Туризм Визы Испания

Керченский мост в Крым: состояние и ход строительства. Крымский мост - гигантская бессмысленная стройка Как строился крымский мост

Крымский мост в цифрах

Нынешний Крымский мост, который Керченским, — крупнейший в России. Его протяженность составляет 19 км. Он состоит из параллельно расположенных автомобильных и железнодорожных трасс (движение по железной дороге в 2019 году). Пропускная способность автомобильной части составит до 40 тыс. автомобилей в сутки, железнодорожной — до 47 пар поездов в сутки. Скорость автомобилей и пассажирских поездов не должна превышать 120 км/ч. Для пропуска судов организован высокий коридор — арки высотой 35 м и длиной 227 м, глубина судоходного канала — 10 м. На стройке моста работают 10 тыс. рабочих.

Заказчиком строительства выступил «Росавтодор», генподрядчиком — «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Стоимость проекта составила 228,3 млрд руб. Строительство началось в феврале 2016 года, а завершиться должно к середине 2019 года.

Новая транспортная система

Предполагается, что переправа через Керченский пролив впишется в транспортную систему Крыма и Кубани. Крымский мост со стороны полуострова будет соединяться с автомобильной трассой «Таврида», которая пройдет по маршруту Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь. Эту трассу протяженностью 251 км начали строить в мае 2017 года, а завершить должны в 2020 году. дороги — 166 млрд руб.

Генподрядчик строительства «Тавриды» — компания «ВАД» — в январе 2018 года под санкции США, так же как и ее учредители — Валерий Абрамов и Виктор Перевалов.

Со стороны Кубани мост также соединится с новой автодорогой протяженностью 40 км.

Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Проблемы с безопасностью

Правительство в начале 2017 года назначило управление вневедомственной охраны Минтранса исполнителем работ по обеспечению транспортной безопасности Крымского моста и подходов к нему. Общая стоимость подрядов, полученных УВО Минтранса, превысила 12 млрд руб. Первоначальная версия документа от 26 января 2017 года предусматривала выполнение работ по обеспечению безопасности автодорожной части моста до 30 апреля 2018 года, по железнодорожной — до 1 декабря 2019 года.

Но структура Минтранса сроки: она должна была провести инженерные изыскания, проектирование и оснащение инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности моста, но к апрелю 2018 года даже не начала работы по автодорожной части. 3 мая стало известно, что премьер Дмитрий Медведев срок завершения всех работ ​по обеспечению транспортной безопасности Крымского моста (и автодорожной, и железнодорожной части) на 1 декабря 2019 года.

Грузовики потом

20 марта Минтранс сообщил, что на первом этапе ограничит проезд грузовиков по Крымскому мосту. Как тогда глава «Росавтодора» Роман Старовойт, до сих пор не готовы развязки на подходах к мосту в части примыкания к региональным дорогам, поэтому, чтобы избежать коллапса, принято решение первоначально пустить только легковые автомобили и автобусы по мосту. В конце апреля министр транспорта Максим Соколов пообещал, что движение грузовых автомобилей по Крымскому мосту будет в октябре 2018 года.


Видео: RT на русском

Украинский бойкот

Украинские СМИ неоднократно сообщали о проблемах с Крымским мостом и даже называли его «фикцией» . Они также регулярно публиковали информацию о нарушениях технологий строительства. Например, в 2017 году издание «Диалог.ua» сообщало, что на первых этапах возведения Крымского моста «появились важные технические проблемы, которые не позволят завершить строительство» конструкции. Портал Кuresh.info писал, что 256-я опора моста «не выдержала нагрузки и треснула». По его данным, рабочие снова собрали каркас вокруг опоры, чтобы препятствовать ее дальнейшему разрушению. Но инфоцентр «Крымский мост» , называя их «мифами».

Убедившись в реальности моста, украинские националисты о возможности блокировки моста и проведении акций на нем. Поступали даже забрать мост у России в качестве контрибуции.

Мост под санкциями

Россия с 2014 года находится под европейскими и американскими санкциями, введенными после присоединения Крыма и конфликта на юго-востоке Украины. Компании «СГМ-Мост» («дочка» «Стройгазмонтажа») и «Мостотрест», строящие Крымский мост, также оказались под санкциями, как и их владелец бизнесмен Аркадий Ротенберг.

