Туризм Визы Испания

SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое.  Военный Обозреватель Подводная лодка кондор

«Sierra-I» Скорость (надводная) 12,1 узлов Скорость (подводная) 35.15 узлов Рабочая глубина погружения 480 м Предельная глубина погружения 550 м Автономность плавания 100 суток Экипаж 61 человек (в том числе 31 офицер) Размеры Водоизмещение надводное 5940 т Водоизмещение подводное 9600 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 107,16 м Ширина корпуса наиб. 12,28 м Средняя осадка
(по КВЛ) 9,62 м Силовая установка Атомная, 1 реактор ОК-650А 180 МВт, 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 1 главный винт, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода Вооружение Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты: 2x650 мм, 12 торпед и ракето-торпед, 4x533 мм, 28 торпед и ракето-торпед. ПВО ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
(класс. NATO - SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») с 8 ракетами Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» (обозначение НАТО - «Sierra-I») - серия советских многоцелевых атомных подводных лодок построенных в -1986 годах . «Барракуды» положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе , стали основой для проекта 971 , лодки которого являются основой многоцелевых подводных сил Российского ВМФ .

История создания

При проектировании многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения , ведущие конструкторские бюро страны и научно-исследовательские центры параллельно вели работы по АПЛ третьего поколения. Основной причиной этому было динамичное развитие американского подводного флота, что требовало в свою очередь ответных действий советского ВМФ . В рамках концепции противолодочной обороны страны, многоцелевым подводным лодкам третьего поколения уделялось особое внимание ввиду их повышенных поисковых возможностей. Их рассматривали как основное средство обнаружение субмарин противника, слежение за ними и уничтожения, в случае получения соответствующего приказа.

В марте 1972 года было дано тактико-техническое задание на разработку АПЛ проекта 945 под шифром «Барракуда». Главным конструктором был назначен Н. И. Кваша . В качестве основных задач перед лодками нового проекта являлось слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированное их уничтожение при начале конфликта. Главным ограничением при этом было водоизмещение, так как постройка планировалась на внутренних заводах страны.

Важной частью проекта было создание прочного корпуса из титанового сплава . Это позволило в полтора раза увеличить предельную глубину по сравнению с лодками второго поколения . Также использование сплава высокой удельной прочности позволило уменьшить водоизмещение лодки, что представляло возможным строительство на заводе «Красное Сормово » и последующей транспортировки внутренними водными путями. Также титановая конструкция сильно уменьшала магнитное поле корабля. По этому показателю лодки 945 проекта и на сегодняшний день сохраняют мировое лидерство . Единственным минусом лодок из титановых сплавов являлась их цена. По этой причине было ограничено число кораблей серии в пользу более дешёвых АПЛ проекта 971 «Щука-Б» , где использовалась маломагнитная сталь.

Конструкция

Корпус

Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме - веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.

Силовая установка

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л. с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура . На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Вооружение

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата . Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад» , противолодочные ракеты «Ветер» , имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Радиоэлектронное оборудование

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза . Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Модификации

945А «Кондор»

Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.

945Б «Марс»

Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР , строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.

Модернизация

Планируется модернизировать оба корабля на ЦС «Звёздочка» по проекту 945М :

  • замена ядерного топлива;
  • замена всего электрооборудования;
  • проверка и ремонт механических частей кораблей;
  • при необходимости будет выполнен и ремонт реакторов;

будут установлены новые:

  • радары,
  • навигационные системы ГЛОНАСС /GPS ;
  • системы вооружения:
    • комплексы крылатых ракет «Калибр» , которые позволят вести огонь по наземным целям.

История службы

Первая лодка проекта К-239 «Карп» начала свою службу в 1984 году. В 1998 году, после всего 14 лет службы, была списана и её дальнейшая судьба остаётся под вопросом. Вторая, К-276 «Краб», заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес» . У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на «Батон Руж» после столкновения был пожар. После аварии АПЛ «Батон Руж» своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

Сравнительная оценка

«Лос-Анджелес» «Щука» «Щука-Б» «Барракуда» «Кондор» «Плавник» «Рюби»
Внешний вид
Годы постройки

Военно-морское соперничество на море между США и СССР в середине 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия привело к появлению новых боевых кораблей, совершенно уникальных по своим тактико-техническим характеристикам.

