Туризм Визы Испания

Музей атаманский дворец старочеркасск телефон. Старочеркасское Свято-Донской монастырь (Атаманское подворье). Железные доводы РПЦ трещат по швам

Подлинность документов, представленных Ростовской-на-Дону епархией, вызывает сомнения

В пятницу, 18 декабря, в Ростове состоялась вторая пресс-конференция, посвящённая передаче части Старочеркасского музея-заповедника в собственность религиозной организации «Ростовская-на-Дону епархия Русской православной церкви». На этот раз свою точку зрения представили защитники памятников культуры, сотрудники музея и казаки, которых на прошлую встречу не позвали.

О притязаниях РПЦ на здания стало известно в начале октября. Тогда министерство имущества Ростовской области опубликовало документ, согласно которому планируется передать часть Старочеркасского музея-заповедника в собственность Ростовской-на-Дону епархии Русской православной церкви. В документе фигурируют четыре нежилых помещения, в том числе дворец атаманов Ефремовых и атаманская кухня. Здания должны быть переданы согласно федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», так как, по утверждению РПЦ, семья Ефремовых отдала их для организации женского монастыря. В 2010 году музей уже передал церкви 12 объектов, включая Воскресенский Войсковой собор, Домовую церковь, Преображенскую ратницкую церковь. Теперь очередь за зданиями, которые являются ядром музейной экспозиции музея.

Железные доводы РПЦ трещат по швам

10 ноября епархия созвала пресс-конференцию , чтобы расставить, как было заявлено, все точки над i. Хорошо отрепетированная речь пресс-секретаря епархии Игоря Петровского сводилась к тому, что у епархии есть железные доказательства своих притязаний на атаманский дворец и кухню. Были продемонстрированы архивные справки с выдержками из исторического очерка А. Кириллова, согласно которым дом игуменьи, значащийся в описи имущества монастыря, и есть атаманский дворец.

Однако, как оказалось, версия эта не выдерживает никакой критики. Председатель ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кожин сообщил: сверившись с сотрудниками музея, он выяснил, что размеры описанного Кирилловым здания не совпадают с размерами атаманского дворца.

Эту информацию подтвердила заместитель директора музея-заповедника Ирина Чебатурова. Она подробно рассказала об изысканиях, которые провели в Российском государственном историческом архиве сотрудники музея.

— На предыдущей пресс-конференции епархия представила архивные справки. Эти справки содержат выдержки из описи 1910 года об имуществе монастыря, которая представлена в архиве. Рассмотрим архивную справку, ссылаясь на которую епархия выдаёт нам атаманский дворец за дом игуменьи.

Архивная справка, предоставленная епархией

— Опись 1910 года, которую привезла наш сотрудник, содержит эти же данные. Но при пересчёте саженей и аршинов в метры мы понимаем, что это дом высотой 6 метров, длиной 12, шириной 17 метров. Мы понимаем, что это практически квадратный дом. На сегодняшний день атаманский дворец, который со второй половины 18-го века не перестраивался, имеет ширину 51 аршин. Ни один из 18 домов, включённых в опись имущества монастыря, не имеет ширину 51 аршин.

Но самое любопытное даже не это. В справке, представленной епархией, есть выдержка из очерка Кириллова. В ней говорится, что «монастырь прирос площадями — это дом настоятельницы, бывший дом Ефремовых». На этом цитата обрывается. По словам Ирины Чебатуровой, она обратилась в Государственный исторический архив, чтобы получить подтверждение того, что фраза оборвана и имеет продолжение, в котором утверждается, что в этом доме и в то время проживали родственники Ефремовых.

— Я не хочу ставить под сомнение подлинность этой справки, но... мы обратились 11 декабря в Российский государственный исторический архив с просьбой подтвердить это, — рассказывает Ирина Чебатурова. — На что был получен ответ, что исторические справки они дают только на основании документов из фонда архива, а книги Кириллова в архиве нет и оказать такую услугу музею архив не может. У меня вопрос: почему в архивной справке монастыря указана ссылка на исторический очерк Кириллова, а музею они пишут, что такой книги в архиве нет и сделать справку на её основе они не могут?

Ирина Чебатурова заверила, что сотрудники музея готовы следовать букве закона. Следуя этой самой букве, музей уже передал епархии 3600 квадратных метров построек.

— В основном это культовые сооружения — собор, колокольня, церковь Петра и Павла, церковь Преображения, Донская церковь, два келейных корпуса, где жили монашки, богадельня. Передали и то, что никак не относится к культовым сооружениям — фондохранилища, два жилых дома, дом торговых казаков Жученковых. Монастырская гостиница сейчас находится у музея, в ней хранятся 7000 экспонатов. Она строилась в конце 19-го века для нужд монастыря. Если будет решение о её передаче, споров и претензий у нас не возникнет. Но дворец и кухня к культовым сооружениям отношения не имеют. Если мы хотим по закону, то давайте по закону. Документов, подтверждающих передачу монастырю этих объектов наследниками Ефремовых, нет. Была передана Донская церковь и дом при ней, который в справке значится как дом игуменьи. Он находился за домовой церковью и его размеры как раз 12 на 17 метров. До наших дней этот дом не сохранился.

Механизм передачи запущен, документы не проверяют

Александр Кожин отметил, что механизм передачи уже запущен. Как ему сообщил один из чиновников, готовящий документы, в его обязанности не входит проверять представленные епархией бумаги. Есть справка — и ладно, а мерить дома и переводить аршины в метры никто не намерен. Есть комиссия, в которую, кстати, включён и сам Кожин, она должна собираться по конфликтным вопросам передачи собственности РПЦ, но она пока не собиралась, а на вопрос, когда же будет заседание, защитнику памятников ответили, что «состав комиссии уточняется». Так что, по словам чиновника из минимущества, остановить процесс может только суд.

