Туризм Визы Испания

Соглашение опек о заморозке добычи: кто играет по правилам. В вене состоялось подписание соглашения об ограничении добычи нефти между странами опек и странами, не входящими в картель Договор стран опек

16:04 — REGNUM Эксперты значительно расходятся во мнениях по поводу эффективности сделки «ОПЕК плюс» о сокращении объемов добычи нефти. Например, глава аналитического блока по энергетическим сырьевым товарам Goldman Sachs Джефф Карри сегодня, 8 сентября, на Московской финансовом форуме заявил, что сделка малорезультативна.

По словам Карри, соглашение между членами ОПЕК и независимыми нефтедобывающими странами во главе с Россией о согласованном сокращении объемов производства черного золота оказывает незначительное влияние на рынок, а именно на стоимость нефти. Поэтому российская сторона может получить выгоду, если будет не уменьшать добычу энергоносителя для стабилизации рынка, а увеличивать, полагает представитель Goldman Sachs.

Другой точки зрения по этому поводу придерживается вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Сегодня во время своего выступления на XI Евразийском форуме Kazenergy он сказал, что соглашение «ОПЕК плюс» позволило сделать инвестиционной климат более предсказуемым.

Дворкович подчеркнул, что Россия стала основным драйвером заключения соглашения. Оно позволило стабилизировать цены на нефть в последние месяцы, что без участия России было бы невозможно. Вице-премьер назвал это успехом.

«Рынки пришли в более стабильное состояние. Инвестиционный климат стал более предсказуемым, инвестиции вновь возросли», — отметил Дворкович.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин , в свою очередь, заявил сегодня, что на рынок нефти уже влияет не сделка «ОПЕК плюс», а девальвация доллара, сообщало ИА REGNUM . По словам Сечина, сейчас США путем девальвации доллара поддерживают своих сланцевых производителей. Учитывая этот фактор, необходимо перед обсуждением вопроса о продлении сделки проанализировать все факторы, которые повлияют на рынок в 2018 году. Это и анализ бюджетов, и инвестиционные программы нефтепроизводителей, и уровень налогов.

Может произойти достаточно резкое изменение цен на нефти, если венские договоренности об ограничении объемов добычи нефти не продлят, заявил в четверг, 7 сентября, глава Минфина РФ Антон Силуанов в интервью Bloomberg TV. Силуанов сказал, что его ведомство рассчитывает на то, что вопрос о продлении сделки будет рассматриваться, а ОПЕК и Россия и дальше будут находить общий язык с точки зрения формирования единой политики ценообразования.

Напомним, что соглашение «ОПЕК плюс» было заключено между членами ОПЕК в конце 2016 года и предполагало сокращение объемов добычи нефти в течение первого полугодия 2017 года примерно на 1,2 млн баррелей в сутки. Почти сразу же к этим договоренностям присоединились 11 других нефтедобывающих стран во главе с Россией. Их доля сокращений — около 600 тыс. баррелей в сутки. В мае 2017 года сделку было решено продлить еще на восемь месяцев — до марта 2018 года.

Позднее в СМИ появилась информация о том, что в июле во время встречи мониторинговой группы ОПЕК представители России и Саудовской Аравии обсуждали возможность пролонгации сделки после марта 2018 года. Министр энергетики РФ Александр Новак потом заявил, что пока о таком мероприятии говорить рано, но опция эта существует. Также он не исключил, что могут обсуждаться новые условия, на которых будет возможно продлить договоренности.

Сегодня по итогам предыдущего торгового дня ноябрьские фьючерсы на нефть марки Brent стоят $54,49 (+0,5%), октябрьские фьючерсы на нефть марки WTI — $49,09 (-0,1%). Как отмечает «БКС Экспресс», сейчас мировой нефтяной рынок во многом зависит от ураганов в США и динамики доллара на валютном рынке. В частности, из-за урагана «Ирма» нефтепереработка оказалась опять под угрозой. В странах Карибского бассейна было закрыто около 250 тыс. баррелей в сутки перерабатывающих мощностей.

