Туризм Визы Испания

Крестовоздвиженский монастырь в лукино расписание служб. Кресто-воздвиженский иерусалимский ставропигиальный женский монастырь ставропигиальный женский монастырь. Национальное достояние Украины

Фото: Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Фото и описание

Своим основанием, а точнее преобразованием женской богадельни в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь, эта обитель была обязана московскому юродивому по имени Иван Степанович.

В 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви Флора и Лавра была устроена женская богадельня. Юродивый Иван Степанович, бывший извозчик, принявший на себя труд юродства, решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемой Псалтыри. Одна из благодетелей юродивого, купчиха Параскева Саватюгина после смерти своего супруга также решила стать членом этой женской общины, а на ее деньги для богадельни был выстроен каменный дом. Митрополит Филарет передал в дар общине Иерусалимскую икону Божьей Матери, по которой впоследствии будет назван и сам монастырь. Иван Степанович до своей смерти пользовался попечением московских купцов, и все эти средства шли на обустройство общины.

В 1869 году владелица соседнего со Старым Ямом села Лукино Александра Головина, овдовев и потеряв дочь, решила передать свое имение вместе со всеми землями женской общине. В Лукино был перенесен дом, построенный для общины. На новой территории, принадлежавшей теперь общине, стояла Крестовоздвиженская церковь, построенная в середине XIX века. Через пару лет ее сочли тесной и приступили к строительству нового храма, освященного в честь Вознесения Господня в 1890-е годы. Храм имел статус соборного. Его храмоздателем стал мещанин Василий Жолобов, на его средства также был построен один из монастырских корпусов, названный Васильевским. В 1887 году женская община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Его первой настоятельницей стала Параскева Саватюгина.

На территории монастыря со временем появились другие постройки: келейные корпуса, каменный дом настоятельницы, колокольня, гостиница, школа, детский приют и больница, хозяйственные постройки, в обители были пасека, пруд, два фруктовых сада, аптекарский огород и паровая мельница.

После октябрьского переворота имущество монастыря было национализировано. В его стенах сначала было организовано учреждение для детей-беспризорников, затем партийный дом отдыха. Вознесенский собор и Крестовоздвиженскую церковь закрыли. В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре размещался госпиталь, а после нее здесь открылся санаторий «Ленинские горки».

В 1992 годы монастырь был возвращен РПЦ, а в 2006 году у обители открылось подворье в Москве, в храме Иерусалимской иконы Божией Матери на улице Талалихина.

Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Открыт 29 июня 1887 года в селе Лукино Подольского района. 20 сентября того же года состоялось освящение расширенного храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. После переустройства храм стал вмещать не 50, а 500 человек; в нём восстановлен древний иконостас, устроено роскошное облачение на святой престол и жертвенник. В первые десятилетия 20-го века на территории монастыря были построены ещё 2 храма: Иерусалимской иконы Божией Матери и Вознесенский собор, а также заложен большой фруктовый сад, устроена пасека и аптечный огород с травами. При монастыре был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа, больница и аптека.

Архитектура комплекса конца XIX-XX веков сочетает в себе мотивы эклектики и ложнорусского стиля. Обитель занимает место бывшей усадьбы Головиных, от которой осталась перестроенная домовая церковь. Монастырская территория поделена на три функциональные части: парадный двор, внутренний двор со службами, парк с бывшей усадебной церковью.

Центр архитектурного ансамбля - Вознесенский собор, его мощные главы хорошо обозримы с дальних расстояний. Краснокирпичный, с белокаменными деталями он строился по проекту С. В. Крыгина с 1890 -1893 гг. Четырёхстолпный, пятиглавый собор на высоком полуподвале, без апсид - монументален и праздничен. Его наружное убранство - это межъярусные аркатуры и кирпичное узорочье, покрывающее барабаны, верх лопаток и полуциркульные закомары.

Сразу же после революции на монастырь начались гонения, а в 1921 году его закрыли, уничтожили кленовый парк, вырубили фруктовый сад. В храмах и зданиях монастыря в разное время размещались табачная фабрика, санаторий и др.

В 1937 году на Бутовском полигоне был расстрелян священник монастыря Косма Коротких. Вскоре закрыли Крестовоздвиженский храм, последний храм, где продолжались богослужения после закрытия монастыря. Чудом удалось спасти чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери, тайно вывезенную из монастыря в ближайшее село Мячково.

