Туризм Визы Испания

Храм живоначальной троицы в никитниках. Церковь святой троицы в никитниках Храм св троицы в

Э нциклопедией дивного узорочья называют искусствоведы церковь св. Живоначальной Троицы в Никитниках, построенную и украшенную в 1630-60-х гг. несколькими поколениями купеческой семьи Никитниковых. Внутри она расписана лучшими мастерами Оружейной палаты: Яковом Казанцом, Симоном Ушаковым, Осипом Владимировым и Гаврилой Кондратьевым. Про историю и внешнее убранство храма я подробно рассказываю на . А вот попасть внутрь, чтобы увидеть его великолепные интерьеры, теперь очень сложно. В советское время в здании церкви работал Музей архитектуры и живописи XVII в. (филиал ГИМ). Но с 2007 г. оно полностью принадлежит московской патриархии, а с 2012 г. еще и попало в режимную зону Управления делами Президента РФ. Приход допускает граждан в верхний храм либо по главным церковным праздникам, либо группами по предварительной договоренности платно. ФСО пропускает к храму через КПП по одним ей известным законам. Организовать гарантированное посещение Троицкой церкви в таких условиях можно только виртуально.

В настоящее время в храме 5 приделов:











св. Живоначальной Троицы вмч. Никиты Воина свт. Николая Чудотворца ап. Иоанна Богослова Грузинской иконы Божией Матери

Ц ерковное крыльцо в виде шатрового рундука на массивных столбах с висячими белокаменными гирьками и лестница на ползучей арке ведут на западную галерею.

П ройдя галерею, входим в трапезную главного храма через перспективный полуциркульный портал с массивными железными дверями и коваными решетками. На дверях преобладают изображения птицы Сирин и павлина – церковных символов христианской души и рая. Но есть и языческие символы. Т.е. двери представляют рай, изображенный народными мастерами сказочным миром.


В левом углу трапезной невысокая дверь в полутемную трапезную придела свт. Николая Чудотворца. В Никольском приделе сохранился «Спас Нерукотворный» кисти С.Ф. Ушакова (1658).


А прямо широкий и невысокий полуциркульный резной белокаменный портал ведет в главный храм. Над ним – ушаковский образ Спасителя «Великий Архиерей» (1657).


Н а полу зала плиты из мраморовидного известняка. С потолка свисают 2 медных посеребренных паникадила, над которыми парят орлы с распростертыми крыльями (царский вклад в храм).


В зале 2 деревянные открытые многоугольные беседки с подъемными лавками внутри. Их резные подзоры с херувимами поддерживают точеные столбики. Нижняя часть украшена полуколонками, а основанием является помост с двумя ступенями. Это переносные клиросы, служившие местами для почетных посетителей.

Д вухсветное пространство зала сплошь покрыто живописным ковром. Стены, сомкнутый свод и даже оконные откосы, как огромная иллюстрированная книга, рядами в строгой последовательности представляют Библейские и Евангельские сюжеты и притчи. Но фрески на религиозные темы написаны как жизнерадостные, красочные бытовые картины.


П од сводами в стены заложены 2 ряда голосников (своды апсид наполнены ими сплошь) - обожженных горшков, расположенных отверстиями к внутренней поверхности стены. Они нужны для подавления отголоска или отражения звука, а не для его усиления.

Г лавное украшение храма – старинный резной 5-ти ярусный иконостас с очень прочной позолотой. Его завершает ряд гладких кокошников с восьмиконечными крестами, чередующихся с золочеными херувимами. В верхних ярусах иконостаса: праотеческом, пророческом, праздничном и Деисусном (деисисном) - иконы «строгановского письма». Иконы местного ряда написаны ведущими мастерами Оружейной палаты. Слева от царских врат «Благовещение с акафистом» (12-ю клеймами, иллюстрирующими песни, прославляющие Богоматерь) 1659 г. работы Якова Казанца, Симона Ушакова и Гаврилы Кондратьева. Молодым «знаменщиком» Ушаковым на ней написаны только лики. Композицию, очевидно, придумал Казанец. Справа предпоследняя икона - «Сошествие Святого Духа на апостолов» с Богоматерью в центре композиции кисти Осипа Владимирова. Передана в Третьяковскую галерею написанная для этого храма знаменитая ушаковская икона Владимирской Божией Матери («Насаждение древа Государства Российского»). В иконостасе ее копия. Над местным рядом им же написаны сочетанием темперы и масляных красок 9 круглых медальонов с оплечными изображениями учителей Вселенской церкви.