Американцы к тому времени сумели добиться значительного прорыва в военно-технической области, спустив на воду современные атомные подводные лодки «третьего поколения». Корабли оснащались малошумными двигательными установками и мощным ракетно-торпедным вооружением. Ответом Советского Союза на попытку достичь превосходства Запада в военно-морской сфере стали АПЛ проекта 945, уникальные в своем роде военные корабли.

Основные цели АПЛ проекта 945

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971 .

В течение 7 лет шла кропотливая работа по созданию новых кораблей. Результатом титанических усилий горьковских конструкторов стал проект 945 подводных лодок типа «Барракуда». Закладка головного корабля серии АПЛ «Карп» состоялась в 1979 году на Горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово». В дальнейшем предполагалось постройка еще одного судна на стапелях «Севмаш».

Разработка и создание боевого корабля проекта 945

Проектирование новых лодок, относящихся к 3-ему поколению, началось в 1972 году. Вся техническая документация по новому проекту создавалась в Горьковском (теперешний Нижний Новгород) ЦКБ «Лазурит». Местом реализации проекта изначально был выбран судостроительный завод «Красное Сормово», расположенный здесь же, в городе Горьком.

АПЛ проекта 945 кардинально отличались от всех предыдущих подводных кораблей подобного класса. Предполагалось вести строительство корабля, корпус которого будет выполнен из титанового сплава. Это новшество давало существенную экономию веса, сделав параметры водоизмещения новой субмарины приемлемыми для отечественных судоремонтных заводов. К тому же, титановый корпус обладал большей прочностью, что автоматически увеличивало глубину погружения нового корабля. Титановый сплав, из которого был сделан основной корпус подлодки, имел низкие электромагнитные характеристики, обеспечивая боевому кораблю хорошую скрытность в толще воды.

Несмотря на высокие технические характеристики субмарин типа «Барракуда», единственной «ахиллесовой пятой» проекта 945 как раз и является титановый корпус. Это новшество, используемое в конструкции, приводило к существенному удорожанию постройки корабля.

Для справки: по оценкам экспертов АПЛ проекта 945 обходились государственной казне на тот период в колоссальную сумму – 300 млн.$, что равнялось сумме, потраченной на строительство 2 субмарин типа «Лос-Анджелес».

Корпус корабля

Многоцелевые подлодки типа «Барракуда» строились двухкорпусными. Такая концепция не только увеличивала тактико-технические характеристики кораблей, но и позволяла рационально использовать технические возможности титанового сплава. Основной корпус был сделан полностью из титана, тогда как носовые и кормовые окончания корпуса лодки имели стальную конструкцию. Форма легкого корпуса имела совершенные гидродинамические обводы — эллипсоидный нос и веретенообразную корму. Прочный основной корпус имел коническую форму, как в носу, так и в кормовой части. Все переборки в оконечностях корабля были сферическими, а крепления конструкции могли спокойной испытывать напряжения на изгиб, возникающие в корпусе при погружении на глубину.

Весь корабль был разделен на 6 боевых отсеков. Балластные цистерны оборудовались кингстонами шпигатного типа. К тому же в конструкции корабля предусматривалась установка аварийной системы всплытия. Продувка цистерн осуществлялась не сжатым воздухом, а продуктами сгорания топлива при работе вспомогательных дизельных двигателей. Для эвакуации команды в экстренных ситуациях лодка оснащалась спасательной капсулой, установленной в районе центрального боевого поста. Новая лодка имела практическую глубину погружения 480 м, тогда как максимально допустимый предел погружения достигал 550 м.

