Туризм Визы Испания

Колизей древний рим история. Колизей в Риме — Амфитеатр Флавиев. Экскурсии по Риму

Амфитеатр Флавиев по праву считается визитной карточкой Рима. Начало его строительства было положено в 72 году н.э., императором Веспасианом, основателем династии Флавиев, в честь которой и было названо сооружение. Современное название – Колизей – связывают либо с огромными размерами, либо с колоссальной статуей императора Нерона, переименованной Веспасианом в Гелиоса, бога солнца, и установленной на площадке возле амфитеатра. Строительство завершилось в 80 г. н.э. при императоре Тите, отметившем это событие гладиаторскими играми, отличавшимися особенным размахом и продолжавшихся более ста дней.

Белоснежные, воздвигнутые из травертина, добываемого в городе Тиволи, расположенном неподалёку от Рима, стены Колизея достигали 50 метров в высоту, что практически равнозначно высоте 17 этажного здания. Первые три из четырёх этажей имели по 80 арок, в каждой из которых была установлена гигантская статуя. Амфитеатр вмещал от 50 до 70 тысяч зрителей. Арена, покрытая деревянным настилом с толстым слоем песка, иногда подкрашенного в красный цвет, чтобы сделать менее заметными следы крови, имела некруглую, а эллиптическую форму, а ряды сидений располагались под углом 37 градусов, что создавало возможность хорошего обзора происходящего на арене из любого сектора. Колизей отличался сложнейшей системой лестниц и переходов, позволявшей посетителям заполнить амфитеатр и покинуть его в течение нескольких минут.

Вместо билетов для посещения игр использовалось специальное приглашение, называвшееся «тессера», на котором обозначались ряд и место. Надо отметить, что зрители рассаживались в соответствии с социальным статусом. В нижнем ряду располагался император, его семья, сенаторы, которые, судя по сохранившимся на сидениях надписям, резервировали себе места. Уровнем выше сидели представители сословия всадников, а следом – граждане Рима: чем выше ярус, тем ниже социальный статус. Примечательно, что верхние ярусы предназначались для рабов и женщин, и зачастую эти места были стоячими.

Чтобы защитить зрителей от дождя и палящего римского солнца, Колизей покрывался специальным навесом, который натягивался с земли сотней моряков императорского флота с помощью 240 деревянных мачт. Кроме того, для комфорта зрителей, проводивших в амфитеатре порой целый день, у стен были установлены питьевые фонтанчики, в настоящее время не сохранившиеся.

Основным «развлечением» в программе были знаменитые гладиаторские бои. Однако в качестве своеобразной прелюдии проводилась охота, бои диких зверей, зачастую неравноценных по силе, а также противоборства зверей и людей, доказательством чему служат многочисленные сохранившиеся мозаики и фрески. Это все обходилось недешево, поскольку зверей необходимо было ловить, организовывать транспортировку, часто за тысячи километров, кормить и обеспечивать их хорошее состояние, поэтому, чтобы покрыть огромные затраты, вводились специальные налоги. Кроме того, очень популярным зрелищем были навмахии - имитации морских сражений, для чего с арены снимался настил, а подземное пространство заполнялось водой с помощью продуманной системы водоснабжения. Практика проведения навмахий прекратилась после реконструкции Колизея императором Домицианом. Под сценой на двух подземных этажах была налажена разветвлённая сеть тоннелей и подъёмных устройств для эффектного появления на арене гладиаторов и зверей.

После падения Римской Империи Колизей утратил изначальное предназначение, стал понемногу разрушаться в результате природных явлений и действий человека. Мраморные плиты, ранее покрывавшие стены и полы амфитеатра, были сняты и использованы в строительстве широко известных памятников архитектуры: собора Святого Петра, Палаццо Венеция, Палаццо Барберини и многих других. В разные периоды времени сооружение использовалось в качестве жилья, защитной крепости, а также в религиозных целях. В VII в. в нём даже располагался завод по производству селитры.

Несмотря на своё жестокое прошлое, амфитеатр, разрушенный на две трети, но простоявший более 2000 лет, в последние годы реконструированный, позволяющий теперь совершить прогулку даже по подземным помещениям, где, кажется, сам воздух пропитан многовековой историей, является одной из самых посещаемых достопримечательностей Италии, привлекая туристов со всех уголков мира.

Древний театр называют “Гербом Рима” вполне заслужено - несмотря на длительные разрушения и вандализм, которому подвергся исторический памятник, он по-прежнему производит неизгладимое впечатление на тех, кто впервые имеет счастье лицезреть Колизей. Самая известная в мире развалина, фирменный знак античного Рима, Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши Веспасиан изничтожать следы правления своего предшественника Нерона. В рамках этой программы на месте пруда с лебедями, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 70 000 зрителей - самый большой цирк Империи. Игры в честь его открытия (в 80 году н.э.) продолжались безостановочно 100 дней; за это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей. Правда, память об императоре-поджигателе оказалось не так просто вытравить: официально новая арена именовалась амфитеатром Флавиев, однако в истории она осталась как Колизей - название, судя по всему, отсылающее не к ее собственным габаритам, а к колоссальной (35 м в высоту) статуе Нерона в виде бога Солнца.

«…Он стоял, словно древний Бог, озаренный лучами восходящего солнца, его поза выражала готовность к любому исходу битвы: юноша без колебаний мог пронзить врага насквозь или сам пасть от смертельной раны. Напряженное молчание длилось несколько секунд, а потом арена взорвалась улюлюканьем и криками. Зрители жаждали крови - 50000 зевак собрались этим утром, чтобы увидеть гладиаторские бои - жестокие бескомпромиссные сражения. Колизей сегодня снова станет алтарем для варварских жертвоприношений… И так будет всегда…»

Колизей - выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения.

Вопреки устоявшемуся мнению, что в Колизее казнили христиан, последние исследования указывают на то, что это был миф, созданный католической церковью в последующие годы. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера.

