Туризм Визы Испания

Храмовый комплекс: соборы Успенский и Троицкий. Успенский собор кинешма Собор Успения Пресвятой Богородицы

Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма.


Успенский собор. Фрагмент литографии 1860 г.

Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение.


Успенский собор. Вид с западной стороны

Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2x42,3 м и 27x39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.


Успенский собор. Вид с северной стороны

Массивность конструкций и более простой рисунок деталей отличают монастырский собор от столичного храма, возведенного итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. С западной стороны к собору примыкала открытая паперть, которую в XVIII в. заменили на крыльцо (1781), расписанное по указанию митрополита Платона (Левшина).


Западное крыльцо Успенского собора. Фото 80-x гг. XX века


Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3x3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам - пилонам прямоугольного сечения.


Успенский собор. Фрагменты росписи сводов и пилонов

Центральные нефы и соответствующие им стены фасадов сделаны шире остальных, не повторяя регулярности форм кремлевского собора. За иконостасом имеются хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля.


Внутреннее убранство Успенского собора

При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины - в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела - святителя Николая Чудотворца - относится к 1608-1610 гг., времени героической 1б-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.


Первая, деревянная рака преподобного Сергия Радонежского

В соборе с «полуденной» (южной) стороны в стеклянном саркофаге хранится главная святыня собора - деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1585 году гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.


Симеон Богоприимец.
Фреска Успенского собора

Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.


Святитель Алексий, митрополит Московский.
Роспись южной стены Успенского собора


Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII-XIX вв. она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене - «Страшный Суд». На мощных пилонах и в оконных проемах изображены фигуры святых.


Равноапостольный великий князь Владимир. Роспись пилона


Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.

Специальная тема росписи - образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского).


Отрок Иисус Благословляющий. Роспись малого купола Успенского собора

Центральный купол заполняет образ Христа Вседержителя, в малых изображены Господь Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и святой Иоанн Предтеча, в барабанах - фигуры праотцев и пророков.


Иконостас Успенского собора

По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.


Тайная вечеря, 1685 г.

В конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Среди них - одна из последних работ иконописца, подписная икона «Тайная вечеря» (1685 г.; в настоящее время находится в музее «Ризница» Троице-Сергиевой Лавры). Исследователи считают, что изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на Царских вратах также являются работой Симона Ушакова.


Царские врата иконостаса
Успенского собора


В местном ряду слева и справа от Царских врат представлены наиболее ранние памятники, в том числе иконы первоначального комплекса конца XVI в. Храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы», а также иконы «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы» относятся ко времени освящения собора в 1585 г. Иконы «София Премудрость Божия», «Предста Царица одесную Тебе» и «Похвала Пресвятой Богородицы» датируются 30-ми гг. XVII в.


Успение Пресвятой Богородицы. 1585 г.

Внутри собора сохранились два бронзовых литых и чеканных паникадила XVII в. работы мастеров московской Оружейной палаты, подаренные в монастырь представителями рода Яновых.


Центральное паникадило, XVII в.

У западной стены собора, по обеим сторонам главного входа, стоят 5 каменных надгробий, под которыми покоятся: супруга короля Левонии Магнуса королева Мария Старицкая (в монашестве Марфа, +1614 г.) - дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого; ее дочь королевна Евдокия (+ 1589 г.), архиепископ Рязанский Моисей (+ 1651 г.), духовник царя Михаила Федоровича Романова и одного из ктиторов собора, архиепископ Московский Августин (Виноградский, +1819 г.), митрополит Московский Макарий (Булгаков, + 1882 г.).


Западная стена Успенского собора

Ансамбль Троицко-Успенского собора в Кинешме можно увидеть на возвышенности на берегу Волги, на территории старого городского укрепления. Комплекс состоит из двух соборов: летнего Троицкого и зимнего Успенского.

Каменный Успенский собор построили в Кинешме примерно на том месте, где в Кинешемской крепости стоял деревянный Спасо-Преображенский соборный храм, сожженный поляками в 1609 году. В некотором смысле каменная церковь стала памятником тогдашним защитникам города.


Саша Митрахович 03.04.2018 08:21


Деревянный предшественник каменного Успенского собора возвели в прежней «осыпи» (так в документах XVII столетия называется Кинешемская крепость, основанная, как предполагается, в конце 1530-х годов). Находилась она примерно на том месте, где сейчас возвышается Успенский собор. И имела посвящение в честь Преображения Господня.

Во в 1609 году польский отряд пана Лисовского, разгромив местное ополчение, ворвался в крепость. Как случалось в подобных случаях, все самое ценное, включая особые святыни и важные документы, было снесено в собор; там же закрылись те из горожан, кто не мог держать в руках оружие. В храме, подожженном поляками, они и погибли.

