Туризм Визы Испания

Кафедральный собор мюнхена. Церковь Frauenkirche (Дрезден). Фрауэнкирхе (церковь Богородицы): описание, история. Собор Пресвятой Девы Марии

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), официальное название нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) — самый высокий собор в МюнхенеВ 2004 году на референдуме было принято решение, запрещающее строительство в городе зданий выше 99 метров. Почему именно 99 метров? Да потому, что такова высота самого высокого собора и символа города - Собора св. Богородицы , или, как его чаще называют, Фрауэнкирхе . На момент окончания строительства (в 1525 году) в соборе могло поместиться 20 тысяч человек, в то время как население Мюнхена составляло лишь 13 тысяч. Конечно, размеры Фрауэнкирхе поражают и сейчас, а о том, какое впечатление произвела церковь на своих современников, легко догадаться.




Фрауенкирхе - это бескомпромиссная готика. Чистая, надменная, ясная. А к ней в избалованной барокко Баварии не привыкли. Когда пройдешься по нарядной улице Кауфингерштрассе с ее роскошными магазинами, а потом неожиданно окажешься под гулкими и пустынными сводами собора, становится не по себе.
Готика - это величие пространства, строгость линий. Главный собор города возвели в эпоху средневековья, хотя в его архитектуре уже чувствуется приближение Возрождения. Массивность сооружения смягчают купола-луковицы - «романские шлемы». Собор строили на протяжении 26 лет и освятили в 1494 году, незадолго до начала Реформации. Тогда же в Баварии был основан первый университет, а в Мюнхене напечатана первая книга.

"Здесь как-то голо!", - испуганно шепчет какая-то туристка мужу. Она скептически оглядывает массивные колонны собора Фрауенкирхе, пока ее взгляд наконец не останавливается на длинном облачении Райнхарда Беренса. Смотритель собора Беренс уже знает, что за этим последует - женщина подойдет к нему и задаст классический вопрос: «Это что, протестантская церковь?» В этом вопросе слышится явное разочарование.
Почему мюнхенский собор Фрауенкирхе выглядит таким чопорным? Почему люди избегают заходить в храм, который считается символом города? Местные католики предпочитают храмы поуютней, да и мало кому из туристов по нраву его аскетичность. Райнхард Беренс терпеливо объясняет, что не все католические храмы в Баварии построены в стиле барокко. Что его собор не похож на нарядные церквушки с игривой лепниной и росписями на потолке, с ангелочками, с высокими алтарями и сверкающими дароносицами.

Но еще более знаменитой церковь стала благодаря следу дьявола на полу собора. Легенда объясняет это договором между сатаной и архитектором, при котором последний должен построить храм без окон, который должен всегда быть освещен, и тогда дьявол не будет вмешиваться в его работу. Когда строительство было окончено, архитектор показал храм, в котором не было ни единого окна, и в то же время был светел, как днем. Дьявол рассердился и топнул ногой, после чего на полу собора остался след от его правой ноги.

Считается, что если наступить на этот отпечаток во время пребывания во Фрауэнкирхе, то весь последующий год будет на удивление удачным.

Вообще-то легенд было сразу две. По первой легенде, когда собор был построен, но не освящен, слонялся в этих местах сам Дьявол. За каким-то чертом, простите за тавтологию, занесло его в церковь. Зашел он в притвор - а там, если посмотреть на фотографию, есть место такое, где окна скрыты колоннами - и стал хохотать над незадачливыми строителями, которые так облажались, соорудив храм без окон. Ржал Сатана и ногой притоптывал. Так появился след черной пятки. Когда церковь освятили, стал туда валить народ. Сатана заинтересовался, снова прискакал, да увидел, что окна у церкви таки имеются, да еще какие! Рассвирепел демон, обратился ураганом и попробовал снести собор. Но силенок адовых не хватило. С тех пор все не унимается дьявол и иногда закручивается смерч возле ворот, да тщетно.

По второй легенде заключил Дьявол с архитектором церкви Гангхофером пакт. Со стороны Сатаны обещалась всяческая помощь в постройке здания, архитектор в свою очередь пообещал душу первого человека, который войдет в церковь. После завершения строительства хитроумный архитектор привел Сатану на то самое место в притворе и упрекнул "партнера", что он, дескать, натурально лоханулся и построил церковь без окон, и что хрен он получит, а не душу. Сатана распсиховался и коптыцем топ! Но поздняк метаться, контракт расторгнут!

Само кирпичное здание, построенное в стиле поздней готики, более ста метров в длину, 40 метров в ширину и почти 37 метров в высоту. По размерам почти, как дачка Шойгу, но скромнее, конечно. Интерьер церкви не создает впечатления бесконечного пространства, скрываемое 22 шестиугольными колоннами:

Интерьер очень аскетичен, но светел и легок, чего не ожидаешь от готических церквей.

Витражи показывают прихожанину различные сценки из жизни девы Марии:

Во Фрауенкирхе не заигрывают с паствой и не укорачивают службы. Доминиканцы или иезуиты из других католических храмов Мюнхена вольны гоняться за своими прихожанами. «Мы не ждем аплодисментов. Храм - это не балаган, - говорит церемониарий Антон Хеклер. - Месса во Фрауенкирхе - пример для подражания». Здесь служат по всем канонам. Ведь если в каждом храме будут действовать по собственному усмотрению, что станет с единством церкви?

