Туризм Визы Испания

Филин филя и орнитологическая служба кремля. Орнитологическая служба московских аэропортов Орнитологическая служба

Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может не только погибнуть, но и нарушить работу важных агрегатов воздушного лайнера. Для предотвращения такого, Домодедово первым в России еще в начале 1980-х годов создал орнитологическую службу аэропорта, в задачи которой входит контроль за птицами на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него.

Домодедово первым среди аэропортов Москвы в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


Всех птиц, представляющих опасность для самолетов, разделяют на категории по весу и размеру. Максимальная опасность - большие птицы массой от 0,5 кг, стремящиеся на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


Средняя опасность - голуби, грачи, чайки, куропатки, чибисы. Все они имеют вес от 150 до 500 грамм. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


Малая опасность - относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай. А вот вороны не опасны, так как это очень умные птицы. Они и на территории аэропорта ведут себя корректно, и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


Один из самых «живых» методов борьбы с летающими динозаврами (гипотеза о происхождении птиц от динозавров впервые была выдвинута в 1868 году английским зоологом Томасом Гексли) - хищники, они же ястребы-тетеревятники. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


Орнитологическая служба аэропорта Домодедово использует 5 ястребов-тетеревятников. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


На самом деле, это не просто баловство: использование специально обученных ловчих птиц считается наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире. Например, подобные хищники «устроены на работу» в крупнейших аэропортах США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в 20 странах). (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


В отличие от других технологий, например, пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, или динамиков, транслирующих звуки хищников, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктов, выработанных в ходе эволюции. Нет ничего страшнее настоящего, живого и безжалостного хищника. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


В среднем, ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.

Главная задача специалиста - найти с птицей контакт, добиться от неё доверия и привыкания к технике и персоналу аэропорта. и тогда всё получится. Москва, Домодедово, 2 сентября 2016. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters).

Безопасность полётов - главное в авиации. Будь то большой аэропорт или аэродром местных воздушных линий.
Все они находятся на открытой местности, доступной для определенного рода "лиц", которым не требуется пропуск и документы, чтобы попасть на территорию аэропорта. Мало того, что эти персонажи постоянно проникают на закрытую территорию, так они еще создают угрозу безопасности полётов.

Сегодня речь пойдет о птицах и одном дне из жизни орнитологической службы аэропорта Домодедово.


Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может нарушить работу агрегатов воздушного судна. Для предотвращения такого рода событий Московский аэропорт Домодедово первым в России еще в начале 80-х годов создал Орнитологическую службу, в задачи которой входит контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него.

Чем занимается орнитологическая служба?

В задачи подразделения входит обеспечение орнитологической безопасности полетов и контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него. Домодедово первым среди аэропортов МАУ (Московского авиационного узла) в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов.

2

По опасности, которую могут представлять пернатые для воздушных судов, птицы делятся по весу и размеру.
Наибольшую опасность представляют крупные птицы массой тела от полукилограмма, стремящиеся на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки.

К средним можно отнести голубей, грачей, озерных и сизых чаек, куропаток, чибисов, а также еще несколько видов. Все они имеют вес от 150 до 500 г.
К мелким опасным для самолетов видам птиц относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай.

А вот вороны не опасны, так как это очень умные птицы и на территории аэропорта ведут себя корректно и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии.

4

Птицы боятся резких звуков, хлопков, выстрелов и представляющих для них потенциальную угрозу хищников.
Исходя из этого, отпугивание птиц на территории аэродрома производится с помощью акустических установок, транслирующих крики опасности птиц.

Включите звук!

Вот из этого динамика постоянно стонут птицы.

5

Также пернатых отпугивают с помощью пропановых пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, стартового пистолета или сигнальных патронов.
Несколько таких пушек установлены рядом с впп в Домодедово - на фото справа.

6

Периодически пушка выстреливает сжатым газом, и даже на расстоянии сотни метров чувствуется взрывная волна.

