Туризм Визы Испания

Когда минниханов уйдет в отставку. Минниханова ждет долгая отставка. Московский кремль отказал стоянию на угре

Президенты Рустам Минниханов и Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: aa.com.tr

За год до истечения второго срока полномочий президента Татарстана Рустама Минниханова вопрос о том, в каком амплуа продолжится его карьера, превращается в одну из главных проблем для региональной политики федерального центра. В следующем году президенту Татарстана исполнится всего 63 года - это далеко не тот возраст, в котором политические тяжеловесы становятся политическими пенсионерами, но у каждого из возможных вариантов политического будущего Минниханова есть существенные минусы. Из всех возможных альтернатив особенно настораживает перспектива назначения Минниханова на высокий международный пост, например, формального или неформального куратора отношений России с Турцией.

Сценарий 1: оставить все как есть

Формально основным препятствием для третьего срока Минниханова во главе Татарстана является п. 5 ст. 91 Конституции Республики Татарстан: «Одно и то же лицо не может избираться на должность Президента Республики Татарстан более двух сроков подряд». Но всенародным голосованием Рустам Минниханов был избран на этот пост всего один раз - в 2015 году, а на первый срок (в 2010 году) утверждался парламентом Татарстана по представлению президента России. Во всяком случае, перспективы продления полномочий Минниханова политологи до недавнего времени оценивали довольно высоко.

В исследовании компании Minchenko Consulting «Госсовет 2.0» (сентябрь 2018 года), посвященном политической устойчивости глав российских регионов, президент Татарстана получил достаточно высокий рейтинг и оказался на достаточном расстоянии от «красной» зоны потенциальных кандидатов на досрочную отставку. В разделе «Бонусы» авторы исследования предсказуемо поставили Минниханову высший балл в графе «Большие проекты», о которых тот всегда с удовольствием рассказывает (последний раз это было на минувшей неделе, когда в Татарстане в присутствии Владимира Путина открывали производство бензина на нефтеперерабатывающем комплексе «Татнефти»). В разделе же «Штрафы» были отмечены как конфликты на федеральном и региональном уровнях, так и различные уголовные дела против чиновников, но степень их критичности эксперты Minchenko Consulting оценили как сравнительно невысокую. Если же обратиться к другим исследованиям деятельности губернаторов, то в них Рустам Минниханов, как правило, занимает самые высокие позиции. Например, Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» поставил его по итогам 2018 года на четвертое место - даже выше, чем главу Чечни Рамзана Кадырова .

Представляется, что главный аргумент против третьего срока Минниханова, с точки зрения федерального центра, лежит в русле общей установки на появление во главе регионов (в особенности национальных автономий) людей, не интегрированных в местные элиты, причем достаточно молодых. Здесь, безусловно, есть свои исключения, наподобие недавнего перемещения в кресло губернатора Красноярского края спикера парламента этого региона 64-летнего Александра Усса , но в целом обозначенный тренд усиливается. На этом фоне Минниханов, фактически унаследовавший Татарстан от своего предшественника Минтимера Шаймиева , принадлежит совершенно иной реальности.

Опыт Татарстана по передаче власти внутри одной клановой или даже этноклановой группы мало кому удавался, но сегодня нет решительно никаких оснований для того, чтобы Татарстан и дальше оставался вне процессов более глубокой кадровой ротации. В конечном итоге есть наглядный пример Дагестана, где на протяжении многих лет ситуация, в которой во главе этой республики окажется не дагестанец, выглядела сугубо умозрительной. Однако лишь с появлением во главе Дагестана вице-спикера Госдумы Владимира Васильева (тоже, кстати, занимающего высокие места в губернаторских рейтингах) в этом регионе наконец началась реальная борьба с коррупцией, которая теперь распространяется и на другие республики Северного Кавказа. Похожее соображение - исключительных регионов больше нет - может стать главенствующим и при подборе кандидатуры нового руководителя Татарстана.

Сценарий 2: бросить на хозяйственный фронт

Особое место в списке регалий Рустама Минниханова занимает пост председателя совета директоров «Татнефти», который он занял еще в июне 1999 года, в бытность свою премьер-министром Татарстана. Для практики крупнейших российских компаний столь долгое пребывание во главе совета директоров уникально и отражает специфику сращивания власти и крупного бизнеса в Татарстане. Поэтому важнейшей составляющей политического торга вокруг предполагаемого ухода Минниханова с поста президента Татарстана должен стать вопрос о контроле над «Татнефтью». Сохранение Миннихановым своего поста в этой компании вполне может оказаться одним из условий его замены на другого человека во главе республики.

