Туризм Визы Испания

Подлодки пятого поколения: чего от них ждать? Подводной лодке «Лада» приделали жабры Подводная лодка калина

Еще в сентябре нынешнего года неназванный «высокопоставленный представитель командования Военно-Морского флота РФ», под которым без труда угадывался либо сам главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков либо один из его заместителей, уверенно заявил РИА «Новости»: «Серия из шести подлодок проекта 636.3 для ЧФ станет последней».

Уточним — не последней для Черноморского флота, а вообще последней, поскольку строительство многоцелевых дизель-электрических подводных лодок этого проекта («Варшавянка»), которое длится уже около полувека, решено прекратить. Далее, после 2020 года, как было сказано, на флот по плану должен пойти новый проект неатомных подводных лодок — «Калина». Над ним сейчас напряженно работает питерское ЦКБ «Рубин».

Принципиальное отличие перспективной «Калины» от «Варшавянки» — анаэробная воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ) и литий-ионная аккумуляторная батарея (ЛИАБ). Или двигатель, способный сутками работать под водой без доступа атмосферного воздуха. А это важнейший элемент скрытности для подводников. Поскольку с этими новинками не нужно слишком часто всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей, не нужно регулярно проветривать отсеки, в которых после долгого плавания в морских глубинах содержание углекислого газа в воздухе неизбежно достигает опасных для экипажа пределов.

Максимум трое-четверо суток подряд — вот время, которое могут непрерывно находиться под водой субмарины третьего поколения, к которым относится и «Варшавянка». Подлодки с ВНЭУ способны обходиться без всплытия раз в шесть-семь раз дольше. Таковы давно вошедшие в строй шведские подводные лодки типа «Гогланд», японские типа «Сорю», германские корабли проектов 212 и 214. Такой, надо полагать, в перспективе должна оказаться и перспективная российская неатомная подводная лодка «Калина».

Что ж, все в духе времени. Действительно удачным «Варшавянкам», самым малошумным в мире многоцелевым дизель-электрическим подводным лодкам (ДЭПЛ), вооруженным к тому же ставшим знаменитым на весь мир ракетным комплексом «Калибр», и впрямь давно необходима замена. Ведь они проектировались в том же ЦКБ «Рубин» почти полвека назад. Конструкторская мысль за минувшие десятилетия просто обязана уйти далеко вперед.

Однако внезапно в минувший четверг, 5 ноября, по случаю передачи Черноморскому флоту четвертой новенькой «Варшавянки», названной «Краснодаром», адмирал Чирков разом перечеркнул эти стройные рассуждения. Он заявил, что в Главном штабе ВМФ, оказывается, передумали и теперь намерены продолжить строительство именно «Варшавянок». Агентству ТАСС главком заявил: «Главное командование ВМФ рассматривает возможность строительства подводных лодок этого проекта (636.3) и для других флотов. В этом есть логика, так как подводные лодки проекта 636.3 обладают хорошей боевой эффективностью и эксплуатационными характеристиками».

Получается, в сентябре решение Минобороны и Главного штаба ВМФ было однозначным: «Варшавянки» больше не строим. У нас теперь есть кое-что получше". А в ноябре — внезапный поворот «все вдруг на обратный курс».

Столь резкая смена курса наших флотоводцев требует пояснений. По мнению опрошенных «Свободной прессой» экспертов-подводников и кораблестроителей, все дело в том, что со сменой для «Варшавянок» у нас давно не ладится. Несмотря на затраченные миллиарды, отечественной анаэробной установки для неатомной подводной лодки в России как не было, так и нет. Даже на подходе. И кроме кораблей устаревшего, но давно проверенного проекта 636.3 строить нам сегодня в этой области пока нечего.

Что широкой публике известно о работе ЦКБ «Рубин» над проектом «Калина»? Подозрительно мало.

Первое упоминание о «Калине» появилось весной нынешнего года. В июне 2015-го директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительный корпорации Анатолий Шлемов сообщил, что «в декабре 2014 года в ЦКБ „Рубин“ завершена научно-исследовательская работа „Калина-ВМФ“ в результате которой выполнен аванпроект перспективной многоцелевой неатомной подводной лодки с ВНЭУ и ЛИАБ в соответствии с тактико-техническим заданием Минобороны России».

Спустя несколько дней на Международном военно-морском салоне в Питере один из конструкторов ЦКБ «Рубин» отказался пролить хоть какой-либо свет на параметры будущей субмарины: «Это секретная информация. Никто об этом не знает и никто никогда не расскажет».

