Туризм Визы Испания

Мерв, город неверных. "мерв" еще можно поискать Мерв древнии

Город, в котором Абу Муслим провозгласил Багдадский халифат



Крупнейший историко-культурный заповедник на территории современного Туркменистана входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.



В первые века Ислама Мерв был одним из самых важных центров мусульманской цивилизации. Его расцвет приходится на XI–XII века, время правления династии Великих Сельджуков, чья империя простиралась от левобережья Амударьи до Палестины. В те времена это был один из самых прекрасных городов Востока, а сегодня – крупнейший в Центральной Азии археологический парк близ небольшого городка Байрамали, где сохранились уникальные мавзолеи воинов Ислама и до сих пор почитаемых святынь, многочисленные руины мечетей, дворцов и глиняных замков, караван-сараев и базаров, а также километры мощных крепостных стен.



Мерв – название не только одного из древнейших азиатских городов, но и всей окружающей его округи в старой дельте реки Мургаб. С незапамятных времён эти земли привлекали людей своим плодородием и обилием воды. В эпоху бронзы благодатный край, названный позже страной Маргуш, или Маргианой, заселили земледельческие и полукочевые племена, создавшие уникальную культуру древневосточного типа. Но на равнине, где четыре тысячи лет назад кипела городская жизнь, теперь простирается пустыня Каракум, а открытые археологами ХХ века древние поселения медленно поглощают пески, либо их выравнивают грейдерами вчерашние колхозники, ставшие ныне безнаказанными захватчиками заповедных земель, столь соблазнительных для нового орошения. Так, уже на наших глазах уходит история, исчезают её бесценные свидетельства, зачастую даже не успевшие стать достоянием науки.



На фоне крайне скудной письменной традиции, когда целые эпохи канули в небытие, не оставив о себе никакой памяти, сохранение наследия предков становится в Туркменистане серьёзной проблемой национального масштаба. Древний Мерв, объявленный государственным историко-культурным заповедником ещё в 1988 году, а с 1999 года входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, служит примером того, как органы охраны памятников пытаются противостоять алчности предпринимателей и равнодушию местной власти. При поддержке международных организаций и зарубежных научно-исследовательских центров туркменские специалис-ты осуществляют проекты изучения и консервации отдельных сооружений древности и ведут планомерную работу по формированию их общественного статуса. Этот рутинный, но необходимый труд не имеет ничего общего с официозными кампаниями недавних лет вроде празднования 2500-летия Мерва – вымышленного юбилея, который всё откладывался, да так и не был проведён.



Такой возраст города – не что иное, как вульгаризация истории, особенно характерная для советской идеологии и не имеющая под собой серьёзных научных оснований. Ни археологи, ни востоковеды-античники не рискнут утверждать, когда именно возникло поселение на месте Мерва. Есть косвенные данные, что это произошло примерно в VII веке до новой эры, когда уже давно были заброшены оазисы эпохи бронзы в низовьях мургабской дельты, на месте нынешнего городища Эрк-кала, что возвышается над всей округой.



Но тогда это был лишь один из многочисленных населённых пунктов, далеко не самый крупный и не самый главный. Однако именно ему суждено было стать со временем важным политическим центром, который при Ахеменидах превратился в мощную цитадель, а после похода Александра Македонского стал называться Александрией Маргианской.



Эрк-кала – это древнейшее ядро Мерва, представляющее собой в плане овал. Позже к нему был пристроен с западной стороны квадратный эллинистический город – Антиохия Маргианская (ныне – Гяур-кала), развивавшийся вместе с Эрк-кала при парфянах и Сасанидах и накопивший двенадцатиметровый культурный слой! После арабского завоевания ещё западнее, но вплотную к нему выросла Султан-кала – Мерв эпохи Аббасидов и Тахиридов, а середины XI века – сельджукская столица. В начале XV века, когда она уже была необитаемой, сын Тамерлана Шахрух воздвиг в двух километрах южнее крепость Абдуллахан-кала, к которой в конце того же столетия пристроили последнее мервское городище – Байрамалихан-кала. Вот так, за веком век, пятно застройки Мерва дрейфовало вслед за уходящей водой, оставляя руины, почти нигде не перекрытые поздними наслоениями, что значительно облегчает теперь работу археологов. Но прежде чем этот движущийся в пространстве, кочующий город остановился навеки, став музеем-заповедником, он пережил бурную историю взлётов и падений царств и династий, бесчисленных войн и разрушений, но вместе с тем и созидания, возрождения жизни после острейших социальных потрясений.



