Туризм Визы Испания

Собор Св. Софии в Стамбуле. Храм Святой Софии в Константинополе: описание и расположение Собор святой софии вики

Это был самый большой собор в Византийской империи. И один из самых древних, Софию закончили в 537 году. Удивительно, как здание простояло столько времени. Я видел много руин ранневезантийской эпохи, как правило, одни фундаменты - а здесь сооружение, почти нетронутое временем. Понятно, что главный храм империи подновляли, как сами византийцы, так и сменившие их турки. Но все равно, это кажется загадочным.
Я думаю, что не стоит как-то детально описывать здесь все этапы строительства св. Софии, это все общеизвестные факты. Поэтому ограничусь своими личными впечатлениями от посещения великого собора.

Осматривать храм Премудрости Божьей стоит во второй половине дня, так как с утра у ее входа часто накапливаются огромные очереди. Сюда автобусами свозят множество туристических групп, и простоять можно час, а то и больше.

Св. София внешне выглядит хоть и тяжеловесно, но весьма величественно. Сразу ощущается, что она ближе к тому, дальнему от нас, римскому времени, чем к более позднему средневековью. Даже пристроенные турками контрфорсы "отдают" чем-то римским.

Контрфорсы главного входа в храм возвели еще 10 веке, впоследствии турки добавили еще свои. Также они пристроили к церкви четыре минарета, которые смотрятся здесь очень неуместно.

Северо-западный угол св.Софии. Здесь видны руины Патриаршей школы.

Своды в "Вестибюле воинов". Когда-то здесь был вход в храм для простого византийского люда.

Мозаика над входом изображает Богоматерь с Младенцем, справа император Константин, подносящий ей город Константинополь, а слева император Юстиниан, строитель Св. Софии, подносящий этот собор.

Экзонартекс - внешняя галерея Св.Софии. Здесь стоит мраморный саркофаг императрицы Ирины, венгерской принцессы - жены императора Иоанна II Комнина.

Дверь, ведущая из экзонартекса в нартекс, внутреннюю галерею.

Мозаика над Царскими вратами, изображающая Христа на троне и склонившегося перед ним императора Льва VI.

Нартекс - внутренняя галерея Софийского собора.

Двери в главный неф храма.

Признаюсь, что когда я стоял под куполом Св. Софии и смотрел вверх, то ловил себя на мысли, что эта многотонная каменная масса может рухнуть на голову в любой момент, ведь это очень, очень древняя конструкция. Было немного жутковато. Совершенно непонятно, каким образом эта огромная тарелка держится наверху.

Интересно, что подобного страха у меня никогда не было в османских мечетях, хотя они все строились по примеру Св.Софии и с явным желанием ее перещеголять.
В определенном смысле геометрия больших турецких мечетей, типа Сулеймание и прочих, совершеннее византийского храма. Они какие-то более "правильные", симметрично-выверенные в отличии от Софии. Она смотрится более тяжеловесно и порой иррационально. Но нигде в турецких сооружениях нет этого эффекта "парящего" купола, который и достигается этой иррациональностью, когда плоская гигантская каменная тарелка держится не пойми какой силой на высоте более 50 метров...

И как здорово, что убрали наконец эти проклятые леса, которые высились здесь до самого купола, наверно целое десятилетие.

Изображение шестикрылого Серафима на парусах Св.Софии.

Султанская ложа.

Фрагмент пола. Наверно этот круг на полу предназначался для императора.

Алтарная апсида Св.Софии.

Мозаичное изображение архангела Гавриила, справа от апсиды с Богородицей.

Деревянные щиты, обтянутые кожей с исламскими надписями, появились во время реконструкции собора 1847 -1849 гг., под руководством швейцарцев - братьев Фоссати.

Внешняя галерея собора.

Коридор, ведущий на галерею второго этажа.

Галерея второго этажа.

Граффити на мраморных парапетах собора. Таких надписей здесь сотни.

"Матфей - поп галичский", был здесь)

Мозаики галереи второго этажа.
Лучшее мозаичное произведение в соборе - Деисус (Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель).

Чтобы лучше разглядеть структуру мозаик, я выложил две из них в большом размере, они увеличиваются после клика.

Христос, император Константин IX Мономах и его жена Зоя.

Богоматерь с младенцем Христом в окружении семьи Комнинов - Иоанна II и его жены Ирины (это ее зеленый саркофаг стоит во внешней галерее собора).

Ниже, могила венецианского дожа - Энрике Дандоло (1108-1205 гг.). Фактически, именно этот человек уничтожил Византию, он был инициатором и вдохновителем четвертого крестового похода, во время которого крестоносцы разграбили Константинополь.
Могила была воссоздана в 19 веке на месте предполагаемого захоронения дожа. Само захоронение было уничтожено османами еще в 15 веке. По преданию, турки скормили кости разрушителя Константинополя собакам...

