Туризм Визы Испания

Кто построил церковь вознесения в селе коломенском. Церковь Вознесения (Коломенское). Особенности посещения церкви Вознесения

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это второй каменный шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

Адрес: г. Москва, пр-т Андропова, 39, стр.1

02 Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым.

03 Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года.

04 Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм.

05 Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

06 Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году.

07 В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.

08 Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп.

09 По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

10 Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие.

11 Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

12 Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря.

13 Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.

14 В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Все мои посты сначала выходят в моем журнале:

Церковь Вознесения Господня в Коломенском - шедевр мировой архитектуры, один из первых каменных шатровых храмов в России.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском - православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.


Храм расположен в районе Нагатино-Садовники, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское.


Возведена в Коломенском в 1529-1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма - великий князь Московский Василий III. Возможно, храм был возведён в честь рождения сына великого князя, будущего царя Ивана Грозного.


До того, как исследования В. В. Кавельмахера в 1990-е годы показали более раннюю дату церкви Троицы в Александровской слободе (1510-е годы), Церковь Вознесения в Коломенском считалась первым каменным шатровым храмом на Руси.


Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. По-видимому, оно было богатым, ведь церковь предназначалась для царской семьи. Вероятно, в церкви была роспись, о чём говорят сведения выполненном в XVII веке обновлении «стенного письма» и иконостаса. Пол церкви менялся, по крайней мере, дважды. При строительстве он был выложен красными и чёрными керамическими треугольными плитками, в XVII веке его заменили кирпичным полом, а в XIX веке появилась однотонная квадратная керамическая плитка. Галереи церкви, по-видимому, сохранили свою первоначальную форму, изменяя только покрытие.

Во время исследований 1996-1997 годов на южном крыльце было обнаружено место звонницы церкви Вознесения, просуществовавшей до середины XVI века. При ремонте галерей в XVIII веке над каменным троном («царским местом») XVI века была сделана сень. По сторонам трона в это время существовала настенная живопись с образами Вселенских святых и Московских чудотворцев. При очередном ремонте в 30-ые годы XIX века к сени над «царским местом» была добавлена килевидная бочка и двуглавый орёл. Роспись вокруг трона осталась нетронутой, но только до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте появились цинковые доски с масляной живописью.

В конце XIX и начале XX века было выполнено обновление наружных стен церкви, затронувшие восьмерик, шатёр, части карнизов, капителей, парапеты галерей и другие детали внешнего убранства. В ходе работ восстанавливались «утраченные» части кладки стен и шатра, как считалось в то время, в соответствии с первоначальным обликом храма.

В ходе разных переделок церковь утратила белокаменные резные порталы. Большая часть северного портала, разрушенного одним из первых (возможно, в XVII веке), была обнаружена в ходе реставрации 1930-ых годов. Это позволило восстановить северный и воссоздать по его подобию южный порталы Церкви Вознесения .

###Страница 2

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь Вознесения Господня выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико - чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Водонапорная башня и дьяковские ворота в ней (1675г.)


Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики. На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.

Церковь Вознесения Господня входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).

История создания церкви Вознесения Господня в Коломенском доподлинно неизвестна. Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство.

Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV Грозного.


Саша Митрахович 10.02.2017 09:55


На фото: Этот вид дворца в Коломенском был снят с натуры Ф. Гильфердингом в эпоху Екатерины II. Иллюстрация из книги «Описание дворца царя Алексея Михайловича» (Москва, 1869).

Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV, наречённого позже в народе Иваном Грозным.

Решение о строительстве Василий III принимал после августа 1530 года. Однако многие современные ученые сомневаются, что мог вырасти за какие-то два года при технологиях XVI века. Ведь даже строительство возрожденного в 1994—1997 годах шло дольше. А стены и пилоны возвели в 1828— 1836 годах, то есть, за восемь лет.

По этой причине датой начала работ чаще называют 1528 год, возникла версия, что храм воздвигли по случаю победы Василия над полчищами крымского хана Ислам-Гирея. Правда, существует гипотеза, что речь шла просто о моленном храме. Князь хотел замолить грехи и дождаться наследника.


Саша Митрахович 10.02.2017 10:05


Покрыто туманом и имя создателя церкви Вознесения в Коломенском. Чаще других называют работавшего тогда в Москве итальянского зодчего Петрока Малого, или Петра Малого Фрязина.

В ходе реставрации памятника в 1979 году на белокаменном карнизе крестовой части Вознесенского храма обнаружили надпись «1533» арабскими цифрами. Подобные вещи были характерны только для памятников, возводимых выходцами из стран Западной Европы. Теория о причастности к появлению шедевра именно Петрока Малого считается наиболее вероятной.

