Туризм Визы Испания

Ансамбль Новодевичьего монастыря. Ансамбль новодевичьего монастыря Легенды и предания

Год включения в Список всемирного наследия: 2004

Новодевичий монастырь был основан в 1524 г. князем Василием III в честь величайшей православной святыни — Смоленской иконы Божией Матери, и в ознаменование освобождения Смоленска от поляков и возврата его в состав русских земель. На протяжении нескольких веков монастырь был теснейшим образом связан с основными событиями и персонажами политической, религиозной и культурной жизни государства российского: Иваном Грозным, Борисом Годуновым (который в 1598 г. был призван в монастыре на царство), царем Алексеем Михайловичем. В конце XVII в. монастырь был вовлечен в острую политическую борьбу за власть между Петром I и его сестрой Софьей. В результате Софья была насильственно отправлена в монастырь и пострижена в монахини, где и умерла в 1704 г. В Отечественную войну 1812 г., когда французы заняли Москву, монастырь был использован для размещения складов, и даже существовала угроза взрыва всех его построек.

В XVI-XVII вв. монастырь был одной из самых почитаемых на Руси женских обителей, местом пострижения в монахини представительниц царской династии, а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря. Некрополь, возникший здесь в XVI в., в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д. Здесь находятся семейные усыпальницы Волконских и Прохоровых, могилы историка С.М. Соловьева, героя войны 1812 г. Д.В. Давыдова, писателя И.И.Лажечникова и др. В начале ХХ в. за южной стеной монастыря возникло новое кладбище, ставшее впоследствии местом упокоения для многих представителей самой элитной части российского общества. Некрополь Новодевичьего монастыря – один из самых древних и значительных исторических некрополей России.

Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, который начал складываться в первой половине XVI в., был в основном завершен к концу XVII в. До наших дней он дошел практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.

Центр всей композиции – пятиглавый Смоленский собор, самая первая каменная постройка в монастыре (1524−1525 гг.), сложенная из кирпича с деталями из белого камня. В интерьере храма сохранилась уникальная настенная роспись, выполненная московскими мастерами в конце XVI в.; основная тема фресок – текст Акафиста, воспевающего Пресвятую Богородицу. Стиль росписи тяготеет к классическому древнерусскому стилю — с его строгой каноничностью образов, иерархичностью фигур и лаконизмом композиций, вместе с тем, этот стиль оказался вполне декоративным. Полностью сохранился древний иконостас (1683−1686 гг.) — пятиярусный, деревянный, с позолоченной резьбой, ярчайший образец сооружений подобного типа.

За исключением главного собора, все основные сооружения монастырского ансамбля выдержаны в едином стиле, получившем название «московское барокко». Этот стиль отличает обилие декоративных деталей из белого камня на фасадах кирпичных зданий, а также симметричность и грациозность построек в целом. Примечательно, что Новодевичий монастырь является единственным примером ансамблевого воплощения этого замечательного архитектурного направления.

Пятиярусная монастырская колокольня, воздвигнутая в 1683−1690 гг., сложена из кирпича, имеет разнообразные белокаменные детали, и выделяется крайне живописным обликом. Яруса, перекрытые сводами, соединены между собой внутристенными лестницами, при этом первый ярус внутри разделен на два этажа, а пятый – на три этажа, связанных между собой деревянными лестницами. Сохранились колокола XVII в. Благодаря своей значительной высоте (73 м), точно найденному местоположению, красоте и пропорциональности, колокольня всегда играла роль главной высотной доминанты этого района Москвы.

Другие важные элементы единого монастырского историко-архитектурного ансамбля – Успенская церковь с трапезной палатой, Амвросиевская церковь, Казначейские, Погребовые, Певческие, Мариинские, Лопухинские палаты, палаты Ирины Годуновой и палаты Евдокии Милославской; это также больница, стрелецкие караульни, училище. В интерьерах этих монастырских построек можно увидеть кирпичные печи, облицованные полихромными изразцами, сводчатые потолки и колонны, орнаменты и арочные ниши, профилированные карнизы и филенчатые двери и т.д.

