Туризм Визы Испания

Какие секреты зашифровал Леонардо да Винчи в своей «Тайной вечери. Тайная вечеря Леонардо да Винчи: описание, билеты Тайная вечеря да винчи оригинал

Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи в Милане – где находится, как попасть, где купить билеты. Описание произведения, интересные и малоизвестные факты.

Слава этого шедевра, являющегося одним из самых известных произведений художественного искусства, влечет в Милан туристов со всего мира. Тайная вечеря Леонардо да Винчи, написанная им между 1495-1498гг., находится на стене в здании бывшей трапезной монастырского комплекса, рядом с церковью Санта Мария делле Грацие (Santa Maria delle Grazie), расположенной на одноименной площади города. Настенная роспись еще при жизни мастера считалась одной из его лучших работ, оказав ошеломительное влияние на творчество нескольких следующих поколений художников. На протяжении более 500 лет она вызывает неиссякаемый интерес историков, исследователей и романистов, которые до сих пор стремятся разгадать предполагаемые тайны, связанные с великолепной картиной.

Тайная вечеря Леонардо: описание произведения

Тайная вечеря Леонардо да Винчи – это визуальная интерпретация события, записанного во всех четырех канонических книгах христианского Нового завета. Представленная сцена, воссоздающая последнюю трапезу Христа с его учениками, наиболее соответствует описанию, изложенному в 13 главе Евангелие от Иоанна. В своей версии художник изобразил тот момент, когда Иисус объявляет о предательстве одного из присутствующих, вызвав различную реакцию у двенадцати его последователей – от разной степени ужаса до шока и гнева, запечатленную на лицах и в динамичных позах фигур, сидящих за трапезным столом. Таким образом, показывая необыкновенную напряженность между персонажами, Леонардо впервые ввел в художественное искусство великую христианскую драму, что в то время было крайне необычно. Кроме этого, мастер пренебрег традиционными иконописными канонами, осмелившись писать Спасителя без золотой мандорлы (сияния), а окружающих его апостолов – без традиционных нимбов в пользу реалистичности создаваемого шедевра.

Чтобы избавиться от использования ореолов святости, он поместил на заднем плане три окна, самое широкое из которых находится за Иисусом. Исходящий из него свет как бы окружил Спасителя почти божественным сиянием, концентрируя этим все внимание на главном персонаже, а попадавшие из окон трапезной реальные солнечные лучи дополняли и оживляли настенную роспись.

Несмотря на многочисленную критику священнослужителей Церкви, впоследствии они признали, что лучше передать смысл описанной в Евангелие божественной трапезы, как это сделал Леонардо да Винчи, не удавалось еще никому.

Интересные факты о Тайной вечере Леонардо да Винчи


Тайная вечеря - испытания временем и возрождение шедевра

Леонардо да Винчи не устраивала традиционная техника написания фрески, предусматривавшая нанесение мазков краски по влажной штукатурке, так как при этом он не имел возможности прорисовывать мельчайшие детали и видеть в полной мере натуральность получаемого цвета, терявшего при окончательном высыхании свою изначальную яркость. Кроме того, подобный способ создания настенной росписи, применявшийся большинством его современников, требовал быстрой работы набело и не позволял заново перекрашивать поверхность, что было неприемлемо для Леонардо, часто вносившего изменения и дополнения в создаваемое им то или иное художественное произведение. Поэтому, чтобы не жертвовать мастерством исполнения, художник в качестве эксперимента использовал смесь темперы и масла, нанося получившуюся краску непосредственно по сухой штукатурке. Однако он не знал или же не принял во внимание, что столь плотное сухое основание не было способно впитать в полной мере приготовленную на масляной основе краску, которая уже через несколько лет начала шелушиться и отслаиваться от стены, в результате чего мастеру еще при жизни пришлось собственноручно исправлять и восстанавливать испорченные фрагменты.