В 651 году, через 19 лет после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в маленьком селении под Мервом был убит Йездигерд III – последний монарх державы Сасанидов. Эта дата стала вехой, ознаменовавшей завоевание арабами Ирана и Средней Азии, а также начало распространения Ислама среди народов этого региона, ранее исповедовавших зороастризм, буддизм, христианство, манихейство и местные формы язычества. Сразу после захвата Мерва в центре Гяур-калы была возведена соборная мечеть Бену-Махан, ставшая впоследствии составной частью культово-мемориального комплекса, который развивался вплоть до XI века. На этом месте археологически зафиксированы кладки стен и остатки минарета, а также полуколонны из резного ганча с богатой орнаментацией, украшавшие михраб. Когда самая первая соборная мечеть стала тесна, поставили другую у городских ворот на канале Разик, а в середине VIII века следующую – ещё дальше на запад, на канале Маджан. К этому времени Гяур-кала почти запустела в результате политики арабов, повсеместно выселявших жителей из укреплённых шахристанов. В результате начал расширяться рабад, куда переместилась основная жизнь города.



Центром будущего блистательного Мерва стало западное предместье Гяур-калы. Заложил его легендарный Абу Муслим – вождь аббасидского движения в Хорасане, который в 748 году привёл сторонников Аббасидов в Мерв, чтобы провозгласить новую династию, вскоре одержавшую победу над Омейядами в борьбе за власть в Арабском Халифате. Поселившись в Мерве, он переместил правительственную резиденцию из старого города, Гяур-калы, и построил новую возле канала Маджан – там, где позже выросла Султан-кала. Дворец Абу Муслима, известный как Дар-ал-имара и сооружённый около 750 года, был претенциозным зданием, которое, согласно описанию арабского географа ал-Истахри, видевшего его через полтора века, включало купольный аудиенц-зал, четыре айвана и двор. Этот сплав сасанидских архитектурных форм (купол и айван) на века определил характер исламского зодчества в этой части света – не только гражданского, но и культового.


Несмотря на убийство Абу Муслима в 755 году, Мерв оставался основным политическим центром для всего Аббасидского, или, как его ещё называли, Багдадского халифата и даже на некоторое время стал де-факто столицей всего исламского мира.



Это было в начале IX века, после того как сюда прибыл хорасанский наместник Халифата аль-Маъмун, сын халифа Гаруна ар-Рашида. В 813 году аль-Маъмун сам стал халифом, но ещё долго после этого проживал в Мерве, рассылая оттуда все указания и назначения по всему арабскому государству. В это время Мерв пережил короткий, но блестящий период в своей истории. Архитектурных памятников IX века не осталось, но известно, что в центре Гяур-калы была восстановлена упомянутая мечеть Бену Махан. Большой подземный резервуар для воды с провалившимся куполом – вот единственный ориентир, по которому теперь можно отыскать былой комплекс этой старейшей мечети. Между тем Мерв, находившийся на восточной окраине Халифата, не очень подходил для роли имперского центра, и аль-Маъмун всё-таки переехал в Багдад, а город опять стал главным центром халифатской провинции Хорасан, куда в 821 году был назначен наместник – Тахир ибн Хусейн. Согласно ал-Истахри, он захотел переместить центр Мерва ещё дальше на запад и возвёл целый ряд зданий вдоль канала Хурмузфарра.


Первые крупные сооружения, которые встречают сегодня посетителей заповедника, – это загадочные глиняные замки-кёшки Большая и Малая Кыз-кала с их суровым ритмом плотно прижатых полуколонн, образующих гофрированные фасады. О возрасте этих исполинских жилищ существуют разные предположения. Английский исследователь Хью Кеннеди недавно обосновал гипотезу, что это вполне могли быть постройки Тахира. И если особенности их конструкций и строительных материалов не могут служить в этом случае точными индикаторами, то наличие михраба в одном из помещений Большой Кыз-калы явно указывает на то, что здание строилось уже при арабах. Гофрированные кёшки типичны для среднеазиатской архитектуры, их много не только в Мерве и его округе, но и в Хорезме, встречались они в Бухаре и Термезе, но их совершенно нет в Иране. Ясно, что это сугубо местный архитектурный тип, уходящий в доисламское прошлое и продолжавший воспроизводиться как минимум до XII века не только в сырцовом кирпиче, но и в жжёном; яркий тому пример – Рабат-и Малик, степная резиденция Караханидов в Бухарском оазисе.