Вопрос о судьбе «Татнефти» активно обсуждался в 2016-2017 годах в контексте перехода «Башнефти» под контроль НК «Роснефть», которому предшествовала затяжная история приватизации «Башнефти» с участием клана экс-главы Башкирии Муртазы Рахимова и возвращения ее в федеральную собственность. Тогда много говорилось о том, что следующий наиболее очевидный кандидат на поглощение «Роснефтью» - это именно «Татнефть». Затем эти разговоры понемногу стихли, хотя в конце прошлого года появился очередной повод для гипотез о будущем компании, когда она заявила о курсе на долгосрочную реструктуризацию и избавление от непрофильных активов.

Ряд наблюдателей истолковали это как заблаговременное начало подготовки к «проблеме-2020». «Цель программы - затруднить возможную покупку „Татнефти“ через приобретение на рынке пакетов акций предприятия. Теперь если кто-то выкупит акции у частных инвесторов, то он получит только добычу, а переработка и обслуживание останутся в руках менеджмента и республики», - отмечал, в частности, телеграм-канал «Неудаща».

Сценарий 3: перевести на федеральный уровень

На первый взгляд, наиболее очевидным вариантом почетной отставки для Рустама Минниханова является его перемещение в Совет Федерации, где он пополнит и без того немалый список бывших региональных глав, которые стали сенаторами . Но в Совете Федерации Минниханову еще нужно подыскать позицию, соответствующую его влиятельности, - роль обычного сенатора ему явно не подойдет (тут можно вспомнить, как несколько лет назад в сенат собирался экс-глава РЖД Владимир Якунин , но передумал, когда для него там не нашлось никакого высокого кресла). В рейтинге самых влиятельных россиян, который в прошлом году составил журнал Forbes, президент Татарстана занял 51 место - выше спикера Совфеда Валентины Матвиенко . И хотя любой подобный рейтинг заведомо содержит немалую долю условности, можно с уверенностью предположить, что сам Минниханов вряд ли рассматривает Совет Федерации как подходящее место для продолжения политической карьеры.

Вторым вариантом перемещения Минниханова на федеральный уровень выглядит его появление во главе какого-нибудь из министерств. Примеров аналогичных перемещений за последние несколько лет достаточно. Бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев в 2015-2018 годах возглавлял Минсельхоз РФ, а действующими руководителями Минприроды и Минстроя РФ являются, соответственно, бывшие главы Ямала Дмитрий Кобылкин и Тюменской области Владимир Якушев . Подобные назначения, как правило, предполагают признание заслуг на предыдущем месте работы, и если федеральный центр воспринимает Минниханова как человека, который готов активно работать как минимум до 2024 года, то назначить его министром было бы логичным решением.

Другое дело, что министр, даже федеральный, - это в большей степени чиновник, чем политик, тогда как президент Татарстана позиционирует себя в первую очередь как политическую фигуру (что, собственно, нашло выражение даже в упорном стремлении сохранить само название должности президента, причем вопреки федеральному закону). В связи с этим напрашивается еще одна параллель с событиями недавнего прошлого. В 2016 году достаточно активно обсуждался вариант сложения полномочий в Чечне Рамзаном Кадыровым с последующим переходом на одну из федеральных должностей - согласно одной из версий, этот сценарий не был реализован лишь потому, что Кадырову не смогли подыскать такой пост, где его политический вес не затмевал бы должностного функционала. Кроме того, подобные перемещения содержат в себе риск быстрого формирования новых столичных кланов с региональной базой, как это, к примеру, случилось в Минсельхозе, куда Александр Ткачев привел многих бывших сослуживцев.

Сценарий 4: отправить на дипломатическую работу

Возможно, именно этот вариант продолжения карьеры рассматривает как наиболее подходящий сам Рустам Минниханов, уже давно являющийся важной фигурой в российско-турецких отношениях. Хорошие отношения президента Татарстана с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом , который не раз называл Минниханова своим братом, давно не новость, а размах связей Казани с Анкарой, видимо, не имеет аналогов в других регионах. В Турции Татарстан давно воспринимается как ключевой сегмент «тюркского мира» на территории России, где турецким инициативам априори включен «зеленый счет» - от начинаний инвесторов до время от времени возникающей темы создания параллельной графики татарского языка на базе турецкого алфавита. «Я называю второй родиной Татарстан», - сообщил во время визита в Казань в 2016 году министр экономики Турции Нихат Зейбекджи , добавив, что Рустам Минниханов является и его президентом.

