Туризм Визы Испания

Подробная изяслав город спутниковая карта. Санитарные захоронения времен татаро-монгольского нашествия Данные о компании изяславська районна спилка ветеранив афганистану

Район Изяславский район Координаты Координаты: 50°0700 с. ш. 26°4800 в. д. / 50.116667° с. ш. 26.8° в. д. (G) (O) (Я) 50.116667 , 26.8 50°0700 с. ш. 26°4800 в. д. / 50.116667° с. ш. 26.8° в. д. (G) (O) (Я) Прежние наименования Заслав, Заславль Город с 1583 Площадь 24 км Население 18 322 человек Плотность 766 чел ./км Часовой пояс UTC+2 , летом UTC+3 Телефонный код +380 3852 Почтовые индексы 30300-30309 Автоматических код BX / 23 Изяслав в справочнике 24map

Изяслав (укр. Ізяслав) - город на Украине, центр Изяславского района Хмельницкой области.

Население - 18 322 человек. Расстояние до Хмельницкого по жд - 146 км, по автодорогам - 103 км.

Магдебургское право - 1583, обновлено в 1754 году.

География

Город расположен на реке Горынь. Жд станция на полосы «Шепетовка-Подольская -Тернополь ».

История Изяслава


Наполеон Орда. Дворец Сангушков, 1872

По одной из исторических версий князь Владимир в X веке выделил здесь удел отпрыску Изяславу, по другой - город основал князь Изяслав Мстиславович в XIII веке[источник не указан 658 дней ] . В конце XIII века Изяслав вошёл в состав Галицко-Волынского княжества. В XIV веке город стал собственностью князей Острожских. Их право на Изяслав подтверждает грамота польского короля Владислава Ягайло. В 1448 году город перешёл во владение отпрыска князя Острожского - Юрия. Юрий стал основателем рода князей Заславских.

В XV-XVI веках через каждые 10-20 лет город подвергается нападениям татар. В частности, есть данные о нападении татарских войск в 1491, 1534 и 1577 годах. В XVI-XVII веках Изяслав становится немалым экономическим центром, его сравнивают с Ярославлем, Львовом и Люблином. В 1613 году более половины жителей Старого Изяслава занимались сельским хозяйством. 40 % горожан объединяли службу, ремесло и торговлю с земледелием. По данным подворового реестра 1629 года две трети городов на Волыни насчитывали до 300 домов. В 1629 году Старый Изяслав считался городом среднего размера. Новый Изяслав, который находился на другой стороне реки Горынь, насчитывал 508 подворий. В 1648 году Богдан Хмельницький взял штурмом Изяславский замок.

Позже по Андрусеевскому перемирию Изяслав перешёл под контроль Польши. Часть местных жителей, спасаясь от притеснений князей Заславских, а с 1673 года - Сангушко, выехала в другие районы[источник не указан 658 дней ] . В 1793-1795 годах в последствии воссоединения левобережной и правобережной Украины в составе Российской империи город был центром Изяславского наместничества, в 1796-1797 годах - центром повета Волынского наместничества, позже - той же губернии в составе Русской Федерации. В начале XX века население Изяслава лишь некординально превышало 10 тысяч человек. Причём весомый перепад произошёл меж 1919 - 23 годами: в 1919 - 18 тысяч жителей, в 1923 - 10 тысяч. В 1921-1923 годах в Изяславском районе, где уже установилась российская власть, начался голод - результат программы продразвёрстки. Однако он был менее страшным, нежели на Востоке Украины[источник не указан 658 дней ] . Из восточных областей в Изяславский район хлынул поток беженцев, а вместе с ними и спекулянтов.

Промышленность

В городе работают более 10 огромных компаний. Меж них - хлебозаводы, лесхоз, комбикормовый завод, швейная фабрика, мясоперерабатывающее предприятие. За 1-ое полугодие 2008 года выпуск промышленной продукции составил 22,9 млн гривен. Расчётный темп роста - 124,29 %. На базе завода «Харчомаш», который долгое время не работает, планируется организовать картонно-бумажную фабрику.

Галерея

Достопримечательности


БЕРНАРДИНЦЕВ МОНАСТЫРЬ
  • БЕРНАРДИНЦЕВ МОНАСТЫРЬ, начало XVII в.
  • ЗАМОК (РУИНЫ), 1539 г.
  • ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ КОСТЕЛ, 1599 г.
  • УСАДЬБА, середина XVIII в.

Примечания

  1. ^ Archiwum ksiazat Lubartowiczow-Sanguszkow w Slawucie / wyd. B. Gorczak. - Lwow, 1890. - T. 1. - S. 62; Polski Slownik Biograficzny. - Wroclaw, 1979. - T. 24. - S. 497; Slownik Geograficzny krolestwa polskiego i innych ziem slowianskich. - Warszawa, 1895. - T. 14. - S. 445.
  2. ^ Богдан Хмельницкий, летопись еврея-современника Натана Ганновера, о событиях 1648-1652 годов в Малоросии вообще и о судьбе личных единоверцев в оригинальности. - Одесса, 1878. - С. 62-63.
  3. ^ Archiwum panstwowe w Krakowie. - Archiwum Sanguszkow, Rekopisy. - № 62. S. 10.
  4. ^ Баранович Залюднення України… - С.114-140.
  5. ^ Міньков І., Стецюк В. Ізяслав. Історико-краєзнавчий нарис. Матеріали для лекцій та бесід до 1000-річчя міста. Хмельницька обласна організація товариства «Знання». Рукопис. С. 22.

Литература

  • Заславль // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - СПб. , 1906-1913.
  • Заслав, уездный город Волынской губернии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Коваленко Литр.. А. Ізяслав: Історичний нарис. - Львів: Каменяр, 1966. - 27 с.
  • Міньков І. І. Ізяслав - місто старовинне: Історико-краєзнавчий документальний нарис. - Шепетівка, 2000.
  • Верменич Я. В. Ізяслав // Енциклопедія історії України. - Т. 3. - Київ, 2005. - С. 429-430.