В X–XI веках наступила эпоха небывалого культурного подъёма, когда в Мерв стекались лучшие умы мусульманского мира, поэты, художники и зодчие, оставившие потомкам свои нетленные произведения. Достаточно назвать живших здесь немало лет Омара Хайяма и Фахр ад-дина Гургани – автора романтического эпоса «Вис и Рамин», в котором есть такие строки о его архитектуре:


Уж если город чаровал сердца,

Представь себе величье, блеск дворца!

Сверкал он росписями стен и башен,

Китайскими узорами украшен.

Впрочем, в зависимости от настроения героини поэмы меняется и восприятие города:

Жаровня этот Мерв, а не столица,

Не город, а глубокая темница.

Расписанный дворец, чертог бесценный,

Мне огненною кажется геенной.


И всё-таки любовь к месту, где Гургани провёл немало благополучных лет в качестве поэта при дворе сельджукского султана Тогрулбека, вызывала у него совсем другие эмоции:

Прекрасен Мерв, земных владык приют!

Прекрасен Мерв, где цветники цветут!

Прекрасен Мерв зимой и в летний зной,

Он осенью прекрасен и весной!

Кто видел Мерв, кто поселился в нём,

Найдёт ли счастье в городе ином?


(Переводы С. Липкина)


Ровно тысячу лет назад Мерв стал самым большим городом Центральной Азии и одним из крупнейших на всём мусульманском Востоке: вместе


с пригородами его площадь достигала 1800 гектаров, а численность населения – 150 тысяч человек. Учитывая, что основная масса городов имела в ту эпоху от двух до пяти тысяч жителей, можно представить масштабы сельджукского Мерва. Буквально на каждом километре здесь можно увидеть то или иное свидетельство далёкого прошлого. Вокруг столичного мегаполиса ещё с парфянских времён существовала густая сеть городков и отдельно стоящих богатых усадеб. Иногда не ясно, где остатки собственно города, а где был конгломерат разросшихся деревень. В Х веке горожане составляли, по некоторым оценкам, около 40 процентов от общего числа жителей оазиса.


При султане Мелик-шахе в конце XI века была возведена или капитально перестроена сырцовая стена рабада – центральной квадратной части Султан-калы. Стену окружал глубокий и широкий ров, а по периметру стен размещалось около двухсот полукруглых башен диаметром в 4 м с двухъярусными сводчатыми камерами для стрелков. Стены достигали высоты 10–12 метров при ширине


6 метров; внутри имелись казематы и потайные лестницы. Перед монгольским нашествием стройные стены и башни Султан-калы были усилены снаружи толстыми футлярами из сырцового кирпича. На двух взаимно пересекающихся осях располагались городские ворота – мощные сооружения из жжёного кирпича, выдвинутые вперёд от линии стены. Одно из них – ворота Фируза на западной стороне – вскрыто археологами. Это во многом уникальное фортификационное устройство с лабиринтом; его привратную часть снаружи украшала облицовка из фигурного жжёного кирпича восемнадцати видов!



В северо-восточном углу Султан-калы находится Шахрияр-арк – огороженная стеной цитадель сельджукского Мерва. В её северной части – остатки сырцовых стен и арок былых казарм, а в центре – так называемый дом правителя. Это было двухэтажное здание с квадратным, четырёхайванным внутренним двором, построенное из сырца и лишь на фасадах облицованное фигурным жжёным кирпичом. По соседству – руины ещё одной сырцовой монументальной постройки, заключавшей один вытянутый и высокий зал, перекрытый сводом на подпружных арках. Фасады оформлены


в старых традициях гофрированных замков-кёшков. Возможно, это был диван – место, где собирался государственный совет. Среди других сырцовых памятников XI–XII веков выделяется загородный жилой дом в 4 километрах западнее Султан-калы. Его брутальные формы, композиция однотипных фасадов со щелевидными окнами-бойницами и планировочная структура с центральным купольным залом свидетельствуют об устойчивости традиций замковой архитектуры доарабского Мерва.


