Туризм Визы Испания

Кто подарил Америке статую свободы? Как использовалась статуя свободы? Статуя Свободы в Нью-Йорке: описание, история создания, интересные факты Сколько метров статуя свободы в америке

Где находится статуя Свободы?

Статуя свободы это один из самых знаменитых, известных символов американской свободы. Она расположена на острове Свободы в середине реки Гудзон в Нью-Йорке,США.

В честь чего построена статуя Свободы?

Статуя Свободы, его официальное название звучит так — «свобода, освещает мир», также имеет другое ласковое название, как «леди свободы», которая стала одним из символов свободы и демократии. Классический внешний вид статуи является прототипом статуи древнего Рима Богини свободы, которая была построена против угнетения народа и тирании.

Высота статуи Свободи?

Статуя Свободы – это фигура женщины, который держит факел. Статуя сделан из чистой меди, который установлен на основу из стали, который в свое очередь покрыт сусальным золотом. Она стоит на вершине прямоугольной каменной постаменте в форме неправильной звезды. Статуя имеет высоту 46 метров, если сюда прибавить пьедестал и фундамент, то получится 93 метров. Лицо статуи Свободы имеет высоту 2,4 метров. Статуи свободы имеет вес более 225 тонн.

Что находится внутри статуя Свободы?

Внутри статуи установлена лестница с 354 ступеньками, которая идет на его вершину. На его короне имеется 25 смотровых окон. Семь лучей свободы в короне статуи символизируют семь континентов мира и семь морей. Его факел означает просветление. Планшет в руке статуи Свободы означает знания, где написано в римских цифрах дата декларации независимости Соединенных Штатов: «July IV MDCCLXXVI». Статуя находится в центральной части острова и является национальным памятником, который находится под охраной службы национальных парков.

История статуи Свободы.

Статуя Свободы означает альянс между Францией и США в ходе американской революции в 1775 по 1783 годах. Она была разработана французским скульптором Фредериком Бартольди. Французы в свое время жертвовали деньги на постройку статуи.

Первая модель статуи Свободы, в 1870 году, была построена на мелком масштабе. История начинается с этого, эта была первая статуя, которая сейчас находится в Люксембургском саду в Париже. А вторая копия статуи, также в небольшом масштабе, находится в городе Масейо в северо-восточной части Бразилии.

Тем временем, при постройке статуи Свободи Бартольди потребовалось помощь инженеров для решения определенных конструктивных задач, которые связаны с установки колоссальной медной скульптуры. Дизайнеру Эйфелевой башни Густаву Фиффелу было поручено спроектировать огромный скелетную основу статуи, которая позволяла бы ему стоять вертикально.

В 30 июня 1878 году на Парижской выставке, была выставлена голова статуи Свободы, которая была организована в саду дворца Трокадеро. В то время, как и другие, части статуи были показаны и в другой выставке в Чампс де Марс.

Актом Конгресса США в 1877 году было принято решение, привезти и установить статуи Свободи в Америку. Уполномоченным по доставке и установке был выбран генерал Уильям Шерман. Так же был выбран место постройки и установки статуи — остров на реке Гудзон.

18 февраля 1879 года Бартольди был выдан патент США на промышленный образец статуи № D11,023 Было принято решение о финансирование статуи Свободы в июле месяце 1882 года.

После того, когда статуя была готова к отправке в Соединенные Штаты, возникли некоторые проблемы с переплавкой через Атлантический океан. Постамент, на котором она должна была стоят не помещался в судно. Но все, же статуя была подготовлена для перевозки через океан, она была разделена на 350 отдельных частей и далее упакована в 214 ящиков.

Наконец то, 17 июня 1886 года статуя приехала в Нью-Йоркский гавань, и была официально установлена на массивный Мемориал, спроектированный Ричардом Моррисом. Который был построен за счет средств, привлеченных газетным издателем Джозефом Пулитцером.

В 1956 году Конгрессом США был принят Закон о переименовании острова Вуд «в остров свободы».

Остров Вуд в свое очередь был построен и укреплен постаментом в 19 веке, из бетона и гранита в форме ограниченной звезды, чтобы защитить Нью-Йорк во время войны в 1812 году.

Статуя, находилась в консервации, ящиках, в течение одиннадцати месяцев, в ожидании своего постамента. В Соединенных Штатах министром Франции п. Леви Мортоном был забит первый гвоздь в строительстве статуи. Началась долгожданная строительство и установка.

Наконец то, 28 октября 1886 года, он был торжественно открыт президентом Гровер Кливлендом перед многотысячными зрителелями.

В 1924 году памятник был объявлен национальным памятником. А в 1933 году статуя передан в службу национальных парков. К 100 лет статуя Свободы, между 1984 и 1986 годами, он был реконструирован.

Как и другие исторические памятники, находящихся в управление службы национальных парков, статуя Свободи , наряду с островом Эллис и свободы, в 1966 году он был внесен в Национальный реестр исторических мест. А в 1972 году Президент Никсон, в основании постамента открыл американский музей, посвященный иммиграции.

Статуя Свободы в 1984 году была добавлена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А в 2007 году он в конкурсе «семи новых чудес света» был среди 20 финалистов.

Миллионы туристов из разных уголков мира ежегодно посещают статую Свободы. А через смотровую площадку статуи открывается прекрасный вид, в котором можно провести свой .

Статуя свободы стал международным символом свободы. А Вы побывали там, напишите в комментариях.

Слева: рука и факел статуи Свободы создаются в студии в Париже, 1876 г. Справа: идет создание головы статуи Свободы в парижской студии, 1880 г.

Статуя Свободы была подарена Соединенным Штатам правительством Франции в честь столетия американской Декларации независимости. Гигантская фигура называлась «Свобода, освещающая мир» и в течение 10 лет создавалась в художественной студии скульптора Фредерика Огюста Бартольди. Гюстав Эйфель, творец Эйфелевой башни, разработал для нее конструкцию внутреннего стального каркаса. Планировалось вручить этот дар 4 июля 1876 г., но из-за недостатка средств, которые должны были пополняться путем добровольных пожертвований, торжество пришлось отложить.

Практичные американцы не понимали, ради каких таких романтических утопий они должны расставаться со своими трудовыми доходами.