Міньков І.І., Стецюк В.В. Ізяславський Край: природа - історія - людина. - Київ: Сталь, 2008

Знакомую урожены


Населённые пункты Изяславского района Хмельницкой области
Город: Изяслав
Сёла: Антоновка | Бейзимы | Белево | Белижинцы | Белогородка | Белотин | Бельчин | Бельчинка | Борисов | Васьковцы | Великая Радогощь | Великие Пузырьки | Влашановка | Григоровка | Даньковцы | Дворец | Дертка | Дибровка | Добрин | Долочье | Заброд | Завадинцы | Закриничное | Закружцы | Заречье | Зубари | Ивановка | Калетинцы | Калиновка | Каменка | Клубовка | Комины | Кондратки | Криволука | Крапивна | Кунев | Лесная | Лещаны | Лопушное | Лютарка | Малая Медведевка | Малая Радогощь | Мирное | Мыслятин | Михайловка | Михля | Михнов | Мокрец | Мякоты | Нечаевка | Новая Гутиска | Новое Село | Новосёлка | Новостав | Пивнева Гора | Пильки | Плужное | Подлесцы | Покощовка | Полесское | Припутенка | Припутни | Путринцы | Радошевка | Ракитное | Ревуха | Репки | Сахновцы | Свириды | Сивер | Сморшки | Сохужинцы | Сошное | Старая Гутиска | Сторониче | Тарасовка | Тележинцы | Тернавка | Топорчики | Топоры | Тышевичи | Ульяновка | Хотень 2-ой | Хотень 1-ый | Христевка | Чепцы | Чижовка | Шевченко | Шекеринцы | Шуровчики | Щуровцы

Хмельницкая область
Районы

Белогорский Виньковецкий Волочисский Городокский Деражнянский Дунаевецкий Изяславский Каменец-Подольский Красиловский Летичевский Новоушицкий Полонский Славутский Староконстантиновский Старосинявский Теофипольский Хмельницкий Чемеровецкий Шепетовский Ярмолинецкий

Расстояние до Хмельницкого по ж/д - 146 км, по автодорогам - 103 км.

География

История Изяслава

Древний Изяслав находился на восточной границе Волынской земли в междуречье Горыни и Случи . Город заложен как сторожа на киево-волынской границе во первой половине XII века волынским князем Изяславом Мстиславичем , правившим здесь в 1135-1142 гг .

В XV-XVI веках через каждые 10-20 лет город подвергался нападениям татар. В частности, есть данные о нападении татарских войск в 1491, 1534 и 1577 годах. В 1491 году под Изяславлем произошло сражение между татарами и войском, возглавляемым маршалком волынским, наместником новогрудским, а годом позже и великим гетманом литовским , Семёном Гольшанским и каштеляном львовским Николаем из Городца.

Ещё одно примечательное сражение у Изяслава произошло в 1534 году между татарами и казаками Венцеслава Хмельницкого , который по приказу польского короля Сигизмунда I был послан перекрыть дорогу отряду крымских татар, прорвавшихся из Крыма через Бессарабию .

Войскам, прорвавшим оборону противника и освободившим Изяслав и другие города, приказом Ставки ВГК от 5 марта 1944 г. объявлена благодарность и в Москве дан салют 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий .

  • 59-я инженерно-сапёрная бригада (полковник Серебряков, Борис Петрович)
  • 1076-й армейский истребительный противотанковый артиллерийский полк (подполковник Калинин, Фёдор Александрович)
  • 58-й отдельный дивизион бронепоездов (майор Мариджанов, Иван Сергеевич)
  • 752-й истребительный противотанковый артиллерийский дивизион (капитан Пискун, Иван Яковлевич)
  • 379-й отдельный батальон связи (майор Блюштейн, Лазарь Хонович) .

Указом Президиума ВС СССР от 19.03.1944 года за образцовое выполнение заданий командования в боях за освобождение городов Староконстантинова , Изяславля, Шумска , Ямполя , Острополя и проявленные при этом доблесть и мужество 23-я гвардейская мотострелковая Васильковская бригада награждена орденом Красного Знамени .

Промышленность

В городе работают более десяти крупных предприятий. Среди них - хлебозавод, лесхоз, маслозавод, комбикормовый завод, ООО «Бартник» (основная деятельность: заготовка и переработка продуктов пчеловодства, экспорт), швейная фабрика, мясоперерабатывающее предприятие. За первое полугодие 2008 года выпуск промышленной продукции составил 22,9 млн гривен . Расчётный темп роста - 124,29 %. На базе завода «Харчомаш», который долгое время не работает, планируется организовать картонно-бумажную фабрику.

Достопримечательности

Кельи монастыря построены в 1606-1610 годах архитектором Я. Мадлена, перестроены в 1727 году . Кельи кирпичные, двухэтажные, на восточном фасаде ― ризалит, образуемый трапезной . В центре восточного фасада высокий барочный фронтон, декорированный нишами и волютами. Интересным в архитектурном плане является одноярусный тамбур перед западным входом с пышным барочным фронтоном.

Руины замка (1539) в действительности являются зданием, находившемся на территории замка, где хранилось княжеское имущество. При раскопках здесь обнаружены остатки домов XII-XIII вв., замковых стен. Здание двухэтажное, с подвалами из дикого камня, в кладке есть обработанные белокаменные блоки - видимо, из более ранних построек. Второй этаж и башня из кирпича. Подвал и этажи связаны внутристенными каналами для подъемников.

Костёл Иоанна Крестителя (Фарный) (1599) построен архитектором Я. Мадлена по заказу князя Ивана Заславского, разрушен в казаками Богдана Хмельницкого , перестроен в 1756 архитектором П. А. Фонтана. Был усыпальницей князей Заславских и Сангушко. Построен из камня и кирпича: шестистолпная базилика с башней на заваде и граненой апсидой на востоке. Под алтарной частью крипта . На щипце северного ризалита две ключевидные бойницы. Архитектура костёла ― удачный пример сочетания элементов готики с ренессансом .

На территории замка XV в. находится усадьба XVIII века. Построена П. А. Фонтана в стиле барокко. Это дворец с аркадой-галереей и примыкающим к ней флигелем, мостик, костёл. От усадебного дворца XVIII века остались лишь руины. Дворец перестраивался в 1870-е гг. Он кирпичный, двухэтажный, с мансардами. Нижний этаж делится на две равные половины коридором. Имеется центральный овальный зал с широкими маршами лестниц вдоль стен. Усадебный костёл св. Иосифа (1750-1760) пострен П. А. Фонтана, это ― кирпичная шестистолпная трёзнефная базилика с прямоугольной алтарной частью. По сторонам главного фасада ― трёхъярусные башни-колокольни, соединённые с основной частью переходами .