В левой стене зала посередине высокий резной белокаменный прямоугольный портал ведет в придел свт. Николая Чудотворца. А справа от иконостаса высокая белокаменная пятилопастная арка – вход в придел вмч. Никиты Воина.


В его предалтарном помещении хорошо сохранился паркет XVII в. из толстых сосновых колод. Праотеческий ряд миниатюрного 5-ярусного иконостаса из-за низкого свода немного наклонен. Праздничный ярус необычно заполнен иконами церковных праздников «Цветной триоди» (периода от Пасхи до Духова дня): «Исцеление расслабленного», «Преполовение», «Беседа с самарянкой» и др. Одна из икон - «Исцеление слепого» - написана Осипом Владимировым с нарушением канона по образцу голландской гравюры. В местном ряде чтимая древняя икона вмч. Никиты Воина с 14-ю житийными клеймами.


З десь же фамильный характер придела подтверждает написанная до 1648 г. патрональная икона «Богоматерь «Благодатное небо» с коленопреклоненными преподобными Георгием Хезовитом и Андреем Критским, тезоименными устроителям храма. А на групповом портрете людей в светской одежде без нимбов, как считают исследователи, изображено все семейство Никитниковых.

В первые в московской архитектуре шатровую колокольню этой церкви поставили над северо-западным углом галереи, соединили с церковью лестницей и разместили в ее подклете придел ап. Иoaнна Богослова.


Е го стены расписаны сценами из Апокалипсиса в своеобразной трактовке.



П одвалы под церковью изначально служили складами купеческих товаров. Но в 1904 г. там устроили нижний храм с приделом во имя Грузинской иконы Божией Матери. В нем теперь преимущественно и проводят богослужения.

И спользованы фотографии из коллекции И.Ф. Барщевского и путеводителя, изданного храмом; работы художников Ольги Дреминой и Дмитрия Сузюмова.

Нравится

Фото: Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках

Фото и описание

Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1628-51 гг. по заказу купца Григория Никитникова на территории его усадьбы. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Никиты Мученика на Глинищах, которая сгорела в одном из московских пожаров.

Церковь Троицы в Никитниках является интересным архитектурным памятником в стиле «русского узорочья». Этот храм впоследствии стал образцом для строительства многих московских храмов. Стройные пропорции центральной части церкви увенчаны пятиглавием, к основанию которого прилегают три ряда кокошников. Центральная глава – световая.

С северо-востока и юго-востока примыкают два придела, северный и южный. Северный придел имеет трапезную, как и главный храм. Шатровая колокольня отнесена в северо-западный угол храма и соединена с трапезными крытой галереей – папертью. Вся эта часть храма напоминает хоромы древнерусского деревянного зодчества. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом. Такие «хоромные» крыльца стали позднее пристраивать к более древним храмам. Крытая галерея и крыльцо, наличники двух главных окон южного фасада напоминают декор кремлёвского Теремного дворца. Южный придел храма был родовой усыпальницей Никитниковых и не имел входа со стороны улицы, а сообщался только с храмом.

Хорошо сохранившаяся многоцветная стенопись храма со множеством бытовых деталей была выполнена, предположительно, кремлёвскими мастерами (Я. Казанец, С. Ушаков и др.), и в дальнейшем стала образцом для росписей церквей XVII-XVIII веков в таких городах как Ярославль, Ростов, Кострома и Вологда. Эти же кремлёвские мастера позднее писали иконы для иконостаса храма.

В 1904 году в подклете был освящён придел Грузинской иконы Божьей Матери, по которому храм получил второе название.

Храм был закрыт в 1920 году, и в нём разместился филиал Государственного Исторического музея. В 1923 году в церкви был открыт музей живописи Симона Ушакова. В 1941-45 гг. музей был эвакуирован и вновь открыт после войны только в 1963 году.

В настоящий момент в храме возобновлены службы.

Ходила в воскресенье на экскурсию вместе с Архнадзором по Китай-городу, угодившему за забор. В сущности, это был небольшой кружок по городу, окончившийся у крыльца Троицы в Никитниках. Откуда наиболее упорные отправились еще на экскурсию в церковь.

