Туризм Визы Испания

Архитектурные памятники саввино-сторожевского монастыря. Саввино-сторожевский монастырь Свято сторожевский монастырь

Собор Саввино-Сторожевского монастыря является, видимо, третьей по древности постройкой Подмосковья. Этот собор размером с обычную церковь относят к 1405 году.

Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XVвв.

01.

02.

03. В отличие от Успенского собора на Городке и многих других сохранившихся церквей этой эпохи Рождественский собор был отреставрирован с восстановлением закомар и перекрытий по ним, хотя в XVIII-XIX веках крыша тоже была сделана четырехскатной. Практически такая же реконструкция существует и для собора на Городке, построенного буквально на десятилетие раньше; насколько мне известно, подобный внешний вид, в частности, закомар, оспаривается в научной среде.

04. Резьба по камню в виде поясов и характерные порталы также присутствуют, а порталы даже расписаны (предполагается, что так и было в средние века, а сплошь белить стали только после)

05. А подобные «вставные» элементы, думаю, относятся веку к XVII, не раньше - а больше похоже этак на середину XVIII.

06. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроены одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом.

07. Внутри южной паперти

08. Иконостас и часть икон сохранились с XVII века; стены, столбы и своды покрывают фрески 1656г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971гг. от поздних записей.

09.

Координаты : 55.728018°N 36.816262°E

Фотографии 2008-2009 гг.

На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.

Это стихотворение А. С. Пушкин посвятил
Саввино-Сторожевскому монастырю

Звенигород. Давно хотелось туда съездить, а тут как раз выдались свободные выходные… В 46 км к западу от Москвы в живописном месте на возвышенности находится город Звенигород. А в 1,5 км от Звенигорода на Сторожевой горе – Саввино-Сторожевский монастырь. Красивое, древнее, святое место! Как и во многих монастырях, интересное сочетание различных архитектурных стилей.

Храмы и часовни монастыря:

1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1404-1405 гг.)
2. Надвратная церковь Троицы Живоначальной
3. Церковь преп. Сергия Радонежского (в звоннице) 1650 г.
4. Церковь Спаса Преображения (1693 г.)
5. Часовня-беседка (1998 г.)
6. Часовня над Святым источником преп. Саввы
Другие постройки монастыря:
7. Северные ворота
8. Стрелецкие палаты (XVII-XVIII вв.)
9. Трапезная палата (1652-1654 гг.)
10. Дворец царя Алексея Михайловича (XVII в.)
11. Братские корпуса (2-я пол. XVII в.)
12. Царицыны палаты (XVII в.)
13. Трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (1807 г.)
14. Монастырская постройка
15. Казначейский корпус (2-я пол. XVII в.)
16. Красная башня (XVII в.)
17. Водовозная башня (XVII в.)
18. Усова башня (XVII в.)
19. Житная башня (XVII в.)
20. Башни и стены ограды (2-я пол. XVII в.)
21. Памятник преп. Савве Сторожевскому (2007 г.)

Немного истории

Монастырь основан в 1398 г. на высоком берегу Москвы реки на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Монастырь основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского. Первоначально монастырь имел деревянные стены (тын).

Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной-осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи.

В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось 6. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), братский и келейный корпуса и другие сооружения.

В 1812 году Саввино-Сторожевский монастырь разделил судьбу многих русских обителей, но, несмотря на общее разорение монастыря, мощи преподобного Саввы остались нетронутыми.

В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи преподобного Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Часть мощей преподобного Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.

В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

Памятник преподобному Савве Сторожевскому.

Савва Сторожевский – преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, Звенигородский чудотворец, один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище».

Северные ворота монастыря.

Самым большим сооружением монастыря является четырехэтажное здание Трапезной с ледником, колодцем и столовой палатой. Характерно, что уже в XVII веке в окна были вставлены стекла, а не слюда, а также в помещение было проведено отопление.

Часовня-беседка.

Сразу же на себя обращает внимание собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он великолепен. И не столько снаружи, сколько изнутри. Он действующий, в нем нет особо богатого убранства, но присутствует мощная аура и потрясающий дух Времени.

Трапезная церковь иконы Казанской Богоматери (желтое здание) 1807 г.

Впечатлили палаты царя и царицы, но вот только не позавидуешь, как жили в те времена, особенно царица, вся жизнь ее проходила в этих четырех стенах да в церкви, хотя, кто знает, может, ей очень даже хорошо жилось… Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью, которая стала домовым храмом. Рядом с красно-белой Троицкой церковью, где сейчас размещаются фонды музея, располагаются Царицыны палаты – царицы Марии Милославской. Шатровое парадное крыльцо украшено толстыми кувшинообразными колоннами. Создатели нашли простое решение цветовой гаммы здания: красный цвет кирпича, из которого оно сложено, хорошо контрастирует с белизной резного камня. Это изящное строение резко отличается от расположенного напротив огромного, величественного, но холодноватого царского дворца.