Лодка в надводном положении имела водоизмещение 5940 тонн. Размеры судна составляли: длина 107 м, а ширина 12 метров. Такие измерения позволяли проводить готовый корабль системой речных каналов со стапеля до места последующей приписки. В дальнейшем лодки могли свободно проходить ремонтно-плановый осмотр практически на всех судоремонтных предприятиях советского ВПК.

Экипаж субмарины составлял 61 человек.

Силовая установка

Подводная лодка проекта 945 «Карп» — головная субмарина серии имеет силовую установку мощностью 43 тыс. лошадиных сил. Работу парозубчатой установки обеспечивает один ядерный реактор ОК-650А. В конструкции реактора имеется 4 парогенератора, которые вместе с насосами обеспечивают необходимую циркуляцию теплоносителя по четырем контурам. Получаемая в результате работы ядерной установки электроэнергия идет на зарядку аккумуляторных батарей и на группу преобразователей.

В рабочем режиме при нормальной загрузке реактора энергетическая установка обеспечивает подводному судну надводную скорость 12 узлов. В погруженном состоянии субмарина развивает скорость в 35 узлов.

Корабль имеет увеличенный ресурс автономности плавания, который составляет не менее 100 суток.

Вместе с тем, помимо головной энергетической установки, обеспечивающей жизненный и рабочие циклы цикл подводной лодки, на судне установлены два дизельных мотора. Задача дизельных двигателей вспомогательная. В экстренных ситуациях моторная группа должна обеспечить подлодке автономное энергообеспечение и ход в 5 узлов в течение 10 дней.

Корабль имеет в качестве движителя гребной винт с улучшенными гидродинамическими обводами. Уменьшенная частота вращения винта, применяемая на лодках этого типа, делает движение субмарин под водой малозаметным.

После сдачи первых двух судов, проект 945 претерпел некоторые изменения. На лодку устанавливается новый реактор. Изменилось и вооружение подводных кораблей. Последующие суда относились к проекту 945А.

Всего, за 8 лет, начиная с 1979 года по 1987 г., было введено в строй две субмарины проекта 945. В 1983 году вошла в строй головная субмарина АПЛ «Карп», а уже в 1987 году в строй ВМФ СССР вошел второй корабль серии, АПЛ — «Краб». Оба корабля имеют разные судьбы. Первенец серии, подлодка «Карп» была списана в 1998 году. Второй корабль серии АПЛ «Краб», получивший в 1996 году новое название «Кострома», до сих пор остается в составе российского флота.

Вооружение подводных кораблей проекта 945

Советские многоцелевые лодки должны были выполнять функцию противовеса американским боевым субмаринам класса «Лос-Анджелес», объявившим охоту на советские подводные ракетоносцы. Для выполнения боевых задач советские подлодки проекта 945 оснащались торпедно-минным вооружением, представленным боевыми комплексами РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер».

Эти боевые модули имели калибр 533-мм и 650 мм соответственно. Основными боевыми снарядами субмарин типа «Барракуда» являлись торпеды и ракето-торпеды, запускаемые через торпедные аппараты. Боекомплект лодки в снаряженном состоянии составлял 40 торпед и ракето-торпед.

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.

Помимо торпед с обычной боевой частью корабли оснащались противолодочными ракето-торпедами «Ветер» с ядерной боеголовкой.

Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ». Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз. Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Появление подлодок проекта 945А

После усовершенствования энергетической установки и усиления вооружения кораблей на базе существующего проекта, появились новые субмарины проекта 945А типа «Кондор». Еще на стадии закладки 3 и 4 корабля серии была предпринята попытка подготовить суда для установки модернизированного реактора ОК – 650Б. Мощность силовой установки увеличились до 48 тыс. л.с. На лодки установили новые подруливающие устройства, улучшив маневренность корабля в боевых условиях. Остались неизменными размеры кораблей, а вот их водоизмещение выросло до 6400 тонн. Все также экипаж субмарины составляет 61 человек. Основные изменения в конструкции коснулись боевых возможностей новых судов. Внесение конструктивных изменений в систему вооружения корабля привело к тому, что на лодках проекта 945А число отсеков достигло 7.