Галерея

    Izyaslav Central square.jpg

    Центральная площадь

    вид на монастырь Ордена Святого Бернара

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Центральная улица

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Улица Шевченко (Майдан)

    A viev in New Zaslav.JPG

    Вид на город

Город на старых рисунках и фотографиях

    Zaslav zamok old.png

    Старый замок

    Костел Святого Івана Хрестителя. Заслав.jpg

    Костёл Св. Иоанна Крестителя

    The Big synagogue in Zaslav.jpg

    Синагога

    Old zaslav 1910.jpeg

    Вилы города

    Old zaslav postcard.png

    Старый Изяславль

    Костьол Святого Йосипа Заслав поштівка.jpg

    Костёл св. Иосифа

    St Michael`s chirch Zaslav.jpeg

    Костёл св. Михаила Архангела

    Заслав на Волині. Поштівка. 1910.jpg

    Изяславль на Волыни. Почтовая открытка

    Заслав.Палац Санґушків від парку.png

    Дворец Санггушко

    Монастир бернардинів Заслав.png

    Монастырь бернардинцев

Напишите отзыв о статье "Изяслав (город)"

Примечания

  1. Пескова А. А. Древний Изяславль // КСИА. ― М., 1981. Вып. 164
  2. Каргер М. К. Древнерусский город Изяславль в свете археологических исследований 1957-1964 // Тезисы докладов советской делегации на I международном конгрессе славянской археологии в Варшаве. ― М., 1965
  3. Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси в IX-XIII вв. ― Киев, 1985
  4. Archiwum książąt Lubartowiczów-Sanguszków w Sławucie / wyd. B. Gorczak. - Lwów, 1890. - T. 1. - S. 62; Polski Słownik Biograficzny. - Wrocław, 1979. - T. 24. - S. 497; Słownik Geograficzny królestwa polskiego i innych ziem słowiańskich. - Warszawa, 1895. - T. 14. - S. 445.
  5. Богдан Хмельницкий, летопись еврея-современника Натана Ганновера, о событиях 1648-1652 годов в Малоросии вообще и о судьбе своих единоверцев в особенности. - Одесса, 1878. - С. 62-63.
  6. Archiwum państwowe w Krakowie. - Archiwum Sanguszków, Rękopisy. - № 62. S. 10.
  7. Баранович Залюднення України… - С.114-140.
  8. Міньков І., Стецюк В. Ізяслав. Історико-краєзнавчий нарис. Матеріали для лекцій та бесід до 1000-річчя міста. Хмельницька обласна організація товариства «Знання». Рукопис. − С. 22.
  9. Пыхалов И. Великая Оболганная война. - М.: Яуза, Эксмо, 2005. - 480 с. Глава 3. «Миф о кавалерии».
  10. Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины, 1979. С. 81-112. Гл. 6. На новой основе.
  11. Освобождение городов. - М.: Воениздат, 1985.
  12. / М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985. 598 с.
  13. Исаев А. В. От Дубно до Ростова. - М.: АСТ; Транзиткнига, 2004.
  14. Сайт Soldat.ru.
  15. Skrabski J. Paolo Fontana. Nadworny architekt Sanguszkόw.― Tarnόw, 2007. ISBN 978-83-85988-77-9 польск
  16. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Т. 4. ― Киев, 1986. С. 204-206

Литература

  • Коваленко Л. А. Ізяслав: Історичний нарис. - Львів: Каменяр , 1966. - 27 с.
  • Міньков І. І. Ізяслав - місто старовинне: Історико-краєзнавчий документальний нарис. - Шепетівка, 2000.
  • Верменич Я. В. Ізяслав // Енциклопедія історії України. - Т. 3. - Київ, 2005. - С. 429-430.
  • Міньков І. І. , Стецюк В. В. Ізяславський Край: природа - історія - людина. - Київ: Сталь, 2008
  • Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины, 1979.

Ссылки

  • (укр.)
  • (укр.)
  • (укр.)

Отрывок, характеризующий Изяслав (город)

– Ну, теперь декламация! – сказал Сперанский, выходя из кабинета. – Удивительный талант! – обратился он к князю Андрею. Магницкий тотчас же стал в позу и начал говорить французские шутливые стихи, сочиненные им на некоторых известных лиц Петербурга, и несколько раз был прерываем аплодисментами. Князь Андрей, по окончании стихов, подошел к Сперанскому, прощаясь с ним.
– Куда вы так рано? – сказал Сперанский.
– Я обещал на вечер…
Они помолчали. Князь Андрей смотрел близко в эти зеркальные, непропускающие к себе глаза и ему стало смешно, как он мог ждать чего нибудь от Сперанского и от всей своей деятельности, связанной с ним, и как мог он приписывать важность тому, что делал Сперанский. Этот аккуратный, невеселый смех долго не переставал звучать в ушах князя Андрея после того, как он уехал от Сперанского.
Вернувшись домой, князь Андрей стал вспоминать свою петербургскую жизнь за эти четыре месяца, как будто что то новое. Он вспоминал свои хлопоты, искательства, историю своего проекта военного устава, который был принят к сведению и о котором старались умолчать единственно потому, что другая работа, очень дурная, была уже сделана и представлена государю; вспомнил о заседаниях комитета, членом которого был Берг; вспомнил, как в этих заседаниях старательно и продолжительно обсуживалось всё касающееся формы и процесса заседаний комитета, и как старательно и кратко обходилось всё что касалось сущности дела. Он вспомнил о своей законодательной работе, о том, как он озабоченно переводил на русский язык статьи римского и французского свода, и ему стало совестно за себя. Потом он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона старосту, и приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой.

На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым, с которыми он возобновил знакомство на последнем бале. Кроме законов учтивости, по которым ему нужно было быть у Ростовых, князю Андрею хотелось видеть дома эту особенную, оживленную девушку, которая оставила ему приятное воспоминание.
Наташа одна из первых встретила его. Она была в домашнем синем платье, в котором она показалась князю Андрею еще лучше, чем в бальном. Она и всё семейство Ростовых приняли князя Андрея, как старого друга, просто и радушно. Всё семейство, которое строго судил прежде князь Андрей, теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа, особенно мило поразительное в Петербурге, было таково, что князь Андрей не мог отказаться от обеда. «Да, это добрые, славные люди, думал Болконский, разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!»
Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне, в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение.
После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что то новое и счастливое. Он был счастлив и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не об чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?… О своих надеждах на будущее?… Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противуположность между чем то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нем, и чем то узким и телесным, чем он был сам и даже была она. Эта противуположность томила и радовала его во время ее пения.
Только что Наташа кончила петь, она подошла к нему и спросила его, как ему нравится ее голос? Она спросила это и смутилась уже после того, как она это сказала, поняв, что этого не надо было спрашивать. Он улыбнулся, глядя на нее, и сказал, что ему нравится ее пение так же, как и всё, что она делает.
Князь Андрей поздно вечером уехал от Ростовых. Он лег спать по привычке ложиться, но увидал скоро, что он не может спать. Он то, зажжа свечку, сидел в постели, то вставал, то опять ложился, нисколько не тяготясь бессонницей: так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову; он не думал о ней; он только воображал ее себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете. «Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой рамке, когда жизнь, вся жизнь со всеми ее радостями открыта мне?» говорил он себе. И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее. Он решил сам собою, что ему надо заняться воспитанием своего сына, найдя ему воспитателя и поручив ему; потом надо выйти в отставку и ехать за границу, видеть Англию, Швейцарию, Италию. «Мне надо пользоваться своей свободой, пока так много в себе чувствую силы и молодости, говорил он сам себе. Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым», думал он.

