Туризм Визы Испания

Макарьевский-желтоводский монастырь. Свято-троице-макарьево-желтоводский монастырь Макарьевский монастырь нижегородская

Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь - женский православный монастырь. Расположен на левом берегу Волги, в Лысковском районе Нижегородской области, возле посёлка Макарьево.

Монастырь основан в первой половине XV века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.

Престол центрального собора освящён в честь Святой Троицы, поэтому монастырь именуется Троицким.

В 1439 году сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Св. Макарий был уведён в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников, на наших землях не селился, самовольно не брал». Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Аллах, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 400 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.

Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нем монастыря. Оно находится на возвышенности, с трех сторон защищено от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6, 33) великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но не долго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошел ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание...
Перенесение честной главы преподобного Макария из Печёрского монастыря в Макарьевский (остановка в г. Кстово)

Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов - Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромчанин Авраамий в 1620 году Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда.

Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. В годы советской власти монастырь был ликвидирован, в его стенах располагался детский дом, в годы Великой Отечественной войны - госпиталь, монастырь был причислен к ветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.

С 1991 года Макарьевский - передан Нижегородской Епархии, снова возрождён женский монастырь (около 25 монахинь).

С 2006 года в связи с вопросом о подъёме уровня Чебоксарской ГЭС, находится под угрозой разрушения.

7 августа 2007 года Честная глава преподобного Макария перенесена в Макарьевский монастырь из Печерского Вознесенского монастыря; архиепископ Георгий освятил Троицкий собор.

Паломнические поездки к Желтоводскому Макариев монастырь

Макарьево-Желтоводский монастырь основан в 1415 г Макарием из Нижнего Новгорода, которого стали звать Желтоводским из-за называния монастыря, построенного на волжских пойменных лугах у Желтого озера. И в 1439 году татары разорили и сожгли его. Макарий был взят в плен, но вскоре выпущен на свободу. С него взяли обещание не восстанавливать монастырь на том же месте. И Макарий ушел в леса Костромы, и впоследствии основал другой монастырь на Ужне. История архитектуры Макарьевского монастыря начинается только со времени его возобновления в 1620-е года, когда 1624 году была построена первая деревянная церковь.

Макарьевский монастырь в 1640 году. Реконструкция Н. Филатова, рисунок взят из его книги.

Московское правительство еще с XVI века предпринимали попытки переместить центр волжской торговли в земли Руси. Но организованная ярмарка в Васильсурске (городе построенном Василием III), потерпела неудачу. В 1641 году выходит указ об организации ярмарки около Макарьевского монастыря, который мог также собирать торговые пошлины.

Вообще, в то время русские монастыри были культурными и хозяйственными центрами. Это давало им возможность быть опорными пунктами при заселении края. У стен монастыря встречались судна, идущие вниз по течению из старорусских земель. Это поспособствовало тому, что на середине Волжского пути закрепилась знаменитая в то время Макарьевская ярмарка.


Павильон (каменный) ярмарки после реконструкции. Как видите, эта «античная» громадина и в самом деле могла превосходить Гостиный двор в Санкт Петербурге.

Все основные постройки в Макарьевском монастыре были возведены за достаточно небольшой период — с 1651 по 1667 года. Из-за этого он смотрится как единый архитектурный ансамбль. В своем современном виде его территория окружена крепостью четырехугольной формы, со сторонами около 200 м каждая, и предназначалась для защиты монастыря и ярмарки от народных волнений.


План «города Макарьева» (не воплощенный) 1781 года. Виден монастырь, стены (земляные) города (которых, кажется, так и не стали строить), и неудачно выбранное (у воды) место для ярмарки. Рисунок из книги Н. Филатова.

Центр монастыря — Троицкий собор — построенный в 1658 году. Это шестистолпный пятиглавый храм с тремя аспидами, их низкие стены подчеркивают высоту основного объёма. Собор по своему облику и величию было подобно Спасскому собору (1652) в Нижегородском кремле.