Субмарины вооружались шестью 533-мм торпедными аппаратами. Однако главным оружием боевого корабля стали стратегические крылатые ракеты «Гранат». Одна подлодка несла до 10 ракет с обычной и ядерной боевой частью. Пуск крылатых ракет должен был осуществляться через торпедные аппараты. Корабли типа «Кондор» получили на вооружение ПЗРК «Игла», усилившие систему ПВО военных судов.

Модернизированные корабли получили по натовской терминологии название «Sierra II». Первая субмарина улучшенного типа вступила в строй в 1990 году, получив название «Зубатка». В 1995 году корабль был переименован в «Нижний Новгород» став многоцелевой подводной лодкой проекта 945А.

Второй корабль серии АПЛ «Окунь» был заложен в 1989 году и вступил в строй в 1992 году, пополнви ряды уже ВМФ России. В 1995 году лодка получила новое название, став АПЛ «Псков». Дальнейшее строительство новых подлодок было прекращено. Очередная модернизация боевых возможностей судов привела к закладке субмарины проект 945Б (шифр «Марс»). Однако из-за трудного финансового положения в стране, было принято решение не строить в дальнейшем дорогостоящие титановые подлодки.

Сегодня в списочный состав ВМФ России входят все четыре титановые субмарины. Подлодки «Тула» и «Кострома», находятся у стенки судоремонтного завода, ожидая своей дальнейшей судьбы. Более новые корабли, подводная лодка «Псков» и ее сестра, АПЛ «Нижний Новгород» числятся в составе 7-й дивизии подводных лодок Северного флота с местом базирования в Видяево. Планируется переоснастить все четыре корабля в соответствии с техническим заданием проекта 945М и вооружить корабли крылатыми ракетами «Калибр».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

107,16 м Ширина корпуса наиб. 12,28 м Средняя осадка (по КВЛ) 9,62 м Силовая установка Атомная, 1 реактор ОК-650А 180 МВт, 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 1 главный винт, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода Вооружение Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты: 2x650 мм, 12 торпед и ракето-торпед, 4x533 мм, 28 торпед и ракето-торпед. ПВО ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
(класс. NATO - SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») с 8 ракетами Подводные лодки проекта 945 «Барракуда»

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» (обозначение НАТО - «Sierra-I») - серия советских многоцелевых атомных подводных лодок построенных в -1986 годах . «Барракуды» положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе , стали основой для проекта 971 , лодки которого являются основой многоцелевых подводных сил Российского ВМФ .

История создания

При проектировании многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения , ведущие конструкторские бюро страны и научно-исследовательские центры параллельно вели работы по АПЛ третьего поколения. Основной причиной этому было динамичное развитие американского подводного флота, что требовало в свою очередь ответных действий советского ВМФ . В рамках концепции противолодочной обороны страны, многоцелевым подводным лодкам третьего поколения уделялось особое внимание ввиду их повышенных поисковых возможностей. Их рассматривали как основное средство обнаружение субмарин противника, слежение за ними и уничтожения, в случае получения соответствующего приказа.

В марте 1972 года было дано тактико-техническое задание на разработку АПЛ проекта 945 под шифром «Барракуда». Главным конструктором был назначен Н. И. Кваша . В качестве основных задач перед лодками нового проекта являлось слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированное их уничтожение при начале конфликта. Главным ограничением при этом было водоизмещение, так как постройка планировалась на внутренних заводах страны.

Важной частью проекта было создание прочного корпуса из титанового сплава . Это позволило в полтора раза увеличить предельную глубину по сравнению с лодками второго поколения . Также использование сплава высокой удельной прочности позволило уменьшить водоизмещение лодки, что представляло возможным строительство на заводе «Красное Сормово » и последующей транспортировки внутренними водными путями. Также титановая конструкция сильно уменьшала магнитное поле корабля. По этому показателю лодки 945 проекта и на сегодняшний день сохраняют мировое лидерство . Единственным минусом лодок из титановых сплавов являлась их цена. По этой причине было ограничено число кораблей серии в пользу более дешёвых АПЛ проекта 971 «Щука-Б» , где использовалась маломагнитная сталь.