Следующие по времени сведения об Успенском соборе относятся уже к 1745 году, то есть к периоду его строительства и освящения, среди новых каменных храмов, построенных в ней в 1720—1750-х годах, значился и каменный собор. Его освятили в 1745 году.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:00


Не слишком богата на «громкие» события. Пожалуй, самое интересное в начальной истории собора — это его превращение в соборный комплекс, ныне являющийся главным символом Кинешмы. В 1798 году рядом с Успенским собором поднялась стройная колокольня, а спустя сорок лет — зимний Троицкий собор. Все это, к счастью, пережило советское лихолетье и сохранилось до наших дней. Тоже ведь своего рода чудо.

Менялся внешний вид и самого Успенского собора. В начале XIX века к храму с запада пристроили низкий притвор с двухколонным портиком; в середине столетия собор обзавелся двумя приделами — их освятили во имя и равноапостольного князя Владимира. В начале XX века приделы надстраивались — видимо, тогда же они приобрели эклектичный, в духе времени, декор. Большие работы производились в соборе в 1850-х годах.

В 1940-х годах Успенский собор был разграблен, следы его дореволюционных святынь затерялись.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:00


Складывался постепенно. В самом конце XVIII столетия у северо-западного угла Успенского собора построили отдельно стоящую колокольню. Это — архитектурная доминанта дореволюционной (да и нынешней) Кинешмы. Стиль сооружения — переходный от барокко к классицизму, что очень характерно для провинциального зодчества той поры.

Давно замечено — на «сломах» стилевых эпох, когда новое борется со старым, не забывая заимствовать у последнего наиболее выразительные элементы, нередко появляются удивительные произведения искусства, которые можно условно назвать «синтетическими». Такова кинешемская соборная колокольня — шедевр в своем роде.

Успенский собор

Чтобы понять, как первоначально выглядел Успенский собор Кинешмы, нужно мысленно лишить его западного притвора, выполненного в , и обоих приделов. Тогда увидим простой двусветный четверик с аттиком, увенчанный пятиглавием. Форма — знакомая и весьма архаичная для середины XVIII столетия, когда строился Успенский собор.

В это время в столицах уже доживало свой век и на первые роли готовился выступить классицизм, но в провинции процесс смены стилей шел гораздо медленнее, и главными достоинствами храмов по-прежнему считались добротность исполнения, «крепкость» и следование вековым традициям — в данном случае, владимиро-суздальским и ярославско-костромским, на скрещении которых возводились тогда церкви по всей округе: в Ивановской и Костромской областях подобных храмов, относящихся, в общем-то, к уже «барочному» времени, но выглядящих гостями из прошлых веков, сохранилось немало. Таков и Успенский собор.

Из относительно новых деталей в нем можно отметить лишь восьмиугольные окна апсид да аттик — этот барочный элемент кто-то из местных мастеров подсмотрел в Москве и решил использовать в своей практике. Кто это был — не известно, однако вскоре аттик в «ивановских» церквах стал более чем привычен, почти обязателен. При этом заметим, что украшен аттик в нашем случае арочными нишами, выполняющими роль ложных закомар, то есть и здесь сказалось подозрительное отношение ко всякой «новизне»: ее решили «смягчить» приемами, заимствованными в древнерусском зодчестве.

Впрочем, совсем уж «старообразным» Успенский собор не смотрится, ибо позднейшие пристройки и перестройки превратили его в гибрид, в котором зазвучали ноты и классицизма первой половины XIX века, и эклектики рубежа XIX—XX столетий. Насколько гармоничен вышел результат, однозначно не ответить — мнения на сей счет высказываются разные.

Колокольня

Отойдя от нее на несколько десятков метров («большое видится на расстоянии»), рассмотрим колокольню подробнее. Перед нами — пять ярусов, в плане — уменьшающихся в высоту квадратов. Иногда, впрочем, говорят о четырех ярусах, иногда — о шести; и все это верно, ибо счет зависит от того, что мы называем «классическим» ярусом. Нижний ярус украшен рустом и оформлен пилястрами, второй, третий и четвертый — портиками тосканского ордера, причем если во втором ярусе портики увенчаны хорошо знакомыми нам треугольными фронтонами, то в четвертом роль фронтонов играют выступы карниза, обрамляющие люкарны. То есть нижние три яруса исполнены в «беспримесной» стилистике классицизма, но выше архитектурная структура усложняется элементами барокко. С дальнейшим движением в высоту барочная составляющая «сгущается», чему причиной и граненая форма кровель, с плавными, «колоколообразными» гранями, и напоминающее вазу основание шпиля, стрелой вонзающегося в небо. Выглядит все это довольно необычно, но эстетически убедительно.

Троицкий собор

К двадцати метрах к западу от летнего Успенского собора в 1838 году возвели теплый Троицкий собор. Дата постройки не обманет — это, разумеется, высокий классицизм. На низком основном четверике, дополненном с трех сторон четырехколонными портиками, а с востока — апсидой, покоится мощный световой барабан, перекрытый «приплюснутым» граненым куполом. Изначально других куполов у Троицкого собора не имелось — боковые главы с глухими барабанами появились лишь в начале XX столетия. В плане храм — крестообразный; центральный барабан опирается на четыре столпа. В соборе сохранились академические росписи XIX века.