По воскресеньям в соборе, рассчитанном на 20 тыс. человек, набирается от силы 100-200 прихожан. Вечерню служат в крохотной часовне для 15-20 старушек. При этом баварское телевидение транслирует в прямом эфире главные мессы. Так что Вольфгангу Хуберу, настоятелю храма, хватает забот и с их подготовкой, и с визитами международных делегаций. В конце концов, Фрауенкирхе никогда не была «народной» церковью. Она - символ герцогской власти.

Барочную музыку исполнять здесь невозможно. Из-за мощного эха звуки сливаются, и получается какофония. «Бах у нас бьет по ушам», - улыбается регент. Акустика во Фрауенкирхе такова, что за музыкальными произведениями с быстрым темпом «пространство просто не поспевает». Но стоит зазвучать грегорианским хоралам или мессе Моцарта, становится ясно, на что способна здешняя капелла. Когда горят бесчисленные свечи и от ладана густеет воздух, в этих стенах ощущаешь незримое присутствие Святого Духа. В такие мгновения раскрывается истинная сила собора, красота церковной службы, будто ты перенесся в Венецию ХVII века, в знаменитый собор Святого Марка.

Главный орган в западной эмпоре. Построен в 1994-м году. Выглядит модерново:

Начиная с XVI века здесь венчали и хоронили правителей Баварии, герцогов Виттельсбахов. На площади перед собором набирали войско, а настоятелей Фрауенкирхе назначал сам герцог. Собор верой и правдой служил власти, его могучие своды и мощные башни, устремленные в небо, были символом непобедимости баварских правителей. Уже его предшественница Мариенкирхе, возведенная на этом месте в XIII веке, была домовой церковью герцогов.
Простой же люд молился в церкви Святого Петра - любимом в народе и самом старом храме города. Мюнхенцы до сих пор не могут смириться с тем, что он остается в тени привилегированной Фрауенкирхе.
Каждому, кто разглядывает старые гравюры, обязательно бросается в глаза «светскость» собора. Надгробие Людвига Баварского - самого знаменитого представителя Виттельсбахов за все 8 веков существования рода, воздвигли прямо перед главным престолом, почти загородив его. Да еще водрузили сверху национальный флаг Баварии.

Кенотаф (символическая могила без останков) Императора Баварского Людвига. Останки императора находятся здесь же в крипте церкви:

Кенотаф построен в 1622-м году по заказу герцога Альбрехта четвертого. Во главе ансамбля находится бронзовая статуя самого Альбрехта, из чего становится ясно, что Альбрехт энтот не такой уж и ровный пацан с уважухой к старшакам, а просто самовлюбленный эгоист, торгующий своей образиной на могиле авторитетного пацана в законе Людвига:

В столице Баварии, Мюнхене, мы пробыли всего сутки, поэтому кому-то (кто этот замечательный город знает лучше) мой рассказ покажется поверхностным и стандартным. Не спорю, что в Мюнхене огромное количество достопримечательностей, музеев, памятников истории и архитектуры, и обойти их за один день просто физически невозможно. Но получить общее представление, ознакомившись с так называемыми «визитками», можно.

Итак, я расскажу о тех достопримечательностях, которые, на мой взгляд, можно назвать главными визитками Мюнхена (да простят меня остальные туристы, посещавшие данный город, но этот список составлен на мой вкус - что-то очень важное сюда, возможно, не попадет, а что-то, напротив, кто-то посчитает не заслуживающим внимания).
Начнем, конечно, рассказ о Мюнхене с главного его собора - Собора Пресвятой Девы Марии или, как называют его сами мюнхенцы, Фрауэнкирхе. Собор был построен в 15 веке на месте более ранней церкви - часовни, посвященной Святой Деве Марии - Мариенкапеллы (Marienkapelle), возведенной еще в 12 веке в романском стиле. Здание это примечательно тем, что, во-первых, это самое высокое строение в городе. При том, что это крупный промышленный и научный центр Германии и третий по размерам город страны, здесь вы не увидите небоскребов и высотных зданий. В 2004 году в Мюнхене даже проводился референдум, согласны ли жители, чтобы в городе запрещалось строительство зданий выше Фрауэнкирхе. Подавляющим большинством жители города выразили свое согласие, чтобы собор и впредь был самым высоким зданием Мюнхена. Во-вторых, собор хоть и построен в стиле поздней готики, в его архитектуре много необычного, не характерного для этого стиля, что делает его уникальным. В-третьих, с собором связано немало легенд, что придает ему особую романтику и ореол тайны.


Одна из легенд связана с причинами строительства собора. Согласно преданию, в небольшой капелле, стоявшей на этом месте раньше, всегда собиралось очень много людей, так что нельзя было даже пошелохнуться. Во время одной из служб маленькой девочке стало плохо, но вынести ее на улицу не успели, так церковь была битком набита людьми, и девочка умерла. Растроганные жители города и герцог Сигизмунд, который был сеньором здешних земель, решили построить новый вместительный храм, в котором такого не могло бы произойти, и который мог бы вместить всех желающих.