Не осталась в стороне турецкая тема и в ходе недавнего визита в Казань Владимира Путина, когда Рустам Минниханов попросил президента России передать приглашение Реджепу Эрдогану посетить Казань. Поводом для этого стало завершение реконструкции Шамовской больницы - памятника архитектуры, в котором теперь размещается роскошный спа-отель. Занималась этим проектом стоимостью $ 50 млн турецкая компания «Полимекс».

Доселе Эрдоган был в Казани всего один раз - в 2011 году, что во многом отражает специфику отношений Турции и Татарстана, который выступает в них очевидным младшим партнером. «С большим удовольствием вспоминаю ваш исторический приезд в Татарстан пять лет назад», - обратился к турецкому лидеру президент Татарстана в ходе их встречи в Анкаре в конце 2016 года.

Теперь же поводом для визита Эрдогана может стать мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills, который в августе состоится в столице Татарстана. Ожидается, что это событие соберет 1,5 тысячи участников из 67 стран и более 250 тысяч посетителей. Кроме того, в Татарстане должен пройти ряд мероприятий в рамках перекрестного года России и Турции в культуре и туризме, который будет торжественно открыт в апреле.

Практика перевода бывших региональных глав на ответственные внешнеполитические посты в России также имеет место. Последний такой пример - назначение экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова сначала спецпредставителем президента по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества с государствами Каспийского региона, а затем - постоянным представителем России при Организации исламского сотрудничества.

Представить Рустама Минниханова в должности посла России в Турции несложно (тот же Абдулатипов без сколько-нибудь значимого формального дипломатического опыта несколько лет был послом в Таджикистане), а еще более реально - на каком-нибудь новом, специально созданном под него посту, связанном с российско-турецкими отношениями. Появление такого поста будет косвенным свидетельством того, что существующих дипломатических каналов взаимодействия с Турцией явно недостаточно, учитывая слишком многообразный характер этих отношений. Но занимать этот пост явно должен не столь активный лоббист турецких интересов в России, как президент Татарстана.

Олег Поляков

Прошло ровно четверть века со времени первых президентских выборов в Татарстане. И это событие хороший повод поговорить о структуре власти в республике.

Главный в табели о рангах - президент Рустам Минниханов. Вторым номинально лицом считается Государственный советник - экс-президент Минтимер Шаймиев. Далее следует спикер Государственного Совета Фарид Мухаметшин и замыкает этот список - премьер-министр Ильдар Халиков.

Получается своеобразный правящий квадрат. Самая устойчивая геометрическая фигура. Но есть одна существенная проблема, которую я хочу осветить.

Предположим, что через пять лет, по истечению второго срока президентских полномочий, Рустам Минниханов вынужден будет оставить свой пост. Хотя по нынешнему закону главы субъектов Федерации могут избираться три срока подряд.

Пофантазируем, что в 2018 году в России будет новый президент, который, как и Дмитрий Медведев ранее, начнёт формировать свою команду из губернаторского корпуса. С 2008 по 2012 годы Дмитрий Анатольевич поменял свыше 50% глав регионов. В том числе, таких мастодонтов, как Юрий Лужков, Муртаза Рахимов, Эдуард Россель, и тот же Минтимер Шаймиев. И делал это, невзирая на их заслуги и авторитет.

В 2020 году истекает текущий срок Рустама Минниханова. Скажем, новый президент России найдёт его не слишком лояльным (вспомнят фронду по поводу непереименования из президента в главу, позицию по Турции и новый договор между РФ и РТ о разграничении полномочий и предметов ведения, который необходимо будет пролонгировать в 2017 году) и решит поставить нового человека.

В этом случае Минниханову придется искать вакантное место. Конечно, ему будут предлагать какой-нибудь пост на федеральном уровне. Такие предложения уже исходили из Москвы: ему прочили и кресло министра сельского хозяйства, и вице-премьера по инновациям вместо опального Владислава Суркова. Но Минниханов технично отказывался. Он понимал, что такое «повышение в Москву» означает неминуемо понижение политического статуса. Хотя формально всё и выглядит обратным образом.