Конструкция

Корпус

Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме - веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.

Силовая установка

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л.с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура . На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Вооружение

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата . Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад» , противолодочные ракеты «Ветер» , имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Радиоэлектронное оборудование

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза . Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Модификации

945А «Кондор»

Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.

945Б «Марс»

Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР , строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.

Модернизация

Планируется модернизировать оба корабля на ЦС «Звёздочка» по проекту 945М :

  • замена ядерного топлива;
  • замена всего электрооборудования;
  • проверка и ремонт механических частей кораблей;
  • при необходимости будет выполнен и ремонт реакторов;

будут установлены новые:

  • радары,
  • навигационные системы ГЛОНАСС /GPS ;
  • системы вооружения:
    • комплексы крылатых ракет "Калибр" , которые позволят вести огонь по наземным целям.

История службы

Первая лодка проекта К-239 «Карп» начала свою службу в 1984 году. В 1998 году, после всего 14 лет службы, была списана и её дальнейшая судьба остаётся под вопросом. Вторая, К-276 «Краб», заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес» . У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на «Батон Руж» после столкновения был пожар. После аварии АПЛ «Батон Руж» своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

Сравнительная оценка

«Лос-Анджелес» «Щука» «Щука-Б» «Барракуда» «Кондор» «Плавник» «Рюби»
Внешний вид
Годы постройки - - - - - - -
Годы службы c c c c c c - c
Построено 62 15 15 2 2 1 6
Водоизмещение (т)
надводное
подводное
6082
7177
6990
7250
8140
12770
5940
9600
6470
10400
5880
8500
2410
2607
Скорость (уз)
надводная
подводная
17
30-35
11,6
31
11,6
33
19
35
19
35
11
33
15
25
Глубина погружения (м)
рабочая
предельная
280
450
400
600
480
600
480
550
520
600
1000
1250
300

Представители

Название Заводской номер Закладка Спуск на воду Ввод в строй Статус
К-239 «Карп»
с 06.04.1993 Б-239 «Карп»
3001 20.07.1979 29.07.1983 29.09.1984 Выведена из состава флота 30.05.1998 года. В 2013 году готовится к ремонту и модернизации до уровня лодок 4-го поколения на ЦС «Звёздочка» . По данным на 16.5.2014 из реактора уже начали выгружать топливо. По сообщению от 7.7.2014 начали готовить к выгрузке отработанного ядерного топлива . По состоянию на 24 февраля 2015 года ремонт приостановлен 26 февраля 2015 года появилась информация, что ремонт продолжается
К-276 «Краб»
с 06.04.1993 Б-276 «Краб»
с 15.11.1996 «Кострома »
3002 21.04.1984 27.06.1986 27.10.1987 В составе СФ . Ремонт и модернизация пройдёт после ремонта «Карпа»

Напишите отзыв о статье "Подводные лодки проекта 945 «Барракуда»"

Примечания

Ссылки

Литература

В. Е. Ильин, А. И. Колесников. «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник». - М .: АСТ, 2002. - 140 с. - ISBN 5-02-033780-3 .

Отрывок, характеризующий Подводные лодки проекта 945 «Барракуда»