Бартольди вынужденно отправил в штаты фрагмент статуи высотой 15 метров - правую руку и факел, который установил в Филадельфии на выставке столетия. За то, чтобы подняться в сам факел, брали 50 центов (по тем временам приличные деньги) . Затем руку с факелом перевезли в Нью-Йорк и установили в Мэдисон Сквер Гардене. И все же денег явно не хватало.

И тут за дело взялся молодой журналист, редактор и издатель газеты «World» Джозеф Пулитцер. В 18 лет он прибыл в Нью-Йорк без гроша в кармане из Венгрии и начал свою трудовую деятельность разносчиком газет. Затем он стал писать полицейскую хронику, мелкие заметки и довольно быстро стал владельцем умирающей газетки «New York World». Он мгновенно перестроил ее работу, обращаясь к тысячам новых эмигрантов, таких же. как он сам, прекрасно понимая их нужды и чаяния. Так вот Пулитцер резко включился в кампанию по сбору денег.

«Эта статуя не является подарком миллионеров Франции миллионерам Америки, - писал он гневно, -это дар французов всем американцам. Примите это как призыв, обращенный лично к вам!»

В течение 5 месяцев была собрана нужная сумма. Эта акция принесла Пулитцеру славу и позволила втрое увеличить тираж газеты. А в наши дни Пулитцеровская премия является самой престижной для журналистов.



Наконец 28 октября 1886 г. президент США Гровер Кливленд под гром фанфар принял статую Свободы на острове Бедлоу, переименованном в 1956 г. в честь знаменитой статуи в остров Свободы.


Изначально между правительствами двух стран была достигнута договоренность, по которой французская сторона отвечала за сооружение и перевозку статуи, тогда как Америка готовила для нее место и возводила соответствующий пьедестал. И французы, и американцы согласились, что для их целей лучше всего подойдет небольшой островок у входа в нью-йоркскую гавань. Здесь в свое время был уже устроен фундамент для форта Вуд в форме десятиконечной звезды. Он вполне мог послужить фундаментом и для грандиозного пьедестала, первый камень которого был заложен в 1884 г.

Саму статую высотой 47 м Бартольди собирался обшить медными листами толщиной не более 2,4 мм. Тонкую медь нужно было отчеканить по специальной деревянной форме. В итоге Бартольди со своими подручными изготовили 350 отдельных деталей обшивки, которые в июле 1884 г. были отправлены на корабле в США. На острове Бедлоу их собрали вместе, как огромный конструктор, и надели на стальной каркас, изготовленный Эйфелем.


Каркас состоит из четырех монументальных стальных опор, пронизывающих статую на всю высоту. Эти опоры крепятся к пьедесталу огромными стальными болтами. На основных опорах распределено кружево стальной рамы, которую Бартольди обшил сотнями деталей своего конструктора. Чтобы придать статуе достаточную прочность и гибкость, каждый элемент медной обшивки был снабжен своей независимой балкой. Бартольди заранее рассчитывал на то, что материал обшивки облегчит ему сборку статуи, ведь тонкая листовая медь легко гнется и режется. Это позволяло производить окончательную подгонку деталей прямо на статуе, в процессе сборки. Так или иначе, статуя Свободы без сомнения является образцом мастерства талантливого французского инженера.


В ансамбле с цоколем, выполненном в классическом стиле архитектором Ричардом М. Хантом, высота статуи от основания до верхушки золотых языков пламени составляет 95 м. Семь лучей на ее венце символизируют семь морей. Для многих путешественников, пересекших Атлантику, чтобы попасть в Америку, статуя Свободы являлась символом свободы, независимости и процветания.

По случаю 100-летнего юбилея в 1986 г. статуе Свободы сделали «подтяжку лица». Соленый морской воздух так разъел ее конструкцию, что потребовалась серьезная реставрация. Добровольные взносы граждан всей Америки с лихвой покрыли затраты в 2 млн долларов, необходимые для этой работы. Это статуя очень много значит для граждан Америки - и не только для них.

Приглашение к надежде

В переносном смысле статуя Свободы была первым знаком нового мира для многих миллионов иммигрантов, прибывающих в Америку последние два века.

Знаменитые слова на пьедестале статуи Свободы принадлежат нью-йоркской поэтессе Эмме Лазарус, которые были написаны после прокатившейся по России в 1880-е гг. волны погромов, заставивших многих евреев пересечь Атлантику.

С тех пор ее строки приобрели всеобщее звучание, служа маяком надежды для всех обездоленных и гонимых: А мне отдайте из глубин бездонных Своих изгоев, люд забитый свой, Пошлите мне отверженных, бездомных, Я им свечу у двери золотой!

Туристам

Добраться до острова Свободы (Liberty Island) можно с помощью парома, отходящего от причала Беттери Парке (Battery park) . Зайдя в парк, вы увидите длинную организованную очередь, как когда-то в Мавзолей, это и есть желающие побывать на островке со статуей, к которым, может быть, вы захотите присоединиться.

Посещение короны вновь разрешено, однако количество мест ограниченно, поэтому нужно бронировать билеты заранее. Тем, кто этого не сделал, предстоит прогуляться по площадке вокруг статуи и подняться на обзорную площадку 16-го этажа; специальный стеклянный потолок позволяет увидеть впечатляющие «внутренности» статуи. Посещение острова на пароме обычно сочетается с посещением соседнего острова Эллис (Ellis Island) . Паромы (Тел.: 201-604-2800, 877-523-9849; www.statuecruises.com; взрослый/детский $13/5; каждые 30 мин. 9.00-17.00, летом дольше) отправляются из Бэттери-парк (Battery Park) . Ближайшие станции метро - «South Ferry» и «Bowling Green». Заказав билеты на паром заранее (посещение короны - дополнительные $3) , вы посетите обе достопримечательности.




Экскурсию на Эллис-Айленд и статую Свободы лучше совершить в теплое время года и светлое время дня.

Конечно, зимой желающих гораздо меньше, так что. если не бояться ледяного пронизывающего ветра, который добирается до кожи через самые теплые пуховые пальто и перчатки, то стоит попробовать. Путешествие на катере чудесно, но на открытой площадке находиться в холодное время весьма экстремально по своим ощущениям. На Эллис Айленд расположен старый иммиграционный центр, куда поступали и где регистрировались все вновь прибывшие в страну, теперь там музей.