В 1992 году Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Монастырь находится непосредственно под патриаршим попечением, поэтому именуется ставропигиальным. В июле 2001 года настоятельницей монастыря была назначена монахиня Екатерина (Чайникова).

На территории монастыря сохранились:
* Собор
* Жилой дом
* Воздвиженская церковь
* Гостевой флигель
* Красный корпус
* "Васильевский" корпус
* Погреб
* Проездные ворота
* Крепостные стены и башни ограды
* Новый дом настоятельницы
* Корпус с трапезной

25 октября 2001 г. состоялось великое освящение храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Главная святыня монастыря - чудотворная икона - заняла свое достойное место.
25 октября 2002 г. состоялось освящение Крестовоздвиженского храма, которое совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиереев и духовенства. Матушка Екатерина была возведена в сан игуменьи. А попечители В.Л. Нусенкис и Л.Д. Олищук получили высокие церковные награды от Святейшего за большой вклад в восстановление и украшение монастыря.

Дата создания: 1887 г. Описание:

История

В 1837 г. в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви святых мучеников Флора и Лавра была устроена богадельня для женщин. Она просуществовала около 20 лет. Первой жертвовательницей богадельни стала Параскева Родионовна Саватюгина. На ее деньги был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома в 1855 г. митрополит Филарет (Дроздов) прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую впоследствии главной святыней монастыря.

В 1865 г. по благословению митрополита Филарета богадельня была переименована во Флоролаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится П.Р. Саватюгина.

Вскоре община переехала в пожертвованное ей имение князей Головиных в селе Лукино. Из села Старый Ям перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер, были выполнены и другие работы по обустройству на новом месте.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная в 1846 г. Так отныне стала именоваться и община — Крестовоздвиженской.

В 1871 г. началось строительство храма Иерусалимской иконы Божией Матери. 13 октября 1873 г. новый храм был освящен.

В 1873 г. в Иерусалимском храме был совершен первый постриг — настоятельница общины Параскева Саватюгина приняла монашество с именем Павла, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды.

В период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня. Впоследствии при содействии княгини Марии Яковлевны Мещериной были устроены церковно-приходская школа с приютом и больница. Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер.

В феврале 1887 г. определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение обители состоялось 28 июня (11 июля нов. ст.) 1887 г.

Весной 1890 г. началось строительство соборного храма по проекту архитектора С.В. Крыгина. 15 июля 1896 г. в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный придел во имя митрополита Московского Филиппа был освящен 15 сентября того же года.

После революции хозяйство обители было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли. Верующим удалось спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона пребывала в течение 50 лет.

В стенах монастыря разместили беспризорных детей. В начале 20-х гг. здесь был организован дом отдыха. Во время Великой Отечественной войны в зданиях и помещениях бывшего монастыря располагался военный госпиталь. После войны в монастыре открыли санаторий «Ленинские горки». В 1980 г. на территории монастыря разместился Всесоюзный центр реабилитации детей.

В 1992 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. Чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери был возвращен в обитель.

В 2006 г. у монастыря появилось подворье в Москве — храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой.

Святыни

  • Иерусалимская икона Божией Матери;
  • частицы мощей: вмч. Георгия Победоносца; свт. Димитрия, митрополита Ростовского; свт. Нифонта, епископа Новгородского; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Пимена Постника; прп. Лаврентия Затворника, епископа Туровского; прп. Макария; сщмч. Кукши; прп. Анатолия; прп. Сильвестра; прп. Авраамия Трудолюбивого; прп. Исаии Чудотворца; прп. Илии Муромца; прп. Алипия Иконописца; прп. Василия Мученика; преподобных отцов Киево-Печерских; свт. Николая Мирликийсого; cщмч. Климента, папы Римского; вмц. Екатерины.

Вконтакте

Монастырь находился в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Упразднён в 1814 году.

Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Предполагают, что XIV веке на месте будущего монастыря находился небольшой лесок среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название.

История

Строительство

Воскресенская летопись сообщает, что в 1540 году в Москву из Ржева принесли чудотворные иконы Богоматери и Воздвижения. Их встречали будущий царь Иван Грозный с митрополитом Иоасафом, а в память этого события был поставлен деревянный храм.

Крестовоздвиженский монастырь был впервые упомянут в летописи в 1547 году в связи со страшным пожаром, вспыхнувшим именно от Воздвиженского храма монастыря.

