Туризм Визы Испания

Сравнительный анализ картин, объединенных библейским сюжетом "тайной вечери". Тайна Леонардо да Винчи. Тайны картин. Секреты Тайной вечери… Тайная вечеря леонардо да винчи секреты


Д оминиканский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тут находится знаменитая «Тайная вечеря» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — фреска работы Леонардо да Винчи.

Площадь перед храмом.

Вход к "ресепшену" музея слева от входа в храм.

Билетная политика странная. Число билетов ограничено. Они раскуплены за неделю вперед даже зимой, а летом могут быть раскуплены и за месяц вперед. Купить их можно ТОЛЬКО через интернет или по телефону (как оплачивают не знаю_. Прийти в монастырь и купить к примеру билеты на завтра или послезавтра нельзя даже технически. Т.уе с улицы просто так туда не попасть только заранее запланировав. зачем такие сложности мне не понятны.
Тем более что туда можно и в три раза больше запускать. Зал огромный, сидений - лавок там внутри море. А группы (точно не помню) но кажется лишь по 20 человек.
Билеты продают по времени. Не успел в свое время - опоздал, свободен. Когда одна группа заходит, другая стоит в тесном предбаннике плечом к плесу. причем предбанник огорожен только стеклянными стенами. У нас было два инвалида на колясках и мы стояли как св метро в час пик. А рядом закрытыми дверями большие пустые коридоры))) а если бы было три инвалида...))) страшно представить. Почему нельзя было стекляшку отодвинуть и запускать более большие группы мне не понятно совсем, тем более что билет не из дешевых.

Фреска изображает сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы.
Размеры изображения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Фотографировать там нельзя но если осторожно, бесшумно и без вспышки, то все получится))))

Напротив находится другая фреска «Распятие» Донато Монторфано, в несколько раз больших размеров (на всю стену). Которая совершенно "плоская".Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы. А через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать.

Эскизы Леонардо да Винчи.

В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена, затем как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза.

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.
После последней реставрации обнаружили у рукава Иуды солонку, которую он рассыпает на стол (это придает картине дополнительную динамику), ранее на фреске были просто складки его одежды (сказал экскурсовод).

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса — три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:


  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;

  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета), Петр и Иоанн ;

  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;

  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

15 августа 1943 г. трапезную разбомбила англо-американская авиация, однако фреска Леонардо чудом не пострадала.

Дворик в который попадаешь на выходе из сувенирного магазина монастыря.

Выход на площадь.

Соседние улочки.

Честно говоря, не в обиду, но смотреть там особо нечего. Экскурсия только на английском. Близко к фреске не подойдешь. Стоит пойти, чисто ради "посмотреть" на оригинал. так все и идут и совершенно не понятно, почему было не увеличить число туристов в каждой группе.

Инфа С) в основном с Википедии. Следующий пост будет про вечерний Милан.

Если говорить о памятниках искусства и культуры, имеющих мировое значение, нельзя не упомянуть картины Леонардо да Винчи. И, несомненно, одной из наиболее известных является его работа «Тайная вечеря». Кто-то утверждает, что на её написание мастера вдохновила Божья искра, а кто-то твердит, что ради такого мастерства он продал душу дьяволу. Но одно неоспоримо - то умение и тщательность, с которой художник воссоздал все нюансы сцены из Евангелия, до сих пор остаются недостижимой мечтой для большинства живописцев.

Итак, какие же секреты скрывает это изображение? Читайте - и узнаете!

Сцена последнего ужина Христа со своими учениками

История создания картины

Леонардо да Винчи получил заказ на написание «Тайной вечери » от своего покровителя - герцога Милана Людовико Сфорца. Это случилось в 1495 г., а причиной послужила смерть жены правителя, скромной и набожной Беатриче д’Эсте. При её жизни известный ловелас Сфорца пренебрегал общением с женой ради развлечений с друзьями, но всё же по-своему любил её. В летописях отмечено, что после смерти своей дамы он объявил пятнадцатидневный траур, молясь в своих покоях и не покидая их ни на минуту. А после того, как этот срок истёк, он заказал придворному художнику (которым в то время как раз и являлся Леонардо) картину в память об усопшей.