Дворец (палаты) царя Алексея Михайловича вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь государя. Из-за сложного рельефа местности и значительных размеров здания (протяженность фасада около 100 м) строительство заняло несколько десятилетий.

Житная башня. Стены и башни были построены за четыре года (1650–1654).

Ангел наверху Житной башни.

Завершает монастырский ансамбль четырехъярусная звонница с тремя шатрами и часовой башенкой. В 1930 году Саввино-Сторожевская обитель лишилась почти всех своих колоколов. Было снято и отправлено на переплавку 11 мелких и 5 больших колоколов. Осталось всего 2 колокола на звоннице – большой Благовестный и часовой. Большой Благовестный был вывезен из обители в 1941 году. Колокол весил около 34 тонн. По официальной версии, при попытке снять колокол со звонницы он упал на землю и разбился. Однако есть и другая версия, согласно которой колокол был взорван непосредственно на звоннице. Как бы то ни было, осколки колокола были разбросаны по территории монастыря – было найдено несколько фрагментов и часть языка колокола.

Кстати. Прежде вход в монастырь был в другом месте, рядом с Царицыными палатами, через Красные ворота. Красная башня сейчас на реставрации. Спуститесь по ступенькам вниз и зайдите оттуда. Совсем другое впечатление. За Красными воротами расположен небольшой парадный дворик. Отсюда на главную площадь вели две лестницы. Первая, широкая, предназначенная для почетных гостей, проходила через подклет Троицкой церкви, вторая, для рядовых посетителей, более узкая, шла к северу от Троицкой церкви. Вход с дворика на первую лестницу оформлен белокаменными колоннами, украшенными розетками и настенной живописью.

Вид со смотровой площадки вниз – на пруд.

По тропинкам вдоль склона спускаемся к колодцу преподобного Саввы.

Скит преподобного Саввы

Недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря находится Саввинский скит, в котором более 600 лет тому назад совершал свой молитвенный подвиг преподобный Савва. Место это является ничуть не меньшей достопримечательностью Звенигорода, чем сам монастырь. Не ошибусь, если скажу, что многие, кто приезжает в Саввино-Сторожевский монастырь, и не подозревают, что в двух километрах от него есть скит.

На территории скита установлена часовня-купель над источником преподобного Саввы. Замечательная купальня, а самое главное – вокруг природа необыкновенная. Купальня большая, раздельная, всё очень приятно... Сюда действительно стоит прийти. Благодатное место!


Немного истории

По преданию, преподобный Савва часто удалялся в небольшую пещерку, вырытую или обнаруженную им неподалеку от монастыря, для уединения и молитвы. В 1860-1870-х годах над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквями, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками.

Саввинский скит сильно пострадал в советское время, многие здания были разрушены. После войны здесь жили семьи служащих военного санатория.

К 600-летию преставления Звенигородского чудотворца восстановлена пещера преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник преподобного Саввы, сооружена купальня. На территории скита существует монастырь.

Дорожка, идущая мимо храма, ведет прямо к малому скиту с церковью во имя преподобного Саввы.

Рядом со входом установлен крест с надписью «В память почившей братии святой обители».

Заглянуть за ограду скита можно, только поднявшись по лестнице на холм.

Отсюда открывается прекрасный вид на окружающую местность.

Сувениры лучше покупать в монастыре, а не на подступах к нему или автостоянке: и выбор больше, и дешевле. В магазинчике продавали хлеб, куличи, пироги, чай и кофе. Советую приобрести монастырский луковый хлеб, очень вкусные квас и медовуху.

Монастырь «красив, ухожен и известен», в последние времена привлекает огромное количество народа, особенно по выходным дням и праздникам.

Резюме: стоит съездить, чтобы отдохнуть душой, насладиться природой.

Собор — один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404-1405 гг.). Возведен при жизни прп. Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа.

Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.

Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года, к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы.

В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.

Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь прп. Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.

Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV-XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.

После Смуты собор поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна — осень) 1649 г.

На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г.
Раскрытие живописного слоя середины XVII в. проведено бригадой реставратора высшей категории Д.Е. Брягина в 1960-х — 1980-х гг.

Работы по спасению самых древних росписей собора (росписей алтарной преграды и др.) осуществлялись Научно-исследовательским институтом реставрации по специально разработанной методике зав. кафедрой Строгановского училища В.П. Бурого.