В одно утро полковник Адольф Берг, которого Пьер знал, как знал всех в Москве и Петербурге, в чистеньком с иголочки мундире, с припомаженными наперед височками, как носил государь Александр Павлович, приехал к нему.
– Я сейчас был у графини, вашей супруги, и был так несчастлив, что моя просьба не могла быть исполнена; надеюсь, что у вас, граф, я буду счастливее, – сказал он, улыбаясь.
– Что вам угодно, полковник? Я к вашим услугам.
– Я теперь, граф, уж совершенно устроился на новой квартире, – сообщил Берг, очевидно зная, что это слышать не могло не быть приятно; – и потому желал сделать так, маленький вечерок для моих и моей супруги знакомых. (Он еще приятнее улыбнулся.) Я хотел просить графиню и вас сделать мне честь пожаловать к нам на чашку чая и… на ужин.
– Только графиня Елена Васильевна, сочтя для себя унизительным общество каких то Бергов, могла иметь жестокость отказаться от такого приглашения. – Берг так ясно объяснил, почему он желает собрать у себя небольшое и хорошее общество, и почему это ему будет приятно, и почему он для карт и для чего нибудь дурного жалеет деньги, но для хорошего общества готов и понести расходы, что Пьер не мог отказаться и обещался быть.
– Только не поздно, граф, ежели смею просить, так без 10 ти минут в восемь, смею просить. Партию составим, генерал наш будет. Он очень добр ко мне. Поужинаем, граф. Так сделайте одолжение.
Противно своей привычке опаздывать, Пьер в этот день вместо восьми без 10 ти минут, приехал к Бергам в восемь часов без четверти.
Берги, припася, что нужно было для вечера, уже готовы были к приему гостей.
В новом, чистом, светлом, убранном бюстиками и картинками и новой мебелью, кабинете сидел Берг с женою. Берг, в новеньком, застегнутом мундире сидел возле жены, объясняя ей, что всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше себя, потому что тогда только есть приятность от знакомств. – «Переймешь что нибудь, можешь попросить о чем нибудь. Вот посмотри, как я жил с первых чинов (Берг жизнь свою считал не годами, а высочайшими наградами). Мои товарищи теперь еще ничто, а я на ваканции полкового командира, я имею счастье быть вашим мужем (он встал и поцеловал руку Веры, но по пути к ней отогнул угол заворотившегося ковра). И чем я приобрел всё это? Главное умением выбирать свои знакомства. Само собой разумеется, что надо быть добродетельным и аккуратным».
Берг улыбнулся с сознанием своего превосходства над слабой женщиной и замолчал, подумав, что всё таки эта милая жена его есть слабая женщина, которая не может постигнуть всего того, что составляет достоинство мужчины, – ein Mann zu sein [быть мужчиной]. Вера в то же время также улыбнулась с сознанием своего превосходства над добродетельным, хорошим мужем, но который всё таки ошибочно, как и все мужчины, по понятию Веры, понимал жизнь. Берг, судя по своей жене, считал всех женщин слабыми и глупыми. Вера, судя по одному своему мужу и распространяя это замечание, полагала, что все мужчины приписывают только себе разум, а вместе с тем ничего не понимают, горды и эгоисты.
Берг встал и, обняв свою жену осторожно, чтобы не измять кружевную пелеринку, за которую он дорого заплатил, поцеловал ее в середину губ.
– Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей, – сказал он по бессознательной для себя филиации идей.
– Да, – отвечала Вера, – я совсем этого не желаю. Надо жить для общества.
– Точно такая была на княгине Юсуповой, – сказал Берг, с счастливой и доброй улыбкой, указывая на пелеринку.
В это время доложили о приезде графа Безухого. Оба супруга переглянулись самодовольной улыбкой, каждый себе приписывая честь этого посещения.
«Вот что значит уметь делать знакомства, подумал Берг, вот что значит уметь держать себя!»
– Только пожалуйста, когда я занимаю гостей, – сказала Вера, – ты не перебивай меня, потому что я знаю чем занять каждого, и в каком обществе что надо говорить.
Берг тоже улыбнулся.
– Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, – сказал он.
Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.

Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]

Изяслав небольшой городок на реке Горынь, на севере Хмельницкой области. Исторически это уже Волынь. Город времен Киевской Руси и уже официально ему тысяча лет. Основание города предписывают князю Изяславу, сыну киевского князя Владимира и княгини Рогнеды. Старое название городка как и города в Беларуси, Заслав(Заславль). В 1910 году по распоряжению Николая II , город стал Изяслав.Город многократно разрушался татарами в древности и достопримечательностей времен Киевской Руси не имеет. Все сегодняшние исторические постройки уже времен Речи Посполитой. Да и те что сохранились нуждаются в реставрации. Изяслав мог стать вторым после Каменца-Подольского, туристическим центром Хмельницкой области, но удаленность от основных туристических дорог, плюс полное игнорирование властью, привело к тому, что Изяслав пожалуй самый депрессивный районный центр области.

Одно из главных достопримечательностей города, Бернардинский монастырь. Строительство продолжалось с 1596 по 1610 год.


Один из немногих монастырей в стиле ренессанс. еще при въезде в город видна стройная башня.. Монастырь был оборонный, как крепость и мог выдерживать многомесячные осады.


В советское время комплекс монастыря с костелом, стал тюрьмой строгого режима и по сей день выполняет эту функцию. Осмотр в данное время невозможен, разве что совершив серьезное преступление. Вообще дурная слава у Изяславской колонии, сюда целенаправленно сажают,ломать, по типу Соловецкого монастыря в России...



Колокольня без колоколов..


Может и будут лучшие дни для монастыря и колонию переведут в другое место..



Уцелевшая башня Староместского замка 1539 год. Находится невдалеке от монастыря. Построен замок был князем Юрием Заславским(от которого и пошел род Заславских). Есть версия что это княжеская сокровищница при замке. Холм на котором стоял замок называют Рогнеда в честь жены князя Владимира. Возможно ранее здесь и находился княжеский деревянный замок времен Руси..


Внутри башни.



Собор Рождества Христова..конец 19 века. Хотя местные жители говорят это лишь восстановленный храм от прежнего, взорванного в 30х годах 20 века..




Мост через реку Горынь.


Старая мельница конца 19 века.


одно из интереснеших строений Изяслава. Позднеготический Костел Иоанна Крестителя 1599г. Костел бы построен князем Янушем Заславским, который перешел к тому времени в католичество(хотя в детстве был крещен как православный). Пожалуй единственный готический храм восточней Збруча(не считать собор в Каменце- Подольском он был по большей части, позднее перестроен в стиле барокко). В 18 веке немного добавили черты ренессанса.


