Туризм Визы Испания

Храм Афины (Деметры) в Пестуме. Храм деметры

Главный храм, посвященный богине Деметре - Телестерион, был построен в V веке до н.э. по проекту архитектора Иктина. Он мог одновременно вмещать несколько тысяч человек. В его центре находился анакторон - самая священная часть святилища. У входа в храм Деметры заканчивается Священная дорога, ведущая от Керамикоса в Афинах.

Элевсинские мистерии были одним из самых важных праздников в Древней Греции. Их проводили в течение 1500 лет, пока в 392 году языческий Элевсинский храм не был закрыт императором Феодосием, расчищавшим дорогу христианской вере, а спустя 4 года разрушен вестготами. Элевсинские мистерии - обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны. Из всех обрядов древности Элевсинские мистерии считались наиболее важными.

Парадным входом в святилище служили Большие пропилеи, величественная мраморная колоннада, возведенная во 2 в. н.э. в подражание Пропилеям афинского Акрополя, построенным в 437-432 до н.э. Сооружение было поднято над площадью на 5 ступеней, по фасаду оно имело 6 колонн дорического ордена. Средний проем между колоннами был шире других, здесь и пролегал основной проход, по обеим сторонам которого стояли по 3 внутренних ионических колонны.

По легенде, бог подземного царства мертвых Аид похитил прекрасную Персефону - дочь богини плодородия Деметры. Долго скиталась Деметра по земле в поисках дочери, и привела ее дорога в Элевсин, где она, уставшая, села отдохнуть в пещере. Здесь богиню в образе старухи нашли дочери царя Келея и предложили ей кров.

Страшно горевала Деметра о своей дочери, и вместе с ней горевала вся земля - опустели поля, не цвели сады, не плодилась скотина. Узнал об этом Зевс и повелел найти Персефону. Когда же нашли ее в мрачном царстве Аида, попросилась Персефона наверх, повидаться с матерью. Отпустил ее Аид, но с условием, что она вернется. С той поры живет Персефона две трети года на земле с матерью Деметрой, а на 4 месяца возвращается к мужу Аиду в подземное царство. И тогда вся природа увядает вместе с тоскующей по дочери богиней Земли.

В благодарность за гостеприимство Деметра обучила детей Келея обрядам, которые нужно проводить, чтобы плодоносила земля. С тех пор дважды в год, весной и осенью проводились в Элевсине мистерии - праздники в честь богини Деметры. В Малых весенних мистериях мог принять участие каждый, кто говорил по-гречески и не запятнал рук кровью. А вот в Больших мистериях принимали участие только посвященные.

Осенние праздники в честь Деметры длились 9 дней - совершались обряды, жертвоприношения, устраивались шествия с факелами, танцы и спектакли. На 6-й день празднования огромная процессия отправлялась из афинского Керамика в Элевсин по Священной дороге. Кто-то шел пешком, а кто-то на колесницах, но перед городом, пересекая реку по узкому мосту, все становились участниками пешей процессии. Эта часть ритуала как бы говорила о том, что пересекая реку Стикс, отделяющую царство мертвых от царства живых, все становятся равны.

Последний этап мистерий проходили только избранные - они удалялись в закрытую от посторонних глаз часть храма Деметры и совершали таинство.

СВЯТИЛИЩЕ ДЕМЕТРЫ ПОД АНАПОЙ
Очень интересен проект Фонда Археология - раскопки на найденном осенью 2010 года в поселке Вестник неподалеку от Анапы святилища элевсинских богинь Деметры и Коры-Персифоны .

