Туризм Визы Испания

Бомбей трущобы прокаженных. Трущобы индии. Трущобы Дхарави в Мумбае: отзывы

Для большинства индийских городов трущобы являются обязательным атрибутом и смотрятся весьма гармонично. Мумбай является крупным и успешным мегаполисом, так что и размер трущоб в нем полностью соответствует размеру города. Многие туристы имеют стандартное заблуждение и считают что в индийских трущобах обязательно должны жить очень аморальные личности и прочие деструктивные граждане - это не так.

Совсем недавно, мумбайский район трущоб Дхарави считался самым большим районом трущоб во всей Юго-Восточной Азии. И действительно, район площадь которого равна 217 га., а население варьируется от 1 000 000 до 3 000 000 человек (из-за постоянной миграции, сложно там всех посчитать) долгое время занимал пальму первенства среди трущобных агломераций на планете Земля.

История мумбайских трущоб Дхарави

Трущобы в Мумбае, как и во всей Индии - это еще одно западное изобретение, которое отлично прижилось в Индии и обрело свою уникальную форму. Всем известный факт, заключается в том что с приходом промышленной революции в Европе и Америке, людские массы стали перебираться из деревень в города, дабы обрести вожделенное финансовое благополучие и не помереть с голоду. Появившиеся толпы бездомных искателей лучшей доли нужно было где-то селить, но так как большинство из них были откровенными пролетариями, то и апартаменты они себе искали пролетарские, таким образом, в каждом большом городе появились трущобно-пролетарские гетто, многие из которых прекрасно себя чувствуют и по сей день.

В Мумбае была похожая история. Современный Мумбай построен на нескольких островах (прямо как Санкт-Петербург), но в XVIII веке множество островов были еще сами по себе, да и жителей в Мумбае было намного меньше чем сейчас. Мумбай рос и требовал больше дешевой рабочей силы, уже к XIX веку население города перевалило отметку 500 000 человек, в то время в Лондоне жило всего 50 000 человек.

Вновь приехавшие крестьяне стали селиться где попало, а не только в рыбацкой деревне Коливадас на острове (на котором сейчас находятся трущобы Дхарави), вскоре рыбацкая деревня, как и сама рыбная ловля стала неактуальной и на ее месте начал расти (пока еще потихоньку) район трущоб Дхарави. Тогдашних владельцев Индии - англичан, особо не волновало что твориться в районе Дхарави (это было за пределами города), в то время как европейская часть Мумбая строилась по архитектурным планам и подобию европейских городов, трущобные районы Мумбая и окрестностей имели полную свободу действий.

К слову сказать, район трущоб Дхарави, был не единственным местом проживания мумбайской бедноты, беднота компактно проживала во многих районах города, но пришло время перемен, а вернее время эпидемии бубонной чумы, которая значительно снизила поголовье жителей города. Санитарные условия в местах компактного проживания мумбайской дешевой рабочей (а селились они всюду) силы вызывали сильное беспокойство у англичан, нужно было срочно локализовать стихийные поселения и как-то упорядочить этот процесс. Было принято решение переселить всех работяг в одно очень отдаленное место города, а именно в район трущоб Дхарави. Именно тогда, район трущоб Дхарави зажил полной жизнью и с каждым годом становился все краше. Так и появился район трущеб Дхарави, который прекрасно сохранился до сегодняшнего дня.

Правительство города имеет большой интерес на огромный кусок земли в самом дорогом городе Индии, на котором стоят лачуги и возможно совсем скоро у всех жителей трущоб Дхарави появятся все шансы быть выкинутыми на улицу, как это произошло с похожими трущобами в Дели. Конечно, правительство имеет красивые планы по переселению бедняков в комфортабельные апартаменты, но такой исход вызывает улыбку у всех, включая тех кто выдумал подобный план.

Жители мумбайских трущоб Дхарави

Будет неверным говорить, что трущобы Дхарави - это место жительства нелюдей и прочей непотребной публики, тут лучше подходит выражение «Трущобы Дхарави - это город в городе». И действительно, тут есть и вновь понаехавшие со всей необъятной Индии на заработки молодые мужчины, которые могут арендовать комнату размером в 10 м2 за 3 доллара США на месяц, в то время как Мумбай считается самым дорогим городом Индии. В трущобах Дхарави есть и настоящие большие индийские семьи, которые проживают на этой территории с самого начала строительства трущоб.