В составе Звенигородского музея в 1990-е годы была создана бригада реставраторов монументальной живописи под его руководством, усилиями которой выведены из аварийного состояния росписи галерей, отреставрированы Саввинский придел и его притвор.

К 600-летию обители работы в храме велись под руководством музейного реставратора 1 категории С.П. Лосева.

Иконостас собора середины XVII в. представляет собой одну из вершин древнерусской иконописной традиции. Строгое каноническое письмо позволяет забыть житейскую суету, в молитвенном возвышении оставшись наедине с Господом.

Пятиярусный иконостас был создан по указу царя Алексея Михайловича в 1650-е годы знаменитыми иконописцами (царскими изографами) Оружейной палаты Степаном Рязанцем (Резанцем), Карпом Тимофеевым, Яковом Казанцем и другими. Серебряные тисненые, так называемые басменные, оклады были выполнены одновременно с иконами в мастерских Оружейной палаты.

В XIX в. были исполнены сохранившиеся алтарные двери с изображениями архидиаконов Стефана и Лаврентия, а также новые оклады на тябла и колонки.
В годы революции были утрачены все иконы местного чина, драгоценное убранство нижнего яруса иконостаса и Царские врата, однако верхние ряды иконостаса практически не пострадали.

Чудом сохранившиеся иконы праотеческого, пророческого, праздничного и деисусного чинов, а также драгоценное убранство иконостаса были поставлены на государственный учет в Звенигородский музей в 1960 г.

В 1969-1975 гг. в мастерской реставратора Д.Е. Брягина, располагавшейся в московском Ново-Девичьем монастыре, проведено изучение и полная реставрация икон и окладов. Подвижнический труд бригады Д.Е. Брягина по сохранению, консервации икон продолжили реставраторы музея А.Л. Мельниченко и М.Б. Селезнев, которыми иконостас в 1998 г. был установлен в Рождественском соборе.

Архитектурная реставрация уникального памятника раннемосковского зодчества велась под руководством архитекторов В.И. Федорова, Л.К. Россова (восстановлено позакомарное покрытие собора на рубеже 1960-70-х гг.) и В.М. Пустовалова.

К 600-летию обители его святыня — собор Рождества Богородицы — был благолепно украшен. Работы в интерьере храма по восстановлению иконостаса, устройству новой раки и сени велись архитекторами монастыря Т.Н. Кудрявцевой и послушницей Ириной Тимофеевой под руководством о. Гурия.

22 августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде, справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение, и Преподобный слышит мольбы каждого — случаи чудотворений не прекращаются и по сей день.

В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.

Литература:
Вереш С.В. Мастера иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. М.: Издательство Зебра Е; Звенигород: Саввино-Сторожевский монастырь, 2007.

Кондрашина В.А. Сокровища Звенигородского музея. Каталог. /М/, /1991/.

Кондрашина В.А. Иконостас Саввино-Сторожевского монастыря работы царских
изографов середины XVII в.// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 387-405.

Лосев С.П. О реставрации в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 88-89.

Мельниченко А.Л. Реставрация иконостаса середины XVII века Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 84-87.

Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.

Огнев Б.А. Московское зодчество конца XIV и первой четверти XV столетия.

Диссертация// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008 (Глава II. Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря). С. 277-311.

Палкина Д.Ю. Аргументы в пользу передатировки собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008. С. 13-26.

Пустовалов В.М. Основные этапы строительства Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 323-347.

Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.

Яснова Л.Ю. Об истории реставрации настенной живописи и икон 1650-х годов в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря: 1959-1979 годы// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 406-412.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Книга Скит преподобного Саввы
  • Саввино-Сторожевский монастырь

    Адрес Саввино-Сторожевского монастыря: Московская область, г. Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь.
    Обращаю внимание - никакого другого почтового адреса у монастыря нет - даже на официальном сайте www.savvastor.ru . Монастырь находится на окраине Звенигорода, и найти его можно, только руководствуясь схемой проезда - например, вот этой.
    Как проехать к Саввино-Сторожевскому монастырю на общественном транспорте: с Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом № 23, 51 до остановки «Монастырь».
    Автобусом от ст. метро Кунцево до города Звенигорода, далее автобусом № 23, 51 до остановки «Монастырь».
    Расписания автобусов - в полезных ссылках.
    Как проехать к Саввино-Сторожевскому монастырю на автомобиле: по Минскому или Новорижскому шоссе.
    Фотоальбом Саввино-Сторожевского мужского монастыря.
    Рассказ о поездке в Звенигород к Саввино-Сторожевскому монастырю.
    Саввино-Сторожевский монастырь: http://www.savvastor.ru/
    Посмотреть на карте яндекса:

    Во время правления царя Алексея Михайловича обитель преподобного Саввы становится Лаврой, а его настоятели - архимандритами. Монастырь становится «собственным государевым богомольем» и управляется непосредственно Тайным приказом - личной царской канцелярией.