Воля герцога и горожан стала быстро воплощаться в реальность: на немалые пожертвования самого Сигизмунда и зажиточных бюргеров в течение всего двух десятков лет было построено огромное здание, которое и сегодня поражает своим размерами. Оно могло вместить около 20 тысяч человек, в то время как население города в средние века не превышало 15 тысяч человек.


Архитектором собора назначили Йорга фон Хальсбаха (J?rg von Halsbach), имевшего прозвище Гангхофер (Ganghofer). Именно он предложил построить не совсем обычный храм, лишенный традиционных для готики декоративных излишеств, ему же принадлежала идея возводить собор из кирпича, что тоже было редкостью для готической архитектуры, хотя строительство из кирпича было и быстрее, и дешевле.


С окончанием строительства связана интересная легенда. Поговаривали, что построить такой большой собор в столь короткий срок архитектору помог не кто иной, как сам дьявол. У архитектора была заключена сделка с дьяволом, что тот поможет ему построить невиданный собор, а в обмен на это архитектор отдаст ему свою душу. На том и порешили. И вот собор построен, дьявол пришел принимать собор, но архитектор заявил, что свою часть договора дьявол не выполнил, так как у собора есть один существенный недостаток - у него совсем нет окон. Дьявол разозлился и топнул ногой, оставив такой след.


На самом деле окна, конечно же, в соборе есть, их украшают прекрасные витражи, и через них во внутренний огромный зал собора проникает свет.


Почему же дьявол не увидел их? Если вы не побоитесь, и встанете на то же самое место, то вы также не увидите ни одного окна. Дело в том, что все внутренне пространство собора пересекается двумя рядами белоснежных восьмиугольных колонн. Сливаясь, они как бы образуют стену, и создается впечатление, что собор построен без единого окна.


Как бы то ни было, рассерженный дьявол, видимо, так и не простил архитектора, перехитрившего его. Едва закончив строительство основного здания, архитектор умер. Единственное, что он не успел увидеть - как на башни будут водружены купола. Похоронили архитектора под северной башней собора. Только спустя 40 лет была поставлена точка в строительстве - башни были увенчаны куполами, опять же, необычной для готики формы. Луковичная форма куполов скорее напоминает романские соборы Византии. Вначале планировалось установить типичные для готических соборов заостренные шпили, но потом архитектор решил увенчать башни куполами, копирующими купол храма Гроба Господня в Иерусалиме. Потом такие купола стали называть «вельшскими», и они стали достаточно распространенными в южной Германии, а также в Австрии.


Когда мы были в Мюнхене, одна из башен была закрыта на реставрацию, поэтому впечатление было несколько подпорчено, но учитывая, что они практически одинаковые, можно в целом представить, какое колоссальное впечатление производит Собор во всем его величии. Башни собора, действительно, почти одинаковые, различаются они только высотой - всего 13 сантиметров (где-то пишут 12, где-то 15). Объясняют такую разницу происками все того же дьявола, подглядывавшего за строительством и отвлекавшего рабочих, которые и допустили такую погрешность.
Еще один элемент наружного «декора» собора - это размещенные на стенах плиты. На самом деле, это надгробия. Раньше вокруг собора находилось кладбище, потом оно было снесено, а надгробиям не нашлось лучшего места, как на стенах собора. Можно провести целую экскурсию, читая надгробные эпитафии, имена давно ушедших жителей города и даты их жизни.


Внутри храм производит особенное впечатление. Зал на самом деле очень большой, но из-за рядов колонн он кажется узким, как длинный коридор. Внутреннее убранство поражает строгостью и аскетизмом. Здесь нет традиционных росписей, фресок, лепнины, богатого декора. Все выполнено в белом цвете - строго, сдержанно, даже может возникнуть впечатление, что это лютеранский храм. Из декора - только изящная кремового цвета «паутина» на потолке, лаконичные светильники и «парящее» в белоснежном пространстве храма распятие.



Легкое, воздушное, совсем не подавляющее внутреннее пространство, которое больше напоминает сказочный дворец, чем готический храм. Правда, многие уходят отсюда разочарованными, ожидая от главного собора роскоши и богатства внутреннего убранства. Но на мой вкус здесь все невероятно гармонично, легко, и это один из самых интересных и незабываемых соборов, которые я видела в Европе. Очень гармонично вписывается сюда и современный орган, выполненный в стиле модерн в 1994 году.



Вдоль стен расположены маленькие «комнаты» - капеллы, отгороженные решетками - в каждой капелле находится икона и скамейки, каждая такая капелла принадлежала одной из богатых семей Мюнхена, куда ее представители могли приходить и молиться в некотором уединении. Как я уже говорила, многочисленные окна собора, которые не заметил дьявол, украшены витражами со сценами из священного писания, с портретами святых и прочими традиционными сюжетами.


