Туризм Визы Испания

Монастырь филофей. Филофей, монастырь, святая гора, афон. Каракалл - Филофей - Ивирон

Монастырь Филофей – Святая гора Афон

Если мы хотим найти монастырь, который будет много значить для Эллинизма и Православия, особенно в трудные века османского владычества, то один из них - это монастырь Филофей, ведь монахом этого монастыря был один из наиболее известных и почитаемых греками святых – инок монастыря Филофей – Косма Этолийский.

К тому же, еще до Святого Косма Этолийского, не менее важный миссионерский труд в захваченной турками Греции осуществляли два филофейских монаха, игумены монастыря, Дионисий Олимпийский (основатель монастыря на Олимпе, до сегодняшнего дня называемый его именем, монастырь Дионисия Олимпийского) и Святой Симеон Босой (основатель, в последствии, монастыря Фламурия в Пилио).

Монастырь Филофей построен на бОльшей высоте (310 метров), чем остальные афонские монастыри. Он выделяется среди других, находясь на возвышенности и в окружении садов и огородов.


Монастырь был основан в последней четверти 10-ого века монахом Святым Филофеем, в честь которого и назван. В течении многих веков оставался в безвестности, но начал восстанавливаться в последние века османского владычества. В 18-ом веке греческие правители Влахии и Молдавии пожертвовали монастырю большие суммы денег. В результате пожертвований были отстроены общежития, кельи, часовни и сам комплекс зданий монастыря.

В 18-ом веке, как уже было сказано, в монастыре Филофея проживал Косма Этолийский. Именно из этого монастыря стартовал он свои странствия по оккупированной турками Греции в один из тяжелейших периодов её истории, призывая народ стараться сохранить Православие путём строительства храмов и школ.


Собор был построен в 1746 году и празднует Благовещение. Во внутреннем и внешнем притворе храма можно наблюдать росписи стен с изображением Апокалипсиса и роспись с изображением Александра Великого.

В монастыре есть четыре часовни и за его пределами шесть. Две посвящены Архангелам и одна святому Иоанну Крестителю, одна святой Марине (в Кодоностасии), святым Сорока мученикам, святому Иоанну Златоусту и святому Николаю.

Трапеза находится прямо напротив Католико. Построена и расписана в 16-ом веке. Среди святынь монастыря можно отметить частицу Животворящего Креста Господня, десницу Иоанна Златоуста и много других.

Чудотворная икона «Гликофилуса» – Сладкое Лобзание

На левом иконостасе храма, находится чудотворная икона Богородицы, целующей Божественного младенца. Известна всему православному миру сладким образом Богородицы.

Согласно преданию, в период иконоборчества, жена византийского патриция Симеона, Виктория, бросила икону в море, дабы спасти ее. Икона проплыла пролив Дарданеллы и прибыла на восточное побережье горы Афон, где была найдена настоятелем монастыря Филофеем.

Одно из чудес, приписываемых священной иконе, является спасение корабля с паломниками, который рисковал затонуть в 1817 году у берегов Имвроса, во время страшного шторма. В тот момент явилась Дева Мария, взял на себя штурвал, привела судно и паломников в безопасную гавань. Празднуется икона в Воскресенье Фомы.

Слава Богу, я бывал на святой горе уже трижды, и мне очень полюбился монастырь Филофей. Я решил выложить некоторые фотографии, которые были сделаны мною и моими друзьями во время поездки летом 2007 года. Тем, у кого позволяет интернет, рекомендую смотреть картинки в полный размер. Мне кажется, оно того стоит. На превьюшках вообще ничего толком не видно.

1. Напротив входа в монастырь Филофей стоит эта огромная липа. Под ней расположено несколько скамеечек, и до чего же хорошо на них сидеть, спасаясь от дневного зноя! Да и в вечернюю прохладу тоже очень хорошо. Вечером сюда выходит вместе с паломниками монастырский духовник отец Лука, и беседует с ними, отвечает на вопросы.



2. Если сесть на скамеечку под этой липой, то взгляду откроется вот такой вид. Очень располагает к созерцательному настрою. Слева видна церковка ближайшей келии, а справа, вдалеке, монастырь Ставроникита.