В своё время, напомню, Шаймиеву предлагали стать полпредом в Поволжском федеральном округе. Но Минтимер Шарипович отказался. Дескать, где родился там и пригодился. Да и опыт показывает, что ушедшие из Казани в Москву теряли свой вес и потихоньку сходили с политической сцены, не говоря уже о том, что теряли свои позиции в Татарстане. Ведь весь их капитал базируется на авторитете Татарстана и влиянии в татарском мире.

Теряешь базу поддержки здесь, читай, что остаешься без тыла и прикрытия. Пример Рафгата Алтынбаева, Искандера Галимова, Фарита Газизуллина тому яркий образчик. Могут сослаться на министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, который успешно работает на федеральном уровне. Но этот самый успех стал возможен как раз благодаря фактору Татарстана, и ещё один существенный момент - господин Никифоров не выказывает амбиций, чтобы стать президентом Татарстана, в отличии от вышеупомянутой троицы, имевших такие виды.

Так вот. В этом случае придётся искать плацдарм для Минниханова в республике, чтобы сохранить своё влияние здесь. Но вот ведь в чём проблема, быть премьером в 65 лет и исполнять по сути технические функции Рустам Нургалиевич вряд ли захочет. После того, как он ушёл с этого поста эта должность из объёмно-политической стала сугубо номинальной. Всё решает президент. При Шаймиеве премьерский пост значил куда больше за счёт того веса, который ему придали сначала Мухаммат Сабиров, а затем и сам Рустам Минниханов. Первый президент Татарстана в большей степени был федеральным политиком и всячески подчёркивал и подкреплял этот факт. Поэтому Минниханов всецело концентрировался на экономике и финансах. Став президентом, он решил замкнуть на себя и функции премьера, оставив Ильдару Халикову лишь техническое назначение. Тем самым был смещён баланс, ранее выстроенный Шаймиевым.

Вряд ли новый постминнихановский президент захочет быть эдаким президентом-Медведевым при премьере-Путине образца 2008–2012 гг., может возникнуть конфликт интересов и раскол в элите, чего татарстанский истеблишмент всячески избегает, понимая возможные негативные последствия для всех сторон конфликта и для Татарстана в целом.

Конечно, есть ещё должность спикера Госсовета, который бессменно 18 лет занимает Мухаметшин Фарид. Ему в следующем году исполнится 70 лет. И вряд ли он останется на новый срок. Минниханов может переместиться туда. Но для этого нужно избраться в парламент. А это технически сложно сделать в короткие сроки. Там есть необходимые процедурные нюансы. Досрочно избраться нельзя, насколько я понимаю, даже если один из депутатов и сложит свой мандат. Это потеря драгоценного времени к тому же. Время, когда неизбежные рассогласования и подвижки в элите, может изменить баланс сил не пользу уже бывшего президента.

Остаётся должность государственного советника. Но этот статус пожизненно закреплён за Минтимером Шаймиевым. Не могут же быть два государственных советника?! Это нонсенс.

Тут интересная деталь. В 2010 году закон о госсоветнике принимался татарстанским парламентом в спешном порядке, писали его буквально на коленках. Боялись не успеть. Специфика власти такова, что ни в коем случае нельзя спрыгивать даже на пять минут с властного обоза.

Вон, был всесильный мэр Москвы Юрий Лужков, который реально претендовал в 1999 году на президентский пост и до последнего считался одним из самых влиятельных политиков России, а после отставки его как звать забыли, политически он обнулился. Стал Юрий Михайлович простым пасечником в кепке, и даже большие деньги его самого и супруги Елены Батуриной этот статус не изменили. Ну, не простой пасечник, а богатый, но при этом лишённый харизмы власти и её магнетизма. В другой ситуации, не при вертикали, он, бесспорно, остался бы значимым и большим политиком, с огромным бэкграундом, авторитетом и влиянием на общественно-политическую жизнь страны.

Полновластный хозяин Башкортостана Муртаза Рахимов после скандальной отставки в 2010 году, когда он пошёл в открытое противостояние с федеральным центром, перестал быть серьёзным фактором башкирской политики. И даже почётной синекуры ему не дали.

Российская традиция, при которой человек, лишённый властного эксклюзива, в момент становится «политическим аутсайдером», слишком хороша известна всем. Тем более нашим действующим политикам, знающим волчьи законы «мадридского двора».