Находящийся на юго-западной окраине исторического центра Москвы, у стратегически важной точки (брод через Москва-реку), Новодевичий монастырь являлся одновременно и крепостью: он входил в систему оборонительного монастырского «кольца», сформированного вокруг города. Крепостные стены с 12 башнями (из которых четыре угловых – Никольская, Напрудная, Сетуньская и Чеботарная – являются круглыми, остальные – квадратными) были воздвигнуты в 1680−е гг. В плане монастырская ограда напоминает по форме прямоугольник (площадью 5,3 га), одна из сторон которого обращена к пруду. Стены и башни оснащены бойницами и внутренними галереями, в центре южной и северной сторон – трехпролетные въездные ворота с надвратными храмами. Как и весь монастырский ансамбль, стены и башни выполнены в стиле «московского барокко» и сложены из кирпича с живописной белокаменной отделкой, при этом башни украшены легко узнаваемыми ажурными «коронами».

Монастырь прекратил свое существование в 1922 г., когда здесь был создан музей. В 1934 г. этот музей был передан в ведение Государственного Исторического музея в качестве отдельного филиала. Ныне здесь функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии. Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 г.) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 г.). В музеях собраны ценнейшие коллекции древнерусской живописи и икон, книг (в т. ч. рукописных), тканей, церковной утвари и иных предметов декоративно-прикладного искусства.

В августе 2004 г. было торжественно отмечено 480−летие монастыря, а также 10−летие возобновления в нем монашеской жизни.

May 6th, 2017 , 09:43 pm

В 1514 году после безуспешных попыток вернуть захваченный литовцами Смоленск, великий князь Василий III дал обет: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь». То ли мольба князя была услышана на небесах, то ли мощь осадной артиллерии напугала литовцев, но на следующий день гарнизон сдался на милость победителя. Князь не забыл свой обет и в 1524 году основал в излучине Москвы-реки Великую обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.




Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает - «Путеводительница», «Наставница». Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. На игуменство в Новый Девичий монастырь Великий князь призвал из Суздаля «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря Елену (Девочкину), которую почитал за святость жития и верил в силу её молитв за княжеский род, вместе с которой прибыло 18 суздальских стариц.

В 1598 году на несколько месяцев монастырь стал царской резиденцией: сюда переселилась царица Ирина Фёдоровна Годунова, царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы. 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис Годунов принял избрание на царство. Во время царствования Бориса Годунова Новодевичий монастырь пользовался его особым расположением - был полностью обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас, поновлены росписи, «образы чудотворные обложены дорогим окладом с камением», для вдовствующей инокини-царевны были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи. Желая превратить монастырь в крепость-заставу Годунов возвёл каменные стены с зубцами, бойницами, галереями и множеством башен протяжённостью около 900 метров, высотой 13 метров и толщиной 3 метра. К каждой башне были пристроены караульные помещения для размещения до 350 стрельцов.

В XVII веке монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за русский престол и стратегическим объектом для различных военных и политических сил. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова началось восстановление монастыря, разорённого в Смутное время. В XVII - начале XVIII веков монастырю принадлежало 15 000 душ крепостных и более 150 000 десятин земли в 36 сёлах, разбросанных от Онеги до Нижней Волги.

С первых лет создания монастыря его насельницами становились знатные особы. При Петре I в монастырь была заточена царевна Софья Алексеевна, насильно постриженная в монахини после стрелецкого бунта. Позднее здесь жила опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина.