7

Один из самых "живых" методов борьбы с летающей угрозой - ловчие птицы, они же ястребы-тетеревятники.
И вчера сотрудник орнитологической службы Иван показал журналистам, как охотится ястреб.

8

На сегодняшний день для обеспечения орнитологической безопасности полетов в аэропорту Домодедово используются ястребы-тетеревятники в количестве пяти особей.
Знакомьтесь - это Брунгильда, молодая полугодовая самка ястреба. Для своих - Бруня.

9

Использование специально обученных ловчих птиц является наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире: пернатые охотники работают в крупнейших воздушных гаванях США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в двадцати странах).

10

В отличие от других технологий, в частности акустических, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктивных процессов, выработанных в ходе эволюции, в результате чего эффективность такого воздействия заметно возрастает.

11

В среднем ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.

12

В процессе так называемого "вынашивания" специалисты-орнитологи приучают птицу к себе, окружению, специфическим условиям работы на аэродроме. Главная задача специалиста - найти с птицей контакт, добиться от нее доверия и привыкания к технике и персоналу.

13

До начала охоты на птицу надевают шлем-наглазник, чтобы не нервировать большим количеством объективов, направленных на нее - линзы фотоаппаратов ястеб воспринимает как чьи-то глаза и переживает за то, как будет выглядеть на экране .
Бруня прислушивается к каждому звуку и периодически почесывается, пытаясь избавиться от шлема.

14

Прежде чем выпустить патрульную птицу в патрульный полет, к ее хвосту или лапе крепят небольшой передатчик, позволяющий отследить перемещения в радиусе 25 километров. Однако это скорее формальность - хорошо обученная птица держится рядом с хозяином и лишь в азарте погони за добычей может улететь на значительные расстояния.

15

Когда в поле зрения появляется нарушитель, ястреб срывается с насеста - у Ивана на левой руке специальная толстая кожаная перчатка для транспортировки птицы.
16

На сей раз нарушителем оказался голубь - не самая лёгкая добыча для ястреба. Нам они кажутся неповоротливыми увальнями, но на самом деле голуби очень шустрые и маневренные, когда находятся на открытой местности.

17

Проходит буквально десять секунд и нарушитель вот-вот окажется в лапах у Брунгильды.

18

Все происходило довольно далеко, так что обойдемся без подробностей.
Скажу лишь, что работу свою Бруня выполнила на отлично, а нарушитель стал полноценным ястребиным обедом.
19

Как рассказал Иван, каждая птица в отряде имеет свой характер и выделить любимца из всех он не смог.

20

Бруня пока девица молодая и импульсивная, ей еще предстоит работать над собой и оттачивать охотничье мастерство.

21

Вот такая красотка.

22

Взят у fotografersha в Как Брунгильда в Домодедово нарушителя ловила

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

В Орнитологическая служба аэропорта

Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может не только погибнуть, но и нарушить работу важных агрегатов воздушного лайнера. Для предотвращения такого, Домодедово первым в России еще в начале 1980-х годов создал орнитологическую службу аэропорта, в задачи которой входит контроль за птицами на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него.

Домодедово первым среди аэропортов Москвы в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Всех птиц, представляющих опасность для самолетов, разделяют на категории по весу и размеру. Максимальная опасность — большие птицы массой от 0,5 кг, стремящиеся на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Средняя опасность — голуби, грачи, чайки, куропатки, чибисы. Все они имеют вес от 150 до 500 грамм. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Малая опасность — относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай. А вот вороны не опасны, так как это очень умные птицы. Они и на территории аэропорта ведут себя корректно, и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Один из самых «живых» методов борьбы с летающими динозаврами (гипотеза о происхождении птиц от динозавров впервые была выдвинута в 1868 году английским зоологом Томасом Гексли) — хищники, они же ястребы-тетеревятники. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Орнитологическая служба аэропорта Домодедово использует 5 ястребов-тетеревятников. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

На самом деле, это не просто баловство: использование специально обученных ловчих птиц считается наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире. Например, подобные хищники «устроены на работу» в крупнейших аэропортах США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в 20 странах). (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

В отличие от других технологий, например, пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, или динамиков, транслирующих звуки хищников, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктов, выработанных в ходе эволюции. Нет ничего страшнее настоящего, живого и безжалостного хищника. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

В среднем, ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.