Почти на том месте, где находился дворец Абу Муслима, в середине XII века (не позднее 1152 года) был возведён мавзолей султана Санджара – последнего правителя из династии Великих Сельджуков. Он входил в ансамбль крупных царских сооружений, возвышавшихся в центре Султан-калы. Здесь находился дворец и соборная мечеть, к которой примыкал одним из своих фасадов мавзолей Санджара. Многие свидетельства указывают на его доминирующую роль: «...над ним возвышается купол голубого цвета, который виден на расстоянии одного дня пути» (Якут ал-Хамави, XIII век), «самое большое здание на свете» (Рашид-ад-дин, XIV век),



«Одна из величайших построек царств вселенной, настолько прочная, что порча не может коснуться её» (Исфизари, XV век). И в нынешнем состоянии мавзолей султана Санджара вызывает восхищение. Это огромный куб, который венчает купол диаметром 17 метров. Внешний купол, покрытый изразцами, не сохранился, но был восстановлен без облицовки в 2004 году. Высота подкупольного пространства зала – 36 метров. В верхней части куба расположена обводная галерея, выявленная на фасадах ритмом ажурных сквозных арок.


В декоре галереи использованы фигурные наборы жжёного кирпича и резной ганч со стилизованным растительным орнаментом и эпиграфикой. В интерьере – настенные росписи, выполненные синим и красным по белому фону. Конструкция разгрузочных арочных устройств и двойной оболочки купола мавзолея Санджара на полтора столетия опережает идеи строителей мавзолея Ольджейту-Ходабенде в Солтание (северо-запад Ирана) и на 300 лет – Филиппе Брунеллески, создателя купола знаменитого флорентийского собора.



Величественная усыпальница султана одиноко стоит среди пустынного ландшафта, где густую сеть городских кварталов время в буквальном смысле сравняло с землёй. Лишь недавно прямо напротив входа в мавзолей археологи из Великобритании начали раскапывать остатки большого базара времён Абу Муслима, но известные по средневековым источникам соборная мечеть с минаретом, султанский дворец, равно как и другие неординарные постройки, включая десять библиотек, астрономическую обсерваторию, в которой работал Омар Хайям, – даже не локализованы.


О высоком уровне архитектуры Мерва говорит и маленькая поминальная мечеть Мухаммеда ибн Зейда, построенная в пригороде близ квартала керамистов в 1112–1113 годах. Главный фасад этой символической постройки разработан в виде трёх арок с промежуточными арочными нишами и фризовыми горизонтальными вставками над ними. Тщательно отшлифованные фигурные кирпичики и гирих придают ему богатую узорность. В интерьере остались следы орнаментальной живописи, а также кирпичная куфическая надпись и редкий по форме многолопастный михраб, покрытый полихромной росписью. Стилистически близок ему другой памятник первой четверти XII века – его называют, согласно поздней традиции, Худайназар-овлия. Он также относится к категории беспортальных центрических мавзолеев, основу декора которых составляют фактурные качества жжёного кирпича.



В 1153 году Мерв был захвачен кочевниками-гузами и жестоко разграблен. Наступившее безвластие на фоне феодальных войн за обладание Хорасаном, продолжавшихся несколько десятилетий, прервало строительную активность. Лишь войдя в состав государства хорезмшахов, город смог частично оправиться после нанесённого ущерба, но уже в 1221 году оказался полностью разгромленным монголами. Спустя почти 200 лет, при Тимуридах, Мерв возродился, но достичь прежнего уровня уже не мог не только вследствие частых политических катаклизмов, но и природных факторов. Климат становился всё засушливее, пастбища истощались, Мургаб мелел, сокращались посевные площади, и люди стали покидать обжитые места.


