Туризм Визы Испания

Петропавловский собор снаружи и внутри. Петропавловская крепость. Петропавловский Собор Петропавловский собор что на шпиле

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тонкий золотой силуэт Петропавловского собора - легко узнаваемый знаковый символ Северной столицы. С ним связано множество городских легенд и необычных исторических фактов. В этом храме никогда не венчались и не крестили детей. Даже отпевание усопших совершалось только для членов императорской семьи. Единственное исключение оговаривалось для комендантов Петропавловской крепости . Всех погребали сперва в самом соборе, а затем в специальной Великокняжеской усыпальнице.

История храма

Собор стоит на месте деревянной церкви на Заячьем острове, сооруженной по распоряжению Петра I в 1703 г. вместе с основанием будущей столицы. Каменные стены вокруг нее начали строить по проекту Доменико Трезини через 10 лет, не разрушая прежнего здания. В фундамент заложили частицу мощей святого Андрея Первозванного.

Для курантов башенных часов в Голландии купили редкостный карильон. После установки шпиля высотой 40 м в 1723 г. собор почти 300 лет оставался самым высоким зданием города. После 1917 г. большую часть ценностей вывезли в Москву, где и благополучно затеряли. Исторические артефакты осели в Эрмитаже и других музеях города. В 1924 г. собор тоже стал музеем, благодаря чему сбереглись его художественные ценности.

Архитектура и интерьер

Внешне это строение очень мало напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают только строгие пилястры и барельефы херувимов над окнами. Главное внимание приковывается к барочному фасаду, плавно переходящему к высокой колокольне под золоченым шпилем. Его навершие - флюгер в виде ангела с крестом высотой 3,2 м.

Рассказывают, что однажды молния сильно повредила главное украшение собора. Только кровельщик Петр Телушкин сумел взобраться наверх по веревке и устранить дефект. Петр I наградил его пожизненным правом бесплатно пить хмельное во всех кабаках Российской империи. Дальнейшая судьба мастера неизвестна.

Доминантой интерьера служит великолепный резной иконостас со стоящими перед ним фигурами Петра, Павла и 4 евангелистов. Он весьма напоминает триумфальную арку. И понятно почему - император задумывал храм как памятник победам русского оружия. Здесь хранились ключи от взятых городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них находятся в Эрмитаже, в соборе только копии. Экскурсанты поднимаются на колокольню, любуются панорамой Петропавловской крепости, осматривают механизм карильона.

Великокняжеская усыпальница

Второе предназначение собора - служить местом последнего упокоения членов императорской фамилии. Склеп самого Петра I находится в приделе Св. Екатерины.

Рядом с ним с 1998 г. лежат останки семьи Николая II и их спутников - врача, повара, слуги и горничной.

К началу 19 века места для захоронений в храме не осталось, и была построена специальная Великокняжеская усыпальница, соединенная с ним переходом. Последнее захоронение состоялось в 2006 г., когда сюда перенесли из Дании прах матери последнего русского царя императрицы Марии Федоровны. C 1990 г. В соборе совершаются панихиды по русским императорам.

Практическая информация

Как добраться: до ст. метро «Горьковская», затем пешком через Александровский парк и Кронверкскую набережную.

Время работы Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы: с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00, в субботу - с 10:00 до 17:45, в воскресенье - с 11:00 до 17:45.

Цена билета для взрослых - 450 RUB, для учащихся - 250 RUB, для пенсионеров - 200 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

18 век, Россия ведет Северную войну со шведами. Решается вопрос о необходимости нового укрепления со стороны Финского залива. Петр І, Александр Меньшиков и ЛамбЕр де ГерЕн выбирают новое место для построения крепости – заседают, спорят и выбор их падает на Заячий остров…

Так зарождалась самая таинственная и легендарная страница в русской истории – страница, посвященная Петропавловской цитадели. Именно со дня 16 мая 1703 года, с первого заложенного камня этой крепости берет начало и история Петербурга.

Известно, что первоначальное возведение крепости, называвшейся на голландский манер «Санк-Питер-бурх», не предполагало даже основания в этих местах города, не говоря уж о столице. Но все решает Его Величество Случай, который и определил своей волей дату основания Петербурга.