В 248 году император Филипп ещё праздновал в Колизее с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - дворца канцелярии, Павел III - паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV. Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Нынешний вид амфитеатра - почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось - 187,77 м, малая ось - 155,64 м, длина арены - 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен - от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров. Но надо понимать, что лаконичность - результат нескольких варварских нашествий, парочки землетрясений и многих веков узаконенного грабежа: до 1750 года, когда папа Бенедикт XIV повелел наконец прекратить безобразие, Колизей замещал римлянам каменоломню; из его мраморных плит и травертиновых блоков построена добрая часть городских шедевров. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом. Механизм этот был чрезвычайно сложен - для управления им нанимали отдельную команду моряков. Зато ни солнечный зной, ни дождь не становились помехой для увеселений.

Игры начинались рано утром парадом гладиаторов. Император с семейством смотрел на происходящее с первого ряда; рядом устраивались сенаторы, весталки, консулы и жрецы. Чуть подальше сидели аристократы и прочие важные граждане. Следующие ряды занимал средний класс; затем мраморные скамьи сменялись крытыми галереями с деревянными сиденьями. Самая верхняя предназначалась для плебса и женщин, следующая - для рабов и иностранцев.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич. Дыры, видимые сегодня в различных местах стен -это гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века - эпоху, в которую сталь очень ценилась и повсюду разыскивалось. С внешней стороны здание представляло три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе - тосканского, в среднем - ионического и в верхнем - коринфского стиля. Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляющий сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами на компартименты и имевшую по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трёхарочных ворот. Двое из этих ворот были назначены для императора; остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для впуска зверей и для ввоза необходимых машин.

Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины - состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей (которых для пущего эффекта катапультировали на арену из подвальных помещений). Бои бывали невероятно жестокие, но вот христиан, по последним данным, на арене Колизея никогда не терзали. Запрещать игры додумались только через 100 лет после официального признания христианства, а битвы диких зверей продолжались до VI века.

Дюжину веков спустя то, что от Колизея осталось, превратилось в любимую тему для меланхоличных раздумий и идиллических пейзажей. Залезть сюда ночью, при свете луны, почитал своим долгом каждый добросовестный путешественник. До недавнего времени можно было повторить опыт - но к 2000 году все дыры в ограде старательно заделали, и теперь внутрь пускают исключительно в установленные часы.

Желающие могут полазить по обломкам галерей и попытаться представить себе, как в коридорах, скрывавшихся под ареной, метались звери и готовились к бою гладиаторы.

За Колизеем располагается еще одно хрестоматийное сооружение арка Константина, последняя (и самая крупная) триумфальная арка в римской истории - через два года после ее возведения Константин окончательно переберется в Византию. Слава, правда, у нее не совсем заслуженная: большая часть барельефов в буквальном смысле содрана у предыдущих триумфаторов.

Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура. Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Во многих местах памятнику архитектуры требуется укрепление.

Для сохранения амфитеатра от дальнейшего разрушения достигнута договоренность между итальянским министерством культурного наследия и римским банком. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где однажды сражались гладиаторы. Газета «Репубблика» в 1991 году ссылалась на запланированную инвестицию в 40 миллиардов лир и называет это соглашение «самым большим союзом между общественным и частным секторами, который когда-либо заключался в Италии для сохранения произведений искусства».

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1,5 миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима.

Солнечный Колизей

Император Веспасиан, взошедший на трон Римской Империи в 69 году н.э., тратил колоссальные средства на восстановление культовых сооружений (таких как, например, Капитолий). Но в 72 году он решил взяться за более амбициозный проект и поручил лучшим строителям региона возвести амфитеатр Флавиев, который навеки оставил бы след его династии в мировой культуре. У Веспасиана был и скрытый мотив. Основу Колизея заложили на месте озера возле Золотого Дома Нерона – предшественника и врага нового правителя. Такое строительство полностью стирало следы его существования с карты Рима.

По оценкам историков, в строительстве амфитеатра приняли участие около 100 тысяч рабочих, большую часть из которых составляли военнопленные и рабы. После восьми лет изнурительной и безостановочной работы Колизей был полностью завершен и одобрен императором.

Первые столетия своего существования строение действительно занимало огромное место в жизни римлян и всегда напоминало им о его основателе, так как вплоть до VIII называлось амфитеатром Флавиев. Здесь регулярно проводились гладиаторские бои, сражения животных и праздничные представления. Кроме развлекательных мероприятий, тут осуществлялись и казни, которые послужили поводом к прекращению использования Колизея императором Константином I. На протяжении всех Средних веков это культовое сооружение либо вовсе игнорировалось властями, либо использовалось как памятное место в честь ранних христиан, погибших мученической смертью. Всё это привело к тому, что вплоть до XVIII века никто не задумывался о необходимости реконструкции и реставрации Колизея, и многие его части были безвозвратно уничтожены.

В конце XIX века католическая церковь решила возобновить работы вокруг амфитеатра, чтобы сохранить как можно больше уцелевших элементов. Благодаря этому изменению отношения к памятнику, Колизей стал привлекать внимание историков, архитекторов и искусствоведов, которые за несколько десятилетий смогли превратить некогда забытую всеми постройку в символ европейской цивилизации.

В 2007 году организация New Open World Corporation провела конкурс, в ходе которого жители всего мира смогли принять участие в голосовании и выбрать те сооружения, которые, по их мнению, достойны звания Новых семи чудес света. Первое место занял Колизей, который стал единственной достопримечательностью в списке, представляющей наследие европейской культуры.

Ночная панорама Колизея

Устройство и архитектура Колизея


По примерным оценкам учёных, современный Колизей представляет собой лишь одну треть изначальной постройки, но даже этот факт ничуть не умаляет величия сооружения. В начале нашей эры, когда в Колизей стекались все жители Рима, чтобы посмотреть очередной гладиаторский бой или театральное представление, вокруг арены на местах для сидения могли спокойно разместиться 50 тысяч зрителей, а еще до 18 тысяч могли смотреть представления стоя. В наши дни вместимость Колизея значительно меньше, но это не мешает тысячам гостей приходить в знаковое место.