3. Если же отойти от липы чуть вправо, то мы найдём источник, где можно попить воды. Такие есть у входа в каждый афонский монастырь и скит, да и по дороге иногда встречаются. Очень актуально для тех, кто ходит пешком, да ещё и летним днём, под палящим солнцем. Красными кирпичами по обе стороны источника выложены древнехристианские символы – «хрисма» (соединённые вместе первые две буквы слова Христос) и буквы альфа и омега, указывающие на Его слова: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр 1:8). Справа склонилась оливка, за ней виднеется монастырский огород, в 2004-м я там собирал фасоль.




4. Если же повернуться к этой оливке спиной и пройти несколько шагов, то мы как раз войдём в монастырские ворота:




5. А войдя, увидим такую картину. Справа братский корпус. На первом этаже библиотека, там же есть небольшой монастырский музей, где представлены средневековые манускрипты, переписанные насельниками Филофейской обители, и прочие древности.




6. Можно посмотреть налево, тут у стен главного храма обители (кафоликона) радует глаз вот такой цветочек:



7. Если же нам вдруг вздумается посмотреть назад, нашему взгляду предстанет следующий вид. Кстати, справа от ворот находится магазинчик, где продаются иконки, аудиокассеты и книжки, а также принимаются записки. Там трудится отец Георгий, - старый монах с большой белой бородой. Всё время дарит посетителям что-нибудь, а также обильно угощает конфетами. Работает лавочка только пару часов в день, уже после ужина, когда есть свободное время.




8. А пройдя чуть дальше, можно разглядеть кафоликон обители во всей его красе. Обратите внимание на лестицу справа, увитую зеленью.



Осн. в 990 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения, и 24 августа/6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23256. Факс (30-377) 23674.

В получасе ходьбы от Каракалова монастыря находится Филофеев монастырь. Он стоит на обильном растительностью плато, где, согласно традиции, в древности существовал Асклепийон. До Кареи можно дойти за два с половиной часа. Праздником монастыря является Благовещение Богородицы (25 марта).

В официальных документах монастырь появляется впервые в 1015 году в меморандуме прота Никифора, где среди прочего встречается имя «Георгий, монах и настоятель Филофея». Сохранился также другой, почти современный предыдущему (1021) документ, где Филофеев монастырь носит название «монастырь Птеры». причем речь идет о попытке установления границ между тремя соседними монастырями – Кравату (Лавры), Магульr и Птеры, т.е. Филофеева. Несколько позднее, во Втором Уставе Святой Горы, на двенадцатом месте стоит подпись Луки «настоятеля монастыре Богородицы или Филофея».

Из этих и других данных явствует, что монастырь был основан в последней четверти Х века, и эта датировка согласуется с другой традицией, в соответствии с которой основателем его был современник Афанасия Афонского Преподобный Филофей. Кроме того, в пользу этого взгляда свидетельствует послание – т.н. энклитика, которую написал для Павла Ксиропотамского вышеупомянутый настоятель Филофеева монастыря Георгий (1016).

Некоторое время Филофеев монастырь пребывал в безвестности, несмотря на все пожертвования, сделанные императором Никифором Вотаниатом (1078-1081), благодаря которым и был построен монастырь, только тогда и получивший вид настоящего монастыря. В конце XIII и XIV веках императоры из династии Палеологов и особенно Андроник II, Андроник III и Иоанн V проявили о монастыре большую заботу. Появление в ту же эпоху хрисовула Стефана Душана (1346), который старался вновь заселить монастырь, имело своим следствием то, что сюда прибыли многие сербские, а затем и болгарские монахи. Примером, характеризующим создавшееся положение, является акт прота от 1483 года, который настоятель Филофеева монастыря подписывает не по-гречески, а по-славянски.

Во Втором Уставе Святой Горы (1046) монастырь занимает давятнадцатое, а в Третьем Уставе (1394) – тринадцатое место среди афонских монастырей.

В начале XVI века настоятель Дионисий совершил много деяний на благо монастыря, преобразовав его из идиоритмического в общежительный. Однако по причине враждебного отношения славянофильски настроенных монахов Филофеева монастыря, которые ушли отсюда значительно позднее, он был вынужден покинуть Афон и отправился на Олимп, где основал свой монастырь, который сохранился до сих пор и известен под названием «монастырь Святого Дионисия на Олимпе».