Размещается фреска в доминиканском храме Санта-Мария-делле-Грацие. Её написание продлилось целых три года (тогда как обычно на исполнение такой картины требовалось около трёх месяцев) и было завершено лишь в 1498 г. Причиной для этого послужили и необыкновенно масштабные размеры работы (460×880 см), и новаторская техника, использованная мастером.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Милан

Леонардо да Винчи писал не по влажной штукатурке, а по сухой, чтобы иметь возможность видеть цвета и детали. Кроме того, он использовал не только масляные краски, но и темперу - смесь пигмента и яичного белка - что также стало поводом быстрого ухудшения состояния произведения. Разрушаться картина начала уже через двадцать лет после того, как художник сделал последний мазок. Сейчас для того, чтобы сохранить её для потомков, осуществляется целый комплекс специальных мероприятий. Если этого не делать, фреска полностью исчезнет уже через 60 лет.

Замысел мастера

Картина Леонардо да Винчи Тайная вечеря изображает один из самых известных и трогательных эпизодов в Евангелии. Согласно богословским выкладкам, именно она открыла путь Господа к кресту, как к последнему сражению со злом и смертью. В этот момент любовь Христа к человечеству проявилась явно и зримо - Он пожертвовал божественным светом, чтобы уйти в смерть и тьму. Разделив хлеб с учениками, Господь тем самым приобщился к каждому из нас, оставил Своё завещание. Но в то же время кто-то может и отвергнуть эту возможность - ведь Бог не только любовь, но и свобода, и это демонстрирует нам поступок Иуды.

Чтобы достойно передать в красках эту глубокую и многозначительную сцену, Леонардо совершил значительную подготовительную работу. Как указано в записках современников, он ходил по улицам Милана в поисках натурщиков. Мастер смешил их, огорчал и удивлял, наблюдал за тем, как люди ссорятся и мирятся, признаются в любви и расстаются - чтобы после отразить это в своём произведении. Именно поэтому все участники Тайной вечери на фреске наделена индивидуальностью, своим выражением, позой и настроением.

Первые эскизы Тайной вечери. Находятся в Венецианской Академии

Кроме того, живописец отказался от традиционных иконописных канонов в пользу реалистичного и натурального изображения. По тем временам писать Иисуса и апостолов без привычных венцов, нимбов и мандорл (золотого сияния вокруг всей фигуры) было довольно смелым замыслом , который даже критиковали некоторые священники. Но после завершения работы все единогласно признали - лучше передать божественную трапезу не удавалось ещё никому.

Секреты картины Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Известно, что да Винчи был не только знаменитым художником, но и изобретателем, инженером, анатомом, учёным, а кое-кто даже приписывает ему связь с разнообразными мистическими обществами, которых в Европе XV столетия было довольно много. Поэтому, благодаря мастерству их создателя, произведения Леонардо да Винчи также несут некий налёт таинственности и загадочности. И именно вокруг «Тайной вечери» таких предубеждений и мистификаций существует чрезвычайно много. Итак, какие же секреты зашифровал творец?

По утверждениям историков, изучающих творческое наследие эпохи Возрождения, сложнее всего далось мастеру написание Иисуса и Иуды Искариота. Господь должен был предстать перед зрителями как воплощение доброты, любви и благочестия, тогда как Иуда - стать его противоположностью, тёмным антагонистом. Неудивительно, что да Винчи никак не мог отыскать подходящих натурщиков. Но однажды во время богослужения он увидел в церковном хоре молодого певчего - его юное лицо было столь одухотворённым и безукоризненным, что живописец сразу же понял, что именно этот человек может стать прообразом Христа. Но даже после того, как его фигура была написана, художник долго корректировал и исправлял его, пытаясь добиться совершенства.