На построение укрепления были брошены все силы: солдаты, пленные шведы, а от каждой губернии – крепостные. Сам Петр І со своими сподвижниками курировали строительство. На их плечи порой ложились не только обязанности следить за ходом работ, но и совмещать функции «прорабов» и «банкиров» – поставлять строительный материал и финансировать работы.

В день апостолов Петра и Павла – 29 июня – в крепости начали строить храм. Сегодняшний величественный Петропавловский собор тогда представлял собой простую деревянную церквушку. Праздничный день параллельно стал и днем именин «Санк-Питер-бурха». Это название распространилось и на поселение-город: так Санкт-Петербург получил в дар свое имя 29 июня 1703 года.

История не стоит на месте, и вот мы уже переносимся в 1712 год. Через Архангельск и Москву в Петербург добирается некий ДоменИко ТрезИни – первый архитектор «северной столицы». Вдоволь налюбовавшись русской деревянной и белокаменной архитектурой, он предлагает довольно дерзкую по тем временам идею: острый, молниеносно взлетающий в небо, шпиль. Откуда такая жажда ворваться в бесконечные просторы? Возможно, причина крылась в желании быть ближе к Богу, возможно автор представлял себе некоего посредника между небом и землей, между Богом и людьми. Им стал «Летящий Ангел», венчающий острие шпиля. Помня о бесполом характере небесного воина, петербуржцы ласково называют его «Летящей девой».

Достаточно изменений привнесли годы в облик собора: в 18-м столетии он пережил восстановление после пожара, освящение придела святой Екатерины, приобрел стильное украшение на колокольню – куранты мастера из Голландии.

В 19-ом веке величественный собор дождался из ремонта фигуру ангела, позволил заменить на колокольне деревянные конструкции на металлические, тем самым увеличив свой рост на 10,5 м, приглянулись ему и новые царские ворота, выполненные из бронзы.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, спустя 5 лет превращен в музей, при этом утратив большинство ценностей.

Великая Отечественная война оставила на соборе свой глубокий отпечаток: здание сильно пострадало во время бомбежек. В 50-е годы прошлого столетия отреставрировали фасады и интерьеры собора, а затем передали Музею истории города.

Лишь в 1990 годы Петропавловский собор вернулся к своему прямому предназначению: в храме проходили панихиды по российским императорам, а спустя десятилетие – и богослужения.

Достопримечательности легендарного собора

Если еще несколько лет тому назад собор был самым высоким сооружением Северной Пальмиры (при своих 122,5 м «роста»), то сейчас уступает первенство местным великану-небоскребу и жилому комплексу-богатырю.

В свое время Петропавловский собор мог похвастаться уникальной коллекцией трофейных знамен и ключей от захваченных городов и крепостей, которая на протяжении двух веков хранилась в его стенах. Сегодня в соборе представлены лишь копии, а сами реликвии переданы в Эрмитаж.

Особенностью местной колокольни являются 103 колокола, 31 из которых сохранился еще с 1757 года.

Усыпальница царственных особ: слухам не до сна

Об усыпальнице рода Романовых в Петропавловском соборе слухи, догадки и домыслы гуляют давно. Говорят о якобы пустых могилах, а одно из преданий гласит, что Николай ІІ вообще как-то обронил, дабы его могилу не думали искать.

Первой в соборе была погребена малолетняя дочь Петра и Екатерины. В 1785 году туда внесли гроб Петра І, что определило весь последующий порядок захоронения царствующих особ. В соборе нашли свое упокоение все русские императоры.

Относительно праха Николая ІІ и его семьи, то споры не утихают до сих пор. И если Государственная комиссия вынесла заключение о неоспоримой принадлежности останков императорской семье, то Русская православная церковь не смирилась с подобным заключением.