    1656 год - приезд в монастырь Антиохийского Патриарха Макария - одного из Вселенских Патриархов.

    1667–1668 гг. - в честь приезда в Москву Вселенских Патриархов государев колокольный мастер Александр Григорьев отливает самый большой монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн) прямо на территории обители около Звонницы. Колокол обладал необычайно красивым густым и мелодичным звоном, по преданию, был слышан даже в Москве. На Звоннице появляется еще одна башенка для часового колокола, вывезенного царем из Смоленска и подаренного обители.


    Вид от Рождественского собора на звонницу.

    1674 год - царь Алексей Михайлович сравнял по значению Саввин монастырь с Троице-Сергиевой обителью.

    1680 год - царь Федор Алексеевич исполняет предсмертную волю отца и сопровождает в монастырь изготовленную по заказу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной палаты серебряную раку для мощей преподобного Саввы. Монастырь при царе Федоре Алексеевиче называется «комнатным государевым» и «первостатейным».

    1682 год - во время стрелецкого бунта царица Наталья Кирилловна с царевичами Петром и Иоанном Алексеевичами и царевной Софьей Алексеевной две недели укрывались в обители. При царях Петре и Иоанне Алексеевичах монастырь подведомственен Монастырской Государевой Палате.


    Порталы дверей Рождественского собора.

    Узоры портала дверей Рождественского собора.

    1693 год, 29–30 мая - обитель посетил 17-летний Петр I и даже отметил здесь свой день рожденья. У монастырских стен был устроен потешный бой.

    1693 год - освящена теплая каменная церковь Преображения Господня, пристроенная к монастырской Трапезной (при царе Алексее Михайловиче на этом месте была деревянная церковь св. равноап. кн. Владимира). Средства на строительство были даны царевной Софьей Алексеевной в память своего спасения во время стрелецкого бунта 1682 года, т.н. «Хованщины». Тогда же в храм был перенесен старый иконостас из Рождественского собора. По преданию, это был «Рублевский иконостас ».


    Дворец царя Алексея Михайловича.

    Резное крыльцо дворца царя Алексея Михайловича.

    1699 год - после подавления стрелецкого бунта 100 мятежных стрельцов в строжайших условиях содержались в обители (предположительно, в подклете Царицыных палат). «Держать их в том монастыре в тюрьмах скованных и связанных и на тюрьмы очистить им кельи и никого к ним не подпускать и чернил и бумаги давать им не велеть».

    1700 год - царь Петр Алексеевич перевел все дела Саввина монастыря и приписных к нему монастырей в ведение Посольского Приказа. По духовным делам монастырь непосредственно подчинялся сначала Митрополитам, потом Патриархам. По учреждении Синода монастырь перешел в непосредственное его ведение.

    1713 год - на помин души царевны Софьи Алексеевны в обитель дано толковое Евангелие 1698 года.

    В 1721–1775 годах монастырь является ставропигиальным, подчиняется непосредственно Святейшему Синоду.


    Галереи монастырских стен.

    Галереи монастырских стен.

    В 1729 год у обитель посетила царица Евдокия Феодоровна, первая супруга Петра I , примерно в то же время - герцогиня Мекленбургская Екатерина Иоанновна, сестра будущей императрицы Анны Иоанновны.

    1740 год - посещение монастыря императрицей Елизаветой Петровной.

    1742 год - сгорает второй деревянный этаж Дворца царя Алексея Михайловича и возобновляется в кирпиче по совершенно новым, на западный манер, строительным приемам - анфиладой залов.

    1743 год - монастырь передан в управление Московскому архиепископу Иосифу Волочанскому.


    На территории монастыря.

    1749 год - посещение монастыря императрицей Елизаветой Петровной.

    1762 год - посещение монастыря императрицей Екатериной II Алексеевной.

    1764 год - при разделении монастырей на три класса Саввин монастырь отнесен к числу первоклассных ставропигиальных монастырей со штатом в 33 монаха.

    В 1775–1799 годах монастырь управляется архиепископом Московским (впоследствии митрополитом).

    1775 год - посещение монастыря императрицей Екатериной II Алексеевной.

    1778 год - пленившись красотой монастыря и его живописными окрестностями, Екатерина II решает отремонтировать пришедшую в ветхость обитель и заказывает французскому архитектору Леграну проект загородного дворца на территории монастыря. Согласно проекту, должны были быть снесены восточная стена, Красная башня, Сергиевская (Троицкая) церковь и Царицыны палаты. Проект Екатерине, видимо, не понравился, и она изменила свое решение строить здесь загородный дворец. Вместо этого в монастыре в это время были проделаны многие ремонтные работы.