И это правильно, поскольку речь идет о новом оружии. Только ведь ссылками на военную тайну очень удобно прикрывать и собственные конструкторские неудачи. Не тот ли это случай?

Но продолжим анализировать сведения из открытых источников о работе над перспективными российскими неатомными подводными лодками. В 2014 году гендиректор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит заявил, что «Калина» станет боевым кораблем пятого поколения. Как уже сказано, проект 636.3 — третье поколение ДЭПЛ. Куда же пропало поколение № 4 наших подводных лодок?

А никуда. В теории оно представлено дизель-электрическими субмаринами проекта 677 «Лада». Которые в Главном штабе ВМФ много лет назад заранее назвали «принципиально новыми неатомными подводными лодками с двигателем замкнутого контура для действий в ближней морской зоне». Еще было сказано, что каждая из них сможет «в автономном режиме без всплытия находиться под водой по несколько недель».

По сравнению с «Варшавянкой» водоизмещение «Лады» конструкторы уменьшили в 1,3 раза (с 2 300 до 1 765 тонн). Сократили и численность экипажа — с 52 до 36 подводников. Зато еще увеличили скрытность плавания и максимальную скорость подводного хода (с 19 до 21 узла). Внесли и множество иных новшеств.

Словом, по всем статьям «Лада» должна была стать прорывом в будущее. В 2008 году ВМФ заявлял о планах принять на вооружение до 20 таких субмарин. Увы, по большому счету не принял ни одной. Головная — «Санкт-Петербург» — была спущена на воду в 2004 году и тут же потонула в море недоделок. Проблемы возникли с вооружением, с боевой информационно-управляющей системой «Литий», с гидроакустическим комплексом. Даже с двигателем, который никак не хотел выдавать более половины заявленной мощности. Хотя никакого «двигателя замкнутого цикла» на «Санкт-Петербурге» не было и нет. Стало быть, и этому кораблю не суждено «в автономном режиме без всплытия находиться под водой по несколько недель».

По сути — обычная ДЭПЛ. В 2010 году принята флотом в так называемую «опытовую эксплуатацию». Иначе говоря — отправлена на Северный флот для всякого рода конструкторских экспериментов.

Тем временем, на верфях застряли еще две «Лады». Первая названа «Кронштадтом», заложена в 2005 году. Вторую — «Севастополь» — начали строить еще через год. Ни одна не готова по сей день. Хотя и на этих субмаринах о ВНЭУ не идет и речи. Правда, «Кронштадт» обещают спустить на воду в декабре. Но с обычным двигателем. Время покажет, насколько реальны даже эти планы.

Одно можно сказать точно: на определенном этапе эта бесконечная канитель Главному штабу ВМФ сильно надоела. В 2012 году возник скандал. Прежний главком адмирал Владимир Высоцкий заявил: " Лада"? Этого корабля вообще нет, что про него говорить? Есть в опытовой эксплуатации подводная лодка «Санкт-Петербург», которая заявленные технические характеристики не показывает… Нам не нужны новые мозги с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же. В существующем виде «Лада» Военно-Морскому флоту России не нужна".

Утверждают, что именно это интервью стало поводом для отстранения Высоцкого от должности. Через три месяца 57-летний полный адмирал был отправлен в отставку. А его преемник Виктор Чирков тут же велел работы над «Ладой» возобновить.

Не жалеет ли он теперь об этом? Особенно, когда стало ясно, что в обозримой перспективе нам все равно придется пополнять флот старыми добрыми «Варшавянками»? Потому что больше нечем. Ведь даже если судьба проекта «Калина» сложится совершенно иначе — счастливо! — в этом возможно будет убедиться не ранее, чем через пять лет. А первые корабли нового проекта получить и того позже.

Правда, блеснула было надежда, что удастся довести до ума и «Ладу» (то есть строящиеся «Кронштадт» и «Севастополь»). В конце минувшего лета Чирков сообщил, что в 2015 году Россия приступит к испытаниям серийной подводной лодки с ВНЭУ. Дескать, ранее апробация новой силовой установки прошла на опытовой подводной лодке Б-90 «Саров».

Конец года уже наступил, а где же серийная подлодка? Где испытания?

Оптимизма попытались добавить неназванные «представители ВПК». 1 октября они заявили, что «в ближайшем будущем начнется серийное производство анаэробных установок, стендовые испытания которых признаны успешными». Если это так, с чего бы это главком ВМФ заговорил о продолжении строительства проверенных океаном и временем «Варшавянок»?