В 1652 году жители монастыря вырезали новую дверь в стене с уже изрядно осыпавшейся фреской, удалив при этом небольшую ее часть, на которой были изображены ноги Христа. В дальнейшем, многочисленные и неумело проведенные реставрации, начавшиеся уже в XVI веке, только усугубили плачевное состояние шедевра. Лишь в 1954 году Тайная вечеря Леонардо да Винчи была расчищена от нанесенных ранее слоев, выявленные остатки подлинной живописи закреплены, а некоторые утраченные фрагменты восстановлены по старинным копиям. Как известно, трое учеников художника сделали полномасштабные копии с оригинала фрески Леонардо да Винчи. В частности, хранящаяся сегодня в лондонской Королевской академии художеств картина Тайная вечеря, воспроизведенная на холсте в мельчайших деталях Джампетрино (Giovan Pietro Rizzoli), была взята за основу при последних восстановительных работах, завершенных в 1999 году.

Тайная вечеря. Копия Джампетрино. 1520г.

Еще один подобный экземпляр работы итальянского живописца Андреа Солари (Andrea di Bartoli Solari, 1460-1524) находится в монастыре аббатства Тонгерло в Бельгии, а третий, работы Чезаре да Сесто(Cesare da Sesto, 1477-1523) – в церкви Сан Амброджо в Швейцарии. Благодаря этим точным копиям, оригинал Тайной вечери Леонардо да Винчи не был утрачена безвозвратно и сегодня его по-прежнему можно лицезреть в здании, находящемся рядом с церковью Санта Мария делле Грацие на одноименной площади Милана.

Как посетить и где купить билеты

Тайная вечеря Леонардо да Винчи, несомненно, одна из самых привлекательных достопримечательностей Милана. Однако количество поступающих в продажу билетов очень ограничено, так как здание бывшей трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие абсолютно не приспособлено для приема большого количества туристов.

В помещение допускаются лишь небольшие группы, порядка 20-25 человек, которые могут созерцать шедевр в течение 15 минут. Так как поток желающих практически никогда не иссякает, билеты необходимо покупать заранее, не менее чем за 1-2 месяца либо через официальный сайт, либо через сайт авторизованного партнера, приведенные в форме ниже.

Предварительное бронирование билетов на Тайную Вечерю является обязательным . При этом стоит учитывать, что приобретенные билеты он-лайн, можно получить в кассах только при предъявлении документа, удостоверяющего личность заявленного в заказе посетителя, и не менее чем за 30мин до обозначенного времени.

О «Тайной вечере» Леонардо да Винчи слышали даже дети. Это уникальное произведение искусства и поныне вызывает споры. Шедевр гениального художника, даже спустя века после написания, не перестает привлекать внимание людей. Это обстоятельство только еще раз доказывает гениальность автора.

Находится «Тайная вечеря» в Милане, в церкви Santa Maria delle Grazie. Храм также является историческим памятником, он был выстроен еще в эпоху Возрождения. Роспись украшает стены трапезной в святой обители.

Найти место легко. Церковь Святой Марии расположилась на одноименной площади итальянской столицы.

История

Это произведение Леонардо создавал несколько лет: с 1495 по 1498 годы. Тщательно прорисованные детали интерьера, черты образов святых угодников и Христа потребовали долгой, кропотливой работы. Известны достоверные факты о том, как писалась картина, и кто был вдохновителем идеи.

Заказчик знаменитого творения

Важно! Без билета в трапезную вы не пройдете. Бронировать билет следует задолго до планируемой поездки.

Пускают ограниченное число посетителей. Поэтому велика вероятность, что во время вашего путешествия билетов не будет.

При планировании экскурсий по Италии позаботьтесь о посещении удивительного места, где находится фреска, еще находясь дома.

«Тайная вечеря» не перестает собирать поклонников живописи. Также она привлекает паломников. Никому больше не удалось запечатлеть образ Христа с учениками так правдоподобно и реалистично.Она по-прежнему завораживает, заставляет подолгу стоять возле нее и возвращаться вновь и вновь.