Факты

  • Название: Официально в переводе с французского ее название звучит «Свобода, освещающая мир». Также она известна как статуя Свободы, Леди Свобода или Мисс Свобода.
  • Дизайн: Автор статуи - французский скульптор Фредерик Бартольди. Постав Эйфель отвечал за инженерные работы, он же создал ее стальной внутренний каркас. Общий вес статуи - 254 тонны.
  • Размеры: Сама статуя имеет высоту 46,5 м и стоит на 47-метровом пьедестале, к вершине которого ведет лестница из 194 ступеней, а до короны статуи нужно пройти 354 ступени.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Статуя Свободы включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 г.

Эллис-Айленд


Служивший с 1892 по 1954 год перевалочным пунктом для более 12 миллионов иммигрантов, надеющихся начать новую жизнь в Америке, остров Эллис скромен и порой даже убог, а с другой стороны - символизирует исполнение желаний. Здесь в островной больнице умерло более трех тысяч человек, многим отказали в праве на въезд. Иммиграционная станция на острове Эллис - вторая остановка идущих к статуе Свободы паромов. Красивое главное здание стало Музеем иммиграции (Immigration museum; Тел.: 212-363-3200; www.ellisisland.org; Нью-Йоркская бухта (New York Harbor) ; аудиогид $8; 9.30-17.00) , где проходят интереснейшие выставки и показы фильма о жизни иммигрантов, о том, как приток населения изменил США.

Париж для нас неразрывно связан с Эйфелевой башней, Берлин — с Бранденбургскими воротами, Москва – со Спасской башней Кремля, а Лондон — с Биг-Беном. Оказавшись в этих городах, мы сразу же оглядываемся по сторонам: где же эти столь важные для нас городские символы? Так и Нью-Йорк для всех его гостей неотделим от Статуи Свободы. Хотя она уже давно принадлежит не только этому замечательному городу. C течением времени Статуя Свободы превратилась в безусловный и неоспоримый символ огромной страны. И даже в какой-то степени — всего мира.

Во Франции есть замечательный экскурсионный маршрут — «Винная дорога Эльзаса». Главной жемчужиной этого тура является посещение древнего фахверкового городка – Кольмар. Оказавшись в нём, невозможно не заглянуть в красивый и просторный особняк, расположенный в самом центре. Именно здесь в довольно состоятельной семье в 1834 году родился Фредерик Огюст Бартольди, будущий автор знаменитой Статуи Свободы.

Ныне тут находится музей известного скульптора, на верхнем этаже которого размещены многочисленные макеты «Статуи», в различных одеяниях и головных уборах, а также фотографии всех этапов её изготовления и установки.

Отсюда после смерти отца Фредерик уехал на учёбу в Париж, а затем вернулся сюда уже в качестве архитектора.

Тогда же, в 1850-х годах, он отправился в путешествие по Египту. Пирамиды, Сфинкс, Луксорский храм и огромные скульптурные изображения поражают и очаровывают его. И Фредерик загорается идеей создать нечто столь же величественное и грандиозное.

Здесь же он знакомится с известным дипломатом и предпринимателем Фердинандом де Лессепс ом, вступившим тогда в переговоры с вице-королём Египта Мухаммедом Саидом-пашой о получении разрешения начать работы по сооружению Суэцкого канала.

И когда в 1869 году это строительство уже приближалось к завершению, до Бартольди дошла информация о том, что правительство Египта планирует в районе Порт-Саида установить маяк, у самого выхода канала в Средиземное море. Фредерик срочно едет к руководителю строительством Лессепсу с интересным предложением. Грубо говоря, основой его идеи была своеобразная интерпретация шестого чуда света — легендарного Колосса Родосского, представлявшего собой грандиозное сооружение (маяк) в виде огромной скульптуры бога Солнца — Гелиоса. Его 36-метровая фигура, обращённая к морю и предположительно установленная у входа в гавань греческого острова Родос, была увенчана короной с лучами на голове и в вытянутой руке держала факел.

Бартольди предложил выполнить в Порт-Саиде аналогичную статую, но с изображением египетской женщины в традиционной одежде, также с факелом в руке, назвав её «Свет Азии» или «Египет, несущий свет Азии», как символ особой роли и прогресса, который принёс Ближнему Востоку Суэцкий канал.

И хотя Лессепс принял эту идею с восторгом и достойно представил её новому правителю Египта Исмаилу-Паше, она так и не была реализована. Скорее всего потому, что власти страны не захотели нести дополнительные затраты на её возведение. В конечном итоге там был построен обыкновенный маяк, служащий верой и правдой до сегодняшнего дня. А Бартольди тем временем вернулся к своим французским проектам и заказчикам.

Франция. Рождение идеи

Вскоре разразилась Франко-прусская война, а за ней пришла и Парижская коммуна. В эти годы идеи республиканской Америки были особенно близки французам. Тем более что приближалась круглая дата — 100-летняя годовщина принятия Декларации независимости Америки. Именно к этому юбилею председатель франко-американского общества Эдуард де Лабулэ — юрист, историк и автор трёхтомного труда по истории Америки — решает создать тематический музей.

В это самое время после триумфального завершения работ по возведению Суэцкого канала на родину возвращается Лессепс. Он сразу же принимает активное участие в работе общества. Поскольку предполагалось, что к такой знаменательной дате американцы захотят возвести у себя соответствующий памятник, то одновременно возникла идея сделать это совместно.

Естественно, что к этой работе подключают и хорошо известного им скульптора Фредерика Бартольди. У того, как мы знаем, уже были определённые проработки на этот счёт. И он перерабатывает свой Суэцкий проект, хотя затем будет всячески отрицать эту взаимосвязь.

Конечно, в чём-то он был прав. Используя лишь основную идею – «женщину-символ», Бартольди основательно переосмыслил и переработал тот давний проект. В первую очередь Фредерик придал фигуре определённую динамику.

Тогда в Париже особой популярностью пользовалась картина Эжена Делакруа, на переднем плане которой была изображена прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой, стремящаяся сквозь пороховой дым шагнуть на баррикаду, — «Свобода, ведущая народ».

Вот эту устремлённость вперёд, к цели, и постарался передать Бартольди в своей новой работе. Потому правая ступня скульптуры находится уже в движении, а левая попирает, разорванные у ее ног оковы, как символ освобождения от угнетения, тирании и рабства. Эта тема тогда была особенно близка американскому обществу.