Вена (Австрия), 10 декабря . - Состоялось подписание соглашения об ограничении добычи нефти между странами ОПЕК и 11 странами, не входящими в картель. От стран вне ОПЕК в переговорах приняли участие министры из России, Мексики, Азербайджана, Бруней-Даруссалама, Экваториальной Гвинеи, Бахрейна,Малайзии,Омана, Судана, Южного Судана. Из ОПЕК во встрече принимали участие министры из Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Катара, Нигерии, Алжира, Эквадора, Ливии, Габона и Венесуэлы. Сопредседатель встречи, Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак, выступая на итоговой пресс-конференции заявил, что общемировое сокращение добычи нефти странами ОПЕК и не входящими в картель достигнет 1,7-1,8 млн баррелей в сутки. При этом, согласно подписанному соглашению, страны, не входящие в ОПЕК берут ответственность по сокращению добычи нефти порядка 560 тыс. барр в сутки.

«Снижение добычи нефти в России в рамках соглашения составит в I квартале 2017 года примерно 200 тыс барр в сутки», - озвучил детали соглашения Александр Новак. По его словам, страны не входящие в ОПЕК будут сокращать добычу с уровня октября 2016 года. По словам министра, договоренности по нефти позволяют говорить, что сотрудничество ОПЕК и стран вне картеля вышло на новый уровень и будет носить долгосрочный характер.

Министр отметил, что для контроля за соблюдением условий соглашения внутри России будет создана группа мониторинга, состоящая из представителей нефтяных компаний. «Уже на следующей неделе будет проведена первая встреча с ними», - добавил Министр, отметив, что участие в соглашении для нефтедобывающих компаний будет носить исключительно добровольный характер.

Были также озвучены планы по контролю за соблюдением условий соглашения на уровне всех стран, подписавших документ. "Для того, чтобы мониторить ситуацию по исполнению договорённости, будет создана группа из пяти стран: три страны, входящие в ОПЕК, и две - не входящие в ОПЕК, включая Россию", - сказал Александр Новак.

Министр отметил, что соглашение может быть продлено и на второе полугодие 2017 года. Решение об этом будет принято после того, как появятся первые результаты реализации подписанного документа.

«Нужно восстановить ситуацию на рынках, чтобы обеспечить балансировку спроса и предложения», - сказал Министр, добавив, что присоединиться к соглашению по сокращению добычи нефти могут и другие страны. "Важно учитывать, что это не закрытое соглашение, к нему могут присоединиться и другие страны. Двери открыты, и мы будем вместе продолжать работу по стабилизации рынка", - заключил Александр Новак.

Страны ОПЕК и независимые производители нефти ведут активные переговоры о возможности продления соглашения об ограничении добычи.

Страны ОПЕК и независимые производители нефти ведут активные переговоры о возможности продления соглашения об ограничении добычи. Но насколько этот пакт оказался эффективным для его участников и в первую очередь для России? Поиск ответа на этот вопрос стал лейтмотивом исследования «Нефтяная отрасль России: итоги 2016 года и перспективы на 2017-2018 годы», проведенного компанией VYGON Consulting. Презентация первой его части состоялась 17 мая в пресс-центре «Интерфакса».

Краткосрочный эффект

Как отметил управляющий директор VYGON Consulting Григорий Выгон, соглашение ОПЕК и стран-производителей, не входящих в картель, оказало сильное влияние на всех игроков рынка, в том числе на российскую нефтяную отрасль и отдельные компании, а также на бюджет РФ.

По мнению Г.Выгона, участие нашей страны в этом соглашении было правильным решением. Фактически, тем самым Россия спасла ОПЕК, члены которой длительное время не могли договориться между собой.

Впрочем, ситуация на мировом нефтяном рынке начала улучшаться еще до вступления в действие упомянутого соглашения. Так, избыток сырья сократился с 1,69 млн барр./сут. в 2015 году до 0,53 млн барр./сут. в 2016-м.

С одной стороны, добыча в 4 крупнейших странах производителях - Иране, Ираке, Саудовской Аравии и России – в совокупности выросла на 1,66 млн барр./сут. Но, с другой стороны, наблюдался рекордный прирост потребления (на 1,51 млн барр./сут.). Кроме того, происходило падение добычи жидких углеводородов в США и у прочих производителей (на 1,3 млн барр./сут.).