Поездка в Милан – не только удивительная возможность для взрослых путешественников познакомиться с работой мастера, но и отличный способ приобщить к миру прекрасного детей.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря"

    ✪ ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ. "Тайная вечеря". Библейский сюжет

    ✪ О "Тайной Вечере" Леонардо Да Винчи

    ✪ Леонардо да Винчи, Христос и Магдалина.AVI

    ✪ Тайная вечеря (1495-1498) - Леонардо да Винчи

    Субтитры

    Мы находимся в церкви Санта Мария делла Грацие, в Милане. Перед нами «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Мы в помещении, где монахи совершали трапезу - в трапезной. Таким образом, несколько раз в день они приходили сюда и молча ели, имея возможность созерцать «Тайную вечерю» Леонардо. Безусловно, это идеальное место для данного сюжета. И далеко не необычное. Давайте поговорим о сюжете. Во время своей последней вечери Христос сообщает своим двенадцати апостолам «Один из вас предаст меня». И одно из частых прочтений этого изображения - реакция апостолов на его слова. То есть, не собственно произнесение Христом этих слов, а момент после, реакция апостолов. Это его ближайшие последователи. И поэтому для них его слова - ужасное потрясение. Мы видим водоворот эмоций апостолов, сидящих за столом. Это один из способов интерпретации фрески, однако существует и другой аспект прочтения. Который, в каком-то смысле, еще значительнее. Мы видим, что Христос протягивает руки к чаше с вином и хлебу. Это воплощение таинства. Это интерпретация евхаристии, Таинства Святого Причастия, когда Христос изрекает: «Примите хлеб мой, сие есть Тело Мое. Примите вино, сие есть Кровь Моя. И помните обо Мне». Мы видим, как он протягивает руки к хлебу и вину. Но что примечательно: ладонь Христа широко раскрыта, так, что кажется, будто он, протягивая руку к вину, в то же самое время, протягивает ее и к тарелке. Одновременно тянется к ней и Иуда. Иуда - тот, кто собирается предать Христа. Римляне заплатили ему за предательство 30 сребреников. Видно, как он сжимает мешок со деньгами в правой руке, отпрянув от Христа. Лицо его скрыто тенью. Он отодвигается и одновременно протягивает руку к тарелке. Это как раз один из признаков определения Христом предателя: человек, разделяющий и вкушающий пищу вместе с ним. Это интересно, так как история изучения этого произведения по сути, сводится к тому, какой именно момент здесь изображен. Но мне думается, что здесь запечатлены все эти моменты. И апостолы воспринимаются реагирующими как на слова Христа «один из вас предаст меня», так и на слова «примите хлеб мой, сие есть Тело Мое, примите вино, сие есть Кровь Моя». Так, Леонардо изображает несколько моментов этой истории и, в то же время, передает ощущение Божественного, вечного, значимость всей этой истории. Ошибиться в том, кто эти 13 человек за ужином, невозможно. Мы точно знаем, это та самая Тайная Вечеря. Мы осознаем важность этого момента без каких-либо символов божественного, которые присутствовали в Раннем Возрождении, к примеру, нимб. Образы сами по себе величественны в этом пространстве. Они расположены тесно друг к другу, что передает энергию и смятение, окружающие совершенство, значимость и геометрическую форму Христа. Верно. Изображение Христа образует равносторонний треугольник. Его голова - центр круга. Окно, на фоне которого она изображена, воспринимается как нимб. Центр картины - это источник спокойствия. А за его пределами - человеческие существа со всеми своими недостатками, страхами, беспокойством - вокруг божественного центра. Это Леонардо да Винчи - математик, ученый, думающий о слиянии всего изображенного им в единое целое. Если сравнивать ранние изображения Тайной вечери, там нарисован просторный стол, в помещении богатое убранство. А Леонардо все максимально упрощает и делает акцент на персонажах, их жестах. Он не оставляет свободного места за столом, все место занято самими фигурами, стол отделяет наше пространство от Христа и апостолов. Мы никак не можем стать частью этого пространства. По существу, у них нет возможности попасть в наше пространство. Существует четкая граница. В версиях Тайной Вечери, которые Леонардо мог видеть во Флоренции, Иуда сидит на противоположной стороне стола. Посадив Иуду в ряд с другими апостолами, художник превращает стол в границу между нашим миром и миром апостолов. Посмотрим на их лица: лицо Христа умиротворенно, взгляд опущен, одна рука поднята, другая внизу. Справа группа из трех человек, среди них Иуда, он отворачивается от нас в тень. Его шея повернута, что напоминает нам о его скором самоповешении. Он отстраняется, а Святой Петр, защитник Христа, устремляется к Христу. У него нож, который тот держит за спиной. Он будто вопрошает: кто же это? Мне надо защитить тебя. Третья фигура в этой тройке с Иудой и Петром, судя по всему, святой Иоанн, который выглядит очень смиренно, глаза его закрыты. Это традиционно для живописания Тайной Вечери. Моя любимая тройка - это крайние фигуры справа. Да Винчи было особенно интересно через тело выражать душу, показывать внутреннюю природу. Он создает эти четыре тройки, это связывает образы вместе, они будто наслаиваются друг на друга, создавая накал страстей. Создавая напряжение и контраст между эмоциональным откликом этих образов. Вот невероятная группа, где жест Фомы указывает вверх. Будто произнося: не это ли предопределено Создателем? Не задумано ли это Господом одному из нас предать тебя? Однако, конечно, этот указующий палец - предзнаменование распятия Христа, погруженный в его рану. Мы также видим Филиппа и Иакова Заведеева. Они в противостоянии: один широко развел руки, другой - сводит их вместе. И если сравнивать с ранними изображениями Тайной Вечери, можно заметить, что между фигурами есть расстояние. А здесь - идея объединенной композиции, столь характерной для Высокого Ренессанса. Но что наиболее ощутимо, на мой взгляд, это божественная сущность Христа. Его умиротворенность. Все линии перспективы сходятся на нем. Примечательно, что линия перспективы, переданная художником, слегка расходится с линией перспективы смотрящего. То есть нужно быть на уровне Христа, чтобы наблюдать эту фреску в правильной перспективе. Интересно, что в каком-то смысле, картина приподнимает того, кто на нее смотрит. Нам пришлось бы приподняться на 10-15 футов от земли, чтобы перспектива стала идеальной. Таким образом, мы находимся в присутствии Божественного в центре, что передается различными путями. Не забывайте, что в 1498 году люди наблюдали картину в другом виде. Картина в ужасном состоянии, отчасти потому, что Леонардо экспериментировал сочетая масляную краску и темперу, в обстановке, где традиционно использовали фреску. Изображение стало портиться вскоре после его завершения. Да, в отличие от традиционной фрески, которую клали на влажную штукатурку, Леонардо рисовал на сухой. Краска не смогла прочно закрепиться на стене. К счастью для нас, картину сохранили. Таким образом, в некотором роде, это идеальное представление стиля Высокого Возрождения. Это попытка создать ощущение вечного и совершенного в условиях хаоса человеческой жизни. Верно. Слияние земного и божественного. Subtitles by the Amara.org community