В вытянутой вперёд правой руке скульптуры он разместил факел, освящающий путь, а в левой — своеобразные скрижали с датой подписания Декларации Независимости Соединенных Штатов — 4 июля 1776 года, нанесенные римскими цифрами «JULY IV MDCCLXXVI», что воспринимается совершенно естественно.

Что воспринималось совершенно естественно. Ведь эта героическая женщина, словно древнеримская богиня свободы Либертас (Libertas) , была одета им в свободно лежащую тогу и обута в сандалии. Представленный им образ, фактически воплотил в себе и символические фигуры Колумбии из Соединённых Штатов и французской Марианны.

На её голову была водружена корона, обрамлённая (словно бриллиантами) 25 окнами, с ореолом из семи лучей, олицетворяющих семь частей света.

Но самое главное – лицо. И Бартольди изображает свою мать. Позднее станет достаточно популярной легенда о том, что моделью ему служила красивая француженкаИзабелла Бойер, вдова основателя фирмы по производству швейных машинок Исаака Зингера. Но эта версия не выдерживает никакой критики. Ведь для создания цельности образа, Бертольди нужна была не просто красивая рафаэлевская мадонна с её материнской нежностью и тревогой за судьбу ребёнка; и даже не одухотворённая революционным порывом красивая француженка, зовущая на баррикады; а решительная и целеустремлённая женщина, соответствующая образу Либертас. Именно такой и была его мать — Шарлотта Бейсер, в портрете которой он лишь несколько ужесточил черты.

«Лицо» Статуи Свободы. Фото: Depositphotos

Фредерик был настолько воодушевлён этим франко-американским проектом, что с чертежами и рекомендательными письмами в 1871 году едет в Америку, где встречается с множеством американцев, которые доброжелательно отнеслись к нему и его проекту. Вероятно, именно тогда он получил заказы на изготовление «Фигур четырех трубящих ангелов» для церкви в Бостоне и статуи генерала Лафайета в Нью-Йорке, которые были завершены им соответственно в 1874 и 1876 годах.

Наблюдая тогда за работой Нью-Йоркской гавани, Бартольди обратил внимание на то, что все прибывающие в Нью-Йорк корабли проплывали мимо острова Бедлоу. И потому во время визита к президенту Улиссу Гранту он обговорил с ним возможность установить именно там будущую Статую Свободы. На что получил в целом положительный ответ. Бартольди тогда ещё мыслил привычными для него категориями маяка — своеобразного символа водных ворот в город. Ведь именно такие фигуры должны были встречать корабли при входе в гавань Родоса, или Суэцкий канал.

Пока Фредерик прорабатывал техническую сторону этого проекта, «на высшем уровне» решались его организационные вопросы. В конце концов, уже в 1895 году было принято решение о том, что к 100-летней годовщине принятия Декларации независимости Америки французская сторона преподносит Америке в дар Статую Свободы и организовывает её изготовление, доставку и монтаж. Американцы со своей стороны должны были подобрать место для её установки и возвести пьедестал.

В обоих государствах были созданы комитеты по организации сбора средств. Во главе французского комитета стал Фердинант Лессенс, а американский возглавил юрист Вильям Эвартс. Опытный предприниматель, Лессенс для привлечения к кампании влиятельных кругов устраивает во Франции банкеты, вечера, светские приемы, концерты, благотворительные пожертвования и лотереи. Во французской опере даже было организовано музыкальное представление, к которому известный композитор Шарль Гуно специально написал ораторию, посвященную Статуе Свободы. Он же и дирижировал оркестром. Всё это дало возможность Бартольди уже в самом скором времени приступить к изготовлению скульптуры.

При возведении сооружения такой высоты и мощи самым важным считалось решение проблем её прочности, жёсткости и устойчивости. Первоначально предполагалось, что низ статуи (до её середины), будет заполнен песком, а уже затем последуют работы по установке металлического каркаса. При этом складки тоги на статуе могли служить своеобразными ребрами жесткости.

Но привлечённый к этим работам знаменитый конструктор Гюстав Эйфель (в последующем автор Эйфелевой башни) со своими сотрудниками, предложили иную схему: установку массивных вертикальных стальных опор, с промежуточным поддерживающим каркасом. Именно к нему затем должен был крепиться гибкий скелет статуи из железа, к которому и навешивались лёгкие медные листы ограждения, легко поддающиеся монтажу иобработке. Тем более, что и Эйфелю, и Бартольди были хорошо известны памятники Сан Карло Борромео в Италии и Арминию в Германии, где уже были использованы аналогичные решения с медной обшивкой. Правда, габариты этих сооружений значительно уступали Статуе Свободы.

Принятое конструктивное решение могло также обеспечить и полную устойчивость скульптуры при её колебаниях от напора ветра (ныне диапазон колебаний самой фигуры достигает 7,6 см, а факела – 12,7 см). Фактически этот проект стал одним из первых примеров сооружения, в котором наружные элементы не выполняли несущей функции, обеспечиваемой внутренними конструкциями.

Поскольку в те времена Статуя Свободы являлась самым высоким сооружением в мире, то естественно, что при её изготовлении возникало множество и иных технических проблем. Но они постепенно разрешались, и вскоре французская сторона приблизилась к завершению работ.

Америка. Реализация мечты

В Соединённых Штатах была совершенно иная ситуация. Сбор средств шёл медленно, и многими откровенно бойкотировался. Поскольку строительство должно было вестись в Нью-Йорке, то многие города самоустранились от сбора денег. Фактически комитет активно работал лишь в трёх местах: Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии. Была предпринята попытка провести законопроект о выделении денег на строительство из бюджета Нью-Йорка, но губернатор Кливленд наложил на него вето. Попытка получить часть средств от государства также не увенчалась успехом. В комиссиях Конгресса США преобладали мнения о несвоевременности возведения «аллегорического» монумента в то время, когда страна нуждалась в памятниках героям Гражданской войны.

Единственный вопрос, который был окончательно решён, — это выделение места под строительство. После визита в Нью-Йорк самого Бартольди вопрос о возведении статуи внутри города был снят, и местом строительства был окончательно принят военный форт Вуд на острове Бедлоу.

Для того чтобы хоть как-то расшевелить американцев, Бартольди в 1876 году привозит на Всемирную выставку в Филадельфии модель статуи и ее деталь — руку с факелом в натуральную величину.