Собор изначально создавался как усыпальница представителей династии Виттельсбахов, правивших в Баварии, и некоторое время во всей Священной Римской империи. Некоторых правителей из этой династии хоронили прямо в соборе в специальной крипте за алтарем, рядом с баварскими кардиналами и архиепископами. Некоторые Виттельсбахи похоронены в других храмах Мюнхена: в более нарядных и парадных Церкви св. Михаила и Театинеркирхе, иногда сердце умершего хоронили отдельно в капелле Альтёттинга. Самое известное надгробие собора принадлежит Людвигу VI Баварскому. Это был самый известный и могущественный король из династии Виттельсбахов. О его могуществе говорит тот факт, что ему под силу было даже сместить неугодного ему папу римского, и назначить на его место другого. На самом деле этот черный известняковый монумент - кенотаф («пустышка»), а не надгробие, так как похоронен император внизу, в крипте.


Стоит сказать, что отношение к Фраункирхе у самих мюнхенцев неоднозначное. Связано это с тем, что собор изначально имеет скорее официозно-представительное предназначение, так и не получив статуса «народного». Народным же считается другой храм Мюнхена, расположенный недалеко - церковь Святого Петра.


Перед собором обязательно обратите внимание на необычный фонтан - по форме он напоминает то ли сиденья, то ли грибочки. Его построил архитектор Йозеф Хейзельманн в 1972 году специально к проводимым здесь Олимпийским играм, и называется это необычное произведение «Беннобрюннлйян». Чаша фонтана окружена небольшими каменными блоками, на которых можно посидеть в тени в жаркую погоду, смочив ноги, а потом двинувшись в путь к новым интересным открытиям.


Продолжение следует...

Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, также называемый Фрауэнкирхе (Frauenkirche), является одним из символов Мюнхена, а также самым высоким храмом города (99 метров). На собрании городских властей в 2004 году было принято решение запретить строительство зданий выше него.

Собор располагается неподалеку от площади Мариенплатц. История постройки имеет непосредственное отношение к монархической династии Виттельсбахов. Собор, помимо прямого назначения, должен был использоваться правителями Баварии как фамильный склеп.

Интерьер собора удивляет тем, что он выполнен в светлых тонах: обычно в средневековых готических храмах царит более мрачная атмосфера. Сквозь цветные витражи с изображениями святых льется дневной свет. 22 колонны держат свод здания. Когда стоишь у входа, окон из-за за колон почти не видно и кажется, будто свет струится из ниоткуда. Все это создает неожиданное ощущение простора и легкости. Внутри внимание привлекает надгробный памятник императору Священной Римской империи Людвигу IV Баварскому. Он украшен символикой династии и скульптурами коленопреклоненных рыцарей. Также стоит обратить внимание на украшенную барочной лепниной арку Бенно в центральном нефе у хоров. Имя этого святого также носит фонтан напротив входного портала. В том же стиле оформлен главный алтарь, расписанный изображением вознесения Девы Марии.

В одной из плиток каменного пола прямо у входа в собор имеется отпечаток ступни. С ним связано несколько легенд. Считается, что след оставил сам дьявол, пробравшийся в церковь в день окончания строительства. Не увидев окон, он расхохотался и ударил ногой. По другому преданию, архитектор заключил с нечистым договор о том, что тот поможет ему строить здание в обмен на душу первого прихожанина. В день завершения отказался выполнять условие, указав на отсутствие окон. Дьявол топнул от злости.

На обзорную площадку Южной башни можно подняться на лифте, однако до лифта придется пройти по лестнице. Проход на башню осуществляется с 1 апреля по 31 октября. В католические праздники в соборе проводятся богослужения.

Фотографии Фрауэнкирхе




Время работы: с субботы по среду с 7.00 до 19.00, в четверг с 7.00 до 20.30, в пятницу - с 7.00 до 18.00. Стоимость билетов: вход в собор бесплатный. Подъем на башню стоит 3 евро для взрослых, для детей – 1,5 евро. Как добраться: рядом находится станция метро Marienplatz. Адрес: Frauenplatz 12, 80331 München, Германия Сайт.

Мюнхен – столица Баварии и один из крупнейших населенных пунктов Германии. Помимо исследовательского и промышленного потенциала, город может похвастаться культурными ценностями, что создает широкий простор для туризма. Особое место среди всех достопримечательностей города занимают храмы, соборы и мечети Мюнхена.

Церковь Петерскирхе

Основа церкви была заложена еще в XI веке, что делает ее практически ровесником города. Петерскирхе – это великий памятник архитектуры, насчитывающий более 600 лет истории и совмещающий в себе 4 разных стиля: романский, готический, барокко и рококо.

Интерьер Peterskirche радует не меньше: стены молочного цвета и потолочная фреска изумительной красоты приковывают взгляды.

Одно из центральных мест в церкви занимает фигура Святого Петра и алтарь Девы Марии, который представляет собой композицию из нескольких статуй.

Храм расположен на Мариенплац – главной площади города. На вершине часовни находится смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на Мюнхен.

Собор Пресвятой Девы Марии

Frauenkirche – Собор Святой Богородицы, жемчужина готической архитектуры. Строительство началось в 1468 году, а завершить его удалось лишь в 1525 г.

Обилие белых колонн и отсутствие окон делают интерьер храма неповторимым. Роспись на алтаре иллюстрирует вознесение Девы Марии. На стенах можно наблюдать могильные плиты, которые были перенесены с закрытого кладбища вблизи церкви. Готический облик дополняет «след дьявола» – темный отпечаток ботинка, расположенный на одной из плит собора.