Ирина Чебатурова сообщила, что музей собирается подать в суд иск об отмене передачи оставшейся части музея епархии в срок до 29 декабря. Акцент на том, что часть музея именно «оставшаяся», не случаен: епархия и так уже забрала всё что можно, оставив лишь дворец и кухню, и пока разрешает использовать под фондохранилище монастырскую гостиницу...

Член Всероссийского общества охраны памятников Николай Шевкунов сообщил, что накануне пресс-конференции общался с исполнительным директором Союза музеев России Борисом Аракчеевым. Тот рассказал, что 13 декабря на заседании президиума Союза был выработан документ против передачи части музея-заповедника епархии. Документ — это официальная реакция музейного сообщества России, и он будет направлен в правительство Ростовской области и в епархию.

— Кто у нас хочет отобрать музей? Люди, которые взяли на себя ответственность нас духовности учить! Почитайте выражение Иисуса Христа о книжниках, фарисеях и законниках, которых он осуждал. Оно удивительно подходит к ситуации, потому что он говорил так: «Горе вам, книжники и фарисеи, и лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примите тем большее осуждение». А домы вдов — этот как раз тот женский монастырь, который был на этом месте. Его функция была не только религиозная, а социальная — в нём жили вдовы и сироты, это был дом призрения. Теперь мужики, извините, толстопузые пришли и кричат: мы наследники вдов! Вы, воины Христовы, чего вы не идёте на Афон, там не строите монастырь, или в Соловки обживать территории? Вы хорошо устроились и начинаете абсолютно материальными вещами заниматься.

Дом Жученковых стал домом митрополита

Уже после пресс-конференции журналисту donnews.ru удалось поговорить с Ириной Чебатуровой. Она выразила большие сомнения, что атаманский дворец и кухню удастся отстоять. Ведь епархия уже получила другие объекты, не относящиеся к культовым, в частности, дом Жученковых... В 1995 году, когда (и это стоит особо отметить) по инициативе музея началось возрождение монастыря, некуда было поселить рабочих. Владимир Чуб, бывший тогда губернатором, попросил директора музея пустить в дом перезимовать работников. А получилось как в сказке про зайкину лубяную избушку и хитрую лису... Дом был передан епархии.

Примечательно, что инициативная группа казаков из Старочеркасской во главе с Александром Прошкиным обратилась в Росимущество с просьбой проверить, по назначению ли используют церковники дом Жученковых, передача которого епархии тоже вызывает массу вопросов. На обращение был получен ответ, что «Религиозная организация как пользователь объекта культурного наследия обязана обеспечить доступ к объекту культурного наследия «Дом-крепость Жученкова» в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям». Однако этого не происходит. На доме висит замок, который снимают только для одного гостя — митрополита Меркурия. Говорят, в доме сделан шикарный ремонт, устроены полы с подогревом и изразцовая печь.

Также заполучила епархия два дома, в которых жили сотрудники музея. Как рассказала Ирина Чебатурова, их срочно выселили в октябре, переселив в два аварийных здания — дом быта и бывшие ясли. Отобранные у людей дома до сих пор пустуют, монастырь их не использует...

Кстати, по закону за отданные церкви помещения музей должен был получить равноценные, но два вышеупомянутых аварийных здания — единственное, что удалось получить. При этом, напомним, епархии было передано в собственность 3600 квадратных метров построек.

Так, пустив на порог епархию и монастырь, музей-заповедник постепенно сам оказался в роли надоевшей всем приживалки. Проводить на подворье «бесовские пляски» им запретили, а от экскурсий в войсковой собор пришлось отказаться, потому что там всё время проводятся службы, и рассказывать что-либо туристам нет возможности...

Возникает вопрос и судьбе сотрудников музея. Как сообщил на предыдущей пресс-конференции юрист епархии, в закон об объектах культурного наследия внесены изменения, согласно которым если объект наследия федерального значения находится в собственности религиозной организации, то сохраняется возможность целевого финансирования объекта из федерального, областного и муниципального бюджета. Но кто будет платить зарплату сотрудникам музея? Министерство культуры делать этого не сможет, потому что это сочтут нецелевым расходованием средств.

Ростовская епархия привлекла тяжёлую артиллерию, чтобы заполучить атаманский дворец и ещё три здания Старочеркасского музея. По приглашению митрополита Меркурия в Ростов приехала игуменья Ксения Чернега, руководитель юридической службы Московской епархии. С собой она привезла новые аргументы в пользу передачи зданий церкви и представила их на очередном заседании Арбитражного суда.

Ксения Чернега, фото pravsormovo.ru

О притязаниях РПЦ на здания стало известно в начале октября 2015 года. Тогда министерство имущества Ростовской области опубликовало документ, согласно которому планируется передать часть Старочеркасского музея-заповедника в собственность Ростовской-на-Дону епархии Русской православной церкви. В документе фигурируют четыре нежилых помещения, в том числе дворец атаманов Ефремовых и атаманская кухня. Здания должны быть переданы согласно федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», так как, по утверждению РПЦ, семья Ефремовых отдала их для создания женского монастыря. В 2010 году музей уже передал церкви 12 объектов, включая Воскресенский Войсковой собор, Домовую и Преображенскую ратницкую церкви. Теперь очередь за зданиями, которые являются ядром музейной экспозиции.

В суде епархия отказалась от своих прежних аргументов о том, что дом был передан Ефремовыми под кельи монахинь, а кухня и вовсе строилась для монастырских нужд. Теперь епархия настаивает на том, что здания должны быть переданы церкви потому, что они составляют единый архитектурный комплекс. Новую точку зрения епархии изложила игуменья Ксения Чернега.