Однако демонстрация этой характерной детали будущей скульптуры не произвела должного впечатления ни в Филадельфии, ни позднее в Нью-Йорке, где она была выставлена на обозрение в Мэдисон-Сквер-Гарден на протяжении нескольких лет. Зрители не могли себе представить всю скульптуру в целом и потому эту «руку» воспринимали скептически.

А после того как Бартольди решил продемонстрировать голову статуи на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, злые языки стали поговаривать о том, что «Статуя Свободы будет иметь «руку» в Нью-Йорке, «голову» в Париже и ничего иного, где бы то ни было». Создавалось впечатление, что этот проект уже никогда не будет реализован, а готовые изделия так и останутся ржаветь в Париже.

В этой предстоящей драме, единственным положительным моментом для Бартольди было возведение им в том же году прекрасного «Фонтана Капитолия» в Вашингтоне, радующего гостей столицы и поныне.

И тут совершенно неожиданно в этой истории появляется новое действующее лицо. Им становится Джозеф Пулитцер — издатель ряда газет, в том числе и очень популярной тогда The New York World , выходец из семьи венгерских евреев. Человек, которому в конечном итоге страна обязана появлению своего символа, журналисты – высшей Школой журналистики и престижной Пулитцеровской премией, а мировая пресса — своим «желтым» цветом.

Возмутившись столь удручающим отношением к возведению Статуи Свободы с американской стороны, он со всей энергией и энтузиазмом включается в реализацию этого проекта. Со страниц своих газет Пулитцер обращается к гражданам США с жёсткой критикой их поведения (от президента до простых обывателей) и призывом помочь деньгами строительству монумента. Запускается «утка», что статую вообще отдадут Бостону и т. п.

Подробно описывая само сооружение и окружая его романтическим ореолом, Пулитцер организовывает целую кампанию по сбору средств. При этом в газетах печатают имена людей, пожертвовавших деньги на возведение памятника, среди которых были люди, предоставившие в распоряжение комитета меньше одного доллара, и даже дети. И что самое удивительное, уже к августу 1895 года ему удалось собрать всю недостающую сумму.

Фактически в течение всего пяти месяцев было зарегистрировано 12 тысяч пожертвований. За два года до описываемых здесь событий в стране также был проведен аукцион всевозможных произведений искусства, которые деятели культуры безвозмездно предоставили аукционерам. Все вырученные от их продажи деньги были переданы комитету по сбору средств для строительства памятника.

Приняла в нём участие и Эмма Лазарус, поэтесса еврейского происхождения с португальскими корнями.

Её посвящённый монументу сонет «Новый Колосс» (как и Бартольди, она помнила о Колоссе Родосском), получил всеобщее признание. Строки из этого сонета были даже вынесены на мемориальную доску, которая хранится ныне в музее статуи:

«Храните, древние страны, вашу легендарную пышность,

А мне отдайте ваших усталых, ваших бедных…

А мне отдайте из глубин бездонных

Своих изгоев, люд забитый свой,

Пошлите мне отверженных, бездомных,

Я им свечу у двери золотой…»

Эти строки были написаны ею после волны погромов, прокатившихся по Европе в конце 1880-х годов, в результате чего толпы иммигрантов хлынули к берегам Америки, в надежде обрести новую родину. И потому этот сонет заставил взглянуть на Статую Свободы совсем с иной стороны — как на символ страны, готовой принять под свой кров всех отверженных и обездоленных, и обещавшей им на этом берегу свободу и равенство. Тем самым «Новый Колосс» стал своеобразной иллюстрацией первоначального наименования скульптуры: «Свобода, несущая свет миру».

Теперь становится совершенно понятным, отчего в западной части острова Свободы установили мемориальные скульптурные памятники именно этим пятерым людям, внесшим наибольший вклад в осуществление проекта под названием «Статуя Свободы». Эдуарду де Лабулэ, которому принадлежала сама идея возведения памятника. Фредерику Бартольди – скульптору, реализовавшему её, и ГюставуЭйфелю – разработавшему металлический каркас скульптуры. А также Эмме Лазарус – поэтессе, автору сонета «Новый Колосс» и Джозефу Пулитцеру – редактору, организатору завершающей компании по сбору средств, для возведения основания и пьедестала скульптуры.

А сами эти конструкции были разработаны американским архитектором и скульптором Ричардом Хантом, под руководством которого 5 августа 1885 года были начаты строительные работы. К 22 апреля 1886-го они были фактически завершены, вместе с оформлением основания пьедестала в виде звезды с 11 лучами. Высота основания с пьедесталом от земли составила 47 м., что на один метр превышало высоту самого памятника.

Как известно, ещё 4 июля 1884 года Франция официально преподнесла Статую Свободы послу США. Затем она была полностью собрана в Париже и выставлена на всеобщее обозрение, а затем в 1885 году разобрана и на военном фрегате «Изер» отправилась в Нью-Йорк, разделённая на 350 частей и упакованная в 214 ящиков. Сборка статуи на пьедестале заняла ещё четыре месяца. И вот, наконец, на 28 октября 1886 года, с десятилетним опозданием, было назначено торжественное открытие Статуи Свободы.

Этому событию предшествовал военный парад по улицам Нью-Йорка, который утром этого дня наблюдали до миллиона жителей города. В 12:45 яхта с участниками церемонии открытия и президентом США Гровером Кливлендом отправилась к острову от причала Манхэттена. Компания была в основном мужской. Феминистки Нью-Йорка пытались прорваться на остров, но не были допущены. Их негласными представителями были лишь жена Бертольди и маленькая внучка Лессенса. Вот он-то и открыл торжество, произнеся речь от имени французской стороны.

Бартольди рядом не было. Он в это время находился в голове скульптуры, чтобы по сигналу перерезать верёвки, удерживающие огромный французский флаг, наброшенный на статую, и закрывающий эту восхитительную золотисто-оранжевую женщину с факелом в вытянутой руке, от застывших в ожидании зрителей. Пока он спустился вниз, официальная часть уже подходила к концу. Ему удалось лишь услышать пророческие слова президента Кливленда: «Мы никогда не забудем ни того, что Свобода выбрала себе здесь дом, ни того, что ею избранный алтарь никогда не будет заброшен».