Севернее крепостной стены Абдуллахан-калы в XV веке был разбит чарбаг – огромный парк с летней резиденцией мервского правителя. Вход в неё оформляли арочные ворота, а строго по оси возвышался парадный парковый павильон. Единственный уцелевший мервский ансамбль того периода – мавзолей асхабов, сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), похороненных в Мерве ещё в VII веке. Над их могилами при Тимуридах были поставлены мраморные плиты с великолепным резным декором и надписями, скрытые купольными киосками, а сзади, на втором плане, возведены два смежных сводчатых айвана, облицованные синими и голубыми изразцами. За ними ничего нет – они служат лишь монументальным фоном для обеих могил. Ещё в окрестностях Абдуллахан-калы можно увидеть яхданы – огромные, почти конические сырцовые купола, водружённые прямо на земле. Это были общественные холодильники: в них круглый год хранился плотно набитый зимой снег, укрытый спрессованным слоем верблюжьей колючки.


Прошло несколько веков, прежде чем Мерв снова открылся миру, теперь уже благодаря путешественникам и учёным из Европы и России. Древний город и его окрестности стали объектом пристального интереса востоковедов и археологов. Первопроходцем стал тридцатидвухлетний профессор факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета Валентин Жуковский, который в 1890 году приехал в Мерв по заданию Императорской археологической комиссии. Именно он осуществил первое подлинно научное изложение истории и исследование памятников Марыйского оазиса. Его фундаментальный труд, в своё время удостоенный золотой медали Российской академии наук, до сих пор не утратил своей практической ценности. Осенью того же 1890 года Мерв в деталях зафиксировал французский фотограф Поль Надар, который на знаменитом Восточном экспрессе выехал из Парижа и добрался сюда по только построенной тогда железной дороге через Стамбул, Тифлис, Баку, Красноводск и Ашхабад. Более тысячи снимков стали итогом путешествия, в котором соединились любопытство и мастерство человека, который, воспользовавшись новым видом транспорта и качеством фототехники тех лет, первым представил на Западе недоступные прежде образы таинственного Востока. В 1904 году Мерв посетила американская экспедиция Института Карнеги под руководством профессора Рафаэля Пампелли. И хотя его изыскания на Гяур-кале были кратковременными и эпизодическими, именно они знаменуют начало археологического изучения Мургабского оазиса.


В ХХ веке большой вклад в исследования истории и культуры Мерва внесли академики Василий Бартольд, Михаил Массон и возглавлявшаяся им с 1946 по 1986 год Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция (ЮТАКЭ). Несколько томов трудов этой миссии посвящены именно Мерву, не говоря уже о целом ряде монографий, научных сборников и статей о его памятниках, многие из которые выявили и опубликовали именно ютакинцы. Наконец, с 2001 года осуществляется Международный Мервский проект, организованный Институтом археологии Лондонского университетского колледжа на базе Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв». Десятки молодых специалистов из Туркменистана, Великобритании, Германии, Дании, Ирана, Китая, США и других стран проходят здесь стажировку, осваивая премудрости профессии, и разрабатывают собственные научные темы, добывая материал из неисчерпаемой сокровищницы Мерва.


Руслан Мурадов.

Заместитель начальника Национального управления Туркменистана по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры.
Использованы материалы сайта: http://islam.ru/

, Китай), то теперь пятым таким центром признана Маргиана. Столицей этой древнейшей страны предположительно был Гонур , следы которого находятся в 70 километрах к северо-западу от Байрамали.

В наступившем периоде раннего средневековья огромный античный город опустел, были заброшены дома, мастерские, храмы. Примерно в - годах Мерв захватили эфталиты , успешно действовавшие против Сасанидов. В конце в. Сасанидам удалось возвратить оазис, а в в. Хосров I Ануширван отдал приказ произвести ремонт многих сооружений Мерва, и город ожил, вновь став культурным и ремесленным центром.

В составе Арабского халифата

Дальнейшая судьба города была очень тяжелой. Сразу после ухода войска Исмаила I узбекский правитель Убайдулла-хан несколько раз захватывал Мерв, предавая его разграблению. Почти 80 лет Мерв попеременно присоединяли к своим владениям шейбанидские принцы, пока, наконец, сефевидский шах Аббас I в году не закрепил его прочно за своими владениями. По его приказу заново отстроили городские стены. Новый правитель Бекташ-хан из туркменского племени устаджлы, назначенный Аббасом I, улучшил фортификацию: стены, окруженные глубоким рвом, были отремонтированы, вдоль них возведен ряд оборонительных башен. В самом Мерве сосредоточились большие запасы оружия, одежды и продовольствия.