Главная задача специалиста — найти с птицей контакт, добиться от неё доверия и привыкания к технике и персоналу аэропорта. и тогда всё получится. Москва, Домодедово, 2 сентября 2016. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters).

Уже более 20 лет в аэропорту Пулково работает группа авиационной орнитологии. Сотрудники службы следят за тем, чтобы живые птицы не мешали полетам железных товарищей. О том, как орнитологи отпугивают диких птиц, читайте в репортаже Город+.

Мы сидим в обставленном коробками кабинете у начальника участка авиационной орнитологии аэропорта Пулково Андрея Борисовича с говорящей фамилией - Соколов. Он переезжает в новое здание, но на одной из стен все еще красуется яркий плакат с птицами. Такие вряд ли встречаются на территории Пулково, но и без них пернатых в аэропорту достаточно, и они здесь точно не желанные гости. Живые птицы мешают летать железным.

Работать над тем, чтобы птицы не сталкивались с самолетами, в Пулково начали в 80-х годах, а в 1993 году появилась структура, которая занимается только этим. Росло количество взлетов и посадок, менялись типы воздушных судов, уменьшалась громкость работы двигателя, увеличивались скорости, и потребность в такой работе все более выявлялась. Андрей Борисович пришел в Пулково в 2002 году, когда в группе авиационной орнитологии работало пять человек, в разные годы их численность менялась, сейчас в штате группы 11 человек.

Откуда пернатые в Пулково?

Особенно много птиц было в Пулково, когда работала свалка на Волхонском шоссе. Каждый день в одну сторону пролетало около 12000 чаек, а потом они летели в обратную сторону. Аэропорт активно выступал за закрытие Волхонки. «Мы письма писали, в том числе федеральным властям, но дело двигалось медленно», - рассказывает Андрей Борисович. А однажды свалка загорелась во время солидного международного мероприятия. И ее закрыли. Чаек стало меньше в десятки раз.

Пулково находится в зоне миграции птиц, рядом с ним проходит южная ветвь Беломоро-Балтийского пролетного пути. Поэтому весной и осенью у группы авиационной орнитологии самый горячий сезон. Наибольшее число столкновений птиц с самолетами происходит в мае и в сентябре, меньше всего в ноябре. Впрочем, это число все равно невысокое, и сейчас редко приводит к серьезным последствиям: железные птицы стали гораздо крепче.

Кстати, работа с птицами выходит за видимые границы аэропорта Специалисты контролирую орнитологическую обстановку в радиусе 15 км от контрольной точки аэропорта. Орнитологи наблюдают и за этой территорией. Аэропорт нанимал специалистов из СПбГУ, которые проводили там обследование и передали группе авиационной орнитологии целые книги, где расписаны опасные и безопасные зоны, с фотографиями, таблицами и схемами. Ежегодно орнитологи проверяют места скопления птиц, и все изменения фиксируют на картах.

Иногда на территорию Пулково залетают редкие птицы. В позапрошлом году орнитологи обнаружили сапсана, в прошлом - веретенника и большого кроншнепа. Андрей Борисович рассказывает, как нашел здесь гнездо ремеза. Интересными данными «пулковские» орнитологи делятся с коллегами из научных институтов.

«Горихвостка-чернушка тоже к нам залетала - крайне редкая птица. Она вообще в Альпах гнездится. Здесь до сих пор самец поет. Но ведь люди пройдут и даже не услышат... обидно», - вздыхает Андрей Борисович.

О столкновениях

«Для современной техники столкновение с птицей не обязательно несет какие-то последствия. Часто этого даже никто не замечает. В большинстве случаев замечают пятно, и все. Но любое столкновение - предпосылка к авиационному происшествию, поэтому это должно настораживать. В 2007 году в аэропорту Домодедово упал самолет АН-12 из-за столкновения с птицей», - объясняет Андрей Борисович.