— В документах эти объекты значатся либо как просто нежилое здание, либо как атаманский дворец, либо как дом игуменьи. Что касается второго спорного здания, то это кухня Ефремовых, у которой есть и другое название — монастырская трапезная. Какие основания у епархии для того, чтобы запрашивать эти объекты? Мы считаем, что они образуют единый монастырский комплекс с уже переданным храмом Донской Божьей Матери. Во-первых, потому что они находятся в пределах монастырской ограды. Вы можете знать из литературы, что на территории православных монастырей не могли проживать мирские люди, и утверждение противоположной стороны о том, что после создания монастыря в этих двух зданиях жили наследники Ефремова — безосновательны. Наследники могли приезжать для паломничества, для богомолья, для временного проживания в этих зданиях. Но жить на территории монастыря в ограде они не могли, тогда бы и Синод не одобрил создание такого монастыря, и обитель не состоялась бы в принципе. Поэтому мы считаем, что эти здания входят в монастырский комплекс исторически. Более того, заметьте, что во всех документах, начиная с постановления Совета министров 1964 года, которое было поправлено в 1970-х годах, эта группа зданий обозначается как комплекс. Неважно, что в советское время он был назван «Комплексом Ефремовского подворья» — это было время секулярное, когда такие понятия, как монастырский комплекс, в принципе не фигурировали в советских документах. Да, здания изначально были построены Ефремовыми совершенно не для религиозных целей. Так называемый Атаманский дворец строился для проживания Ефремовых, кухня использовалась для приготовления пищи для этой семьи. Но мы запрашиваем эти объекты на основании того, что эти здания образуют единый монастырский комплекс и исторически и документально. И мы настаиваем на передаче этих зданий.

Игуменья в очередной раз подчеркнула, что музей с территории выселять не будут.

— Мы не предполагаем оттуда выселять людей. Дело в том, что устав епархии предусматривает реализацию культурно-просветительских программ. И возможно заключение договоров и соглашений. Мы предполагаем после получения этого объекта заключить с музеем соответствующий договор. Правовая природа этого договора будет определена по соглашению сторон.

По словам игуменьи Ксении, прецеденты подобного сотрудничества в России уже существуют: это музей в Троице-Сергиевой лавре, он располагается прямо за границами монастырской ограды. А также музей на Соловках, который тоже располагается в монастыре и функционирует на договорных отношениях.

Музейщики же пытаются доказать, что и дворец атаманов Ефремовых, и атаманская кухня, и уж тем более каретный сарай (да, епархия хочет получить и его) никогда не принадлежали церкви, а также что министерство имущества Ростовской области нарушило законную процедуру и не передало рассмотрение вопроса о правомерности притязаний РПЦ на здания в комиссию по разрешению споров. Так, заявление о своих притязаниях епархия подала 30 августа 2015 года, а 29 сентября уже было решение о начале процедуры передачи зданий. При этом в указанный период было минимум три обращения о том, что притязания РПЦ несправедливы: от жителей Старочеркасской, от музейщиков, а также от министерства культуры, которое в своём заключении выступило против передачи зданий. Несмотря на эти возражения, минимущества вынесло решение о начале процедуры передачи зданий.

На стороне музейщиков выступили потомки казачьего рода Ефремовых в одиннадцатом поколении — Пётр и Сергей Скрипники. Они написали письмо, в котором просят не передавать здания Ростовской епархии. Письмо имеется в распоряжении замдиректора Старочеркасского музея Ирины Чебатуровой, копия есть у donnews.ru.

«Обращаемся с просьбой о сохранении исторической памяти рода Ефремовых — Ефремовского подворья в станице Старочеркасской. <...> Домовая церковь во имя иконы Донской Божией Матери, атаманский дворец, дом Степана Ефремова, Преображенская и Петропавловская церкви — все эти сохранившиеся в станице памятники архитектуры XVII века остаются живой памятью нашего рода. Все церкви станицы уже переданы епархии, и это правильно. Остаётся единственное Ефремовское подворье с атаманским дворцом и кухней. Это были жилые хоромы, и церкви они не принадлежали. <...> Подворье атаманов Ефремовых — последний островок ушедшей истории былого величия и героизма донских казаков. Сюда, на родину легендарных донских атаманов, любят приезжать гости со всех уголков нашей необъятной страны, чтобы прикоснуться к нашему героическому прошлому, самобытности донских казаков. И мы, потомки этого прославленного рода, с болью узнаём, что стоит вопрос о передаче нашего родового дома в собственность Ростовской епархии. Этого нельзя допустить. Мы пообщались со своими родственниками, проживающими за её пределами, и пришли к обоюдному согласию — дворец атаманов Ефремовых жив, пока он является всеобщим достоянием. Как только он перейдёт в собственность епархии, доступ к нему будет прекращён не только туристам, которые приезжают в Старочеркасск со всего света, но и нам, законным представителям Ефремовых».

Станица Старочеркасская находится в 27 км на восток от Ростова-на-Дону. Одна из старейших донских казачьих станиц. С 1644 по 1805 годы — столица донского казачества. С 1970 года, по инициативе М.А. Шолохова, здесь образован Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник.

История

Письменные упоминания о Черкасском городке встречаются с 1593 года, хотя существуют версии об его основании 1570 году запорожскими казаками-черкасами. Городок возник на донском острове. Отсюда и из расположенного в 7 километрах ниже по Дону Монастырского городка начинался знаменитый поход казаков на турецкую крепость Азов, его захват и четырёхлетнее удержание (Азовское сидение 1637-1641 гг). Турки не простили казакам этого: в 1643 году неожиданным ударом Черкасск и Монастырский городок были уничтожены, но уже в 1644 Черкасск был не только отстроен заново, но и укреплён. И в том же году сюда перемещается Главный Стан — Черкасск становится столицей Донского войска. На одном из самых возвышенных мест острова в 1650 году был выстроен деревянный Воскресенский войсковой собор, возле которого располагалась широкая площадь — майдан, где собирались Войсковые Круги для решения насущных задач. Собор был построен по обету, данному казаками во время Азовского сидения.