Вид на Св. Софию с другой стороны залива Золотой Рог.


Предыдущие посты, посвященные фортификации Константинополя.

(бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм - значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) - матерью всех православных христианских храмов в мире.


Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году. По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем. Оно и неудивительно - величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий - император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали "Мегало Еклесия" - Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен - императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея , сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София - церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.


В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места , по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя - Айя-София - храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София - Святая Мудрость, Ая-Ирена - Святое Благодушие, Ая Динамис - Святая Сила.

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула , то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии - воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции : порфированные колонны Айя Софии - из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны - из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита - от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны - из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии - из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) - такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.


Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни - рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия - примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.


Император Юстиниан в день рождества - 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: "Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! " Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть . Только в 1935 году декретом Ататюрка - первого турецкого Президента - Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея .


Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному - великолепные слова о Святой Софии: "Купол на цепи подвязан к небесам..."


Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени...

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма - четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах - изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).


Ататюрк - первый Президент Турции , великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.


Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть - в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша - михраб. Рядом с михрабом - ложа султана, напротив - место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей - кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть - четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались "инородными телами", "чужеродными включениями" на этой великой христианской святыне.


Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся...


Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене (его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно - отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а - вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью - в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой...

Ваша помощь сайту и приходу

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ: ВЕЛИКИЙ ПОСТ И СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Неделя мясопустная, о Страшном суде (подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (9) В помощь прихожанам (4 474) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (342) Буклеты, памятки и листовки (139) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 138) Вопросы священнику (535) Изображения (262) Иконы (593) Иконы Божией Матери (132) Проповеди (1 388) Статьи (2 136) Требы (32) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (194) Любовь, брак, семья (92) Материалы для воскресной школы (426) Аудио (24) Видео (112) Викторины, вопросы и загадки (54) Дидактические материалы (84) Игры (39) Изображения (54) Кроссворды (35) Методические материалы (49) Поделки (32) Раскраски (17) Сценарии (15) Тексты (110) Повести и рассказы (33) Сказки (14) Статьи (23) Стихи (35) Учебники (17) Молитва (564) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (406) Новости (292) Новости Кинельской епархии (110) Новости прихода (58) Новости Самарской митрополии (14) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 571) Библия (1 193) Закон Божий (1 166) Миссионерство и катехизация (1 947) Секты (7) Православная библиотека (506) Словари, справочники (58) Святые и Подвижники благочестия (2 087) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (102) Храм (188) Устройство храма (2) Церковное пение (40) Церковные записки (12) Церковные свечи (12) Церковный этикет (16) Церковный календарь (3 040) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Неделя о блудном сыне (22) Неделя о Страшном суде (15) Пост (508) Великий пост (1) Рождественский Пост (32) Радоница (10) Родительская суббота (40) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (836) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (15) Воздвижение Креста Господня (23) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (27) Обрезание Господне (5) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (26) Праздник Крещения Господня (50) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (2) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (139) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (27) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (6) Сретение Господне (29) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (8) Успение Пресвятой Богородицы (35) Церковь и таинства (173) Елеосвящение (10) Исповедь (40) Миропомазание (5) Причащение (29) Священство (6) Таинство Венчания (18) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (36) Паломничество (264) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Дивеевская обитель (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (6) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (53) Православное радио (90) Православный журнал (49) Православный музыкальный архив (175) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (104) Расписание богослужений (71) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (137) СМИ о приходе (24) Суеверия (45) Телеканал (447) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (251) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (71) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (129) Проза (19) Стихи (44) Чудеса и знамения (61)

Православный календарь

Седмица сырная (масленица) – сплошная. Сщмч. Власия, еп. Севастийского (ок. 316). Блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Прп. Кассиана Босого, Волоколамского (1532).

Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).

@3 Ин., 76 зач., I, 1–15. Лк., 96 зач., XIX, 29–40; XXII, 7–39.@

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский

Дни памяти: 11 февраля, 3 июня (сретение образа)

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Сей пре­по­доб­ный и бо­го­нос­ный отец наш Ди­мит­рий ро­дил­ся в на­шей стране в го­ро­де Пе­рея­слав­ле у бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Был кре­щен во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха и с дет­ства при­учен к бо­же­ствен­ным кни­гам. Он пре­вос­хо­дил ра­зу­мом и сми­рен­ной муд­ро­стью мно­гих сво­их сверст­ни­ков.