Всех удивили Соединенные Штаты. Добыча там в 2016 году упала в гораздо меньшей степени, чем ожидалось (на 300 тыс. барр./сут). А уже начиная с нынешнего года она возобновила рост. Ожидается, что он составит около 600 тыс. барр./сут. в этом году и более 1 млн барр./сут. в следующем. Такие успехи обусловлены тем, что американские компании сумели оптимизировать процессы добычи, повысили эффективность бурения и операций ГРП. В результате пороговый уровень, при котором добыча становится рентабельной, в среднем снизился с $55-60 до $40-45/барр. По мнению Г.Выгона, Америка и впредь будет служить своеобразным противовесом ОПЕК и играть балансирующую роль на нефтяном рынке.

Как же отреагировал рынок на подписание пакта «ОПЕК+»? Уже к концу 2016 года котировки сорта Brent достигли $55/барр. Хотя среднегодовое значение составило всего $44/барр. по сравнению с $52 в 2015 году.

По расчетам VYGON Consulting, если бы соглашение не было достигнуто (сценарий «Без согла­шения»), то цена в 2017 году была бы на уровне $43/барр. (несмотря на то, что избыток сократился бы до 0,15 млн барр./сут.). Однако в 2018 году за счет сильного роста потребления возник бы дефи­цит нефти вразмере около 0,53 млн барр/сут., что привело бы к росту котировок до $45/барр.

Но стоит ли продлевать это соглашение? Сохранится ли его эффект? По мнению экспертов компании, в случае отказа от пролонгации (сценарий «Соглашение 6 месяцев») средние цены в 2016 году составят $48-50/барр. А дефицит сырья уже в 2017 году будет находиться на уровне 0,66 млн барр./сут. Однако увеличение добычи стран ОПЕК и других участников соглашения, начиная со второй половины года, будет перекрыва­ть рост потребления. В результате в следующем году дефицит сократится до 0,36 млн барр./сут.

Поэтому более предпочтительным вариантом является продление соглашения еще на полгода (сценарий «Соглаше­ние 12 месяцев»). В этом случае уже в 2017 году возникает дефицит в 1,35 млн барр./сут. Благодаря этому цены повысятся до $55/барр. в нынешнем году и до $57 в следующем.

Но любопытно, что уже в 2018 году картина изменится. Сценарий «Соглашение 12 месяцев» предусматривает самый маленький дефицит мирового рынка – всего 0,3 млн барр./сут. против 0,36 млн барр./сут. в сценарии «Соглашение 6 месяцев» и 0,53 млн барр./сут. в сценарии «Без соглашения».

Иными словами, продление пакта «ОПЕК+» уже не приведет к столь значимым результатам. «Ручное управление предложением для балан­сировки рынка после сланцевой революции может иметь лишь краткосрочный эффект. Чем сильнее сокращается добыча нефти в странах-подписантах, тем быстрее растут цены и производство в США. Это приводит к ликвидации дефицита и сокращению ры­ночной доли ОПЕК и примкнувших к ней производителей. Вопрос о том, будет ли рынок сбалансирован при ценах на нефть выше $50/барр. в среднесрочной перспективе, остается открытым», – отмечают эксперты VYGON Consulting.

Льготы – двигатель добычи

Не менее важен вопрос – как соглашение «ОПЕК+» может отразиться на российской нефтегазовой отрасли? Добыча жидких углеводородов в нашей стране в 2016 году достигла очередного рекорда в 547,5 млн тонн (на 2,5% выше уровня предыдущего года). Особенно быстрыми темпами добыча росла в августе-октябре 2016 года. Это стало своеобразной под­готовкой к соглашению с ОПЕК.

При этом основной вклад в ее увеличение внесла новая волна так называемых гринфилдов (+17,5 млн тонн). Она перекрыла падение добычи на зрелых месторождениях. Примечательно, что гринфилды обеспечили рост не только в новых регионах (в Восточной Сибири), но и в старых (в Западной Сибири), И только в Урало-Поволжье рост достигнут преимущественно за счет старых месторождений.

Большинство растущих гринфилдов пользуется льготами по НДПИ и экспортной пошлине. В целом процесс льготирования набирает обороты начиная с 2006 года, когда были введены первые преференции для выработанных месторождений.