Настоящим бедствием в жизни Черкасска были пожары, несмотря на очень строгие правила обращения с огнём. Несколько раз городок выгорал почти дотла; после одного из таких пожаров на месте сгоревшего деревянного Воскресенского собора был выстроен первый на Дону каменный девятиглавый храм, дошедший до наших дней почти в первозданном виде. Строительство собора продолжалось с 1706 по 1719 год, большую помощь в его строительстве оказал Пётр I, и по некоторым документам, собственноручно заложил несколько кирпичей в алтарную часть собора. С 1725 по 1730 годы рядом с собором была построена уникальная для юга России 45 метровая шатровая колокольня. До 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом всего Войска Донского.

На торговой площади Черкасска в 1749-1751 годах была построена каменная церковь апостолов Петра и Павла, в которой был крещён будущий герой Отечественной войны 1812 года знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Ещё одна церковь — Преображения Господня, — с начала 17-го века находилась в Ратном урочище, на кладбище Черкасска. Это место было знаменито тем, что отсюда начинались все казачьи походы. Здесь, на Ратном кладбище, служили панихиду по умершим и погибшим на войне, здесь прощались с родителями и отсюда брали горсть донской земли, которую носили на груди с собой на чужбине. Изначально деревянная, в 1740 году Преображенская (Ратная) церковь была вновь возведена в камне.

В Черкасске родился Степан Разин, здесь же, в 1667 году, и началось его восстание. Здесь несколько раз бывал и Емельян Пугачев; здесь, в крепком двухэтажном доме-крепости, невдалеке от церкви Петра и Павла, 7 июля 1708 году был предательски убит предводитель крестьянского восстания Кондратий Булавин. А в 1800 году, на Майдане, в царствование Павла I, на словах испытывавшего «августейшее расположение» к казакам, была устроена показательная казнь Петра и Евграфа Грузиновых, протестовавших против превращения казачьих земель в русскую губернию.

Здесь, в Черкасске, в середине 18-го века, появляется первое сооружение из уникального комплекса, существующего и по сей день — Атаманский дворец Данилы Ефремова. Атаманское подворье включает в себя также Донскую домовую церковь (1756-1761), расположенную напротив дворца, ряд хозяйственных построек и фамильное кладбище Ефремовых. Позже, в 1837 году вдовами-полковницами Ульяной и Евдокией Ефремовыми был основан женский монастырь, куда вошли все здания подворья, кроме дворца. Позже, в 1895 году, на территории подворья для проживания монахинь было построено келейное здание.

По мере присоединения к Российской империи новых земель — её продвижению к Черному морю, Черкасск теряет своё военное значение. Кроме того, являясь живым напоминанием о «смуте» и казачьей вольнице, само название городка раздражает царскую власть. Но официально перенос столицы объяснялся исключительно прозаическими причинами: постоянными наводнениями весной и постоянными пожарами в остальное время. И в 1805 году войсковой атаман Матвей Иванович Платов основывает новую столицу донского казачества — Новочеркасск, несмотря на несогласие большинства казаков... А Черкасск становится Старочеркасском, оставшись в пределах своих самых первых станиц — в пределах того донского острова, на котором и появились его первые постройки...

Достопримечательности

Воскресенский войсковой собор

Каменный девятиглавый храм высотою в 46 метров, выстроенный в стиле украинского барокко, архитектор неизвестен. Интересен факт, что храм был построен во время действия указа Петра I о запрете строительства каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, сам Пётр I содействовал строительству храма в Черкасске, помогая деньгами, утварью, специалистами и, как утверждается, лично приняв символическое участие в строительстве. Собор окружен двухярусной галереей — гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска.

Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19x23 метра содержит в себе 149 икон.

Из необычных деталей привлекают внимание металлические плиты перед алтарём, где находятся отлитые надписи о том, что на этом месте в своё время молились русские императоры и великие князья. А при входе в храм на стене висят массивные кандалы и цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах того человек — войскового атамана Кирилла Яковлева, — который предательски выдал своего крестного сына Степана царскому правительству...

Шатровая колокольня

Двухярусная шатровая колокольня имеет высоту 45,8 метра. Состоит из подклета, четверика, восьмерика и шатра, увенчанного крестом. Размер шатра довольно мал по сравнению с предшествующим ему восьмигранным ярусом, но в сочетании с находящимся рядом собором смотрится гармонично, составляя один архитектурный ансамбль. В подклете некоторое время была тюрьма, в которой содержались особо важные преступники. В восьмерике — восьмигранной, самой высокой части колокольни, — в толще стены проходит каменная лестница. А в круглых окошках — «слухах», находящихся в этой части, во время торжеств выставлялись зажженые плошки, создавая праздничную иллюминацию.

В колокольне какое-то время хранился архив Войска Донского.

С высоты колокольни открывается потрясающий вид на окрестности Старочеркасска, но в настоящее время колокольня передана в ведение Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря и доступ туристам в неё закрыт.

Майдан

Это — легендарное место сбора Войскового круга, мемориальный памятник истории казачества. Здесь— принимались решения о походах; здесь начинались «смута» Степана Разина; здесь был избран атаманом Кондратий Булавин. Здесь, 31 августа 1696 года, был произведён первый в России фейерверк в честь победы русского оружия под Азовом. Здесь же, на Майдане, хранятся трофеи знаменитого Азовского осадного сидения 1637-1641 годов — старинные турецкие пушки, чугунная створка крепостных ворот, две калитки и коромысло городских торговых весов.

