Туризм Визы Испания

Федеративное государство и его площадь. Все федерации мира. Федеративная Республика Бразилия

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного , имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы , основные законы); они наделены правом принимать региональные законы ; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство , столица , герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета .

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты , провинции , республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации , которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз .

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов , кантонов , республик .
  • В союзном государстве верховная законодательная , исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией .
  • Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США , ФРГ , Бразилия , Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента . Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия , Соединённые Штаты Америки), во вторых - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия , Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию , в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии . Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии . Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик . Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».

Современные федеративные государства

Современные федеративные государства на карте мира

Смотреть что такое "Федеративные государства" в других словарях:

    Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия

    Federated States of Micronesia … Википедия

    См. также Государства члены ООН (список) В ООН в настоящее время входит 192 государства. Из международно признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан. Содержание 1 Первоначальные члены ООН 1.1 … Википедия

    - (Federative States of Micronesia) ФШМ, государство в западной части Тихого ок., в Микронезии, в арх. Каролинские о ва (Центральной и Вост. Каролины). 701,4 км². Население св. 103 тыс. человек (1992), главным образом микронезийцы различных… … Большой Энциклопедический словарь

    Основная статья: Организация Объединённых Наций Число государств членов ООН составляет 192 государства. Страна Число/месяц вступления Год вступления Примечание Австралия 1 ноября 1945 Австрия 14 декабря 1955 Азербайджан 2 … Википедия

    - (Federative States of Micronesia), ФШМ, государство в западной части Тихого океана, в Микронезии, в архипелаге Каролинские острова (Центральная и Восточная Каролины). 701,4 км2. Население 106 тыс. человек (1996), главным образом микронезийцы… … Энциклопедический словарь

    См. также Список государств членов ООН В ООН в настоящее время входит 193 государства. Из международно признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан, из частично признанных САДР, Палестина, Китайская Республика (Тай … Википедия

    Федеративные Штаты Микронезии - (Республика Микронезия) (Federated States of Micronesia)Federated States of Micronesia, объединение островных стран, расположенных на приблизительно 600 о вах в архипелаге Каролинские о ва в зап. части Тихого океана, к С. от экватора; пл. 701… … Страны мира. Словарь

Книги

  • Налоговые системы зарубежных стран. Учебник , Тютюрюков Николай Николаевич, Гурнак Александр Владимирович, Князева Анастасия Викторовна. Рассматривается налогообложение в зарубежных странах, с которыми Россия образует международные экономические блоки (ЕАЭС, БРИКС), и стран, которые наиболее тесно связаны торговыми отношениями…

«Федерация» с латинского переводится как «объединение», «союз». Это одна из форм государственного устройства страны. В статье мы подробно разберём, что присуще федеративному государственному устройству, составим список стран с такой системой и выясним, является ли Россия федеративным государством.

Вконтакте

Федеративное государство и его признаки

  • штаты;
  • кантоны;
  • земли и др.

Каждое образование наделяется государственным суверенитетом . Имеет собственную систему, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государственные образования, входящие в состав федерации, не могут обладать признаками государства. То есть, эти образования не могут выходить из состава союза и лишены права участия в международных отношениях.

Федерация делится на виды, которые, в свою очередь, делятся на типы. Выделяют следующие виды по особенностям конституционно-правового статуса субъектов:

  1. Симметричные. В таких странах все субъекты пользуются равными конституционно-правовым статусом. Примером такой федерации является Америка.
  2. Асимметричные. Регионы пользуются различным конституционно-правовым статусом. Примером может служить Бразилия.

Различают федерации по особенностям формирования:

Различают федерации по способу образования:

  1. Договорные. Образуются на основе договора между независимыми друг от друга государствами. Они объединятся для совместного решения общих вопросов.
  2. Конституционные. В большей степени конституционные федерации образуются на базе унитарных стран. В законе этих стран прописан главный принцип – целостность территории и запрет свободного выхода из состава страны. Примером таких государств могут служить Россия, Бразилия, Германия.

Различают федерации по степени централизации власти:

  1. Централизованные. Примером могут служить: Россия, Германия, Аргентина.
  2. Децентрализованная. Пример, Швейцария.

Признаки

Отличительными признаками федеративных стран являются:

Список стран

Список федеративных стран Азии:

  • Пакистан.
  • Малайзия.
  • Объединённые Арабские Эмираты.
  • Индия.
  • Непал.
  • Мьянма.