Где корни этих многолетних конструкторских неудач? Не претендуя на полноту обобщений, сошлюсь на свой давний разговор с заслуженным изобретателем РФ, доктором технических наук Николаем Кирилловым . По его мнению, мы долгие годы слепо копировали и продолжаем копировать опыт Германии в создании неатомных подводных лодок. На их субмаринах проектов 212 и 214 в двигателях замкнутого цикла использован водород. Со временем выяснилось, что это дорого и неэффективно. А сам путь — тупиковый.

Вариантом могли стать воздухонезависимые двигатели Стирлинга. По этому пути пошли шведы и японцы, чьи неатомные подводные лодки сегодня намного лучше германских. Правда, в Японии, оснастив двигателями Стирлинга первые шесть подлодок «Сорю», на остальные решили их не ставить, заменить литий-ионными батареями. Об этом недавно сообщило Defense News.

Как бы там ни было, но выходит, что за рубежом продолжают энергичные поиски лучших вариантов создания неатомных подводных лодок. Что мешает пойти по этому пути и нам, отказавшись от шаблонов?

Кирилов признался, что обсуждал эту тему с коллегами из ЦКБ ««Рубин». И вот что ему ответил один из собеседников:

— Мы за тридцать лет работы над водородными топливными элементами сожрали столько бюджетных денег, что если вдруг признать этот путь ошибочным, нас просто порвут на части.

ДЭПЛ проекта «Калина»
Основные характеристики
Обозначение проекта «Калина»
Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин»
Вооружение
Ракетное вооружение комплекс «Калибр»

«Калина» - название проекта неатомной подводной лодки 5-го поколения для ВМФ РФ. Лодки этого проекта должны заменить ДЭПЛ 3-го и 4-го поколений.

История

18 марта 2013 года в СМИ появилась информация, что специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» по заказу Министерства обороны РФ приступили к научно-исследовательским разработкам (НИР) по определению облика новой неатомной подводной лодки. К декабрю 2014 года работы были завершены, и подготовлен аванпроект, получивший обозначение «Калина-ВМФ». По аванпроекту предусматривается возможность размещения крылатых ракет комплекса «Калибр» , и использования двух вариантов двигательной установки - воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) и литий-ионной аккумуляторной батареи (ЛИАБ) .

Согласно годовому отчету ОСК за 2014 год проектирование лодки запланировано на 2015 год.

18 марта 2016 года объявлено, что в ЦКБ МТ «Рубин» закончена разработка проекта «Калина», который должен будет пройти согласование с Министерством обороны РФ. Строительство ПЛ 5-го поколения будет включено в государственную программу вооружений до 2025 года . А серийное производство начнется не ранее 2025 года.

28 июня 2016 года было сообщено, что первая неатомная подводная лодка проекта «Калина» будет заложена в 2018 году, строительство будет происходить на предприятии «Адмиралтейские верфи » .

ГЭУ

Главным преимуществом лодок 5-го поколения «Калина» должна стать воздухонезависимая энергетическая установка на основе электрохимического генератора . Она даст возможность находиться под водой без всплытия для зарядки батарей значительно дольше, чем лодкам с классической ГЭУ. Её разработкой занимаются в ЦКБ МТ «Рубин» .

В 2016 году завершены наземные испытания ВНЭУ, и в марте начата подготовка к выполнению морских испытаний на специальном плавучем стенде. Испытания начнутся на Балтийском море в 2016 году - сообщил генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит. По завершению испытаний, и начала серийного производства ГЭУ могут быть смонтированы на подлодке на любом этапе строительства, благодаря её модульному типу. Принципиальное отличие новой ВНЭУ от зарубежных аналогов - это то, что запас водорода не находится на борту а производится в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива в специальной установке.

Мы всегда гордились своим подводным флотом! Но подняться на вершину – это еще полдела, куда сложнее на вершине удержаться. И для этого нужно прилагать неимоверные усилия, чтобы снова и снова опережать остальных, разрабатывая и реализовывая прорывные военно-технические решения, вызывающие гордость своих и зависть чужих моряков!

В 2018 году будет заложена российская подлодка пятого поколения проекта «Калина», сообщил РИА Новости источник в Военно-морском флоте. Проект «Калина» для нас, безусловно, актуален, он должен быть очень удачным. Головную лодку заложим в 2018 году на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.

