с поставленными задачами.

Небольшая и юркая подводная лодка проекта 636.3 яркое подтверждение того, что малые корабли также в состоянии держать противника на море в напряжении. К тому же стоимость и сроки строительства дизель-электрических подлодок не сравнить с постройкой атомных кораблей.

Место дизель-электрических подлодок в российском ВМФ

Несмотря на то, что атомный подводный флот России является одним из факторов сдерживания в современном мире, не стоит сбрасывать со счетов и возможность решения тактических задач на море. Подводные ракетоносцы и многоцелевые ударные подлодки с ядерной энергетической установкой действуют на большом удалении от родных берегов, занимая боевые позиции в мировом океане. Дизельная субмарина наоборот, занимает боевые позиции в пределах морской экономической зоны и охраняет внутренние морские коммуникации.

Атомоходы, как правило, имеют значительные размеры и большое водоизмещение. Соответственно на постройку таких судов тратятся колоссальные средства. Содержание подводного флота, состоящего из дпл на порядок дешевле. Тем более что новые субмарины по своей огневой мощи не намного уступают подводным левиафанам. Российский флот в отличие от американского ВМС имеет в своем составе, как ядерные субмарины, так и дизельные подлодки. И те, и другие решают свои задачи.

Со времен окончания Второй Мировой войны с советских верфей сошла не одна сотня судов. Советские подлодки обладают высокими боевыми характеристиками и имеют славную историю. Эти традиции сумели сохранить и российские подводники, которые уверенно несут боевую службу по охране морских рубежей нашей страны на Балтике и на Черном море.

На сегодняшний день отечественные судостроительные заводы уже спустили на воду не одну сотню кораблей, оснастив боевыми судами не только собственные ВМС, но и обеспечили выполнение экспортного заказа. Субмарины проекта 636.3 можно назвать золотым стандартом отечественного подводного кораблестроения. По всем своим характеристикам и параметрам этот корабль является самым современным в нынешних флотах. Вместе с подлодками предыдущих проектов 877 и 636 новые субмарины подтвердили свое высокое реноме, став самыми скрытными подводными кораблями этого класса.

Новый корабль стал продолжением одной большой славной серии советских дизель-электрических подлодок, которые массово выпускались сразу по двум проектам. В Советском Союзе корабли получили название «Варшавянка», так как строились в основном для нужд флотов стран, входящих в организацию Стран Варшавского Договора. На Западе этим подлодкам присвоили шифр «Kilo». Спустя некоторое время западные эксперты, оценив тактико-технические параметры новых кораблей, дали субмаринам негласное прозвище — «черные дыры мирового океана». Спроектированные еще при СССР «варшавянки» передали эстафету более новым кораблям пл проекта 636.3, которые строились уже на российских верфях.

Высокие боевые характеристики, низкая шумность и скрытность российских субмарин в доработанном варианте привлекли внимание потенциальных покупателей. На советских верфях корабли строились для ВМС Индии и Китая. Российские субмарины получили ВМС Вьетнама, Алжира и Ирана. Некоторое количество кораблей этого класса стоит на вооружении польских и румынских ВМС.

Появление субмарин проекта 636.3 в отечественном флоте

Массовая постройка дизель-электрических подлодок типа «Варшавянка» в начале 90-х годов подходила к концу. Всего планировалось постройка 53 кораблей подобного класса, среди которых львиная доля приходилась на зарубежные контракты. Попытка заменить действующий и хорошо проработанный проект 636 новыми субмаринами проекта 667 типа «Лада» не увенчалась успехом. Заложенные в Санкт-Петербурге две подлодки — одна для российского флота, а другой корабль в качестве экспортного варианта, так и остались на стапелях. Сошедшая на воду подлодка «Санкт-Петербург» до си пор находится в ограниченной эксплуатации, поэтому было принято решение для оснащения отечественного флота взять в работу усовершенствованный проект 636 и начинать строить модернизированные лодки типа «Варшавянка».

Новые лодки дэпл проекта 636.3 должны были довооружить крылатыми ракетами «Калибр» значительно увеличив боевую мощь кораблей этого класса.

Корни проекта 636.3 уходят в 1974 год, когда появилось техническое задание на создание подводного корабля с обычной силовой установкой, у которого должны быть низкая шумность хода и мощное вооружение. Решение технической задачи доверили ЦКБ «Рубин», которое являлось основным поставщиком проектов для Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге.