В 1812 году отступавшие из Москвы французы попытались взорвать Новодевичий монастырь, но, согласно легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведённые к пороховым погребам. В первые годы советской власти в монастыре запретили богослужения, в храмах расположился «Музей раскрепощения женщины», а с 1934 года Новодевичий монастырь стал филиалом Государственного Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны отношение властей к религии изменилось, в 1944-1945 годах открылись Преображенский надвратный и Успенский трапезный храм. В последующие десятилетия в этих старинных стенах уживались музейная и религиозная составляющие, а в 2010 году Новодевичий монастырь передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. В настоящее время ведутся реставрационные работы в палатах, на колокольне, башнях, крепостных стенах.

В центре Новодевичьего монастыря пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Он был построен по образцу Успенского собора в Кремле. В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» - колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов. В 1689-1690 годах возведена шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой 72 метра с чередованием ажурных и «глухих» ярусов, на момент постройки это была самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Крепостные стены и башни появились при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко ансамбль поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

Ансамбль состоит из десятков построек: Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери (1524-1525 или 1560-е годы), храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной (1685-1687 годы), трапезная при Успенском храме (1685-1687 годы), колокольня (1689-1690 годы), храм Спаса Преображения над северными воротами (1687-1689 годы), Лопухинские палаты (1687-1688 годы), храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (1683-1688 годы), Мариинские палаты, храм Святого Амвросия Медиоланского (конец XVI - начало XVII века), палаты царицы Ирины Годуновой (XVII век), Певческие палаты (1718-1726 годы), Казначейские палаты (конец XVII - начало XVIII века), Стрелецкая караульня при Напрудной башне (палаты царевны Софьи, XVII век), палаты царевны Евдокии (конец XVII - начало XVIII века), Филатьевское училище (1871-1878 годы), Больничные палаты (XVII век), Стрелецкая караульня при Никольской башне, Стрелецкая караульня при Чеботарной башне, Сетуньская стрелецкая караульня, Погребные палаты (конец XVII века), часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год), крепостные стены с двенадцатью башнями (конец XVII века).

Узнать больше: Н.Антушев. Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря. - Москва, 1885.
И.Г.Борисенко. Новодевичий монастырь. - Москва, 2003.
А.И.Власюк. Новодевичий монастырь. - Москва: Искусство, 1958.
А.А.Дельнов. Новодевичий некрополь и монастырь. Москва: Эксмо, 2006.


Новодевичий монастырь. 1997 год: https://pastvu.com/p/70698

Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери построен в 1524-1525 годах - это старейший храм Новодевичьего монастыря, проект приписывается работе либо Алевиза Нового, либо зодчего Нестора, который погиб при строительстве собора. До наших дней сохранились фрески 1526-1530 годов и иконостас 1683-1686 годов.

Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1685-1687 годы)


Колокольня высотой 72 метра построена в 1689-1690 годах предположительно Яковом Бухвостовым. Палаты царевны Евдокии при колокольне (конец XVII - начало XVIII века)


Храм Спаса Преображения над северными воротами (Преображенская надвратная церковь) возведён в 1687-1689 годах, опоясан балконом-гульбищем, это домовый храм митрополита Крутицкого и Коломенского


Лопухинские палаты примыкают к Преображенской церкви, они построены в 1687-1688 годах для царевны Екатерины Алексеевны, а называются по имени первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, которая недолго время здесь проживала. На фасаде сохранились старейшие в Москве солнечные часы.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (Покровская надвратная церковь) возведён в 1683-1688 годах. Через ворота можно было пройти на Новодевичье кладбище, но они уже давно на замке.


Мариинские палаты примыкают к Покровской церкви, построены в 1683-1688 годах


Храм святого Амвросия Медиоланского (Амвросиевская церковь) изначально посвящался Иоанну Предтече, построен в конце XVI - начале XVII веков


Палаты царицы Ирины Годуновой вместе с трапезной находятся при Амвросиевской церкви, эти здания - из числа самых старых в монастыре


Певческие палаты построены в 1718-1726 годах как братские кельи, позднее здесь проживала наместница и монахини-певчие


Казначейские палаты возведены на рубеже XVII и XVIII веков в качестве игуменской кельи


Стрелецкая караульня (Палаты царевны Софьи) XVII века объединена с нижним ярусом Напрудной башни


Филатьевское училище (1871-1878 годы) построено на средства Н.Филатьевой для девочек-сирот разных сословий. Сейчас здесь Московское епархиальное управление.