В каждом посещаемом ими городе туристы неизменно находят любимый памятник-«талисман», исполняющий желания. В Питере таковым считается надгробие Павла І, которое овеяно чем-то сверхъестественным и даже экзотическим. По слухам, могила дарит настоящие чудеса уверовавшим в них. Жаждешь избавиться от надоевшей болезни иль от боли зубной? Прикоснись щекой к саркофагу и все как рукой снимет. Нерадивым студентам подобное прикосновение приносит удачу на экзаменах, а тем, кто посолиднее, – разрешение судебных споров, служебный рост и везение в бизнесе. Этот же ритуал обещает налаживание личных дел и устранение семейных неурядиц.

Знаменитый собор: факты без аргументов

Петропавловский собор увенчал 50-рублевую российскую купюру – его образ украшает задний план лицевой стороны.

«Летящий Ангел», увенчивающий Петропавловский шпиль, несколько лет был логотипом телеканала «Петербург».

Петропавловский собор поражает уникальной церковной музыкой: в нем звучит карильон – колокольный орган. Этот хитроумный механизм в силах заставить колокола исполнить любую мелодию.

Легенда ль, быль, а жест остался…

Легенды о Петропавловском соборе начали слагать еще с момента закладки первого его камня. Одно из преданий гласит: Петр І зарыл в его основании золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Возможно, император поступил так, ибо знал, что сооружение строится на месте бывшего языческого храма, где в свое время проводились обряды жертвоприношения. Астролог Павел Глоба уверяет: Великий Петр отдал приказ о строительстве только после того, как орлы, почитаемые правителем как вестники потустороннего мира, сделали несколько кругов над сей местностью.

А судя по семейной легенде потомков Трезини, зодчий сознательно придал колокольне Петропавловки контуры, схожие с фигурой Петра І, дабы возвести, таким образом, своеобразный памятник государю.

Не обошелся без своей легенды и Петропавловский Ангел. Оказывается, поставлен он на стражу императором Петром І неспроста: находясь на самой высокой точке города, главной миссией его было оберегать город от всевозможных напастей. Что ж, скорее всего, на самом деле знаток европейской архитектуры Трезини просто хотел одновременно «убить двух зайцев» – и собор украсить, и флюгер приобрести.

Классикой строительного мастерства стала история Петра Телушкина – мастера, ремонтировавшего Ангела. При помощи нехитрых приспособлений крестьянин добрался до верхушки шпиля и исправил все повреждения. Легенда гласит: за сей подвиг мастер был вознагражден пожизненной возможностью заказывать выпивку в любом русском кабаке. Достаточно Телушкину было щелкнуть по клейму на шее, как ему тут же подавали выпивку. Отсюда, кстати, и берет свое начало характерный жест приглашения на «праздник души».

А история об определении месторасположения Петропавловского собора, причастии Петра Первого к масонству и о ниточке, ведущей к священному Граалю, совсем уж окутана загадками. Но это уже совсем другая страничка…

Описание

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Панорама на Петропавловскую Крепость и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге лучше всего открывается с Дворцовой набережной от Эрмитажа. Комплекс сооружений Петропавловской крепости занимает всю территорию Заячьего острова, соединенного мостом через Кронверкский проток с Петроградской стороной. Гладь реки Невы, несет свои воды к Финскому заливу. Петропавловская крепость, выполненная по лучшим образцам военных фортификационных сооружений Европы, одета в гранит с неприступными бастионами.

Торжественный Петропавловский собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной башенкой сложной формы и стрелой золоченого шпиля с ангелом, куполом на высоком барабане и башенкой с золоченой главкой и крестом создает неповторимый силуэт. Отдельный корпус Великокняжеской усыпальницы, под большим четырехгранным куполом, соединен с собором через переход. Неповторимое сочетание военной крепости и религиозного сооружения, дополняют друг друга. Синтез водной стихии, архитектуры и небесного простора определяет то лицо города Святого Петра, которое живет в сердце каждого человека, видевшего эту незабываемую панораму хотя бы один раз в жизни.