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте . Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена» .

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса : правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке , поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы , габса и мастики , а затем писать по этому слою темперой .

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;
  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн ;
  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;
  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня » ), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа .

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним . Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса - три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие . В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской , а затем покрыл фреску лаком . Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Критика

Большинство художников (Леонардо да Винчи, Тинторетто и пр.) изображают апостолов, сидящих на стульях, что не соответствует восточным, палестинским традициям и только Александр Иванов изобразил сидящих правдиво - сидящих по-восточному.

Основная реставрация

В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна , а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

В массовой культуре

  • Роспись показана в документальном сериале «Жизнь после людей » - через четверть века многие элементы росписи сотрутся со временем, а через 60 лет без людей от фрески останется 15 процентов краски, да и то они зарастут мхом.».
  • В клипе на песню «Сиськи» группы Ленинград есть сцена, где показана пародия на картину.
  • В клипе песни "HUMBLE" исполнителя Kendrick Lamar также есть пародия на картину.
  • В конце пятьдесят пятой минуты (54 минут 48 секунд) фильма режиссера Нормана Джуисона "Иисус Христос - Суперзвезда " во время начала исполнения партии Иисуса в треке "Gethsemane" актеры на несколько секунд застывают в кадре, повторяя расположение Христа и аполстолов на росписи (без соблюдения вышеуказанного порядка расположения апостолов, найденного в записных книжках Леонардо да Винчи). Кадр завершается с первыми словами партии Иисуса: "The end is just a little...".

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан.

Тайная вечеря. Без преувеличения самая известная настенная роспись. Хотя увидеть вживую ее сложно.

Находится она не в музее. А в той самой трапезной монастыря в Милане, где когда-то и была создана великим Леонардо. Вас туда пустят только по билетам. Которые нужно покупать за 2 месяца.

Сама я фреску пока не видела. Но стоя перед ней, у меня бы завертелись в голове вопросы.