Автор Троицкого храма нам известен — проект здания подготовил архитектор Иван Ефимович Ефимов (1795—1841), в свое время достаточно известный. Будучи незаконнорожденным сыном отставного офицера-дворянина, он стараниями отца попал в Академию художеств, которую в 1815 году окончил с большой золотой медалью. С 1819 года и до самой смерти Ефимов служил губернским архитектором в Нижнем Новгороде. Был очень плодовитым мастером, ежегодно «выдавая» по нескольку десятков проектов. Правда, многие из них являлись «эхом» утвержденных «образцов», но «эхом» творческим — Иван Ефимович не занимался умножением копий, а всякий образцовый проект глубоко перерабатывал. Так же он поступил и с проектом Троицкого собора, гармонично вписавшегося в складывавшийся соборный комплекс.

Ограда

В середине XIX века территория Троицко-Успенского собора была обнесена кованой оградой с тремя воротами, из коих парадными считались (и считаются) южные; в начале XX столетия в юго-западном ее углу выросла каменная сторожка. На этом формирование соборного комплекса завершилось.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:12


Главный вход в Успенский собор находится с запада, он устроен в притворе, в полукруглой части которого прорублены три широких дверных проема: нужный нам — центральный, украшенный двухколонным портиком.

Из притвора посетитель попадает в основной четверик, разделенный колоннами на три нефа. С пристройкой боковых приделов храм стал пятинефным.

Выглядит необыкновенно торжественно, что вообще характерно для соборных храмов, построенных в XVIII— XIX веках. И дело даже не в размерах четверика, которые, в общем-то, не слишком размашисты, а, во-первых, в немалой высоте храма; во-вторых, в его прекрасной освещенности и, в-третьих (но не в-последних), в академических росписях, сплошным ковром покрывающих стены, своды и столпы собора.

Что касается столпов, то их восемь: самая восточная пара и две западные пары имеют круглое сечение; средняя же с востока пара — квадратное. При этом полностью «доступны» обозрению лишь четыре западных столпа — восточные «принадлежат» алтарю, отделенному от помещения для молящихся иконостасом: он примыкает к западным плоскостям квадратных столпов. Таким образом, площадь алтарь занимает весьма солидную — не менее трети площади всего четверика.

Царские врата центрального иконостаса оформлены четырехколонным портиком с треугольным фронтоном, над которым установлено резное Распятие с предстоящими, «заключенное» в арку. В приделах иконостасы попроще, но тоже не без некоторой торжественности.

Перекрытие основного четверика — довольно сложное: это система сомкнутых и цилиндрических сводов с распалубками, опирающихся на столпы и стены.

Фрески Успенского соборного храма

Как мы помним, она была возобновлена в 1855 году, однако позже поновлялась — в начале XX столетия некоторые композиции были написаны заново. Как утверждается в одном из описаний Успенского собора, колорит масляных росписей в процессе реставраций и поновлений оказался «сильно огрублен».

Расположены «фрески» в три яруса — как на стенах, так и на столпах. Темы стенных росписей — евангельские события и Деяния апостолов. Композиции на столпах в нижнем ярусе изображают святых, выше же иллюстрируют не вполне традиционные сюжеты: притчи, видения Апокалипсиса и пророка Исайи.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:27


Кинешемский Троицко-Успенский кафедральный собор Кинешемской епархии , храмовый комплекс соборного прихода города Кинешмы

Троицко-Успенский собор на деле представляет из себя архитектурный ансамбль из двух кафедральных соборов - Троицкого и Успенского, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объёмов церквей, расположенных на одной оси (Успенский собор на востоке, Троицкий - на западе) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Этим зданиям аккомпанирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю - замкнутую, ограниченную объёмами церквей, дворовыми постройками и оградой (юго-западный угол ограды заменяет каменная сторожка); и внешнюю - ограниченную с трёх сторон Троицким храмом и кварталами городской застройки. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма . Архитектура сооружений обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности. Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой, являясь главной архитектурной достопримечательностью Кинешмы.

Возникновение соборного ансамбля

Первой постройкой будущего соборного комплекса стал летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы . Храм был построен в году на средства прихожан. Основным вкладчиком в его строительство выступил соборный дьячок И. А. Попов. В году была возведена стройная колокольня , в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции. В начале XIX века к западному фасаду Успенского собора был пристроили низкий притвор .

В середине XIX века территория комплекса была обнесена каменной оградой с кованой железной решёткой и тремя воротами. В году к Успенскому собору были пристроены два придела: правый во имя благоверного великого князя Александра Невского и левый во имя равноапостольного великого князя Владимира . В году в Успенском соборе был произведён капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись. В году, по-видимому, была перестроена центральная часть церкви. В начале века были надстроены два боковых придела . К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры той эпохи. Также в начале XX века на однокупольном Троицком соборе были возведены ещё четыре главы на массивных барабанах. Около тех лет появилась и каменная сторожка.