Гениальное решение, значительно облегчившее конструкцию: 240 огромных арок в три яруса, снаружи облицованных травертином, окружают бетонно-кирпичный эллипс, длина стен которого равна 524 м, ширина – 156 м, высота – 57 м. Это был переворот в мировом строительстве: изобретение бетона и кирпича из терракоты. Для здания Колизея его потребовалось около 1 млн штук.

Панорамный вид

Четвертый сплошной ярус был достроен позже. В наши дни на его карнизе можно увидеть отверстия, куда вставляли опоры для быстрой растяжки огромного тента над ареной и амфитеатром. Он защищал зрителей от дождя и палящего солнца. На мостовой Колизея можно увидеть столбики, предназначение которых до сих пор вызывает споры. По одной версии, к ним дополнительно крепились канаты тента, по другой - 5 оставшихся тумб служили в качестве турникетов для сдерживания и упорядочивания толпы.

Внутри древнего амфитеатра располагались сводчатые галереи - места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый взгляд «дырявых» арок так много, что они напоминают многочисленные соты в улье пчел, но при этом среди них нет однообразия. Каждая оказывается немного под другим углом и к солнцу, и к зрителю, поэтому на арки по-разному падают тени. Обратите внимание - они однородны, но не ординарны!


Первый ярус Колизея содержит 76 пролетов, через которые можно было войти в амфитеатр. Над ними и сегодня можно увидеть римские цифры нумерации входов. Такое нетипично большое количество арок позволило существенно увеличить пропускную способность амфитеатра - в случае необходимости зрители могли покинуть Колизей за 5-10 минут. Зданий с подобной архитектурной организацией нет нигде в мире и сегодня!

Еще одной интересной задумкой для облегчения конструкции Колизея являлись опоры разного стиля, которые, помимо защиты от обрушения, делали сооружение выглядеть более воздушным. В первом ярусе, самом тяжелом, сделанном из камня, стоят полуколонны дорического ордера, во втором (бетонном) - ионические, а на третьем - коринфские, с нарядными, украшенными листвой, капителями.

Считалось, что проемы второго и третьего ярусов были украшены статуями из белого мрамора. Однако ни одной из них не было найдено, что стало причиной споров историков - существовали ли они на самом деле или были только в проекте.

Верхний ярус Колизея

Эллиптическая форма арены не давала ни гладиаторам, ни обреченным животным шанса укрыться от кровопролития, забившись в угол. Пол арены был вымощен досками, которые легко снимались, когда надо было залить водой место представления морских боев. Камеры для рабов, клетки для животных и другие служебные помещения были устроены позднее, в подвале под ареной, так же как и сложнейшая система поворотной сцены и прочих приспособлений, создававших спецэффекты во время спектаклей. Большая часть внутреннего убранства не сохранилась. Однако вопреки разрушениям можно хорошенько рассмотреть устройство помещений под ареной. Возможно, животных, гладиаторов и кулисы поднимали на арену грузовыми лифтами.

Любопытно, что долгое время туристы посещали амфитеатр исключительно ночью, чтобы любоваться красивейшей подсветкой здания. Но учёные захотели вернуть историческую славу Колизею и разработали увлекательные экскурсионные туры. Гиды пытаются своими рассказами максимально погрузить слушателей в атмосферу былых времён, когда только закладывался фундамент амфитеатра Флавиев, тем самым позволяя увидеть нечто большее, чем древние руины.

Хлеба и зрелищ!


Кадр из сериала "Спартак"

Panem et circenses, «хлеба и зрелищ» - так веками звучал девиз грандиозного амфитеатра в центре города! Люди хотели не только быть сытыми: они жаждали развлечений. И Колизей обеспечивал им обильную программу из смертельных поединков и кровавых побоищ.

Первый официально зафиксированный протест против жестоких представлений на арене датируется 404 г. н.э., когда монах Телемах с криком вскочил со своего места на трибуне, требуя отменить бой. Разъяренные зрители забили его камнями. Последние гладиаторские бои и травля зверей были устроены в 523 г., после чего Колизей пришел в упадок. В VII в. один монах написал: «Пока стоит Колизей, стоит и Рим. Падет Колизей - и Рим падет вместе с ним».

Видео: Ария – Колизей

График работы и стоимость билетов

Ещё совсем недавно подход к Колизею был открыт круглые сутки. Но власти итальянской столицы поняли, что это может негативно сказаться на состоянии постройки и поспешили установить охрану. Теперь амфитеатр открыт только для дневных посещений с 9:00 до 19:00 в летнее время (апрель-октябрь) и с 9:00 до 16:00 в зимнее (ноябрь-март). Но не стоит отчаиваться, если в светлое время суток вам не удалось попасть сюда, ведь на этот случай градостроители украсили внешние стены прекрасной иллюминацией, которая является изюминкой ночного Рима.

В году предусмотрено лишь два выходных дня, когда туристы не могут посетить достопримечательность – 25 декабря и 1 января.

Вход и экскурсионная программа обойдутся в 12€ для взрослого посетителя и в 7€ для ребенка (+2€ за выставочные мероприятия). Школьники, студенты и пенсионеры имеют возможность приобрести льготный билет, но для этого надо иметь с собой соответствующие документы. Сама покупка может оказаться немного проблематичной. Дело в том, что большинство туристов решают оплатить вход у самих стен Колизея, из-за чего уже к 10:00 выстраиваются длинные очереди к кассам.

Если вы хотите сэкономить свои время и деньги – закажите билеты на сайте комплекса или же приобретите их в местах предварительной продажи. В последнем случае вы сможете обзавестись документом, позволяющим посетить сразу несколько достопримечательностей.

Заказ через Интернет – www.pierreci.it (сервис доступен на итальянском и английском языках) и www.ticketdic.it (доступен на итальянском, английском и французском языках) - 10,50€, 12,50€ (с выставкой). Билет единый - с музеем Палатина, Римским Форумом - действует в течение суток с момента покупки.