Европейским и американским компаниям запрещено принимать участие в этом строительстве. В 2018 году стало известно, что прокуратура Нидерландов начала о нарушении семью голландскими компаниями санкционного режима ЕС в отношении России. Эти компании в 2015-2017 годах поставляли тяжелую технику, которая использовалась при строительстве Крымского моста, обеспечивали ее обслуживание и ремонт. В заявлении прокуратуры указано, что строительство моста рассматривается судами Европейского союза как «подрыв территориальной целостности Украины».

Мост через Керченский пролив призван решить для России проблему транспортного сообщения с Крымом. Компания Аркадия Ротенберга, приближенного к президенту России бизнесмена, собирается закончить строительство моста в 2018 году. попробовал разобраться, почему сроки завершения проекта можно считать амбициозными, а ученые и эксперты считают строительство моста небезопасным.

Николай ГОРОХОВ

Планы по строительству моста через Керченский пролив существовали в СССР еще в середине 30-х годов, их осуществлению помешала война. Мост также собирались строить нацисты после оккупации Крыма в 1941 году. Гитлер хотел упростить переброску войск на Кавказ, но ресурсов воюющей Германии хватило только на канатную дорогу. Первый настоящий мост из Краснодарского края в Крым был построен советской армией после освобождения полуострова в 1944 году. Для этого использовали материал, оставленный немцами. Между двумя берегами установили металлические опоры, по которым пустили железнодорожное полотно. Строительство началось весной 1944 года, а первые поезда стали курсировать через пролив в ноябре. Однако уже в феврале следующего года опоры моста были разрушены льдинами.

В 1949 году был разработан новый проект моста - монументальный и амбициозный. Предполагалось, что он будет двухуровневым, а в начале будет установлена гигантская статуя Сталина. Проект не был реализован из-за дороговизны. Вместо него в 1953 году начала работать паромная переправа.


Проект двухъярусного моста, выполненный в 1949 году. Фото: kerch-most.ru


В середине 90-х, в уже независимой Украине, было разработано несколько проектов моста, который мог бы соединить два отдельных государства. В 1993 году проект моста разрабатывал киевский институт "Союзтранспроект". В 1995 году компания “Крымэнергоресурсы” предложила вариант двухъярусного моста - с автомобильным и железнодорожным полотном. Полная стоимость строительства с учетом подъездных путей составляла $1,5-2 млрд. Авторы проекта предполагали, что за пять-шесть лет его можно будет окупить за счет платного проезда.

Тему моста через Керченский пролив любили использовать в своих заявлениях политики. В частности, экс-мэр Москвы Юрий Лужков. В 2001 году при участии Лужкова, спикера ВР Крыма Леонида Грача, главы Кабмина Крыма Сергея Куницына, а также руководства Краснодарского края России и керченского городского головы в Керчи был открыт памятный знак о “принципиальной договоренности разработать и реализовать проект многофункционального транспортного перехода через Керченский пролив”. Однако инвестор под этот проект так и не был найден.


Проект моста компании "Крымэнергоресурсы". Фото: ru.krymr.com


В 2005 году было предложено заменить мост тоннелем. Тогдашнее правительство Крыма во главе с Анатолием Бурдюговым представило проект, разработанный научно-производственной фирмой “Экспо”. Основные преимущества тоннеля перед мостом - устойчивость к влиянию атмосферных явлений и минимизация вреда для экологии Азовского моря. Противники тоннеля утверждали, что проект обойдется значительно дороже и будет сложнее в строительстве и эксплуатации.

В апреле 2008 года договоренность о строительстве моста была достигнута на уровне двух правительств. О намерениях высказались тогдашние премьер-министры России и Украины Виктор Зубков и Юлия Тимошенко.

С приходом к власти Виктора Януковича о проекте строительства моста заговорили больше и активнее. В октябре 2010 года на встрече главы Украины с президентом России Дмитрием Медведевым был рассмотрен и одобрен проект строительства моста. Предполагалось, что он должен быть построен к началу Евро-2012. В декабре 2013 года, когда Янукович после отказа от ассоциации с ЕС приехал в Москву за кредитом от Путина, два президента в очередной раз обсуждали вопрос строительства моста и, как сообщалось, договорились о “конкретных шагах”.