Названный в честь небесных покровителей Санкт-Петербурга Святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский собор является одним из главных символов города на Неве. Собор, выполненный в стиле петровского барокко, сориентирован вдоль течения реки Невы. С западной стороны расположена четырехгранная каменная четырех ярусная колокольня с окнами, башней сложной формы и высоким шпилем с ангелом и крестом (122,5 метра), в фасадной стене, украшенной валютами на уровне первого и второго ярусов полуколоннами и полуциркульными нишами, расположен главный вход, украшенный треугольным портиком с колоннами. Над восточной алтарной частью расположен высокий многогранный барабан с продолговатыми окнами и сложным по форме куполом с овальными окнами, башенкой с золоченой главкой и крестом. Собор покрыт двухскатной крышей. Ритм пилястр на боковых фасадах повторяет ритм высоких прямоугольных окон

.

Деревянная Петропавловская церковь в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь была заложена 12 июля 1703 года в день Cвятых апостолов Петра и Павла. Оштукатуренные фасады церкви были расписаны под желтый мрамор. В небольшой башне со шпилем, построенной на голландский манер, было устроено несколько колоколов, на которых специальный человек вручную ударяя в определенный колокол, указывал количество часов в течение суток.


Каменный Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Большой каменный Петропавловский собор начали строить в мае 1714 года по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини прямо вокруг деревянной церкви, которую позже разобрали и перенесли в другое место. Для каменного собора был вырыт ленточный фундамент глубиной в 2 метра. По пожеланию царя Петра I первой начали возводить колокольню, она была необходима по стратегическим соображениям как смотровая площадка, чтобы вовремя предупреждать о приближении вражеских войск. В 1717 году голландским мастером Германом ван Болесом была выполнена сложная стропильная конструкция шпиля, установленного на колокольню. На шпиль подняли металлическое яблоко. В 1719 году рижский мастер Ф. Цимерс выковал 887 листов из красной меди, рижские мастера И. П. Штейнбейс и И. В. Эберхард позолотили эти листы и обшили ими шпиль. Одновременно возводился основной объем собора.



Портрет архитектора Доменико трезини


Петр I требовал вести работы на колокольне со всем возможным поспешанием с тем, чтобы уже в 1716 году установить на ней часы-куранты, привезенные им из Европейского путешествия. Часы-куранты заиграли на колокольне в августе 1720 года. Государь с иностранными гостями неоднократно поднимался на колокольню в полдень, когда на колоколах вручную игралась мелодия. Часовой механизм самостоятельно играл каждые четверть- и полчаса. С колокольни хорошо был виден весь Санкт-Петербург, в подзорную трубу можно было разглядеть Петергоф, Кронштадт и Ораниенбаум.


По эскизу Доменико Трезини мастерами Штейнбесом и Эберхардом из золоченых медных листов в 1723 году изготовили в виде флюгера фигуру ангела, который двумя руками держался за ось, в которою был помещен поворотный механизм. В ту пору высота колокольни от фундамента до верхней точки креста, которым заканчивалась ось, составляла 106 метров.



Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, построенный в западных традициях возведения храмов, был совершенно новым явлением в архитектуре религиозных сооружений в России того времени. Стены собора с высокими окнами были менее толстые нежели в традиционных русских храмах, один большой купол на барабане, высокие узкие пилоны внутри собора, повторяющие ритм наружных фасадных пилястр, колокольня с высоким остроконечным шпилем. Помимо библейских сюжетов при живописном оформлении внутреннего пространства собора были применены светские художественные орнаменты. Стены храма были расписаны русскими художниками Воробьевым и Негрубовым, плафон в центральном нефе расписал художник Петр Зыбин.



В 1725 году умер Император Петр I, через 2 года умерла супруга царя Императрица Екатерина I. В 1731 году после завершения строительства Петропавловского собора Петра I и Екатерину I похоронили перед алтарем у южной стены.



В 1760 году над могилами коронованных особ были выполнены надгробия из белых мраморных плит. Для захоронений Императора Александра II и его супруги Императрицы Марии Федоровны были выполнены надгробия из яшмы и орлеца.


Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, символизируя победу России над Швецией в ходе Северной войны, имеет форму триумфальной арки. По первоначальному эскизу архитектора Доменико Трезини в мастерской Ивана Зарудного в Москве в 1722-1726 годах иконостас был выполнен из дуба и липы. В 1727 году иконостас был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург в разобранном виде, собрали его и позолотили в самом соборе. Все резные декоративные элементы иконостаса отличаются редкой красотой и изяществом исполнения.