Церковь Живоначальной Троицы в Никитниках построена ярославскими мастерами в период с 1631 по 1634 на месте дереянной церкви Никиты Великомученника. Деревянная церковь появилась где-то в 70-х годах 16 века (в 1571 все более ранние постройки сгорели из-за визита хана Девлет-Гирея) и просуществовала до пожара 1626 года. От той первой церкви "Никиты-Мученника на Глинищах" уцелела только храмовая икона Никиты Великомученника (1579 г.). Нынешнее здание построено богатым московским купцом, выходцем из Ярославля, Григорием Леонтьевичем Никитниковым рядом с собственным домом. В церкви сразу были устроены приделы Никольский, Никиты-мученика и Иоанна Богослова (под колокольней). Позже появился придел иконы Грузинской Божьей Матери в подклете храма.

Архитектура церкви - это 17 век во всей красе:). Кажется, этот стиль называется узорочье. Я бы назвала - освобожденное узорочье, потому что главный признак, по которому опознаешь этот стиль и это время - это продуманно ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ симметричность. Порядок вроде как присутствует, но к четкому единообразию никто не стремится, и оного не желает. Такая вот истинно русская соборность через плюрализм... ;))
На экскурсии нам рассказали, что храм строился не по чертежу, а по рисунку иконописца (возможно, Симона Ушакова). Он произведение не архитектора, а художника. Здесь зрительные образы свободно прорастают один в другой, не нуждаясь в математической точности. Вот, например, нимбы стоящих плотной толпой святых в раю становятся закомарами или же собираются в группы и образуют соцветия оконных проемов... Но святые ведь люди и все разные по судьбе своей, значит и закомары должны немного отличаться, чтобы им соответствовать.

Вот одно окно справо, а другое слево. Всегда два окна, но - одно побольше, другое поменьше; одно потоньше другое потолще; одно разукрашено резьбой так, а другое - этак. А это удлиненное изогнутое окно в галерее над крыльцом - это вообще какой-то модерн. Больше всего напоминает Шехтеля по соседству. Меня просто сомнения мучают - это правда 17 век?

Вот резьба на окне. При первом взгляде кажется, что это симметричный орнамент. Ничего подобного - это свободно вихляющие завитушки, следующие приблизительно некоему паттерну.

Вот киноварный рисунок на стенах в храме. Вроде бы повторяется, но приблизительно повторяется.

Внутри все покрыто фресками 17 века. Надо как-нибудь придти с биноклем и рассмотреть побольше. Я поснимала чуть-чуть тайком.

В главной церкви стоит великолепный резной иконостас 17 века. В приделе Иоанны Богослова сохранился тябловый иконостас (более древний по конструкции).

Короче, пока президентский забор не достроили, наведайтесь к Живоначальной Троице в Никитниках. Изумительное место.

В самом центре Москвы, в двух шагах от Красной площади, почти напротив на Варварке, стоит храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Немного у нас осталось таких удивительных церквей, шедевров дивного русского узорочья.

До недавнего времени пройти к нему было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварка и, не доходя до площади Варварских ворот, свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно и от метро “Китай-город” дойти.

Теперь Ипатьевский перегородили воротами, поставили шлагбаумы. Слава Богу, хоть в будний день с 9 до 18 есть щель для пешеходов. В выходные и праздники ворота закрыты на мудрёный электронный засов. И Старую площадь теперь забором перегородили. Благо, что пешеходов ещё пускают на Ильинку и к храму можно пройти по Никитниковскому переулку.

Об этой необыкновенной красоты церкви очень подробно рассказано на сайте храма. http://www.nikitniki.ru/istoriya. Это большая подробная статья научного характера. Наш рассказ предназначен не специалисту, а любопытствующему; мы остановимся лишь на самых ярких моментах истории и архитектуры храма.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. История

Деревянный храм на этом месте стоял, вероятно, ещё в XVI веке. Называлась церковь «святого мученика Никиты на Глинищах». Скорее всего, она сгорела в пожаре 1626 года. Пожары в ту пору были обычным делом на Москве. Из охваченной пламенем церкви вынесли древнюю храмовую икону великомученика Никиты.

Несколько лет спустя, в 1631-1634 годах, богатый и благочестивый прихожанин, Григорий (Георгий) Леонтьевич Никитников построил нынешний храм во имя Живоначальной Троицы. В храме устроили придел во имя святого великомученика Никиты. То ли по этому приделу, то ли по имени домовладельцев Никитниковых, это место стало называться Никитниками, а храм – Живоначальной Троицы в Никитниках.