Строительство моста в Крым началось в 2014 году после аннексии полуострова. В июне в РФ утвердили проект моста, проходящего через косу Тузла. Несмотря на то, что этот вариант длиннее, в России обосновали его сразу несколькими преимуществами. Во-первых, в этом случае можно соорудить более удобные транспортные развязки, во-вторых - больше места для установки сложной техники. Немалую роль сыграло и то, что при таком варианте не будет помех для работы паромной переправы, которая сейчас соединияет Крым с Россией.


Инфографика о выборе участка для строительства моста, выполненная подрядчиком. Фото: most.life


Стоимость проекта петербургского института “Гипростроймост” составила 280 млрд рублей или почти $3,5 млрд. Общая длина моста планируется 19 км, высота над уровнем моря - 35 м.

Подряд на строительство получила компания “СГМ-Мост”, дочернее предприятие ООО “Стройгазмонтаж”, председателем совета директоров которой является Аркадий Ротенберг, один из группы приближенных к Владимиру Путину бизнесменов.

Строительство моста из России на территорию аннексированного полуострова не осталось без внимания США. В сентябре 2016 года американское министерство финансов очередной список компаний, против которых вводятся санкции. В список попали проектировщики моста, подрядчик и субподрядчик, а также государственный заказчик - Управление федеральных автомобильных дорог “Тамань”.

Азовское море имеет статус внутреннего водоема для двух стран, что зафиксировано в украино-российском договоре 2003 года. Для строительства сооружения в его акватории требуется формальное разрешение Украины. "Получается забавно: Крым, исходя из нынешнего законодательства РФ, "вошел" в состав России - но не Керченский пролив! Он - по-прежнему общее для использования водное пространство, где односторонние действия невозможны, а все вопросы использования акватории пролива должны осуществляться по соглашению между сторонами", - пишет журналистка Валентина Самар в статье "Невидимый коридор" для "Зеркала недели" .

Юрист, эксперт по морскому праву и экс-правительственный уполномоченный Украины по делам ЕСПЧ Борис Бабин считает, что правительство могло бы предпринимать больше усилий для дипломатического давления на Россию за незаконное строительство. “Имитация действий есть. В реальности их нет”, - заявил Бабин в комментарии “Крым.Реалии” .



В 2016 году, согласно официальным отчетам, на строительство моста было выделено 69 млрд рублей, о чем 28 декабря отчиталось Упдор “Тамань”. Ранее, летом этого же года, из Керчи поступала информация, что рабочим, занятым на строительстве моста, задерживают заработную плату и не в полном объеме выплачивают обещанное. О том, что финансирование строительства Керченского моста проходит с проблемами, в июне 2016 года .

Проект сопровождается мощной PR-поддержкой. Кампания по информационному сопровождению моста даже получила в Росссии специализированную премию за лучшую PR-активность, пишет издание "В Крыму" . Тем не менее, строящийся мост не раз подвергался критике со стороны ученых и экспертов. Автор двух проектов моста, сделанных в 90-е годы, главный инженер компании “Союзтранспроект” Георгий Росановский удивляется выбору участка для строительства через Тузлу.

“Здесь очень плохая геология. Дно илистое, коренные грунты на глубине 80-90 метров. Все, что выше, — прослойки илистых грунтов или грунтов немного покрепче, но на них нельзя "сажать" фундаменты опор”, - рассказал Росановский в интервью “Фокусу” .

Также Росановский опасается, что строительство моста создаст опасность для проходящих через пролив судов. “Здесь канал имеет повороты, у судов просто будет мало места для маневра. При подходе к мостовым переходам суда должны иметь установившееся прямолинейное движение. Выруливать в условиях шторма или темноты не годится”, - заявил он.

Первая авария на пока еще недостроенном мосту произошла в марте этого года. Турецкий сухогруз “Лира” .

С мнением Росановского согласен старший научный сотрудник Института водных проблем РАН Юрий Медовар. “Там грязевой вулканизм, там шесть водоносных горизонтов, и плюс ко всему, там карст. Куда, как сейчас все объясняют, мы будем бить сваи? Ребята, там ничего бить нельзя”, - заявил он.

Член Академии строительства Украины Петр Коваль отмечает, что мост является сейсмически опасной конструкцией, так как расположен в месте тектонического разлома. “Были искусственно снижены требования к сейсмоустойчивости сооружения. А мы знаем, какие землетрясения были в Крыму”, - сказал он изданию “Крым.Реалии” .