Прообраз Иуды и Иисуса, Леонардо рисовал с одного натурщика, не зная об этом

Осталось изобразить лишь Искариота - и вновь Леонардо не смог найти нужного человека. Он отправлялся в самые грязные и запущенные районы Милана, часами бродил по низкопробным тавернам и портам, пытаясь найти того, чье лицо послужило бы подходящей моделью. И вот, наконец, ему улыбнулась удача - в придорожной канаве он увидел пьяного человека. Художник приказал отвести его в церковь и, даже не позволив очнуться от опьянения, начал запечатлевать образ. После окончания работы пьяница сказал, что уже видел её однажды, и даже участвовал - только в тот раз с него писали Христа… По мнению современников, это доказывало, как тонка грань между благополучной жизнью и падением - и как легко её преступить!

Также интересно, настоятель церкви, в которой располагалась фреска, часто отвлекал Леонардо да Винчи, указывая, что тот должен усерднее работать, а не стоять часами перед изображением - и уж тем более не бродить по городу в поисках натурщиков! Наконец это так надоело живописцу, что однажды он пообещал аббату, что нарисует Иуду с его лицом, если он немедленно не прекратит командовать и указывать!

Ученик или Мария Магдалина?

До сих пор ведутся дискуссии, кого Леонардо да Винчи изобразил на картине по левую руку от Спасителя. По мнению некоторых искусствоведов, нежное, изящное лицо этого персонажа просто не может принадлежать мужчине, а значит, художник ввёл в сюжет Марию Магдалину - одну из женщин, последовавших за Пастырем. Кое-кто заходит ещё дальше, предполагая, что она была законной женой Иисуса Христа. Подтверждение этому находят в расположении фигур на фреске - склонившись друг к другу, они образуют стилизованную букву «М», означающую «Matrimonio» - брак . Другие исследователи не соглашаются с этим, уверяя, что абрисы тел можно соединить всего лишь в литеру «V» - инициалы да Винчи.

Иисус и Мария Магдалина на фреске Тайная вечеря

Но существуют и другие подтверждения тому, что Магдалина была женой Христа. Так, в Евангелии можно увидеть упоминания о том, как она омывала Его ноги миром и вытирала их волосами (Ин. 12:3), а это могла делать лишь женщина, состоящая с мужчиной в законном браке. Кроме того, некоторые апокрифы утверждают, что на момент распятия Господа на Голгофе Мария была беременной, а рождённая ею дочь Сара стала прародительницей французской королевской династии Меровингов.

Размещение фигур и предметов

Тайная вечеря Леонардо да Винчи отличается не только реалистичностью и живостью человеческих фигур - мастер тщательно проработал и окружающее их пространство, и столовые приборы, и даже пейзаж. Каждая черта произведения содержит в себе закодированное послание.

Например, учёные выяснили, что порядок, в котором на фреске располагаются фигуры апостолов, вовсе неслучаен - он соответствует последовательности зодиакального круга. Так, если придерживаться этой закономерности, то можно увидеть, что Иисус Христос был козерогом - символом движения вперёд, к новым вершинам и достижениям, духовного развития. Этот знак отождествляется с Сатурном - божеством времени, судьбы и гармонии.

А вот загадочная фигура рядом со Спасителем, о которой уже говорилось выше, расположена под знаком Девы. Это ещё одно доказательство в пользу того, что мастер показал на картине именно Марию Магдалину.

Икона из янтаря «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Интересно изучать и расположение предметов на столе. В частности, возле руки Иуды можно увидеть перевёрнутую солонку (что уже в те времена считалось приметой, предвещающей беду), а кроме того, его тарелка пуста. Это знак того, что он не смог воспринять благодать, дарованную пришествием Господа, отвергнул Его дар.

Поводом для диспутов служит даже рыба, поданная трапезующим. Искусствоведы долго спорили, что именно изобразил Леонардо. Одни говорят, что это сельдь - её итальянское название, «aringa», созвучно с «arringare» - учение, проповедь, наставление. А вот по версии других, это угорь - на диалекте Восточной Италии его называют «anguilla», что для итальянцев звучит похоже на «тот, кто отвергает религию».