Макарьевский монастырь на иконе Симона Ушакова в процессе строительства (1661). Видно два каменных храма, Святые ворота в камне, которые потом придется переделывать, и квадратная башня с идущим от нее «вверх» пряслом каменной стены. Она впоследствии перестанет быть угловой, а прясло придется сломать. Остальные стены пока в дереве. Рисунок взят из книги Н. Филатова.

Четыре круглых массивных столба поддерживают своды Троицкого собора. В конце XVII иле начале XVIII века все стены и своды зала были покрыты росписью. Синие, красно-коричневые и охристо-желтые цвета оттеняются пятнами чистого черного цвета. На стенах нет пустого места, все занято изображениями человеческих фигур, коней, сказочными постройками, скалами и деревьями. Множество различных картин, соединенных в сплошные ленты, несколькими рядами опоясывают храм. Хотя сюжеты для композиций были взяты из церковной тематики, художники трактовали их в привычных для себя образах, помещая действующие лица библейских историй в обстановку повседневного быта своего времени, показывая реальную жизнь. Сейчас эти изображения без реставрации проявляются, и становятся всё ярче и ярче.


Трапезная Макарьевского монастыря, 1651 года, представляет собой двухэтажное здание. На первом этаже были хозяйственные помещения, которые во времена ярмарки сдавались под склад товаров. К большому залу трапезной примыкала Успенская церковь, а с противоположной западной стороны открытая паперть соединяла ее с колокольней, углы которой были обработаны под каменный руст. В 1882 году открытые проемы галереи были заделаны, а вместо прежнего деревянного крыльца сделана внутренняя, деревянная лестница.

Обрамление окон первого яруса трапезной, как и многие детали на корпусах келий крепостных стен, особенно по южной стороне монастыря — результат переделок первой половины XVIII века.

По четырем углам монастыря стояли круглые башни, между ними, на середине стен, квадратные с воротами.


С южной стороны, обращенной к реке, был устроен главный вход — Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними. Первоначально церковь имела одну главу, которую в 1670 году заменили пластически более сложным пятиглавым завершением.


Стены монастыря имеют амбразуры нижнего боя и бойницы для стрельбы с боевого хода. В их толще устроены арочные ниши, а боевой ход покрыт деревянной кровлей. Высота стен с зубцами — 8 метров, ширина — 2,5 метра.

Кроме сохранившихся сейчас укреплений, монастырь имел пристроенную с запада дополнительную территорию, огороженную тремя стенами, с мощными квадратными башнями и встроенным в западную наружную стену каменным Гостиным двором. Помещения Гостиного двора в XIX веке перестроили в пересыльную тюрьму, под таким названием и были известны стоявшие до недавнего времени остатки сооружения. Башни и стены этого участка давно уже полностью разрушены, а примыкавшая к ним угловая северо-западная башня обвалилась при высоком паводке еще в 1829 году.

Во второй половине XVII века монастырь достиг своего расцвета. Патриарх Антиохийский Макарий, посетивший монастырь в 1666 году, назвал его «вторым Иерусалимом». В монастыре даже побывали император Петр I и императрица Екатерина Великая.

Будущий патриарх Никон, Аввакум Петров, архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон, протопопы Стефан Вонифатьев и Иван Неронов – выходцы из Мкарьевского монастыря.

XIX век был очень трудным для монастыря. В 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Волжские воды стали постепенно разрушать наружную линию укреплений. В 1868 году обитель была закрыта, так как существовала угроза полного закрытия. В 1883 году, монастырь был восстановлен, но уже как женский.

А в 1927 году монастырь уже закрыли, сестер разогнали. В 1928–1929 годах здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным советским организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 году обитель была передана Лысковскому зооветеринарному техникуму. За годы советской власти монастырские храмы и строения постепенно разрушались и приходили в упадок.


В 1990 году Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь был передан Нижегородской епархии. К 2005 году отреставрированы и освящены монастырские храмы. В настоящее время обитель переживает свое третье возрождение, что конечно не может не радовать!