Фрауэнкирхе является самым высоким собором в Мюнхене благодаря своим башням, достигающим 99 м в высоту. Колокольни соединяются с протяженным нефом, который покрыт красной черепицей и многим напоминает Ноев ковчег.

После референдума, проведенного в 2004 году, введен временный запрет на строительство зданий выше 100 м, поэтому на смотровой площадке колокольни открывается лучший вид на город.

Католическая церковь Театинеркирхе

Театинеркирхе – католическая церковь коллегиального типа, которая носит имя Святого Каетана. Строительство церкви происходило в 1663-1690 годы, однако фасад здания оставался незавершенным на протяжении 100 лет в силу разногласий среди архитекторов. Переднюю часть фасада украшает 2 герба: герб Баварии и герб Речи Посполитой.

При проектировании храма за образец была взять церковь театинцев в Риме, а выдержано все было в стиле позднего итальянского барокко. Внутреннее убранство Theatinerkirche выполнено в светлых тонах с преобладанием белых колонн. Интерьер украшен детализированной лепкой, а контраст создают элементы из темного дерева.

Церковь Людвигскирхе

Людвигскирхе – университетская церковь Святого Людвига. Строительство храма одобрил Людвиг I в 1829 году. Нестабильная политическая и экономическая обстановка того времени позволила завершить проект только в 1844 году.

Снаружи церковь выделяется башнями-близнецами, нефом в форме креста и крышей, которая украшена мозаикой. Внутри находится знаменитая фреска «Страшный суд», которая занимает второе место в мире по размерам. Стоит обратить внимание на фигуры Иисуса и евангелистов.

Asamkirche – церковь, построенная братьями Азам в честь Святого Иоанна Непомука. Официальное название церкви связано с именем священника, однако в народе ее называют «Азамкирхе», прославляя фамилию талантливых архитекторов. Храм уникален тем, что занимает меньшую площадь по сравнению с другими подобными сооружениями. Изначально церковь была частной и лишь спустя некоторое время стала общедоступной. Вход в храм украшен статуей Иоанна Непомука с ангелами.

Авторы проекта не ориентировались на католические архитектурные каноны. Внутри все напоминает скорее дворцовые интерьеры: обилие скульптур, использование позолоты и достаточно яркое оформление в целом. Особого внимания заслуживает роспись потолка с сюжетами из жизни Святого Иоанна.

Jesuitenkirche St. Michael – церковь, построенная для ордена иезуитов в XVII веке и является одним из самых красивых зданий эпохи ренессанса. Внешний вид церкви напоминает классическое оформление городской ратуши. Верхнюю часть фасада занимает фигура Иисуса Христа, а на входе можно увидеть статую Святого Михаила.

Церковный зал довольно большой и ощущение масштабности усиливается за счет белоснежных стен. Под алтарем, в подземной часовне расположен Виттельсбахский склеп, где похоронен Вильгельм V и другие представители династии. Рядом находится реликварий, где хранятся христианские реликвии.

Отличная акустика помещения хорошо передает звуки органной музыки во время концертов (расписание можно узнать на сайте). В канун Рождества церковь пользуется популярностью и часто входит в экскурсионные маршруты.

Церковь Лукаскирхе

Лукаскирхе – протестантская церковь, расположенная на берегу реки Изар. Строительство храма происходило в 1893-1896 годах. Архитектор Альберт Шмидт придал постройке черты романского стиля и явно вдохновлялся готикой. Привычный для данных построек дизайн дополняется двумя башнями и высоким куполом (64 м). Церковь Святого Луки (Lukaskirche) имеет неповторимый интерьер и может похвастаться красочными витражами – единственным элементом, который пострадал во время войны. У алтаря можно наблюдать роспись, которая изображает погребение Христа.

Храм Святого Павла

Paulskirche – католическая церковь имени Святого Павла, которая относится к приходу Людвигсфорштадта. Возведение церкви началось в 1896 году и завершилось в начале XX века. Архитектор Георг фон Хауберриссер выдержал образ здания в неоготическом стиле.

Фасад украшен характерными скульптурами, что свойственно готическим постройкам. Паульскирхе имеет одну из самых высоких (97 м) башен среди храмов Мюнхена, поэтому неудивительно, что тут обустроена смотровая площадка.

Интерьер церкви также достоин внимания – просторный зал окунает в средневековую атмосферу. Нелишним будет увидеть архитектурную композицию «Несение креста», созданную скульптором Георгом Бушем. Выполненная в цвете скульптура прекрасно иллюстрирует одну из последних страниц жизни Христа.

Католическая церковь имени Святого Бенно возведена в конце XIX века архитектором Леонхардом Ромейсом. Храм занимает достойное место среди других религиозных строений, выполненных в неороманском стиле.

Башни высотой 63 м дополняют величественный образ строения.

Среди особенностей интерьера стоит выделить точную копию Венецианской мозаики.

После бомбардировок 1944 года церковь удалось восстановить в первозданном виде, однако оригинальные фрески были утрачены.

На подворье церкви можно найти алюминиевую статую рыбы с ключом: легенда гласит, что епископ Бенно выбросил ключ от храма в реку Эльбу, а позднее обнаружил его в брюхе поданной ему на обед рыбы.