Как говорится в летописи и житии Василия Блаженного, пришёл он в монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове, и стал здесь усильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чём плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь, и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглименье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадошеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и палатах все выгоре».

В 1550 годы после пожара возвели новую церковь.

Nikolai Naidenov , CC BY-SA 3.0

К 1701 году церковь обветшала и игумен Макарий подал прошение о постройке новой.

В 1810 году в Московский Крестовоздвиженский монастырь был назначен новый архимандрит Геннадий (Шумов), однако вскоре он скончался не дожив до вторжения французских войск в Россию. Эта доля легла на плечи его преемника архимандрита Парфения.

В 1812 году перед нашествием неприятеля архимандрит Крестовоздвиженского монастыря Парфений вывез ризницу в Вологду, штатные засыпали монастырские ворота землей. Неприятель бревнами отбил ворота и двери в церквах, смертельно били казначея и монахов, пытаясь узнать, где спрятано имущество. По вскрытии полов нашли спрятанное. В нижней церкви стояли лошади, в иконостас вбивали гвозди для развешивания сбруи, в алтаре стояли кровати; престол, жертвенник и несколько икон сожгли вместо дров. Монастырь был уставлен фурами с провиантом.

В 1812 году монастырь по одним сведениям почти не пострадал, а по другим - пострадал так, что из-за этого и был упразднён. Известно наверняка, что он был разграблен захватчиками.

По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона соборный храм монастыря стал обыкновенным московским приходским храмом.

В 1820 году на территории бывшего монастыря были построены дома для семейств священно-церковнослужителей Успенского собора Московского Кремля.

В 1848 - 1849 годы архитектором П. П. Бурениным была построена 6-ярусная колокольня.

В 1899 году на территории бывшего монастыря было найдено погребение 1538 года.

Соборная церковь

Храм начали возводить в 1701 году, но его завершение затянулось из-за запрета на каменное строительство в Москве по указу Петра I. К 1711 году освятили нижнюю церковь Успения, а главную, Воздвиженскую, закончили отделкой только в 1726 году. Это была одна из последних построек «московского барокко», а в пределах центральной части города - единственный центрический храм с лепестковым планом, к тому же необычно развитым. Такое решение стало возможным потому, что храм ставился посреди сравнительно просторного монастырского двора и автор был свободен в выборе композиции. Возможно, завершение замышлялось иным, но заканчивали постройку спустя почти четверть века после закладки, в пору господства иного стиля.

В храме было устроено 2 главных престола и 4 - в приделах:

  • Главный престол (освящен 14 сентября 1728 года) находился наверху с приделами преподобного Сергия (1858) и великомученицы Параскевы (1858). Стенопись верхнего храма датировалась концом XVIII века.
  • Внизу находился престол Успения Пресвятой Богородицы (освящен 10 сентября 1711 года)с приделами Марии Магдалины (1785) и Николая Чудотворца (1848). Придел Николая Чудотворца был освящён в память упразднённой в 1838 году церкви Николы в Сапожке. Иконы и утварь из упразднённой церкви были перенесены в Воздвиженскую церковь. В нижней Успенской церкви иконостас был устроен в 1836 году, кессонированные своды выполнены в 1785 году.

В храме венчался великий русский сатирик Салтыков-Щедрин, был похоронен государственный канцлер М. И. Воронцов.

Святыни

Разрушение

Полезная информация

Крестовоздвиженский монастырь

Святыни

В главном иконостасе середины XVIII века сохранялись немногие образа из иконостаса 1680 года кремлёвской церкви Двенадцати апостолов, переданные при её переделке в 1723 году, а также более древние иконы оттуда же, как «Богоматерь в молении апостола Филиппа и митрополита Филиппа» (1655).

Разрушение

Крестовоздвиженская церковь была закрыта не ранее 1929 года, снесена в 1934 году.

Священник Крестовоздвиженской церкви о. Александр Сидоров в 1931 году был арестован и погиб в концлагере в Кеми.

На месте церкви была выстроена шахта Метростроя. При устройстве шахты в 1930-х годах обнаружили слой речного песка в локоть толщиной, о котором упоминает опричник Генрих Штаден в рассказе о строительстве опричного двора.