После смерти Аббаса I год) Мервом пытался овладеть хорезмский правитель Исфендияр-хан, но потерпел поражение от мервского полководца Ашир-хана и поспешно бежал, оставив свое добро. Неудачей закончилась в году и попытка узбекского ханом Имамкули захватить город. В году горожане под руководством своего правителя Хаджи-Тимур-хана дважды отражали штурм бухарского аталыка Хушике-бия и выстояли.

Борьба за город между Персией, Бухарой и Хивой

Ко времени возвышения в Иране Надир-кули-хана из туркменского племени афшар, Мерв полностью находился в руках туркмен-каджаров , которые вели борьбу с местными татарами . Население Мерва обратилось за помощью к Надир-хану. Изгнав из Мерва татар летом года хан направился в Мешхед. Но татары неожиданно возвратились и захватили город. Надир-хан вынужден был отправить туда своего брата Ибрагим-хана, который разрушил Султанбентскую плотину, оставив Мерв без воды. Татары сдали город, но для населения наступили тяжелые времена. Многие жители были переселены в другие районы Хорасана. Лишь через десять лет, когда Надир-кули-хан стал шахом Ирана, он отдал приказ о восстановлении Мерва. Туда возвратились не только выселенные ранее жители, но и были направлены 3 тысячи семей хорасанских крестьян. На ремонт Мургабской плотины выделялись специальные рабочие, а также двести верблюдов и триста ослов, которые подвозили все необходимое для ремонта. В Мерве больше не существовало удельных владетелей, вся земля и вода перешли в собственность государства.

Таким образом, Мерв стал важным форпостом для дальнейших завоеваний Надир-шаха в Центральной Азии. В году он приказал назначенному им правителю города Шахкули-хану сделать все необходимое для похода в Китай. В короткий срок мервские ремесленники изготовили 70 пушек и отлили 14 тысяч ядер. Триста артиллеристов совершенствовались в стрельбе из орудий. Мерв превратился в военный город и его крепость с 44 башнями считалась неприступной. В году в город привезли еще 50 пушек, 20 тысяч ядер и запасы железа. Там сосредоточились и все рода войск. Но все это было уничтожено после смерти Надир-шаха в году. Город переходил из рук в руки к иранцам, афганцам и бухарцам. К концу XVIII века относится правление Байрамали-хана, которому приписывается новое возрождение Мерва (Байрамали-хан-кала). Но он недолго правил городом так как был убит в бою с бухарским эмиром Шах-Мурадом. Тогда эмиру не удалось овладеть Мервом. Он сделал это во время второго похода, когда разрушил плотину и увел в Бухару 15 тысяч мервцев, оставив в городе братьев Омар-бия и Фазиль-бия. Через два года жители ерва изгнали их, и хякимом города стал Бедель-Мирза, которого Шах-Мурад вскоре заменил своим сыном Дин-Насир-беком. После смерти Шах-Мурада за Мерв началась борьба между его сыновьями. В году эмир Хайдар захватил Мерв и увел в Бухару часть населения, другая часть ушла в Мешхед. В Мерве осталось лишь около 500 человек из числа каджаров.

В начале 1820-х годов в Мерв прибыли сарыки и текинцы , которые отремонтировали стены Байрамалихан-калы и в году выступили против засилья хивинских и бухарских правителей. Непрерывные войны не помешали туркменам частично возродить старый город. Но параллельно уже формировалось другое ядро оазиса, впоследствии ставшее основным. Еще в начале XIX века, после очередного разрушения плотины Султанбент, основное русло низовьев Мургаба сместилось почти на 30 км западнее городищ Древнего Мерва. Сначал на левобережье нового русла возникло текинское селение Гараяп (севернее нынешнего Мары), которое затем в течение нескольких десятилетий служило в качестве военной базы текинцев; правобережбе в то время занимали сарыки. В году туркменам обоих племен удалось узгнать из оазиса бухарцев, после чего они временно признали хивинское подданство. Власти Хивы попытались восстановить Султанбент, чтобы вдохнуть жизнь в исторический Мерв, но сделать это им оказалось не по силам, поэтому в году они возвели крепость на левом берегу Мургаба, у переправы Эгри-Гузер, ставшую резиденцией хивинского наместника и административным центром всего оазиса. Около крепости тут же вырос текинский аул - непосредственный предшественник современного Мары.