Поругание и восстановление

Соборы были закрыты в году и превращены в гаражи, но в году вновь открыты. По другим данным Успенский собор был закрыт с по год: в то время произошло его разграбление, исчез мраморный иконостас. В году соборный ансамбль был выявлен как памятник культовой архитектуры и поставлен на государственный учёт, а с года находился под государственной охраной как памятник республиканского (федерального) значения.

В году Троицкий храм подвергся разграблению и осквернению. Многие древнейшие иконы были сожжены на соборной площади. Троицкий собор был вторично закрыт в году. В году в нём была проведена реставрация - были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана.

Тем временем Успенский собор продолжал действовать. С по год приходским советом Успенского собора в нём четырежды производилась реставрация и промывка центрального придела. Был расписан центральный купол, а в году - левый и правый приделы. Были выполнены также три резных иконостаса и вызолочены с добавлением лепки на колоннах.

В году на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича. До года в Троицком соборе размещалась картинная галерея, после чего храм и прочие постройки соборного ансамбля были возвращены Русской Православной Церкви . Соборный комплекс получил наименование "Троицко-Успенского собора", ставшего главным кафедральным собором образованной в году Кинешемской епархии . Канцелярия разместилась в бывшей соборной сторожке.

Храмы, архитектура

Успенский собор

Летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы является крупным храмом соборного типа, архитектура которого, развивающая древнерусские традиции, характерна для провинциального зодчества. Собор представляет собой пятинефный (первоначально был трёхнефным), пятикупольный , шестистолпный храм. В объёмно-пространственном отношении это кубический двусветный четверик под четырёхскатной кровлей к которому по бокам примыкают два поздних пониженных придела . Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане апсидой ; две придельные апсиды отодвинуты западнее трёх высоких апсид главного алтаря. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объём баптистерия , завершённый скруглённой папертью . Основной объём храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов , имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны , прорезанные четырьмя (центральный - шестью) оконными проёмами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, апсиды - сферическими полукополами.

Декоративное убранство фасадов главного объёма лаконично и традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз , простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами . Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчленённая. В невысоком аттике - арочные нишки на месте закомар . Боковые фасады четверика закрыты приделами, и его редко расположенные высокие оконные проёмы видны лишь на западном фасаде и на основных апсидах: в нижнем ярусе они везде прямоугольные, в верхнем ярусе на западном фасаде - арочные; все эти проёмы помещены в довольно глубокие арочные ниши. В верхнем ярусе основных апсид - крупные восьмиугольные окна. Апсиды приделов обработаны дощатым рустом . Нижние окна здесь арочные, верхние - круглые, в ленточных наличниках . Боковые фасады приделов характеризует дробность композиции и сухость декора, свойственные периоду эклектики . Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Притвор выполнен в стиле провинциального классицизма . В западной скруглённой части притвора расположены три широких арочных дверных проёма; средний выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном. Средний неф шире ближайших боковых, но уже придельных; он ограничен с каждой стороны четырьмя столпами (два квадратных, остальные восьмиугольные). Между ними и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки, перекрытые лотковыми сводами. Алтарные апсиды имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи . Над притвором - низкий коробовый свод с распалубками над окнами.

Интерьеры собора расписаны масляной живописью на библейские сюжеты. Сохранился деревянный резной иконостас , металлическая утварь, люстры и прочее убранство начала века. Во всех приделах Успенского собора устроены святые престолы и жертвенники художественной работы. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.

Троицкий собор

Зимний кирпичный собор во имя Живоначальной Троицы это крупное монументальное здание, крестообразное в плане, решённое в формах позднего классицизма . Собор представляет собой квадратный четверик под низкой четырёхскатной кровлей завершённый крупным центральным световым барабаном и четырьмя поздними ложными на углах; все они увенчаны пологими куполами . На востоке к четверику примыкает полукруглая апсида чуть меньшей высоты, к боковым стенам - четырёхколонные портики дорического ордера . На западе аналогичный портик слегка выдвинут за счёт небольшого притвора и возвышается на подиуме, к которому ведут шесть ступеней.

Строгие, гладко оштукатуренные фасады венчает антаблемент дорического ордера. В алтарной апсиде он является завершением, в портиках - основанием для фронтонов, а на четверике - для высокого аттика . Арочные окна помещены в неглубокие ниши той же формы. Карниз центрального барабана включает фриз , декорированный тонкими ступенчатыми кронштейнами. Окна барабана, аналогичные четверику, завершены архивольтами , опирающимися на импосты , и объединены проходящей на уровне импостов профилированной тягой.