Почти в середине следующего, XVII века (1641) царь Михаил позволил монахам Филофеевого монастыря раз в семь или восемь лет странствовать по России. собирая добровольные пожертвования. Однако этого оказалось недостаточным для существенного улучшения положения, которое изменилось только в XVIII веке благодаря интересу, проявленному со стороны греческих правителей придунайских княжеств. Так, валашский воевода Григорий Гикас в 1734 году определил в специальном хрисовуле ежегодную денежную помощь в 6600 аспр при условии, что раз в год в его княжество будут присылать для освящения правую руку Златоуста. Подобное решение принял позднее и Константин Маврокордатос. Эта помощь, хотя и продолжавшаяся всего несколько лет, оказалась достаточной для того, чтобы монастырь смог подняться, отстроив целый ряд своих сооружений.

В эту эпоху среди монахов монастыря выделяется такая выдающаяся личность, сыгравшая значительную роль в истории церкви и всего греческого народа, как Косьма Этолийский, известный своей борьбой против исламизации Греции в суровые годы турецкого порабощения.

В 1871 году монастырь сгорел почти полностью, за исключением собора, трапезной и библиотеки. Однако благочестие монахов позволило сохранить жизнь в монастыре, чему способствовали и разного рода пожертвования, на которые он был постепенно восстановлен и приобрел свой нынешний вид. В эти годы прибыть сюда получило возможность большое число русских монахов, которые желали захватить монастырь, чего однако не произошло, благодаря твердой позиции греческих монахов.

Здания монастыря расположены внутри прямоугольной ограды и, как и в других афонских монастырях, относятся главным образом к трем периодам началу XVI, середине XVIII и концу XIX века. При этом в Филофеевом монастыре в настоящее время непрерывно проводятся те или иные работы, в частности реконструируется его северная сторона.

Собор монастыря

Монастырский собор , согласно надписи в стене у окна правого хора для певчих, был построен в 1746 году поверх остатков другого монастыря, который к тому времени был разрушен. Фресковая живопись создавалась постоянно в течение многих лет и была завершена в 1752 году в главном храме, а в 1765 году в литийном притворе и наружном нартексе. Кроме того, в 1848 году была завершена мраморная облицовка, а в 1853 году – раскраска и полировка иконостаса. Башня звонницы является постройкой 1764 года.

Встроенная в западное крыло монастыря, строго напротив главного входа в собор трапезная была расширена в XVI веке. В ней сохранились, хотя и в поврежденном состоянии, ценные фрески XVI века, возможно, критской школы. Между собором и трапезной находится фиал водосвятия, сооруженный целиком из прекрасного белого мрамора.

Кроме центрального храма, Филофеев монастырь располагает еще 6 часовнями на территории внутри крепостных стен. Это две расписанные фресками часовни по обе стороны от литийного притвора – Архангельская (1752) и Иоанна Предтечи (1776), где находится замечательный резной деревянный иконостас (1786), часовня Святой Марины в башне звонницы, часовня Святых Пяти Мучеников на восточной стороне и Святого Иоанна Златоуста и Святого Николая на западной. За пределами монастыря находятся еще три его часовни – Всех Святых на кладбище, Трех Иерархов или Святого Трифона в саду и Панагуды или Рождества Богородицы. Кроме того, вокруг монастыря расположены его 12 келий, половина из которых необитаема, а одна келья, Святого Косьмы Этолийского, находится в Карее и является представительством монастыря.

В монастырской ризнице хранятся часть Животворящего Древа, дар императора Никифора III Вотаниата, правая рука Златоуста, дар Андроник II, реликвии других святых, кресты, много риз и церковной утвари. Однако самой знаменитой из регалий Филофеева монастыря, составляющей предмет его гордости, несомненно является чудотворная икона Богородицы Сладостного Лобзания, которая находится в левом проскинитарии собора. Предание гласит, что икона эта очень старая и была принесена на Афон волнами, в которые ее бросила в Константинополе Виктория, супруга патрикия Симеона, чтобы сохранить от ярости иконоборцев. Эта икона считается одной из наиболее почитаемых на Афоне и покрыта более поздним и весьма массивным окладом. Кроме иконы Сладостного Лобзания, в монастыре есть другая значительная икона Богородицы Геронтиссы (Старицы), о которой говорят, что она прибыла чудесным образом из Нигриты.

Монастырская библиотека , кроме многих печатных книг, содержит также 250 рукописей, 54 из которых написаны на пергаменте, а также 2 литургических, опять-таки пергаментных свитка. Из иллюстрированных рукописей следует упомянуть Четверное Евангелие (№ 33), одно из самых старинных на Афоне, с изображением Евангелиста Марка.