В осуществлении проекта приняли участие сотрудники и волонтеры Фонда, а также ученые Института Археологии РАН, Южно-Российского Центра археологических исследований. Раскопки дали сенсационные результаты. Святилище было построено на территории, которая традиционно считалась местом расселения местных варварских племен. Найденные в 2010 году остатки храма были датированы 6 веком до н.э.
Интересные конструкции выявила и дальнейшая расчистка фундамента. Археологи и волонтеры нашли прекрасно сохранившийся водосток, построенный из вертикально стоящих каменных плит и полукруглой черепицы, образовавшей сточный желоб. По словам начальника Восточно-Боспорской археологической экспедиции кандидата исторических наук Николая Сударева, подобные конструкции очень неожиданны в такой глухой провинции античного мира, каковой до сих пор считали территории вокруг современного хутора Вестник.
Святилище построено в лучших традициях греческой архитектуры этого времени. Площадь найденного сооружения внушительна, порядка 200 квадратных метров. Вероятно, имелись 4 колонны, при входе (снаружи) располагался алтарь. К алтарю вела выложенная камнем дорожка-вымостка. Конечно, сохранились только фундаменты, но зато они сохранились целиком, как и первые ряды кладки, которые позволяют судить о качестве и архитектуре постройки. Уже сейчас понятно, что здание было покрыто расписной штукатуркой, перекрыто черепицей редкого для Боспора лаконского типа. И еще одно открытие — до сих пор производства черепицы в столь раннее время на территории Боспора зафиксировано не было! Позднее, в V веке здание перестраивалось — появлялись внутренние стены, заново перекрывалась крыша (уже обычными для Боспора плоскими черепицами — керамидами). И опять собственного производства! А в начале IV века здание, по каким-то причинам прекращает свое существование.
Этот комплекс уникален не только для нашей страны (античных храмов VI-V веков до н.э. на территории нынешней России больше нет), но и для бывшего СНГ, где остатков ранних храмов такой сохранности тоже нет. Подобные сооружения существуют только на территории Греции и Южной Италии, где вокруг них сформированы крупные туристические центры (Агридженто, Селинунт и т.д.)
Масштабы найденного античного культового комплекса слишком велики для того, чтобы при имеющихся ресурсах обеспечить его элементарную сохранность, не говоря уже о дальнейшем развитии комплекса, который подвергается ежедневному грабежу, как со стороны «черных археологов», так и местного населения, использующего археологические памятники в качестве материала для строительства фундаментов и сараев. Кроме того, те памятники, которые уже найдены археологами, испытывают недостатое финансирования на охрану и музеефикацию. Поэтому обнаруженный памятник пришлось временно законсервировать, то есть обратно закапывать, чтобы сохранить от разрушения и разграбления. А затем вновь раскапывать...

Понятно, что помимо раскопок этого культового сооружения нужно организовывать на его базе музейный комплекс. Подобный объект может стать уникальным туристическо - экспозиционным центром мирового масштаба.
Можно добавить, что Анапский район и Таманский полуостров - это единственный в России регион, где ярко и полно представлена античная цивилизация. Здесь 25 веков назад были основаны греческие города-колонии - Гермонаса, Фанагория, Горгиппия и многие другие, которые были очагами древнегреческой культуры.

На смену эллинской культуре пришла славянская - знаменитое княжество Тмутаракань , затем наступил тюркский период. Менялись эпохи и государства, но здесь, в этих городах, все это время непрерывно жили люди. Здесь как нигде можно проследить преемственность российской культуры, воочию увидеть ее древние многонациональные корни. Можно с уверенностью сказать, что и с точки зрения исторической, социальной и культурной географии это уникальнейший регион.

Через время экспедиция вновь вернулась к раскопкам. Первой нашли уникальную статуэтку - лик богини Деметры . Судя по масштабам курганов, - а они достигают высоты пятиэтажного дома, - это царские захоронения, аналогичные всемирно известным Семибратним курганам, располагающимся в непосредственной близости.

Поделиться статьей в соцсетях

Элефсин - это небольшой город Греции в 22 километрах от Афин . В древности он был связан с ними священной дорогой и славился производством пшеницы. Первое поселение тут появилось еще в эпоху неолита. Как город он был основан примерно в 2000 году до н.э. и считался могущественным городом в микенский период . Элефсин стал знаменит благодаря мистериям, которые там проводились. Что же это такое? Это обряды инициации в культах богин Деметры и Персифоны , которые проводились там ежегодно на протяжении 2000 лет.
Мистерии были основаны на мифах о Деметре . Её дочь Персефона была похищена Гадесом , богом подземного мира. Деметра , которая была богиней жизни и плодородия, после похищения дочери пустилась на поиски. Узнав от Гелиоса о её судьбе, Деметра удалилась в Элевсин и дала клятву, что пока ей не вернут дочь, то ни один росток не пробьётся из земли. Обеспокоенный неурожаем Зевс приказал Гадесу вернуть Персефону. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею и царевичам Триптолему, Эвмолпу и Диоклесу свои священные обряды и мистерии.
Но так как Гадес дал съесть Персефоне перед уходом из подземного мира зёрнышко граната, чтобы она вернулась к нему, то дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью. Боги пришли к соглашению, что Персефона две трети года будет жить в Верхнем мире, а оставшееся время посвятит себя Подземному владыке.
Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из Подземного мира, подобно тому как ежегодно весной возвращаются брошенные осенью в землю семена, являясь символом воскрешения из мёртвых. Келей был первым жрецом Деметры, посвящённым в её обряды и тайны, а его сын Триптолем, обученный богиней искусству выращивания пшеницы, открыл его другим людям по всей земле.
Храм Деметры считался одним из самых значительных святилищ начиная с микенского периода и заканчивая IV веком нашей эры.
Во времена Писистрата (550-510 годыдо н.э.) Элевсинские мистерии приобрели большое значение и паломники приезжали со всей Греции для участия в них. Обязательным условием допуска к мистериям было непричастие к убийству и владение греческим языком (не для варваров). К участию допускались женщины и некоторые рабы.