Зачем Леонардо понадобилось создавать иллюзию объёмного пространства? Как ему удалось создать таких разнообразных персонажей? Рядом с Христом – Иоанн или все же Мария Магдалина? И если изображена Мария Магдалина, то кто среди апостолов – Иоанн?

1. Иллюзия присутствия


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия. Wga.hu

Задумывал гармонично вписать своё произведение в окружающую обстановку. Он выстроил идеальную перспективу. Реальное пространство плавно переходит в пространство изображённое.

Тени от тарелок и хлеба указывают на то, что Тайная вечеря освещается слева. В помещении как раз окна слева. Посуда и скатерти тоже были написаны такие же, как и в самой трапезной.


Ещё один интересный момент. Чтобы усилить иллюзию, Леонардо потребовал замуровать дверь. На той стене, на которой должна была появиться фреска.

Трапезная была очень популярна в городе среди горожан. Через эту дверь носили еду из кухни. Поэтому настоятель монастыря настаивал ее оставить.

Леонардо рассердился. Пригрозив, что если тот не пойдёт ему на встречу, он напишет его Иудой… Дверь замуровали.

Еду начали носить из кухни по длинным галереям. Она остывала. Трапезная перестала приносить тот же доход. Вот так Леонардо создал фреску. Но закрыл доходный ресторан.

Но результат всех поразил. Первые зрители были ошеломлены. Создавалась иллюзия, что вы сидите в трапезной. А рядом с вами, за соседним столом – Тайная Вечеря. Что-то мне подсказывает, что это удерживало трапезничающих от чревоугодия.

Через какое-то время дверь вернули. В 1566 году трапезную вновь соединили с кухней. Ноги Христа были “срезаны” новым проемом двери. Иллюзия была не так важна, как горячая еда.

2. Грандиозная работа

Когда работа гениальна, кажется, что ее создателю не составило никакого труда ее создать. Ведь на то он и гений! Чтобы шедевры выдавать один за другим.

На самом деле гениальность в простоте. Которая создаётся тяжёлым умственным трудом. Леонардо подолгу стоял перед работой в размышлении. Пытаясь найти лучшее решение.

Уже упомянутого настоятеля монастыря это раздражало. Он пожаловался заказчику фрески. Людовико Сфорца. Но тот был на стороне мастера. Он понимал, что шедевры создавать не то же самое, что огород полоть.

Долгие размышления были не совместимы с фресковой техникой (росписью по мокрой штукатурке). Ведь она предполагает быструю работу. Пока штукатурка не высохла. После чего внесить изменения уже нельзя.

Поэтому Леонардо решил рискнуть. Нанося масляные краски на сухую стену. Так у него появилась возможность работать сколько угодно. И вносить изменения в уже написанное.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация. Wga.hu

Но эксперимент оказался неудачным. Через пару десятилетий от сырости краска начала отваливаться. Все 500 лет шедевр был на краю полной гибели. И до сих пор мало шансов, что наши потомки ее увидят.

3. Психологическая реакция

Такое разнообразие реакций персонажей нелегко далось мастеру. Леонардо понимал, что люди с разными характерами очень по-разному реагируют на одни и те же слова.

Собравшимся за одним столом в тавернах он рассказывал смешные истории или необычные факты. И наблюдал, как они реагируют. Чтобы потом наделить их жестами своих героев.

И вот мы видим, как отреагировали 12 апостолов. На неожиданные для них слова Христа “Один из вас предаст меня”.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

Варфоломей поднялся со скамейки и оперся на стол. В этом порыве видна его готовность действовать. Как только он расслышит, кто же предатель.

У Андрея совсем иная реакция. Он в лёгком испуге поднёс руки к груди ладонями к зрителю. Мол, это уж точно не ко мне, я чист.

А вот ещё одна группа апостолов. Уже по левую руку Христа.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

Иаков Заведеев ошарашен услышанным больше всех. Он потупил взгляд, пытаясь осознать услышанное. Раскрыв руки, он сдерживает подступивших Фому и Филиппа. Мол, подождите, пусть Учитель продолжает.

Фома при этом указывает на небо. Бог не допустит такого. Филипп же бросился уверять Учителя, что ему он может верить. Ведь он на такое не способен.