После длительного периода идиоритмической жизни 1 октября 1973 года по решению Священного Кинота патриарха Димитрия Филофеев монастырь стал общежительным. С 1574 года он занимает двенадцатое место среди 20 афонских монастырей и насчитывает в общей сложности более 90 монахов.

�ед�]��X�JX�J�ека на месте более раннего собора Богородицы и реконструирован в 1627-1628 годах. Нартекс его построен после 1630 года. Собор находится к востоку от очень узкого монастырского двора и располагает очень ценными фресками критской школы, автором которых являются знаменитый живописец Феофан Критский и его сын Симеон (1546). На этих фресках можно видеть также портрет патриарха Иеремии I, который изображен как ктитор с подобием храма в руках. замечательный резной деревянный иконостас храма был создан, согласно содержащейся на нем надписи, в 1743 году, когда настоятелем монастыря был Григорий с Хиоса.

Кроме собора, монастырь располагает несколькими часовнями на своей территории и за ее пределами в экзартимах. Монастырю принадлежат также 33 каливы в селении Капсала и 4 кельи в Карее.

Трапезная встроена в верхний этаж южной стороны и содержит замечательные фрески (по всей вероятности, критской школы).

Из монастырских регалий следует упомянуть очень интересную мозаичную икону Святого Николая Устричного (устрица впилась в лоб святому, когда он был найден рыбаками в море), которая хранится в соборе, интересный Додекаорт на иконостасе (1546), фрагменты святых реликвий, старинные священные ризы, церковную утварь и др.

Библиотека располагается в помещении нижнего этажа собора и содержит 171 рукопись, 58 из которых, а также 3 литургических свитка написаны на пергаменте. Из рукописей выделяются некоторые иллюстрированные (напр., №№ 43, 50, 56 и др.) с богатым декором. Кроме того, здесь есть значительное число печатных книг.

Ставроникитский монастырь – первый монастырь, изменивший образ жизни в последние годы, став из идиоритмическоro общежительным, чему последовали и другие монастыри. Монастырь насчитывает около 50 монахов, которые проживают на его территории и за ее пределами, и занимает пятнадцатое место в иерархии 20 афонских монастырей.

Предание.

Икона Божией Матери «Гликофилусса». Фрагмент

По преданию, чудотворной иконе Божий Матери «Гликофилусса» (Сладкое лобзание) грозила опас ность быть уничтоженной в период гонения на иконопочитателей (726-842 гг). Жена римского патриция Симеона, благочестивая Виктория, стремясь спасти святой образ от поругания, вверила его Божиему промыслу и отпустила плыть по водам. Икона приплыла к причалу монастыря Филофей и была взята монахами в храм. На месте обретения иконы возник источник. Он существует и по сей день.

Расположен в 12,5 км от Кареи в северо-восточной части Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник - Благовещение Пресвятой Богородицы.
Настоятель - архимандрит Ефрем.
Занимает двенадцатое место в святогорской иерархии.
Братство составляет 60 человек.

Монастырь Филофей находится на плоской зеленой возвышенности северо-восточной части Святой Горы на высоте 533 метра над уровнем моря. По общему мнению, окрестности монастыря, окруженные густым лесом, относятся к числу живописнейших мест на Святой Горе. В округе большое количество источников прекрасной питьевой воды. Владения монастыря на Святой Горе и в других местах не обширны.

История основания монастыря

Филофей - один из древнейших афонских монастырей. Он был основан в Х веке современником Афанасия Афонского прп. Филофеем. Обитель была построена в ХI веке благодаря пожертвованиям византийского императора Никифора III Вотаниата (1078–1081 гг.). В конце XIII и в XIV веков внимание Филофею оказывали императоры из династии Палеологов Андроник II (1282–1328 гг.), Андроник III (1328–1341 гг.) и Иоанн V (1341–1376, 1379–1391 гг.). Благодаря грамоте сербского короля Стефана Уроша IV Душана (1346–1355 гг.) от 1346 года, братия монастыря пополнилась большим числом сербских и болгарских монахов.

Очевидно, следствием этого стало подписание в 1483 году настоятелем Филофеева монастыря акта Прота по-славянски, а не по-гречески. В начале XVI века при настоятеле Дионисии монастырь был преобразован из идиоритмического в общежительный.