Льготируемый объем добычи в прошлом году достиг 197,9 млн тонн, или 39,5% от общего производства нефти в России (без учета СРП). В денежном выражении размер государственной поддержки нефтедобычи превысил 400 млрд рублей. Основная категория «льготников» – это выработанные месторождения и гринфилды.

Но распределение льгот между нефтеносными регионами неравномерно. Согласно расчетам VYGON Consulting, ХМАО в этом плане обделен по сравнению с Восточной Сибирью и Урало-Поволжьем. Так, по чистой цене (цена на нефть в базисе постав­ки за вычетом транспортных издержек, эффективных значений экспортной пошлины и НДПИ, с учетом льгот) Урало-Поволжье обгоняют ХМАО примерно на $4/барр.

Еще больше разрыв по удельным CAPEX, поскольку условия добычи и транспортировки сырья в Урало-Поволжье благоприятнее, чем в Западной Сибири (меньше глубина скважин, короче транспортное плечо и т.д.).

Лидерами же по размеру льгот являются регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, обладающие возможностью продавать нефть в Азию с премией, а также имеющие благоприятные условия по налогам и транспортным издержкам.

Впрочем, уровень налоговой нагрузки остается очень высоким по всем добывающим ре­гионам. При цене в $50/барр. нефтяные компании в среднем получают чистую выручку в размере около $15,5/барр. Из этой суммы надо не только покрывать операционные затраты, но и брать средства для капитальных вложений.

Последствия для России

Россия неукоснительно выполняет договоренности с ОПЕК о сокращении объемов добычи, даже немного опережая график. В основном это снижение обеспечено за счет не льготируемых браунфилдов, расположенных в Западной Сибири. При этом удается обходиться «малой кровью» – не выводить месторождения из эксплуатации, а ограничивать добычу путем оптимизации фонда скважин.

Что же касается гринфилдов, то 24 новых проекта имеют потенциал прироста добычи в 15,8 млн тонн в 2017 году и 13,2 млн тонн в 2018-м. По мнению экспертов VYGON Consulting, продление соглашения с ОПЕК вряд ли скажется на этих планах, поскольку компании меньше всего за­интересованы в потере льготируемых объемов.

Соблюдение пакта «ОПЕК+» пока не привело к сокращению эксплуатационного бурения в России, его масштабы растут. Но ключевой вопрос: что будет дальше? Сценарий «Соглашение 6 месяцев» пред­полагает замедление темпов прироста нового эксплуатационного бурения в России до 3-5% в 2017 году и 10% в 2018-м.

Если этот сценарий реализуется и соглашение не будет продлено, то добыча может увеличиться до 554 млн тонн в нынешнем году и до 567 млн тонн в следующем. Это на 4 млн тонн ниже расчетного потенциала, который мог бы быть достигнут при отсутствии упомянутого пакта.

Если же соглашение будет продлено (сценарий «12 месяцев»), то одного только «эффекта оптимизации» будет уже недостаточно для удержания добычи на уровне 546,5 млн тонн (что соответствует 10,9 млн барр./сут.). В результате браунфилды существенно пострадают.

«Упущенная» добыча в 2017 году составит 11,8 млн тонн по сравнению со сценарием «Без согла­шения». А общий объем добычи жидких углеводородов снизится до 546,4 млн тонн.

При этом темпы бурения и ввода новых скважин в нынешнем году сократятся более чем на 7-8% относительно 2016 года, что болезненно скажется на уровне добычи в 2018 году. Эффект может составить около 15 млн т по сравнению с теоретическим сценарием «Без соглашения» (хотя добыча и подрастет до 556,7 млн тонн). «То есть вместо положительной динамики добычи мы получим легкую стагнацию», – резюмирует Г. Выгон.

Выигравшие и проигравшие

Однако основной интерес представляют все же не объемы добычи, а ее экономические эффекты для отрасли и государства в целом.

Как отмечается в исследовании VYGON Consulting,в связи с падением цен на углеводородное сырье доля нефтега­зовой отрасли в доходах консолидированного бюджета заметно снизилась (с 32,6% в 2014 году до 22,4% в 2016-м). Причем порядка 77% приходится на нефть, остальное – на газ и конденсат.