Проект получил индекс 636, а лодки получили шифр «Варшавянка». Планировалось строить корабли для нужд Советского ВМФ и для оснащения флотов стран-союзников по организации Варшавского Договора.

Для справки: следует сделать отступление и сказать об обозначениях проектов. Для Советского ВМФ все подлодки строились по двум проектам, с индексом 636 и 877. Экспортный вариант кораблей строился по проекту 877Э. Проекты 636 и 636.3 относятся к подлодкам типа «Варшавянка». Корабли, строившиеся по проекту 877, носят шифр «Палтус».

Субмарины проекта 636 наиболее современная модернизация лодок типа «Варшавянка», строительство которых начато в 90-е годы XX века. Если лодки первых серий строились на трех заводах, в Комсомольске на Амуре, в Нижнем Новгороде и на верфях Санкт-Петербурга, то корабли проекта 636.3 «Варшавянка» относятся уже к творениям невских корабелов.

Конструктивные особенности подлодок проекта 636.3

Решение принять за основу для строительства российских дизель-электрических подводных лодок проект 636.3 возникло потому, что все лучшие наработки по проекту 636 прошли обкатку на экспортных вариантах. В соответствии с Гособоронзаказом отечественные корабли должны были стать подводными лодками четвертого поколения, обладающие уникальными ТТХ.

Первый корабль, подводная лодка «Новороссийск» была заложена в 2010 году. Наработанные в результате строительства ранней серии кораблей типа «Варшавянка» и «Палтус» мощности, позволили достаточно быстро построить корабль и передать его флоту. В 2013 году корабль под номером 261 вошел в строй Черноморского флота.

На подводных кораблях новой серии был установлен новый ракетный комплекс «Калибр», дальность которого составила 1000-1500 км. Для обеспечения управления огнем ракетный комплекс на подлодках оснащался новой информационной системой БИУС, которые стали камнем преткновения для субмарин типа «Лада». Несмотря на очевидные сложности с реализацией проекта, военные моряки все равно считают «Варшавянки» лучше аналогичных судов, стоящих на вооружении иностранных флотов. Второй и третий корабль серии закладывались с разницей в один год. ДЭПЛ Б-237 «Ростов на Дону» вошла в строй ЧФ в декабре 2014 года, а дизель-электрическая подлодка «Старый Оскол» начала боевую службу летом 2015 года. Всего на оснащение Черноморского флота планировалось передать все шесть кораблей новой серии.

Для сравнения можно привести тактико-технические характеристики четвертого корабля серии подводного лодки Б-265 «Краснодар», спущенной на воду в 2014 году.

Корабль имеет водоизмещение чуть больше 2 тыс. тонн и может непрерывно находиться в море до 45 суток. Ни немецкие, ни французские, ни корейские подлодки аналогичного класса не могут опускаться на глубину до 300 метров. По мощности вооружений российский корабль не имеет равных. Вместе с торпедным вооружением на субмарине стоит ударный ракетный комплекс «Калибр». Все последующие новые корабли проекта 636.3 «Варшавянка» должны стать на вооружение соединений Тихоокеанского флота.

По замыслу конструкторов проект 636.3 может стать отправной точкой для последующего перехода на создание принципиально новых неатомных субмарин. Об этом на церемонии спуска подводного корабля «Старый Оскол» сказал главный конструктор новой субмарины И. Молчанов. Последний корабль серии, переданный Черноморскому флоту, дизель-электрическая подлодка «Колпино» стала вершиной совершенства, которого удалось достичь российским корабелам. Новая субмарина была построена в рекордные сроки. Отлаженная сборка судов и отработанные схемы установки оборудования позволили вывести постройку подводных лодок на совершенно новые для отечественного судостроения временные параметры.

Конструкция лодки

Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино» проекта 636.3 стала одним из последних боевых кораблей, спущенных на воду и введенными в строй в рамках кораблестроительной программы на 2010-1018 год.

Лодка представляет собой боевой корабль, в котором внедрены усовершенствования по всем узлам и системам. Судно имеет размеры, схожие с кораблями проектов 636 и 877, однако носовая часть корпуса имеет лучшую конфигурацию и обтекаемые формы. Субмарина получилась еще более скрытной. Этому способствовала установка изоляции на основные узлы и механизмы, и их размещение в изолированных отсеках. Основные гидроакустические системы корабля получили более совершенное оборудование, позволяющее вести лодке активный поиск и разведку, находясь в подводном положении.

Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделен на 6 отсеков. Легкий корпус имеет веретенообразную форму. В легком корпусе лодки снаружи не имеется ни одного лишнего отверстия, в которые могла бы попадать забортная вода во время движения. Конструкторы сумели добиться отсутствия гидродинамических завихрений во время движения лодки в подводном положении. Горизонтальные рули, обеспечивающие маневренность корабля под водой, складываются в надводном положении. Конфигурация корпуса и зализанные борта существенно отразились на увеличении скорости подводного хода, которая на субмарине этого класса составляет 20 узлов. Однако мореходные качества корабля, идущего в надводном положении, немного ухудшились.

Ход кораблю в надводном и в подводном положении обеспечивают электродвигатели. ПЭДЛ «Варшавянки» являются кораблями с полной схемой электродвижения. Основная силовая установка представлена электродвигателем мощностью 5500 кВт и двумя дизель-генераторами 4ДЛ-42МХ мощностью по 1500 кВт каждый.

Для движения на перископной глубине лодка оснащена системой РПД. Подводный ход на большей глубине обеспечивается двумя группами аккумуляторов большой емкости.

Снаружи корпус субмарины имеет отражающее защитное покрытие, улучшающее гидроакустические параметры корабля. Цистерны главного балласта спрятаны в пространстве между легким и прочным корпусом.

Боевое оснащение корабля

В носовой верхней части корпуса установлены торпедные аппараты. Нижняя палуба в носовой части — место установки гидроакустической станции и другого гидролокационного оборудования. Торпедное оружие корабля представлено 6 торпедными аппаратами калибра 533 мм. Боекомплект составляет 18 торпед.

Лодки проекта 636.3 отличаются от предыдущих версии «Варшавянок» наличием ударного оружия. Ракетный комплекс «Калибр» сделал дизель-электрические лодки не просто оружием обороны ближних рубежей, но современным ударным средством борьбы на больших расстояниях.

Реальным подтверждением боевых возможностей новых кораблей стали пуски ракет «Калибр» с борта дизель-электрической подводной лодки Б-238 «Ростов на Дону» по позициям исламских террористов в Сирии. Все корабли серии оснащены стационарными ПЗРК «Стрела-3» и переносными зенитными комплексами «Игла». Все системы подводного корабля полностью автоматизированы, что стало причиной существенного уменьшения численности экипажа. Экипаж субмарины согласно боевому расписанию составляет 52 человека.

Нынешнее состояние проекта 636.3

Последняя лодка серии ДЭПЛ «Колпино» вошла в состав Черноморского флота. Усиление южного морского фланга связано с необходимостью держать под постоянным ударом территории Исламского государства «ИГИЛ». Все шесть кораблей получили прописку в военно-морской базе Новороссийск. После спуска Б-271 «Колпино» на Адмиралтейской верфи заложили три корабля для Тихоокеанского флота. Корабли планируется ввести в строй в 2019 в 2020 годах. Постройка еще трех оставшихся судов для оснащения ТОФ стоит под вопросом. В данный момент Россия располагает на Черном море группировкой подводных лодок, состоящей из 6 судов. По своей огневой мощи российские субмарины не имеют равных в Черноморском регионе.

Дальнейшая судьба подводных лодок этого проекта пока неясна. Высшее военно-морское командование планирует вместо реализации проекта 636.3 довести до рабочего состояния проект 677 типа «Лада».

До сегодняшнего дня основным покупателем подводных лодок проекта 636.3 являлись ВМС Китайской Народной Республики. Китайцы закупили в 90-х года 10 субмарин этого класса. Шесть субмарин получили ВМС Вьетнама, которые пытаются создать противовес военно-морскому могуществу Китая в Южно-Китайском море.

Для усиления своей группировки подлодок в Средиземном море две «Варшавянки» проекта 636.3 купил Алжир, начав модернизацию собственных ВМС. Большой интерес к российским субмаринам испытывают Венесуэла, Нигерия, Индия и Иран. Исламская Республика Иран очень заинтересована в передаче лицензии на изготовление лодок класса «Kilo» на собственных верфях.

Оценивая спрос на подводные боевые корабли подобного класса со стороны иностранных судов, принято решение на освободившихся мощностях вести строительство субмарин по иностранным контрактам. Высшее Военно-Морское руководство России на данный момент не рассматривает увеличение количества судов этого класса в составе Балтийского и Северного флота.