В 1641 году первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович (1613–1645 гг.) позволил монахам монастыря Филофей раз в семь-восемь лет странствовать по России, собирая добровольные пожертвования.
Финансовое положение монастыря существенно улучшилось лишь в XVIII веке благодаря помощи со стороны таких фанариотов (греческих правителей придунайских княжеств) как валашский воевода Григорий Гикас и молдавский господарь Константин Маврокордато. Эта помощь, хотя и продолжавшаяся всего несколько лет, оказалась достаточной для того, чтобы монастырь смог отстроить целый ряд своих сооружений.

В эпоху борьбы против турецкого порабощения и попыток исламизации Греции среди братии монастыря выделяется монах Косьма Этолийский (1714–1779 гг.), сыгравший огромную роль в истории Православной Церкви, греческого просвещения и всего греческого народа в XVIII веке.

Во время пожара 1871 года монастырь почти полностью сгорел, за исключением собора, трапезной и библиотеки. Однако Божья Помощь, выраженная в преданности и трудолюбии насельников Филофея, позволила возродить жизнь монастыря. Бесспорна поддержка и разного рода пожертвований, на которые обитель была постепенно восстановлена и приобрела свой нынешний вид.

Устройство монастыря

Монастырь построен в виде правильного четырехугольника, с монашескими кельями в верхней части стен, надстроенными в два и три этажа. Здания монастыря относятся главным образом к трем периодам - началу XVI, середине XVIII и концу XIX века. При этом в настоящее время в монастыре Филофей, как и во всех других Афонских обителях, непрерывно проводятся строительные и реставрационные работы, в частности идет реконструкция его северной стороны.

Напротив главного входа в собор расположена трапезная. Она встроена в западное крыло монастыря и была расширена в XVI веке. В ней сохранились ценные фрески XVI века, предположительно критской школы.

Монастырский храм

В середине двора находится Соборный храм, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы. В период с 1746 по 1765 годы на месте старого храма с самого фундамента был воздвигнут нынешний храм с колокольней, крытый свинцовыми листами. Фресковые росписи в Соборном храме были завершены в 1752 году, а в литийном притворе и наружном нартексе - в 1765 году. По обе стороны паперти устроены два малых придела с алтарями. Кроме того, в 1848 году была завершена мраморная облицовка, а в 1853 году были окончены работы по установке иконостаса. Постройка башни звонницы была завершена в 1764 году. У входа в Соборный храм и трапезную находится беломраморный фиал водосвятия.

Святыни Филофея

В Соборном храме находятся следующие святыни: часть Животворящего Древа Креста Господня и один из гвоздей, которым Христос был пригвождён к кресту (дар императора Никифора III Вотаниата), части св. мощей свт. Иоанна Златоустого, св. вмц. Марины, св. вмч. Пантелеймона, преп. Луки Элладского, св. мчч. Исидора и Харалампия, вмч. Димитрия и св. мц. Параскевы.

Кроме того, в соборе при колонне левого клироса стоит величайшая драгоценность Филофея, чудотворная икона Божией Матери, известная под названием «Сладкое лобзание» (по-гречески - «Гликофилуса»).

Икона, размерами 125х87 см, изображает Богородицу, которая с неизмеримой нежностью и любовью обнимает Младенца Христа. Предание говорит о чудесном появлении этой иконы на Афоне. Ее владелица, благородная госпожа Виктория, супруга патриция Симеона, во времена иконоборчества бросила икону в море близ Константинополя. Морем икона добралась до Афона и впоследствии до монастыря Филофей. Сегодня она покрыта изящным окладом из драгоценных металлов.

Еще одна драгоценность монастыря - икона Божией Матери Старицы («Геронтисса»), о которой говорят, что она прибыла чудесным образом из греческой провинции Македонии - Нигриты.

В этом монастыре кроме самого основателя св. Филофея славились святостию жизни св. Феодосий, митрополит Трапезундский (брат Дионисия, основателя в ХIV веке Дионисиатской обители, игумен Филофеевской обители; почитается одним из основателей), св. прмч. Дамиан (проповедовал Слово Божие на Олимпе, был оклеветан перед турецким правительством и после пыток и требований принятия ислама был сожжен), прп. Дометий (молчальник и друг Дамиана).