Не секрет, что львиная доля дополнительных доходов в результате роста нефтяных котировок достается государству. Но и от их снижения бюджет страдает больше, чем отрасль. Так, в 2016 году, когда стоимость Urals упала до $41,7/барр., нефтяные доходы бюджета сни­зились на 0,6 трлн рублей, в то время, как ЕВITDA нефтяных компаний осталась неизменной.

Согласно расчетам VYGON Consulting, соглашение с ОПЕК выгодно государству, поскольку дополни­тельные доходы от роста нефтяных котировок значительно превышают потери бюджета от сокращения добычи. Правда, политика Центробанка приводит к тому, что в результате укрепления рубля эффект для бюджета будет в некоторой степени нивелирован. Но все равно госказна получит весомую прибавку – от 0,75 до 1,5 трлн рублей в 2017-2018 годах.

Для нефтяных компаний ситуация обратная – их финансовые показатели в результате сделки ухудшаются. Они потеряют от 40 до 220 млрд рублей, в зависимости от сценария.

Теоретически, если бы не было сокращения добычи, то эффект для компаний от повышения нефтяных котировок был бы практически нулевым. Сколько они выигрывают на росте цены, столько же теряют в результате изменения курса рубля и налоговых изъятий. А из-за того что добыча сократилась, они несут реальные финансовые потери.

Повод для торга

Но нет худа без добра. Как полагает Г.Выгон, пусть лучше государство получает дополнительные средства от роста нефтяных цен, чем от усиления налогового давления на нефтегазовую отрасль. Более того, нефтяники могут использовать падение своих доходов как повод для обращений в правительство с предложением фискальных изменений. Например, они могут просить не повышать НДПИ (как того требует Минфин)

или расширить масштабы эксперимента по внедрению налога на дополнительный доход. Мол, раз отрасль потеряла около 1 трлн рублей, она вправе получить что-то взамен.

Итак, сокращение добычи дало достаточно сильный положительный эффект для бюджета. А компании получили шанс выторговывать себе некие преференции. Но, как еще раз подчеркивает Г.Выгон, подобные решения работают только на коротком горизонте. Потому что затем рынок все равно начинает реагировать.

Если цена на нефть вырастет слишком сильно, то США будут более быстрыми темпами наращивать добычу сланцевой нефти, а спрос будет расти медленнее. И в результате дефицит все равно быстро сойдет на нет. Вместе с тем, сокращение масштабов бурения приведет к падению добычи в последующие годы, что будет иметь весьма болезненные последствия для отрасли.

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 ноября в Вене (Австрия) пройдет заседание Совместного комитета по мониторингу стран ОПЕК+, посвященное выполнению соглашения о сокращении добычи нефти, заключенного 30 ноября 2016 года в австрийской столице. Встреча министров нефти и энергетики участвующих в соглашении государств начнется 30 ноября, на ней может быть принято решение о его продлении. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории переговоров о стабилизации цен на нефтяном рынке с 2014 года.

Падение мировых цен и реакция крупнейших нефтепроизводителей

Необходимость выработки согласованных действий между крупнейшими производителями нефти - Россией (в 2015 году уровень ежедневной добычи составил 10,7 млн баррелей в день, 11% от объема мировой добычи) и членами Организации стран - экспортеров нефти (Organization of the Petroleum Exporting Countries, ОПЕК; 32,5 млн баррелей в день в 2015 году, 33,8%) - возникла с началом падения мировых цен на энергоносители.

Если в середине 2014 года нефть марки Brent стоила больше $100 за баррель, то уже к октябрю она подешевела на 15%. Это заставило двух членов картеля - Венесуэлу и Кувейт - в ноябре 2014 года выступить с предложениями о сокращении нефтедобычи, чтобы создать условия для возобновления роста цен. Аналогичную идею в том же месяце озвучил глава Минэнерго РФ Александр Новак. Он предложил ОПЕК обоюдно снизить добычу для стабилизации цен.

Несмотря на эти предложения, ОПЕК на своем заседании в Вене 27 ноября 2014 года отказалась сокращать уровень добычи (с 2011 года совокупный ежедневный лимит добычи стран картеля - 30 млн баррелей в сутки). Это привело к дальнейшему падению нефтяных котировок сначала до $75 за баррель, а в январе 2015 года - до $45.