Больничные палаты XVII века с мемориальной доской в память о реставраторе Петре Барановском


Сетуньская стрелецкая караульня


часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год)


Мавзолей Волконских (первая половина XIX века)


Надгробный памятник герою Бородино, генералу Василию Тимофееву

После реконструкции территории 1930-х годов в монастырском некрополе осталось не более сотни надгробий. Здесь обрели последний приют царица Евдокия Лопухина, царевны, монахини, игуменьи. На надгробных памятниках высечены имена многих выдающихся граждан своего времени - героев Отечественной войны Дениса Давыдова и Дмитрия Волконского, генералов Дмитрия Милютина и Алексея Брусилова, литераторов Михаила Загоскина и Алексея Плещеева, философа Владимира Соловьёва. С южной стороны за крепостной стеной находится большое Новодевичье кладбище, но это уже другая история.



За пределами крепостных стен в 2016 году воссоздан храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Летописи относят появление храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Московского Новодевичьего монастыря ко времени основания обители, то есть к 1525 году. Во время наполеоновского нашествия Новодевичий монастырь был занят вражеской армией и подвергнут осквернению, а храм Усекновения взорван.


Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма Усекновения главы Иоанна Предтечи: «Храм всегда строится с молитвой, всегда строится во благо людей, с надеждой на то, что через молитву в храме люди будут жить более полной и счастливой жизнью. Храм - это всегда святыня, это место духовного успокоения людей, место их встречи с Господом. Дай Бог, чтобы в нашем Первопрестольном граде успешно продолжалось строительство новых храмов и чтобы по всей Руси продолжалось созидание храмов - везде, где в них есть потребность. И верим, что этот обновленный лик исторической Руси долгие-долгие годы - дай Бог, чтобы столетия - продолжал вдохновлять людей и помогал обращать им взор к небу».


У стен храма когда-то было кладбище, сейчас на этом месте сооружён кенотаф - надгробные памятники, под которыми нет останков.

Один из самых удивительных по красоте и гармонии архитектурных ансамблей Москвы - Новодевичий монастырь.

С точки зрения архитектуры, Новодевичий монастырь был построен в стиле московского или нарышкинского барокко, который сформировался в Москве к концу XVII века. Для этого стиля характерно яркое декоративное сочетание резных белокаменных деталей с красной кирпичной стеной. Пожалуй, Новодевичий монастырь является самым ярким примером данного стиля. В XVII веке, под руководством Софьи, монастырь был реконструирован. То, что мы можем увидеть сегодня, относится к XVII веку.

В монастыре сохранилось 6 храмов: Смоленский собор, Успенская церковь при трапезной, Амвросьевская церковь при Ирининских палатах, 2 надвратные церкви (Преображения Господня, над северными воротами, храм Покрова Богоматери, над южными воротами) и храм во имя преп. Варлаама и Иосафа в нижнем ярусе колокольни. Собор Смоленской иконы Божией Матери - старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525 годах и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича; фасады его, разделенные лопатками на 4 прясла по длине и 3 - по ширине, практически лишены украшений. Только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами). Храм окружен галереями с арочными проемами (часть которых ныне заложена) и маленькими приделами с южной и северной сторон. Ступени высоких крылец ведут ко входу в собор.

Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526 - 1530 годам. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен первоначальный вид. Картины расположены в несколько ярусов на стенах и столпах и посвящены, главным образом, теме святых воинов и русских князей, чудесам Смоленской иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания - периодом становления Российского государства. Росписи сводов, судя по стилю, все же были сделаны при Борисе Годунове. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683 - 1686 годах мастерами Оружейной палаты. Иконостас, сделанный мастером из Шилова Климом Михайловым "со товарищи", резной и покрытый позолотой, неизменно притягивает взгляды посетителей музея.