Преображенская (Ратная) церковь, Ратное кладбище

Второй по древности храм Черкасска. Была возведена на месте сгоревшей деревянной Ильинской церкви, по-видимому, теми же московскми мастерами, что строили и колокольню Воскресенского собора. По одним сведениям, была заложена в 1731 году при атамане Даниле Ефремове, по другим — в 1751 году. Второе название — Ратная, — церковь получила по Ратному урочищу, где издавна собирались казачьи рати перед походами. Церковь несколько раз горела и снова восстанавливалась. Интерьер церкви до наших дней не сохранился. Рядом с уцерковью расположено Ратное кладбище — казачий некрополь, — где похоронены герои Азовского осадного сидения Осип Петров и Наум Васильев, атаман Иван Краснощёков, атаманы 17-18 вв, родители атамана Платова и его брат Пётр и многие герои Отечественной войны 1812 года.

Церковь Петра и Павла

Расположена на площади бывшей Прибылянской станицы. Деревянная церковь на этом месте упоминается в грамотах войска Донского ещё в 1692 году. После грандиозного пожара 1744 года, была выстроена в камне очень быстро, за три года — с 1749 по 1751. В строительстве атаману Даниле Ефремову помогла императрица Елизавета Петровна, прислав московского мастера и десять штукатуров и каменщиков. В 1751 году здесь был крещён будущий знаменитый атаман М.И. Платов.
Внутри церкви были росписи и иконостас начала 19 века, но до наших дней они не сохранились.

Атаманское подворье

Расположено на территории бывшей Средней станицы (между Черкасской и Павловской), принадлежало одному из самых богатейших и знатных на Дону фамильных родов — Ефремовым. Назначенный в 1738 году атаманом войска Донского Данила Ефремов скопил несметные богатства. Вместе с мыном Степаном владел лавками в торговых рядах, кабаками, мельницами на Тузлове и Медведице, табунами лошадей, самовольно захватил тысячи десятин общинной земли...

Атаманский дворец был первой постройкой на территории подворья. Первоначально второй этаж был деревянным, но после пожара 1848 года был перестроен в камне. Это был настоящий дворец, наподобие усадебных дворцов московской и петербургской знати. Первоначальный облик его не сохранился в результате многочисленных перестроек. Во дворце 21 комната, а его общая площадь — 1000 кв.м. На его обширной территории сейчас размещена экспозиция Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.

В 1756-1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери. По преданию, за образец была взята церковь на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где Данила Ефремов был ктитором (старостой). Церковь несколько раз перестраивалась; в 1817 к ней был присторен придел Николая Чудотворца, колокольня была соединена с основной частью храма, и слева, в 1843 году появился ещё один придел — Даниила Столпника. за церковью с восточной стороны находится родовое кладбище Ефремовых.

После размещения на территории подворья монастыря было построено келейной здание; подворье было окружено каменной стеной с единственными в своём роде арочными святыми воротами, визуально связавшими разновремённые постройки внутри подворья в единый архитектурный ансамбль.

Дом Кондратия Булавина

Дом, в котором был убит осажденный домовитыми казаками Кондратий Булавин, стоит несколько особняком и является хорошим образцом казачьей архитектуры домов зажиточных казаков. Это — своеобразный дом-крепость: окна защищены решётками, двери обиты железом; при доме — ни двора, ни хозяйственных построек... В таком доме можно было держать осаду не только при нападении внешних врагов, но и от посягательств мятежных казаков в лихие времена. Является памятником каменной архитектуры первой половины 18 века. В настоящее время к нему пристроена высокая лестница и крыльцо, хотя ранее оба этажа связывала внутренняя лестница.

Дом Жученковых

Памятник жилой архитектуры 18 века. Также, как и дом Кондратия Булавина, представляет собой дом-крепость.Окна — в кованных решётках; причём на первом этаже значительно меньше по размеру окон верхнего этажа и имеют скошенные вовнутрь углы, чем напоминают крепостные бойницы. По сохранившимся фотографиям внутри дома была голландская печь, выложенная цветными изразцами. До настоящего времени печь не сохранилась.

Казачья архитектура

Общий тип казачьего жилища в Старочеркасске — «круглый курень», то есть квадратный дом на высоком фундаменте с четырехскатной крышей, часто двухэтажный с нижним каменным и деревян-ным верхним этажами; перед входом крыльцо-рундук и сбо-ку от него наружная лестница на «галдарею», опоясываю-щую весь дом на уровне вто-рого этажа. Наверху дома жи-ли, а внизу сохраняли хозяй-ственный инвентарь. У старооб-рядцев там иногда помещалась моленная.

Но было также мно-го домов особенного типа: квадратные в плане, каменные двухэтажные с чрезвычайно толстыми стенами, а помеще-ния нижнего этажа были с мас-сивными кирпичными сводами. В жилых комнатах большие голландские печи, выложенные узорчатыми кафлями, на окнах снаружи — массивные желез-ные решетки; двери и ставни также железные, кованные; над окнами — выложенные из кир-пича украшения в стиле барроко. Крыша высокая четырехскатная, железная. Типичными примерами таких домов являются дом Кондратия Булавина и дом Жученковых.

Монастырское урочище (Кампличка, Каплица)

Казачий городок Монастырский появился здесь в 16 веке и первое упоминание о нём относится к 1593 году. С 1620 по 1637 год являлся Главным Войском — столицей донского казачества. Здесь собирались казачьи Круги, здесь принимали царских послов. Здесь же была и часовня, где проводили богослужения иеромонахи, приходившие в Монастырский городок по просьбе казаков — до середины 17 века штатных священников у донских казаков не было. Здесь, на Кругу, 21 апреля 1637 года, было решено напасть на Азов, а 18 июня Азов пал и удерживался казаками 4 года (Азовское осадное сидение). Так как Московское правительство отказалось принять захваченный Азов под «государеву руку», казаки весной 1642 года покинули город, перебравшись в Монастырский городок. Мстя за Азов, в течении 1644 года турки дважды нападали на городок; весной атака была отбита, а осенью, под покровом ночи атака удалась — Монастырский городок был разрушен, а почти всё его население уничтожено.