Часовни монастыря

Внутри монастырских стен в обители располагаются еще 6 часовен: Архангельская (1752 г.) с фресковыми росписями по обе стороны от литийного притвора, Иоанна Предтечи (1776 г.) с резным деревянным иконостасом (1786 г.), святой Марины в башне звонницы, святых Пяти Мучеников на восточной стороне, святого Иоанна Златоуста и святого Николая на западной. За пределами монастыря находятся еще три его часовни - Всех Святых на кладбище, Трех Иерархов или Святого Трифона в саду и Панагуды или Рождества Богородицы.

Вне монастыря расположены 17 церквей, принадлежащих монастырю, и 12 келий, половина из которых необитаема, а одна келья, Святого Косьмы Этолийского, находится в Карее и является представительством монастыря.

Книжное собрание Филофея

Библиотека владеет 250 ценными рукописями на пергаменте, двумя литургическими пергаментными свитками и многими печатными книгами. Из иллюстрированных рукописей следует упомянуть Четверное Евангелие, одно из самых старинных на Афоне, с изображением евангелиста Марка.

На правом берегу высохшего русла реки Мелопотаму, спускающейся с северо-запада, на северных склонах горы Святой Афон на высоте 533 метра расположен монастырь Филофей. Там же, близко к левому берегу, не так далеко от моря, находится и Катаема "Мегисти Лавра Милопотаму". Как гласит предание, своим именем монастырь обязан некоему монаху-отшельнику Филофею, жившему здесь приблизительно в 870 - 972 гг. Он и считается основателем монастыря. Ранее он назывался Монастырь Фтерис. В 1046 году упоминаются имена еще 3 других монахов: Арсений, Филофей и Дионисий, а позднее и Никифор Вотаниатис (1078-1081 гг.), который восстановил монастырь и подарил ему при этом много святынь. Среди святых даров была и часть Тщесного Древа. В 1124 году сюда перебрались беженцы из деревни Магула в Спарте, поэтому и местность, где находится сегодняшний Скит Иверов (скит монастыря Филофей до 1786 года) называется Магула. В 1540 году царь Грузии Леонтий и его сын Александр восстановили монастырь, построив и большую трапезную. В 1734 году вождь Влахии Гиккас Григориас поддержал монастырь специальной Золотой Буллой. В 16 веке здесь служил игуменом Святой Дионисий. Приговоренный, однако, болгарскими монахами к смерти, он ушел в Пиерию, где на Олимпе основал Храм Преображения Господня. В районе монастыря во времена Константина Великого (323-337), когда на Афоне еще существовал идолопоклонничество, было основано Епископство. Здесь в 1758-1760 гг. монашествовал великомученик и руководитель освободительного движения Козма Этолос в качестве ученика Панайота Палама в Афонской школе.

Соборный храм монастыря, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, построен на месте древнего античного храма. Расписан он был в 1752 году. На левой колонне Соборного храма существует чудотворная икона Божьей Матери "Гликофилуса" (Сладкое лобзание, 1,26 см на 1,87 см) написанная, согласно преданию Евангелистом Лукой. Во времена иконоборчества благочестивая супруга патрикия Симеона Виктория, бросила ее в море, чтобы спасти от рук святотатцев-иконоборцев. Однако икона чудным образом достигла порта монастыря, как и икона "Портаитисса" в монастыре Иверов.

Библиотека монастыря содержит 25 рукописных кодексов, 54 из которых написаны на пергаменте, 2 пергаментных свитка со Святыми Литургиями Великого Господа и много печатных изданий.

Среди святынь монастыря, помимо иконы "Гликофилусса" в отделанной серебром и золотом раме, хранится правая рука Святого Иоанна Хрисостома, пальцы которой собраны для благословления. Сохраняется как кожа, так и вены. Эта святыня была подарена монастырю по Золотой Булле Андронника II Палеолога. Здесь хранятся также часть ноги Святого Пантелеймона, которая была преподнесена в дар монастырю Константином Палеологом (1448 -1453), мощи Святой Марины, Святого Исидора с острова Хиос, лик Святого Луки, мирон Святого Димитрия и др. В трапезной сохранилась настенная роспись, датируемая 1540 годом, работы иконописца Джордже с Крита.

Монастырю Филофей подчиняются и 12 келий, построенных в этой зеленой местности, и 2 - в Кариесе.