Телефон информационного центра: 399 67 700.


Как добраться до Колизея

Чаще всего международные авиарейсы приземляются в аэропорт Leonardo da Vinci, который все итальянцы называют Фьюмичино. Он расположен в 20 км от самого Рима, но это маленькое расстояние не так уж просто преодолеть, учитывая интенсивность дорожного движения по направлению к столице Италии.

Очень часто туристы едут из аэропорта в город на поезде, который отправляется от одного из терминалов. Стоимость билета составляет 14 евро, а поездка занимает около 35 минут. Но в этом случае стоит учитывать, что вы доберётесь лишь до городского вокзала, от которого придётся ехать к отелю на другом виде транспорта.

Если же вы едете большой компанией, логичнее всего будет взять такси возле стен аэропорта. Это белые автомобили с подписью «Comune di Roma», которые являются собственностью города, а значит, имеют фиксированные тарифы. Минимальная стоимость поездки составляет 40€, а далее зависит от расположения отеля.


Кроме того, несколько автобусных компаний осуществляют регулярные рейсы от аэропорта к различным частям города. Стоимость поездки на таком транспорте может варьироваться от 9€ до 20€, поэтому стоит заранее ознакомиться с прайсом на сайте интересующей компании.

После того как вы наконец-то окажетесь в Риме, добраться до Колизея не составит большого труда. Величественный амфитеатр находится на одноименной станции метро Colosseo в самом центре города. Стоимость билета составляет 1€ и даёт возможность передвигаться подземным транспортом на протяжении 75 минут.

Номера автобусов, идущих до Колизея: 60, 75, 81, 85, 117, 175, 271, 571, 673, 810, 850. Также ходит трамвай №3.

Адрес: Piazza del Colosseo.

Почему Колизей носит такое имя? Как он менялся на протяжении веков? И, самое главное, какие тайны хранит достопримечательность Италии номер один?

"Внимание, ведутся строительные работы"

Для того, чтобы построить , римлянам понадобилось немногим более пяти лет: с 75 до 80 г. н.э. Колизей был и остается одним из самых грандиозных строений : только на возведение внешних стен были использованы более 100 000 кубических метров травертина (известкового туфа). Результат был "colossale" (колоссальным): амфитеатр, протяженностью 189 метров, шириной 156 метров и высотой 48 метров, был способен вместить от 50 до 70 тысяч зрителей на общей внутренней площади в 24 000 квадратных метров.

Арена. Входов в амфитеатр было всего 80, арена, где велись бои, имела эллиптическую форму, с длиной осей около 80 и 50 метров и, вероятно, была покрыта деревянными балками.

Один день в Колизее

Распорядок дня в амфитеатре был предопределен и строг. Вечером перед предстоящим сражением "editor", то есть тот, который организовывал игры, предлагал гладиаторам ужин, который был открыт для общественности: это делалось для того, чтобы толпа могла поближе рассмотреть участников поединков. На следующее утро бойцы открывали день "парадом" в амфитеатре, в богатых доспехах и при полном вооружении. Затем начинались бои между животными или между животными и людьми.

Смертельный обед

Обеденные часы в Колизее были зарезервированы для казней приговоренных к смерти: людей сжигали на кострах, распинали или отдавали на съедение диким зверям. Все это проходило в формате лайв-шоу.

Гвоздь программы

Самым ожидаемым было шоу, проходящее в послеобеденное время - дуэли между гладиаторами: Munera. Согласно распространенному толкованию, гладиаторы выходили на поле колонной, становились перед императором и выкрикивали: "Ave caesar, morituri te salutant". На самом деле, Цезаря приветствовали очень редко.

Тайна имени

В начале он назывался Амфитеатр Флавиев (Anfiteatro Flavio), потому что был построен императорами Веспасианом и Титом из династии Флавиев. Название "Колизей" появилось только в средние века: самая популярная теория гласит, что имя "Колоссео" амфитеатр получил из-за того, что он был построен рядом с "Колоссом" Нерона, статуей, которая находилась в нескольких метрах от амфитеатра. Другие говорят, что название происходит от его расположения, потому что амфитеатр был построен на холме, где когда-то стоял храм Изиды (Collis Isei).

О происхождении названия "Колизея" ходит и интересная легенда: когда-то на месте Колизея существовал языческий храм, где поклонялись дьяволу. И в конце каждой церемонии священники спрашивали последователей: COLIS EUM? (Ты его любишь? В смысле, дьявола).

Противосолнечное покрытие и бронь мест

В особо жаркие солнечные дни Колизей покрывали завесой из около 80 треугольными кусками парусины, которые были протянуты через 320 кабелей поддержки. Причину легко понять: завеса защищала от солнечных ожогов зрителей во время дневных шоу.

Места в Колизее было строго зарезервированы. На верхних рядах располагались деревянные скамейки, предназначенные для населения, в то время как места для привилегированных гостей были отделаны мрамором. Каждый желающий мог принять участие в шоу, вход был свободен, однако менять места, присвоенные каждому из посетителей, не разрешалось. Сенаторы Рима сидели в первом ряду вместе с весталками, за ними располагались воины (equites), на чердаках были зарезервированы места для рабов и иностранцев.

Первый лифт в истории и декорации для "спектакля"

Одним из первых примеров рабочих систем лифтов была система, функционирующая в Колизее. Арена и подвальные помещения были фактически связаны лифтами.

Подвальные помещения состояли из чередующихся коридоров. В одних содержались наборы декораций для боев, которые, благодаря системе тросов, поднимались на арену, в других содержались животные и готовящиеся к бою гладиаторы.

Декорации устанавливали на арене заранее. Гладиаторы и животные же поднимались на арену непосредственно в момент начала боя на первом прототипе лифта. Благодаря этим системам подъема из подземного пространства, шоу приобретало более захватывающий характер: воины и дикие звери появлялись на арене как будто из ниоткуда.