Российский эксперт, бывший директор Ленинградской гидроэлектростанции Юрий Севенард считает, что будущий мост может представлять опасность для автомобилей ввиду сильных ураганных ветров и высокого риска обледенения дороги.

“В этом регионе бывают очень сильные ураганные ветры, которые могут привести к аварийным ситуациям с машинами на мосту протяженностью, напомним, аж 19 км. Плюс гололедные явления - частый фактор в условиях перемены температур. Ветры, высокая влажность, ледяные дожди (но обледенение может быть и без них) - все это опасно с точки зрения скольжения транспорта”, - заявил он в интервью “Московскому комсомольцу” .


Одна из свай будущего моста погнулась в процессе установки. Фото: ankerch-crimea.ru


Немецкий мостростроитель, профессор Дрезденского технического университета Хольгер Свенссон считает, что сроки сдачи моста в 2018 году чрезмерно оптимистичны. “Я не утверждаю, что это невозможно, особенно если российское государство этого захочет и за ценой не постоит… Но сроки очень амбициозные”, - отметил он в интервью Deutsche Welle .

На данный момент строители моста заканчивают возведение автомобильных подъездов к мосту с западной и восточной сторон пролива и сухопутную часть переезда на острове Тузла. Для забивки свай на морском участке пути рабочие построили временный мост. На данный момент идет процесс установки опор. Проблема возникла с выбором подрядчика для строительства железнодорожных подъездов к мосту, сообщает " Коммерсант" . Две попытки организовать конкурс на проведение этих работ провалились - нет желающих.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Событием недели стало открытие Крымского моста. Какова цена вопроса и кто наварился, а кого на этой стройке «кинули»?

15 мая во главе колонны грузовиков президент Владимир Путин открыл автомобильную часть моста через Керченский пролив. Ради этого краткого триумфа на глазах у всего мира десятки тысяч рабочих на протяжении двух лет соединяли материк с полуостровом, а из бюджета были выделены сотни миллиардов рублей.

цифра
16 минут заняло у президента пересечение моста за рулем КАМАЗа.

Пионерами по части нарушений ПДД на Крымском мосту стали члены мотоклуба «Ночные волки». Для эффектных фото они парковались на обочине, игнорируя знаки о запрете остановки.

Однако еще раньше байкеров и Путина мост «открыла» простая девушка из Орла Екатерина Кобзарь. Она стала победителем конкурса стихов о стройке и в награду получила экскурсию по объекту.

Я первая прошла по одному из готовых участков моста. Его строили по особой технологии на наклонных опорах, чтобы сохранить надежность в условиях илистого дна и сейсмической активности. Но Крымский мост - это не только дорога. Это параграф в будущих учебниках по истории. Увидеть его вживую, ощутить мощь, труд всех людей, которые его строят, - вот что было самым удивительным, - поделилась Екатерина впечатлениями.

Главным же строителем моста стал Аркадий Ротенберг. За время проекта он удвоил свое состояние: с 1,4 млрд $ в 2015 г. до 3 млрд $ в 2018-м (по оценке Forbes).

Самый крупный в истории госконтракт давний друг Путина получил без конкурса. Ротенберг является единственным учредителем ООО «Стройгазмонтаж», ставшего генподрядчиком проекта. На контракте с ФКУ «Тамань» фирма олигарха заработала более 222 млрд руб.

Но со сдачей объекта работа Ротенберга не заканчивается. Контролируемое им ПАО «Мостотрест» будет оказывать услуги по содержанию дороги. Согласно сайту госзакупок, цена вопроса - полмиллиарда рублей в год. Ради такого дела Ротенберг недавно даже обратно выкупил себе долю в «Мостотресте», от которой избавился несколько лет назад.

Не это ли «свершившееся чудо», о котором говорил президент на церемонии открытия моста?

цитата
«Еще при царе-батюшке люди мечтали о том, чтобы построить этот мост».
Владимир Путин

На церемонии открытия Крымского моста: Владимир Путин, гендиректор «СГМ-Моста» Александр Островский, Аркадий Ротенберг

Лучшее - питерским

Как показал анализ источника, связанные с Крымским мостом заказы в основном достались фирмам из Северной столицы.