В 2015 году среднегодовая цена Brent составила $52,53. При этом никаких согласованных действий по сокращению добычи крупнейшие производители нефти не предпринимали.

На заседании 4 декабря 2015 года ОПЕК не раскрыла целевой уровень добычи, фактически разрешив странам-участницам картеля добывать любой объем нефти. Это привело к новому витку снижения нефтяных котировок. В январе 2016 года баррель нефти Brent впервые с 2002 года стоил дешевле $30. Рост предложения на рынке произошел благодаря началу поставок нефти из Ирана, с которого в январе 2016 года были сняты международные санкции.

Подготовка к соглашению о сокращении добычи

16 февраля 2016 года Россия и три страны ОПЕК - Катар, Саудовская Аравия и Венесуэла - на уровне министерств начали неформальное обсуждение возможной заморозки уровня добычи. При этом министр экономики США Эрнест Мониз 25 февраля сообщил, что Соединенные Штаты (крупнейший производитель нефти - 14 млн баррелей в сутки в 2015 году, 14,6% мировой добычи) не будут присоединяться к возможному соглашению о заморозке, поскольку не имеют правовых инструментов для регулирования объемов добычи своей нефтяной отрасли.

В апреле 2016 года в столице Катара Дохе прошли переговоры нефтедобывающих стран - представителей государств ОПЕК, а также России, Казахстана, Азербайджана, Бахрейна, Омана, Колумбии и Мексики. Их темой было временное соглашение о сохранении объема добычи на уровне, не превышающем показатели по состоянию 1 января 2016 года. 17 апреля было объявлено , что переговоры завершились безрезультатно. Одной из причин провала соглашения стало нежелание Ирана замораживать объемы добычи (в 2016 года страна нарастила добычу на 15,9% по сравнению с 2015 годом - до 3,7 млн баррелей в день), что, в свою очередь, было основным требованием Саудовской Аравии.

15 августа 2016 года глава Минэнерго РФ Александр Новак подтвердил , что Россия готова продолжать переговоры с ОПЕК о стабилизации цен на нефть. О консультациях между нефтедобывающими странами по этому вопросу тогда же сообщал президент Венесуэлы Николас Мадуро.

Несмотря на декларируемое желание ограничить предложение нефти на мировом рынке, в августе 2016 года ОПЕК нарастила добычу до рекордных 33,69 млн баррелей в сутки. Одновременно с этим министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед бен Абдель Азиз аль-Фалех утверждал, что не верит в необходимость "значительного вмешательства" на рынке нефти, поскольку "рынок движется в правильном направлении" и "спрос хорошо растет во всем мире".

5 сентября 2016 года в Ханчжоу (КНР) в ходе саммита G20 министр энергетики России Александр Новак и министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед бен Абдель Азиз аль-Фалех подписали совместное заявление о действиях для поддержания стабильности на рынке нефти. Министры также договорились создать совместную мониторинговую рабочую группу, которая будет отслеживать динамику рынка нефти и вырабатывать рекомендации по совместным действиям для обеспечения его устойчивости.

10 октября 2016 года президент РФ Владимир Путин заявил , что Россия готова присоединиться к соглашению о заморозке уровня нефтедобычи.

Венское соглашение

30 ноября 2016 года на очередной встрече в Вене 13 членов ОПЕК договорились о сокращении добычи нефти на 1,2 млн баррелей в сутки, до 32,5 млн. К соглашению присоединились еще 11 стран, не входящих в ОПЕК: Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан, Экваториальная Гвинея (вошла в ОПЕК в 2017 году) и Южный Судан. Всего страны-участницы соглашения договорились уменьшить добычу на 1,8 млн баррелей по сравнению с уровнем октября 2016 года. Россия согласилась снизить среднесуточную добычу на 2,7% (300 тыс. баррелей).

Соглашение стало первым c 2001 года международным договором, нацеленным на стабилизацию цен на нефтяном рынке. Среди стран, не участвующих в соглашении ОПЕК+, но имеющих большой объем добычи нефти - США, Норвегия, КНР и Бразилия.