Правда, есть один выход. Можно внести поправки в Конституцию РТ, с этим проблем не возникнет точно, и учредить новый институт - вице-президентства, вернее, реанимировать его. Сделать его выборным, скажем как в США, где президент и вице избираются тандемом, а можно и отдельно выбирать - через парламент.

Тогда властная конструкция в Татарстане станет пятиконечной звездой. Или пентаклем, кому как нравится.

Вот всем известный Пифагор утверждал, что такая звезда представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (φ ≈ 1,618). Ну это так, для любителей символизмов и сакральных знаков. А всерьёз подумать на этот счёт, думаю, стоит.

«Вчера вечером соответствующее заключение президента Татарстана было направлено в Госдуму, оно отрицательное и основано на тех аргументах, которые ранее уже были озвучены научным сообществом. Мы исходим из того, что памятными датами в России должны быть исключительно такие даты и события, которые, без сомнения, являются общеобъединяющими для всего многонационального народа», - сказала Галимова.

Она отметила, что в истории Российского государства много великих событий. «К примеру, поход Суворова в Швейцарию - почему бы эту дату не сделать памятной в российской истории. (…) Это событие признано как одно из ключевых событий, продемонстрировавших блестящую победу русского оружия. Такая дата, на наш взгляд, действительно достойна быть памятной в России. Тем более, что в сентябре походу через Альпы исполняется 220 лет», - напомнила Галимова.

Инициатором законопроекта является депутат Госдумы РФ от Калужской области Геннадий Скляр. В самой Калужской области День окончания стояния на Угре по инициативе губернатора Анатолия Артамонова отмечают с 2017 года как региональную памятную дату. В конце ноября 2017 года Законодательное собрание Калужской области обратилось к премьеру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить подготовку законопроекта об учреждении аналогичной памятной даты на федеральном уровне и внесение его в Госдуму. Как сообщалось, депутаты Госсовета Татарстана тогда высказались против появления этого праздника.


Нажмите,
чтобы включить звук

В июне 2019 года депутат Скляр внес в Госдуму законопроект об установлении 11 ноября Днем окончания стояния на реке Угре как памятной даты окончательного освобождения Руси от ордынского ига и обретения независимости российским государством со столицей в Москве. Установление этого памятного дня будет способствовать укреплению патриотизма и популяризации отечественной истории, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В записке сообщается, что законопроект поддержали Российская академия наук, Минобороны и Минкультуры РФ. Законопроект Скляра также поддержало правительство России. Вместе с тем, в своем заключении на законопроект кабинет министров отмечает, что принятие решения должно сопровождаться широким публичным обсуждением с учетом мнения специалистов в области истории и культуры.

В Татарстане законопроект Скляра подвергся резкой критике со стороны депутатов и научного сообщества. 26 августа на совместном заседании профильных комитетов Госсовета Татарстана депутаты всех представленных в республиканском парламенте политических сил - фракций «Единой России» , КПРФ и депутатской группы «Татарстан - Новый век» - заявили, что учреждение этой памятной даты приведет к расколу в многонациональном обществе России.

Глава комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, член группы «Татарстан - Новый век» (позиционируют себя как единомышленников «Единой России» - ИФ) Разиль Валеев предложил провести экспертизу законопроекта на экстремизм.

«Законопроект имеет элементы экстремизма. Если документ будет принят, то это негативно отразится на политической обстановке в России», - заявил Валеев.

Приглашенные на заседание сотрудники профильных институтов Академии наук Татарстана также оценили законопроект негативно. По мнению татарстанских академиков, стояние на Угре в 1480 году вообще не является эпохальным историческим событием. Подобных «стояний» в истории российского государства было немало, напоминают они. В заключении Института истории имени Марджани Академии наук Татарстана по этому вопросу отмечается, что борьба за независимость Московского государства продолжалась вплоть до эпохи Ивана Грозного.

«Празднование даты окончания “стояния” несет в себе яркую негативную политическую окраску в связи с тем, что история Золотой Орды и татарских ханств является наследием современных татар», - говорится в заключении.