Внутреннее пространство собора четырёхстолпное . Центральный барабан опирается на подпружные арки и паруса. Алтарь перекрыт конхой , угловые компартименты - крестовыми сводами , рукава креста имеют плоские перекрытия. Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены.

Масляная роспись на сводах, подпружных арках и в люнетах рукавов выполнена в середине XIX века, на куполе, барабане и в парусах - в конце того же века. Вся живопись поновлялась в начале века. Стиль первоначальных росписей, выдержанных в приглушённых тёплых тонах (коричневатых, тёмно-красных и розоватых), можно определить как переходный от классицизма к академической манере. Это проявляется в уверенном, но мягком рисунке, где порой разворот фигуры анфас сочетается с профилем лика; в многофигурных, часто довольно глубинных композициях. Живопись в куполе в холодных разбелённых тонах выполнена в духе позднего академизма. В куполе изображен Господь Саваоф , в простенках барабана - апостолы и избранные святые , в нижней части барабана - четыре композиции на библейские сюжеты, в парусах - евангелисты . На склонах сводов, в рукавах креста написаны евангельские события (исключая восточные склоны северного и южного рукавов, где изображены архангел Михаил и сюжет "Похвала Пресвятой Богородицы ". Стенописью украшены и люнеты в торцах рукавов. На склонах подпружных арок - гризайльные фигуры архангелов . Все композиции заключены в пышные псевдобарочные обрамления с картушами ., над которой поднимаются ещё два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем. Стены нижнего яруса покрыты дощатым рустом , веером сходящимся к арочным проёмам (на северном и южном фасадах) и нишам (на западном и восточном). По сторонам арок помещены по две пилястры и по одной - на западающих флангах фасадов. В последующих ярусах в декоре использованы трёхчетвертные колонны тосканского ордера : на фасадах второго и третьего ярусов - это четырёхколонные портики, в четвёртом - двухколонные. Усложняют пластику объёмов аналогичные колонны на углах ярусов - в духе барокко . Во втором ярусе портики завершены треугольными фронтонами, в четвёртом роль фигурных фронтонов играют обрамления люкарн. Внутреннее пространство первого яруса колокольни вытянуто по оси север-юг. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.

Сторожка

Небольшое одноэтажное здание, архитектура которого характерна для периода эклектики . Кирпичные стены побелены по кладке. Прямоугольный объём завершён двускатной кровлей с оригинальным перспективным фронтоном-щипцом; в его вершине - крупное прямоугольное подвышение. В разрыве венчающего карниза помещён выложенный в кирпиче крест. По углам фасадов - широкие огибающие лопатки. Тонкая тяга проходит в основании окон - небольших, с лучковыми перемычками, - в простых рамочных наличниках.

Ограда с воротами

Прясла ограды подняты на высокий кирпичный и оштукатуренный цоколь. Квадратные столбы увенчаны низкими шатриками с вогнутыми гранями. Металлическая решётка представляет собой вертикально поставленные прутья-пики, соединённые волютообразными завитками (вдоль набережной - кольцами), в цоколе и в основании столбов помещены филёнки. Двое ворот (обращённые к Советской площади и к набережной - Волжскому бульвару) представляют собой простую арочную конструкцию, несущие столбы которой оформлены неглубокими арочными и прямоугольными нишками. Главные ворота, ориентированные на Советскую улицу, решены в виде массивных прямоугольных пилонов, прорезанных арочными проёмами калиток (полотнища ворот и калиток не сохранились). Арки дополнены архивольтом

  • Богданов Александр Витальевич, "Успенский кафедральный собор", сайт Русские Церкви :
    • http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ivanovo&page=211
  • "О соборе", блог Кинешемского Троицко-Успенского собора:
    • http://kinsobor.blogspot.ru/p/c.html (материал использован частично)
  • "О храме", официальный сайт прихода Кинешемского Троицко-Успенского кафедрального собора:
  • Создание Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры тесно связано с именем Ивана Грозного. Храм был построен по образцу одноименного собора в Московском Кремле, однако в результате получился более масштабным по размерам. Некоторые историки, краеведы предполагают, что таким сходством подчеркивалось единство государственной и патриаршей власти. Внешняя красота пятиглавого храма притягивает внимание и порождает непреодолимое желание заглянуть внутрь.