Недавно в Санкт-Петербурге состоялся оперативный сбор командования российского военно-морского флота. Помимо задач, если так можно выразиться, рутинного характера на нем обсуждались планы, касающиеся новой техники. Из всех заявлений по поводу перевооружения флота отдельно стоит отметить планы Черноморского флота, ведь заявление его командующего касается не только простого поступления новой материальной части.

Командующий ЧФ России контр-адмирал А.Н. Федотенков на оперативном сборе пояснил, для чего во вверенный ему флот в ближайшие годы поступят шесть подводных лодок проекта 636 «Варшавянка». По его словам, уже все готово для воссоздания на Черноморском флоте бригады подводных лодок. Именно в состав этого подразделения войдут первые шесть «Варшавянок», а затем и следующие лодки этого и других проектов. В то же время, следует обратить внимание на тот факт, что командование флота предпочло заказать дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка», а не проекта 677 «Лада», которые всего несколько лет назад считались наиболее перспективными: в середине двухтысячных планировалось построить два десятка таких кораблей.

Очевидно, выбор «Варшавянок» в качестве основной ДЭПЛ ближайшего будущего был вызван неудачами субмарин проекта 677. Дело в том, что у головной лодки этого проекта – Б-585 «Санкт-Петербург» – с самого начала испытаний начались серьезные проблемы в ряде систем. Из-за всех недостатков испытания «Санкт-Петербурга» очень сильно затянулись и почти не давали надежды на успешное завершение. Осенью 2011 года в Главном штабе ВМФ России пришли к выводу, что игра свеч не стоит, а Б-585 будет доводиться до ума исключительно в качестве опытного экземпляра. В строй эта лодка не войдет, но будет использоваться для испытания различных систем. Две другие лодки проекта 677 с именами «Кронштадт» и «Севастополь» в настоящее время находятся, что называется, в подвешенном состоянии. С одной стороны, на их судьбе обязательно скажутся неудачи «Санкт-Петербурга», но с другой, проект будет обновлен, а оставшиеся лодки достроены. Тем не менее, на сегодня есть некоторые основания сомневаться в успешном исходе эпопеи с проектом 677.

На фоне нелегкой судьбы субмарины «Санкт-Петербург» ДЭПЛ проекта «Варшавянка» выглядят вполне удачными. Как и проект «Лада», «Варшавянка» является логическим продолжением проекта дизель-электрических подводных лодок 877 «Палтус». Однако, несмотря на общие корни, проект 636 оказался успешнее 677-го. Об этом говорит хотя бы тот факт, что по десяти лодкам, находящимся в составе ВМС Китая (первая вошла в строй в 1997, последняя – в 2005 году) особых нареканий пока не было. Не жаловались и алжирские моряки, которые служат на таких подлодках с 2009-го. В настоящее время на петербуржских «Адмиралтейских верфях» строятся две ДЭПЛ нового проекта 636.3 (последняя на данный момент версия проекта) – «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону». В строй они должны будут войти в 2013-14 годах.

В заявлениях командующего Черноморским флотом чувствуется некая срочность: такое впечатление, что стратегия развития этого подразделения требует не затягивать с перевооружением. Возможно, это только впечатление, но любое ускорение в темпах обновления флота, армии или ВВС достойно похвалы. В то же время, планы по «Варшавянкам» можно рассматривать в качестве очень прозрачного намека на возвращение кораблей ЧФ России в Средиземноморье. Подводные лодки, надо сказать, полезны почти в любых морях и океанах, а в условиях Средиземного или даже Черного они могут оказаться незаменимыми. Для примера рассмотрим вопрос «закрытия» Черного моря. Если из-за каких-то военно-политических причин наш Черноморский флот не сможет выйти далеко за пределы «родного» Черного моря, то именно подлодки окажутся основной ударной силой. К примеру, они смогут успешно противостоять турецким военно-морским силам или даже перекрыть путь в Черное море кораблям НАТО. Не секрет, что в акваториях подобным Черному или Мраморному морю самыми эффективными будут сравнительно небольшие, хорошо вооруженные и тихие подлодки. Именно последним двум характеристикам лодки «Варшавянка» отвечают, как ни один другой проект. В западных источниках порой приходится видеть весьма похвальные оценки характеристикам отечественного проекта 636, а ведь там не склонны захваливать нашу технику. Как недостаток «Варшавянок» можно расценивать отсутствие анаэробной энергетической установки. Однако в черноморской акватории ее можно считать в некоторой мере излишеством, ведь размеры моря позволяют свободно работать и с имеющейся техникой.