Трущобные жители Мумбая стараются жить полной жизнью и ни в чем не отставать от жителей другого Мумбая, тут есть свои школы (как государственные, так и частные), есть даже район для плотских утех, в котором за 2 доллара США можно поближе познакомиться с индийскими девушками, парнями, также есть выбор для самых продвинутых - это знакомство с хиджрой (так называемый третий пол, трансвеститы).

Экономика мумбайских трущоб Дхарави

Цивильные туристы удивляются, когда узнают какие суммы крутятся в трущобах Дхарави, на сегодняшний день товарооборот составляет 650 миллионов долларов в год, а средний доход трущобного жителя равняется 500 долларам в месяц (тут нужно понимать, что человек работающий прислугой будет иметь месячный доход в 50 баксов, а владелец небольшого предприятия по переработке мусора 5 000 долларов и т.д.).

В трущобах шьют одежду, делают керамические лампы и горшки, пекут хлеб для городских кафе, на небольших полях выращивают всякие овощи, которые тоже пойдут на столы горожан. Есть вероятность, что футболка в которой вы сейчас сидите перед монитором, приобретенная в одном из супермаркетов вашего города произведена именно в этих трущобах.

Район трущоб Дхарави условно делиться на разные зоны, по месту проживания специалистов разных специальностей, кожевники, сортировщики мусора, торговцы и т.д. Мусульмане и индусы также имеют разный ареал в районе трущоб Дхарави.

Туристы и экскурсия в трущобы Дхарави

Благодаря известному фильму: «Миллионер из трущоб», который снимали в трущобах Дхарави, туристы потянулись увидеть все своими глазами, окунуться в настоящую индийскую атмосферу, пройтись по огромной трубе, которую жители используют вместо дороги, увидеть все эти домики и т.д.

Многие туристы берут экскурсии и едут в трущобы Дхарави как в человеческий зоопарк (насколько это гуманно, пусть каждый решает сам). Заплатив приличную сумму, турист ждет некое сафари, где вместо диких животных люди, но приехав в трущобы Дхарави видит перед собой таких же людей. Тут действительно антисанитария, бедность, проблемы с питьевой водой и один туалет на тысячу комнат - такие условия жизни вряд ли можно назвать приятными, но местные жители остаются людьми.

На наш взгляд (привыкших к своей уютной ипотечной квартирке на втором этаже и стоянии в пробкам на кредитном форд фокусе), чудовищные условия жизни, не делают людей несчастными. В чумазых дворах бегают и веселятся неумытые дети, женщины в ярких сари сидят на крылечках и обсуждают свои домашние радости, а мужчины пьют масала-чай (а не водку) и играют в шахматы.

Вопреки всему, жители трущоб Дхарави не выглядят озлобленными, а напротив, они кажутся вежливыми и открытыми. Загляните к кому-нибудь в гости (вас с радостью пустят в дом) и сами посмотрите на быт жителей, как правило, внутри жилица, очень бедно, очень тесно, но вполне чисто.

Часть туристов, побывавших в районе мумбайских трущоб Дхарави, переосмысливает многое и в том числе свое отношение к комфорту и друг к другу. Ведь в перенаселенных трущобах Дхарави местные жители улыбаются друг другу при встрече, обходятся друг с другом вежливо и бережно. Ужасные бытовые условия отходят на второй план, а на первом месте - человеческие отношения, вместо бесконечного подсчета ден. знаков и прочей современной мишуры.

Но остаются и те туристы, которые искренне желают все спалить напалмом в надежде облегчить жизнь несчастным индийцам. Нужна ли вам такая экскурсия - решайте сами.

May 27th, 2012

Привет! Я Глеб Кузнецов, мне 26 лет, когда-то я жил в Москве, но было это до того, как я отправился в путешествие из Индии в Аргентину. Сегодня я хочу рассказать об одном своем дне, проведенном в индийском городе Мумбаи, который однако же известен на весь мир под своим прежним именем Бомбей благодаря замечательной книге «Шантарам». Под катом 55 фото, сделанных 23 мая 2012 года в тех самых бомбейских трущобах, где происходит действие «Шантарама», и около.

Давеча вечером я прибыл поездом из горного курорта Пуна, известного благодаря ашраму Ошо, и не успел осмыслить это явление - Бомбей. Поэтому первый взгляд в окно по пробуждении, и по спине бежит дрожь.