Погода в тот день выдалась пасмурная и дождливая. Фейерверк решили перевести на первое ноября. Но многочисленные гости и делегации с восторгом приняли праздничный салют из 21-го залпа. Так более 130 лет тому назад отпраздновали возведение этой 46-метровой Статуи Свободы. Как и мечтал Бартольди, она на 10 метров превысила высоту легендарного Колосса Родосского, и на том историческом этапе стала самым высоким памятником в мире. Так это начиналось…

Продолжение легенды

Бартольди осуществил свою мечту. Создал прекрасную символическую фигуру, установленную у входа в порт, лицом к приезжающим, всем своим видом вселяющую в них надежду на то, что здесь их ждут и тут им рады. А для кораблей она должна была соответственно служить навигационным ориентиром и маяком. Но общие сложности и заботы по установке памятника были столь велики, что тут было не до технических задач, связанных с поддержанием огня в маяке. На протяжении 16 лет трое смотрителей пытались решить эти проблемы, но с переменным успехом. В 1901 году служба маяков передала обслуживание статуи военному департаменту. К тому времени медная обшивка статуи от воздействия с влажным воздухом начала постепенно окисляться, и монумент стал приобретать столь знакомый нам ныне зеленоватый цвет. Однако военные специалисты доказали, что этот возникающий слой – патина, является своеобразной защитой металла от агрессивных воздействий. И потому статую не следует окрашивать в иной цвет, как уже начинали требовать многочисленные советчики.

Немного позднее, 30 июля 1916 года, германские агенты организовали диверсию на полуострове Блэка Тома, где располагался крупный склад боеприпасов. В ночь теракта здесь хранилось в общей сложности около одной килотонны боеприпасов, многие из которых предположительно готовились для отправки в страны, борющиеся против Германии на фронтах Первой мировой войны. Мощность взрыва оценили от 5,0 до 5,5 баллов по шкале Рихтера. Его осколки попали и в Статую Свободы, незначительно повредив некоторые ее части и факел. Одновременно с его реконструкцией на остров с материка был проложен подводный силовой кабель, а вокруг скульптуры установлены мощные светильники. И уже 2 декабря того же года президент США Вудро Вильсон впервые включил полную подсветку фигуры. Теперь уже она сама, блистающая на фоне звёздного неба, лучше всяких маяков указывала кораблям путь в ночи.

Естественно, что во время Второй мировой войны в целях светомаскировки статуя не освещалась. В послевоенное время предпринимались попытки совершить диверсии на самой башне, либо собрать всевозможные митинги протестов на её территории. А в 1971 году члены организации «Ветераны Вьетнама против войны» совершили так называемую акцию протеста, вообще забаррикадировавшись внутри Статуи, с требованием прекратить войну во Вьетнаме. Всё это свидетельствовало о той особой роли, которую это сооружение стало играть в жизни города, страны и мира.

В 1924 году, по инициативе президента Калвина Кулиджа, Статуя Свободы была объявлена национальным памятником, и уже в 1933 году её обслуживание передали службе национальных парков. С 1937 года понятие национального памятника уже было распространено вообще на всю территорию острова, который в 1956 году был переименован в Остров Свободы. Любопытно, что эта идея в своё время была озвучена ещё самим Бартольди.

В 1976 году в районе памятника была установлена более совершенная и мощная система освещения. А в начале 80-х, в рамках программы по подготовке к празднованию 100-летия монумента, группа американских и французских экспертов обнаружила множество накопившихся за это время конструктивных проблем, и потому было рекомендовано провести реставрационные работы. Они начались в 1984 году, в тот самый год, когда статую Свободы внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Реставрация требовала огромной работы по антикоррозионной защите около 1800 металлических пластин статуи, замену факела, конструктивные изменения по устойчивости руки и плеча. Был установлен стеклянный двухэтажный лифт, новые лестницы, система обогрева и кондиционирования воздуха. Именно тогда стало возможным, преодолев 192 ступени, свободно подняться до вершины пьедестала. А желающим добраться до самой короны приходилось осилить ещё 164 ступени. В общей сложности — 356. Тем не менее, реконструкция была завершена в срок, и 5 июля 1986 года президент Рейган и французский президент Франсуа Миттеран (теперь уже без задержки на 10 лет) торжественно открыли статую для новых поколений посетителей.

Тем не менее, в связи с опасностью террористических угроз после событий 2001 года, и ликвидацией последствий урагана Сенди в 2012 году, нормальное функционирование Статуи Свободы временно приостанавливалось, и было продолжено лишь с 2013 года.

К этому времени она уже была настолько знаменита, узнаваема и популярна, что её стали копировать по всему миру. Число этих копий в мире насчитывает уже несколько сотен. В период между 1949-1952 годами организация американских скаутов, в ходе празднования своего сорокалетия, безвозмездно передала около двухсот копий из штампованной меди, высотой 2,5 м (высотой 2.5 м.), различным американским штатам и муниципалитетам. Около половины из них сохранилось до нашего времени.

А наиболее популярными из её копий в США являются скульптуры, установленные у здания казино «Нью-Йорк» в Лас-Вегасе и у Бруклинского музея в Нью-Йорке.

Но самыми престижными из всех копий считаются парижские. В 1889 году американцы подарили французам уменьшенную в 4 раза копию статуи (её высота 11,5 м), которая была установлена в Париже на Лебедином острове — узкой искусственной дамбе на Сене, недалеко от Эйфелевой башни. Первоначально она была повёрнута к самой башне, т.е. к месту проведения знаменитой Парижской Всемирной выставки, и лишь в 1937 году её развернули на запад. Теперь она смотрит прямо на свою «старшую сестру» в Нью-Йорке.

Вид на Сену с Эйфелевой башни, видна также парижская Статуя Свободы. Фото: Depositphotos

Ещё одна двухметровая копия, выполненная самим Бартольди, нашла своё место в Люксембургском саду, но повреждённая варварами была заменена копией. А отреставрированный оригинал украшает ныне вход в музей Орсэ. А вот в Музее искусств и ремесел можно во всех деталях рассмотреть тот самый окончательный макет скульптуры, который былиспользован Бартольди для создания американской Статуи Свободы.

В 1987 году американцы сделали новый подарок Парижу – «Пламя свободы», позолоченную полноразмерную копию этого элемента скульптуры американской «Статуи».