Собор имеет высокую башню, которую венчал длинный шпиль.



Внутри костела...


В свое время, костел был усыпальницей князей Сангушко.


Интересно, что собор пережил две мировые войны без особых потерь. В советское время, в костеле был склад, а потом краеведческий музей. в 1960х годах в костел был сильный пожар, рухнула черепичная крыша костела, со временем разрушилась и верхушка костельной башни.. Костел просто закинули..


Ни в советское время, ни в годы независимости, костелом никто уже не занимался..


Гораздо больше повезло другому римо-католическому костелу Св. Йосифа. Этот костел был построен архитектором Паоло Фонтаной в 1760 году. Интересный образец позднего барокко, такой на Волыни один.



В наши дни храм отреставрирован, проводятся службы.



В 19 веке к костелу, был пристроен монастырский комплекс.



Сейчас здания монастыря использутся для различных организаций, детских кружков.


Рядом с костелом, через старинный мост находится еще одна достопримечательность в руинах..

Расстояние до Хмельницкого по ж/д - 146 км, по автодорогам - 103 км.

География

История Изяслава

Древний Изяслав находился на восточной границе Волынской земли в междуречье Горыни и Случи . Город заложен как сторожа на киево-волынской границе во первой половине XII века волынским князем Изяславом Мстиславичем , правившим здесь в 1135-1142 гг .

В XV-XVI веках через каждые 10-20 лет город подвергался нападениям татар. В частности, есть данные о нападении татарских войск в 1491, 1534 и 1577 годах. В 1491 году под Изяславлем произошло сражение между татарами и войском, возглавляемым маршалком волынским, наместником новогрудским, а годом позже и великим гетманом литовским , Семёном Гольшанским и каштеляном львовским Николаем из Городца.

Ещё одно примечательное сражение у Изяслава произошло в 1534 году между татарами и казаками Венцеслава Хмельницкого , который по приказу польского короля Сигизмунда I был послан перекрыть дорогу отряду крымских татар, прорвавшихся из Крыма через Бессарабию .

Войскам, прорвавшим оборону противника и освободившим Изяслав и другие города, приказом Ставки ВГК от 5 марта 1944 г. объявлена благодарность и в Москве дан салют 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий .

  • 59-я инженерно-сапёрная бригада (полковник Серебряков, Борис Петрович)
  • 1076-й армейский истребительный противотанковый артиллерийский полк (подполковник Калинин, Фёдор Александрович)
  • 58-й отдельный дивизион бронепоездов (майор Мариджанов, Иван Сергеевич)
  • 752-й истребительный противотанковый артиллерийский дивизион (капитан Пискун, Иван Яковлевич)
  • 379-й отдельный батальон связи (майор Блюштейн, Лазарь Хонович) .

Указом Президиума ВС СССР от 19.03.1944 года за образцовое выполнение заданий командования в боях за освобождение городов Староконстантинова , Изяславля, Шумска , Ямполя , Острополя и проявленные при этом доблесть и мужество 23-я гвардейская мотострелковая Васильковская бригада награждена орденом Красного Знамени .

Промышленность

В городе работают более десяти крупных предприятий. Среди них - хлебозавод, лесхоз, маслозавод, комбикормовый завод, ООО «Бартник» (основная деятельность: заготовка и переработка продуктов пчеловодства, экспорт), швейная фабрика, мясоперерабатывающее предприятие. За первое полугодие 2008 года выпуск промышленной продукции составил 22,9 млн гривен . Расчётный темп роста - 124,29 %. На базе завода «Харчомаш», который долгое время не работает, планируется организовать картонно-бумажную фабрику.

Достопримечательности

Кельи монастыря построены в 1606-1610 годах архитектором Я. Мадлена, перестроены в 1727 году . Кельи кирпичные, двухэтажные, на восточном фасаде ― ризалит, образуемый трапезной . В центре восточного фасада высокий барочный фронтон, декорированный нишами и волютами. Интересным в архитектурном плане является одноярусный тамбур перед западным входом с пышным барочным фронтоном.

Руины замка (1539) в действительности являются зданием, находившемся на территории замка, где хранилось княжеское имущество. При раскопках здесь обнаружены остатки домов XII-XIII вв., замковых стен. Здание двухэтажное, с подвалами из дикого камня, в кладке есть обработанные белокаменные блоки - видимо, из более ранних построек. Второй этаж и башня из кирпича. Подвал и этажи связаны внутристенными каналами для подъемников.

Костёл Иоанна Крестителя (Фарный) (1599) построен архитектором Я. Мадлена по заказу князя Ивана Заславского, разрушен в казаками Богдана Хмельницкого , перестроен в 1756 архитектором П. А. Фонтана. Был усыпальницей князей Заславских и Сангушко. Построен из камня и кирпича: шестистолпная базилика с башней на заваде и граненой апсидой на востоке. Под алтарной частью крипта . На щипце северного ризалита две ключевидные бойницы. Архитектура костёла ― удачный пример сочетания элементов готики с ренессансом .

На территории замка XV в. находится усадьба XVIII века. Построена П. А. Фонтана в стиле барокко. Это дворец с аркадой-галереей и примыкающим к ней флигелем, мостик, костёл. От усадебного дворца XVIII века остались лишь руины. Дворец перестраивался в 1870-е гг. Он кирпичный, двухэтажный, с мансардами. Нижний этаж делится на две равные половины коридором. Имеется центральный овальный зал с широкими маршами лестниц вдоль стен. Усадебный костёл св. Иосифа (1750-1760) пострен П. А. Фонтана, это ― кирпичная шестистолпная трёзнефная базилика с прямоугольной алтарной частью. По сторонам главного фасада ― трёхъярусные башни-колокольни, соединённые с основной частью переходами .