Увидев такое, человеку нельзя оставаться равнодушным, а фотографу - сидеть сложа руки. На часах половина шестого, быстро светает, я же совершаю установленный моцион, делаю фото на память и бегу в город.

2.

3.

Люди спят повсюду, они спят семьями, вповалку, глубоким сном, женщины, дети, старики.Очевидно, что они не бродяги и не попрошайки, так как рядом пакеты с запасной одеждой, какой-то скарб. Я понимаю, что хожу среди тех, о ком читал еще в детских книжках об Индии, среди неприкасаемых, занятых самой грязной и низкооплачиваемой работой и никогда не имевших жилья. Я делаю сотни фотографий, но снимать людей, спящих на улицах Бомбея, все равно, что клерков, бегущих по улицам Нью-Йорка - их бесчисленное множество.

4.

5.

Ночь очень теплая и людям не нужны даже одеяла, а для подстилки хватает и картонки. Но я замечаю, что среди бездомных спят поодиночке мужчины, как правило, у дверей лавок. Позднее мои догадки подтвердятся - это их работники или даже хозяева, которые предпочли дороге домой, в пригороды, заночевать на рабочем месте. Но в помещении душно - и улица, как общая спальня.

6.

7.

К половине седьмого город просыпается. На улицах появляются служащие и таксисты, а спящие на тротуарах начинают утренний туалет. Я вижу, что они вовсе не бродяги в нашем понимании и спустя полчаса я бы не отличил их от большинства индийцев. Люди с тротуаров причесываются и моются и чистят зубы, набирая воду из специальных бочек, и готовят здесь же на кострах завтрак.

8.

У всех у них выработана беспрекословная покорность - они позволяют фотографировать себя в этом неприглядном виде, не мешают снимать спящих членов своих семей. Они только боязливо улыбаются и часто благодарят за кадр, но даже не просят показать его.

9.


Между тем, утро в разгаре, но я зашел слишком далеко в сторону «Центрального железнодорожного терминала», перебегая от одной группы спящих к другой, как Машенька перебегала от гриба к грибу, пока не попала в берлогу. Таким образом, идея позавтракать за столом и с вилкой в руке проваливается, так как в этом районе не найти ни одного безопасного заведения. Зато появляется возможность отведать уличную кухню. В отличие от большой части харчевен для местных, уличная кухня в Индии и вкусная и безопасная (по крайней мере, я, проехав это страну от Тривандрума на юге до Варанаси на севере и пробуя все местные пирожки и пряники, ни разу проблем не имел). Что ж, несколько картофельных пирожков в слоеном тесте с красным перцем и стакан сладкого чая с молоком за 2 доллара, и я готов отправляться в путь. Ах, совсем забыл рассказать, что с минуты на минуту в район Боривали должен прибыть ночной автобус с Гоа и в нем мои друзья - супружеская пара Чистозвоновых. Саша и Ира проводили отпуск на пляже и ради острых ощущений решили пожертвовать двумя ночами в автобусе, но побродить со мной по бомбейским трущобам. В этом на сегодня и состоит наша миссия, а для ее облегчения я с вечера договорился с таксистом Фазилем о туре по трущобам и борделям и общинам трансвеститов-хиждр.

10.

В Боривали я добираюсь на местной электричке быстрее ожидаемого и, пока мои друзья еще только подъезжают к городу, захожу в приглянувшийся мне подъезд бетонной многоэтажки возле станции. В таких домах в Бомбее живет зажиточный средний класс и ими, насколько я мог видеть, застроены все пригороды, в то время как центр города занят трущобами и клочком «Мирового торгового центра» с местным «Латинским кварталом».

11.


Вход в подъезд мне преграждает сумасшедший человек Файсал. Он запрещает фотографировать себя, так как боится смерти от фотоаппарата. Но Файсал не трус - он охраняет свой дом от зла. У него на голой груди амулет, и призрак не сможет пройти мимо него. Я все же пробрался и не желая пугать и оскорблять сумасшедшего человека сосредоточился на фотографиях обстановки в подъезде.

12.

13.

14.

15.

16.


Но вот и Сан Саныч! И я без промедлений окунаю его и Иру в мир настоящего Бомбея!

17.