Похоже, программа перевооружения дошла и до Черноморского флота. Хорошая . Главное, чтобы все шло в соответствии с планами командования и в процессе эксплуатации новой техники не возникали неожиданные проблемы.

ВМФ РФ увеличился, на Черном море появилась новейшая дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 "Варшавянка". Четыре субмарины уже несут службу на Черноморском флоте, еще две готовятся к передаче флоту в ноябре 2016 года и сейчас проходят испытания в Финском заливе и на Балтике.
Эти субмарины считаются одними из самых бесшумных в своем классе, и обнаружить "Варшавянку" в морской глубине очень сложно. За это военные НАТО неофициально прозвали подлодки проекта 636.6 "черной дырой" в океане.

Почему так названы
Название "Варшавянка" пришло из 1970-х годов, когда лодки проекта 877ЭКМ (экспортный вариант субмарин проекта 877 "Палтус") предполагалось большими сериями поставлять на экспорт в страны Варшавского договора. Такие подлодки до сих пор успешно служат в Индии, Китае, Вьетнаме, Алжире, других странах.

Подлодки проекта 636.6 относятся к третьему поколению дизельных субмарин и были созданы на основе "Палтуса" в Центральном конструкторском бюро "Рубин". Они получили обновленную электронику и улучшенную боевую эффективность, а также новейшие комплексы радиоэлектроники и гидроакустики.
По сравнению с атомными "Бореями", эти подлодки очень малы: стратеги 955-го проекта превышают "Варшавянок" по водоизмещению в шесть раз, в одном атомоходе по длине поместится две с половиной дизельные подлодки. Длина 636-х - около 74 метров, ширина - 10 метров, максимальное водоизмещение не превышает 4 тыс. тонн. Прочный корпус обеспечивает подлодке рабочую глубину погружения 240 метров и предельную 300 метров.
Подлодки оснащаются двумя дизель-генераторами мощностью по 1500 л. с., одним главным гребным электрическим двигателем и одним электромотором экономического хода. Кроме того, на субмарине имеются два резервных дизельных двигателя и две группы аккумуляторов. Винт один, семилопастный. Скорость надводного хода подлодок достигает 17 узлов (более 30 км/ч), подводная - до 20.

Главный "Калибр"
Основное оружие проекта 636.6 - ракеты "Калибр". В носу у каждой "Варшавянки" находятся шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса "Калибр-ПЛ". Дальность применения крылатых ракет морского базирования составляет около 2 тыс. км.

По данным Минобороны России, ракеты этого типа имеют низкую радиолокационную заметность и за счет огибания на сверхмалых высотах рельефа местности тяжело обнаруживаются любыми средствами ПВО. Точность поражения цели, несмотря на дальность применения, составляет несколько метров. Масса боевой части "Калибра" - 500 кг.
В состав комплекса входит пять разных ракет, разработанных на базе противокорабельной крылатой ракеты 3М54Э "Гранат". Экспортный вариант комплекса (Club) может использовать боеприпасы различных типов с дальностью стрельбы до 300 км.
Соотношение дальности обнаружения целей и акустической скрытности у 636-х является оптимальным: "Варшавянка" может "увидеть" врага на максимальном расстоянии, подобраться к нему и не быть обнаруженной, наблюдать за ним, а при необходимости применить свое грозное оружие.
"Варшавянки" предназначены для охраны военных баз, морских коммуникаций, для борьбы с подлодками и кораблями противника, также они могут вести разведывательную и патрульную деятельность в морях и наносить удары крылатыми ракетами по береговым объектам.
Продолжение серии
"Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге построили для Черноморского флота серию из шести субмарин, названных в честь городов воинской славы.

Первая четверка подлодок получила южные имена - "Новороссийск", "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол" и "Краснодар". Пятая ("Великий Новгород") и шестая ("Колпино") названы в честь древнего города на северо-западе страны и одного из пригородов Санкт-Петербурга.
На форуме "Армия-2016" в начале сентября был подписан контракт на строительство еще одной серии из шести субмарин для Тихоокеанского флота. Ее планируется построить с 2019 по 2021 год.
Тихоокеанские "варшавянки" усилят ударную группировку ВМФ России в этом регионе. Они смогут заходить в Южно-Китайское и Японское море, "бесшумно наблюдая" за происходящими в этом регионе событиями.
Боевое крещение
Впервые боевое применение "Варшавянки" состоялось в декабре 2015 года в ходе военной операции РФ в Сирии. Субмарина Б-237 "Ростов-на-Дону" из восточной части Средиземного моря выполнила пуск ракет комплекса "Калибр-ПЛ" по объектам террористов "Исламского государства" (террористическая организация запрещена в РФ) на территории сирийской провинции Ракка.
Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

За всю историю существования человека на Земле прошли тысячи войн с применением летального оружия, которое совершенствовалось с каждым днем. Причем это касается не только наземного, но и воздушного, а также подводного оружия.