Галерея

    Izyaslav Central square.jpg

    Центральная площадь

    вид на монастырь Ордена Святого Бернара

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Центральная улица

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Улица Шевченко (Майдан)

    A viev in New Zaslav.JPG

    Вид на город

Город на старых рисунках и фотографиях

    Zaslav zamok old.png

    Старый замок

    Костел Святого Івана Хрестителя. Заслав.jpg

    Костёл Св. Иоанна Крестителя

    The Big synagogue in Zaslav.jpg

    Синагога

    Old zaslav 1910.jpeg

    Вилы города

    Old zaslav postcard.png

    Старый Изяславль

    Костьол Святого Йосипа Заслав поштівка.jpg

    Костёл св. Иосифа

    St Michael`s chirch Zaslav.jpeg

    Костёл св. Михаила Архангела

    Заслав на Волині. Поштівка. 1910.jpg

    Изяславль на Волыни. Почтовая открытка

    Заслав.Палац Санґушків від парку.png

    Дворец Санггушко

    Монастир бернардинів Заслав.png

    Монастырь бернардинцев

Напишите отзыв о статье "Изяслав (город)"

Примечания

  1. Пескова А. А. Древний Изяславль // КСИА. ― М., 1981. Вып. 164
  2. Каргер М. К. Древнерусский город Изяславль в свете археологических исследований 1957-1964 // Тезисы докладов советской делегации на I международном конгрессе славянской археологии в Варшаве. ― М., 1965
  3. Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси в IX-XIII вв. ― Киев, 1985
  4. Archiwum książąt Lubartowiczów-Sanguszków w Sławucie / wyd. B. Gorczak. - Lwów, 1890. - T. 1. - S. 62; Polski Słownik Biograficzny. - Wrocław, 1979. - T. 24. - S. 497; Słownik Geograficzny królestwa polskiego i innych ziem słowiańskich. - Warszawa, 1895. - T. 14. - S. 445.
  5. Богдан Хмельницкий, летопись еврея-современника Натана Ганновера, о событиях 1648-1652 годов в Малоросии вообще и о судьбе своих единоверцев в особенности. - Одесса, 1878. - С. 62-63.
  6. Archiwum państwowe w Krakowie. - Archiwum Sanguszków, Rękopisy. - № 62. S. 10.
  7. Баранович Залюднення України… - С.114-140.
  8. Міньков І., Стецюк В. Ізяслав. Історико-краєзнавчий нарис. Матеріали для лекцій та бесід до 1000-річчя міста. Хмельницька обласна організація товариства «Знання». Рукопис. − С. 22.
  9. Пыхалов И. Великая Оболганная война. - М.: Яуза, Эксмо, 2005. - 480 с. Глава 3. «Миф о кавалерии».
  10. Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины, 1979. С. 81-112. Гл. 6. На новой основе.
  11. Освобождение городов. - М.: Воениздат, 1985.
  12. / М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985. 598 с.
  13. Исаев А. В. От Дубно до Ростова. - М.: АСТ; Транзиткнига, 2004.
  14. Сайт Soldat.ru.
  15. Skrabski J. Paolo Fontana. Nadworny architekt Sanguszkόw.― Tarnόw, 2007. ISBN 978-83-85988-77-9 польск
  16. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Т. 4. ― Киев, 1986. С. 204-206

Литература

  • Коваленко Л. А. Ізяслав: Історичний нарис. - Львів: Каменяр , 1966. - 27 с.
  • Міньков І. І. Ізяслав - місто старовинне: Історико-краєзнавчий документальний нарис. - Шепетівка, 2000.
  • Верменич Я. В. Ізяслав // Енциклопедія історії України. - Т. 3. - Київ, 2005. - С. 429-430.
  • Міньков І. І. , Стецюк В. В. Ізяславський Край: природа - історія - людина. - Київ: Сталь, 2008
  • Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины, 1979.

Ссылки

  • (укр.)
  • (укр.)
  • (укр.)

Интересные антропологические материалы времен татаро-монгольского нашествия. Несколько удивляет политически-идеологическая канва, сразу ставящая под сомнение изложенные материалы (ей впрочем можно принебречь), равно как и безвариантная интерпретация некоторых археологических артефактов, например, широко распространненых во втором тысячелетии н.э. т.н. срезней.
Оригинал взят у sinn_fein в Новости археологии, евразийство и единый учебник по истории

Это череп русского воина, найденный недавно во Владимире при вскрытии санитарного захоронения времен монгольского нашествия. На черепе видны три травмы, две не смертельные, первая от стрелы, вторая от сабли и лишь последняя, смертельная в висок от булавы. Воин, истекая кровью, бился до последнего...

Однако, данные последних археологических открытий вряд ли попадут в путинский "единый учебник по истории", в котором сами понятия "татаро-монгольское иго" и "татаро-монгольское нашествие" стыдливо заменены безобидной травоядной "системой зависимости русских земель от ордынских ханов". И это несмотря на то, что словосочетание "татарское иго" впервые появилось аж в 1660 году (в "Сказании о Мамаевом побоище"). Однако идеологическая целесообразность в очередной раз взяла верх над здравым смыслом и исторической правдой. Уж очень не хочется власти и ее евразийским приспешникам признавать, что русские дрались с татарами, превосходящими русских числом, по сути один на один, без союзников. Вот видимо и решили современных татар (потомков волжских булгар) и среднеазиатских гастарбайтеров не обижать. Евразийцы и Фоменко рукоплещут. Наконец-то их фантасмагории о союзе Руси и Орды, отрицания факта нашествия и последующего за ним татаро-монгольского ига приняты в качестве официальной исторической доктрины. А что до истины - им плевать.
Что ж. Вернемся однако в реальность. А реальность такова: в последние несколько лет были обнаружены несколько так называемый санитарных захоронений времен "Западного" похода Батыя на Русь, которые красочно демонстрируют какой это был "союз". Но сначала, для затравки, цитата из Льва Николаевича Гумилева ("В какое время мы живем"):

Углич не сопротивлялся татарам. Все население попряталось в лесу, за исключением купцов, которым жалко было бросать свое имущество и которые заключали соглашение с татарами о выплате небольшой контрибуции лошадьми и продуктами в обмен напайдзу- охранную грамоту от татар. Так уцелел Углич, и не он один, уцелела Кострома, Тверь, Ярославль - все города по Волге уцелели именно потому, что они заключили мир с татарами и монголами. Какое там завоевание! Какое там иго - не было его!
К Ярославлю мы еще вернемся. Итак,

Владимир

Летом 2011 г. сотрудниками «Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» были проведены исследования на участке строительства по ул. Златовратского д.1. Впервые было обнаружено массовое захоронение большого количества людей, с огромной долей вероятности, погибших в результате осады города монголо-татарами в феврале 1238 г.
Захоронение было осуществлено в хозяйственной яме внутреннего двора древнерусской усадьбы, сожженной во время взятия города. Об этом свидетельствует большое количество элементов сгоревших деревянных конструкций и зерна, также найденных в этой яме.
Общее число погребенных - не менее 50 человек. Из них не менее 36 - взрослые, возраст которых 20-25 - 40-50 лет. 13 - дети и подростки (28% от общего числа погребенных), от новорожденных (до 3 месяцев) до детей 11-12 лет. 1 - подросток возрастом от 12-15 лет . Травмы у детей сравнимы по характеру с травмами взрослых, но единственным типом травм являются переломы костей черепа. Практически все детские черепа находятся во фрагментированном состоянии.
Обращает на себя внимание половой состав: количество мужчин чуть больше (53%), чем количество женщин (47%), что косвенно подтверждает отсутствие врагов в захоронении, поскольку примерно соответствует обычной пропорции полов русского горда. Особенностью данного захоронения является практически полное отсутствие людей пожилого возраста, что отличает данное захоронение от захоронений так называемых "палеонтологических" (курганных). Анализ полученных данных позволяет заключить, что в представленной выборке также довольно обычное для Владимира тех времен соотношение взрослого и детского компонента.