Если отталкиваться от версии, что церковь построил Петрок Малый в 1532 году, а сама идея исходила от великого князя, желавшего искупить свои грехи, то история строительства храма могла выглядеть следующим образом. В 1527 году истек двухлетний срок епитимии, наложенной на Василия III из-за двоеженства. Дело в том, что Церковь не признала его развода с не сумевшей подарить ему наследника Соломонией Сабуровой и нового брака с Еленой Глинской. Желая отмолить грех и дождаться наследника, князь и велел построил . После этого Петрок Малый (Петр Малой Фрязин) приступил к работе.


Саша Митрахович 10.02.2017 10:10


Местом для строительства выбрали подмосковное село Коломенское, бывшее к тому моменту вотчиной московских князей. Оно располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки, там, где река поворачивает на юг, церковь можно было увидеть издалека.

Согласно современным расчетам архитекторов, исследовавших фундамент, высота основного Вознесенского храма в Коломенском составляла более 42 метров (а то и все 60 метров), высота приделов — почти 25 метров, высота западного притвора — свыше 14 метров.

Окончательное решение о том, как выглядеть будущему храму, по всей видимости, приняли летом 1529 года. В том же году приступили к сооружению подклета, а в 1530-м — четверика. Спустя еще год настала очередь кокошников и восьмерика. Наконец, в первой половине 1532 года сделали шатер. Далее поставили столбы второго яруса папертей, на южном крыльце выросла звонница. В завершение настелили полы и обустроили «царское место».


Саша Митрахович 10.02.2017 10:16


Если верить летописям, то к концу лета 1532 года была построена. 3 сентября того же года новый храм освятил митрополит Московский Даниил. На церемонии присутствовали Василий III, княгиня Елена Глинская и царевич Иван Васильевич.

Церковь нарекли в честь Вознесения Господня. Есть версия, что гора в Коломенском находилась от Кремля на том же расстоянии, что и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя. А поскольку в те времена господствовала идея «Москва — третий Рим», то было логично предположить, что Господь перед концом света сойдет на землю именно в Москве. Московская легенда гласит, что в восточной части церкви Вознесения в Коломенском даже приготовили место для Господа.

Церковь Вознесения в селе Коломенском по праву считается одним из шедевров не только русской, но и мировой архитектуры. Созданный во второй четверти XVI века храм стал самым ярким примером каменного шатрового зодчества, удивительным образцом безграничных возможностей человека.

Немного из истории Коломенского

Древнее село Коломенское с давних времен привлекало к себе внимание правящей в Московском княжестве династии как отличное место для загородной резиденции. Тихое уютное место, скрытое от посторонних глаз сосновым бором, расположенное на берегу живописной речки, - все это и сделало выбор в пользу этой деревеньки. Особое внимание ей уделил небезызвестный князь Василий III, во время правления которого были построены и величавый деревянный дворец, и церковь Вознесения в Коломенском. Храм настолько впечатлил правителя, что по окончании его постройки пиршества и торжественные мероприятия продолжались три дня.

Наперекор архитектурной традиции

Церковь в Коломенском замечательна тем, что стала первым каменным зданием, выполненным в шатровом стиле. До этого в данной технике строились только деревянные храмы, а если использовали камень, то придерживались крестово-купольного проекта, завезенного еще при Владимире Святом из Византии. Решившись на такой эксперимент, безвестный мастер мог навлечь на себя гнев своих высоких заказчиков, однако результат превзошел самые смелые ожидания. На долгие годы этот храм стал своеобразным образцом и мерилом деятельности русских зодчих.

Сила, устремленная ввысь

Церковь Вознесения в Коломенском имеет высоту 62 метра, а ее шатер достигает 28 метров. Такое построение придает всей конструкции воздушность, легкость и устремленность вверх. В этом, без сомнения, состоял особый смысл замысла архитектора: своим творением он хотел выразить порыв человеческой души ввысь, к Богу. Достичь этого можно, только отбросив все земное и ненужное, только всецело посвятив себя служению Христу.

Особенности конструктивного решения

Если смотреть на церковь Вознесения в Коломенском сверху, то в плане она будет представлять собой крест, все концы которого равны между собой. Данный стиль, характерный именно для XV-XVI вв., должен был указывать на все возрастающую силу православного учения: любой человек, находящийся в храме, оказывался как бы под защитой сводчатого креста. Никаких внутренних опор в храме нет, все держится за счет мощного фундамента и шатровой конструкции, вес равномерно распределяется по основанию. Весьма удачным следует признать и расположение окон: создается необычный эффект затененности вкупе с яркими световыми островками.

Значение храма в прошлом и в наши дни

Церковь Вознесения в Коломенском, помимо всего прочего, долгое время выполняла также функцию наблюдательного поста. При появлении кочевников стража была обязана зажечь сигнальный костер и предупредить москвичей о грозящей опасности. Сегодня храм, пусть и в несколько измененном виде, продолжает олицетворять собой не только силу русского православия, но и великие достижения русской культуры.