Больше казаки там не селились, однако в 1696 году, после взятия Азова, Пётр I велел посторить на месте Монастырского городка укрепление — транжемент, просуществовавший до появления Аннинской крепости, куда и был переведён весь местный гарнизон.

В 1866 году здесь была заложена памятник-часовня Покрова Пресвятой Богородицы, а через год — освящена. Инициатор постройки, священник и историк, о. Григорий Левицкий отмечал, что часовня сооружена по типу той деревянной, которая стояла здесь в 1637 году, когда казаки отправились на штурм Азова.

Ежегодно здесь, в первую субботу перед 1 октября (27 сентября — день окончания Азовского осадного сидения), совершались панихиды. В 1917 году здесь состоялась панихида, на которой присутствовал войсковой атаман Алексей Максимович Каледин и председатель Донского правительства Митрофан Петрович Богаевский.

А затем, после 1917 года, здесь появились новые могилы. Здесь хоронили и растрелянных в Старочеркасской красноармейцев, и погибших белоказаков... А в 1941 году тут были похоронены 11 моряков из экипажа канонерской лодки «Ростов-Дон». А осенью 1942 года здесь была устроены торжества с панихидой и молебном, которые были устроены казаками, сражавшимися на стороне фашистов.

9 мая 1974 года здесь был открыт мемориал воинской славы, а на высокой стеле на берегу Дону выбиты три даты: 1641, 1920, 1941.

В августе 1990 в Монастырском урочище была проведене первая после 1942 года панихида. С тех пор 15 октября ежегодно здесь собираются казаки со всей России, чтобы молитвенно помянуть своих предков. А 11 октября 2005 года здесь была освящена восстановленная часовня во имя Покрова Пресвятой Бородицы...

Крепость Св. Анны

В трёх километрах на северо-восток от Старочеркасской находится единственная сохранившаяся до наших дней земляная крепость св. Анны, строительство которой началось в мае 1730 года по приказу императрицы Анны Иоанновны.

По плану крепость была обнесена земляным валом и состояла из шести фортов, образующих почти правильный шестиугольник, стороны которого имели триста восемнадцать метров в длину. Наименьшая высота валов — 5,5 м; глубина крепостного рва — 3,5 м. Длина крепостных валов по окружности — почти 2 км. Северные, юго-восточные и юго-западные ворота были дополнительно усилены редутами. Внутри крепости находился кирпичный дом коменданта, солдатская слобода, пороховой погреб и Покровская деревянная церковь.

Строительство было завершено к концу 1737 года и крепость была включена в Украинскую оборонительную линию. Крепость играла роль опорной базы в русско-турецкой войне 1735-1739 годов.

Другой важной функцией крепости был контроль за «поведением казаков». Комендант крепости являлся начальством для атаманов войска Донского, с которым они должны были согласовывать свои действия. Примером такого контроля служит история, когда в 1743 г. войсковой атаман Данила Ефремов, посоветовав-шись с казачьей старшиной, начал по-стройку каменных стен вокруг города Черкасска. Разрешения на это у русских властей он не спраши-вал, и потому комендант кре-пости св. Анны тотчас же до-нёс об этом в Петербург. Воен-ная Коллегия начала дело. Стену разрешили окончить, «но только со стороны турецкой», а «со стороны Российской каменного строения» возводить «накрепко» запретили.

Однако, крепость была довольно сильно удалена от устья Дона и Азовского моря, что нивелировало её военное значение. К тому же, постоянные весенние наводнения и болезни солдат гарнизона, вызванные проживанием в заболоченной местности, приносили дополнительные трудности в её деятельность. И поэтому, после получения по белградскому мирному договору с Турцией права на постройку нового укрепления ниже по Дону, правительство в 1760 году упразднило Аннинскую крепость и перевело её гарнизон в крепость Дмитрия Ростовского.

После упразднения крепости здесь подолжала жить часть торговых людей; здесь же какое-то время была лесная биржа; около крепости при атамане Платове была открыта первая черкасская ярмарка. В 30-х годах 19 века здесь были построены два небольших домика лепрозория, где лечились больные проказой казаки.
Во второй половине 19 века эти строения были ликвидированы, и на бывшей территории крепости расположились огороды жителей станицы Старочеркасской.

Written by Романов.

Достопримечательности Ростовской области: Старочеркасск - Объект № 4 - Атаманское подворье

Это целый комплекс строений, включающий в себя много разных интересных объектов, но особенно можно выделить два из них: церковь Донской иконы Божией матери и Атаманский дворец.

Церковь Донской иконы была построена в 1756 году на территории родового поместья Ефремовых – знаменитого казачьего рода, двое из которого были наказными атаманами станицы – Данила и его сын Степан.

На сегодняшний день церковь является действующей, и можно посетить ее, отстоять службу или просто побродить вдоль стен, наслаждаясь атмосферой и видом старинных икон, коих в храме великое множество.

Атаманский дворец это то место, где жили старочеркасские атаманы, откуда они правили, и где происходили все исторические события станицы. Он расположен рядом с церковью и представляет из себя величественное двухэтажное здание.

Внутри дворца сейчас музей Донского казачества – два этажа уникальных экспонатов, картин, мебели, утвари и оружия. Очень советую не пожалеть времени и посетить его.
А затем нужно вернуться на улицу Советскую…
Сама улица тоже интересна. Здесь множество старинных домов, называемых куренями. Один из них принадлежал когда-то семье казаков Жученковых. В нем они жили, а на первом этаже располагалась торговая лавка. Сейчас в курене Православное Правление.