Солнце давно село. Яркие звезды зажглись кое где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась. Пьер встал от своих новых товарищей и пошел между костров на другую сторону дороги, где, ему сказали, стояли пленные солдаты. Ему хотелось поговорить с ними. На дороге французский часовой остановил его и велел воротиться.
Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа. Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.
– Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. – смеялся он с выступившими на глаза слезами.
Какой то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.
Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.
Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.
10 го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.
Вечером 11 го октября Сеславин приехал в Аристово к начальству с пойманным пленным французским гвардейцем. Пленный говорил, что войска, вошедшие нынче в Фоминское, составляли авангард всей большой армии, что Наполеон был тут же, что армия вся уже пятый день вышла из Москвы. В тот же вечер дворовый человек, пришедший из Боровска, рассказал, как он видел вступление огромного войска в город. Казаки из отряда Дорохова доносили, что они видели французскую гвардию, шедшую по дороге к Боровску. Из всех этих известий стало очевидно, что там, где думали найти одну дивизию, теперь была вся армия французов, шедшая из Москвы по неожиданному направлению – по старой Калужской дороге. Дохтуров ничего не хотел предпринимать, так как ему не ясно было теперь, в чем состоит его обязанность. Ему велено было атаковать Фоминское. Но в Фоминском прежде был один Брусье, теперь была вся французская армия. Ермолов хотел поступить по своему усмотрению, но Дохтуров настаивал на том, что ему нужно иметь приказание от светлейшего. Решено было послать донесение в штаб.
Для этого избран толковый офицер, Болховитинов, который, кроме письменного донесения, должен был на словах рассказать все дело. В двенадцатом часу ночи Болховитинов, получив конверт и словесное приказание, поскакал, сопутствуемый казаком, с запасными лошадьми в главный штаб.

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.

Уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда» могут быть возвращены в состав ВМФ России. Корпуса субмарин этого проекта выполнены из титана, что делает корпус более прочным и не притягивает магнитные мины. Но дороговизна титана заставила отказаться от строительства этих лодок.

По информации газеты «Известия» главкомат ВМФ принял решение восстановить субмарины проекта 945 «Барракуда». Их возвращение в строй более целесообразно чем утилизация.

На сегодня в составе ВМФ четыре титановые атомные подводные лодки: две проекта 945 «Барракуда» - К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» - К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Подлодки класса «Барракуда» и «Кондор» имеют на вооружение два 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. Кроме того подлодки проекта «Кондор» способны стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 600 метров, что на 50 метров глубже чем способна погружаться «Барракуда». Для отражения атак с воздуха подлодки оснащены комплексами «Игла».

Все четыре лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (поселок Видяево). Лодка К-239 «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления.

Контракт на ремонт двух «Баракуд» уже подписан со «Звездочкой». Завод должен провести средний ремонт с модернизацией. На лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс предприятия. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся летом этого года и будут продолжаться, по самому оптимистичному сценарию, в течение 2–3 лет.. Возможно сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» на ремонт встанет К-276 «Кострома».

Судоремонтники пояснили, что титановые корпуса лодок находятся в отличном состоянии. Титан в отличие от стали не подвержен коррозии.

Планируется, что модернизированные подлодки проекта «Барракуда» получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, лодка получит возможность вести огонь крылатыми ракетами комплекса «Калибр» (Club-S), в том числе по наземным целям.

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ К-276 «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Наш корабль получил небольшие повреждения рубки а американскую лодку пришлось списать.

«Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок - это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 - бесспорно хорошая новость. «Благодаря титановому корпусу эти лодки могут служить до 100 лет» пояснил военный эксперт.

Есть и противоположное мнение. Так бывший начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко считает, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах неправильно. «Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановым. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше», - пояснил свою позицию Кравченко.

Столкновение атомных подводных лодок США и СНГ произошло 11 февраля 1992 г. в Баренцевом море, сообщил тогда представитель министерства обороны США Боб Холл. По его словам, американская подлодка «Батон-Руж» следовала под перископом, а подводная лодка СНГ находилась в процессе всплытия из подводного положения.

Атомная ударная подводная лодка «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес» водоизмещением 6000 тонн способна в погруженном положении развивать скорость свыше 30 узлов. Глубина погружения – 450 метров. Численность экипажа – 127 человек. Лодка вооружена ракетами «Томагавк»

«Инцидент произошел в Баренцевом море в районе, который, как мы полагаем, находится в международных водах за пределами 12-мильной зоны», – указал представитель Пентагона.