Проектировщиком за 436 млн руб. выступила компания «Гипростроймост - Санкт-Петербург». Контроль за строительством осуществляло ЗАО «Ленстрой» (1,5 млрд руб.). Причем поставщиком организация стала на безальтернативной основе. И даже возведение стационарного поста ДПС доверили питерскому ЗАО «Институт «Трансэкопроект».

Сопутствующие дороги к мосту также строила фирма родом оттуда же, откуда и Владимир Путин. АО «Вад» было назначено «единственным поставщиком» услуги по строительству автомобильного подхода к Керченскому мосту, а также дороги Керчь - Феодосия - Симферополь - Севастополь («Таврида»). Впоследствии сменившая питерскую прописку на Вологду компания в обход конкурсных процедур получила 141 млрд руб. Ей вообще постоянно везет: ранее она провела ремонт Невского проспекта, Дворцовой набережной, Выборгского шоссе, строительство vip-дороги в Пулково...

Фирмам из других регионов перепадает на крымских проектах чуть меньше. ОАО «Центродорстрой» во главе с депутатом Брянской облдумы от ЕР Игорем Куровым досталось 8 млрд руб. на строительство ответвления «Тавриды». «Кубаньэнерго» - 363 млн за свет.

Немалая статья расходов Крымского моста (9 млрд руб.) - на охрану и безопасность. Этими вопросами занимается специальное ФГУП Минтранса. При этом руководство ведомственной охраны не чуждо роскоши: арендует изысканные квартиры за 250 тыс. руб. в месяц и автомобиль Merсedes-Benz.

Безопасность - потом

С безопасностью на Крымском мосту как раз проблемы. Сроки проведения инженерных изысканий, проектирования и оснащения моста инженерно-техническими системами оказались сорваны. Правительство распорядилось сдвинуть окончание работ с 30 апреля этого года на 1 декабря будущего. Из-за этого, в частности, отложен запуск движения грузовиков: пока он открыт только для легкового и общественного транспорта. До конца года должен состояться ввод параллельного железнодорожного моста.

Не всегда при строительстве соблюдались и технические требования. В частности, нарушения выявлялись Ростехнадзором (результаты проверок есть у источника).

Специально созданная дочерняя компания «Стройгазмонтажа» - «СГМ-Мост» - выполняла уплотнение бетонной смеси с нарушением технологии. После снятия опалубки на поверхности железобетонных опор оказались участки непровибрированного бетона, раковины и пустоты. Обнаружили ревизоры и обширные участки с щебенистостью и раковинами. На опорах не была обеспечена нормативная толщина защитного слоя бетона, пришли к выводу в Ростехнадзоре.

Гендиректор «СГМ-Моста» Александр Островский был тем самым мужчиной, который сидел в кабине КАМАЗа рядом с президентом во время проезда по мосту. За ним, кстати, числится и еще одно финансовое нарушение: пени в 83 рубля по транспортному налогу.

Не озаботились Островский с Путиным и ремнями безопасности. Но в ФСО это объяснили просто: мол, на тот момент мост имел статус строительной площадки, движение по которой не регулируется нормами ПДД. Нашлось у Кремля и объяснение нахождению президента за рулем: якобы права категории C он получил 20 лет назад. Зачем директору ФСБ потребовалось водить большегрузы - загадка.

Презилент был за рулем - и, как отметили многие, не был пристегнут

Кого кинули?

Работали на Крымском мосту вахтовым методом. Можно найти и примерные суммы зарплат: от 20 тыс. руб. за низко-квалифицированный труд до 80 тыс. для специалистов. Самый часто встречающийся оклад на сайтах вакансий - около 40 тыс.

Однако не все отправившиеся подкалымить остались довольны. В белорусских СМИ можно найти жалобы на обман со стороны работодателей. Издание «Гомельская правда» утверждает, что несколько десятков «белорусских гастарбайтеров» трудились на мосту 2 месяца без выходных, жили в вагончиках, а платить им в итоге отказались.

Указана и нанимавшая белорусов организация - «Трубопроводстроймонтаж». Как выяснил источник, данное ООО было создано только в 2016 году (с началом строительства) и выступило подрядчиком у ПАО «Мостотрест», которое в свою очередь получило подряд у «дочки» Ротенберга «СГМ-Мост».