Проводник Фазиль встречает нас в Боривали. Однако он опасается попадания на первые страницы мировых изданий как лицо, причастное к разоблачению бомбейского «темного царства», поэтому уклоняется от группового фото. Склонить его к запечатлению на пленку нам удается значительно позднее, когда все испытания уже остаются за спиной. Пока же он везет нас в район трущоб на своем сорокалетнем «Фиате», который на фото ниже припаркован у тротуара.

18.

Центр города, именуемый «Мировым торговым центром», фактически ничем не отделен от трущоб. Нет ни каменной стены, ни стены автоматчиков - два этих совершенно разных мира существуют бок-о-бок и, в отличие от крупных городов Латинской Америки, ничем враждебность не проявляют.

19.

Бомбейские трущобы представляют собой замкнутые районы, окруженные широкими улицами. Внутри же невообразимая путаница узких переулков. В основном, трущобы делятся на индуистские и мусульманские, а также на трущобы, где есть дома, пусть и из листового железа, и те, где только полиэтиленовые навесы. Фазиль мусульманин и представитель среднего класса, поэтому ведет нас в те трущобы, которые ему близки по духу. Мы нисколько не возражаем, так как мусульманские трущобы, где живет бомбейский средний класс, - это, что называется, класика жанра.

20.

Внешний периметр трущоб занимают лавки и мастерские, в ближайших за ними бараках всегда склады, а уже вглубь - жилые «кварталы».

21.

22.

23.

24.

После обхода внешнего периметра Фазиль спрашивает нас: «Может быть, к «Воротам Индии»?» Но мы упрямо требуем в самую глубь, и он с опасением за мою камеру и наше психическое здоровье ведет в трущобы.

25.

К слову, бомбейские трущобы признаны повсеместно самым безопасным местом в Индии. Они полностью находятся под контролем местных общин, ни один посторонний сюда не проникнет, а если проникнет, то не выйдет в случае нарушения местных законов. Для туристов доступ в трущобы совершенно свободен, но… одно из основных правил в трущобах: «Не фотографировать!» Мусульмане категорически против фотокамер. Однако как бы я рассказал эту историю? На всем пути приходится сперва кланяться моделям, вежливо расспрашивать, как дела, потом робко спрашивать, можно ли сделать одну картинку. Мужчины и дети всегда оказываются рады этому, совершенно развеивая устоявшиеся представления. Женщины, особенно старые, напротив, реагируют невоздержанно: часто не понимая, что я только спрашиваю разрешения, они начинают звать мужей - те выбегают разгневанные и уходит уйма времени на разъяснения. Словом, шаг за шагом вглубь трущоб.

26.

27.

28.

После путаницы закоулков, по которым текут сточные воды, бегают вперемежку крысы и дети, мы добираемся до сердца этой части Бомбея - внутренних двориков. Они относительно чистые и просторные и по своему духу напоминают кухню в коммунальной квартире. Здесь стирают и сушат белье, играют, возятся с мотоциклами, словом, вся жизнь людей сосредоточена на этих кусках «суши» среди океана кошмара. Здесь и воздух похож на воздух!

29.

30.

Фазиль рассказывает нам, что в Бомбее возмущены мифом о том, будто в трущобах живут бедняки. По словам проводника, мужчины зарабатывают здесь до 500 долларов в месяц, а само жилье в трущобе может стоить несколько десятков тысяч долларов, так как оно близко к центру и, с позволения сказать, находится в благоустроенном и безопасном районе. Что же до общей бедности, то ее основная причина - большое количество детей в семьях и неработающие женщины. И даже если наш Фазиль удвоил заработки бомбейских трущобных людей, то нам с Сашей и Ирой одновременно пришел вывод, что эти люди не столько безнадежно бедны, сколько бесповоротно свыклись с окружающей кошмарной обстановкой и не способны адекватно оценивать ее.

31.

Но ладно, фото на память, и постепенно выходим из трущоб, так как после нескольких часов бродяжничанья здесь в горле от вони стоит тошнота и хочется только одного: без опаски набрать полные легкие воздуха!

32.

33.

34.

Вот и главная спортивная арена бомбейских трущоб! Комментарии излишни - мы же вприпрыжку мчимся к микроавтобусу Фазиля!

35.

И просимся на свежий воздух. Трущобы объединили нас!

36.

Но пляж также не совсем как бы и пляж, а сочетание рыбацкой свалки и массовых залежей индийцев. Саша и Ира отчаянно просят Фазиля отвезти их хоть на полчасика «в спокойное место», но тот только смеется: «Где ж в Бомбее свободное место найти!»

37.

Но мы прогуливаемся по центру города и находим его вполне цивилизованным и милым: университет и административные здания английской постройки, широкие улицы, замечательные старенькие «Фиаты»…

38.

39.

Но отдышались, недурно бы и пообедать. Заходим в вегетарианский ресторан. За четыре доллара заказываем классическое блюдо из риса и овощей, и получаем такой вот пальмовый лист, с горой аппетитной снеди. Один вопрос: «Как это есть?»

40.

41.

Что мы вытворяли с этой едой нашими кургузыми пальцами показывать не решаюсь. Да и времени нет, так как Фазиль уже подвозит нас к району «Конгресс-холл» - бомбейской улице красных фонарей. Вот и первая прелестница застенчиво привлекает посетителей на своем крылечке.

42.

Проститутки в аляпистых нарядах толкутся вдоль улицы, но при виде камеры разбегаются по углам - боятся, значит, славы. Фазиль рассказывает, что барышни приезжают на заработки из Непала и Бангладеша, а за полчаса работы просят 3 доллара.

43.

Но осторожность! Индия знаменита общиной ЛГБТ, именуемой хиждрами. Опасность даже не столько в том, чтобы спутать такого представителя секс-меньшинства с природной дамой, а в том, чтобы не угодить ей! Хиждры - древнейшая и авторитетнейшая каста индийского общества. Они имеют привилегию проклинать людей, и откупиться от такого проклятья дорого будет стоить! Мой дорогой Саша не на шутку испугался хиждр и спрятался в авто, бросив меня с ними один на один, я же, пообщавшись вдоволь, вынес о них мнение как о милых созданиях (не поймите превратно).

44.

Цена за полчаса с хиждрой та же, что и с проституткой, и деньги пойдут в тот же карман. У черных входов в дешевые бордели сидят «коты» - сутенеры местного разлива. Помимо строгой охранительной функции на них еще и надзор за детьми, пока матери заняты обслуживанием клиентов.

45.

Бордели смыкаются с трущобами, и, в конце концов, никогда не отличишь добропорядочного мусульманина от воротилы бомбейского дна.

46.

47.

Но немного ли для одного дня? Незаметно настало 6 часов вечера, и время отправляться Саше и Ире на автобусную станцию и назад - в уютный отель на Гоа. Они категорически отвергают все мои предложения задержаться на денек и просят только проводить их до автобуса. Мы расплачиваемся с Фазилем - шестичасовая экскурсия по системе «все включено» обошлась нам в 30 американских долларов. Но в Бомбее не нужно выискивать чудеса - на станции ультрасовременной городской электрички мы оказываемся в эпицентре цыганского табора. Деньги давать ни в коем случае нельзя, так как при виде купюр эти цыгане звереют и начинают рвать тебя на части (у меня был такой опыт на юге Индии, в Мадурае).

48

К слову, здесь же следы болливудского влияния. Такими афишами заклеен-переклеен весь город, а всякий желающий европеец может сняться в массовке и получит за это 10 долларов. Но Саша и Ира не хотят сниматься в массовке, они хотят в отель!

49.

В первом классе электрички уютно и прохладно. Ехать нам минут 40, и мы с Сашей задорно распиваем бутылку индийского рома, так сказать, для дезинфекции.

50.

На автобусной станции обычная радушная толпа!

51.

Замечательные цыгане посиживают у автобуса, но все это, хоть и выглядит со стороны страшновато, не несет в себе никакой агрессии - поэтому ходишь посреди такого бедлама и, конечно, не чувствуешь себя комфортно, но и напряжения большого это не вызывает.

52.

А спальные места в индийских автобусов все же не для русского человека. Но ладно, проводил Иру и Сашу и назад - в Бомбей тем же путем.

53.

На пляже закат и толпы индийцев после работы едят и пьют, но купаться боятся, так как не умеют плавать и верят, что в океане злое чудо-юдо живет. Я же не пошел купаться, так как потом голым возвращаться в гостиницу не хочется.

54.

Ну и окончание этого необыкновенного дня, как и почти всегда в моем путешествии, за компьютером. Фотографии необходимо отобрать как можно скорее, ведь завтра прибавятся новые. За таким занятием и засыпаю, сам того не заметив.

55.



Признаюсь, я всеми силами старалась полюбить Мумбаи. Я напрягала волю и извилины, чтобы выискать в нем что-то милое моему сердцу. Но как-то у меня не очень получалось.
Ну вот однажды пошли мы гулять по району, в котором мы остановились - Колабе. Подходит нищенка и просит денег на еду. Мой спутник дал 10 рупий. Нищенка возмутилась и с негодованием сказала: «Почему так мало? - 10 рупий! Дай хотя бы 50!» После этого было принято волевое решение – нищим денег не давать.

Но они не думали останавливаться. Как-то ехали в такси по своим делам. На очередном светофоре тормозим. Однорукая бабуля столетней давности и одноногий безглазый дедуля, издали почуяв запах белого человека, тянут прямо ко мне свои дрожащие руки – то ли к шее, то ли к кошельку. Вы не представляете, как страшно?! После чего было принято очередное волевое решение не открывать окно автомобиля, дабы не нарываться, хоть и жарко было, и кондиционера не было. А эта парочка и потом нас атаковала не раз, видимо, "работали" где-то недалеко от нашего отеля.

Или, бывало, идешь по улице, никого не трогаешь, даже не смотришь ни на кого, фотографируешь и поражаешься всяким странностям и красотам. Вдруг из-за угла – выскакивает шайка детей. Если бы я была мэром Мумбая, то изобрела бы такой знак и повесила его в туристических местах - «Осторожно, дети!» .
Они бегают и подпрыгивают за тобой, клянчат "вандолар", отказ их не смущает, и бегать они совсем не устают. И что с ними делать прикажете – отстреливаться?

Трущобы (бидонвили) Бомбея соседствуют с небоскребами, раскинули свои "щупальца спрута" по всему городу. Бегают нищие сопливые дети, антисанитария полнейшая, нечистоты стекают куда попало.



Дхарави - это самые большие трущобы в центре Бомбея. Вообще то, до недавнего времени это были самые большие трущобы в мире, потом в Азии, но дотошные специалисты выяснили, что сейчас это не так. Но не это важно. В Дхарави на всей территории проживают около 4 (по другим данным 6) миллионов человек (для сравнения, в моем родном городе - Ростове-на-Дону - живет чуть больше миллиона человек).
Здесь есть школы, фабрики, мечети, пекарни, церкви, производства, и, конечно же, огромные помойки. Дома сколочены из чего попало, покрыты чем попало и живет там тоже... кто попало.
Трущобы, каких я в жизни не видала.
Часто в одном доме площадью 10-11 кв.метров живут три поколения, т.е. порядка 8-10 человек. В трущобах есть школы, как частные, так и государственные. В частной школе образование платное, стоит примерно 200 -300 рупий в месяц или 4-6 долларов.
Присмотритесь, в нижнем правом углу деревянная приставная лестница ведет на второй этаж. И еще обратите внимание на спутниковые тарелки...Не могу даже предположить, для чего они там висят. Возможно просто дырки в стене закрывают...

Многие бедняки, которые не в состоянии платить сравнительно небольшие деньги за жилье в Мумбаи, живут на окраинах в нищих трущобах.
Снять комнату вот в таком домике можно за 3-5 долларов в месяц.


Да что там трущобы, у некоторых и таких коробок нет! Сплошь и рядом я видела на улицах, тротуарах и в переулках ряды спящих людей. Кстати, с виду - вполне прилично выглядящих. Постелят газеточку на асфальт, кошелку под голову и спят...
Ночью кажется, что попал в зону боевых действий и все пространство усыпано людьми, не успевшими вовремя укрыться. Приходит утро, и весь этот не успевший найти крышу над головой народ, оживает.
Большая часть населения Мумбаи из касты "неприкасаемых". Неприкасаемые не входят в систему четырёх варн. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространенные категории неприкасаемых - чамары (кожевники), дхоби (прачки), далиты. Более подробно в Википедии

Трущобы подходят к самому аэропорту. Несчастные пару метров разделяют взлетно-посадочную полосу от забора.
Вот здесь граница между взлетно-посадочной полосой и трущобами. Мечеть.
А это уже кадры при взлете.
Если коротко, история трущоб такова. До конца 19 века эта территория представляла из себя мангровое болото, на котором жили местные рыбаки. Со временем болото заполнилось кокосовыми листьями, гнилой рыбой ну и просто мусором. Рыбаки лишились своего ремесла в этом районе. Когда это место окончательно стало сушей, сюда двинулись эмигранты. Из штата Гуджарат приехали горшечники, кожевники-мусльмане прибыли из штата Тамилнад, текстильщики из штата Уттар-Прадеш. Самая первая школа в Дхарави была возведена уже в 1924 году.
Внутри трущоб творится самая настоящая жесть, повсюду бегают дети, какие-то животные и кругом кучи мусора. Белый человек, зашедший вглубь этого района, это очень большая редкость, поэтому каждый взрослый или ребенок считает своим долгом поздороваться или просто походить за тобой. Некоторые турагенства предлагают экскурсии в трущобы.
После увиденного, как тут не вспомнить знаменитое "Все познается в сравнении"...И порадуйтесь за себя - как же здорово мы живем!

Из 21 миллиона человек, живущих в Мумбаи, 62% (или примерно 13 миллионов человек) живут в трущобах в разных частях города.

Большинству из обитателей трущоб приходится существовать на $1 в день или меньше, проводя по 10 часов за тяжелой работой под палящим солнцем, используя местную реку в качестве душа или туалета, а в конце рабочего дня засыпая на тротуарах или под мостами.




Так выглядит настоящий .

Когда я путешествовал по Индии и заехал в Мумбаи, я провел несколько часов в трущобах, которые считаются самыми крупными в Азии и одними из самых крупных в мире. Трущобы называются Дхарави. Вы наверняка слышали про них - именно там жил главный герой фильма «Миллионер из трущоб», Джамал, и именно там снимали большинство сцен фильма.




Прогулка по Дхарави оказалась для меня самым поучительным опытом из всего путешествия по Индии, а возможно, и из всех моих путешествий. Это место населено настолько, что кажется отдельным городом внутри Мумбаи, со своими узкими грязными переулками, открытыми канализационными люками и огромными кучами мусора.






Перед тем, как объяснить, что видит и ощущает человек, впервые попавший в Дхарави, я приведу несколько фактов:

На площади в 2,5 квадратных километра живут около 1 миллиона человек. Дхарави - самое густонасёленное место на планете Земля.
- Средняя заработная плата здесь составляет от $1 до $2 в день.
- Дхарави - самые производительные трущобы во всем мире с годовым оборотом почти миллиард долларов.
- В Дхарави 1 унитаз приходится примерно на 1450 человек.
- Средняя продолжительность жизни жителя Дхарави меньше 60 лет.
- Трущобы делятся на общины по религиозному признаку в соотношении: 60% индуисты, 33% мусульмане, 6% христиане и 1% остальные.
- В мастерских Дхарави разрешено работать только мужчинам.


Самым большим сюрпризом для меня оказалось то, как невероятно организована была жизнь в Дхарави. Сегодня этот район Мумбая - гигантская фабрика, на которой люди работают - в тяжелых условиях - но работают. Трущобы производят товары, которые экспортируются по всей Индии и по всему миру. Вы можете даже заказать товар из Дхарави по интернету.


Трущобы разделены на промышленную и жилую части.

В жилой части можно встретить индийцев со всех концов страны, которые приехали сюда из сельских районов, а также местных жителей из штата Махараштра. В жилом районе отсутствует какая-либо инфраструктура: нет ни дорог, ни общественных туалетов. Эта часть Мумбая была самым грязным населенным местом из всех, что я видел в своей жизни. Район поделен по религиозному признаку: индусы живут в одной части, мусульмане в другой, христиане в третьей. В жилой части есть несколько храмов и церквей.


Дома здесь маленькие и плотно набитые людьми. Мне удалось заглянуть в один из домов и увидеть, как живут местные: в маленькой комнате на полу спали семь человек, рядом, почти прижавшись друг к другу. Ни у одного не было подушки или матраца. В доме не было ни кухни, ни туалета.

Жизнь в промышленной части хаотична, здесь очень жарко, грязно и ужасно пахнет. Здесь работает более 7000 различных предприятий и 15 000 однокомнатных мастерских, которые заполнены тысячами людей, работающих от рассвета до заката без кондиционера. Когда я шел по промышленной части, я видел только мужчин. Мужчины были повсюду. Когда я спросил знакомого индийца (один я гулять здесь не решился), почему в мастерских я вижу только мужчин, он ответил, что женщинам в Дхарави работать запрещено.

Самые распространенные товары в Дхарави - это керамика, изделия из кожи, пластика и железа. Есть несколько более мелких отраслей промышленности, которые занимаются переработкой. Причем перерабатывают они мусор - все то, что мы в России и на Западе привыкли выбрасывать. Возможно, часть вашего мусора, который вы выбросили вчера, через месяц окажется здесь, в Дхарави, и из него сделают что-то, что смогут продать.


Я говорю не только об отходах из бумаги, пластика, кожи, алюминия или стекла. Я видел рабочих, которые выковыривали какие-то детали из старых VHS-видеокассет 90-х годов, чтобы затем что-то из них смастерить. Я видел мастерские, занятые переработкой кусочков мыла, которые постояльцы гостиниц оставляют в номерах.

После нескольких часов прогулки по трущобам мне удалось выйти за рамки стереотипов и посмотреть на Дхарави не просто как на «крупнейшие трущобы мира», а как на активное регулируемое сообщество с мощной экономикой. Жители трущоб очень трудолюбивы. Несмотря на тяжелые условия, все они называют это место своим домом.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и узнавайте о самых дешёвых билетах и предложениях первыми.


Автор.

January 5th, 2017 , 12:57 am

Мумбаи - самый большой город в Индии, здесь живет почти 20 миллионов человек. Это столица штата Махараштра, до 1995 года город назывался Бомбеем. Еще это самый активный и богатый город, финансовая столица страны. Здесь проживает больше состоятельных людей, чем в любом другом городе Индии. Похоже, это такой индийский Нью-Йорк, но судя по тому, что я видел, сохраняется невероятное социальное неравенство. В городе много трущоб, в самых известных я прогулялся с гидом, но об этом ближе к концу, а пока посмотрим на более приличные места.

Судя по пейзажам по пути из аэропорта, город активно развивается. Много строят, экономика растет. Огромный город, из аэропорта в гостиницу мы ехали почти час, вокруг везде кипит жизнь.

Вид из окна отеля в сторону залива.

В районе на юге города, где мы жили, много старых интересных зданий, наверное, оставшихся от англичан.

Вечером вышли поужинать, прошли немного от охраняемой территории отеля, а тут небольшой филиал трущоб. Они разбросаны в разных местах по городу небольшими райончиками, иногда буквально на пустыре сто на сто метров можно встретить небольшое поселение.

Детишки играют в футбол около бизнес-центра, куда мы ходили в офис Oman Air. Конечно, на входе в центр пришлось пройти контроль безопасности, и даже получить временный пропуск с фотографией! Обратите внимание на колючую проволоку на заборе. Вскоре вышел охранник и начал прогонять детей палками прочь с тротуара.

Инфраструктура в городе намного лучше, чем в Ченнаи и в Джайпуре, почти везде есть нормальные тротуары, по которым можно ходить, не опасаясь за свою жизнь. Но до настоящего благоустройства еще далеко.

Кое-где гуляет скотинка.

Отлично целое семейство погрузилось на один мотоцикл. Как часто бывает, мужик в шлеме, женщина в платке. Мне говорили, что из-за жары у людей начинаются реальные проблемы с волосами, они просто выпадают, если много ездить в шлеме. Может быть, женщины больше этого боятся и жертвуют безопасностью ради красоты.

Если убрать мусор, получится очень даже приятная улица. В районе, где мы жили, много зелени, это, конечно, облагораживает окружающее пространство.

Еще одна хорошая улица. Аккуратная парковка, убирают мусор, тротуары на месте, деревья. Красиво!

"Старбакс" по-индийски. Внутри, конечно, одни туристы. На входе контроль безопасности. Здание справа - большой дорогой отель Taj Mahal Palace, наследие колониальной эпохи. В 2008 году пакистанские террористы атаковали отель, 31 человек был убит.

Красивый тротуар. Уложить бы ровнее плитку и расширить немного, и любая благополучная Европа бы обзавидовалась.

Большая достопримечательность - Ворота Индии. Были заложены в начале 20 века в честь визита короля Георга V. Здесь в 2003 тоже произошел теракт, теперь пройти к ним можно только через досмотр, причем показалось, что женщин проверяют более тщательно. Здесь же огромное количество индийских туристов, я даже запилил с одним селфи. Вообще нас несколько раз просили сфотографироваться вместе, в Джайпуре аж с целым семейством позировали. Потом они обязательно спрашивают как зовут, откуда, жмут руки. Странная забава.