За время своего существования фреска не раз оказывалась под угрозой уничтожения. Так, во время II Мировой войны артиллерийский снаряд, влетевший в окно церкви, изуродовал и частично разрушил все стены - за исключением той, где было написано произведение!

Знаменитая картина всё ещё существует - и открывает перед нами всё новые и новые тайны, разгадка которых только предстоит. А тем временем вы можете любоваться на многочисленные копии и репродукции , выполненные из самых разных материалов. Например, Тайная вечеря из янтаря , высыпанная из самоцветной крошки и инкрустированная крупными камнями, просто поражает - в ней сочетаются мастерское исполнение и загадочность оригинала!

Дата создания: 1495-1497 годы.
Тип: темпера.
Габариты: 460*880 см.

Тайная вечеря

Один из известнейших мастеров эпохи Возрождения получил заказ на масштабную фреску, изображающую Тайную вечерю в трапезной церкви Санта-Мария Грацие в Милане. Очевидно, что Лодовико Сфорца был инициатором этого заказа, так как он пожелал сделать щедрый подарок братству доминиканцев. Герб семьи Сфорца можно разглядеть в арке, располагающейся над комнатой, где происходит Тайная вечеря.

Филипп, Матфей, Иуда Фаддей.

На первых набросках композиции, Винчи задумывал изобразить момент передачи куска хлеба Иуде, обозначавший то, что Христос будет предан именно этим апостолом. Однако, в версии дошедшей до нас, концепция изменена. Мастер не изображает фрагмент Страстной недели Христа. Благодаря тому, что ученые знают о подготовительном этапе создания фрески ясно, что Леонардо, в окончательной версии работы, предпочел изобразить момент идентификации Иуды как предателя.

Варфоломей, Иаков Младшй, Андрей.

Картина изображает Христа за пасхальной трапезой с апостолами. В комнате за спиной Христа и апостолов - три окна, из которых открывается вид на окружающий пейзаж. Леонардо дотошно прорисовал далекие деревья и холмы: этот ландшафт напоминает миланские пейзажи. Художнику удалось добиться эффекта трехмерного изображения, сделав стол частью стены трапезной. Как написано в Евангелии (Мф. 26: 17-29), стол для этой вечери был уставлен пасхальными блюдами, фруктами и вином. На фреске Леонардо - блюда с угрем и апельсинами - любимой едой художника. Все апостолы сидят вдоль стола, с противоположной от зрителя стороны, что дает возможность наблюдать даже их обувь под столом. Реалистично написана скатерть и блюда, стоящие на ней, справа и слева от стола края скатерти свисают совершенно одинаково.

Симон Петр (позади), Иуда, Иоанн.

Леонардо разделяет 12 фигур на 4 подгруппы, по три человека, создавая полотно, где каждый из героев обладает индивидуальными чертами: они кричат, разговаривают, поворачиваются, их лица выражают недоверие и замешательство. Разнообразие ракурсов, поз и жестов напоминают иллюстрацию к физическим законам оптики и динамики. Будто капля, упавшая в неподвижную емкость с водой, слова о предательстве одного из апостолов нарушают состояние равновесия. Эта аналогия, в купе с исследованиями оптики Леонардо, заставляют рассматривать фреску как совокупность достижений науки и изобразительного искусства.

Фома, Иаков Старший, Филипп.

Христос

Фигура Христа расположена в центре картины, как всегда в картинах на евангельский сюжет. Леонардо изображает его молодым человеком. Спокойное выражение лица вызывает удивление и недоверие апостолов к тому, что один из собравшихся за этим столом предаст его. Леонардо передает именно этот момент трапезы, противопоставляя умиротворенность Иисуса возбуждению его учеников, которые переглядываются друг с другом, жестикулируют, недоумевая, кто же из них может решиться на такое. Они то и дело обращаются к Христу с вопросом: «Не я ли, Господи?..» - и с содроганием сердечным ждут ответа. Леонардо помещает фигуру Христа в центр стола. Все композиционные линии картины сходятся в одной точке - к голове Христа, создавая центростремительную перспективу.