Учредителями «Трубопроводстроймонтажа», согласно ЕГРЮЛ, выступают два человека: бывший менеджер «Газпрома» Вячеслав Колесник и бизнесмен Алексей Степанов. Связаться с ними не удалось: указанный на официальном сайте номер телефона больше не обслуживается. Отзывы в интернете о компании противоречивы: одни пишут об отличном жилье и достойной оплате, другие - о невыносимых условиях и задержках денег.

Вошли во вкус

После Крымского моста россиян ожидает новая мегастройка - мост на Сахалин. Им также должен заняться Аркадий Ротенберг. Проект оценивается в сумму более 700 млрд руб. Но может и подорожать: мост через Керченский пролив тоже постепенно рос в цене.

Вести контроль реализации крымского проекта должен специально созданный общественный совет. Но финансами он не занимался, рассказала член совета певица Алёна Свиридова:

Почему подорожал в несколько раз, ответить не могу. Я не бухгалтер. Пишут много всяких гадостей болтливые рты. Но строительство - это реальный подвиг людей. Я наблюдала из своего дома, как возводят арки. Слышала, как забивают сваи. Техника была вся новая, красивая, не старье какое-то. Открытие моста - грандиозное событие, оно вызывает только чувство гордости.

Оценить же экономическую эффективность бюджетных инвестиций в инфраструктуру сложно, экономисты расходятся в оценках. Вероятно, станет удобнее добираться на полуостров. Возможно, мост собьет цены, даст импульс малому бизнесу. Но с символической задачей власти справились совершенно точно: пока юридически Крым российским в мире не признают, у Кремля появился железобетонный аргумент.

В церемонии открытия автодорожной части Крымского моста. Глава государства ознакомился с готовностью Единого центра управления дорожным движением и всех эксплуатационных служб к работе транспортного перехода. Движение автомобилей по мосту запустят 16 мая.

Крымский мост соединит Керченский полуостров (Крым) с Таманским полуостровом (Краснодарский край). Он обеспечит бесперебойное транспортное сообщение Крыма с материковой частью России. Мост начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла, пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег. Транспортный переход состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс. Пешеходные зоны и велодорожки не предусмотрены.

История

Железнодорожный мост через Керченский пролив впервые был построен во время Великой Отечественной войны. Осенью 1944 года его за 150 дней возвели советские военные инженеры. Мост соединил краснодарский берег в районе косы Чушка с крымским побережьем в районе поселка Жуковка. Конструкция длиной 4,5 км и шириной 22 м состояла из 115 пролетов и устройства для пропуска судов. 18 февраля 1945 года мост был разрушен мощным ледоходом из Азовского моря. Вместо мостового перехода 22 сентября 1954 года начала действовать паромная переправа через Керченский пролив (краснодарский порт "Кавказ" - порт "Крым").

С конца 1990-х годов идея строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через пролив активно обсуждалась российскими и украинскими властями. В феврале 2014 года, после насильственной смены власти на Украине, переговоры были прекращены. В марте того же года Крым воссоединился с Россией. Основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью РФ, оставалась Керченская паромная переправа.

19 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин поставил перед Министерством транспорта России задачу построить через пролив мост в двух вариантах - автомобильном и железнодорожном. Из нескольких предложенных проектов самым оптимальным был признан тот, что предусматривал строительство не в самом узком участке пролива, как мост 1944 года постройки, а южнее - от Таманского полуострова к Керчи через остров Тузла. В августе 2014 года президент РФ Владимир Путин утвердил проектную документацию по возведению мостового перехода с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями.

Исполнители проекта

Заказчиком проекта стало федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" Федерального дорожного агентства РФ. В соответствии с распоряжением правительства от 30 января 2015 года генподрядчиком работ было определено ООО "Стройгазмонтаж" (входит в группу компаний СГМ Аркадия Ротенберга). Управление проектом строительства моста осуществляет ООО "Стройгазмонтаж-Мост".

В возведении моста задействовано почти 220 российских предприятий, строительство ведут более 30 мостоотрядов, более 10 тыс. рабочих и свыше 1,5 тыс. инженерно-технических специалистов.

Основные технические характеристики

  • Общая длина моста - 19 км (станет самым протяженным в России);
  • четырехполосная автомобильная трасса (по две полосы в каждом направлении) общей пропускной способностью до 40 тыс. автомобилей в сутки;
  • разрешенная скорость по трассе для автомобилей - 90 км/ч;
  • два железнодорожных пути с пропускной способностью до 47 пар поездов в сутки;
  • разрешенная скорость движения пассажирских поездов - 90 км/ч, грузовых - 80 км/ч;
  • пропускная способность - 14 млн пассажиров и 13 млн т грузов в год;
  • для судоходства предусмотрены арочные пролеты высотой 35 м.