Царские врата перед иконостасом отличались торжественностью, тонкостью исполнения фигур архангелов Михаила и Гавриила, возвышающихся по обеимм сторонам на трехъярусных пьедесталах и все декоративные детали были покрыты золотом, что придавало всему алтарному месту праздничное, неповторимое по красоте, незабываемое впечатление. Иконы для иконостаса были написаны в артели Андрея Меркульева.


В 1732 году мастером Николасом Проскопом из резного позолоченного дерева была оборудована кафедра, над которой располагались фигуры апостолов Петра и Павла, над ними – четыре евангелиста. На самом верху – фигура голубя – символа святого духа. В нижней части кафедры были расположены живописные полотна с изображениями сюжетов из притчи о сеятеле. Царское место, выполненное из позолоченного дерева, обтянутое бархатом, установили в правой части центрального прохода. Кресла здесь никогда не было, так как царь Петр I во время служб никогда не садился.



Хрустальные трехъярусные продолговатые люстры, выполненные в конце 18-го века русскими мастерами, украшали центральный неф собора. У алтаря люстра подлинная, остальные были воссозданы после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль собора ударила молния, колокольня полностью сгорела, погибли голландские часы-куранты, была повреждена крыша. Однако иконостас благодаря его сборной конструкции был спасен. После скорейшего восстановления Петропавловского собора крыша становится более плоской, колокольню возводят каменную на сваях. В результате реконструкции в соборе появились дополнительные помещения.



На первом и втором ярусах колокольни появились валюты, внутри нее была устроена лестница. Изменилась форма высокого многогранного барабана под куполом, высота шпиля была увеличена до 117 метров. По настоянию Императрицы Екатерины II собор восстанавливали по проекту архитектора Доменико Трезини, новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауэра мастером Еремеевым.


Фигура ангела была выполнена по первоначальному эскизу Трезини. Новые часы-куранты выполнил голландский мастер Оорт-Крас их установили на каменной колокольне в конце 1770 годов. Во время урагана 1778 года была повреждена вторая фигура ангела на шпиле собора. Третий ангел был выполнен по проекту архитектора Антонио Ринальди, он перестал выполнять функцию флюгера, фигура ангела вращалась только для уменьшения ее парусности. Этот ангел осеняет наш город и сегодня. В 1820 году у ангела на шпиле оторвало крыло сильным порывом ветра. Ремонтные работы по восстановлению фигуры ангела на шпиле произвел кровельщик Ярославской губернии Петр Телушкин за шесть недель, пользуясь только веревкой с петлями на концах и подвижным узлом. По окончании работы Телушкин получил в награду 3000 рублей и серебряную медаль «За усердие».



В 1857-1858 годах пришедший в ветхое состояние шпиль был реконструирован. По проекту инженера Журавского на Нивьянском заводе на Урале изготовили металлический каркас, обшитый медными позолоченными листами. На 2/3 высоты внутри шпиля была устроена лестница, далее к окончанию шпиля вели наружные металлические скобы. Общая высота собора с крестом и фигурой ангела составила 122, 5 метра. В это же время были реконструированы часы-куранты. Царские врата из-за ветхости заменили на новые, выполненные из бронзы и позолоченные.

Петропавловский собор в XX - XXI веках

Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом. Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.



Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи. В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.


В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов. В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи. Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.


С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова. В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.


В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.

16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года на небольшом острове в дельте Невы была заложена крепость Санкт-Питербурх (позже Петербург), которая стала ядром будущего города.

Спустя полтора месяца в центре уже намеченной цитадели была заложена деревянная церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла. Позднее крепость неофициально тоже стали называть Петропавловской.

В 1712 году, когда Санкт-Петербург стал столицей России, деревянную церковь начали перестраивать в камне по проекту Д.Трезини, перестройка длилась 21 год. Новый Петропавловский собор был освящен 29 июня 1733 года в день Св. Апостолов Петра и Павла, как Кафедральный собор и главный придворный храм.
Собор в своем внешнем облике несет черты барокко, характерные для архитектуры первой трети XVIII века. Храм по православным канонам ориентирован с Запада на Восток.