Возвели храм близ большого купеческого двора ярославского гостя Никитникова. Разбогатели Никитниковы на рыбном и соляном промысле. В то время по величине двора мерили богатство и состоятельные жители старались расширить свои земельные владения. Никтитниковы в этом преуспели – их двор распространялся на 37 саженей в длину и 31 сажень в ширину. Для сравнения скажем, что соседний церковный двор занимал площадь 11 х 19 саженей.

Богат был двор Никитниковых. Павел Алеппский писал, что дом купца по красоте и обширности не уступал роскошным каменным палатам царских дьяков. Кроме каменных палат на их усадьбе стояли многочисленные деревянные хоромы – колодец, баня, конюшня, сараи, амбары, скотный двор. Но из всех построек сохранился лишь храм Живоначальной Троицы.

В память о сгоревшей деревянной церкви, один из пределов нынешнего храма освятили в честь святого великомученика Никиты. Да ещё и имя святого было созвучно фамилии купца. Именно этот придел стал родовой усыпальницей заказчиков храма. Но возможно, что совсем не созвучие имён побудило Никитникова устроить предел во имя этого святого. Ведь именно Никите молятся о богатстве и благополучии.

Святой Великомученик Никита Воин. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках

По преданию святой Никита Готский жил на берегах Дуная в IV веке. Он всей душой проповедовал христианство и воевал с язычниками. Но после того, как к власти пришёл предводитель язычников Атанарих, Никиту схватили, мучили и сожгли в 372 году. Но по легенде, тело святого огонь не опалил, а Атанарих запретил предавать его тело земле. Но благочестивый христианин, друг святого, Мариан, спрятал и похоронил тело святого Никиты в своём доме. И стал дом Мариана богатым и благополучным. И те дома, где хранят икону великомученика Никиты, почитают и молятся святому, умножаются изобилием и богатством. Никитниковы стремились к благополучию и, вероятно, поэтому, устроили придел святого в храме Живоначальной Троицы. Так и вышло, хоть храм и считался приходским, но, в первую очередь прославлял и увековечивал семью заказчика.

Святыни храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Икона Грузинской Божией Матери

Первоначально образ Грузинской Божией матери находился в Грузии. В 1622 году во время одного из набегов шаха Аббаса на Грузию персы захватили множество православных святынь в надежде продать их русским купцам. Их чаяния оправдались. В 1629 году приказчику ярославского гостя Егора (Георгия) Лыткина Стефану Лазареву предложили образ Богородицы, усыпанный жемчугами, унизанный драгоценными камнями. Примерно в то же время Егор Лыткин во сне получил извещение о том, что для него куплен драгоценный бисер и повеление отправить его в дар в Чёрную Гору. Когда Лазарев привёз хозяину образ Богородицы, купец понял, о каком бисере шла речь в его ночном видении. По совету и благословению патриарха Филарета в 1629 году бесценный образ Богородицы отправили в монастырь на Чёрной Горе на Пинеге Архангельской области. В том же году монастырь стал называться не Черногорским, а Красногорским, а икона Богоматери – Грузинской, по месту её первоначального нахождения.

В 1654 году, когда в Москве свирепствовала чума, из Черногорской обители в Троицкую церковь привезли чудотворную икону Грузинской Божьей Матери и многие, молившиеся перед этим образом, исцелились. Перед тем, как вернуть икону в монастырь с неё сделали список и оставили в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках. С тех пор многие москвичи называли храм в Никитниках церковью Грузинской Божией Матери. А в 1904 году в подклете церкви освятили придел в честь этого образа.

Икона не только прославилась многочисленными чудесами исцеления, но в советское время спасла храм от разрушения. Говорят, что когда «вождь народов» узнал, что храм освящён в честь Грузинской иконы Божией матери, он произнёс: «Очень правильное название». И храм не разрушили.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа государства Российского”

Любопытно, что попытка снести храм предпринималась в ….1871 году. Для расширения строительства деловых зданий необходимо было место, занятое храмом. Тогда за церковь вступилось московское императорское археологическое общество и не допустило сноса.
Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа Государства Российского” – ещё одна особо почитаемая икона храма. В храме находится список с образа, написанного Симоном Ушаковым. Подлинник хранится в коллекции ГТГ.