22 января 2017 года свое первое заседание провел Совместный комитет по мониторингу стран ОПЕК и не-ОПЕК на уровне министров. Он был создан для обеспечения работы Венского соглашения и отслеживания информации о его выполнении участниками.

25 мая 2017 года министры ОПЕК+ пролонгировали договоренности до конца марта 2018 года.

Результаты соглашения

Соглашение в Вене способствовало росту нефтяных цен и стабилизировало рынок. Еще до начала сокращения добычи, 30 ноября 2016 года, стоимость барреля марки Brent впервые с июня 2016 года превысила уровень в $50. 28 декабря стоимость барреля достигла $57, установив годовой рекорд и вернувшись на уровень июля 2015 года. Средняя цена барреля Brent по итогам 2016 года составила $42,7.

За истекший период 2017 года средняя цена барреля Brent составила $52,5, причем с августа закрепилась на уровне выше $50 за баррель, в октябре впервые с июля 2015 года превысила отметку в $60.

В сентябре 2017 года министр энергетики России Александр Новак сообщал, что Россия превысила объем снижения среднесуточной добычи в рамках сделки ОПЕК+ на 49,5 тыс. баррелей в сутки по итогам августа и сократила добычу нефти на 349,5 тыс. баррелей в сутки, вернувшись к уровню октября 2016 года.

Чем дольше действует соглашение о снижении добычи нефти, тем больше противоречий между его участниками и тем сильнее действуют стимулы для развития альтернативной энергетики

Цены на нефть находятся на максимальной отметке за три года: в январе цена Brent достигла $70 за баррель. Но у нефтяников эта ситуация не вызывает столь же радостных эмоций, как в середине 2000-х или начале 2010-х годов. На недавнем форуме в Давосе глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов предупреждал , что жадность производителей может привести к сценарию середины 2000-х годов: быстрый рост цен на нефть будет стимулировать инвестиции в альтернативную энергетику и впоследствии приведет к резкому спаду цен на углеводороды. По мнению Алекперова, избыточное предложение на рынке сократилось и уже в апреле можно подумать об осторожном выходе из соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи.

Аргументы против жадности

«Слон в комнате», или неудобная правда, которую стараются не замечать, — это долгосрочные прогнозы спроса на нефть. С большой вероятностью спрос достигнет пика в 2030-2040 годах и затем начнет падать. Основные причины — повышение энергоэффективности, развитие энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и распространение электромобилей. Поэтому рост цен на нефть сейчас не только несет компаниям дополнительные доходы, но и приближает конец «нефтяной эры».

Высокие цены на нефть — стимул для альтернативных технологий. За последние пять лет ввод новых генерирующих мощностей на основе ВИЭ превзошел все ожидания. Развитие электромобилей привело к тому, что ведущие страны и автопроизводители планируют отказаться от новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в 2030-2040 годах. Инвестиции в альтернативные технологии исчисляются сотнями миллиардов долларов в год. По оценкам Международного энергетического агентства , инвестиции в повышение энергоэффективности и ВИЭ составили в 2016 году $548 млрд, инвестиции только в ВИЭ с 2011 года ежегодно превышают $300 млрд. Эксперты изменили свои взгляды на будущее ископаемого топлива: новый консенсус предполагает, что спрос на нефть достигнет своего пика в перспективе 20-30 лет.

В середине января большой резонанс вызвала публикация главного экономиста BP Спенсера Дейла и директора Оксфордского института энергетических исследований Бассама Фаттуха, в которой эксперты попытались суммировать текущие тенденции.

Точную дату для пика спроса на нефть спрогнозировать все-таки нельзя, считают Дейл и Фаттух. У традиционной энергетики еще много возможностей для сопротивления. Удобство и низкая стоимость использования привычных технологий будут препятствовать переходу к «зеленой» энергетике. Можно выделить три ключевых фактора, от которых будет зависеть длительность «нефтяной эры».

1. Эффективность технологий

За счет повышения эффективности двигателей внутреннего сгорания автопроизводители с 8 до 4 л на 100 км. Это будет сдерживать рост спроса на нефть, но и замедлит переход на электромобили. Повышение эффективности продолжается и в сфере добычи нефти, в особенности в сланцевой отрасли США. Сланцевые производители будут ориентироваться не на ОПЕК и Россию, а на конкуренцию со стороны «зеленых» технологий.