Во мно­гих сво­их при­выч­ках он под­ра­жал Иоан­ну Зла­то­усто­му. В том чис­ле он не лю­бил при­ни­мать по­че­стей от слуг, но все­гда но­сил в сво­ем серд­це сми­рен­но­муд­рие и раз­мыш­лял о бу­ду­щем ве­ке, о су­де Бо­жи­ем, о воз­да­я­нии каж­до­му че­ло­ве­ку по его де­лам, о Цар­ствии Небес­ном, ра­до­сти пра­вед­ных и рай­ском бла­жен­стве.

Вос­при­няв из книг Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов мысль, что все в этом ми­ре ско­ро­пре­хо­дя­ще, свя­той оста­вил су­ет­ный мир, про­ник­ся стра­хом Бо­жи­им и сде­лал­ся мо­на­хом в Го­риц­ком мо­на­сты­ре Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы в том же го­ро­де Пе­рея­слав­ле.

Он мно­го по­тру­дил­ся над при­об­ре­те­ни­ем доб­ро­де­те­лей, имен­но ду­хов­но­го трез­ве­ния, мо­лит­вы, чи­сто­ты, глу­бо­ко­го сми­ре­ния и люб­ви ко всем лю­дям, и тру­ды его ста­ли при­но­сить спа­си­тель­ные пло­ды, так как он был за­нят ис­пол­не­ни­ем за­по­ве­дей Гос­под­них и днем, и но­чью. Он был це­ло­муд­рен и чи­стым серд­цем стре­мил­ся к Бо­гу, то есть жил по­доб­но Ан­ге­лу. Бла­жен­ный стре­мил­ся по­знать то, что со­зер­ца­ют Ан­ге­лы и что до­ступ­но толь­ко лю­бя­щим Бо­га. И его за его доб­ро­де­те­ли по­лю­би­ли и ино­ки, и про­стые лю­ди.

За­тем Бог спо­до­бил его при­нять дар свя­щен­ства и быть на­став­ни­ком и учи­те­лем лю­дям, что он ис­пол­нял, как ис­пол­ня­ет хо­ро­ший во­ин, уго­жда­ю­щий сво­е­му гос­по­ди­ну.

В то вре­мя свя­той отец наш Сер­гий устра­и­вал мо­на­стырь Свя­той Тро­и­цы вбли­зи Ра­до­не­жа и по во­ле Бо­жи­ей ввел там об­ще­жи­тель­ный устав. Свя­той Ди­мит­рий имел обы­чай ча­сто по­се­щать свя­то­го Сер­гия и бе­се­до­вать с ним во Хри­сте о том, как управ­лять мо­на­сты­рем, чтобы при­ве­сти к Бо­гу Его из­бран­ных. Эти­ми свя­ты­ми Сво­и­ми угод­ни­ка­ми, пре­по­доб­ны­ми от­ца­ми на­ши­ми, но­вы­ми чу­до­твор­ца­ми, Бог под­лин­но про­све­тил Рус­скую зем­лю.

По­том бла­жен­ный Ди­мит­рий по­ста­вил цер­ковь во имя свя­то­го Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и мо­на­стырь око­ло озе­ра и го­ро­да Пе­ре­яслав­ля и был в нем игу­ме­ном. К нему при­хо­ди­ли мо­на­хи и не мо­на­хи ра­ди ис­це­ле­ния ду­шев­но­го и чтобы остать­ся с ним жить. Он по­учал их со сми­ре­ни­ем и по­стри­гал во свя­той ино­че­ский чин, со­би­рая та­ким об­ра­зом ста­до овец Хри­сто­вых. Бла­жен­ный ввел в мо­на­сты­ре об­ще­жи­тель­ный устав и сам для всех был об­раз­цом для под­ра­жа­ния. Бра­тия по­ви­но­ва­лась ему с лю­бо­вию как Ан­ге­лу Бо­жию, как ис­тин­но­му на­став­ни­ку, чти­ли как хо­да­тая пе­ред Бо­гом, вы­ма­ли­вав­ше­го для них Небес­ное Цар­ствие.

За­тем бла­жен­ный Ди­мит­рий ото­шел от­ту­да на Во­лог­ду. Там он со­здал цер­ковь Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са на освя­ще­ние во­дам (в честь празд­ни­ка Про­ис­хож­де­ния Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ща­го Кре­ста Гос­под­ня, ко­гда со­вер­ша­ет­ся Цер­ко­вью освя­ще­ние во­ды; этот мо­на­стырь св. Ди­мит­рий по­ста­вил в из­лу­чине, или лу­ке, ре­ки Во­лог­ды – Спас­ский При­луц­кий мо­на­стырь). Свя­той на этом ме­сте со­брал боль­шую бра­тию и то­же дал об­ще­жи­тель­ный устав.

Хо­ро­шо на­ста­вив это ста­до Хри­сто­вых овец, пре­по­доб­ный отец наш Ди­мит­рий пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду в 1392 го­ду 11 фев­ра­ля (24 фев­ра­ля по но­во­му сти­лю).