Арка

В центральной арке изображен герб Лодовико Сфорца и его жены, надпись гласит: LU(dovicus) MA(ria) BE(atrix) EST(ensis) SF(ortia) AN(glus) DUX (mediolani). В арке слева - герб сына Лодовико Массимилиано с текстом. Текст в правой арке соседствует с гербом герцога Бари, принадлежащим второму сыну Лодовико, Франческо.

Фреска в наше время

Роковые ошибки в ранних попытках реставрации полотна пагубно сказались как на первоначальных цветах фрески, так и на выражении лиц, очертаний фигур. Но последний этап ознаменовал новую веху в методологии реставрации, а также пролил свет на некоторые детали, скрытые под слоями краски, нанесенными после того, как Леонардо отложил кисть. Кроме того, стало известно и о сложнейших экспериментах с освещением, о концептуальных задумках относительно перспективы.

Безусловно, труд такого масштаба, такой проработанности и важности как для искусства, так и для науки, задает больше вопросов, чем дает ответов, а также заслуживает более подробного ознакомления с собой. Историки и искусствоведы посвящают жизни исследованию шедевра, постепенно раскрывая некоторые тайны фрески, однако все загадки и послания великого Леонардо вряд-ли будут расшифрованы.

Фреска «Тайная вечеря» обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб

Если уж судьба забросила Вас в Северную столицу Италии, то фреску Тайная Вечеря Леонардо да Винчи стоит посмотреть непременно. Не зря же BlogoItaliano поставил ее на вторую строчку ТОП-листа . Другое дело, что достать билеты на посещение Вечери почти невозможно, если не знать, где и когда искать . Но перед тем, как мы расскажем о билетах, уделим немного внимания самому Шедевру.

Из всех работ Леонардо да Винчи, сохранившихся до настоящего времени, фреска Тайная вечеря в Милане одна из наиболее примечательных. И это признают даже те, кто готов неустанно доказывать, что ее сюжет абсолютно не соответствует событиям, описанным в Новом Завете. Дело, впрочем, не в сюжете и не в воззрениях художника, которые он якобы хотел отразить в рисунке, расписывая стену трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие

Леонардо да Винчи: гений незавершенности

Много ли Вы знаете современных художников, которые удостоились бы в 30 лет чести работать на самых высокопоставленных особ? Высокая смертность в Средние века оправданием не является, так как умирали, в основном (если не было эпидемий), младенцы, а в 50-60 лет мужчины вовсе не выглядели такими уж глубокими стариками. Особенно если принадлежали к одному из 2-х высших сословий или выбрали стезю торговли или ремесла.

Художничество в те годы тоже было ремеслом – не лучше и не хуже прочих, и дефицита мастеров не наблюдалось. Молодых, старых, талантливых и не очень. Тем более в Италии, где в каждом мало-мальски крупном городе была своя школа изобразительных искусств.

Самодвижущаяся деревянная повозка Леонардо да Винчи

Леонардо же прославился к 30 годам вовсе не как художник, а как математик и инженер. Эпоха была беспокойной: итальянские герцоги ходили в ближние походы отнюдь не с дружественными визитами. Как следствие, спрос на качественные фортификационные сооружения и бронебойную технику был приличным, и в 1482 году Леонардо пригласили в Милан.

Впрочем, все городские укрепления, равно как и конная статуя отца миланского герцога Лодовико Сфорца, так и не были возведены. Остались незавершенными и почти все живописные полотна, заказанные Леонардо герцогом и его приближенными. Почему?