    История создания Успенского собора

    В российском государстве, так уж повелось, практически во всех русских городах возводились крупные храмы в честь Успения Пресвятой Богородицы, они считались главенствующими соборами. Иван Грозный посчитал несправедливым, что в святая-святых - месте поклонения и развития русской православной церкви, не существует такого храма. Именно поэтому строительство важного объекта на территории Лавры имело государственное значение. К сожалению, имя архитектора и точные сроки постройки собора неизвестны. Однако, по предположениям ученых, закладка первого камня состоялась в 1554 году. Это событие не обошла вниманием вся царская семья. По мнению историков, у Ивана Грозного была мысль о том, что он возведет главный собор в монастыре. Однако, его планам не суждено было сбыться. Строительство затянулось на долгие 26 лет. Царю так и не удалось при жизни увидеть величавый собор, увенчанный пятью колоколами.
    Первоначальный вид Успенского собора был изменен. Связаны эти изменения были с разными историческими событиями. В частности, в XVIII веке центральный купол был покрыт листовым червонным золотом. Примерно через 100 лет его отделали золоченой медью, а четыре крайних купола были покрашены в голубой цвет и декорированы звездами в цвет золота. Стоит отметить, что таким образом украшались купола на многих храмах, посвященных Богородице. Именно такой вид пятиглавого собора сохранен до наших дней. Внутри роспись стен появилась не сразу, а лишь в 1684 году. Внутренние стены расписывали мастера Ярославской иконописной мастерской Дмитрия Плеханова. Иконостас несколько раз обновлялся и дополнялся иконами.
    В середине XIX века возник риск обрушения части собора: после проведения работ по ликвидации Писаревского пруда, находившегося неподалеку, подземные воды начали разрушать грунт, и по стене пошли трещины. Реставрационные работы, начатые в 1940-х годах, продолжались более 20 лет. За это время удалось очистить фрески, вернуть первоначальный вид позакомарному покрытию, на нижнем ярусе - восстановить проемы окон, спасти от разрушения треснувшие стены собора на цокольном этаже.

    Архитектурные особенности

    Собор представляет собой пятикупольное и пятиапсидное сооружение из кирпича. Стены - очень массивные, их толщина более 2 метров. Их украшают кокошники, поддерживаемые массивными лопатками, выступающими почти на метр, а также декоративные арки. Скромность и простота декора позволяют направить внимание на ярко-синие купола, декорированные золотыми звездами.
    С западной стороны к стене собора была пристроена открытая паперть, которая просуществовала до конца XVIII века. Затем здесь появилось крыльцо, украшенное росписями.
    Слева от парадного входа в собор расположена усыпальница семьи Годуновых, сооруженная в 1782 году. Она представляет собой каменную палатку, примыкающую к стене собора. Внутри небольшого сооружения находятся гробницы Бориса и Марии Годуновых, а также их сына Федора и дочери Ольги.

    Внутреннее убранство собора

    Внутри Успенский собор необыкновенен. Своды храма крепятся на шести пилонах, имеющих в сечении форму прямоугольника. Оконные проемы - довольно большие. Это позволяет насытить солнечным светом огромное помещение.
    Мало кто знает, что собор имеет 4 престола. Все потому, что три из них скрыты в алтаре главного: боковые приделы планировались при строительстве храма, возведены в честь великомучеников Федора Стратилата и Ирины. Придел в честь святителя Николая появился позднее, когда в Троицком монастыре люди повально гибли от цинги. Существует легенда, что именно Николай Чудотворец помог остановить страшную эпидемию в начале XVII века.
    Первоначальный иконостас собора не сохранился, на его месте сейчас находится большой резной иконостас, имеющий пять ярусов. Иконы, которые в нем содержатся, написаны в разное время. Самые древние - ровесники храма. Сегодня иконостас насчитывает более 75 икон.
    Стены и столпы собора украшены фресковой живописью. Вся стенопись смотрится удивительно лаконично и ярко. Сюжеты, которые легли в основу - совершенно разные. Это евангельская тема, "Страшный суд", Вселенские Соборы, изображения образов Радонежских чудотворцев, некоторых русских святых княжеского происхождения.
    Внутри куполов также имеется роспись, которая очень органично вписывается в общий вид росписи стен. С центрального купола на прихожан словно по-настоящему смотрит Христос Вседержитель, настолько реально выглядит изображение! В малых куполах изображены Господь Саваоф, Богородица, Иоанн Предтеча и Иисус Благословляющий. Купольные барабаны расписаны образами пророков и праотцов.
    Внутри собора находятся 5 надгробий, скрывающих захоронения двух архиепископов - рязанского Моисея и Московского Августина, митрополита Московского Макария. Еще две каменные плиты - усыпальницы королевы Левонии Марии и ее дочери Евдокии.

    Святыни Успенского собора

    Успенский собор хранит ценнейшие святыни: одной из них является деревянная рака Сергия Радонежского. Именно в ней было изначально погребено тело Святого. Располагается сохранившаяся часть гроба у южной стены храма, специально для святыни соорудили стеклянный саркофаг.
    Не менее ценными являются два паникадила, выполненные в XVII веке умельцами московской Оружейной палаты. Они изготовлены из бронзового литья и отчеканены.
    Тысячи туристов идут в Успенский собор , чтобы поклониться святым мощам преподобного Максима Грека и святителя Иннокентия, которые находятся здесь.
    Успенский собор по праву считается одним из самых красивых храмов на территории Троице-Сергиевской Лавры. Его огромные ярко-синие купола сразу притягивают внимание и порождают сильное желание подойти поближе и зайти внутрь. Внутри храм не менее красив, поэтому нужно воспользоваться случаем и насладиться сочетанием красоты, величавости и простоты.