В основании храма протяженный прямоугольный объем соединяет центральную главу с колокольней, которая в данном случае доминирует. Колокольня Петропавловского собора разделена по высоте на несколько ярусов. Каждый ярус украшен плоскими колоннами (пилястрами). Ярусы одинаковы по своей ширине, но два из них подхвачены по бокам декоративными завитками-волютами, которые создают впечатление большей устремленности вверх. В верхней части колокольни находятся часы-куранты.

Первые куранты были установлены по указу Петра. Государь лично приобрел их в Голландии. Для России начала XVIII века подобные часы стали настоящей диковиной, но они погибли в огне пожара 1756 года. Их место заняли новые, специально изготовленные в Голландии во второй половине XVIII века мастером Ортом Краассом.

В 50-годы XIX века часы были отремонтированы, тогда же их настроили на мелодию третьего Российского гимна композитора Д.Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта мелодия и сегодня звучит, отмечая каждый час. Благодаря уникальному механизму, колокола курантов звучат каждые 15 минут, а так же исполняют «Боже Царя храни» в 12 и 18 часов.

Венчает стройную колокольню легкий золотой шпиль. Первоначальные конструкции шпиля были деревянными, но в 50-е годы XIX века они были заменены на металлические, созданные по проекту ученого и инженера Д.И.Журавского. Игла шпиля завершена крестом с флюгером в виде парящего ангела. Шпиль Петропавловского собора является архитектурной доминантой Санкт-Петербурга, его высота 122.5 метра.

Внутреннее устройство Петропавловского собора и убранство его интерьера, так же как и внешний облик храма сочетает традиции русские и европейские.
Интерьер собора украшают многочисленные декоративные элементы. Особая роль отведена монументальным росписям. Это орнаментальные мотивы, христианские символы, а так же сюжеты и образы из Священного писания. Как в любом храме все росписи собора подчинены специальной программе, сюжеты и образы были строго отобраны Святейшим Синодом и должны были раскрывать определенную идею.

На протяжении XVIII-XIX веков росписи Петропавловского собора поновлялись, переписывались, некоторые первоначальные сюжеты были заменены на новые. Особую художественную ценность представляют сохранившиеся живописные картины, написанные на рубеже 20-30 годов XVIII века, ведущими художниками той поры: А.Матвеевым, Г.Гзеллем, Д.Соловьевым, В.Игнатьевым. На этих полотнах, украшающих пространство над онами боковых нефов, изображены сюжеты Нового Завета, а именно «Страсти Христовы».
Петербург родился в трудных условиях ведения Северной войны, в 1710 г. после победы под Выборгом в Петропавловский собор впервые были внесены трофейные знамена. С тех пор традиция хранить в храме неприятельские штандарты, была продолжена.
Сегодня на стенах Петропавловского собора закреплены турецкие и шведские знамена (подлинные в Эрмитаже ), захваченные в результате победоносных войн.Таким образом, Петропавловский собор является памятником воинской доблести и славы.
Резной золоченый иконостас Петропавловского собора выполнен по замыслу Д.Трезини в Москве под наблюдением русского архитектора И.П.Зарудного.
Около 50 резчиков и золотарей трудились над его созданием на протяжении четырех лет с 1722 по 1726 годы.

Все декоративные детали и скульптурные элементы вырезаны из липы, а каркас конструкции выполнен из лиственницы. Привезенный из Москвы иконостас был собран весной 1729 года. Благодаря обилию декоративных резных элементов, скульптуры и позолоте иконостас главного собора Петербурга получил торжественное и пышное звучание, что соответствовало стилю барокко. Так как Петропавловский собор являлся придворным, у пилона напротив алтаря, справа было установлено царское место, «Для стояния ее императорского Величества Анны Иоановны», выполненное под руководством Д.Трезини в 1732 году.