Подробнее:

Тропарь преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому

Свы́ше от Бо́га, пpеподо́бне,/ благода́ть пpия́л еси́ духо́вную,/ и от Него́ у́бо позна́лся еси́, блаже́нне,/ Того́ pа́ди и ты ду́хом позна́л еси́ лу́чшая Его́,/ бу́дущаго ве́ка пpебыва́ние,/ и по́стнически испыта́вся во свои́х оби́телех./ И ны́не со а́нгели ликовству́я,/ Спа́су всех за ны моли́ся, свя́те Дими́тpие, да вси вопие́м:/ Сла́ва Да́вшему ти кpе́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Свыше от Бога, преподобный, благодать получил ты духовную, и от Него был познан (1Кор.13:12), блаженный, ради Него и ты духовно познал лучшее Его, жизнь Будущего века, постнически испытав себя в своих обителях. И сейчас, с ангелами радуясь, Спасителю всех о нас молись, святой Димитрий, да все взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Кондак преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому

От ю́ности, преподо́бне, крест твой взе́м, Христу́ после́довал еси́,/ в моли́твах и поще́ниих, во бде́ниих же и злострада́ниих пло́ть твою́ изнуря́я./ Те́мже и Всеви́дящее О́ко твоя́ труды́ ви́дев,/ чудесы́ тя прославля́ет, и всех зва́ти тебе науча́ет:// ра́дуйся, преподо́бне о́тче Дими́трие, по́стников удобре́ние.

Перевод: С юности, преподобный, крест свой взяв, Христу последовал ты, в молитвах и пощениях, в бдениях и суровой жизни плоть твою изнуряя. Потому Всевидящее Око, видя твои труды, прославил тебя в чудесах и научил всех взывать к тебе: «Радуйся, преподбный отче Димитрий, постников украшение».

Молитва преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому

О, свяще́нная главо́, преди́вный чудотво́рче, богоно́сне о́тче наш Дими́трие! Усе́рдно припа́дающе к тебе́, мо́лимся: яви́, нам, смире́нным и гре́шным, многомо́щное твое́ заступле́ние. Се бо грех ра́ди на́ших, не и́мамы дерзнове́ния ко Го́споду проси́ти Его́ даро́в, нам благопотре́бных, но тебе́, моли́твенника к Нему́ благоприя́тного, предлага́ем и про́сим: испроси́ нам у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру, пра́вду, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, в благоче́стии преуспе́яние, вожделе́нное здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны, жите́йских потре́б дово́льство, мир во днех на́ших и благослове́ние свы́ше на вся́кая блага́я дела́ на́ша. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, ми́лостиво посеща́ти оби́тель свою́, гра́ды и ве́си страны́ на́шея правосла́вныя, сохраня́я и соблюда́я их моли́твами твои́ми от вся́кого зла. Помяни́ всех, ве́ру и любо́вь к тебе́ иму́щих и и́мя твое́ моли́твенно призыва́ющих, и во благи́х проше́ния их ми́лостиво испо́лни, осеня́я их свы́ше святооте́ческим твои́м благослове́нием. Ей свя́тче Бо́жий, не лиши́ и нас гре́шных твоего́ многомо́щнаго заступле́ния, но сподо́би нас кончи́ну жития́ благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати. Да воспое́м и просла́вим ди́внаго во святы́х свои́х Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31–46.

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

(Мф. 25, 31-46.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНЫХ ДЕТЕЙ

П риуготовляя своих верных чад к благодатному времени Великого поста, времени особых духовных подвигов и покаяния Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32).


(MP3 файл. Продолжительность 9:19 мин. Размер 6.8 Mb)

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
  • «Храма Божия усердный строителю»

    Чудеса от иконы отца Гавриила начали происходить с первых дней ее появления в нашем храме.

Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа.
По гречески Σοφία - «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1 :24).

Досье собора:

Строительство: 532–537 годы

Архитектурный стиль: Переходный
от базиликального к крестово-купольному храму

Основатель: император Юстиниан I

Статус: музей Айя-София

Как найти собор святой Софии (скачать карту):

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Архитектурные особенности собора:

Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.

Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.

Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2) , которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3) . Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.

Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульп­туру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.

Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами - входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами - позднейшая легенда.

1) Что сказал император Юстиниан, когда вошел в законченный храм Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

2) Зачем при строительстве храма потребовались трубы из городских фонтанов?

Нажмите чтобы перевернуть

3) Какая связь у храма Святой Софии с Киевом, Великим Новгородом и Полоцком?

Нажмите чтобы перевернуть

Собор Св. Софии в Стамбуле (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Турцию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов - центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул . 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 72 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.