Иконография образа призвана прославлять Великую Заступницу и Покровительницу земли русской. Древо Государство Московского Божием промыслом насадил собиратель русских земель Иван Данилович Калита, а взрастил и поливал виноградную лозу Московский Митрополит Пётр. Благодатной почвой стал Успенский собор Московского Кремля. На кремлёвской стене стоят: слева царь Алексей Михайлович, справа царица Мария Ильинична с царевичами – старшим Алексеем Алексеевичем (умер в 16 лет) и младшим Фёдором Алексеевичем, будущим третьим государем династии Романовых.

В медальонах на ветвях древа изображены святые, благоверные князья, блаженные и преподобные Древней Руси.

Хранится в церкви и другой особо почитаемый образ Казанской (Тобольской) Божией Матери.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках и Симон Ушаков

В 1923 году в храме открыли музей живописца Симона Ушакова. Прославленный изограф в 1657-58 годах написал несколько икон для храма. Рядом с храмом, напротив церкви в Ипатьевском переулке находятся палаты XVII века, их принято называть палатами Симона Ушакова.

Знаменитый московский краевед Сергей Романюк считает иначе. “Однако же они ему не принадлежали: когда надо было спасать редчайшее здание палат от вандалов, то ревнители нашей истории прибегли ко лжи во спасение. Назвали эти палаты именем знаменитого художника, чтобы придать дополнительный вес своим аргументам и таким образом спасти их”, – пишет Романюк в книге “Китай-город”.

На сайте храма сообщается, что имя Симона Ушакова и его родных записано в синодик церкви, что даёт основание думать, что знаменитый царский изограф жил в приходе Никитниковской церкви. Есть сведения, что Симон Ушаков был домовладельцем до 1668 года. Сохранилась челобитная иконописца, в которой он сообщает: «А дворишко у меня малое и в грязи в Китай-городе и хоромишек построить для иконного письма и для учеников негде». Просьбу его уважили и С.Ушаков переехал на Посольскую улицу.

Архитектура храма Живоначальной Троицы в Никитниках

“Московско-русский» стиль”- так специалисты определяют архитектурный характер церкви.
Историк архитектуры, Н. В. Султанов так определяет черты этого стиля:

«С помощью технических познаний западных зодчих и тех восточных и византийских художественных элементов, которые были у нее под руками, а также и обоих собственных, Московская Русь создает ту своеобразную и причудливую архитектуру, которая известна под названием «московской». Этот московско-русский стиль достигает своего наибольшего, хотя далеко не полного, развития в XVI и XVII вв. и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства».

Самыми яркими примерами московско-русского стиля профессор Султанов называет Покровский собор (храм Василия Блаженого), Дьяковскую церковь, храм Грузинской Божией Матери и Троицкую церковь в селе Останкино.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках очень похож на деревянную теремную постройку. Фасад у неё совсем не правильный, а состоит из отдельных частей. Четверик храма со всех сторон окружают разные постройки – с востока – алтарь, с запада – колокольня и паперть, с севера – трапезная с приделом святого Николая Чудотворца, а с юго-востока примыкает отдельный придел святого Никиты мученика. Вся церковь стоит на высоком подклете и это ещё больше делает его похожим на деревянную хоромину.

План церкви Живоначальной Троицы в Никитниках

Храм асимметричен и с разных точек зрения воспринимается по-разному. Если подойти к нему с запада, из Ипатьевского переулка, то перед нами разворачиваются все его части – и высокий четверик и растянутая трапезная, и колокольня и удивительно лёгкий шатёр крыльца.

А с Никитского переулка храм выглядит как стройный сказочный теремок, устремлённый ввысь пятиглавием на высоких барабанах. Световой барабан только один, центральный.

Тот, кому знакомы каменные храмы Ярославля, непременно увидит некоторое сходство в деталях убранства ярославских церквей и храма в Никитниках. В Ярославле в Николо-Надеинском храме колокольня также стоит над северо-западным углом галереи. А резной орнамент на западном портале очень похож на резьбу деревянных сеней ярославской церкви Ильи Пророка. Наверное, в строительстве церкви принимали участие ярославские каменных дел мастера. Сам Григорий Никитников был ярославским гостем и вполне мог пригласить своих земляков.