Проект транспортного перехода также включает строительство железнодорожной и автомобильной инфраструктуры по обоим берегам Керченского пролива. Строится более 100 км автомобильных и железных дорог-подходов.

Железнодорожные подходы к мосту со стороны Краснодарского края и Крыма - это дороги протяженностью 40 и 17,5 км. Они будут введены в эксплуатацию в 2019 году, одновременно с железнодорожной частью перехода.

Финансирование

Стоимость государственного контракта на проектирование и строительство моста (затраты подрядчика ООО "Стройгазмонтаж") была утверждена в размере 223 млрд 143 млн рублей в ценах соответствующих лет. Общая стоимость строительства составит 227,922 млрд рублей. Работы ведутся только за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года".

Название моста

До конца 2017 года транспортный переход через Керченский пролив не имел официального названия. Вопрос о наименовании будущего моста был задан президенту РФ Владимиру Путину на большой пресс-конференции 23 декабря 2016 года. В ответ глава государства предложил узнать мнение россиян путем опроса.

16 ноября 2017 года на сайте назовимост.рф стартовало голосование, в ходе которого пользователям предлагалось выбрать название для моста. На рассмотрение были внесены пять самых популярных вариантов: Крымский, Керченский, Тузлинский, мост Дружбы и мост Воссоединения. Участники голосования также могли предложить свой вариант наименования.

Этапы строительства

К концу 2015 года по обе стороны Керченского пролива была создана необходимая для строительства инфраструктура. Для обеспечения транспортной связи с морскими участками возведены временные рабочие мосты, с которых выполнялись технологические работы в акватории пролива. В октябре 2015 года первый рабочий мост длиной 1,2 км соединил Таманский полуостров и Тузлу. Еще два (протяженностью 1,8 и 2 км) - навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла - ввели в эксплуатацию летом 2016 года. 18 марта того же года стройку впервые посетил президент РФ Владимир Путин.

10 марта 2016 года строители начали возведение свайных фундаментов опор Керченского моста на суше, а 17 мая - на морских участках.

В середине июня 2017 года была завершена сборка судоходной арки железнодорожной части моста (вес - около 6 тыс. т, состоит из более 400 крупных элементов). Железнодорожный пролет представляет собой комбинацию из пролетного строения со сквозными главными фермами и аркой. Установка арки началась 27 августа 2017 года. К транспортному переходу ее доставила специальная плавучая система, затем начался подъем конструкции на фарватерные опоры. 29 августа железнодорожный арочный пролет был поднят на проектную высоту. Морская операция по транспортировке и подъему арки стала уникальной для российского мостостроения. По данным информцентра строительства, арочные пролеты с такими габаритами еще не устанавливали в морских условиях.

В конце июля 2017 года на керченском берегу завершили сборку автодорожной части моста (вес - около 5,5 тыс. т, состоит из почти 200 крупных элементов). Арочные пролетные строения - самые габаритные элементы Крымского моста, протяженность каждого - 227 м, высота свода в высшей точке - 45 м. 11 октября 2017 года началась операция по транспортировке автодорожной арки. 12 октября арочный пролет подняли на фарватерные опоры и закрепили. После установки он обеспечил беспрепятственный пропуск судов через свободное пространство шириной 185 м и высотой 35 м от уровня моря.

2 февраля 2017 года началось строительство пролетов между морскими опорами перехода. К началу 2018 года были установлены практически все сваи под автомобильную и железнодорожную части будущего моста - более 6,5 тыс. штук. На некоторых участках глубина их погружения достигла 105 м, что соответствует высоте 35-этажного дома. Собрано более 130 тыс. из почти 250 тыс. тонн металлоконструкций пролетных строений.

К концу апреля 2018 года строители полностью завершили укладку асфальтобетонного покрытия на автодорожной части транспортного перехода, выполнили статические и динамические испытания этой части моста. В начале мая заказчик строительства - Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" - принял автодорожную часть Крымского моста для завершения подготовки к открытию движения.