Колизей дал жизнь многим историческим достопримечательностям Рима

Мраморный фасад и некоторые внутренние части Колизея были использованы для строительства и различных гражданских зданий Рима, таких как, к примеру, Палаццо Барберини. Находившийся в состоянии запустения в течение длительного времени, амфитеатр фактически использовался римлянами в качестве источника строительных материалов. Так продолжалось вплоть до 18-го века, когда вдруг возникла любовь к древним руинам Рима. Предполагается, что от Колизея осталась лишь одна третья часть того, что было при оригинальной конструкции.

В тринадцатом веке внутри амфитеатра даже был построен палаццо римской семьи Франджипане, а позже и другие гражданские дома.

Колизей повредили и многочисленные землетрясения. Так, в 851 году землетрясение спровоцировало обрушение двух рядов арок на южной стороне и амфитеатр принял знакомый нам асимметричный аспект.

Колизей и бассейн

Внутри амфитеатра одно время проводили и бои в воде, "Naumachie": это были шоу, в которых гладиаторы (или осужденные) воспроизводили известные морские сражения из римской имперской истории.

В бассейне также проводили мирное водное шоу, в котором участвовали женщины.

По словам Мартина Креппера, профессора гражданской и экологической инженерии в Университете Эдинбурга, вода текла через серию внутренних колодцев и труб под трибунами. Для заполнения всей арены была необходимо около 7 часов.

Страшный и ужасный

Во времена гладиаторских боев Колизей приобрел зловещую репутацию, да такую, что считался одним из семи ворот ада (еще бы, на арене погибли десятки тысяч людей). Говорят, что в Колизее даже проводились дьявольские обряды, для которых использовалась кровь погибших на арене. В средние века, затем, шайки бандитов использовали арену, чтобы хоронить жертв. А в XVI веке сюда стремились волшебники и колдуны, которые, использовали для колдовства траву с магической силой, выросшую среди крови и руин.

Джунгли Колизея

В течение нескольких десятилетий ботаники изучают растения, выросшие спонтанно внутри Колизея. Речь идет о более 350 различных видах растений, укоренившихся среди развалин - некоторые из них абсолютно экзотического происхождения и их рост поддерживается уникальным микроклиматом амфитеатра.

Колизей и Голливуд

Колизей был съемочной площадкой для множества фильмов, но фильм, принесший ему еще большую известность во всем мире, "Гладиатор", не был снят внутри амфитеатра. Серия нерешенных вопросов подтолкнула режиссера Ридли Скотта снимать сцены гладиаторской борьбы в римском амфитеатре Эль-Джем в Тунисе и бутафорском Колизее, специально построенном для съемок на Мальте. Чтобы построить амфитеатр потребовалось всего 19 недель, но структура была сделана из дерева и лишь частично: большая часть была воссоздана на компьютере в пост-продакшн.

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме

Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории сильно меняются. И, естественно, возникает вопрос - когда и кем был построен Колизей в итальянском Риме? Что это - древний подлинник или поздняя бутафория? А если бутафория, то какой древний прообраз пытались в нем воспроизвести?

Рис. 1. Колизей. Фотография 2009 года.

Рис. 2. Колизей с птичьего полета. Взято из , с. 23.

Рис. 3. Арена Колизея. Фотография 2007 года.

В нашей книге «Ватикан» мы подробно говорим о том, что многие якобы «античные» памятники итальянского Рима были построены отнюдь не в древности, как обычно считается, а гораздо позже. Их возвели в XV–XVI веках римские папы, которые появились в итальянском Риме сравнительно недавно - лишь около 1453 года. Первые папы Рима были, по всей видимости, беглецами из Константинополя - столицы Ромейской империи, разгромленной в 1453 году турками-османами (сегодня это турецкий город Стамбул). Большинство якобы «античных» построек итальянского Рима строилось папами-беглецами как подражания подлинным сооружениям, стоявшим на их прежней родине, в Константинополе-Стамбуле. И Колизей не исключение. Одного внимательного взгляда на него достаточно, чтобы заметить, что он С САМОГО НАЧАЛА строился как «античные развалины». Следы его поздней постройки видны очень хорошо.

Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича» , том 21, с. 604. Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве? По нашему мнению, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.

Приглядимся внимательно к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, рис. 4, рис. 5. Мы не говорим здесь о реставрированных участках. Следов ПОДЛИННОЙ реставрации в Колизее не видно вообще. Вся кирпичная кладка в нем выглядит приблизительно одинаково и сделана из единообразного кирпича. Кирпичи во многих местах аккуратно обиты с краев. Хорошо видно, что кирпичи были обиты именно ПЕРЕД КЛАДКОЙ, а не после нее. Другими словами, при постройке Колизея сразу же ИСКУССТВЕННО ИЗОБРАЖАЛСЯ ЯКОБЫ МНОГОВЕКОВОЙ ИЗНОС ЗДАНИЯ.

Рис. 4. Кирпичная стена арены Колизея выложена «под древность» из кирпича со специально обитыми краями. Причем, почти вся кирпичная кладка арены Колизея именно такова. Фотография 2007 года.

Рис. 5. Кирпичная кладка арены Колизея. Видно, что края кирпичей обиты весьма упорядочено и обивка была произведена ПЕРЕД кладкой, а не с течением веков (что пытались изобразить). Кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент XIX века. Фотография 2007 года.

То же самое можно сказать и об участках якобы «обвалившейся» кирпичной кладки. Они есть внутри Колизея. Эти участки тоже явно сделаны искусственно, сразу в своем нынешнем «обвалившемся» виде, рис. 6. Если бы кирпичная кладка обвалилась по-настоящему, то ее оголившиеся внутренние кирпичи располагались бы ВДОЛЬ первоначальной поверхности стен, а не под углом к ней. Кроме того, значительная часть кирпичей в разломе была бы сколота. Ничего подобного в Колизее нет. Обвалившиеся участки стен выложены сразу в своем окончательном, «обвалившемся» виде из целых кирпичей. Большинство кирпичей нарочно повернуто под углом к поверхности стены, чтобы изобразить якобы хаотическую поверхность скола. Однако каменщики, привыкшие класть кирпичи ровно, так и не смогли добиться настоящего хаоса. В кладке «обвалов» явно проглядывает упорядоченность.