Объективных предпосылок, которые способствуют ликвидации республик, немало для того, чтобы в скором времени цепочка формальных поводов позволила запустить этот процесс. Можно только предполагать, как будут развиваться события в рамках этого негативного сценария. Формирование такого сценария, ровно как и выделение предпосылок, важно не для распространения пессимистических настроений и уверенности в скорой катастрофе, а для понимания, как работать с этими рисками, как строить свою стратегию действий гражданскому и экспертному обществу на том или ином этапе ликвидации республик. ​

Планомерное давление на Татарстан в 2012-2013 гг. и в 2017 году (дезавуирование федеративного договора, банковский кризис и языковой конфликт) являют собой пример планомерной десакрализации образа успешной республики

Вместе с тем, этот процесс весьма трудозатратный, рискованный и может вызвать массовое недовольство граждан (прежде всего, на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане, Якутии, в Калмыкии и Бурятии), протесты и непридвиденные сопротивление. Сделать это одним росчерком пера, как хотел бы г-н Жириновский, невозможно. Для этого необходима методологически верно организованная и тщательно спланированная многоходовая спецоперация. Кремль умеет это делать - жёсткая смена руководства ряда республик прошли почти безболезненно, в том числе, за счёт тщательной подготовки общественного мнения. Планомерное давление на Татарстан в 2012-2013 гг. и в 2017 году (дезавуирование федеративного договора, банковский кризис и языковой конфликт) также являют собой пример планомерной десакрализации образа успешной республики, которая при необходимости могла быть использована для передела сфер влияния в республике.

Итак, какие общие контуры можно нащупать у такой спецоперации? Это дальнейшая дискредитация национальных республик в массовом сознании через масштабные антикоррупционные кампании, общефедеральный резонанс в СМИ, громкие отставки и аресты представителей экономической и политической элиты, а вместе с ними и первых лиц республик. Предварительная подготовка к таким арестам - это , смена местного силового блока, процедуры банкротства крупных работодателей или крупные, неожиданные финансовые проблемы у флагманов местной экономики, контролируемые социальные протесты. Любой из этих факторов способен привести к обоснованной зачистке местных элит. В таком случае какая-либо воля к сопротивлению может быть парализована.

Параллельно силовиками зачищаются все национальные группы, способные к общественному сопротивлению, раскрываются "сепаратистские заговоры", которые могут быть увязаны с иностранным влиянием. Дополнительных вариаций много: тюркские народы, их интеллигенцию можно обвинить в пантюркизме и турецком влиянии (недавно в Telegram-каналах прошла информация о создании "турецких" отделов в структурах республиканских ФСБ), финно-угорских общественников - в излишних связях с Финляндией, Эстонией и Венгрией, традиционно сильную на Северном Кавказе религиозную общественность - в вахаббизме. В этом отношении, кроме контртеррористических операций у силовых органов есть опыт зачистки крымскотатарского движения, работы с черкесским влиянием, точечных посадках татарских и башкирских активистов.

Параллельно усиливаются группы, заявляющие о массовом нарушении прав русского населения, поднимаются "старые дела", жалобы о притеснениях. В наиболее беспокойных республиках может усилиться казачий контингент и грантовые ассигнования для них. Может быть запущен управляемый процесс межнациональных конфликтов: между осетинами и ингушами, чеченцами и ингушами, черкессами с одной стороны и балкарцами с карачаевцами с другой. Именно тогда Северному Кавказу может понадобиться "генерал-губернатор".

Ещё одна потенциальная точка управляемого хаоса - между татарами и башкирами.

Любой негатив из национальных республик может проецироваться и на вполне устойчивые Татарстан, Башкортостан, Якутию, Северную Осетию

В целом, в каждой республике заложено немало "мин" замедленного действия, и языковой конфликт 2017 года показал, что такие мины включаются очень быстро и технологично. К тому же любой негатив из национальных республик может проецироваться и на вполне устойчивые Татарстан, Башкортостан, Якутию, Северную Осетию и другие сильные республики.

Финансовые нарушения, без которых не обходится ведение любого масштабного бизнеса в стране, могут стать причиной для запуска процедур банкротств, назначением внешнего управления, с постепенным переходом прав собственности к крупным федеральным финансово-промышленным группам. Оставшейся элите предлагаются экономические и политические преференции, интеграция в новую вертикаль власти. Назначение новых руководителей в республики происходит без согласования с местными элитами, главная функция новых команд - довести республики до принятия новой российской Конституции. Вымывание элит, которое может быть воспринято неоднозначно в республиках, может быть объяснено необходимостью ротации управленческих кадров. Недаром, подготовку кадрового резерва для смены управленческих элит Кремль полностью взял на себя. Лояльность, технократизм и аполитичность, абсолютная контролируемость - непоследний фактор для записи новых кадров в число запасных игроков.