О последнем и будет рассказано в данной работе. Здесь будет собрана самая важная и интересная информация о подлодках проекта 636 и 877 «Палтус», или, более распространенное, «Варшавянка».

Немного истории

В январе 1954 года произошло знаменательное событие в области военных разработок. В США спустили на воду первую в мире атомную подлодку (АПЛ) «Наутилус». Этот факт расширил границы возможностей субмарин того времени, увеличив не только автономность, но и глубину погружения, не говоря уже о вооружении.

С этим связана задумка Советского союза создать такую субмарину, которая превосходила бы все вражеские суда данного типа. В 60-х годах прошлого века в стране стали всерьез думать о защите от таких угроз.

Так, было положено начало подлодок проекта 636 и 877 «Варшавянка», модификации которых стоят на вооружении у современной России.

Перед конструкторами стояла задача оснастить подводную лодку (ПЛ) тихим двигателем, продвинутую технику обнаружения целей и мощным вооружением. инженеры усердно работали над этими проектами в течении семи лет, начиная с 1972 года, когда чертежи были готовы.

И уже в 1982 году первая ПЛ проекта 877 была спущена на воду. Ими планировалось оснастить все страны, участвовавшие в Варшавском договоре, откуда и второе название.

Внешний вид и устройство ПЛ «Варшавянка»

Идеально обтекаемая форма данной ДЭПЛ «Варшавянка» была спроектирована по результатам многочисленных тестов. Эксперименты с формой длились до появления подлодки такого же типа в США, названной «Алькабор», китообразный корпус которой был повторен в советской субмарине.


Такая форма позволяет уменьшить гидросопротивление и плыть быстрее. Кроме того, корпус такого вида дополнительно снижает шумность, т.к. трение минимально. В дополнение к этому всему, эта ПЛ минимально отражает эхолокационные сигналы благодаря особому покрытию.

Как известно, конструкция лодки двух составная, в основе которой лежит легкий и прочный корпус. Пространство между ними заполнено цистернами главного балласта. На самом корпусе есть массивная рубка легкого типа для защиты выдвижных устройств и антенн. Находится она прямо над вторым отсеком лодки.

Подводная лодка типа «Варшавянка» имеет складные рули горизонтального управления спереди.

На носу лодки, который разделен на две палубы, расположены шахты торпедных аппаратов сверху и гидролокационная антенна, снизу, она служит для обнаружения целей. Двигаясь к корме, можно насчитать шесть отсеков.

После носовой части идут первые три отсека на три палубы.

В первом находятся торпедные аппараты на верхней палубе, в средней размещается часть экипажа, ведь одна из жилых палуб именно там. В самом низу стоят аккумуляторы.

Второй отсек можно расценивать как командный пункт, на его трех уровнях обустроены центральный пост, штурманская и радиорубка соответственно.

Третий отсек, с двумя жилыми палубами и помещением для аккумуляторов, является последним трехпалубным отсеком.

Дизельная подводная лодка проекта «Варшавянка» оснащена двумя типами двигателей расположенных в трех последних отсеках. Так, в четвертом отсеке расположен дизельный мотор. В соседнем отделении установлен электрический агрегат, а в самом конце расположились силовые установки такого же типа, но меньшие по мощности. Их главная задача – обеспечение экономного хода.

Технические характеристики «Варшавянки»

Начнем с габаритов и продолжим маневренностью. При ширине около 10 метров, длина подводной лодки «Варшавянка» насчитывает 73,4 м. При таких размерах надводное водоизмещение составляет более 2300 т с осадкой примерно 6 метров.

При движении над водой субмарина может развивать скорость до 17 узлов максимально.

Все вышеперечисленное увеличивается при погружении ПЛ в воду. Так к водоизмещению прибавляется еще около 1600 т, а к скорости еще 3 узла. Максимальная глубина погружения 300 метров, но оптимальной считается 240 м. Под водой «Варшавянка» чуть быстрее.