Достопримечательности Ростовской области: Старочеркасск - Объект №5 "Воскресенский Войсковой собор"

Это самое большой религиозное сооружение станицы Старочеркасской, и пожалуй самое историческое. Построен храм в 1653 году деревянным, но в 1706 году он был перестроен в каменный, а первый камень в его основание уложил сам Император Петр Первый.

Храм уникален и невероятен, описать его словами невозможно, поэтому лучше всего посетить, осмотрев огромную музейную экспозицию внутри. Но более, чем иконы и утварь, предметы мебели и оружие, поражает большой резной иконостас, полностью выполненный из дерева.

А рядом с храмом стоит его колокольня, каменная и шестиугольная, высотой в пятиэтажный дом, на верхний ярус которой можно подняться и осмотреть станицу и прилегающие к ней территории.

А примерно в 500м еще восточнее храма, на самом краю станицу, расположился Даниловский бастион – единственный из сохранившихся каменных редутов с пятью большими чугунными пушками, привезенными казаками из турецкой крепости Азов в качестве трофеев.
Теперь нужно покинуть станицу, выехав в сторону Аксая, через Ратное урочище…

Достопримечательности Ростовской области: Старочеркасск - Объект №6: Монастырское урочище

Сейчас это территория памяти – комплекс из двух памятников и часовни на берегу Дона, на полпути от Аксая к станице, и его бы я посоветовал посетить в самом конце.

В небольшой рощице на берегу Дона установлено два памятника на большой братской могиле, где похоронены три поколения русских солдат. Также в память о них здесь воздвигнута небольшая часовня, где регулярно проходят службы.

Место здесь приятно, хоть и несколько печальное. А можно и просто посидеть на берегу Дона, созерцая воду и проплывающие мимо корабли.
Когда-то в этом месте был небольшой казачий городок, но турецкие войска разгромили его, и теперь это лишь место памяти.

Достопримечательности Ростовской области: Старочеркасск - Объект№7: часовня Серафима Саровского

Конечно побывать в Старочеркасске и не увидеть эту уникальную деревянную часовню на Донском острове это неправильно, но лишь самые выносливые смогут осилить путь к ней.

Часовня построена 6-7 лет назад, и расположена на острове Большой Монастырский, что «плавает» в Дону, всего в 6км на восток от станицы. Но чтобы достичь острова нужно иметь автомобиль внедорожник, запастись терпением и гостинцами для монаха Константина, который постоянно проживает там, в небольшом домике, на территории монашеского скита. На остров придется переправиться без машины, с помощью маленького деревянного парома, и с монахом быть предельно вежливым и обходительны!

Вот такие интересные объекты расположены неподалеку от Ростова, всего в каком-то часе езды.

Если вы решитесь их посетить, то день, полный замечательных впечатлений, вам гарантирован!

Станица Старочеркасская.Ростовская область.

Продолжаем наше путешествие по Ростовской области и сегодня наша остановка в станице Старочерскасской.Города ещё будут на нашем пути.Просто сегодня захотелось немного разнообразить наше путешествие.

Город Черкасск - столица Войска Донского - ныне носит название станицы Старочеркасской и является одним из главных туристских центров Ростовской области. В 1970г. по инициативе писателя М.А. Шолохова здесь был создан Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, благодаря чему в архитектуре станице и обустройстве улиц остался тщательно сохраненным традиционный казачий быт.Главная архитектурная достопримечательность Старочеркасска - девятиглавый Войсковой Воскресенский собор (1706-1719 гг.), в котором принимал присягу на верность царю и отечеству легендарный казачий атаман Платов. Это уникальный по архитектуре и внутреннему убранству, самый древний храм Дона, построенный по инициативе Петра I и при его личном участии, царь заложил в алтарную часть собора несколько кирпичей. Рядом с собором взметнулась ввысь шатровая башня-колокольня, высотой 48 м (единственная на Юге России), в подвале которой раньше была тюрьма, и хранился войсковой архив.Площадь перед собором - Майдан - носит статус отдельной достопримечательности 6 это место традиционных казачьих сходов.Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник внесён в международный туристский справочник ЮНЕСКО, а вся станица Старочеркасская включена в «Список исторических городов (населённых пунктов) Российской Федерации», имеющих ценные градостроительные ансамбли, комплексы, древний культурный слой.


В 35 км от Ростова — на — Дону вверх по реке Дон, на правом берегу находится станица Старочеркасская — старейший населенный пункт Аксайского района. Станица имеет автомобильное и речное сообщение с областным центром.На территории Дона нет более интересного места, связанного с историей донского казачества, чем станица Старочеркасская. Казачьим городком она была уже в 1570 г., а первое документальное упоминание относится к 1593 г. Через полстолетия Черкасск (так назывался этот городок) стал столицей донского казачества. Здесь Степан Разин призывал бедных казаков идти на Москву; Черкасск был центром крестьянской войны под руководством Кондратия Булавина. 18 августа 1696 г. в Черкасске был дан первый в истории России салют в честь взятия Азова. В 1805 г. столица Области войска Донского, в связи с постоянным разливом реки, была перенесена в г.Новочеркасск, а Черкасск «разжалован» в станицу. Достопримечательности. У улиц и памятников бывшей казачьей столицы есть весьма примечательная особенность: они ведут не только от дома к дому, от памятника к памятнику, но и от века к веку, от эпохи к эпохе, каждая из которых рождала героев, ставших гордостью истории нашей Родины. Здесь чуть ли не физически ощущаешь давно ушедшие времена и события, будто бы касаешься плечом людей, живших давным-давно, и слышишь их голоса.