До зимы 1979 года сохранялись ещё ворота монастыря, стоявшие по проспекту Калинина. Весной, при спешном строительстве перехода, их также снесли; причём при рытье тоннеля был вскрыт культурный слой с древними гробами, старыми фундаментами, остатками вещей, - все это сгребли в кучу экскаватором без изучения и вывезли на свалку.

В 1935 году Воздвиженка была сначала переименована в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), в 1946 году - в улицу Калинина, в 1963 году стала частью Калининского проспекта.

Одним из ярких представителей храмовой архитектуры считается церковь в Крестовоздвиженской Иерусалимской ставропигиальной женской обители.

Сегодня сюда легко попасть, если ехать на автомобиле по Каширскому шоссе на юг от Москвы. Паломники же чаще всего садятся у столичного метро «Домодедовская» на любой автобус, следующий в одноименный аэропорт, и сходят на остановке «Санаторий». Отсюда до монастыря примерно 15 минут пешего хода.

Миновав первые ворота, вы по очень живописной аллее, тонущей в зелени, подойдете к надвратной колокольне, сложенной из красного кирпича, а затем попадете на территорию монастыря.

История обители начинается в далеком 1837 году, когда в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви во имя святых мучеников Флора и Лавра начала действовать небольшая богадельня для женщин.


Как же богадельня стала Кресто-Воздвиженским Иерусалимским монастырем?

Решающую роль в этом сыграл некий юродивый по имени Иван Степанович. В возрасте 34 лет он совершил паломничество в к святым мощам , после чего бросил работу извозчика и принял на себя подвиг юродства, полностью посвятив жизнь служению Богу. В любое время года полураздетый и босой ходил Иван Степанович по святым местам и монастырям России. Все его почитали за блаженного.

Однажды он явился к вдове одного богатого москвича Параскеве Родионовне Саватюгиной и попросил денег на организацию чтения Неусыпаемой Псалтири в богадельне. Та не отказала, а вскоре, по совету Ивана Степановича, и сама вступила в число сестер богадельни, решив также посвятить свою жизнь служению Богу.

Женщина стала первой жертвовательницей будущей обители. На ее деньги был построен двухэтажный каменный дом для насельниц, который освятил сам митрополит Московский Филарет, имевший особое расположение к юродивому Ивану Степановичу.

Филарет подарил богадельне , ставшую главной святыней будущего монастыря.

По преданию, посетив через некоторое время Старый Ям, владыка воскликнул: «Здесь не богадельня, а монастырь!» Шел 1860-й год. Не прошло и пяти лет, как была основана Флоро-Лаврская женская община, начальницей которой стала Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер - Иван Степанович.

Еще через несколько лет благоустроенный дом, где жили сестры, перенесли из села Старый Ям в село Лукино, где незадолго перед тем был построен каменный храм во имя Воздвижения Креста Господня. Вскоре и община стала именоваться Крестовоздвиженской.

В 1871 году здесь же был заложен еще один храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Его пристроили к трапезному корпусу и поместили сюда чудотворную икону. А через три года, когда храм достроили, тут был совершен первый постриг - с именем Павла монашество приняла Параскева Родионовна.

Вскоре в монастыре насчитывалось уже около сотни сестер, а в 1887 году Священный Синод решил преобразовать общину в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь .


В 1890 году при игуменье Евгении началось строительство грандиозного соборного храма в честь Вознесения Господня, который мы можем видеть сегодня.

Высота собора достигает 38 метров. У западных ворот еще раньше была построена очень красивая колокольня с 10 колоколами, самый большой из которых весил более трехсот пудов. Колокольню, увы, разрушили в годы Советской власти. Тогда же и все монастырское хозяйство большевики национализировали, разместив тут детей-беспризорников. Монахинь же определили на работу в местный совхоз.

Весной 1924 года храм переоборудовали в сельский клуб. Богослужения еще несколько лет продолжались в Крестовоздвиженской церкви, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери, но в 1937 году и этот храм закрыли, а священника Козьму Коротких расстреляли на .


В 1992 году монастырь вернули Русской православной церкви, возобновились богослужения в Крестовоздвиженском храме.

Спустя десять лет настоятельницей монастыря стала монахиня Екатерина (Чайникова). Был восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери, и чудотворный образ вернулся на свое историческое место.

Мастера полностью реставрировали Крестовоздвиженский храм, внутри его расписали новыми фресками и украсили величественным иконостасом.

В 2006 году у монастыря появилось московское подворье в храме Иерусалимской Иконы Божией Матери за Покровской заставой.