    Надпись на ограждении: "алтарная часть храма прп. Иоанна Лествичника , не подниматься и не заходить за ограждение".

    Деревянные шатры крепостных башен заменяются на металлические, построенные в барочном стиле. Позакомарное покрытие Рождественского собора заменяется на плоское, четырехскатное. Верх стен собора расписывается, стенописи поновляются. Над центральной частью Царицыных палат строится второй деревянный этаж - «Архиерейские покои». Северная часть Дворца царя Алексея Михайловича и западная башня «Больничная» разбираются за ветхостью. Разбирается западная часть Братского корпуса, и на ее месте строится Малый келейный корпус.

    1781 год - над ракой с мощами прп. Саввы Сторожевского была установлена деревянная сень на средства графа Н.В. Шереметева.

    1782 год - разбираются Больничные палаты с церковью св. Иоанна Лествичника. Над Братским корпусом надстраивается второй этаж. Фасады всех зданий, выходящие на Парадный двор, декорируются в псевдорусском стиле.

    1799–1919 годы - настоятелями монастыря являются епископы Дмитровские (позже Можайские), которые были викариями (ближайшими помощниками) Митрополита Московского.

    1800-е гг. - дворец царя Алексея Михайловича по проекту архитектора Борисова перестраивается под Духовное училище.

    1806 год - обрушились своды Трапезной палаты XVII века, здание перестраивается и приспосабливается под нужды Духовного училища.

    В 1807 году к Сергиевской (Троицкой) церкви пристраивается Казанская трапезная над фамильным склепом Шереметевых.

    1812 год, август–сентябрь - Вице-король Италии, наследный принц, пасынок Наполеона Евгений Богарне останавливается во Дворце царя Алексея Михайловича и в первую же ночь, по преданию, явился ему преподобный Савва и обещал сохранить жизнь, если тот оградит собор от расхищения французскими солдатами, а также (согласно семейному преданию) предрек принцу, что его дети будут жить в России. Богарне исполнил просьбу святого старца и единственным из Наполеоновских военачальников остался жив и даже не ранен и прожил долгую и счастливую жизнь.

    1825 год - Сергиевская церковь переосвящается во имя Живоначальной Троицы, а Троицкая церковь на Звоннице - во имя преподобного Сергия Радонежского.


    Угловая башня, в которой обустроена гостевая трапезная для гостей монастыря.

    В 1830-е годы начато строительство монастырских гостиниц за Северными вратами обители.

    1837 год - ходе путешествия по России обитель посещает наследник престола цесаревич Александр Николаевич.

    1839 год - в монастырь приезжает сын принца Евгения Богарне герцог Максимилиан Лейхтенбергский с императором Николаем I и его дочерью Марией Николаевной. В том же году герцог принимает православие, женится на Марии Николаевне и остается жить в России.

    1841 год - в монастырь приезжает наследник престола цесаревич Александр Николаевич с супругой Марией Александровной.

    1847 год - по воле Николая I из государственной казны на благоустройство монастыря выдано 100 000 руб., а цесаревичем Александром Николаевичем на устройство сени над ракой преподобного Саввы пожаловано 300 руб.

    1862 год - на средства купца I-й гильдии, почетного гражданина Звенигорода Павла Григорьевича Цурикова и усердием наместника обители в километре от монастыря устраивается Саввинский скит. Над пещерой - местом покаяния и молитвенных подвигов преподобного Саввы - строится каменная церковь во имя Преподобного и кельи для четырех монахов, огороженные стеной с тремя башенками.

    23 августа - второе обретение и перенесение святых мощей из Московского Свято-Данилова монастыря в Савино-Сторожевскую обитель в 1998 году.

    8 октября (25 сентября по старому стилю) и 18 июля (5 июля по старому стилю) преподобного Сергия Радонежского

    12 апреля (30 марта по старому стилю) и 4-я неделя Великого поста - преподобного Иоанна Лествичника (не сохранившийся больничный храм).

    Скит преподобного Саввы.

    Преподобный Савва для молитвенных подвигов и молитвенного общения с Господом часто удалялся из обители в глубокий овраг, отстоящий в версте от монастыря на север. Там на склоне горы под сенью густого леса он ископал себе пещеру, в которой предавался со слезами подвигам молитвы и созерцанию на земле высших обителей небесных. Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками.

    В 1860 - начале 1870-х годов над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского , а рядом с ней построен ансамбль монастырского Скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквами, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками.

    Возникновение Скита произошло благодаря желанию и усердию нескольких людей: святителя Филарета (Дроздова) , митрополита Московского, настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Средства на устройство Скита и его содержание были пожертвованы П.Г. Цуриковым.

    Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава, введение которого было связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова). Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Особое отношение к общежительным монастырям разделял викарий митрополита епископ Леонид.

    Основная заслуга практического воплощения идеи Cкита принадлежит наместнику монастыря (с 1856 по 1887 г.) отцу Галактиону.

    Скит прп. Саввы посещали царствующие особы: император Александр II, императрица Мария Александровна, а также Великие князья. Особым усердием к монастырю и Скиту отличался Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор.

    Церковь преподобного Саввы, выстроенная из кирпича и белого камня «под колоколы», является прекрасным образцом возрождения в XIX в. традиций древнерусской архитектуры. В интерьере храма был резной иконостас , исполненный из разных пород дерева - розового, орехового и сибирской березы. Храм был освящен митрополитом Филаретом 2 сентября 1862 г. Кроме того, в Скиту была церковь во имя святителя Николая Чудотворца , находившаяся на втором этаже сохранившегося двухэтажного каменного корпуса. В обоих храмах особо почитались иконы прп. Саввы Сторожевского. Особенно торжественной была служба в Скиту в конце августа 1889 г., когда туда был принесен из Троице-Сергиевой лавры чудотворный образ прп. Сергия Радонежского.

    По уставу, как монахи общежительных обителей, братия Саввинского скита получала все необходимое от монастыря, у нее не было права собственности, монашеские обеты исполнялись очень строго. Так, утреннее богослужение начиналось всегда в 2 часа ночи, литургия в 8 часов утра, вечерня в 3 часа и затем следовало чтение правил.

    К старцам в Cкит часто приходили люди, искавшие духовного совета: «Здесь, среди полной тишины, живут ревнители подвижничества. Впрочем, и сюда нередко приходят богомольцы; иные из них со слезами просят совета и утешения от опытных в духовной жизни людей». Старец Cкита схимонах Илия был духовником Звенигородской Аносиной Борисоглебской обители. В скитах жили в основном монахи-схимники, принявшие на себя высшие иноческие обеты - неустанно молиться за весь мир.

    Скит имел свою усадьбу, которая обслуживалась руками монахов. Скитские иноки изготовляли различные изделия - плели коврики, вырезали деревянные ложки.

    Архитектурный ансамбль Скита окончательно сложился к началу XX века. Он представлял собой десятки зданий, в том числе - отдельно стоящие деревянные на каменных фундаментах постройки, такие, как келья благочинного, кельи братии и рухлядная, трапезная, кухня, каменная одноэтажная баня.

    Саввинский скит сильно пострадал в советское время, многие здания были разрушены. После войны здесь жили семьи служащих военного санатория.

    К 600-летию преставления Звенигородского чудотворца восстановлена пещера Преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник преподобного Саввы , сооружена купальня. На территории Скита монастырь, который является общежительным, осуществляет хозяйственную деятельность: здесь находится монастырский огород, скотный двор и другие службы.

    Саввино-Сторожевский монастырь был основан преподобным Саввой в конце XIV века. Бывший ученик и духовник Сергия Радонежского, Савва большую часть своей жизни прожил в Троицком монастыре, в Загорске. В 1398 году преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия переселяется в Звенигород, где с 1390 года строится каменный храм на Городке. Вскоре после прибытия преподобный Савва построил с княжеской помощью небольшую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была сооружена на вершине холма Сторожа.

    01

    По преданию, преподобный Савва, впервые поднявшись на холм, остановился, пораженный красотой места и открывшимся видом и со слезами пал на землю перед принесенной им иконой Пресвятой Богородицы, прося у Небесной Владычицы благословления и заступничества.

    02

    На границе XIV и XV веков, князь Юрий Дмитриевич уходит войной на среднее Поволжье против волжских булгар. Преподобный Савва дал свое благословление на битву князю и предрек победу в походе. Вернувшись с победой, князь поспешил в обитель преподобного Саввы, чтобы вознести благодарственные молитвы. В благодарность за молитвы об удачном походе, за пророчество победы, князь пожаловал несколько сел и деревень в Рузском и Звенигородском уездах на устроение Саввино-Сторожевского монастыря, дал средства на устройство келий, роспись церкви. От податей и пошлин были освобождены все, кто жил на монастырских землях. В 1405 году на месте деревянной церкви князь Юрий возводит большой белокаменный собор. Каменное здание собора Рождества Пресвятой Богородицы одно из немногих, сохранившихся до наших дней со времени монгольского нашествия. Собор был расписан учениками Андрея Рублева и освящен преподобным Саввой в 1407 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году, в декабре, преподобный Савва умирает. Похоронен он был в соборе Рождества Пресвятой Богородицы с правой стороны, под западным окном. Спустя почти полтора века, в 1547 году преподобный Савва Сторожевский был канонизирован на Первом Макариевском Соборе, 3 декабря (дата кончины старца) вносится в церковный календарь.

    03

    04

    05

    06

    07

    08

    Кормушки для птиц.

    10

    В 1430 году преподобный Савва явился во сне игумену обители Дионисию и повелел написать свой образ. Старец Аввакум, один из учеников преподобного Саввы, описывал основателя монастыря именно таким, каким он явился игумену. Игуменом Дионисием была написана самая старая икона с изображением Святого.
    В конце XV века, в 1492 году, монастырь переходит к Московскому княжеству, в непосредственное управление Великого князя Московского Ивана III. Этот переход лишил монастырь некоторых льгот, полученных ранее – вернулись пошлины и подати в казну. Вместе с тем, после этого перехода, Саввино-Сторожевская обитель становится местом богомолья правителея и членов царской семьи.
    В первой половине XVI века с южной стороны Рождественского собора был пристроен придел в виде небольшой одноглавой церкви во имя преподобного Саввы Сторожевского. Тогда же в монастыре была сооружена каменная надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезная палата. Хозяйство монастыря пополняется плотиной с мельницей и прудом.

    12

    Обратите внимание на часы, выглядят соввершенно инородным предметом.

    13

    14

    15

    16

    17

    С началом Смутного Времени для монастыря начались тяжелые времена. В 1606 году польский отряд Лжедмитрия I разорил монастырь и окрестные деревни. Захватчики забрали деньги, продовольствие и лошадей. Тогдашнего игумена Исаию и монахов монастыря убили. Слух о бедственном положении монастыря доходит до царя Василия Шуйского и чтобы помочь с восстановлением обители, в 1607 году царь освобождает деревни и села монастыря в Звенигородском уезде от ямского налога сроком на один год. В 1608 году в монастырь на поклонение к преподобному приезжает Марина Мнишек. Окончание смутного времени монастырь встретил разоренным.. Восстановление хозяйства было тяжелым и долгим. Чтобы помочь обители, в 1613 году, царь Михаил Федорович освобождает монастырь от пошлин на прогон леса по Москве-реке.

    18

    19

    20

    В 1649 году (по некоторым данным в 1650 году) во время охоты, царю Алексею Михайловичу было явление преподобного Саввы. Столкнувшись во время охоты с медведем, царь взмолился ему было явление благообразного старца. Согласно летописям, с появлением старца медведь бежал прочь. После этого чуда царь издал указ о перестройке Саввиной обители, в том числе – о росписи собора Рождества Богородицы, создании для него грандиозного пятиярусного иконостаса. К созданию иконостаса привлекли иконописцев Оружейной палаты. В 1651 году в монастыре появляется первый колокол. В память о чуде, спасшем ему жизнь, царь Алексей Михайлович в 1652-1656 годах вкладывает много усилий в обустройство и развитие Саввино-Сторожевского монастыря. По окончании строительства территория монастыря увеличилась почти в два раза, происходит разделение на парадный и хозяйственный дворы. В центре парадного двора располагается древняя святыня монастыря – Рождественский собор, на который смотрят фасады построенных в то время Дворца царя и Царицыных палат, Звонницы, Братских корпусов. Во всей композиции доминирует четырехъярусная звонница. Особой чертой всего ансамбля является парадный вход, устроенный оригинально, «по-византийски». Территорию монастыря окружила высокая стена с семью башнями. В тот же период – правление Алексея Михайловича -- обитель становится Лаврой, а его настоятели - архимандритами. Монастырь становится личным царским богомольем, а его управлением занимается непосредственно Тайный приказ - личная царская канцелярия. В 1668 году в обители появляется Большой Благовестный колокол – самый большой монастырский колокол весом 2125 пудов. Колокол был отлит государевым колокольным мастером непосредственно на территории монастыря, около Звонницы. По преданию, мелодичный звон колокола был слышан даже в Москве. Позднее на Звоннице появляется еще одна башенка. На ней размещается часовой колокол, привезенный из Смоленска царем и подаренный обители.

    21

    22

    23

    24

    25

    От стен монастыря начинается дорога которая ведёт к подножию холма на котором стоит монастырь. там внизу находится святой источник.