Строящиеся сейчас для ВМФ России субмарины (это проекты «Варшавянка», «Ясень» и «Борей») относятся к 4-му (или 4+) поколению, а готовящаяся к закладке «Калина» станет первой неатомной подводной лодкой в мире полноценного пятого поколения! Настоящий прорыв!

Итак, что нам известно о будущем флагмане подводного флота России? Конечно, с учетом строгой завесы секретности, которой, как и положено, окружен проект подобной значимости и масштаба.

Итак, «Калина» будет оснащаться анаэробной (воздухонезависимой) силовой установкой (АСУ). Главные ее отличия от применяемых сегодня агрегатов — отсутствие потребности во внешнем кислороде и очень низкий уровень шума при работе. Принцип работы АСУ основан на прямом преобразовании химической энергии в электрическую без промежуточной стадии горения.

В АСУ будет реализован один из вариантов водородного двигателя: при взаимодействии кислорода и водорода высвобождается большое количество энергии, а побочным продуктом реакции является дистиллированная вода, которую можно использовать для технических и бытовых нужд экипажа подводной лодки. Благодаря этому анаэробная подлодка может находиться под водой гораздо дольше, чем дизель-электрическая, а уровень шумовых характеристик силовой установки сопоставим с природным фоном океана!

Новая силовая установка разрабатывается в ЦКБ «Рубин», и в этом, 2016 году уже идут ее испытания на плавучем стенде. Кстати, еще одно новшество: благодаря блочно-модульной схеме агрегаты этого и подобного типов могут быть смонтированы на подлодке на любом этапе ее строительства.

Что еще, помимо силовой установки, будет отличать Калину от своих российских предшественников и зарубежных аналогов.

Во-первых – это новый корпус: новый как по форме и обводке, так и по конструктивному исполнению.

«Формирование облика корабля следующего поколения началось и идет с учетом замечаний и предложений, которые поступают в ходе эксплуатации кораблей предыдущего поколения и головных кораблей новых проектов», - сказал генеральный директор ЦКБ «Рубин». По его словам, сейчас проводятся научно-исследовательские работы (НИР) с целью определения конечного облика будущего корабля. Наряду с головным конструкторским бюро, в этом участвуют профильные институты Минобороны и Военно-морского флота (ВМФ) РФ, а также контрагенты «Рубина» - основные разработчики гидроакустических комплексов, радиоэлектронного оборудования, ракетно-торпедного оружия. Результатами такой работы, в частности, уже стали создание проекта атомной подводной лодки «Борей-А», модернизация проекта 636 для ВМФ РФ, улучшенный проект подлодки «Лада», отметил он.

От того, какой будет корпус ПЛ, по форме, водоизмещению и конструктивным материалам, зависят ходовые качества будущей подводной лодки, ресурс подводного хода, и конечно, малозаметность, что в условиях современных войн, качество едва ли не определяющее для боевых подводных лодок.

Также на подводной лодке пятого поколения появится принципиально новый комплекс электроники, навигации и управления вооружением. А еще пусковые комплексы ПЛ будут приспособлены для пуска ракет «Калибр» (а также унифицированы для перспективных ракет различных классов) как из подводного, так и из надводного положения, что сделает «Калину» настоящей плавучей «крепостью», сочетающей в себе колоссальную огневую мощь с крайней малошумностью, огромным запасом хода (в подводном положении), а также скоростью и маневренностью.

Итак, судя по имеющейся информации, «Калина», — а именно такое пока название у проектируемой подводной лодки 5-го поколения, — подобно «Армате» в танкостроении, будет опережать зарубежные аналоги как минимум на 10-15 лет, и задаст новую «планку» в подводном судостроении, до которой дотянуться в ближайшие годы будет просто невозможно!

Строительство ПЛ 5-го поколения, как заявили в Министерстве Обороны РФ, будет включено в государственную программу вооружений до 2025 года. А серийное производство начнется, ориентировочно, после 2025 года.

Ждем «Калину» с нетерпением!


НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТА «КАЛИНА»
NON-NUCLEAR SUBMARINE OF THE 5TH GENERATION PROJECT «KALINA»

Строительство неатомной подводной лодки пятого поколения может начаться в России через пять лет, сообщил журналистам в среду глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
«Я думаю, что лет через пять», - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
РИА Новости

28.06.2017


Аванпроект неатомной субмарины пятого поколения уже создан в России, идет согласование задания на разработку техпроекта. Об этом ТАСС рассказал вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев.
«Аванпроект перспективной неатомной подлодки пятого поколения разработки ЦКБ «Рубин» уже создан, идет согласование задания на разработку технического проекта корабля. Решение о начале его строительства будет приниматься после завершения технического проектирования», – сказал он
ТАСС

03.07.2017


Опытно-конструкторские работы (ОКР) по неатомной подводной лодке пятого поколения «Калина» завершатся в рамках госпрограммы вооружения (ГПВ) 2018-2025, сообщил на конференции в рамках военно-морского салона в Санкт-Петербурге замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.
Неатомные подводные лодка пятого поколения должны прийти на смену находящимся сейчас на вооружении ВМФ лодкам проектов 877, 636 (»Варшавянка»), а также 677 «Лада».
«Программа строительства неатомных подводных лодок пятого поколения заложена в ГПВ. Опытно-конструкторские работы по «Калине» должны завершиться до 2025 года», - сказал Бурсук.
Он подчеркнул, что «продолжение строительства подводных лодок проекта 677 «Лада» не отодвигает проект строительства подводных лодок «Калина», а будет вестись параллельно».
РИА Новости

Макет подводной лодки 5-го поколения «Калина» / Фото: bastion-karpenko.ru

Новейшая неатомная подводная лодка проекта "Калина" (пятое поколение) будет заложена в 2018 году, сообщил РИА Новости во вторник высокопоставленный источник в Военно-морском флоте (ВМФ).

"Проект "Калина" для нас безусловно актуален, этот проект должен быть очень удачный. Головную лодку заложим в 2018 году", — сказал собеседник агентства.

Справочная информация

«Калина» — название проекта неатомной подводной лодки 5-го поколения для ВМФ РФ. Лодки этого проекта должны заменить ДЭПЛ 3-го поколения.

Главным преимуществом лодок 5-го поколения «Калина» должна стать анаэробная воздухонезависимая энергетическая установка на основе двигателя Стирлинга модульного типа. Она даст возможность находиться под водой без всплытия для зарядки батарей значительно дольше, чем лодкам с классической ГЭУ. Её разработкой занимаются в ЦКБ МТ «Рубин», возможно с участием специалистов из ИИЦ «Стирлинг-технологии»

Техническая справка


Анаэробные энергетические установки на основе двигателей Стирлинга

Современные тенденции развития подводного флота свидетельствуют о необходимости оснащения неатомных подводных лодок (НАПЛ) воздухонезависимыми (анаэробными ) вспомогательными энергетическими установками.

Наиболее перспективным направлением в области создания анаэробных энергетических установок является использование в них двигателей Стирлинга. Б есшумность в работе, высокий к.п.д. (до 40%), многотопливность и значительный моторесурс современных двигателей Стирлинга (около 60 тыс. часов), позволяют рекомендовать его как универсальный двигатель для всех типов НАПЛ - малого, среднего и большого водоизмещения, а также для большинства типов подводных аппаратов, использование которых возможно в интересах геологоразведки, освоения континентального шельфа, экологического монито­ ринга, ликвидации последствий аварий на море и т.д.

Существующие типы анаэробных установок для подводных лодок


№ схемы Схема АНЭУ Топливо ПЛ, фирма
1 ДЭУ дизельное топливо+кислород "Малахит"
Россия
2 ЭХГ водород+кислород "212"
Германия
3 Двигатель
Стирлинга
метан+кислород "ИИЦ «Стирлинг-технологии»
Россия
4 Двигатель
Стирлинга
дизельное топливо+кислород Kockums
Швеция
5 ПТУ дизельное топливо+кислород Mesma
Фраеция


Инновационно-исследовательский центр «Стирлинг-технологии» является единственной в России компанией, специалисты которой имеют многолетний опыт проектирования анаэробных установок с двигателями Стирлинга для специальных объектов различного функционального назначения: объектов космического назначения, подводных технических средств и др. Технические решения защищены более 40 патентами РФ.

Специалистами компании разработана анаэробная энергетическая установка для перспективной подводной лодки XXI века на основе двигателя Стирлинга и сжиженного природного газа в качестве горючего.


Перспектиная неатомная подводная лодка с анаэробной установкой на основе двигателя Стирлинга и криогенных компонентов топлива (жидкий метан, жидкий кислород)

Анаэробные энергетические установки на основе двигателей Стирлинга, созданные специалистами ООО «ИИЦ «Стирлинг-технологии» защищены патентами РФ. ООО «ИИЦ «Стирлинг-технологии» владеет исключительными правами на использование данных технических решений на территории Российской Федерации.