Рис. 6. Кирпичная кладка Колизея. Якобы обвалившийся «от древности» участок стены. Однако оголившиеся кирпичи расположены почему-то не вдоль, а под углом к поверхности стены и уложены достаточно упорядочено. Скорее всего, это - новодел «под древность». Фотография 2007 года.

Переделки и перекладки, встречающиеся в стенах Колизея, тоже совсем не похожи на настоящие. Аккуратно выложенные «остатки старых сводов» странно смотрятся на ровных, как с иголочки, кирпичных стенах Колизея, рис. 7. Хорошо видно, что все эти «перекладки» делались сразу же при первоначальном строительстве, чтобы изобразить «древность». Подлинные перекладки сводов, окон и дверей, неизбежные в старых, уходящих под землю зданиях, выглядят совсем по-другому. На рис. 8 мы приводим для сравнения фотографию внешней стены собора святой Ирины в Стамбуле. Там хорошо видны многочисленные следы ПОДЛИННЫХ перекладок. Обратите внимание, что верхние участки стен святой Ирины выглядят существенно НОВЕЕ нижних. Нижние участки наоборот, более старые, в них больше переделок. Но в Колизее кладка удивительным образом ОДИНАКОВА по новизне на ВСЕХ УРОВНЯХ, рис. 7.

Рис. 7. Кирпичная кладка Колизея. Бутафория «под древность». На поверхности стены аккуратно выложены «следы древних сводов», а также «след древней обвалившейся лестницы». Фотография 2007 года.

Рис. 8. Кирпичная стена собора святой Ирины в Стамбуле. Видны многочисленные, разнородные, накладывающиеся друг на друга следы перекладки сводов и окон. Нижняя часть стен (ниже растущей травы) находится в раскопе, сделанном вокруг храма. Фотография 2007 года.

Далее, в подлинных старых зданиях нижняя часть постройки находится обычно под землей или в раскопе. Например, собор святой Ирины стоит в примерно 4-метровом раскопе, рис. 8. Но вокруг Колизея НИКАКОГО РАСКОПА НЕТ. Не заметно никаких следов его сколь-нибудь существенного погружения в землю. Неужели за 2 тысячи лет, якобы протекшие со времен строительства, вокруг Колизея так и не вырос культурный слой, заметный невооруженным глазом? Это очень странно.

Отметим, что достройка Колизея продолжается и в наши дни. На фотографии, приведенной на рис. 9, хорошо видно, как продвигается работа по надстройке кирпичной стены Колизея «древним» белым камнем. Делается это откровенно, на виду у туристов, с помощью передвижных строительных лесов.

Рис. 9. Стены Колизея растут до сих пор. На фотографии видно, как идет надстройка кирпичной стены Колизея современным белым камнем «под древность» с помощью передвижных строительных лесов. Фотография 2007 года.

Итак, когда был построен Колизей на самом деле? Оказывается, в Ватикане это особенно и не скрывается.

Так, например, в Ватиканском дворце на всеобщее обозрение выставлена фреска, изображающая, как ТОЛЬКО ЧТО СПРОЕКТИРОВАННЫЙ КОЛИЗЕЙ сходит с бумажного листа, претворяясь в действительность, рис. 10. Причем - СРАЗУ В ВИДЕ РАЗВАЛИН (!), Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели - язычнику-императору (что было бы неуместно для ангела)? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением Колизея, читаем: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII» («PIVS.VII.P.M.ANNO.VII»), рис. 11. Поскольку папа Пий VII правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. (!)

Рис. 10. Фреска в Ватиканском дворце. Колизей сходит с бумажного листа проектировщика, претворяясь в действительность. Прямо указано, что происходит это при папе Пие VII (1800–1823), на 7-м году его правления, то есть в 1807 году. Фотография 2007 года.

Рис. 11. Фрагмент предыдущего рисунка. Табличка с датой «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII», то есть «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Это 1807 год. Фотография 2007 года.

Этот же год повторен еще раз в надписи под фреской. Написано следующее, рис. 12:

AMPHITHEATRVM.FLAVIUM

A.PIO.VII.CONTRA.RVINAM.EXCELSO.FVLCIMENTO.SOLIDATVM

ET.PLVRIFARIAM.SVBSTRVCTIONE.MVNITVM

Рис. 12. Большая мраморная доска с крестом, висящая над входом в Колизей, торжественно сообщает, что «восстановление» Колизея («АМФИТЕАТРА ФЛАВИЕВ», AMPHITEATRVM FLAVIVM) закончено при папе Пие IX в 1852 году, на 7 году его правления. Фотография 2009 года.

Дадим буквальный перевод на русский язык, пользуясь латинско-русским словарем И.Х. Дворецкого .

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ

ПИЙ VII, РУИН ВОЗВЫШЕННО ПОКОЯЩИХСЯ НА ТВЕРДЫНЕ И, СВЕРХ ТОГО, НА МНОГООБРАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬ

Не вникая в тонкости перевода, отметим, что СТРОИТЕЛЕМ РАЗВАЛИН (РУИН) КОЛИЗЕЯ здесь недвусмысленно назван папа Пий VII. Причем сказано, что начало строительства - или быть может, только одобрение проекта - случилось в 1807 году.

Итак, в Ватиканском дворце откровенно изображено строительство Колизея СРАЗУ КАК «АНТИЧНЫХ» РАЗВАЛИН В 1807 ГОДУ Н.Э. Причем, показано, что дело началось с составления проекта. Что, вероятно, означает, что в 1807 году Колизей только начал возводиться.