Белокаменный узор храма уравновешен и совсем не перегружен, он оставляет ощущение целостности. А вот характер белокаменных деталей поражает разнообразием. Наличники с валиками, ширинки с цветными изразцами и кокошники поражают разнообразием форм и почти не повторяются.

Такое пышное убранство храма делает его похожим скорее на гражданское здание. Ещё одна «светская» черта в архитектуре храма – его окна.

Они различаются по размеру и расположены неравномерно. Объясняется это разным назначением внутренних помещений.

Убранство порталов и окон южного фасада очень напоминает декор Теремного дворца Кремля. Скорее всего, наряду с ярославскими зодчими в строительстве Никитниковской церкви участвовали и царские мастера. Архитектор Л.В.Даль и вовсе предполагал, что такой замысловатый вид храму придал не строитель, а иконописец, сам Симон Ушаков.
Белокаменное кружево верхних ярусов дополнено цветными изразцами, вероятно, работы белорусских мастеров.
Хочется обратить особое внимание на главный вход, увенчанный шатровым крыльцом. Его украшают двойные арочки с резными гирьками из белого камня.

Крыльцо выдвинуто в сторону улицы и как бы приглашает посетителя зайти внутрь и полюбоваться храмом.


Внутреннее убранство храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Поднимаемся вверх на высокое крыльцо и попадаем внутрь трапезной. Широкая арка справа зовёт в главный храм. Небольшая дверь слева ведёт в Никольский придел.
В главном храме Живоначальной Троицы роспись выполнена масляной краской поверх фресок. Темы росписей – Евангельские события и притчи Христа.

Голосники

Под сводами храма расположены голосники. Голосники – горшки из обожжёной глины. При строительстве церкви их специально заделывают в кирпичную толщу стены отверстиями внутрь церкви. Считается, что голосники необходимы для усиления звука внутри храма. Но русский архитектор Лев Владимирович Даль (1834-1878) утверждал, что прежде всего, голосники нужны для уничтожения отголоска. Когда звуковая волна поднимается вверх, то голосники задерживают её, дробят своими отверстиями.

Великолепен иконостас храма. Он не совсем обычный, не 5-ти, а 6-ти ярусный, середины XVII века. Полуколонки изящного рисунка прикрывают места соприкосновения икон. Иконостас покрыт такой прочной позолотой, что её состав удивляет даже специалистов. Резьба нижней части иконостаса отличается от верхней. Скорее всего, она была выполнена несколько позже.

В местном ряду иконостаса есть иконы строгановского письма, выполняли их мастера Оружейной палаты. Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону “Благовещение с акафистом”. Тот же знаменитый Симон Ушаков создал образы Владимирской Богоматери “Насаждение древа Государства Российского” и “Великий Архиерей”. Во имя святого Иоанна Богослова

Богослужения в храме возобновились в 2004 году, а в 2007 году церковь официально вернули московской патриархии.

Церковь Троицы в Никитниках производит такое же впечатление, как если вы раскрыли раковину и нашли редкой красоты жемчужину. Ведь она окружена современными “никакими” зданиями и от этого её удивительной красоты убранство завораживает и восхищает. Белокаменная резьба настолько изящна, что кажется, будто она сделана из легчайшего кружева и выткана из шёлка. Храм очень радостный, он как будто весь движется вверх, увлекает за собой и ты вместе с кокошниками движешься ввысь! А потом, подойдя к широкой галерее немного успокаиваешься, рассматривая арочные окна разного ритма и узора. Церковь будто сама подводит зрителя к колокольне, основательной, словно укорененной в землю и опять – тот же порыв вверх.

По долгу службы часто подхожу к храму, показываю его туристам. Люблю наблюдать, как меняется настроение людей при виде этого архитектурного чуда древне-русских зодчих. Как бы не равнодушен был человек, как бы спокойно не относился он к архитектуре, подойдя к церкви Живоначальной Троицы в Никитниках еще никто не обходился без восторженного возгласа: “Ах!”и не уходил без яркого впечатления, которое производит этот храм.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) - эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

В сторону Ильинки от Варварки тянется закрытый сейчас для «посторонних» Ипатьевский переулок с Церковью Живоначальной Троицы в Никитниках. Место это долго не застраивалось и называлось «Глинищи» из-за глинистой почвы.

По царскому указу в 1622 году приехал в Москву и обосновался в Китай-городе успешный ярославский купец Григорий Леонтьевич Никитников. Рядом с его двором располагался деревянный храм святого мученика Никиты на Глинищах, сгоревший в 1626 году. Но сохранилась местная храмовая икона второй половины XVI века с изображением мученика Никиты Готского в воинском одеянии и его житием.