Пламя Свободы в Париже. Фото: Depositphotos

Она была установлена на мосту Альма. А десять лет спустя как раз под ним погибла Уэльская принцесса Диана. И её многочисленные поклонники, отождествляя этот огонь с памятью о принцессе, приносят и ныне к основанию памятника букетики свежих цветов. Кстати, в 2004 году, к столетнему юбилею со дня смерти Фредерика Бартольди, небольшая копия Статуи Свободы (высотой 12 м) была установлена и на его родине – в Кольмаре.

Символи ческое изображение «Статуи» и её частей можно увидеть на многих юбилейных монетах, банкнотах, марках и открытках, эмблемах спортивных ассоциаций и Либертарианской партии Соединенных Штатов, номерных автомобильных знаках Нью-Йорка (1986 – 2000 гг.), рекламных буклетах многих фирм и т.д и т.п.

Легко найти и многочисленные упоминания о ней в художественной литературе, живописных и музыкальных произведениях во всём мире.

Редко можно увидеть и какой-либо фильм о Нью-Йорке без изображения Статуи Свободы. Но существует множество кинофильмов, в которых она играет «звёздную» роль. Уже в «Потопе» 1933 года, одном из первых фильмов-катастроф, показано землетрясение, превращающее Манхэттен в руины, после которого цунами смывает Статую Свободы. Знаменитый Хичкок в своём «Диверсанте» (1941 г.) изображает противоборство своих героев на вершине «Статуи». В фильме Стивена Спилберга «Искусственный разум» (2001 г.) Статуя Свободы из-за глобального потепления тоже полностью уходит под воду. А в фильме «Послезавтра» (2004 г.) она ещё и замерзает в результате наступления арктического холода. В «Планете обезьян » (1968 г.) главный герой, лишь обнаружив на берегу океана полузасыпанную Статую Свободы, с отчаянием понимает, что он находится на планете Земля. А в фильме «Железное небо » (2012 г.) нацисты, прилетая в Нью-Йорк, уничтожают её. Но «Охотники за привидениями 2 » (1989 г.) оживляют Статую Свободы и используют её в борьбе против Зла. И так в разных вариациях ещё во множестве фильмов. И даже советский кинематограф — в фильме Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди » (1992 года) заставляет Статую Свободы с удивлением повернуть голову в сторону пролетающего на кровати над Нью-Йорком героя Дмитрия Харатьяна.

Однако, разные удивительные истории и курьёзы, связанные со «Статуей» происходили не только в кино, но и в реальной жизни. К примеру, в 1918 году на плацу военного лагеря Camp Dodge (штат Айова) 18 тысяч солдат армии США сформировали силуэт Статуи Свободы. Они были одеты в специальную форму разных цветов и оттенков, чтобы создать максимальную реалистичность композиции. Фотография этого построения, выполненная сверху, должна была использоваться в рекламе продаж военных облигаций в условиях Первой мировой войны, но, к сожалению, так никогда и не была задействована.

А вот спустя 60 лет, при выборах президента и вице-президента союза студентов университета штата Висконсин, в очередную предвыборную программу было внесено обещание перенести Статую Свободы из Нью-Йорка в Висконсин. Претендующие на этот пост Джим Мэллон и Леон Варджан заказалимакет скульптуры, состоящей лишь из головы и руки с факелом, которые были сброшены шутниками на замерзшее озеро Мендота. При этом создавалось впечатление, будто остальные части статуи покрывает вода.

Однако самый запоминающийся аттракцион, связанный со «Статуей» был не только выполнен известным иллюзионистом Давидом Копперфильдом в 1983 году, но и включен в Книгу рекордов Гиннесса. На глазах у огромной аудитории он провёл блистательный трюк, заставив исчезнуть «Статую», используя для этого две башни, поворачивающуюся сцену, арку и занавес, который скрывал скульптуру из поля зрения. Конечно, в конце фокуса, он «вернул» Статую Свободы на своё место, при полном восторге многочисленных зрителей.

О том месте, где была установлена эта знаменитая скульптура, сохранились легенды, связанные с именем капитана Уильяма Кидда — охотника на пиратов, который сам был довольно состоятельным человеком. Якобы в давние времена он все свои сокровища спрятал на Острове Свободы, носившем тогда имя Бедлоу. С тех пор множество людей пытались обнаружить этот клад, но безуспешно. Но в наше время бессмысленно утруждать себя этими поисками. Вовсе не потому, что тут уже давно всё было перекопано, а оттого, что возведенная здесь Статуя Свободы, уже сама по себе является одной из самых значительных и своеобразных сокровищ или драгоценностей мира.

Возможно, именно поэтому, переезжая по делам на пароме в Статен-Айленд, вы не можете удержаться и не подойти к борту корабля, наблюдая за тем, как медленно он приближается к острову, с расположенной на нём Статуей Свободы. И невольно приходит удивительное чувство внутреннего волнения и сопричастности с этим городом, этой страной и его главным символом. Ещё какое-то время статуя будет вам видна, а затем образ этой всемирно известной женщины, так много значащей для мира, постепенно растворится вдали. Но никогда не покинет вас. Навечно оставаясь легендарной Статуей Свободы – одним из важнейших символом страны.

Статуя Свободы была построена 28 октября 1886 года. Французы подарили статую американскому народу в знак дружбы между Францией и Америкой. За прошедшие годы монумент был признан не только олицетворением дружбы двух народов (что отодвинулось далеко на второстепенный план), но и символом свободы американского народа, символом США и Нью-Йорка в целом.

Создание монумента поручили скульптору и архитектору Фредерику Бартольди. Был установлен срок - к 1876 году необходимо было завершить памятник, приурочив его к столетию Декларации независимости США. Считается, что это совместный франко-американский проект. Над пьедесталом трудились американцы, а саму статую создавали во франции. В Нью-Йорке же все части Статуи Свободы были собраны в единое целое

После начала строительства стало понятно, что необходимо гораздо больше средств, чем планировалось изначально. По обе стороны океана была инициирована масштабная кампания по сбору средств, лотереи, благотворительные концерты, и прочие мероприятия. При расчете параметров конструкции огромной статуи Бартольди потребовалась помощь опытного инженера. Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни , лично разработал конструкцию крепкой железной опоры и каркаса, который позволяет медной оболочке статуи свободно двигаться, при этом сохраняя равновесие самого монумента.