Список стран Африки:

Государства Северной и Южной Америки:

  • Мексика.
  • Бразилия.
  • Сент-Китс и Невис.
  • Канада.
  • Венесуэла.
  • Аргентинская.

Федеративные государства Австралии и Океании:

  • Федеративные штаты Микронезии.
  • Австралийский Союз.

Список европейских стран:

  • Королевство Бельгия.
  • Босния и Герцеговина.
  • Германия.
  • Австрия.

Чем отличаются федеративные и унитарные государства

Унитарной формой государственного устройства обладают государства, в котором субъекты являются едиными административно-территориальными единицами и не имеют собственного суверенитета. Унитарное государство, в отличие от федеративного, имеет единую государственную власть, правовую систему и конституцию.

Главные признаки унитарного государства:

  1. Единый на всей территории учредительный нормативный акт, его законодательная сила имеет одинаковую силу на всей территории.
  2. Высшие органы власти едины для всей территории.
  3. Система законодательства единая для все территории.
  4. Общее гражданство.
  5. Общая денежная система.
  6. Субъекты государства не обладают суверенитетом.

Форма государственного устройства в России

Специалисты давно спорят на тему, является ли Россия федеративным государством. Если отвечать на этот вопрос с юридической точки зрения, то ответ будет положительным.

В сказано, что Россия – это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. В состав РФ входит 83 субъекта , которые не имеют права самовольно отделяться от РФ. В каждом субъекте есть три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Российские субъекты обладают правом издавать региональные законы, которые не противоречат федеральному законодательству.

Система власти в стране разграничена не только по горизонтали, но и по вертикали. То есть установлены предметы ведения и полномочия органов власти РФ и органов власти субъектов. В Конституции закреплены эти моменты.

Исходя из этого, можно сказать, что Россия является федерацией, но не в традиционном виде, как, например, страны Европы.

Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким(Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития(Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).

Федерация, как уже упоминалось выше, - это такая форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и создают новое союзное государство. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являются ее субъектами, обладающими определенной политико-правовой самостоятельностью.

2.1 Современные федерации и их субъекты

В состав современных федераций входит различное число субъектов:

США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации. Современные федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ, Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В прошлом существовали федерации, основанные по национально - территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия).

Однако эти федерации распались, не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма.

При определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства. Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создали суверенные государства.

К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально - государственные и национально - территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно - территориальные образования (края, области, города федерального значения).

И все же многонациональность является существенным признаком России, а потому национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве государства.

Федерация - это объединение государственно-правовое. Она закрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют права нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем порядке выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративном государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и субъектами федерации. Как правило, в таких государствах существует двухпалатный парламент. Одна палата (верхняя) выражает интересы субъектов федерации (штатов, провинций, земель, кантонов, республик и т. д.), другая (нижняя палата) - является органом общефедерального представительства. В этом одно из принципиальных отличий федеративного государства от унитарного.

Федерализм нельзя смешивать с децентрализацией и автономным самоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным, однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено на широкой автономии частей и в то же время может быть нефедеративным.

Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. Ему предоставляется право принятия собственной конституции, которая должна соответствовать союзной конституции. Он обладает правом издания законодательных актов, действующих только на территории этого субъекта и соответствующих федеральному законодательству (принцип приоритета федерального законодательства). Субъект федерации имеет свою собственную правовую и судебную системы. Однако, принципы организации и пределы юрисдикции судебных и иных органов определяются конституцией федерации.

Субъекты федерации имеют представительство и участвуют в работе высших органов государственной власти, прежде всего в парламенте. В двухпалатном парламенте во многих странах в верхнюю палату избирается равное количество депутатов от каждого субъекта федерации, хотя бывают и исключения. Так, в Австралии в состав верхней палаты (сената) входят 76 человек - по 12 от каждого из шести штатов и по два от двух территорий, которые избираются по системе пропорционального представительства. В сенате США, палате, выражающей интересы штатов, 100 человек - по два от каждого из 50 штатов независимо от численности населения штата. В Совете кантонов Швейцарии заседают 46 депутатов - по два депутата от 22 кантонов и по одному от полукантонов. Часть их избирается местными парламентами, часть назначается правительствами кантонов. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, т. е. по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.