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: от замысла к созданию

Леонардо заинтересовала новая загадка. Он решил досконально исследовать закономерности воздушной перспективы, согласно которым чем дальше находится предмет, тем неразличимее становится его истинный цвет. Как и прежде, эту загадку Леонардо загадала сама природа. Художник создает серию набросков и несколько картин, на которых впервые появляется сфумато – легкая дымка, нечеткость контуров, мягкая тень, ставшая вскоре характерной чертой его живописных работ.

Волновали Леонардо и вопросы организации пространства на полотне – линейная перспектива, и проблема «золотого сечения». Именно тогда (в 1490 г.) появился знаменитый рисунок «Витрувианский человек», представляющий точные расчеты пропорций тела.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Но возможность перейти от теории к практике по трем направлениям сразу представилась лишь в 1494 году. Именно эту дату большинство исследователей называют в качестве исходной: Тайная вечеря Леонардо да Винчи , существовавшая до той поры лишь в воображении художника, начала обретать свои очертания на монастырской стене. Размер фрески ‒ 460×880 см.

Работа продолжалась вплоть до 1498 года. Пытаясь сделать фигуры объемнее, а, значит, естественнее, Леонардо, увлеченный идеей передачи принципов воздушной перспективы на статической поверхности, расписывает трапезную не темперой по сырой штукатурке, как это было принято, а масляными красками по обычной, сухой.

Но это не более чем эксперимент, пусть и щедро оплачиваемый. Сюжет при этом для художника вторичен. Главное – воссоздать гармоничное пространство при помощи точных расчетов. «Поверить алгеброй гармонию», как напишет уже другой гений несколько сот лет спустя.

Миланский монастырь Санта Мария делле Грацие

По легенде, приор монастыря Санта Мария делле Грацие постоянно подгонял Леонардо, который в отместку придал чертам Иуды Искариота сходство с настоятелем. Не исключено, что это всего лишь легенда: доминиканцы (а монастырь был именно доминиканским) славились своими художниками и знали цену этому труду – как в материальном, так и во временном отношении.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: победа и поражение гения

Эксперимент удался Леонардо лишь частично: масляные краски ему вскоре пришлось подправлять той же темперой. Однако палитра оттенков, делающая фигуры Спасителя и его учеников максимально естественными на небольшом отдалении, благодаря гению мастера, осталась неизменной.

Но более всего современников художника поразила иллюзия огромного пространства позади сидящих за столом, которая невольно переносилась на пространство реальное, вбирая в себя его черты и заставляя наблюдателей чувствовать себя буквально внутри фрески.

Тайная Вечеря Леонардо да Винчи

Сила воздействия этой работы на зрителя такова, что до сих пор даже серьезные исследователи, изучая ее, не принимают во внимание то, что лежит буквально на поверхности, и углубляются в символику и сюжетность. Хотя ошеломляющий эффект Тайной вечери – всего лишь результат огромной работы ума и холодного расчета, своеобразное уравнение, основанное, тем не менее, на строгих природных законах, которым Леонардо следовал всю свою жизнь. Всего лишь? Ответ на этот вопрос каждый должен найти для себя сам.

Как увидеть фреску Тайная Вечеря

Ни одна, даже самая качественная репродукция, не сможет передать всю мощь гения Леонардо, решавшего и решившего одну из самых сложных загадок природы посредством создания фрески Тайная вечеря в Милане . Фреска по сей день украшает одну из стен трапезной в Санта Мария делле Грацие по адресу: Piazza Santa Maria delle Grazie 2 | Corso Magenta, 20123 Милан, Италия (Centro Storico).

Церковь открыта для посещений ежедневно с 7:30 до 19:00 (перерыв с 12:00 до 15:00). В предпраздничные и праздничные дни Санта Мария делле Грацие принимает гостей с 11-30 до 18-30.

Доступ в помещение с фреской строго ограничен. И прежде придется купить на осмотр Тайной вечери билеты, позволяющие в течение 15 минут находиться в трапезной.