Царское место было осенено балдахином под деревянной короной на подушке с резными кистями и, крестообразно прикрепленными к ней, скипетром и шпагами. Все декоративные элементы вызолочены. Под балдахином находится щит на котором закреплен вышитый государственный герб, с обеих сторон щит задрапирован малиновым бархатом.
Петропавловский собор являлся не только придворным храмом, но и кафедральным, у пилона с другой стороны, неотъемлемый атрибут кафедрального собора-кафедра епископа. Она была выполнена из дерева в 1732 году столяром Н. Краскопом.

Петропавловский собор после смерти Петра I в 1725 году стал усыпальницей Дома Романовых. Здесь захоронены все российские императоры, кроме Петра II (который захоронен в Успенском соборе Московского Кремля) и Иоанна VI (Иоанн Антоновича, убитого в крепости Шлиссельбург). Ранее все могилы имели торжественное убранство-это и многочисленные серебряные и золотые венки, иконы и лампады, подношения и живые цветы.

К концу XIX века в Петропавловском соборе не осталось места для захоронений, было принято решение о сооружении Великокняжеской усыпальницы, которая соединена с собором специальной галереей.

Вход в собор был открыт для всех желающих, траурные церемонии проводились в соответствии со сложившейся традицией. Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.
17 июля 1998 года в Петропавловском соборе были захоронены останки семьи Николая II, спустя 80 лет после убийства в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге. Местом захоронения стал Екатерининский придел.

В 90-е годы XX века в соборе возобновлены службы. Здесь проходят богослужения в дни памяти российских императоров, в дни Престольных праздников (день Св. Апостолов Петра и Павла, День Св. Екатерины, в день памяти Св. Александра Невского). Богослужения проходят по субботам и воскресеньям.

В 2001 году, благодаря усилиям директора Королевской школы карильона бельгийского города Мехелен-Йозефа Хаазена, в колокольне Петропавловского собора был восстановлен уникальный музыкальный инструмент–карильон.

Начиная с петровских времен все часы–куранты собора были снабжены карильоном. Благодаря специальной клавиатуре, колокола этого музыкального инструмента начинают звон. Сегодня в теплое время года вы можете насладиться игрой этого уникального музыкального инструмента.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

© Е. А. Паршина, 2009


В 1703 году при строительстве Петропавловской крепости на её территории заложили деревянную церковь Святых Петра и Павла. 8 июня 1712 года Доменико Трезини начал строительство нового большого каменного храма. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви. 30 мая 1714 года была проведена церковная служба освящения будущего храма. Официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

Петропавловский собор начали строить по настоянию Пётр I с колокольни. Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты, украшавшие некоторые европейские храмы. Такие же Пётр захотел иметь и в России. Были закуплены трое курантов, одни из которых доставили в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной 2 метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Изначально колокольня была с деревянным каркасом, трёхъярусной, завершалась шпилем. Шпиль был создан в 1717-1720 годах по проекту архитектора Ван Болеса, представлял собой деревянный каркас обшитый позолоченными медными листами. По окончании этих работ Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. Здесь применены не только библейские, но и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.
В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - 4 евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.
В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.
Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.
В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

Уникален иконостас. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1729 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Часть икон сохранилась с XVIII века, необычны формы икон. В центре - царские врата со скульптурами апостолов.

В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню.
При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского, по которым предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.
Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс, на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первую часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привезли в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплатили первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удалось, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умер. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770- годов.
Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.
В 1830 году ураганный ветер повредил фигуру ангела на шпиле. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне не оказалось. Кровельщик Пётр Телушкин вызвался без страховки, удерживаясь только пальцами, забраться на яблоко шпиля и отремонтировать флюгер. Пётр Телушкин за свой подвиг получил право на бесплатную чарку водки во всех казённых кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Однако он часто терял этот документ, Телушкину приходилось подолгу восстанавливать свою привелегию. В конце концов чиновникам надоело ставить печати на бумагу, печать поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щёлкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник характерный жест приглашающий выпить.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Он оказался единственным, кто математически расчитал конструкцию сооружения. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за всё время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").
Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея, в 1717 году - сестра Петра I, Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.
После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.
Когда в самом соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада. В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой Мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. Великокняжеская усыпальница же была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад. В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи.