Туризм Визы Испания

Церковь на поварской улице. Московский симеоновский храм на поварской. История возведения храма на Поварской

Адрес: ул.Поварская, 5

Церковь Симеона Столпника на Поварской была построена в 1676г. (в некоторых случаях встречается датировка 1676-1679гг.). Впервые на этом месте храм (деревянный) упоминается в 1625г. В некоторых документах он значится также как церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Дехтярном огороде, что у Арбатских ворот. Местность эта была дворцовой Поварской слободой, где жили люди из штата Сытного дворца (по данным 1573г. их было почти 500 человек: повара, хлебники, помясы, скатертники, подключники…). Отсюда и пошли названия улиц и переулков между нынешним Новым Арбатом и Б.Никитской: Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки. Слобода царских поваров была богатой – к XVII веку в ней значится два храма. Поварская улица была прежде, с XII века, древней Волоцкой дорогой, ведшей в Волоколамск и Новгород, и служила не только торговой, но и своего рода «правительственной трассой». По ней возвращался из Новгорода в Москву в 1471 году Иван III, а в 1572-м - Иван IV Грозный.

Название храма Симеона Столпника связывают с именем Бориса Годунова, который венчался в праздник этого святого и, вероятно, повелел поставить здесь (и не только здесь) деревянный храм в его честь и в память о своем венчании.

В конце XVII века на месте деревянного храма начали строить новый, из большемерного кирпича. Небольшое здание выполнено в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма – Введенский, а приделы – во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759г. был переосвящен во имя Димитрия Ростовского. Приделы примыкают к изначально более низкой трапезной, которая позднее была поднята в сводах и вытянута в длину с запада, слегка «обняв» открытый первый ярус колокольни.

Внешнее убранство церкви просто и в то же время позволяет ей выглядеть очень нарядной. В первую очередь это достигается благодаря верхней части основного объема с рядами кокошников и узорчатыми барабанами под небольшими луковками куполов. С ними перекликается ажурный шатер колокольни с арочными проемами и двумя рядами окошек-«слухов», обрамленных наличниками. На колокольне были колокола литья мастера Федора Дмитриевича Моторина (1630 - 1688), основателя знаменитой династии литейщиков (утрачены в 1930-х гг.). Под рядами кокошников проведен широкий резной фриз. Пышно украшены и барабаны приделов. Как это было со многими «огненными» храмами (четверик которых украшали ряды кокошников), ярусное покрытие храма Симеона Столпника было заменено на более простое и практичное четырехскатное, и восстановлено только при реставрации в 1966г.

Храм был популярен среди московской интеллигенции как место венчания. Но и до появления такой традиции здесь в 1801г. состоялось одно из самых известных и нашумевших венчаний – графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалевой. Венчание было тайным, хотя все равно наделало немало шума в высшем свете. Здесь же в 1816г. венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина. Кроме двух известных пар, которые непременно фигурируют в описании храма, здесь в декабре 1918г. венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, с Юрием Мамонтовичем Нееловым, сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й армией РККА. А еще через два года с она Нееловым разошлась и вышла замуж за Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова). Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В.Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре. Священник церкви причащал умирающего писателя в феврале 1852 года.

После революции церковь была закрыта и в 1930г. фактически отдана на слом. Снесли красивую ограду, разобрали часть деталей самой церкви. Полуразрушенная, она достояла до решения о строительстве новой московской магистрали – проспекта Калинина на месте бывшей царской Кречетной слободы. Первоначально церковь, не вписывавшуюся в ряд новостроек из стекла и бетона, собирались снести, но неимоверными усилиями общественности ее удалось спасти. В 1966г. началась реставрация, восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. В 1968г. здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нем разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т.д. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. Животных, к счастью, здесь держали недолго - к 1990-м гг. в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.

В 1990г. на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению зам. председателя Мосгорисполкома Матросова). В 1992г. церковь Симеона Столпника была вновь передана верующим, заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан. И сейчас на фоне посеревших от времени высоток Нового Арбата стоит маленькая, но не стареющая белая церковь…

Храм в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Симеона Столпника) на Поварской, у Арбатских ворот, на Дехтяреве огороде (Центральное благочиние Московской епархии)

Храм преподобного Симеона Столпника упоминается в архивных материалах с - годов. Здание было выстроено на месте древнего храма, скорее всего деревянного, стоявшего здесь со времен Бориса Годунова. На храмовой иконе преподобного Симеона Столпника имелась надпись - «лета 7132» (1624 год). Современное каменное здание выстроено в - годах на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем.

В архивах храм вначале именуется по главному престолу - Введения во храм Пресвятой Богородицы, что "за Арбатскими вороты в Поварской улице". В храме также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм назывался храмом преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской. Храм относится к так называемым «огненным» храмам, которые возводились в Москве с середины XVI века.

Земельный участок под церковными владениями и владениями причта занимал довольно значительную площадь на пересечении Большой Молчановки и Поварской улицы.

В течение XVII-XVIII веков здание не раз перестраивалось и обновлялось. В году рачением князя И.А. Голицына в память его усопших родителей был восстановлен и заново освящен придел святителя Николая, в году обновлялся престол, жертвенник и мост, а в году - алтарь.

В году храм закрыли. По одной из версий, поводом для закрытия храма послужило то обстоятельство, что дочь Ф.И. Шаляпина заказала здесь отпевание отца.

В сентябре года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. Позднее его занимала мастерская «Мединструмент».

Храм, якобы мешающий прокладке Калининского проспекта (ныне Новый Арбат), несколько раз собирались сносить.

Храм отреставрировали в 1965-1966 годах. Ко времени реставрации были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и «подшит» потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров. В результате реставрационных работ были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания; снят культурный слой до уровня XVII века и вымощен участок вокруг церкви. В первоначальном виде восстановили сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстанавливались на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Восстановили также первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

С года в храме размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы.

В году на купола храма вернули кресты.

В году храм был возвращен Церкви.

В мае года состоялось малое освящение храма, начались службы.

С года начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. В году был освящен престол во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в году восстановлен придел во имя преподобного Симеона Столпника.

Настоятели

  • Стефан Попов (1798 - 1831)
  • Алексий Соколов (упомин. 1869, настоятельствовал ок. 20 лет)

Церковь Симеона Столпника на Поварской имеет необычную историю. Можно назвать особым благословением уже то, что этот храм не пострадал во время прокладки Нового Арбата. Более того, архитекторы решили сделать именно на этом сооружении архитектурный акцент. Здание лаконично выделяется из общего ансамбля.

Церковь Симеона Столпника знаменита тем, что в ее стенах венчались многие известные личности, выходцы из творческой интеллигенции и даже граф Шереметьев. Очень любил приходить в этот храм Николай Гоголь, особенно в последние годы своей жизни.

История возведения храма на Поварской

Возведение церкви датируется 1676 годом. В 1625 году на месте современной постройки находился небольшой деревянный храм. Некоторые источники упоминают его как церковь Введения в храм Божьей Матери, которая располагалась у Арбатских ворот. Ранее на этой местности проживало около 500 человек (поваров, пекарей, скатертников). По этой причине здешние улицы так и называются - Поварская, Хлебный, Столовый переулки. Царские повара имели несколько храмов. Ранее Поварская улица и вовсе была дорогой, по которой перевозили товары и передвигалась царская знать.

Церковь после революции

Революция практически не помешала храмовой деятельности. Какое-то время после нее в церкви проводились службы. Позже здание храма было передано Райпромтресту, который решил разместить там мастерские для глухонемых. Одно время в церкви размещалась керосинная лавка.

Название

Свое название церковь получила благодаря Борису Годунову, день венчания которого как раз приходился на празднование святого Симеона Столпника. Есть вероятность того, что сам Годунов приказал построить в этом месте деревянный храм как память о его венчании.

Описание

Конец XVII века ознаменован тем, что на месте маленькой деревянной церквушки начали строить кирпичную церковь. Здание храма не очень большое. Здесь есть трапезная, звонница, несколько приделов с отдельными аспидами. Приделы освещены во имя святых Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний из которых впоследствии был освящен именем Дмитрия Ростовского в 1759 году. Главный престол - Введенский. Трапезная, к которой примыкают приделы, изначально была низкой, затем ее подняли и вытянули. Она как будто бы обнимает нижний ярус звонницы.

Внутреннее убранство

Церковь Симеона Столпника внешне имеет простое убранство, но вместе с тем она выглядит вполне нарядно. Основной объем украшают кокошники, ажурный шатер, узорчатые барабаны, арочные проемы небольших окон.

В 1966 году храм реставрировали. В результате ярусное покрытие пришлось сделать более простым и практичным.

После революции храм Симеона Столпника пришлось закрыть. Здание хотели снести. Часть постройки была разобрана. Так церковь стояла полуразрушенная, пока не приняли решение о строительстве московской магистрали. Сначала церковь хотели и вовсе снести, так как она не вписывалась в большинство современных построек. Но общественности все же удалось ее спасти.

После реставрации в 1968 году церковь была передана во Всероссийское общество охраны природы. В ее стенах проводились выставки представителей животного мира. Вскоре здание превратилось в подобие хлева. Интерьер был полностью уничтожен. Но, к счастью, это быстро закончилось. Позже в храме начали проводить выставки произведений искусства.

В 1992 году церковь вновь стала принадлежать верующим, которые возобновили ее утраченную красоту. Храм по сей день принимает прихожан и проводит службы.

Храм Симеона Столпника в Устюге

В честь святого Симеона Столпника был освящен еще один храм - в Великом Устюге. Ранее на его месте стояли две деревянные храмовые постройки.

В 1728 году закончили возведение нижнего этажа современной церкви. Позже установили кладовые палатки и несколько приделов. В 1757 году случился пожар, во время которого храм сильно обгорел. Его пришлось практически полностью перестроить. Тогда же было принято решение о возведении колокольни рядом с храмом. Перед главным фасадом расположена терраса, на которую можно подняться по открытой лестнице. Церковь Симеона Столпника (великий Устюг) выглядит очень торжественно. Не просто так он считается самым декорированным храмом этой местности.

Внешнее и внутреннее убранство

На первом этаже расположилась теплая церковь, освященная именем Симеона Столпника. Ее придел освятили во имя Иакова Алфеева - святого апостола. Второй этаж занимает холодная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с освященными приделами во имя Николая Чудотворца и князя Владимира.

Внутреннее убранство храма датируется 1765 годом. Главное помещение роскошно украшено лепниной. Церковь Симеона Столпника славится одним из самых удивительных иконостасов 18 столетия. Одна из икон этого храм сегодня находится в Третьяковской галерее. Образ Симеона Столпника был написан еще во второй половине XVI века.

В 1771 году для храма местным мастером был отлит колокол в 154 пуда.

В 1930 году церковь пришлось закрыть. Иконостас частично разобрали, колокола сбросили. С 1960 года храм находится под охраной государства как памятник культуры и объект культурного наследия.

Сегодня церковь Симеона Столпника (Устюг) является действующей. Уже в 2001 году в ее стенах прозвучал первый молебен.

Церковь Симеона Столпника на Поварской - православный храм, построенный в 1676-1679 годах в стиле русского узорочья.

Деревянная церковь на этом месте стояла уже в 1625 году: считается, что она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, который пришёлся на день Симеона Столпника - христианского святого, основоположника столпничества (особый вид подвига - непрерывная молитва на "столпе"), который провёл на столпе 37 лет в посте и молитве.

Построить каменную церковь вместо деревянной распорядился в 1676 году царь Фёдор Алексеевич. В течение 3 лет было построено небольшое здание с 5 главами, колокольней, трапезной и двумя приделами - каждый с отдельной апсидой и главкой. Внешне церковь выглядит достаточно просто, но нарядно: верхний объём здания украшают ряды кокошников, под которыми проведён резной фриз, а колокольня выглядит особенно эффектно благодаря арочным проёмам и 2 рядам слуховых окошек с наличниками.

Главный престол храма освящён в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца (в 1759 году переосвящён во имя Димитрия Ростовского).

Советские годы

После Революции церковь была закрыта и определена под снос, лишившись глав и завершения колокольни, однако, в полуразрушенном состоянии сохранилась до строительства трассы Калининского проспекта (будущего Нового Арбата). Чтобы старая церковь не создавала диссонанса с новыми высотками, её решили снести, но общественности удалось отстоять храм.

В 1966 году, когда здание почти разрушилось, началась его масштабная двухлетняя реставрация, в ходе которой церковь была восстановлена: на главах даже появились кресты, однако, их почти сразу демонтировали по распоряжению свыше. После окончания реставрации в 1968 году здание церкви было передано Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём расположился выставочный зал мелких животных и птиц.

В 1990 году на главах храма вновь появились кресты, а в 1992 - после распада Советского Союза - его вернули Православной церкви.

За годы работы церковь Симеона Столпника стала популярным местом венчания у московской интеллигенции: здесь венчались Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова-Ковалёва, Сергей Аксаков и Ольга Заплатина, Юрий Неёлов и Елена Нюренберг (будущая жена Михаила Булгакова), а также многие другие известные люди. Одним из известных прихожан храма в последние годы своей жизни стал Николай Гоголь, проживавший тогда на Никитском бульваре: в феврале 1852 года священник церкви отец Алексий причащал умирающего писателя на дому.

На сегодняшний день небольшая белая церковь не является доминантой ни Поварской улицы, ни Нового Арбата, находясь в тени новоарбатских высоток, однако, неизменно обращает на себя внимание прохожих: на фоне масштабной советской застройки она выглядит как нечто экзотическое, но вместе с тем - совершенно естественное.

Церковь Симеона Столпника на Поварской находится на улице Поварская, дом 5 (в начале Нового Арбата). Добраться до неё можно пешком от станции метро "Арбатская" Филёвской и Арбатско-Покровской линий.

Первое упоминание о церкви, стоящей на месте нынешнего храма Симеона Столпника на Поварской , 5 в Москве относится к 1624 году.

В церкви были устроены два придела в честь святых Симеона Столпника и Святителя Николая (в 1759 году предел его имени переосвятили во имя Дмитрия Ростовского).

Из-за близкого расположения к Поварской слободе, основными прихожанами Храма Симеона Столпника стали простолюдины из обслуги Сытного двора: повара, подключники, хлебопеки, скатерники.

Фото 1. Храм Симеона Столпника на Поварской в городе Москве

Название храма связывают с именем Бориса Годунова. Считается, что он венчался в праздник почитания Симеона Столпника, а посему приказал воздвигнуть в честь святого несколько церквей.

Деревянная церковь стала каменной при царе Федоре Алексеевиче. В 1676 году по его велению из казны были выделены деньги, и уже через 3 года строительство было закончено.

1812 год стал черной страницей истории храма. Церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, а также сильно пострадала от чудовищного пожара той поры. Восстановить церковь удалось лишь к 1818 году.

К началу XIX века в Поварской слободе проживали уже не простолюдины, а московская знать. Это отразилось и на составе прихожан Храма. Церковь стала излюбленным местом венчания состоятельных москвичей.

История церкви Симеона Столпника на Поварской улице

В 1801 году здесь прошло венчание графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Торжества по этому случаю продолжались в их недавно купленном доме на Воздвиженке.

Стены храма помнят и венчание писателя С.Аксакова с О.Заплатиной, и религиозного деятеля К.Победоносцева с Е.Энгельгардт.

В последние годы своей жизни прихожанином Храма Симеона Столпника был Н.В.Гоголь. Именно священник этого прихода причащал писателя на смертном одре.

Трудная судьба была у церкви Симеона Столпника на Поварской улице в годы Советской Власти. Хотя она и оставалась действующей вплоть до 1941 года, но ее уже стали основательно разрушать. Была снесена ограда, было демонтировано часть куполов. Страдали от репрессий и служители этого прихода.

В 1966 году, в связи с реконструкцией Калининского проспекта, здание церкви чуть не снесли. Только благодаря Леониду Антропову, легшего в ковш экскаватора, церковь удалось отстоять.

В 1991 году Храм возвращают Русской Православной церкви и уже в 1992 году здесь вновь начались богослужения.

Храм Симеона Столпника расположен по адресу: Москва, Поварская, 5 (м.Арбатская)