Следующий шаг: Конституционное совещание для создания проекта новой Конституции проходит без активного участия подавленных элит национальных республик. В конституционных проектах название субъектов РФ приводятся к общему знаменателю (например, "земли", края). Послушные региональные парламенты, депутаты Государственной Думы от республик не вносят существенных правок, соглашаясь со спущенным сверху проектом. Несогласные парламентарии оставляются в меньшинстве.

Кстати, в обновленном "эскизе" Стратегии развития татарского народа федеративность России осмыслена уже несколько иначе: теперь там говорится, что "РФ - это федерализм регионов и национально-культурных автономий", т.е. никаких республик уже нет!

Лояльность, технократизм и аполитичность, абсолютная контролируемость - непоследний фактор для записи новых кадров в число запасных игроков

Более долговременный сценарий, с переходным периодом адаптации, предполагает постепенное лишения субъектов федерации (в том числе республик) своей финансовой базы и передачу части налоговых отчислений на агломерационный уровень. Большая часть столиц республик попадут в эту категорию, а республикам останется управление дотационными сельскими муниципалитетами. В таком случае местное население не будет видеть необходимости в республиках, лишенных экономического базиса, их ликвидация станет делом 2-3-х лет. Руководство агломераций может назначаться из Москвы.

Титульным этносам в качестве механизма компенсации и защиты их прав будут предложены национально-культурные автономии, большие вливания в фольклорную культуру, фестивали дружбы народов, мнимая забота о родных языках. В последнем случае, мы видим, что в ходе языкового конфликта такая забота сыграла на умиротворение титульных этносов. В результате народы Российской Федерации получили фонд родных языков с унизительным малым бюджетом, хотя создание фонда подавалось как важный механизм компенсации для языков республик. При этом централизованный путь распределения средств на поддержку языков привел к тому, что средства получают малочисленные народы, лишенные каких-либо этнополитических амбиций. Дополнительно, в бюрократических структурах новых регионов, для показной заботы, могут возникнуть министерства по делам национальностей, чьей реальной функцией будет контроль этнических процессов, создание дополнительных препонов для сохранения и развития народов Российской Федерации. Яркий пример - Ольга Артеменко , руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования, которая вместо развития системы национального образования в республиках на деле стала главным действующим лицом в запуске языкового конфликта.

Раскулачивание республик и ряда сильных регионов РФ, передел сфер влияния - это то, что позволит дать стране экономическую передышку на несколько лет и компенсирует часть убытков путинской элиты от западных санкций

Что может происходить дальше? Несомненно, ликвидация республик и мнимая угроза сепаратизма будут поданы как исторический успех Путина и необходимое обновление российской государственности. Главный исход: постепенный переход крупных региональных активов в руки федеральных групп влияния, который может происходить как мирным путём - вынужденной продажей собственниками своих активов по заниженным ценам, так и путём их отъёма в духе дела братьев Магомедовых, Ашаруковых, Евтушенкова. На фоне ликвидации республик и громких процессов над политическими элитами бывших республик второй вариант будет проходить гораздо легче и под одобрение общественности. Во всяком случае, раскулачивание республик и ряда сильных регионов Российской Федерации, передел сфер влияния - это то, что позволит дать стране экономическую передышку на несколько лет и компенсирует часть убытков путинской элиты от западных санкций.

В новом административно-территориальном делении России будет заложен, прежде всего, экономический принцип и рассредоточение этнически однородного населения по разным регионам. Например, Казанская и Камская агломерация (Набережные Челны, Заинск, Нижнекамск, Елабуга), входящие ныне в состав Татарстана, могут быть разнесены по разным субъектам федерации. Сохранение федеративного устройства при одновременном укрупнении регионов будет подано как удачное решение и сохранение преемственности в государственном устройстве.

Преподавание родных языков постепенно будет сведено к факультативному формату или вовсе будет ликвидировано вместе с оставшимися национальными школами

В общественно-политическом плане - ликвидация республик приведет к активизации пропаганды российской единой нации с доминированием русского культурного кода, к их противопоставлению республиканскому прошлому, из которого будет лепиться стереотипный образ по типу "лихих 90-х". В этом случае сократится до абсолютного минимума количество национальных организаций, резко снизится поддержка национальных СМИ, театров, книгоиздательств и иной инфраструктуры, поддерживающей на сегодняшний день этничность и историческую память в республиках. Преподавание родных языков постепенно будет сведено к факультативному формату или вовсе будет ликвидировано вместе с оставшимися национальными школами.