череп женщины-славянки 30-40 лет, настигнутой и убитой всадником сзади (рубленная рана).

Следует отметить, что данное захоронение характеризуется очень высоким процентом травм, несовместимых с жизнью. Характер травм позволяет однозначно интерпретировать их как полученные в результате нападения отряда вооруженных всадников.
Все травмы могут быть разделены на 2 большие группы рубленые и колотые, нанесенные острыми предметами, и переломы костей черепа при действии тяжелого тупого предмета. У мужчин преобладают рубленые, у женщин и детей раны тяжелым тупым предметом. Травмирующий предмет был небольшого диаметра (около 5-6 см), но большой разрушительной силы, по-видимому, тяжелый, что вызывало сквозной пролом костей черепа (предположительно, булава или палица).
Обнаружены останки воина славянского антропологического типа, у которого помимо рубленого удара (саблей), не ставшего смертельным, отмечена не смертельная рана, нанесенная небольшим заостренным предметом (стрелой), а также смертельный перелом костей черепа в височной области, череп в результате удара был разрушен до глазного яблока (см. фото сверху и снизу). Количество и характер травм воина доказывает отчаянную стойкость, упорство и героизм защитников города. Жители похоже понимали, что обречены, но не сдались, спасая свою жизнь.

У многих погребенных на черепах отмечены сразу 2 травмы, каждая из которых могла быть смертельной. Такая ситуация возможна, если практиковалось «добивание» жертвы.
У детей единственным типом травм во владимирском захоронении являются переломы костей черепа.


Таким образом, можно провести реконструкцию трагических событий, следствием которых стало появление массового единомоментного захоронения в санитарных целях. Очевидно, что имело место нападение хорошо вооруженного отряда всадников (рубленные раны нанесены сверху), в задачу которого входило тотальное истребление населения.
Все останки относятся к славянскому антропологическому типу, свойственному городскому населению Владимира.
По всей видимости, часть захоронения пострадала и была случайно уничтожена в ходе строительства жилого дома в 60-е годы.
Монгольская версия нападения подтверждается (в том числе) находками большого количества уникальных наконечников стрел (стрела-вилка), используемых только степняками. А также появлением признаков присутствия татар в более позднем по хронологии культурном слое (см. ниже, усадьба на ул.Гагарина)

монгольская стрела-"вилка"

Город отчаянно сопротивлялся, но был обречен, поскольку основные силы (дружина) были стянуты Владимирским князем Юрием Всеволодовичем к реке Сить для решающего сражения, которое состоялось 4 марта 1238 года и было русскими проиграно.

Татарское присутствие на завоеванных землях (Владимир)

В 2005 году во Владимире в районе ул.Гагарина, д.2 вышеуказанной группой владимирских археологов была обнаружена сгоревшая татарская усадьба, свидетельствующая о присутствии богатой татарской семьи (по всей видимости, наместника). Усадьба построена в самом "престижном" для того времени районе Владимира (в данном районе найдено самое большое количество кладов). По словам археологов это "владимирская рублевка XIV века". По характеру находок с огромной долей уверенности можно утверждать, что в усадьбе проживал ордынский татарин, поскольку найденные предметы никогда не использовались русскими и русские ими не торговали. К найденным предметам относятся:
1) фрагмент стеклянного кубка, изготовленного в Сирии (г.Алеппо, XIII-XIV век) в стиле "мамлюк"

2) фрагмент фляги с тисненным орнаментом в форме "калыпе", изготовленный в Хорезме (XIV век ), распространенной в Средней Азии и странах Востока

3) чаша или блюдо из керамики "Цзюнь-яо", Китай XII-XIII (первые находки подобной посуды на территории Восточной Европы)

4) фаянсы (кашинная керамика с непрозрачной поливой) типа "Минаи" (Иран, XIII-XIV век ) с арабской вязью и полуфаянсы (кашинная керамика с прозрачной поливой), производство - Ближний Восток (XIII-XIV век ) , люстровые полуфаянсы с росписью кашином (XIII-XIV век ) .

Кашинная керамика является уникальным "маркером" ордынцев (татаро-монгол), поскольку она всегда сопутствует их (и только их) присутствию. Данный тип керамики очень ценился в исследуемый период в Орде и богатые татары привозили/увозили ее с собой на всей протяженности всей своей миграции и расселения.

Ярославль

Теперь вернемся к Ярославлю, в котором по словам евразийца Л.Н. Гумилева не было ни ига, ни завоевания

Экспедиция Института Архиологии РАН под руководством А.В. Энговатовой в 2004-2005 году раскрыла ряд санитарных захоронений в историческом центре Ярославля. На исследуемой площади (1200 кв.м.) было выявлено 25 жилых и хозяйственных построек различной степени сохранности, зафиксировано более сотни хозяйственных и строительных ям. Выявлена смена планировки и застройки данного квартала, а также следы мощных пожаров, в том числе упомянутых в письменных источниках под 1501 и 1658 гг.
Первое захоронение (всего было открыто девять) было обнаружено под фундаментом Успенского собора в сооружении более раннего периода, углубленном в материк на 80-90 см (предположительно подклет жилого дома, фото сверху) сооружении, имеющем деревянные бревенчатые стены. Судя по хаотичному расположению костяков погребенных (на боку, на спине, плашмя, некоторые были сброшены в котлован вниз головой) захоронение было произведено в спешном порядке.

Среди человеческих костей были обнаружены кости животных. Среди останков также были найдены женские украшения, крест-тельник, кусочки ткани, виртажное стекло, фрагменты плинфы, обломки круговой керамики. По заключению специалистов по керамике погребение следует относить к первой половине XIII века. В первом захоронении были обнаружено останки 97 индивидуумов славянского (вятичского) антропологического типа (общее число найденных костяков в 9 захоронениях около 500). Число детей в группе - приблизительно треть. Исследуемая серия представляла собой одномоментный хронологический срез, что приближало ее к традиционной биологической группе (в отличие от палеоантропологических захоронений). По фрагментам тканей и других находок (шерсть, войлок, мех) с большой степенью вероятности можно утверждать, что люди погибли в холодное время. Что соответствует датировке нашествия Батыя (зима 1247-48 гг.).
Вторым стал колодец в котором было обнаружено останки не менее 77 человек. По сохранившейся древесине стен колодца установлено, что колодец был возведен не ранее 1228 года. Среди вещей были обнаружены предметы, попавшие в колодец во время его использования по прямому назначению (ковши, чаши, туеса).