Реакции очень разные. До Леонардо такого никто никогда не изображал.

Даже у современников Леонардо такого вы не увидите. Как, например, у Гирландайо. Апостолы реагируют, разговаривают. Но как-то уж слишком спокойно. Однообразно.


Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1486 г. Фреска в Базилике ди Сан Марко, Флоренция, Италия. Wikimedia.commons.org

4. Главная загадка фрески. Иоанн или Мария Магдалина?

По официальной версии по правую руку Христа изображён апостол Иоанн. Но он изображён настолько женственным, что легко поверить в легенду про Марию Магдалину.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

И овал лица чисто женский с заострённым подбородком. И надбровные дуги слишком плавные. Еще и длинные тонкие волосы.

И даже реакция у него чисто женская. От услышанного ему/ей стало не по себе. Бессильно он/она прильнул(а) к апостолу Петру.

И руки у него/неё безвольно сложены. А ведь Иоанн до призвания Христом был рыбаком. То есть тем, кто тягал многокиллограммовую сеть из воды.

5. А где же Иоанн?

Иоанна можно идентифицировать по трём признакам. Он был моложе Христа. Как мы знаем, до призвания он был рыбаком. А ещё у него есть брат, тоже апостол. Так что ищем молодого, крепкого и похожего с ещё одним персонажем. Вот и два претендента.

Хотя все может быть гораздо прозаичнее. Двое персонажей похожи друг на друга, потому что художнику позировал один человек.

А Иоанн похож на женщину, потому что Леонардо был склонен изображать андрогинных людей. Вспомните хотя бы миловидного ангела с картины “Мадонна в скалах” или женоподобного “Иоанна Крестителя”.


Д оминиканский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тут находится знаменитая «Тайная вечеря» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — фреска работы Леонардо да Винчи.

Площадь перед храмом.

Вход к "ресепшену" музея слева от входа в храм.

Билетная политика странная. Число билетов ограничено. Они раскуплены за неделю вперед даже зимой, а летом могут быть раскуплены и за месяц вперед. Купить их можно ТОЛЬКО через интернет или по телефону (как оплачивают не знаю_. Прийти в монастырь и купить к примеру билеты на завтра или послезавтра нельзя даже технически. Т.уе с улицы просто так туда не попасть только заранее запланировав. зачем такие сложности мне не понятны.
Тем более что туда можно и в три раза больше запускать. Зал огромный, сидений - лавок там внутри море. А группы (точно не помню) но кажется лишь по 20 человек.
Билеты продают по времени. Не успел в свое время - опоздал, свободен. Когда одна группа заходит, другая стоит в тесном предбаннике плечом к плесу. причем предбанник огорожен только стеклянными стенами. У нас было два инвалида на колясках и мы стояли как св метро в час пик. А рядом закрытыми дверями большие пустые коридоры))) а если бы было три инвалида...))) страшно представить. Почему нельзя было стекляшку отодвинуть и запускать более большие группы мне не понятно совсем, тем более что билет не из дешевых.

Фреска изображает сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы.
Размеры изображения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Фотографировать там нельзя но если осторожно, бесшумно и без вспышки, то все получится))))

Напротив находится другая фреска «Распятие» Донато Монторфано, в несколько раз больших размеров (на всю стену). Которая совершенно "плоская".Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы. А через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать.

Эскизы Леонардо да Винчи.

В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена, затем как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза.

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.
После последней реставрации обнаружили у рукава Иуды солонку, которую он рассыпает на стол (это придает картине дополнительную динамику), ранее на фреске были просто складки его одежды (сказал экскурсовод).

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса — три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:


  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;

  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета), Петр и Иоанн ;

  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;

  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

15 августа 1943 г. трапезную разбомбила англо-американская авиация, однако фреска Леонардо чудом не пострадала.

Дворик в который попадаешь на выходе из сувенирного магазина монастыря.

Выход на площадь.

Соседние улочки.

Честно говоря, не в обиду, но смотреть там особо нечего. Экскурсия только на английском. Близко к фреске не подойдешь. Стоит пойти, чисто ради "посмотреть" на оригинал. так все и идут и совершенно не понятно, почему было не увеличить число туристов в каждой группе.

Инфа С) в основном с Википедии. Следующий пост будет про вечерний Милан.