Вся последующая история Мерва вплоть до 1870-х годов - это постоянная борьба между Хивой , Бухарой и Персией за обладание плодородным оазисом, и сопротивление марыйских туркмен, отстаивающих свою независимость. В - гг. хивинцы совершили пять безуспешных походов на Мерв. 12 марта года Мухаммед-Эмин потерпел сокрушительное поражение от текинцев Серахса, возглавляемых Каушут-ханом. В бою погиб сам хивинский хан. После этих событий серахские текинцы массово переселились в Мерв. Укрепившись, они в году наголову разбили персидское войско под начальством Хамзы Мирзы Эшмет Дауле.

Русские правители

В году, опасаясь вторжения русских войск, накануне покоривших Хиву, марыйцы приступили к строительству последней, самой внушительной по размерам и неприступной крепости, получившей название Каушутхан-кала . Она стояла на берегу Мургаба, на месте современного города Мары, однако своего оборонного назначения не оправдала: России удалось путем дипломатических действий добиться мирного присединения всего оазиса. В 1992 года на городищах Эрк-кала Гяур-кала осуществляется Международный проект по Мерву, организованный Археологическим институтом Лондонского университета.

Использованные материалы

  • Сайт министерства культуры республики Туркменистан:

В юго-восточной части государства Туркмении находится древнейший город Средней Азии. Он стоит на берегу реки Мургаб, недалеко от города Мары. На сегодняшний день Древний Мерв – это Руины, которые являются памятником Всемирного наследия всего человечества.

В эпоху Маргианской цивилизации Мервский оазис уже был заселен. Это говорит о том, что он существовал еще 3-2 тыс лет до н.э. В нашу эру город стал одним из главных центров Парфии. В то время его площадь составляла 60 кв. км.

После того, как арабы завоевали Среднюю Азию в VII веке, город стал плацдармом для завоевательных экспедиций на восток и север. Со временем Мерв превратился в книжный центр арабов. Это произошло благодаря 10 библиотекам, которые были расположены здесь.

Во время правления династии Саманидов, Мерв по-настоящему расцвел. Это произошло в XII веке, когда султан Санджар превратил его в столицу Сельджукидов. Постройки внутри города поражали - они были величественнее строений Багдада и Константинополя.

Но уже в 1221 году монголы беспощадно разрушили прекрасный город. Тимуриды сделали попытку возродить Мерв, но он так и не смог достичь своего былого величия.

Третий по величине город Туркмении – Мары (до 1937 года - Мерв), расположен в большом оазисе посреди песков Каракум в дельте Мургаба . Мары был основан в 1884 году как российский военно-административный центр в 30 километрах от древнего . Теперь это крупнейший центр богатой хлопководческой области, крупный транспортный узел и главный центр газовой промышленности страны - основного источника доходов Туркменистана. В городе интересны Музей истории с обширной коллекцией археологических находок, туркменских ковров, национального платья, серебра и превосходных вышитых предметов одежды различных местных племен. Также заслуживают внимания краеведческая и этнографическая экспозиции

Окресности Мерва

Оазис Мерва (40 км восточнее Мары) - одна из самых древних областей Средней Азии, освоивших ирригацию - первые следы системы полива в этих краях относятся к периоду бронзового века. Поэтому неудивительно, что здесь вырос один из крупнейших городов древнего мира - . Происхождение Мерва окутано тайнами, одно известно точно - первые письменные упоминания о нем появляются в авестийских летописях примерно в VIII-VI вв. до н.э. Здесь жили и творили Омар Хайям, ас-Самани, Имамад дин-Исфахани и другие великие мыслители средневековья.

Современные руины включают в себя не менее пяти древних поселений - Эрк-Кала, Гяур-Кала, Султан-Kaла, Абдуллахан-Кала и Байрамалихан-Кала , окруженных стеной и руинами прочих фортификационных и культовых сооружений (точные границы города до сих пор не известны). Большинство из них сильно разрушено, от некоторых остались лишь сильно оплывшие земляные холмы, но даже с учетом этого момента Мерв продолжает оставаться одним из уникальнейших памятников истории. В наши дни он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как наиболее хорошо сохранившийся древний центр Великого шелкового пути.