Но кто же тогда ЗАКОНЧИЛ его строительство? Ответ, вероятно, содержится на торжественной мраморной доске, висящей прямо над входом в Колизей, рис. 11. Крупными буквами здесь написано имя папы Пия IX (1846–1878). Указан также и год завершения «восстановления» Колизея. Это знаменательное событие произошло в 1852 году, на седьмом году правления Пия IX. Что, скорее всего, и есть ПОДЛИННАЯ ДАТА ОКОНЧАНИЯ ПОСТРОЙКИ КОЛИЗЕЯ. Это 1852 год, то есть середина XIX века.

После своей постройки Колизей был сильно разрекламирован. А 7 июля 2007 года он даже попал в список так называемых «новых семи чудес света», заняв там второе место после Великой китайской стены .

Но если Колизей был построен в XIX веке, то на каком же основании его приписали императору Флавию Веспасиану, жившему якобы в I веке н. э.?

Обратимся к общепринятой истории Колизея.

«Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых замечательных зданий в целом мире. Находится в Риме … на том месте, где некогда был пруд … Постройка этого здания начата императором Веспасианом, после его побед в Иудее, и окончена в 80 г. после Р.Х. императором Титом … Первоначально Колизей назывался, по фамилии упомянутых государей, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии.

… Долгое время Колизей был для жителей Рима любимым местом увеселительных зрелищ … Нашествия варваров привели его в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил КРЕПОСТЬЮ ДЛЯ ЗНАТНЫХ РИМСКИХ РОДОВ … особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Еще в 1332 году местная аристократия устраивала здесь БОЙ БЫКОВ (в 1332 году бои быков происходили, скорее всего, не в нынешнем Колизее, а в том городском театре итальянского Рима, который позднее был переделан в замок святого Ангела, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ), но с этой поры началось систематическое разрушение Колизея … Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - для дворца Канцелярии (Cancelleria), Павел III - паллацо-Фарнезе (Колизей тут не при чем - просто камень и кирпич старого города XIV века использовался для папских построек XV–XVI веков, ПОСЛЕ ЧЕГО старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ). Однако … значительная часть его уцелела … Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства СУКОННОЙ ФАБРИКИ, а Климент IX на самом деле ПРЕВРАТИЛ КОЛИЗЕЙ В ЗАВОД ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ СЕЛИТРЫ. Лучшее отношение пап к величественному памятнику … НАЧАЛОСЬ НЕ ПРЕЖДЕ СЕРЕДИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ … Бенедикт IV (1740–1758) … приказал водрузить посреди его арены ГРОМАДНЫЙ КРЕСТ, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году (вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали - Авт. )» , статья «Колизей».

Итак, при Клименте IX (1592–1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто ПРУД. Никакого Колизея в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть Колизей, был папа Бенедикт XIV (1740–1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный памятник», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего памятника». Вот что сообщает Энциклопедический Словарь:

«Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII … подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением (читайте: построили стены Колизея - Авт. ), а Пий IX исправил в нем некоторые из внутренних лестниц (читайте: выстроил внутреннюю часть Колизея - Авт. ). Еще с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого, под руководством ученых археологов … на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять ее водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии» , статья «Колизей».

Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» - морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений - как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства?

Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Ничего подобного в Колизее нет. Ниже мы объясним подлинную подоплеку этих легенд о «наумахиях».

Но - скажут нам - если Колизей был построен в XIX веке, как вы говорите, то, следовательно, авторы XVII–XVIII веков еще ничего не знали о нем. Так ли это?

Да, по-видимому, так и было. Чтобы проверить это, мы обратились к имеющимся у нас источникам XVII века, которые, по всей видимости, должны были упомянуть о таком замечательном сооружении как Колизей, если хоть что-нибудь знали о нем. Но оказалось, что ни в одном из этих источников о Колизее НЕ ГОВОРИТСЯ НИ СЛОВА. Приведем два наиболее ярких примера.

Прежде всего, откроем ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД - подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Кстати, по нашему мнению, Лицевой свод был изготовлен не в XVI, а в XVII веке, но в данном случае это не важно. Долгое время Лицевой свод был совершенно недоступен для изучения, однако в 2006–2008 годах московское издательство «АКТЕОН» выпустило полное факсимильное издание всех 10 томов Лицевого свода . Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил Колизей, см. выше.

Отметим, что Лицевой летописный свод - далеко не простая летопись. Во-первых, она ОЧЕНЬ ПОДРОБНАЯ. Во-вторых, она предназначалась для царя и его окружения, а потому писалась особо тщательно. На ее изготовление были затрачены огромные средства. «Лицевой свод XVI века - крупнейшее в отечественной письменности историческое иллюстрированное произведение» , с. 27. Некоторые тома Лицевого свода находились библиотеке московских царей, принадлежали лично Петру I , с. 15–21. Лицевой свод содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, в том числе, множество рисунков, изображающих город Рим. Поэтому если ДАЖЕ ТАМ нет упоминаний о Колизее - ни в тексте, ни на рисунках - то приходится заключить, то в Москве XVI–XVII веков о Колизее ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ. Поразительно, что таких упоминаний действительно НЕТ.

Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых императором Веспасианом в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. В Лицевом своде, кстати, подробно ИЗОБРАЖЕНО - что именно строил в Риме Веспасиан. См. рис. 13. Показаны плотники с топорами, возводящие различные здания. Никакого театра среди них нет, рис. 13.

Рис. 13. Император Веспасиан по возвращении с Иудейской войны строит «жертвенник кумиру» в Риме. Но это - отнюдь не Колизей, а храмовые здания с «золотым кумиром». Завесами и книгами. Колизей вовсе не изображен и не упомянут в тексте Лицевого свода. Взято из , книга 2, с. 2850.

Приведем для полноты отрывок Лицевого свода, говорящий о постройках Веспасиана в Риме. Как мы уже говорили, Веспасиан задумывает их сразу по возвращении с Иудейской войны.