Орнитолог рассказывает, что есть так называемый коэффициент столкновений. Он рассчитывается от количества взлетов и посадок. Считается, что аэропорт очень успешен, если этот коэффициент равен 0,5. В прошлом году в Пулково он был равен 0,15. Это значит, что в зоне ответственности аэропорта были зафиксированы единичные столкновения, а взлетов и посадок при этом совершено сотни тысяч.

" В этом году у нас уже было три столкновения. 8 мая маленький частный самолетик столкнулся с гусем на высоте 600 метров и в удалении 15 км от аэропорта. Последствий не было, но факт зафиксирован«, - зачитывает данные из своих отчетов орнитолог. Мировая практика знает о столкновении самолета с птицей на высоте 11 тысяч метров.

Есть самолетоопасные виды птиц: стайные и крупные. В первую очередь, это чайки, особенно серебристые. В прошлом году столкновения с ними удалось избежать, в этом случился инцидент с озерной чайкой.

По статистике ИКАО (Международная организация гражданской авиации), больше всего птиц попадает в двигатели самолетов. В Пулково птицы попадали: в обтекатель локатора (нос), двигатель, лобовое стекло, правую стойку шасси. «29% столкновений с птицами в мире происходит во время посадки, у нас в прошлом году было 18%, при разбеге - 25%, у нас - 4%, нижа ста футов (30 метров) - 50%, у нас - 13%», - продолжает зачитывать отчеты Андрей Борисович.

Какие средства применяет Пулково против птиц

Пока нас везли по территории аэропорта до кабинета Андрея Борисовича, мы заметили висящие низко над землей стеклянные шары - как в клубе на дискотеке. Здесь они выполняют роль совсем не развлекательную - ими отпугивают птиц. Пернатые боятся неожиданных ярких бликов, теряют ориентацию в пространстве и улетают подальше от неприятного источника света.

Воздействуют на птиц и с помощью звуков. «У нас стоит акустическая система вдоль взлетно-посадочных полос, по 12 установок, через каждые 450 метров, утсановлено видеонаблюдение Если на камере видна птица, можно нажать на кнопку и система издаст отпугивающий звук», - поясняет Андрей Борисович. Чаще всего птиц пугают криком вороны. «Ворона - космополит, живет везде, птица коммуникабельная, очень разумная. Если она издает сигнал тревоги, то прислушиваются почти все птицы», - продолжает орнитолог. Зато крик хищных птиц на пернатых устрашающе не действует: они охотятся молча, стараясь быть незамеченными как можно дольше.

Также на каждой полосе аэропорта круглосуточно дежурит орнитолог, который регулярно объезжает комплекс взлетно-посадочных полос. Смена длится 12 часов, при спокойной обстановке осмотр полосы проводится минимум раз в час, Зимой от птиц тоже нет отбоя: на полосу прилетают чайки, вороны и совы. Но промежутки между осмотрами полосы достаточно условные: орнитолог может выехать на полосу только с разрешения «вышки». В конце мая в Пулково работала только одна взлетно-посадочная полоса (вторая была закрыта на ежегодную профилактику), поэтому самолеты взлетали и приземляли здесь каждую минуту. В таком режиме оперативно выделить орнитологу время на объезд не всегда удается, приходится ждать допуска на полосу дольше обычного

Если при осмотре полосы, орнитолог замечает птицу, чаще всего он пугает ее сигнальной ракетой. Меры могут быть и другими: предупредить руководителя полетов, который передаст экипажу сообщение об угрозе. Иногда командир воздушного судна решает уйти на второй круг: тогда у орнитолога появляется время, чтобы спугнуть птицу.