Храм Святого Максимилиана

Церковь Святого Максимилиана была первой католической церковью в Мюнхене и располагается на берегу реки Изар. Строительство происходило с 1892 по 1908 годы. Отличительной чертой храма был неороманский стиль и две высокие башни.

Оригинальные восьмиугольные шпили башен были уничтожены во время Второй мировой, а восстановили их в упрощенном варианте.

Внутренняя обстановка примечательна наличием арок и скульптурным ансамблем у алтаря.

Готический храм Святого Марка

St. Markus – лютеранская церковь, построенная во время бурного роста населения Мюнхена в XIX веке. Непримечательное на первый взгляд здание выделяется наличием механических часов на каждой грани башни и узкими окнами. В интерьере церкви преобладают светлые тона. В остальном архитектурные решения довольно типичны для неоготического стиля. Церковь Святого Марка выполняет одновременно несколько функций:

  • штаб-квартира руководителя церковного региона в Мюнхене;
  • приходская церковь;
  • церковь для студентов вузов Мюнхена.

Храм Святого Иосифа

St. Joseph Kirche – католическая церковь, названная в честь мужа Девы Марии. Строительство храма началось в 1898 году и длилось 4 года. Фасад здания встречает посетителей большими арками и высокой башней, соединенной с базиликой.

Для колокольни еще в 60-е годы XX века были отлиты сразу несколько колоколов. Самый тяжелый из них – колокол Святой Троицы, который весит почти 3 тонны.

Днем окна церковного зала пропускают большое количество света и прекрасно освещают интерьер. Стены храма украшены небольшими статуями, а у алтаря можно наблюдать иконы с образами святых.

Католическая церковь Святого духа

Церковь Святого Духа (Heilig-Geist-Kirche) – католическая церковь, возведенная в начале XIV века. Прародителем храма стал госпиталь, с которым соседствовала капелла Святой Екатерины. Именно на ее месте была в итоге построена новая церковь.

Изначально церковь Святого духа имела черты готического стиля, но вследствие многочисленных войн и реконструкций окончательный облик приобрел также черты необарокко.

Классический неф совмещен с высокой башней. Внутренний интерьер примечателен лепниной, выполненной братьями Азам, и потрясающими потолочными фресками. На алтаре церкви помещен чудотворный образ Божией Матери.

Аббатство расположено в центре Мюнхена, что достаточно необычно для монастыря подобного типа. Строительство происходило в XIX веке на территории бывшего монастыря Святого Бенедикта.

Фасад здания встречает колоннами, а по бокам расположены статуи Святого Петра и святителя Бонифация.

В верхней части фасада находится портрет архитектора – такой случай является скорее исключением для религиозных сооружений.

Образ здания соответствует византийскому стилю. Внутри церковного зала можно увидеть внушительное количество высоких колонн, которые визуально расширяют пространство. Внутренняя роспись после повреждений в 1945 году была восстановлена современными мастерами лишь частично.

В аббатстве похоронен король Людвиг I вместе со своей женой Терезой.

Мюнхен – сердце туризма Баварии

В Мюнхене находится впечатляющее количество уникальных церквей и соборов, которые являются памятниками культуры. Посетив город, вы получите возможность на наглядном примере изучить архитектуру XII–XX веков во всем ее многообразии. Тем, кто планирует свой отпуск на 2019 год, рекомендуем рассмотреть вариант посещения Мюнхена.

Мюнхенский собор: Видео

ФРАУЭНКИРХЕ

Символ города – позднеготическая Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), официальное название нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) - самый высокий собор в Мюнхене. С 1821 года главная церковь вновь созданного архиепископата Мюнхен-Фрайзинг.
Строительство собора было начато в 1466 году и закончено в 1525 году (1466-1492 архитектор Йоргом фон Хальсбахом, известный также как Гангхофер). Собственно сам собор был построен быстро, а вот башни были достроены почти столетие спустя.
В соборе могли найти себе место до 20 000 прихожан, в то время как на момент окончания строительства население Мюнхена составляло всего 13 000 человек. В наше время собор вмещает около 4000 человек сидя, благодаря установленным там в последние годы лавкам для прихожан.
Однако внутри собор не производит впечатления огромного сооружения, так как 22 колонны, поддерживающие крышу, создают иллюзию значительно меньшего пространства.
Высота собора составляет 99 метров. По решению референдума, состоявшегося в 2004 году, в Мюнхене временно запрещено строить здания выше Фрауэнкирхе, то есть выше 100 метров.
Одна башня выше другой на 12 см. По первоначальному замыслу их должны были венчать шпили как у Кельнского собора, но из-за нехватки денег возвели купола, стилистически не соответствующие собору.
Длина собора - 109 м, ширина - 40 м. Внутреннее убранство трехнефной церкви было частично утрачено во время Второй мировой войны. Сохранились великолепные скамьи хоров, выполненные Эразмом Грассером в 1502 году, гробница Людвига IV Баварского из черного мрамора, алтарь св. Андрея и картины Яна Полака. Хотя богатый готический интерьер собора был частично уничтожен, частично вынесен еще в эпоху контрреформации.
В крипте похоронены представители династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbach), правивщей в Баварии и Пфальце
Церковь представляет собой бедное украшенное, но больших размеров кирпичное здание. Она пятинефная, зальной системы, без трансепта, но снабжена хоровым обходом и двумя западными башнями. Ее вдвинутые внутрь контрфорсы и по продольным сторонам обратились в ряды часовен необычайной высоты. На их восьмигранных столбах без капителей покоятся служебные колонны, которые разветвляются в богатые сетчатые своды. Строгая, но светлая церковь типична для баварского кирпичного стиля XV столетия.