«Уеспасианъ же ища создати жертвеник кумиру, и скоро зда и паче человеческия мысли скончаша. И вся многоценная вложи вонь и бысть видети вся невидимая и необретаемая ту собрана. Ихже деля человецы по всему миру ходятъ, труждающеся и жадающе обрести видети а. Повеси же ту июдейски катапетазме аки хваляся има, и вся златомъ строеныя ризы, законы яже книги в полате повеле хранити» , книга 2, с. 2850–2851.

Перевод на современный русский язык:

«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда и все чудесное и недоступное было там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же [Веспасиан] там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате» , книга 2, с. 2850–2851.

Как видим, Лицевой свод не преминул рассказать о замечательных постройках Веспасиана в Риме, возведенных после Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.

Ничего не знает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 года - всемирная летопись, подробнейшим образом описывающая римские события. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храмъ мира сооружается, въ немже возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, сиесть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени» , лист 113.

На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее - и вообще, о каком-либо театре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Получается, что Лютеранский хронограф, как и Лицевой свод, НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ о Колизее. Хотя написан он в 1680 году и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII века н. э. , статья «Колизей». Почему же автор второй половины XVII века его еще не знает?

Получается, что в XVII веке действительно еще ничего не знали о Колизее.

Но давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем здании древнего Рима, грандиозном Колизее?

Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт I века н. э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света» .

Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в итальянском Риме, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Ведь, как мы показали в наших работах по хронологии, подлинный «античный Рим» никакого отношения к современному итальянскому Риму не имеет. См. наши книги «Царский Рим в междуречье Оки и Волги», «Ватикан». Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте?

И еще один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем - уже ПОСЛЕ ТОГО, как было решено построить Колизей в Риме и требовалось найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?

Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано примерно то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений:

1) храм Мира,

2) еще один храм,

3) некий безымянный амфитеатр посреди города.

Светоний пишет: «Предпринял он и новые постройки: храм Мира близ форума, храм божественного Клавдия на Целийском холме, начатый еще Агриппиной, но почти до основания разрушенный Нероном, и, наконец, амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, еще Августом» , с. 257.

Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее , с. 843. Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.

Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей» , с. 50.

Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане «в Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и многого другого: создан был амфитеатр огромного размера» , с. 86. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем. Не сказано, ни какого размера был амфитеатр («огромный» - понятие растяжимое), ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это - Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду СОВСЕМ ДРУГОЙ АМФИТЕАТР?

Что касается «Книги зрелищ» римского поэта Марциала, где он, как считается, воспел Колизей, то в ней тоже нет ничего такого, что однозначно указывало бы именно на Колизей. Да и сама эта книга может оказаться подделкой, поскольку, как давно замечено, она подозрительно не похожа на остальные сочинения Марциала. «От него (Марциала - Авт. ) до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, НЕ СЧИТАЯ В ЭТОМ ЧИСЛЕ ОСОБОЙ КНИГИ СТИХОТВОРЕНИЙ, ТАКЖЕ НАЗВАННЫХ ЭПИГРАММАМИ, НО ОТНОСЯЩИХСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ИГРАМ АМФИТЕАТРА ПРИ ТИТЕ И ДОМИЦИАНЕ» , статья «Марциал».

А даже если «Книга Зрелищ» Марциала - подлинник, то все равно, где доказательства того, что речь в ней идет о Колизее? Нет таких доказательств. Вполне может случиться, что Марциал и римские историки говорят вовсе не о Колизее в Италии, а о ДРУГОМ АМФИТЕАТРЕ. Тем более, что развалины весьма подходящего под эти описания огромного римского амфитеатра ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ. Но это - отнюдь не Колизей в итальянском Риме. В отличие от итальянского Колизея, этот другой, ПОДЛИННЫЙ Колизей совершенно не рекламируется историками. Они окружили его гробовым молчанием и пытаются сделать вид, что его не существует.

Однако на самом деле он существует. Только не в Риме, а в Стамбуле.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

8. 1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века н.э. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы.И вот, «в нескольких рукописных сборниках

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

1.1 Об итальянском Риме XV века

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

1.1 Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский город Рим возник не ранее XIV века. Если до этого времени на месте Рима и было какое-то поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы крупного государства.Оказывается, «в нескольких рукописных

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Биография папы Гильдебранда. Когда появился папский престол в Итальянском Риме? Несмотря на то, что почти все, что было связано с Христом «уехало» в скалигеровской хронологии в начало н. э., все же в XI веке осталось довольно много следов евангельских событий. Один из

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

5. Когда был построен знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле? Остается огромный храм Святой Софии. Который мы уже ранее отождествили с храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша реконструкция такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века величественный

Из книги Тайна Колизея автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле Храм Святой Софии - самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Сегодня считается, что он был возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом в VI веке н. э. Далее считается, что когда в 1453

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Виталиан, папа, 657 г. - Император Констант II посещает Италию. - Прием его и пребывание в Риме, 663 г. - Плач о Риме. - Состояние города и его памятников. - Колизей. - Констант грабит Рим. - Смерть Константа в Сиракузах Евгений умер в июне 657 г., а 30 июля в папы был посвящен

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

8.1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы. Чего бы то ни было.И вот «в нескольких

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

15. Когда был построен знаменитый Парфенон и почему он назывался храмом девы Марии Мы уже говорили об этом в книге «Античность - это средневековье», гл. 1. Вкратце напомним суть дела. Ф. Грегоровиус сообщает: «ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ уже начинала победоносную борьбу с Древнею

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Когда и кем Колизей и другие стамбульские амфитеатры были разрушены Судя по приведенным выше старым картам и рисункам, к концу XVI века стамбульский Колизей находился уже в ПОЛУРАЗРУШЕННОМ состоянии. Примерно треть его была разобрана, а внутри начали расти другие

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

19.2. Когда был построен «античный» Колизей, показываемый сегодня туристам? На рис. 1.144 показан старинный план итальянского Рима якобы XIII века. Но на нем нет ничего похожего на современный «античный» Колизей! Изображены лишь несколько средневековых замков и зубчатые