Б. Холл отказался сообщить цели и задачи «Батон-Руж», которые она выполняла до столкновения с подлодкой СНГ. Вместе с тем он информировал о том, что инцидент был обсужден государственным секретарем США Джеймсом Бейкером во время его встречи с Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным. «До того, как предать инцидент огласке, мы хотели обсудить данный вопрос с российским Президентом», – подчеркнул Холл. По его словам, состоялось откровенное обсуждение того, что произошло.

Представитель ВМС США признал, что «Батон-Руж» выполняла разведывательные задачи, занималась сбором информации о военно-морской активности в море и на берегу в районе военно-морских баз России на Кольском полуострове.

«У нас там оперирует ряд подводных лодок, – сказал министр обороны США А. Чейни – это важная часть нашей безопасности, и у меня нет никаких оснований считать, что здесь существует фундаментальная проблема, требующая изменений в политике».

«Подлодки США и Советов явно играют в «кошки-мышки» в арктических водах, и столкновения здесь не такое уж невиданное событие, – пишет в этой связи газета «Вашингтон пост». – Но этот эпизод прошлой недели является необычным, поскольку Пентагон ранее почти никогда не обсуждал подобную активность и поскольку он свидетельствует о продолжении присутствия американских ударных подводных лодок близ российских берегов».

По заявлению ВМФ России, американская лодка нарушила Государственную границу России, углубившись на 8,5 километра в наши воды. Американцы утверждают, что столкновение произошло в 14 милях от берега, то есть за пределами 12-мильной зоны территориальных вод России. Один из наших контрадмиралов так описал аварию:

«Американский командир потерял контакт с нашей лодкой, за которой вел наблюдение. В этом районе находилось еще 5 рыболовецких траулеров. Русская лодка стала активно маневрировать «для полного освещения событий» (не исключено, что наш командир решил «пихнуть» американца вполне сознательно) и решила всплывать. Так обе лодки попали в зону акустической «тени». «Батон-Руж» оказалась сверху. «Сиерра» наткнулась на нее, получив сильный крен влево и, ободрав американскую лодку, поднялась на поверхность.

Грубо говоря, – сказал контр-адмирал, – на корпусе нашей лодки остались детали с клеймом «Сделано в США», так что у Пентагона не было иного выхода, как признать свою причастность к инциденту». В конце беседы представитель пресс-центра ВМФ России официально заявил:

– Независимо от миролюбивой риторики американских политиков, на деле ВМФ США продолжает вести политику времен холодной войны. Цель этой политики была такой: запереть наш флот на базах, не давать ему развернуться и иметь возможность быстро уничтожить в случае начала боевых действий.

Все документы по итогам работы комиссии ВМФ переданы в МИД России. Командир «Сиерры» И. Локоть никаких дисциплинарных наказаний не понес.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПЛ ПРОЕКТА 945 «БАРРАКУДА».

Код НАТО: 3 – класса «СИЭРРА» .

Водоизмещение: 7600 т.

Размеры: 110x12,4x7,4 м.

Вооружение: 6-533 мм ТТ, 2-650 мм ТТ (для ССН-21), 60 мин.

Силовая установка: 2 реактора ПВ, 3 паровых турбины, 1 винт, 40000 л.с.

Скорость: 35 уз.

Экипаж: 100 человек.

Акустическое оборудование: 1 радар (в кормовом бульбовом обтекателе), 2 сонара: актив/пассив, актив.

Строительство: строились в Горьком, достраивались в Северодвинске. Головная построена в июле 1983 года, вступила в строй в 1984 г.

Дополнительные сведения: Глубина погружения 550 м. 7 отсеков. Параллельно с ПЛ класса СИЭРРА шло проектирование и строительство ПЛ класса МАЙК с аналогичным вооружением и главными размерениями, но с титановым корпусом и глубиной погружения в 1000 м, без кормового бульбового обтекателя (1 реактор?). Несмотря на гибель МАЙКА (советское название – КОМСОМОЛЕЦ), справочник «Джейна» включает ее в состав флота с указанием даты аварии. В 1993 году планировали ее подъем. Строительство ПЛ класса «Сиэрра» продолжается.