Римский император Феодосий I Великий закрыл святилище, в интересах борьбы с язычеством и укреплением христианства, а В 396 году н.э. город был разрушен готами.

В 1882 году раскопки выявили часть священной дороги, которая вела из Афин в Элифсин, остатки святилищ VI века до н.э.- III века н.э., фрагменты архитектурных памятников: некрополь с толосами и мегарон (XV-XIII веков до н. э.) и святилище с остатками расположенных один под другим телестирионов времен Перикла. Также были найдены Большие и Малые Пропилеи и две триумфальные арки и храм Артемиды древнеримского периода. Не меньший интерес представляют крепостный стены. Древний город сильно напоминает крепость. На территории археологических раскопок располагается местный , где можно ознакомиться с найденными здесь артефактами.

Кстати, Элефсин - родина знаменитого , который родился здесь в 525 году до н.э..

Часы работы раскопок: вторник-воскресенье 8:00-15:00

Как добраться до Элефсина :
- на машине из Афин (21б5 км) по трассе Афины-Коринф Е08
- на пригородной электричке из Афин, станция Магула, далее на автобусе 863. На электричку можно сесть на станции Неразьетисса
- на автобусах А16 и В16 из Афин. Автобусы отправляются с площади Кумундуру, Эставромну (3 линия)
- на автобусе из Афин, следующем до Валлии и Мегары (остановка Элефсин). Автобусы отправляются с площади Агион Асоматон, станция метро Тиссио

Фото и текст: Александр Фролов

The Archaeological Site of Eleusis
Once upon a time, this was the place where the ancient Greeks worshiped Demeter, the Olympian Goddess of agriculture and fertility, and her daughter, Persephone. It was one of the most significant sanctuaries in the antiquity, from the Mycenean period (1350 BC) until the end of the 4th century A.D. Demeter taught the people of Eleusis how to cultivate their land and introduced them to the sacred ceremonies, the so called “Mysteries of Eleusis”, for which she required absolute secrecy.

It was around the 2000 BC when Eleusis was founded, on the slopes of the eastern hill of a low mountain range, in the south-west corner of Thriassion Plain, near the Eleusinean Gulf. During the Mycenean period it was a powerful city and at that time was when the imposing Mycenean Mansion was built, which is said that was the first temple of Demeter and was located on the north-east of the later Classical Telesterion, the main temple of the goddess.

During the geometrical period (1100-750 BC) two things happened: The private houses were replaced by the sanctuary of Demeter, and the worship of the goddess escaped from the local context and expanded throughout Greece (around the half of the 8th century BC). In the early 6th Century BC, in the time of Solon, Salamina was annexed to Athens and the Mysteries of Eleusis were established as a glorious Athenean Fest. In the time of Peisistratοs (550-510 BC), powerful walls with towers surrounded the city and the sanctuary.

The Persians destroyed the sanctuary in 480 BC, but it was renovated with new buildings, along with the new Telesterion and the Stoa of Philo. In the Roman times, the sanctuary was adorned with new brilliant edifices, such as the Great Propylaea, the triumphal arches, a fountain, temples and altars, experiencing a new heyday,which would be the last though. In the 4th century AD the Mysteries went into decline, while the sanctuary was plundered by Visigoths under Alaric and converted into ruins.

Today, entering the place, you will see the Roman Courtyard with the temple of Propylaea Diana, the Eschara (with altars for the Gods), the Roman Fountain and the two triumphal arches. After the Great Propylaea, you will enter in the temple of Demeter and you also see the “Kallichoron Frear”, which was the well on which, according to mythology, Demeter sat and lamented her daughter, Persephone, after her abduction by Pluto. After the Small Propylaea, there is the Plutonio, a shallow cave with carved steps that lead inside. From this cave, Pluto, the God of Hades, had come out and kidnapped Persephone. The last building you will see is the Telesterion, the main temple of the goddess.

The Archaeological Site of Eleusis, Eleusis, Attica. Visiting hours: Tuesday-Sunday, 8:00-15:00. Closed on Monday. Ticket prices: Unified ticket (full) 3 euros, (reduced) 2 euros. Valid for: The Archaeological Site of Eleusis, the , the Sanctuary of Venus Skaramagka.

How to get there: By car from Athens (distance 21,5 km) via Athenon Avenue and National Road Athens-Corinth/E08. By suburban from Athens, stop “Magoula” and then with the local bus line 863. By the city bus lines A16 and B16 (starting point Koumoundourou Square in Athens or Estavromenou Square, metro line 3). By bus to Villia or Megara (with stop in Eleusis). The buses depart from the Agion Asomaton Square, Thiseion, Athens (metro station Thiseion).