Открытие движения по мосту

Открытие рабочего движения автомобилей по мосту планировалось в декабре 2018 года, начало временной эксплуатации железнодорожной линии - в декабре 2019 года.

По ряду направлений работы велись с опережением графика. 14 марта 2018 года президент РФ Владимир Путин, побывавший на строительстве, не исключил, что движение автомобилей будет открыто раньше запланированного срока. Тогда же руководитель компании "Стройгазмонтаж" Аркадий Ротенберг сообщил, что строители будут готовы сдать автомобильную часть объекта после 9 мая 2018 года.

Министерство транспорта РФ рассматривает поэтапную схему организации движения по автомобильной части перехода через Керченский пролив. На первом этапе - в мае 2018 года - проезд будет открыт для легкового транспорта и пассажирских автобусов. Начало регулярного движения грузового транспорта запланировано на конец 2018 года.

По данным информационного центра "Крымский мост", движение для автомобилистов будет открыто 16 мая в 05:30 мск одновременно с двух берегов Керченского пролива. При этом въезд на автоподходы к мосту со стороны Таманского и Керченского полуостровов откроют за час до официального запуска движения. Со стороны Краснодарского края к мосту ведет федеральная трасса А-290 до развязки с новой дорогой на Таманском полуострове, далее 40 км по автоподходу к мосту. Со стороны Крыма движение начинается от развязки на существующей трассе Симферополь - Керчь и далее 8,6 км до транспортного перехода.

Остро встал вопрос о том, кто строит мост через Керченский пролив, в тот период, когда произошли всем известные крымские события. Полуостров вернулся в пределы Российской Федерации и это может ускорить решение проблемы.

Страницы истории

Отклонившись от вопроса, какая компания строит мост через Керченский пролив, необходимо обернуться назад и заглянуть в историю. С давних времен существовали планы возведения переправы. Англичане в конце 19 века, немцы в период Великой Отечественной войны совершали попытки строительства, но они не увенчались успехом. Много раз в период СССР поднимался этот вопрос в правительстве, но не хватало времени и средств. В 1954 году появилась паромная переправа, которая действует до сих пор.

Возвращение Крыма

После возвращения Крыма в Россию с особой остротой встал вопрос, кто будет генподрядчик строительства моста через Керченский пролив. Такая ситуация возникла из-за сложностей проезда в Крым через территорию Украины. Экономика полуострова напрямую связана с потоком туристов, поэтому прочная переправа, призванная соединить два берега, должна быть возведена в короткие сроки и качественно. Мост через Керченский пролив, генподрядчик которого уже выбран, имеет важное туристическое и экономическое значение.

Соединить Кавказ и Крым

Компания, строящая мост через Керченский пролив, учитывает сложности и климатические условия района. Такие масштабные работы в мире проводятся не впервые, но в Крыму есть свои трудности.

  • Сейсмическая нестабильность;
  • Сильные штормовые ветры;
  • Ледовая ситуация в зимнее и весеннее время;
  • Необходимость создать удобный проход кораблям из одного моря в другое.

Генеральный подрядчик строительства моста через Керченский пролив сталкивается с данными особенностями региона.

Кто строит мост через Керченский пролив?

Управление дорог «Тамань» является заказчиком сооружения. Сейчас на вопрос, какая фирма строит мост через Керченский пролив, можно ответить, что это Стройгазмонтаж». Компания является главной над несколькими организациями. Они занимаются прокладкой тоннелей и крупных сооружений на воде. Подрядчик строительства моста через Керченский пролив заявляет о том, что все движется по запланированной схеме. Сейчас работы ведутся на всем протяжении трассы. Предположительно длинна моста будет составлять почти 20 километров.

До определенного времени решить вопрос, какие организации строят мост через Керченский пролив, было достаточно сложно. Проводились тендеры, в которых предпочтения отдавались нескольким компаниям. В расчет принимались не только предполагаемые сметы, но и масштабность проекта и особенность климатических условий.

Субподрядчики строительства моста через Керченский пролив были определены, и работа пошла полным ходом. На места доставлены необходимые материалы. Основными являются крупные металлоконструкции, составляющие основу сооружения. В работе задействовано около 1000 единиц техники. Организации, строящие мост через Керченский пролив, предполагают, что он будет установлен в определенные сроки. Его планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. К этому моменту будет отремонтирована трасса на юге России.