С ними, кстати, все совсем непросто: будучи одной из главных достопримечательностей Милана, Тайная Вечеря пользуется сумасшедшей популярностью у гостей города. Билеты на нее раскупают за 2 месяца вперед, поэтому шансы посмотреть Вечерю «с наскоку» весьма призрачны. Не продаются билеты и с рук, за чем строго следит служба безопасности.

Таким образом, для тех, кто лишь готовится к поездке в Италию и хочет увидеть Тайную вечерю воочию, остается лишь один приемлемый вариант – онлайн-бронирование.

Где купить билеты на Тайную Вечерю

Тайная Вечеря всегда пользовалась сумасшедшим спросом в Милане, но когда мы впервые написали эту статью [в 2013-м году], то с билетами все равно было немного проще. Сейчас [в 2019], пересматривая доступные способы взять билеты, нужно признать, что все усложнилось еще сильнее.

Ограничение количества билетов в продаже привело к тому, что многие операторы безбожно завышают цены. Нередко доходит до того, что путешественники готовы выложить до $100 за билет, лишь бы увидеть фреску. Тем не менее, несколько способов попасть на осмотр Тайной вечери за адекватные деньги все же есть.

Способ 1: Weekend in Italy

Сайт, на котором можно поискать билеты, не переплачивая за экскурсию, – Weekend in Italy . Здесь билеты можно найти довольно часто, потому что сайт является главным поставщиком для многих зарубежных агентств, но есть свои особенности.

Билеты на Тайную Вечерю здесь доступны только в комплекте с еще одной покупкой. Например, Вы можете объединить посещение Вечери с билетом в Галерею Брера, Атлантическим кодексом Леонардо в библиотеке Амброзиана или взять Milano Card на 24 часа. Если выбрать только Тайную Вечерю, то система просто не пустит Вас к этапу покупки билета .

Поскольку эти достопримечательности являются одними из наиболее знаковых в Милане, это отличный способ составить интересный план сразу на целый день.

Кстати, Тайная Вечеря далеко не единственная достопримечательность Италии, билеты для посещения которой стоит бронировать заблаговременно. Более подробно о таких местах мы уже и рекомендуем статью всем, кто хочет «взять» от отпуска в Италии по максимуму.

Способ 2: Экскурсия с посещением Тайной вечери

Еще один способ посмотреть “Тайную вечерю” – сделать это в рамках англоязычной экскурсии. Так поступают очень многие иностранцы, и не только русскоговорящие. Потому что нередко гораздо проще и дешевле сходить на экскурсию [пусть и на английском языке], чем покупать у перекупщиков билеты по неадекватно завышенным ценам.

Посмотреть подробное описание экскурсии и оформить заказ на участие можно на этой странице .

Что делать, если билетов на нужную дату нет

Когда BlogoItaliano узнал о такой критической ситуации с билетами, мы связались со знакомым гидом Оксаной в Милане (отзыв о ней ) и поинтересовались, можно ли что-то сделать, чтобы читатели BlogoItaliano все-таки смогли попасть на просмотр фрекси даже с таким ажиотажем по билетам.

И Оксана обнадежила

Оказывается, она периодически помогает путешественникам, заказывающим у нее экскурсию “По следам Леонардо да Винчи”, попасть на просмотр фрески. Притом, нередко билеты удается достать даже по цене кассы. По словам Оксаны, 100%-ую гарантию посещения фрески она не дает, но за долгие годы практики у нее был лишь один случай, когда туристы не смогли попасть внутрь.

Если Вы были внимательны, то, наверное, заметили, что речь идет только о билетах в дополнение к экскурсии . Но это трехчасовая экскурсия на русском языке с одним из самых востребованных гидов в Милане.

Кстати, помимо Тайной вечери Леонардо да Винчи, в экскурсию также входит посещение еще одного шедевра мастера в замке Сфорцеско и его же картины “Портрет музыканта” в галерее Амброзиана. Ну а для самых стойких почитателей гения Оксана включает в экскурсию и Музей, посвященный изобретениям Леонардо.

Связаться с Оксаной, чтобы уточнить у нее детали экскурсии, можно по e-mail или через форму обратной связи ниже.