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

    35

    36

    Во время наступления французской армии Звенигород и окрестности оказались на пути движения войск Наполеона. Полки французов останавливались, например, в усадьбе Большие Вяземы. Легенда гласит, что когда в 1812 году во дворце царя Алексея Михайловича, в Саввино-Сторожевском монастыре остановился пасынок Наполеона Евгений Богарне, ему в первую же ночь явился во сне преподобный Савва и обещал сохранить жизнь, при условии, что Богарне сохранит от разрушения и поругания обитель. Кроме того, принцу было предсказано, что дети его будут жить в России. Богарне выполнил просьбу преподобного, и в последствии, единственным из военачальников Наполеона остался жив и даже не был ранен. Спустя четверть века, в 1839 году, в обитель приехал сын принца герцог Максимилиан Лейхтенбергский, посетивший обитель вместе с императором Николаем I и его дочерью Марией Николаевной. В том же году герцог принял православие и женился Марии Николаевне, связав свою жизнь и жизнь потомков с Россией. Так исполнилось и второе предсказание преподобного Саввы Сторожевского.

    37

    38

    С началом «нового мира» в Саввино-Сторожевский монастырь, как и во многие святые обители России, пришли тяжелые времена. В 1918 году новая власть вскрыла раку с мощами преподобного Саввы. Мощи преподобного Саввы Сторожевского были первыми, которые осквернила новая власть. Событие это всколыхнуло местных жителей и привело к «звенигородскому» бунту, в ходе которого были убит начальник продразверстки и комендант монастыря Константин Макаров. Бунт был жестоко подавлен, а монастырское хозяйство было полностью реквизировано. Оставшиеся без земли, без подворья монахи были вынуждены жить на подаяния прихожан. За полгода численность братии сократилась в четыре раза – с 50 до 12 человек.
    Весной 1919 года рака со святыми мощами Саввы Сторожевского вскрывается повторно и мощи преподобного были перевезены в Москву.В 1922 году монастырь получает статус памятника архитектуры XV-XVII веков и переходит под охрану Народного комиссариата просвещения. Музей церковной старины становится «Музеем церковной старины и помещичьего быта» и в его коллекцию поступают экспонаты из экспозиций музеев из усадеб Введенское и Ершово. Музей занимает почти все монастырские здания. Музей церковной старины и помещичьего быта действует до 1927 года. После его закрытия на территории Саввино-Сторожевского монастыря организуется колония для беспризорников. Монастырь лишается многих икон – они вывозятся в Москву на реставрацию, но после реставрации иконы в монастырь не возвращаются и судьба их неизвестна.
    Колония для беспризорников была закрыта в 1928 году. В освобожденных зданиях, и в зданиях за стенами монастыря организуются дома отдыха. В Рождественском соборе, Троицкой церкви и нескольких других зданиях обители вновь открывается музей. Филиал музея открывается в Успенском соборе на Городке.

    В 1930 году Саввино-Сторожевская обитель лишается почти всех своих колоколов. Было снято и отправлено на переплавку 11 мелких колоколов, и 5 больших колоколов. Осталось всего 2 колокола на звоннице – Большой Благовестный и часовой. Большой Благовестный был вывезен из обители в 1941 году. По официальной версии, при попытке снять колокол со звонницы он упал на землю и разбился. Однако, есть и другая версия, согласно которой колокол был взорван непосредственно на звоннице. Как бы то ни было, осколки колокола были разбросаны по территории монастыря и так и остались на ней – было найдено несколько фрагментов и часть языка колокола.

    Как во время Первой мировой войны, с 1941 по 1944 год на территории обители располагается госпиталь. Зимой 1941 , во время битвы за Москву, линия фронта проходила всего в трех километрах от стен монастыря. За всю войну на территории монастыря не взорвалось ни одной бомбы, не упало ни одного снаряда, не залетело ни одной шальной пули. Для подготовки к обороне в Скиту преподобного Саввы были отрыты окопы, следы которых частично сохранились до нашего времени.

    В 1944 году Звенигородский краеведческий музей снова открывается – уже в Успенском соборе на Городке, где и действует до 1946 года. В 1946 году Успенский собор был возвращен верующим. Тем временем на территории Саввино-Сторожевского монастыря расположено сразу несколько объектов Министерства Вооруженных сил: дом отдыха, Высшая офицерская школа ВВС и научное подразделение, ведущее военные разработки. В том же 1946 весь ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря был внесен в «Список памятников архитектуры Московской области, подлежащих государственной охране». В течение следующих трех лет музею передаются все здания монастыря, и на здании Рождественского собора устанавливается охранная доска

    В канун Пасхи, в 1998 году, обитель получает новые колокола, отлитые на благотворительные средства на заводах России. В том же году в Рождественский собор возвращается иконостас XVII века и восстанавливается рака для честных мощей Преподобного Саввы, которые возвращены обители в августе 1998 года. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 23 августа вносится в православный календарь как «день второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца и перенесения их в Саввино-Сторожевский монастырь».