Teufelstritt, отпечаток дьявола. По легенде строитель церкви заключил сделку с дьяволом, что в церкви не будет окон, а дьявол поможет построить здание. Но дьявол был обманут умным архитектором. Церковь была уже освящена и дьявол мог стоять только около входа, а с этого места окна не были видны из-за колонн. Дьявол в бешенстве топнул ногой и оставил отпечаток, где у пятки виден след хвоста.


Алтарь.


Потолок.


Орган.


Гробница императора Священной Римской империи Людовика IV работы Hans Krumpper.


Алтарь св. Андрея.

Статья из журнала GEO, №12, 2006 г.

Собор Баварской Богоматери
Символ Мюнхена – собор Фрауенкирхе. Никто не откажет ему в величественной и холодной готической красоте. Но мюнхенцы предпочитают другие церкви.
Останки баварских архиепископов покоятся в крипте мюнхенского кафедрального собора Фрауенкирхе. В сводчатом помещении под алтарной частью по традиции хоронили священнослужителей и аристократов.
"Здесь как-то голо!", – испуганно шепчет какая-то туристка мужу. Она скептически оглядывает массивные колонны собора Фрауенкирхе, пока ее взгляд наконец не останавливается на длинном облачении Райнхарда Беренса. Смотритель собора Беренс уже знает, что за этим последует – женщина подойдет к нему и задаст классический вопрос: «Это что, протестантская церковь?» В этом вопросе слышится явное разочарование.
Почему мюнхенский собор Фрауенкирхе выглядит таким чопорным? Почему люди избегают заходить в храм, который считается символом города? Местные католики предпочитают храмы поуютней, да и мало кому из туристов по нраву его аскетичность. Райнхард Беренс терпеливо объясняет, что не все католические храмы в Баварии построены в стиле барокко. Что его собор не похож на нарядные церквушки с игривой лепниной и росписями на потолке, с ангелочками, с высокими алтарями и сверкающими дароносицами.
Фрауенкирхе – это бескомпромиссная готика. Чистая, надменная, ясная. А к ней в избалованной барокко Баварии не привыкли. Когда пройдешься по нарядной улице Кауфингерштрассе с ее роскошными магазинами, а потом неожиданно окажешься под гулкими и пустынными сводами собора, становится не по себе.
Готика – это величие пространства, строгость линий. Главный собор города возвели в эпоху средневековья, хотя в его архитектуре уже чувствуется приближение Возрождения. Массивность сооружения смягчают купола-луковицы – «романские шлемы». Собор строили на протяжении 26 лет и освятили в 1494 году, незадолго до начала Реформации. Тогда же в Баварии был основан первый университет, а в Мюнхене напечатана первая книга.
Фрауенкирхе – один из последних памятников эпохи, когда Западная церковь была единой. Это лаконичный и суровый храм. Средства тут подчинены цели, в отличие от иезуитского барокко, где цель принесена в жертву средствам. Строгий набожный дух средневековья не терпел вычурности и оперных эффектов.
Барочную музыку исполнять здесь невозможно. Из-за мощного эха звуки сливаются, и получается какофония. «Бах у нас бьет по ушам», – улыбается регент. Акустика во Фрауенкирхе такова, что за музыкальными произведениями с быстрым темпом «пространство просто не поспевает». Но стоит зазвучать грегорианским хоралам или мессе Моцарта, становится ясно, на что способна здешняя капелла. Когда горят бесчисленные свечи и от ладана густеет воздух, в этих стенах ощущаешь незримое присутствие Святого Духа. В такие мгновения раскрывается истинная сила собора, красота церковной службы, будто ты перенесся в Венецию ХVII века, в знаменитый собор Святого Марка.
В певческой школе при храме учатся 300 детей. В соборе, где служил капельмейстером Орландо ди Лассо – великий композитор Возрождения, недопустимы фальшивые ноты. Для регента Ниса это искусство, а не ремесло. А коли прихожане не способны держать высокую певческую планку, то пусть лучше помалкивают.
Во Фрауенкирхе не заигрывают с паствой и не укорачивают службы. Доминиканцы или иезуиты из других католических храмов Мюнхена вольны гоняться за своими прихожанами. «Мы не ждем аплодисментов. Храм – это не балаган, – говорит церемониарий Антон Хеклер. – Месса во Фрауенкирхе – пример для подражания». Здесь служат по всем канонам. Ведь если в каждом храме будут действовать по собственному усмотрению, что станет с единством церкви?
Хеклер, внешне смахивающий на известного американского актера Джина Хэкмана, включает свой ноутбук и начинает подсчитывать, во что обойдется приходу причастие 400 верующих. Хеклер – режиссер и постановщик в одном лице. Он определяет, кто из служек вынесет покров на чашу, а кто споет «Верую». Он следит за всем – от выбора сосуда для облаток до драпировки риз. Он выговаривает причетникам за джинсы, торчащие из-под стихарей, а чтецам за плохую артикуляцию.