Макарьевский монастырь в Нижегородской области ведёт свою историю с пятнадцатого века. Сегодня это прекрасный монастырский комплекс, луковки церквей которого смотрятся в воды Волги.

Изначально монастырь стоял на берегу озера Жёлтые воды, но по прошествии времени русло Волги изменилось и поглотила его.

Старец Макарий

История Макарьевского монастыря в Нижегородской области начинается с появлением в этих местах инока по имени Макарий. Он пришёл на берега озера Желтые воды где-то в конце XIV века.

Поначалу инок жил как отшельник. Но потом люди узнали о нём, и появились желающие монашествовать совместно. Братия в середине 30-х годов пятнадцатого века основала храм в честь Пресвятой Троицы. Однако Желтоводская обитель просуществовала недолго.

В 1439 году татары разорили её, монахов убили, а старца Макария взяли в плен и увели в Казань. На тот момент ему было уже 90 лет. Хан Улу-Махмет рассмотрел в старике святого и освободил его. Но старец выпросил у хана свободу ещё сорока пленникам мужского пола и их семьям. Набралось освобождённых человек двести, и он повёл их из Казани в Унженск. Проходя через разорённую Желтоводскую обитель, Макарий похоронил своих братьев во Христе, и отправился дальше. Дойдя до Унженска, освобождённые святым старцем пленники основали Макарьевскую Унженскую обитель.

Первое возрождение Желтоводской обители

После нашествия татар на Желтоводскую обитель вновь её история начинается в 1620 году.

Жил неподалёку от Казани в Казанском монастыре монах Аврамий. Однажды он тяжело заболел, но чудесным образом поправился. И тогда, в благодарность Богу, решил уединиться от мира. Аврамий, в поисках тихого места, ушёл от Казани в район Жигулевских гор. И там в сновидениях стал ему являться Макарий и говорить, чтобы шёл Аврамий на Жёлтое озеро и возродил бывшую там обитель.

Старец никогда не слышал про озеро и обитель Пресвятой Троицы, поэтому не спешил с принятием решения идти искать это место. Однако понимал, что неспроста снится старец Макарий. Видно, такова воля Божья и её надо исполнять.

Аврамий отправился в Унженский монастырь, устроенный отцом Макарием. Там находилась икона старца, которую монах списал. По стечению обстоятельств, в это же время в святое место прибыл царь Михаил Фёдорович Романов. Аврамий испросил позволения на основание Желтоводской обители, а также на то, что она будет владеть ярмаркой. В 1620 году монастырь возобновил своё существование.

Известная в те времена Макарьевская ярмарка начала работать в 1641 году. С её открытия монастырь стал украшаться каменными постройками. С середины XVII века и на протяжении пятнадцати лет монастырские постройки возводятся из камня. Они-то и сохранились до нашего времени. Ярмарка проводилась под стенами монастыря 175 лет, пока в 1816 году пожар не уничтожил её.

Лишившись дополнительных доходов, обитель стала приходить в запустение. Денег не хватало на поддержание построек в соответствующем виде. На Пасху 1859 года упал главный купол Троицкого собора. Монастырь приходил в запустение. А через 9 лет он был закрыт.

Второе возрождение

Второе возрождение Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь получил с восшествием на престол императора Александра III в 1881 году. Среди его первых указов был указ о восстановлении Макарьевской обители. Её хотели сделать богадельней и привезли пятнадцать сестёр на дожительство. Однако, по милости Божией, через два года в обители возродили монашество, но при этом она стала женской.

До революции 1917 года было проведено много ремонтных и реставрационных работ. Более полувека главный Троицкий собор монастыря стоял без основного купола. Его восстановили за год до прихода Советской власти.

Птица Феникс

После падения царского дома начались гонения на церковь. Не обошли они и Макарьевскую обитель. Осенью 1920 года насельники покинули её. Однако благодаря своему месторасположению, здания обители сохранились. В период с 1927 по 1986 годы здесь находились: санаторий для детей, больных туберкулёзом, госпиталь, зооветеринарный техникум.