Среди наиболее интересных памятников истории можно отметить мавзолей султана Санджара Дар-ал-Ахира (1140 г н. э.) высотой почти 40 м, Султан-Kaла, цитадель Шазриар-Арк , руины стен Абдуллахан-Кала (XV в) , руины крепости и башен Байрамалихан-Кала , руины крепости Кыз-Кала (VI-VII вв. н. э.) , мавзолеи Аль-Хакима ибн Амир аль-Джафари и Бурайда ибн аль-Хусейн аль-Ислами (XV в, место паломничества), мавзолей Мухаммада ибн Зейда (XII в), комплекс Талхатан-Баба с мавзолеями Талхатан-Баба, имама Касима, имама Шафи и имама Бакра эпохи сельджукидов, мечеть Юсуфа Хамадани (XIII в, современная реконструкция выполнена в XIX в), руины крепости Ерк-Кала (VI в) , руины христианского храма и буддийского монастыря в Гяур-Кала (древняя Антиохия Маргиана), руинымечети Бени Макхан ("Пятничная мечеть", VII-XII вв.), высокие стены похожих на крепости сооружений Большой и Маленький Кыз-Кала, мавзолей Кыз-Биби , а также многочисленные остатки бань, дворцов, парадных залов и других сооружений.

Также заслуживают внимания мавзолей мечети Данданкана и Талхатан-Баба (XII в, 30 км юго-восточнее Мерва), кешк (укрепленный дом) Акуйли-Коушук (IX-XIII вв.) , одиночный замок Харам-Кешк (7 км севернее Гяур-Кала, IX-XIII вв.), городище Дурнали (25 км севернее Гяур-Кала, I-II вв.), городище Гебеклы (32 км северо-западнее Гяур-Кала). Многие археологические находки, обнаруженные при раскопках древних городов, экспонируются сейчас в прекрасном Объединенном историческом музее Мерва.

Мерв фото











Древний город Мерв - один из древнейших городов Центральной Азии и всего мира. Мерв занимает одну из самых больших территорий археологических раскопок в Центральной Азии. Здесь находятся развалины пяти разных городищ. Древний город Мерв также известен самыми яркими умами исламского мира, такими как Аль-Хорезмия и Омар Хайям, которые жили и работали в нем.

Древний город Мерв расположен в 30 км к востоку от города Мари, столицы провинции, или одноименного вилайета, расположенного на юго-востоке Туркменистана, граничащего с Афганистаном. Мерв лежит на одном из главных рукавов древнего Шелкового пути, по которому шла торговля между Европой, Африкой и Дальним Востоком. Исторически Мерв был также важной отправной точкой для 180-километрового путешествия по пустынному северо-западу к древнему Амулу (сегодня Туркменабад), расположенному на берегу реки Амударья. Руины древнего Мерв расположены рядом с небольшим городком Байрам Али, русским гарнизонным городком, основанным в начале двадцатого века.

Широкая дельта богатых аллювиальных земель, созданная рекой Мургаб, которая течет к северу от Афганистана, образует оазис на южной окраине пустыни Каракум.

Первые письменные упоминания о древнем городе Мерв датированы VIII-VI вв. до н.э. Известно, что древние летописцы давали крупным городам как можно более претенциозные названия, например, Самарканд называли "Драгоценной жемчужиной исламского мира". А вот имена, которые давались древнему Мерву, : "Душа царя”, “Город, на котором держится Вселенная”, "Мать городов Хорасана". Что ж, весьма вероятно, что древний город полностью оправдал все эти названия, ведь даже его руины создают незабываемое впечатление.

То, что осталось от пяти населенных пунктов - Гяур-Кала, Эрк-Кала, Султан-Кала, Байрамали-хан-Кала и Абдулла-хан-Кала, позволяет реконструировать хронологию местности на многие века. Одними из самых интересных достопримечательностей Древнего Мерва являются гробница султана Санджара, цитадель Шахрияр-арк, городище Султан-Кала, руины крепостей, христианский храм и буддийский монастырь. Большая и Малая Кыз-Кала, руины дворцов, бань.

В настоящее время древний город Мерв внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как наиболее хорошо сохранившийся древний центр Великого Шелкового пути.