Хеклер ратует за продолжение реформ католической церкви, которым 40 лет назад положил начало II Ватиканский собор. Увы, «косному сознанию непонятен возвышенный блеск благородной простоты». Скажем, облачение священников в обычных церквях по-прежнему смахивает на какой-то аляповатый нагрудник. Во Фрауенкирхе священники носят скромное одеяние.
Мюнхенцев сочетание готики и современных тенденций заводит в тупик. Хоры во Фрауенкирхе, по их мнению, расположены слишком низко, алтарь недостаточно пышно украшен, а кресло епископа совсем не похоже на трон. Даже кафедры, с которой должны звучать берущие за душу проповеди, здесь нет.
Была бы на то воля самого Хеклера, он пошел бы еще дальше. Убрал бы из собора скамьи, которые только препятствуют единению верующих: пусть прихожане стоят во время богослужения. Преломлял бы настоящий хлеб вместо облаток и причащал бы евхаристическим вином не только духовенство, но и всех верующих, как в обрядах древней церкви. (Прим. Причем тут древняя церковь. Все это исполняется в наших православных церквях. ) Но тогда, опасается он, к ним вообще перестанут ходить. Мюнхенцы и без того редко заглядывают во Фрауенкирхе. По воскресеньям в соборе, рассчитанном на 20 тыс. человек, набирается от силы 100–200 прихожан. Вечерню служат в крохотной часовне для 15–20 старушек. При этом баварское телевидение транслирует в прямом эфире главные мессы. Так что Вольфгангу Хуберу, настоятелю храма, хватает забот и с их подготовкой, и с визитами международных делегаций. В конце концов, Фрауенкирхе никогда не была «народной» церковью. Она – символ герцогской власти.
Начиная с XVI века здесь венчали и хоронили правителей Баварии, герцогов Виттельсбахов. На площади перед собором набирали войско, а настоятелей Фрауенкирхе назначал сам герцог. Собор верой и правдой служил власти, его могучие своды и мощные башни, устремленные в небо, были символом непобедимости баварских правителей. Уже его предшественница Мариенкирхе, возведенная на этом месте в XIII веке, была домовой церковью герцогов.
Простой же люд молился в церкви Святого Петра – любимом в народе и самом старом храме города. Мюнхенцы до сих пор не могут смириться с тем, что он остается в тени привилегированной Фрауенкирхе.
Каждому, кто разглядывает старые гравюры, обязательно бросается в глаза «светскость» собора. Надгробие Людвига Баварского – самого знаменитого представителя Виттельсбахов за все 8 веков существования рода, воздвигли прямо перед главным престолом, почти загородив его. Да еще водрузили сверху национальный флаг Баварии.
Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Мадонны, символ собора Фрауенкирхе, с алтаря на центральную площадь Мюнхена (теперь она называется Мариенплац). А величественную бронзовую фигуру Богоматери, установленную у стен своей резиденции, объявил святой заступницей Баварии. Мадонна превратилась в политическое оружие дома Виттельсбахов. В самом соборе Максимилиан приказал возвести мрачный памятник из черного мрамора и темной бронзы – императорский кенотаф, символическую усыпальницу герцогов. Фигуры закованных в латы рыцарей и изображения черепов выглядели устрашающе и вселяли ужас в верующих. Над монументом возвышалась мощная триумфальная арка – символ единения небесной и земной власти.
Так что собор Фрауенкирхе был и остается церковью для властей предержащих. Вплоть до 1952 года все баварские епископы происходили из аристократических дворянских семей. Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу.
Когда монахиню Йолант у Вайс из ордена Сестер Святого Семейства после 27 лет служения в городке Партенкирхен перевели в Мюнхен, ее насторожило, что на паперти Фрауенкирхе никогда не играют дети. В своем альпийском городке она каждый год готовила к первому причастию 60 малышей. А в огромном прославленном соборе всего 400 прихожан – самый маленький приход в Мюнхене. И роста не предвидится: только 29 прихожан моложе 18 лет. Большинство – старики, живущие в приюте недалеко от собора.
За ними-то и ухаживает сестра Йоланта. А еще она навещает 96-летнюю фрау Бауер. До войны та жила хорошо, работала во Дворце Правосудия, но в 1945-м ее дом разбомбили, и ей дали квартиру неподалеку от Фрауенкирхе. Фрау Бауер совсем высохла – невесомая как пушинка. В ее комнатке на комоде стоит фигурка Божьей Матери с младенцем Иисусом.
Сестра Йоланта аккуратно чистит для старушки мандарин – только половинку, чтобы другая не засохла. Фрау нравится вечно повторять одно и то же: «Когда-то начальник сказал мне: «Девушка, будь проще, и люди тебя полюбят». Но ведь не каждый это умеет!»
Слова эти – вроде жизненного итога, звучат почти как молитва. Сестра Йоланта Вайс терпеливо слушает бормотание фрау Бауер, думая о том, что возможно и заносчивой церкви Фрауенкирхе стоило бы прислушаться к мудрому совету…

Вольфганг Михал