Датировка археологического материала позволяет утверждать, что все девять захоронений были совершены синхронно - не ранее конца 1220-х годов и не позднее середины XIII века.
Исследование ярославских захоронений показало, что ближе к городским стенам и оборонительным валам (возле границ детинца) преобладают костяки мужчин среднего возраста 25-35 лет со смертельными травмами в лицевой части.

Ближе к центру города с преобладанием женских и детских скелетов (мужчин в два раза меньше) с травмами с области спины, причем женщин всех возрастов. В колодце где похоронены воины обнаружены останки (по всей видимости) ополченца - а именно в колодце обнаружен хорошо сохранившийся утепленный лапоть с зимней стелькой, в котором находились фаланги пальцев ног.

Патологоанатомы считают, что с момента смерти до момента погребения прошло несколько месяцев - в черепных коробках наличествуют личинки мух, а тела повреждены грызунами. Судя по всему, оставшиеся в живых жители спешно покинули город, что мертвые тела оставались лежать не погребенными до июня. Так же в пользу этой версии говорит, то обстоятельство, что в колодце обнаружены останки (скелет) коровы с признаками дистрофического истощения и веревкой на шее. Люди оставили город и привязанная корова издохла от голода. Найдены также отсеченные овечьи головы. По всей видимости татары отрубали баранам головы и обезглавленные туши крепили к седлу, продвигаясь дальше в глубь территории Руси.
По всей видимости погибшие были похоронены в непосредственной близости к месту, где их настигла смерть.
К числу причин смерти эксперты-криминалисты из Бюро судебной медицины Московского департамента здравоохранения, привлеченные к раскопкам, практически во всех случаях установили смерть в результате причинения травм, не совместимых с жизнью. К их числу можно отнести три характерные группы:
1) рубленные раны
2) колотые ранения
3) дырчатые переломы (см. фото)

пробитая насквозь лопаточная кость ребенка (дырчатый перелом)

Травмы не имели признаков заживления, то есть были смертельными. Повреждения детских скелетов привело специалистов к однозначному выводу, что детей не просто убивали, но и поднимали на копьях (обнаружены характерные зазубрины на позвоночнике и грудной клетке). Женщины и дети в основном погибли от ранений стрелами в грудь, спину и живот. У одного ребенка обнаружено ранение стелой в пяточную кость, что возможно только в случае, если ребенок убегал от пустившего в него стрелу.
В результате город был подожжен и сгорел дотла. Среди погибших также есть заживо сгоревшие.

Старая Рязань, Изяславль, Козельск, Москва, Киев

Аналогичные захоронения были найдены:
- в Старой Рязани в траншеях восточной части Северного городища (47 массовых захоронений), обнаружены в 1926 году. На костяках следы от рубящего оружия
- деревня Фатьяновка возле Оки, 1979 год. Убитых со следами насильственной смерти (проломы черепа, застрявшие в костях наконечники стрел) клали в три яруса без гробов. Некоторые признаки указывали, что хоронили смерзшиеся трупы
- Изяславль (близ села Городище Шепетовского района Хмельницкой области) - более 250 человек (включая женщин, стариков и детей) с травмами аналогичными Ярославлю и Владимиру (то есть, типичными). Многие трупы были сильно фрагментированы (изрублены на куски), большинство травм небоевому населению было нанесено сбоку, сзади и лежащим на земле. Группа М.К. Каргера
- Киев, 1892 год, погребения возле Великокняжеского двора, Десятинной церкви, Золотых ворот, Подола
- Козельск, Москва - летописи

Вот такой был прекрасный у нас союз русских и тюрок. Браво, евразийцы!

Антропология

Проведенные в Ярославле, старой Рязани и Владимире антропологические исследования показали, что все погибшие принадлежат к славянскому антропологическому типу из числа местных жителей. Что интересно, заселение славянами Северо-восточной Руси осуществлялось видимо двумя волнами (кривичей и вятичей). Поскольку по антропологическим факторам славяне, жители села, отличаются от славян, жителей города. Причем жители городов антропологически ближе к западным славянам, например, Смоленским. Данная картина не являлась общей на Руси, поскольку жители Киева и прилегающих к Киеву земель, например, относились к одному антропологическому типу - полянам. Находясь в зоне межэтнического и межплеменного контакта с финно-уграми (чудь, меря, мордва), северо-восточные и восточные славяне, однако, легко сегментируются и локализуются от финно-угров и уж тем более от монголоидов. Финно-угорское население региона отличается узкой и относительно длинной черепной коробкой и слабо выступающим переносьем, более высокой в сравнении со славянами уплощенностью лица на уровне скул, большим значением указателя изгиба скуловой кости.


Помимо славян двух типов и финно-угров (тоже нескольких типов) в регионе в небольшом количестве присутствовали буртасы (по всей видимости) - мало изученный этнос со слабыми чертами монголоидности по антропологическим признакам. Однако среди погибших во Владимире и Ярославле ни финнов, ни монголоидов нет. Вообще. Во-первых это свидетельствует, что города обороняли исключительно русские (славяне) и жили в городах только они. А во-вторых, что монголы тела своих погибших соплеменников сразу забирали и хоронили где-то в других местах (по крайней мере, их могилы еще не найдены). Однако, исходя из вышеназванных причин (безусловное временное присутствие татар в более поздний период), а также согласно многочисленным русским, европейским, персидским, арабским, китайским письменным источникам и прочим вещественным доказательствам не указывающим ни на какие усобицы и иные военные кампании, можно однозначно утверждать реальность нашествия степняков и их крайнюю жестокость в отношении покоряемого населения, оказывавшего сопротивление.

В статье использованы работы:
"Археология древнего Ярославля. Загадки и открытия" (глава 7) А.Н. Бужилова, Н.Н. Гончарова, М.В. Добровольская
"Массовое средневековое захоронение в Ярославле" А.В. Энголатова, Д.О. Осипов, Н.Н. Гончарова, А.П. Бужилова
"Антропологическое исследования памятника археологии "Культурный слой, валы и рвы древнего Владимира XII-XVII веков" (краниология, демография)" Н.Н. Гончарова
"Новые данные к проблеме славяно-финского взаимодействия в бассейне Верхней Волги и Оки" Д.С. Конопелькин
Отдельное спасибо за предоставленный материал и комментарии:
Гальчук Ларисе (руководителю )
Кабаеву Даниле Андреевичу (ведущему археологу
«Владимирского областного центра археологии при Владимирском государственном университете» )
Гончаровой Наталии Николаевне (к.б.н., Институт археологии РАН)

Слава Украине! Героям Слава!