2. Повышение конкуренции на рынке нефти.

Риск оставить в земле рентабельные ресурсы будет стимулировать ведущих производителей не ограничивать поставки, а увеличивать объемы добычи, вытесняя с рынка игроков с высокими издержками. Чем раньше производители перейдут к новой стратегии «больше добычи, ниже цены», тем дольше может продлиться «нефтяной век».

3. Диверсификация нефтяных экономик.

Правительства зависимых от экспорта нефти стран финансируют большую часть социальных обязательств за счет сырьевых доходов. Поэтому высокая зависимость от нефти будет препятствовать переходу этих стран к стратегии «больше добычи, ниже цены». Сейчас мы видим это на примере договора ОПЕК+. Но чем раньше страны-экспортеры смогут снизить свою зависимость от нефти и сменить стратегию, тем дольше продлится «нефтяная эра» и тем дольше такие страны смогут получать доходы от экспорта.

Так что критика главы ЛУКОЙЛа в адрес ОПЕК+ соответствует долгосрочным интересам нефтедобытчиков.

Судьба сделки

Однако возможный запрос на выход из ОПЕК+ со стороны российских компаний (ранее сообщалось , что против продления соглашения выступала «Газпром нефть») вряд ли связан с перспективой 20-30 лет, скорее с насущными проблемами. Есть вероятность, что ограничения в рамках договора ОПЕК+ будут продлены на третий год — до конца 2019-го, а такое решение несет немало рисков.

Дело в том, что текущий уровень цен объясняется не только фундаментальными факторами (соглашением ОПЕК+ и снижением коммерческих запасов), но и конъюнктурными. К последним относятся политическая напряженность на Ближнем Востоке, аварии на нефтепроводах и главное — небывалый рост спроса на нефтяные фьючерсы со стороны хедж-фондов. В сумме по шести основным фьючерсным контрактам на нефть и нефтепродукты хедж-фонды увеличили длинные позиции в январе до рекордных 1,6 млн барр. в сутки, что на 80% больше, чем в июне 2017 года. Такого всплеска активности не было даже в 2007-2008 годах.

В этих условиях неприятный сюрприз может преподнести сланцевая добыча в США. Рынки продолжают ориентироваться на данные о буровой активности в сланцевой отрасли, но драйвером для роста добычи сейчас являются не объемы бурения, а возможности по заканчиванию скважин . Из-за нехватки мощностей и расходных материалов для гидроразрыва пласта​ в 2017 году сланцевые компании не смогли довести до добычи свои объемы бурения и отправили в запас 2 тыс. пробуренных, но не законченных скважин (DUC-скважин). Это составило 15% от количества всех пробуренных скважин.

В результате возможен сценарий, при котором активность сланцевой отрасли вызовет спад цен на нефть во второй половине 2018 года и поставит ОПЕК+ перед необходимостью продлить договор еще на год. Продление ограничений лишь на полгода будет неубедительным, так как сезонный пик добычи и спроса приходится на вторую половину года.

Но чем дальше длится сделка ОПЕК+, тем меньше выгод и больше противоречий между добытчиками, вошедшими в договор. С одной стороны, все сильнее риск остаться не у дел: потерять рыночную долю и вернуться к ценам на уровне $50 за баррель. С другой — выгоды от сделки распределяются неравномерно среди участников ОПЕК+, и эта неоднородность со временем растет. В худшем положении окажутся компании, инвестировавшие большие средства, но не успевшие вывести добычу на рынок до заключения договора в конце 2016 года.

Год спустя при продлении сделки участники ОПЕК+ договорились о промежуточной встрече в середине 2018 года. И это может быть подходящим моментом, чтобы объявить о постепенном смягчении ограничений на добычу. Но основные акторы договора — власти России и Саудовской Аравии — похоже, довольны эффективностью соглашения и не допускают даже намека на необходимость постепенного выхода из него. И значит, договор ОПЕК+ может встать в один ряд с программой количественного смягчения ФРС США и другими временными стимулирующими мерами, которые легко ввести, но затем тяжело свернуть, так как сначала регулятор управляет рынком, но затем уже рынок управляет регулятором.

Виктор Курилов старший эксперт Института энергетики и финансов