Параллельно с общероссийским усилением цензуры, попытками тотального контроля над гражданским обществом любые национальные мероприятия будут проходить через сито согласований и утверждения их повестки. Поэтому публичные проявления нерусской этничности будут сводиться к фольклорному действу, либо будут пресекаться. В рамках возможного возвращения к распределению выпускников учебных учреждений по разным регионам этот инструмент непременно будет использован и для смены этнического состава территорий, как это было в советское время.

На территориях мусульманских республик помимо , может быть использован советский опыт закрытия мечетей "по просьбе трудящихся", снос построек из-за неточностей в документации, фактический запрет на возведение новых мечетей (как это происходит во многих регионах Российской Федерации), запреты на ношение хиджабов, слом халяльной индустрии. При этом уже был представлен пример того, на каких идеологических основаниях и за счёт каких ресурсов может продвигаться . В конечном счёте, нельзя сбрасывать со счетов частичное использование методов этнической зачистки территорий по китайскому сценарию.

Если вам кажется всё это нереальным, то спросите себя, ожидали ли вы 10 лет назад войну на Донбассе, крымские события, жёсткую конфронтацию с Западом и "игру Искандерами", войну в Сирии и российские ЧВК в Африке, попытки закрыть интернет, языковой конфликт в школах республик, повышение пенсионного возраста и четвертьвековой срок Путина у власти?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram . Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать

Президент России Владимир Путин в ходе проходившей в Казани встречи, посвященной реализации нацпроекта, сделал замечание руководителю Татарстана Рустаму Минниханову.

Причиной для этого стала невнимательность главы республики, который во время выступления упустил момент, когда к нему обращался президент, отвлекшись на диалог со своим соседом.

«Рустам Нургалиевич, Рустам Нургалиевич! Не отвлекайся, что это... Не слушает нас», — посетовал Путин.

Затем российский лидер попытался проверить, слышал ли Минниханов, о чем говорил Путин. После того как глава Татарстана не смог повторить сказанное, Путин решил оставить главу региона в покое.

«Не будем ставить руководителя республики в сложное положение. Он не слышал, о чем мы тут говорили», — сказал президент России.

Но и на этом неловкие моменты для Минниханова не закончились. Спустя несколько часов, уже во время заседания президиума Госсовета Путин в очередной раз предоставил слово главе Татарстана: «Хочу предоставить слово , руководителю рабочей группы Госсовета. Прошу вас».

Однако Минниханов вновь не откликнулся. Пока присутствующие искали взглядами, где сидит глава Татарстана, президент России раздосадовано произнес: «Ну взял и ушел куда-то. Куда он ушел?»

У российского лидера также состоялась отдельная встреча с главой Татарстана, на которой глава региона рассказал президенту о развитии региона.

На этой встрече Минниханов сообщил, что в 2018 году валовый региональный продукт республики составил 2,44 трлн руб. В то же время промышленность в регионе выросла на 2%, инвестиции в основной капитал превысили 660 млрд руб., а внешнеторговый оборот составил $19 млрд.

Президент Татарстана обратил внимание главы государства на успехи нефтеперерабатывающей отрасли региона. А также похвастался достижениями в социальной политике: средняя зарплата в регионе превысила показатель в 35 тыс. рублей, а уровень безработицы опустился до 0,5%.

В свою очередь, Путин отметил рост несырьевого производства в Татарстане. В ответ Минниханов заявил об успехах в развитии и авиационной промышленности.

Немало внимания на двусторонней встрече было уделено подготовке Татарстана к принятию чемпионата мира по рабочим профессиям Worldskills.

Минниханов пригласил Путина на открытие мероприятия, которое состоится 22 августа. «Без вас открывать не будем, сразу говорю», — предупредил он главу государства.

Глава региона отметил, что в этом году в чемпионате примут участие 1500 представителей из 67 стран. Он попросил Путина содействовать в принятии декларации по повышению престижа рабочих профессий. «Просили бы вас дать поручение до открытия провести мероприятие и принять эту декларацию. Вся страна нуждается в пропаганде и подготовке рабочих профессий», — пояснил он.

Путин эту идею поддержал. Он также выразил уверенность, что чемпионат Worldskills в Казани пройдет на самом высоком уровне.