Св. Никита принял крещение от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе со знаменитым Вульфилой он участвовал в распространении христианства среди готов и воевал в войсках вождя Фритигерна против гонителя христиан Атанариха.

После возвращения к власти Атанариха Никита был подвернут истязаниям и казнен через сожжение в 372 году. Согласно житию, огонь не опалил тело мученика. Некий праведник и друг Никиты Мариан сначала спрятал, а потом похоронил в своем доме его тело, за это его дому было ниспослано богатство.

Так же существовало поверье, что каждый дом, в котором почитали память Никиты-воина, получит богатство и изобилие. Можно предположить, что такая легенда привлекала Григория Никитникова. Да и «фамилия» его была созвучна с именем святого. Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко, то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы.

Но как бы там ни было в 1628-1634 гг. на средства этого купца Никитникова на месте сгоревшей деревянной церкви была построена новая в камне, которая дошла до нас в первоначальном виде.

Один придел Церкви Живоначальной Троицы, в подклете, был освящен во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.

Образ Грузинской иконы считался чудотворным. Ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654г. Это был список иконы, которую персидский шах Аббас, завоевавший Грузию в 1622г., продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.

В советское время храм был передан Государственному историческому музею. В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года - музей древнерусской живописи. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма. Музей закрыт.

Буквально напротив входа в храм находится вход в Управление делами президента РФ, а именно Путина В.В. Поэтому этот храм иногда называют «президентским». Бытует поверье, что сотрудники Управления часть рабочего дня проводят в этой церкви, и поскольку своих грехов иметь не могут, то отмаливают нас, грешных, погрязших в пороках.

Рядом с храмом расположен дом №12 по Ипатьевскому переулку. Правое строение этого дома имеет непосредственное отношение к Никитниковской церкви. Это старинные палаты, построенные в середине XVII века, пример каменной жилой застройки, которая постепенно начала вытеснять в Москве деревянные дома.

В 1670г. палаты были отданы под мастерские Симону Ушакову, одному из первых русских живописцев. Именно его имя и спасло древние палаты от уничтожения в советское время.

Симон Ушаков — знаковая фигура в истории русской живописи. Родом из посадских, в 1648г. поступил на царскую службу в Серебряную палату, где работал «знаменщиком», т. е. сочинял рисунки для украшения утвари и ювелирных изделий, а также рисунки для знамен, географических карт, вышивок и церковных облачений.

Постепенно он завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича. Ушаковская мастерская писала иконы и фрески для Архангельского, Успенского соборов Кремля, церкви Троицы в Никитниках. Ушакова принято считать основателем русской живописи.

До него на Руси писали только иконы, а Ушаков начал рисовать портреты светских людей, так называемые парсуны — переходный жанр между иконописью и светским портретом. Они по-прежнему рисуются на досках, напоминают святые лики, но уже появляется богатая светотень, прием, который Симон Ушаков воспринял от итальянских мастеров.

Ну а сейчас здесь располагается Федеральное казначейство, которое контролирует операции со средствами федерального бюджета, и тщательно следит за справедливым его распределением.

Чтобы попасть к храму, нужно всего лишь пройти охрану управделами президента. Сделать это совсем несложно, просто надо кричать в трубку телефона что-то типа: «Электорат хавает! Да куда он денется? Ну хоть два триллиона дайте!». А может, и так пустят.

На охраняемой территории в Никольском переулке находится еще один храм - церковь Николая Чудотворца «Красный звон». Название происходит от красивого звона колоколов храма, в числе которых был колокол 1573 года, предположительно взятый царём Алексеем Михайловичем в качестве трофея во время Польской войны.

Храм был известен тем, что рядом с его алтарём была захоронена голова Алексея Соковнина — начальника Конюшенного приказа, который в 1697 году участвовал в заговоре против Петра I и был за это четвертован на Болотной площади. Его родственники вытребовали останки, но они уже были отправлены властями в «убогий дом», поэтому была погребена с почестями лишь отсечённая голова.

Уже выйдя на Варварку, мы заметили группу сотрудников, расположившихся на обеденный перерыв. В каком именно ведомстве они работают, я так и не понял.

Fais se que dois adviegne que peut.