    Успенский собор Троице-Сергиевой лавры был заложен по указу царя Ивана Грозного, а освящен только спустя 26 лет. Собор является наиболее крупным храмом в Лавре и самым популярным среди туристов. Летом здесь совершаются праздничные богослужения, проходят музыкальные выступления лаврского хора.

    Троице-Сергиева лавра

    Православный монастырь Троицы, основанный прп. Сергием Радонежским в 14 в., уже несколько столетий считается крупнейшим центром духовного православия и наиболее почитаемой русской святыней.

    В 17 веке монастырь выдержал многомесячную осаду польско-литовского войска (15 тыс. воинов). Защитники монастыря в количестве 3 тыс. человек выдержали осаду, благодаря не только своему мужеству, но и чудесному явлению Сергия Радонежского.

    С 1744 года монастырь с почетом был переименован в Лавру, вокруг нее постепенно стали строиться другие монастыри и скиты, духовно с ней связанные. В 1814 г. после пожара в Москве сюда переехала Духовная академия, являющаяся самым старым вузом России.

    С 1920 по 1945 годы Лавра была закрыта, а на ее территории временно размещались Историко-художественный музей и жилые помещения, затем с 1946 г. началось ее возрождение.

    История строительства

    Успенский собор Троице-Сергиевой лавры называют храмом-памятником из-за того, что его возведение ознаменовало триумфальное падение Казанского ханства. Строительство храма велось в течение 26 лет и завершилось только в 1585 году. Обряд освящения совершил митрополит Дионисий, при этом присутствовал царь с женой.

    Величественный собор расположен в центре Лавры. Строился он в византийском стиле по образцу собора в Московском Кремле (арх. А. Фиораванти из Италии), но стены возводили из кирпича (толщина 2,25 м). Строители при возведении храма обратились к русским традициями и сделали 6 пилонов с прямоугольным сечением. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре венчает 5 куполов, центральный — золотой, посвященный Спасителю, остальные четыре - голубые, со звездами, - посвящены Богородице.

    Который характерен для зодчества городов Золотого Кольца был использован при возведении собора. Ранее с запада к собору была пристроена открытая паперть, затем ее заменили в 18 в. на крыльцо, расписанное по указаниям митрополита Платона.

    Внутреннее убранство храма

    Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и, особенно, его внутреннее пространство удивляют своими огромными размерами и ярким светом, поступающим через оконные проемы. Огромные пилоны (3х3 м) поддерживают с пятью барабанами.

    Нефы и стены фасадов в центре превосходят по ширине остальные. Сзади иконостаса расположены хоры с 3-ярусной галереей.

    Почти 100 лет стоял нерасписанный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Год 1684 стал знаменательным в его истории: на деньги архиепископа Моисея Рязанского наняли артель из 25 иконописцев под началом мастера Д. Плеханова. За одно лето они раскрасили стены, столпы и свод фресками на библейские темы, которые до наших дней практически сохранились в целости. Моисей Рязанский был торжественно погребен в стенах Успенского собора рядом с другими архиепископами.

    Росписи на стенах — светлые воздушные фрески в синих, сиреневых, голубых и фиолетовых тонах. На северной и южной стенах в четыре ряда изображены евангельские сюжеты (Божья Матерь, а на западной — сцены Страшного суда с большим количеством фигур и деталей.

    Монументальные росписи с изображениями благоверных князей (Александра Невского, Владимира Киевского, царевича Дмитрия и др.), мучеников и святых в полный рост расположены на всех 6 столбах, которые подпирают своды. Религиозные фрески есть и на оконных откосах и сводах. Изнутри храм смотрится нереально высоким и торжественным.

    В интерьере собора сохранились также литые паникадила 17 в., сделанные из бронзы мастерами Московской Оружейной палаты в подарок монастырю от семьи Яновых.

    Главный алтарь имеет 2 придела:

    • великомученика покровительствующего царя Федора Иоанновича;
    • жены Бориса Годунова — мученицы Ирины.

    Более поздний придел— святителя Николая Чудотворца — был построен в 17 в. во времена защиты монастыря от нашествия польско-литовских воинов.

    Святыни Успенского собора

    На южной стороне в помещении собора на постаменте находится гроб Сергия Радонежского, в котором он был погребен (1392), а затем через 30 лет в нем были обнаружены его мощи. В 16 веке по указу Ивана Грозного была сделана серебряная рака, стоящая сейчас в Троицком соборе. В годы, когда мощи лежали в гробу, паломники, приходящие в собор, обязательно прикладывались к нему и пытались откусить его кусочек, чтобы унести с собой. В течение нескольких лет одна из стенок стала разрушаться, и ее пришлось укрепить металлическими скобами, а также заключить гроб в стеклянный саркофаг.