Хорошую маневренность обеспечивает гибридный мотор, состоящий из пары дизель-генераторов по 1500 л.с. каждый и электромотора мощность в 5500 л.с. Для улучшения маневренности используются дополнительные электродвигатели. Помимо всего этого, на борту есть специальный электрический агрегат в 190 л.с., предназначенный для экономичного хода.


Все вышеперечисленное актуально для модели 877 проекта и его модификаций. А для 636 справедливы эти же цифры, но с небольшими улучшениями, например, чуть более высокая скорость под водой, примерно на 3 узла. Строго говоря, именно эти субмарины считаются наиболее эффективными и используются в ВМФ РФ. Кроме ПЛ основной серии, российский флот располагает ее различными модификациями.

Работа этой техники невозможна без экипажа, который насчитывает 52 человека. При таком составе на борту лодка может автономно функционировать на протяжении 45 дней.

Максимальная дальность плавания 400 миль, однако будучи оснащенной технологией РДП лодка типа «Варшавянка» может увеличить этот показатель до 6000 миль.


РДП позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа не поднимаясь на поверхность. Также, эта система участвует в вентиляции моторного отсека дизель-генераторов, выводя выхлопы по выдвижным трубам. По таким же трубам и поступает воздух.

Вооружение ПЛ «Варшавянка»

Как упоминалось выше, данная ДЭПЛ проектировалась так, чтобы иметь перевес в дуэли. Для этого ее оснастили 6 торпедными аппаратами, запускающие 533 мм торпедоракеты.

В боезапасе имеется 18 торпед с шестью уже заряженными в ТА.


Еще можно взять на борт подводные мины в количестве 24 штуки.

Создатели учли и средства ПВО. Поэтому на ней есть выдвижной ПЗРК «Стрела-3» с восемью ракетами и четыре противокорабельные ракеты «Калибр».

Все это делает ПЛ проекта 877 и 636 особо опасными в бою.

Преимущества и недостатки перед АПЛ

Зная описание характеристик «Варшавянки», можно ее сравнить с теми же атомными подлодками.

Дизель-электрические двигатели – это не случайный выбор, т.к. эти агрегаты имеют ряд достоинств, превосходящих АПЛ. А именно:

  • Тихий ход;
  • Нет столь сильной нужды в охлаждении;
  • Легки в обслуживании.

Скрытность – это все для подлодки, поэтому очень важно ее сохранять на должном уровне. Однако, такая задача почти невыполнима при шуме от работы атомного реактора на АПЛ, не говоря уже о высокой скорости распространения звуковых волн в воде. Так что ДЭПЛ с их малошумными силовыми установками смотрятся предпочтительней.

Атомные реакции, происходящие в реакторе АПЛ, сопровождаются сильными выбросами тепла.

При малоэффективном или недостаточном охлаждении он может повредиться, что таит угрозу не только для экипажа, но и для окружающей среды.

Поэтому для таких ПЛ жизненно важно сохранять рекомендованный температурный режим силовой установки. Для этого используется вода, которая создает характерный звуковой фон. Чего нельзя сказать о его конкурентах, ведь им достаточно хорошей вентиляции и радиаторов для работы.

Для технического обслуживания атомного реактора нужны познания в ядерной физике и многом другом. Это и осложняет, допустим, ремонт некритических повреждений. Дизельные двигатели внутреннего сгорания устроены гораздо легче, поэтому обслуживать их не составляет большого труда.


Основным недостатком ДЭПЛ является плохие, по сравнению с атомоходами, условия проживания экипажа. Речь идет не об удобстве расположения или питании людей на борту, а о развлечениях, которые отвлекают их от психологического давления долгого плавания.

Такой результат стал последствием уменьшения размеров для меньшей заметности.

Страны-покупатели ПЛ проекта 636 и 877

Основную долю производимых лодок данного типа использует Россия, что логично. В Черноморском флоте в строю стоят 6 «Варшавянок» последней модификации 636.3, а Тихоокеанские ВМС РФ готовятся получить столько же.

Среди иностранных покупателей следует отметить Китай, закупивший десяток ПЛ проектов 636 и 636М.

А еще вьетнамский флот использует 6 единиц 6363.1.

Из африканских стран особый интерес к субмаринам этой модели проявляет Алжир, имеющий две 636М и подписавший соглашение на закупку пары 636.1.