Интересен мемориальный комплекс атаманское подворье XVIII — XIX вв., единственная атаманская усадьба на юге России. Особый интерес представляет старинный дом с решетками на окнах и чугунными металлическими дверями — это здание принадлежало торговым казакам Жученковым. Здесь разместились разнообразные тематические выставки, которые доставят туристам немало приятных минут.В Старочеркасске до сих пор сохранился дом, где погиб предводитель Крестьянской войны 1707-1709 гг. Кондратий Булавин. Огромную мемориальную ценность представляет Петропавловская церковь (1751г.), в которой был крещен знаменитый атаман Платов.На Ратном урочище возвышается великолепная Преображенская (Ратная) церковь (1740 г.). Отсюда в далекие времена уходила казачья вольница в походы против недругов земли русской. Нападая на турок и татар, казаки тем самым защищали южные рубежи Русского государства. Ныне тихо на Ратном урочище, покойно на старинном кладбище. Только знатоки истории могут сказать, где похоронены Платовы, Иловайские, Орловы. Здесь нашли свое последнее упокоение атаманы XVII-XVIII веков, многие герои Отечественной войны 1812 года. В трех километрах от станицы Старочеркасской, на Васильевских буграх, сохранились величественные валы и рвы Анненской крепости (1730 г.). Монастырское урочище, расположенное недалеко от станицы, известно тем, что здесь покоятся останки казаков, героически сражавшихся на всех войнах, которые когда-либо вела Россия.


Атаманское Ефремовское подворье. В этом архитектурном комплексе сосредоточены архитектурные памятники XVIII—XIX ...


Дом Булавина (первая половина XVIII века). Фото: Ярослав Блантер


На заповедной территории станицы Старочеркасской расположено около 100 памятников истории и культуры XVIII - XIX веков. И первым среди этих памятников является войсковой Воскресенский собор, построенный на болотистом черкасском майдане.Он был заложен по инициативе Петра I и при его личном участии. Царь Петр I заложил в алтарную часть собора несколько кирпичей.История Воскресенского собора неразрывно связана с именем атамана голытьбы Степана Разина. Он родился в Черкасске. Здесь до сих пор сохраняется мощная металлическая цепь, которой, по преданию, был прикован Степан Разин, дожидаясь отправки в Москву на казнь. Цепь специально была выставлена в галерее собора, чтобы устрашить вольнолюбивое казачество, заставить отказаться от попыток свергнуть царизм.


В 1756-1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери.


Атаманское подворье:

Матве́й Ива́нович Пла́тов (1751—1818) — русский военачальник, граф (1812), генерал от кавалерии (1809), казак. Участвовал во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века. С 1801 года — атаман Всевеликого войска Донского.Прямо на фасаде здания находится памятная доска нашему герою, поставленная в 2003 году казаками ВКО Всевеликого Войска Донского.


В 1756-1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери. По преданию, за образец была взята церковь на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где Данила Ефремов был ктитором (старостой).
редкая старая фотография церкви:

Церковь несколько раз перестраивалась; в 1817 к ней был пристроен придел Николая Чудотворца, колокольня была соединена с основной частью храма, и слева, в 1843 году появился ещё один придел — Даниила Столпника. за церковью с восточной стороны находится родовое кладбище Ефремовых.

Теперь зайдём в один из музеев казачьего быта



Прямо по середине находится вот такая большая модель Старочеркасск (ещё Черкасска):


рай для рыболова:


А вот и они, любимые некоторыми людьми, увлекающимися кирпичами с клеймами:






Роскошные примеры интерьера различных времён:








В чертенке есть маленькие отверстия. Когда графин наливали, чертенок также наполнялся. Когда гости выпивали весь графин, он казался пустым. Однако, из-за маленьких отверстий, из чертенка к утру выливалось на рюмку-две. Таким образом, у оригинального хозяина всегда с утра была рюмка на опохмел. Умели же!)

доспехи:


Знаменитая крепость Св. Анны:

Вернёмся в музей. К оружию!


внизу по середине - войсковой денежный ящик, в котором кстати лежали деньги и сейчас:

Церковь Спаса Преображения.


Второй по древности храм Черкасска. Была возведена на месте сгоревшей деревянной Ильинской церкви, по-видимому, теми же московскми мастерами, что строили и колокольню Воскресенского собора. По одним сведениям, была заложена в 1731 году при атамане Даниле Ефремове, по другим — в 1751 году. Второе название — Ратная, — церковь получила по Ратному урочищу, где издавна собирались казачьи рати перед походами. Церковь несколько раз горела и снова восстанавливалась. Интерьер церкви до наших дней не сохранился.


Рядом с церковью расположено Ратное кладбище — казачий некрополь, — где похоронены герои Азовского осадного сидения Осип Петров и Наум Васильев, атаман Иван Краснощёков, атаманы 17-18 вв, родители атамана Платова и его брат Пётр и многие герои Отечественной войны 1812 года.

Ещё виды станицы Старочеркасской:






Петропавловская церковь, где был крещен Матвей Платов, ст. Старочеркасская.


Речной вокзал.

Старочеркасская. Дворец атаманов Ефремовых. Сер. XVII в






Атаманский дворец Ефремова. Во дворце 21 комната, а его общая площадь — 1000 кв.м. Дворец построили для назначенного в 1738 году атамана войска Донского Данилы Ефремова.

Шатровая колокольня (высота 45,8 метра). С ее высоты открывается потрясающий вид на окрестности, вход закрыт, но всегда можно договориться . Кстати площадь перед собором называется Майдан — место сбора Войскового круга (орган управления), здесь принимались решения о походах и других не менее важных делах.


Казачья архитектура. Казачий курень («круглый курень») -дом на высоком фундаменте (так как были часты наводнения), квадратной формы с четырехскатной крышей. Иногда дома были двух-этажными. Первый этаж — для хранения, второй для жизни .


Летним солнечным днем очень приятно нежиться на солнышке на берегу Дона.