На фото из советских времён можно видеть, в каком состоянии пребывали здания.

В 1991 году по решению Священного синода Желтоводский монастырь открылся заново. На этот момент в нём поселилось 25 монахинь. Так началось третье возрождение обители.

Соборы и храмы

Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя один собор, четыре храма и церковь. Самый последний храм был возведён в начале XIX века и освящён во имя преподобного Макария Желтоводского. Остальные строения дошли до наших дней с XVII – XVIII веков. Соборы и храмы монастыря расписаны фресками. В 30-х годах XX века они были скрыты под побелкой. После передачи зданий Русской православной церкви, начались реставрационные работы. Часть фресок удалось восстановить, и сейчас мы можем видеть превосходную живопись старых мастеров.

Вся обитель окружена крепостной стеной. В ней устроены арочные ниши и бойницы, а ход поверху был покрыт деревянной кровлей. На северо-западном участке сохранились развалины башни, которая рухнула при наводнении 1829 года. По углам стены были устроены круглые башни, а между ними встроены квадратные с воротами. Над главным входом, обращённым к реке, расположилась церковь Михаила Архангела.

Ранее с западной стороны к монастырю примыкала ещё территория, окружённая тремя стенами с квадратными башнями, но данные укрепления не сохранились.

Центром архитектурного ансамбля Макарьевского монастыря является Троицкий собор. Своды опираются на четыре круглых массивных столба. На них можно увидеть отметины былых паводков и остатки фресок. В XVII веке все стены были расписаны картинами на библейские сюжеты, соединёнными в ленту и опоясывающие собор в несколько рядов от пола до потолка. Большая часть из них восстановлена.

Святыни монастыря

Главной святыней обители является глава преподобного Макария, обретённая и переданная в её стены в 2007 году. Много икон с частичками мощей известных на весь мир святых:

  • Иоанна Златоуста.
  • Николая Чудотворца.
  • Феофана Затворника.
  • Георгия Победоносца.
  • Святого Пантелеймона.
  • Петра и Февроньи.
  • Матроны Московской и других.

Под каменной ротондой находится могила святого Аврамия, восстановителя обители.

Макарьевский монастырь: фото



Макарьевский монастырь: как доехать

Туристы, паломники и послушники едут в Макарьевский монастырь Нижегородской области. На карте он расположен на северном берегу Волги, возле села Макарьево. Приезжать в обитель лучше летом в составе организованных групп . Это даёт возможность не думать о том, как до неё добраться. Если вы решили проделать путь самостоятельно, то ниже приведены варианты маршрутов из Нижнего Новгорода:

  1. До Лысково на автобусе , затем паром на другой берег. Причал расположен у стен монастыря.
  2. На автомобиле :
  • через Лысково по трассе М-7 на Казань, около 100 км;
  • через г.Бор примерно 120 км.

Однако остаться на продолжительное время в монастыре могут только те, кто едет на послушание - как отдельное туристическое направление объект неразвит , отсутствует инфраструктура. Поэтому экскурсии организуются однодневные . Можно приехать только в обитель или посетить дополнительно музеи «Сказки», ткацкого станка и страусиную ферму. Из Нижнего Новгорода существуют водные прогулочные маршруты с заездом в обитель.

репортаж из женского монастыря.

Неподалеку от впадения Керженца на левом берегу находится - поселок Макарьево. Рядом с ним расположился знаменитый Макарьевский монастырь. Есть несколько способов добраться до Макарьевского монастыря. Первые два - по Волге от Речного вокзала Нижнего Новгорода.


фото из архивов
Откуда бы вы двигались к Макарьеву:


по воде


или по суше


с любой стороны открывается прекрасный вид на монастырь
Начало обители было положено в 1435 г. прп. Макарием Желтоводским чудотворцем. В то время инок Нижегородского Печерского монастыря поставил в урочище Желтые воды уединенную келию. Постепенно к нему стали стекаться странствующие монахи, привлеченные его святым образом жизни. Так образовалась пустынь во имя Живоначальной Троицы.