Аэропорт Пулково - первый гражданский аэропорт в России, в котором начали применять хищных пернатых для отпугивания диких птиц. В мировой практике это началось на 5-10 лет раньше, у нас - в 1986-87 годах. В аэропорту Барселоны, к примеру, работает 10 сокольников и 45 хищных птиц. В России на сегодняшний день хищников использует Пулково, Домодедово, Внуково, аэропорты в Нижнем Новгороде, Саратове, Махачкале и Краснодаре. Первым в России применил хищных птиц для отпугивания пернатых военный аэродром Кубинка в Москве. Проблема здесь в том, что, как правило, такая служба строится вокруг сокольника. Если в городе нет сокольника, то некому и работать.

В Пулково работает сокольник Влад Лыженков, а вместе с ним четыре ястреба и два сокола. Как объясняет Влад, ко всему остальному дикие птицы рано или поздно привыкают, а к хищникам - никогда. «У нас не стоит задачи поймать и убить всех. Дикие пернатые птицы должны осознавать, опасность. Если мы убьем одну ворону, толку не будет. Нужно, чтобы одна птица передавала другим,что опасность есть, и она реальна», - объясняет суть своей работы Влад.

У хищных птиц разные подходы к охоте. Ястребы работают на короткой дистанции, с руки. «Зачастую мы просто едем на машине и из открытого окна я выпускаю птицу недалеко от скопления птиц. Ястреб быстро догоняет жертву, пытается ее поймать и очень быстро выдыхается. Если он никого не поймал, его сманивают на перчатку», - объясняет Влад. У сокола стратегия другая: , поднявшись вверх, он может быстро развить скорость и продолжительное время догонять жертву. На службе в Пулково работают непритравленные соколы, которые не знают, что такое дикая добыча. Дело в том, что сокол - скоростная птица, может преследовать жертву очень долго и на большие расстояния. . После этого он вряд ли вернется в аэропорт, а значит Пулково потеряет ценного сотрудника. Вместо живой птицы сокол охотится на вабило. Это объемный муляж, сделанный из кожи и привязанный на шнур. Им сокольник размахивает, и птица пытается его поймать: как котенок, играет с игрушкой. Дикая птица видит, что недалеко от нее летает и охотится на что-то непонятное живой сокол. Для нее это уже достаточный аргумент, чтобы срочно покинуть излюбленное место.

«Птиц тренируем рано утром, когда нежарко. Наши птицы северные, им тяжело в жару. У меня дома живут мексиканские птицы, я думаю еще их начать применять, они к жаре более устойчивые», - рассказывает Влад. Он поясняет, что птицу нужно подбирать под конкретные ситуации, универсальных пернатых не бывает.

Пулковские хищники, которых мы видим в клетках, несут службу в аэропорту уже три года. Здесь живет ястреб Семикура, который в молодости хулиганил и однажды украл из курятника семь кур. Самого крупного хищника зовут Годзиллой, а одна из птиц - Наташка - носит имя бывшей сотрудницы группы авиационной орнитологии Натальи, которая с ней работала.

Как отпугивают птиц за рубежом

Главная задача для аэропорта - создать такие условия, которые не привлекали бы птиц вообще. В Пулково, например, затягивают технические водоемы специальной сеткой, вовремя стригут газон, чтобы он был высотой около 30 сантиметров (будет выше - появятся семена, ниже - птицы будут на него садиться).

В Европе же, рассказывает Андрей Борисович, стричь газон не нужно - большинство аэродромов «закатаны» в асфальт. Встречаются лишь небольшие кусочки травы. Во Фрапорте (компания, управляющая международным аэропортом Франкфурта) работой с птицами занимается всего один человек, потому что на территории аэропорта нет водоемов и растительности, а значит и пернатым он неинтересен.

В некоторых аэропортах Германии применяют отстрел птиц. Такая мера, кстати, прописана и в документах Пулково. Андрей Борисович считает ее эффективной, однако сам не использует. «Я гуманист», - объясняет орнитолог. А в Голландии, наоборот, вся работа с птицами сводится к тому, что ведется статистика сбитых пернатых. Остальные действия, считают голландцы, могут нанести вред диким птицам.