Для многих искусствоведов и историков «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи - величайшее произведение. Эта фреска размерами 15 х 29 футов была создана между 1495-1497 годами. Художник выполнил ее на стене трапезной в миланском монастыре Санта-Мария дела Грацие. Еще в эпоху, когда жил сам Леонардо, данная работа считалась лучшей и самой знаменитой. По письменным свидетельствам, картина уже в первое двадцатилетие своего существования стала портиться. «Тайная вечере» да Винчи была написана на большим слоем яичной темперы. Под краской находился композиционный грубый набросок, начертанный красным. Заказчиком фрески был Лодовико Сфорца - миланский герцог.

«Тайная вечеря» - картина, на которой запечатлен момент объявления Иисусом Христом своим ученикам о том, что его предаст один из них. Предметом споров неоднократно становились личности апостолов, но судя по имеющимся на хранящейся в Лугано копии картины надписям, слева направо это: Варфоломей, младший Яков, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, старший Яков, Филипп, Матфей, Фаддей, Симон Зелот. Искусствоведы считают, что композицию нужно воспринимать как интерпретацию причащения, потому как обеими руками Христос указывает на стол с хлебом и вином.

В отличие от других подобных картин, «Тайная вечеря» показывает удивительное многообразие эмоций персонажей, вызванных сообщением Иисуса. Никакое иное творение, основанное на том же сюжете, не может даже близко сравниться с шедевром да Винчи. Какие же тайны в своем произведении зашифровал известный художник?

Авторы произведения «Открытие тамплиеров» Линн Пикнетт и Клайв Принс утверждают, что «Тайная вечеря» наполнена зашифрованными символами. Во-первых, справа от Иисуса (для зрителя слева), по их мнению, сидит вовсе не Иоанн, а какая-то женщина в одеянии, контрастирующем с одеждой Христа. Пространство меж ними напоминает букву «V», при этом сами фигуры формируют букву «M». Во-вторых, они считают, что рядом с изображением Петра на картине можно разглядеть некую руку со сжатым ножом, которую нельзя отнести ни к одному из персонажей. В-третьих, изображенный слева от Иисуса (для зрителя справа) Фома с поднятым пальцем обращается к Христу, а это, считают авторы, жест, характерный для Наконец, в-четвертых, есть гипотеза, согласно которой Фаддей, сидящий спиной к Иисусу, - это автопортрет самого да Винчи.

Разберемся по порядку. Действительно, если близко рассматривать картину, можно увидеть, что сидящий справа от Христа (для зрителя слева) персонаж обладает женственными чертами. А несут ли в себе какую-то символическую нагрузку образуемые контурами тел буквы «V» и «M»? Принс и Пикнетт утверждают, что такое размещение фигур содержит намек на то, что персонаж с женскими чертами - это Мария Магдалина, а совсем не Иоанн. При этом буква «V» символизирует женское начало. А «M» как раз и означает имя - Мария Магдалина.

Что касается лишенной тела руки, то при тщательном рассмотрении все же видно, что она принадлежит Петру, просто он ее вывернул, чем и объясняется необычное положение. По поводу Фомы, поднявшего вверх подобно Иоанну Крестителю, сказать особенно нечего. Споры на этот счет могут продолжаться долго, а соглашаться или нет с подобным предположением, решайте сами. как заметили Принс и Пикнетт, и правда обладает некоторыми сходствами с самим Леонардо да Винчи. Вообще, на многих картинах художника, посвященных Христу или Святому Семейству, можно увидеть одну и ту же деталь: хотя бы одна из фигур повернута к главному персонажу спиной.

«Тайная вечеря» не так давно подвергалась реставрации, что позволило узнать о ней много интересного. Но истинный смысл забытых символов и тайных посланий неясен до сих пор, поэтому рождаются все новые предположения и догадки. Кто знает, может быть, когда-то нам и удастся хоть немного узнать о замыслах великого мастера.