Макарьево. На заднем плане Казанская церковь и магазин.


Однако через четыре года обитель подверглась разорению войсками хана Улу-Мухамеда. Насельники монастыря были перебиты, а прп. Макария враги взяли в плен.


Вход в обитель

Надвратная икона.


Изгнание злых духов.




Златые врата. Здесь и ангелы, здесь и спартак...


здесь и вохр


Надвратная Михаило-Архангельская церковь


Возобновлен был монастырь в 1620 г. иноком Тетюшского Казанского монастыря Авраамием по повелению прп. Макария, явившегося ему во сне. В это время был построен Троицкий собор с приделами прп. Макария и прп. Михаила Малеина (1664 г.), деревянная часовня с образом прп. Макария, перенесенным из монастыря на Унже. Впоследствии на ее месте возвели каменный храм.

Вход в надвратную церковь.


В обители принял постриг будущий Патриарх Всея Руси Никон (1605-1681)


Церковь Макария Желтоводского


С обратной стороны.


Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Построен в 1664 году по образцу Московского Успенского собора.
За алтарем соборного храма находятся могилы убиенных татарами при разрушении монастыря иноков.

Единственная в Нижегородской области сохранившаяся роспись стен и сводов верхневолжской школы конца XVII - начала XVIII в. А звук с соборе феноменальный.


Таких эффектов я ещё не встречал. Кроп с верхнего снимка.
Что это за проэкция?


На колоннах следы от наводнений в XIXв.


Колокольня трапезной Успенской церкви.


Настоятельский корпус Макарьев-Желтоводского монастыря, где помещалась домовая церковь Антония Великого.


В 1670 г., монастырь осаждали отряды Максима Осипова, одного из атаманов Степана Разина.


А жизнь идёт своим чередом.


У стен монастыря ежегодно проводилась ярмарка. Официально ярмарка была учреждена в 1641 г., когда по указу царя Михаила Федоровича все пошлинные доходы от ярмарки были отданы монастырю "на свечи, на ладан, на церковное строение и братии на пропитание". Монастырь содержал торговые ряды, гостиницы. Ярмарка под стенами монастыря просуществовала до 1816 г., когда после уничтожения пожаром была перенесена в Нижний Новгород, положив начало знаменитой Нижегородской ярмарке.


В 1868 г. обитель была упразднена, а в 1882 г. (по другим источникам в 1883 г.) ее обратили в женскую по просьбе жителей города Макарьева, ходатайствовавших о восстановлении обители.


После в 1927 г. монастырь был закрыт Советской властью. В его постройках размещался детдом, в годы войны - госпиталь, затем зооветеринарный техникум. Русской Православной Церкви обитель передана в январе 1992 г.



А нам пора домой...

По историческим сводкам монастырь был основан в 1435 году, по данным Нижегородской епархии Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь. Основан в 1415 г., уроженцем Нижнего Новгорода Макарием, прозванным с того времени Желтоводским, поскольку так стал называться монастырь, построенный на волжских пойменных лугах у Желтого озера.

Уже в 1439 году обитель была сожжена и разорена татарами. Макария отвели в плен, но вскоре выпустили на свободу, взяв обещание не возобнавлять монастыря на прежнем месте. Макарий ушел в костромские леса и впоследствии основал другой монастырь на Ужне. Таким образом, история архитектуры монастыря в Макарьеве на Волге начинается только со времени его возобновления в 1620-е года и постройки здесь в 1624 году первой деревянной церкви.
Московское правительство еще с XVI века делало попытки перенести центр волжской торговли в русские земли, но организация ярмарки в Васильсурске - городе построенном Василием III, окончилась неудачей. Только в 1641 году следует указ об учереждении ярмарки у Макарьевского монастыря, которому передавался также сбор торговой пошлины.
Русские монастыри были в древности и культурными и хозяйственными центрами, что давало им возможность играть роль опорных пунктов при заселении края. У стен Макарьевского монастыря встречались суда, плывущие вниз по течению из старорусских земель, с теми, которые тянули бурлаки из устья Волги. Поэтому здесь, на середине Волжского пути, и закрепилась знаменитая Макарьевская ярмарка.
Все основные строения в Макарьевском монастыре были возведены за сравнительно небольшой срок - с 1651 по 1667 года, поэтому он смотрится как единый архитектурный ансамбль. В своем современном виде его территория имеет форму четырехугольника со сторонами около 200 м каждая. Это была мощная крепость регулярной планировки. Строилась она с 1662 по 1667 года и предназначалась для защиты монастыря и ярмарки от народных волнений.
План-схема построек Макарьевского монастыря:

1. Троицкий собор (1658)
2. Макарьевская церковь (1808)
3. Успенская церковь и монастырская трапезная (1651)
4. Колокольня (1651)
5. Надвратная церковь Михаила Архангела и южный корпус келий (1670)
6. Юго-западный корпус келий (XVII век)
7. Стены и башни монастыря (1662 - 1667)
8. Гостинный двор и дополнительная линия стен (XVII век)

Центр монастырского ансамбля - Троицкий собор - был построен в 1658 году. По своим размерам и величественному виду он не затерялся бы и среди столичных построек. Это шестистолпный пятиглавый храм с тремя аспидами, их сравнительно низкие стены подчеркивают высоту основного обьема. Главное сооружение монастыря по своему облику и величию было подобно Спасскому собору (1652) в Нижегородском кремле.
Своды Троицкого собора поддерживают четыре круглых массивных столба. В конце XVII иле начале XVIII века все стены и своды зала были покрыты росписью. Синие, красно-коричневые и охристо-желтые тона оттеняются пятнами чистого черного цвета. Человеческие фигуры, кони, сказочные постройки, скалы и деревья покрывают стены, не оставляя на них мест, свободных от изображений. Множество различных картин, соединенных в сплолшные ленты, несколькими рядами опоясывают храм. Хотя сюжеты для композиций были взяты из церковной тематики, художники трактовали их в привычных для себя образах, помещая действующие лица библейских историй в обстановку повседневного быта своего времени, показывая реальную жизнь.





Трапезная Макарьевского монастыря, построенная в 1651 году, представляет собой обширное двухэтажное здание. Первый этаж имел хозяйственное назначение, а во времена ярмарки сдавался под склад товаров. К большому залу трапезной примыкала Успенская церковь, а с противоположной западной стороны открытая прежде паперть соединяла ее с колокольней, углы которой были обработаны под каменный руст. В 1882 году открытые проемы галереи были заделаны, а вместо прежнего деревянного крыльца устроенна внутренняя деревянная лестница.
Обрамление окон первого яруса трапезной, как и многие детали на корпусах келий крепостных стен, особенно по южной стороне монастыря, явилосьрезультатом переделок первой половины XVIII века.
По четырем углам монастыря стояли круглые башни, между ними, на середине стен, квадратные с воротами. С южной стороны, обращенной к реке, был устроен главный вход - Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними. Первоначально церковь имела одну главу, которую в 1670 году заменили пластически более сложным пятиглавым завершением.


Стены монастыря имеют амбразуры нижнего боя и бойницы для стрельбы с боевого хода. В их толще устроены арочные ниши, а боевой ход покрыт деревянной кровлей.Высота стен с зубцами - 8 метров, ширина - 2,5 метра.
Кроме сохранившихся сейчас укреплений монастырь имел пристроенную с запада дополнительную территорию, огороженную тремя стенами, с мощными квадратными башнями и встроенным в западную наружную стену каменным Гостиным двором. Помещения Гостинного двора в XIX веке перестроили в пересыльную тюрьму, под таким названием и были известны стоявшие до недавнего времени остатки сооружения. Башни и стены этого участка давно уже полностью разрушенны, а примыкавшая к ним угловая северо-западная башня обвалилась при высоком паводке еще в 1829 году.




С 2006 года в связи с вопросом о подъёме уровня Чебоксарской ГЭС, находится под угрозой разрушения.