    Успенский собор Троице-Сергиевой лавры является местом захоронения коронованных особ и известных православных деятелей. Внутри собора установлены надгробия королевы Марии Владимировны и королевны Евдокии, а также архиепископов (Моисея Рязанского, Августина Московского, который поднимал дух воинам в 1812 г.) и митрополита Москвы Макария (написавшего книги по богословию).

    Многие туристы приезжают сейчас с целью поклониться мощам святителя Иннокентия, православного епископа Камчатки и Америки, считающегося покровителем всех изучающих иностранные языки, и преподобного Максима Грека.

    В теплые месяцы в храме совершаются богослужения и литургии.

    Захоронение семьи Годуновых

    Слева от входа в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры располагается усыпальница Годуновых. Построена она в 18 веке в виде каменной палатки (на месте бывшего трапезного притвора), вплотную примыкающей в стене собора. Внутри нее расположены гробницы Бориса Годунова и его жены Марии и сына Федора (они были убиты по приказу самозваного царя Дмитрия, а тела были привезены сюда в 1606 г.) и дочери-красавицы Ксении (умершей монахиней в 1622).

    При вскрытии могилы в 1940 г. достали их вещи, сохранившиеся очень хорошо: шелковую рубаху Федора, башмаки царевны (вещи теперь выставлены в музее), но само захоронение оказалось разоренным, т. к. черепа были выброшены.

    Крипта собора

    Крипта Успенского собора Троице-Сергиевой лавры расположена под самим собором, а вход в нее — с южной стороны. Она была построена в 19 в. для захоронения митрополитов Сергия и Леонтия, тогда же здесь были освящены приделы с алтарем. Уже в 20 в. здесь строятся еще два придела, в центре — усыпальница 2 патриархов — Алексия I (1970) и Пимена (1990). В помещении крипты на витринах выставлены части церковного облачения и личные вещи, фото.

    Крипта открыта для свободного доступа посетителей, в ней совершаются молебны, происходит раздача освященного масла.

    Иконостас

    Самый первый иконостас собора был разрушен, теперь на его место поставлен другой.

    Иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой лавры состоит из 5 ярусов с оправами икон из золота либо резьбы, увитыми виноградными лозами и содержит 76 икон, в основном конца 17 в.

    Иконостас из пяти рядов венчает Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, в обрамлении резных узоров с подсолнухами, розами и виноградными гроздьями. Резьба присутствует также на раме иконостаса, колонках алтаря в виде переплетений веток виноградной лозы, а на фризах — диковинных цветов. Вся резьба изображает «райские сады». Вверху Креста изображения херувимов, а венчает все царская корона.

    Многие иконы сделаны с участием знаменитого иконописца одна из известных - «Тайная вечеря» (1685), которая сейчас находится в музее монастыря.

    Все иконы и резные декоративные элементы за прошедшие столетия несколько раз были поновлены, что подтверждают пробы реставраторов (все иконы имеют 3-4 слоя). Последний раз иконы были обновлены в 1986-1988 гг. в связи с их аварийным состоянием. Тогда же была обнаружена оригинальная икона 16 века «Успения Пресвятой Богородицы», которая показалась после снятия двух слоев более поздних икон, нарисованных сверху.

    Мозаичные иконы

    Внутри собора расположены две иконы Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, изготовленные из мозаики:

    • Первомученика Якова Стефана, которая до 1931 г. находилась в Храме Христа Спасителя.
    • (по одной версии, она привезена из Храма Христа Спасителя, по другой, — из часовни около Казанского вокзала в Москве).

    Казанская Божья Матерь имеет для всех русских людей особое значение. В судьбе собора она также сыграла свою роль и помогла выстоять осаду монастыря польско-литовскими войсками в 17 веке. Освобождение Москвы в августе 1612 г. также произошло с ее благословения. Икону эту, подаренную казаками, нес во главе войска князь Пожарский.

    Реставрация собора

    Риск возможного обрушения стены храма появился еще в середине 19 в. после ликвидации Писаревского пруда из-за разрушительного действия подземных вод, когда по стене начали идти трещины. Но работы по спасению собора начались только в 20 веке.

    Одна из первых реставраций в годы Советской власти началась в 1940 г. и длилась до 1967 г.: была сделана промывка фресок от грязи и клея, произведен ремонт цоколя, поврежденного от сырости, отреставрированы оконные проемы. Среди специалистов, которые реставрировали Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры - архитектор В. И. Балдин (участвовал изначально с 1938 (еще в студенческие годы) и по 1997 гг.). Реставрация памятников Троице-Сергиевой лавры стала делом всей его жизни.

    Успенский собор — 21 век

    К 700-летнему юбилею Игумена русской земли были проведены масштабные реставрационные работы (2012-2016), включая очистку икон и восстановление резных деталей иконостаса, что позволило возродить во всем великолепии Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Фото, размещенное выше, ярко это подтверждает.