Интересно, что вал семилопастного винта на хвосте вращается через деревянные втулки. В их изготовлении использовалась древесина бакаута, которая выделяла смолу по консистенции и действию похожей на смазку.

Такое решение позволяет пользоваться одними и теми же запчастями около 20 лет.

НАТО подлодки «Варшавянка» получили прозвище «Черная дыра» из-за своих тактико-технических характеристик, позволяющих бесшумно подкрадываться к цели и поражать ее наверняка.

Видео

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 24 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге на судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи" состоялась передача Военно-морскому флоту (ВМФ) России дизель-электрической подводной лодки Б-271 "Колпино" проекта 06363.

История проекта

Дизель-электрическая подводная лодка (ДПЛ) проекта 636.3 (06363) (по классификации НАТО - Improved Kilo) является развитием проекта 877 "Палтус" (или "Варшавянка"). Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в "ближней" морской зоне.

Еще в советское время специально для экспорта был разработан модифицированный проект 877ЭКМ, по которому в 1983-2000 гг. построили 18 субмарин. На основе этой модификации в середине 1990-х годов создана ДПЛ проекта 636. Субмарины этого типа строились начиная с 1996 г. для Китая (10 штук), Алжира (2) и Вьетнама (4; еще 2 находятся в постройке).

ВМФ России первоначально планировал заменить свои ДПЛ проекта 877 постройки 1980-х годов на подлодки проекта 677 "Лада". Однако из-за многочисленных проблем с их проектированием, строительством и испытаниями было принято решение построить для российского флота серию подводных лодок на базе проекта 636, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями.

Модернизированный проект 06363 разработан в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург) коллективом под руководством главного конструктора Игоря Молчанова. Строительство субмарин ведется на петербургском судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи".

Контракт на строительство головной подводной лодки проекта 06363 был заключен Министерством обороны России с ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" в августе 2010 г.

В сентябре 2011 г. был подписан контракт на постройку остальных пяти субмарин. Все шесть кораблей предназначены для Черноморского флота .

16 января 2016 г. начальник управления кораблестроения ВМФ РФ капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников сообщил в эфире "Русской службы новостей" о том, что еще шесть подводных лодок проекта 06363 будут построены для Тихоокеанского флота . Соответствующий контракт был подписан 7 сентября 2016 г. в рамках форума "Армия-2016" . Закладка первого корабля планируется осенью 2017 г. Завершение строительства этой партии ожидается в 2021 г.

Тактико-технические характеристики, вооружение

ДПЛ проекта 06363 - двухкорпусная, одновальная и одновинтовая.

Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в "ближней" морской зоне.

  • длина субмарины составляет 73,8 м; ширина - 9,9 м, осадка - 6,2 м;
  • надводное водоизмещение - 2 тыс. 350 т, подводное - 3 тыс. 100 т;
  • максимальная глубина погружения - до 300 м;
  • надводная скорость - 17 узлов, подводная - до 20 узлов;
  • главная энергетическая установка - дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью около 5 тыс. 500 л. с. и два дизель-генератора 30ДГ мощностью в 1 тыс. 500 киловатт каждый);
  • автономность плавания - 45 суток;
  • экипаж - 52 человека.

Строящиеся для ВМФ России лодки данного типа модернизированы по сравнению с 636/636М: они получили современные комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики. На вооружении лодок находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса "Калибр-ПЛ". Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокую скрытность лодки.

Корабли серии

  • Головная подлодка серии, Б-261 "Новороссийск" (заводской номер 01670), была заложена 20 августа 2010 г., спущена на воду 26 июня 2014 г. , передана ВМФ России 22 августа 2014 г. и конце октября направлена на глубоководные испытания на Северном флоте. 21 сентября 2015 г. прибыла к постоянному месту дислокации в Новороссийске.
  • Вторая субмарина проекта, Б-237 "Ростов-на-Дону" (заводской 01671), заложена 21 ноября 2011 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передача флоту состоялась 30 декабря 2014 г.
  • Третья - Б-262 "Старый Оскол" (заводской 01672) - заложена 17 августа 2012 г., спущена на воду 28 августа 2014 г. и передана флоту 3 июля 2015 г. в рамках Международного военно-морского салона в Санкт- Петербурге.
  • Четвертая ДПЛ - Б-265 "Краснодар" (заводской 01673) - заложена в феврале 2014 г., спущена на воду 25 апреля 2015 г.,