На фото Александр Густав Эйфель

Американцы неохотно расставались со средствами, потому были трудности со сбором нужной суммы, поэтому Джозеф Пулитцер на страницах своей газеты «Уорлд» написал ряд статей, обращаясь к представителям высшего и среднего классов и призывая их выделить деньги ради благого дела. Критика была крайне жесткой, и это произвело эффект

К августу 1885 года в США получилось собрать нужную сумму, к тому времени французы уже закончили свою часть работы и привезли части статуи в Нью-Йорк. Статуя Свободы была разделена на 350 частей и перевозилась на фрегате "Изере" в 214 ящиках. За 4 месяца все части монумента были собраны, и при огромном стечении народы, 26 октября 1886 года, состоялась церемония открытия легендарного памятника. Так получилось, что подарок к 100-летию опоздал на 10 лет. Стоит отметить, что рука с факелом была собрана еще ранее и даже выставлялась на выставке в Филадельфии в 1876 году

История Статуи Свободы, так же как и места, где она построена - тесно связана с историей становления Соединенных Штатов. Памятник поместили на пьедестале внутри форта Вуд, который был построен специально к войне 1812 года в форме звезды. Первые несколько десятилетия комплекс обслуживала служба маяков США, и лишь в 1924 году он стал Национальным памятником. А в 1937 году площадь памятника расширили до границ всего острова Бедлоу, в 1956 году переименовав его в остров Свободы

В 1982 году была проведена реставрация монумента. Президент Рональд Рейган лично курировал этот процесс, назначив управляющим Ли Йакокка. Снова был инициирован сбор средств и собрано 87 млн. долларов. Деньги в этот раз удалось собрать в довольно короткий срок, что стало самым успешным примером сотрудничества государства и частного сектора за всю историю США. В 1984 году Статуя Свободы была включена в число памятников мирового значения. 5 июля 1986 года, в честь столетия монумента, комплекс был вновь открыт для посещения, на этот раз удалось успеть все без опозданий на 10 лет

Рональд Рейган

К вершине статуи ведут 354 ступени, а до вершины пьедестала - 192. В короне устроено 25 окон, что символизирует драгоценные камни Земли и лучи солнца, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют 7 морей и 7 континентов. На табличке, которую статуя держит в левой руке, написано: «4 июля 1776 года». Для отлива статуи была израсходована 31 тонна меди, а совокупный вес стальной конструкции составил 125 тонн. Вес цементного основания - 27 тысяч тонн, а толщина медного покрытия статуи - 2,37 мм

После 11 сентября 2001 года статуя и остров были закрыты из-за террористической угрозы, но в 2009 года экскурсии были возобновлены. Подняться можно на саму статую и её корону, а факел по прежнему закрыт. Всех посетителей подвергают личному досмотру с целью избежать террористического акта

Интересным фактом является также то, что ветер скоростью в 100 км/ч вызывает раскачивание монумента на 7,62 см, в то время как факел будет раскачиваться на 12,7 см. Во время торжественно речи на церемонии открытия статуи 28 октября 1886 года президент Гроувер Кливленд произнёс следующую речь:

«Мы всегда будем помнить, что Свобода избрала это место своим домом, и алтарь ее никогда не покроет забвение».

8 декабря 2011 | Категории: Места , История , Архитектура

Рейтинг:+8 Автор статьи: Enia_Toy Просмотров:252542

Статуя Свободы – вот уже больше века является одним из символов США. Но очень многие представления о ней неверны, а кое-что крайне мало известно. Давайте узнаем побольше об этом необычном памятнике.

Прежде всего, заметим, что официально она называется по-другому – «Озаряющая мир Свобода». Скульптура расположена на одноимённом острове в трёх километрах к юго-западу от Манхэттэна. Долгое время он именовался остров Беллоу. Памятник держит в правой руке факел (который как бы и «озаряет» мир, а в левой скрижаль с датой Декларации независимости США, записанной латинскими цифрами. Одна из ног «Озаряющей» попирает разорванные кандалы.

Семь лучей в увенчивающей статую короне символически обозначают моря и континенты. И всё-таки, из чего сделана статуя свободы в США? Казалось бы, она должна быть стальной или каменной, судя по восприятию.

Однако не всё так просто. Сталь там присутствует – 125 тонн. Использовали скульпторы и 31 тонну меди, которая покрывает её слоем чуть более двух с половиной миллиметров. Однако цифры и стали, и меди просто меркнут по сравнению с бетонным основанием, которое достигает двадцати семи тысяч тонн. Тонкие медные листы смонтированы поверх стального каркаса. Вместе с фундаментом и пьедесталом высота до верхней части факела достигает девяноста трёх метров.

Где была сделана статуя свободы?

Памятник, символизирующий США, на самом деле был сделан не в Америке и даже не в Западном полушарии!

Автором скульптуры является француз Фредерик Огюст Бартольди. Замысел состоял в том, чтобы преподнести её в дар к столетнему юбилею США. Интересно, что собирались установить её в египетском Порт-Саиде и называть «Свет Азии». Однако каирское правительство решило не тратиться на установку и перевозку.

Когда Франция и Америка заключили договор, предполагалось, что они сделают, соответственно – скульптуру и монтаж за счёт Парижа, а пьедестал за счёт Вашингтона. Но возникшие на обеих берегах океана материальные трудности тормозили дело.

Какой материал применялся для изготовления?

Вроде бы мы уже знаем ответ на этот вопрос. Но… не будем спешить. Медь для той самой статуи, была либо добыта в Башкирии, либо выплавлена в Нижнем Тагиле. Постамент под ней сделан из немецкого цемента.

Однако и это ещё не всё! Помимо самой скульптуры, существует немало её копий. Только в Париже их четыре; позолоченный вариант с фонарём вместо факела в Сен-Сир-сюр-Мер. Есть и многие другие версии – например, в одном из казино Лас-Вегаса, в Японии, отбитая голова некогда существовавшей «свободы» в Третьяковской галерее, в Днепропетровске, Львове, Будапеште, Риге.

После трагедии 11 сентября подлинная статуя свободы была закрыта для посещения. В настоящее время она доступна всем, но при условии тщательного досмотра, подобного проводимому в международных аэропортах. Следовательно, символ США – один из наиболее безопасных для туристов объектов в мире.