После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор.

Успенский храм Новодевичьего монастыря. Святитель Петр, перенося в 1325 году резиденцию русских митрополитов из Владимира в Москву, силу и благочестие Москвы ставил в тесную связь с построением в этом городе храма в честь Пресвятой Девы Марии; он рекомендовал великому князю Ивану Даниловичу Калите воздвигнуть здесь "храм, достойный Богоматери". Согласно этой воле святителя, в 1326 году в Москве была заложена первая каменная церковь во имя Успения Богоматери, и впоследствии значительная часть воздвигаемых на Руси храмов названа в честь этого праздника, и в ряду их - старинный чтимый верующими Москвы храм в Новодевичьем монастыре. По своему первоначальному назначению храм Новодевичьего монастыря принадлежит к типу особых, строившихся только в монастырях храмов, - храмов-трапезных. Это сооружение полуцерковного, полугражданского характера: собственно храм занимает здесь небольшую часть; все остальное приноровлено для нужд, не имеющих непосредственного отношения к Богослужению.

Храмы подобного типа возникали и созидались в общежительских монастырях. По завещанию Преподобного Сергия Радонежского у монашествующих ничего не было собственного, одежда и обувь получались "из казны", пища вкушалась за общей трапезой. Большое число насельников, питавшихся по уставу вместе и в одно и то же время, вызвало необходимость постройки в монастырях просторных залов - столовых.

Такие, предназначенные для удовлетворения потребностей иноческой общины, помещения связывались по плану с церковью. Наряду с храмом здесь строились и службы для общинной столовой. Соединение разнообразных частей в одно целое и создало характерный тип постройки, носящий название храм - трапезная.

Трапезная Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней представляет одно из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода. Монастырь (основан в 1524 году) длительное время являлся монастырем придворным, привилегированным, и его трапезная палата строилась с расчетом не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема часто наезжавших сюда царей и других высокопоставленных лиц, устройства многолюдных праздников и поминальных обедов. Она представляет собой обширное (площадью свыше 2000 кв. м) хорошо освещенное, устроенное на высоком подклете здание с целым рядом залов, тремя парадными крыльцами и богатой наружной и внутренней отделкой. Собственно трапезная и храм при ней образуют единое сооружение, причем храм по отношению к трапезной сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой.

Храм имеет 2 этажа: внизу помещается "теплая" церковь во имя Успения Божией Матери, вверху - "холодная" (неотапливаемая) церковь в честь Сошествия Святого Духа. В нее ведет узкая лестница, устроенная в южной стене.

Обе церкви и трапезная построены в 1685 - 1686 годах по распоряжению сестры Петра I царевны Софьи. Сооружение здания было связано с общей перестройкой монастыря. Почти весь монастырский поселок создан был тогда заново, в едином стиле.

Характер архитектуры Успенской церкви с трапезной очень типичен для московского (нарышкинского) барокко. Высокий, столпообразный храм имеет примыкающие к нему более низкие алтарь с востока и трапезную с запада; формы окон и дверей прямоугольные, размеры их велики; на углах здания колонны, окна обрамлены наличниками; вся отделка отличается нарядностью; колористический эффект - красное (фон) с белым (декорации). В 1976 году здание сильно пострадало от пожара, и было вскоре частично перестроено. Изменения сказались в следующем: разобрана широкая, открытая галерея на арках, окружающая палату, уничтожены кокошники, украшавшие верх церкви, пятиглавие заменено одной главой, переделаны крыльца. Но и при этих переделках вид здания сохранился довольно близким к прежнему; капитальные части его не изменились, и оно осталось одним из лучших памятников русской архитектуры конца XVII века.

Главный вход в храм - через северо-западное крыльцо. Оно примыкает к обширной прихожей-паперти, восточная стена которой украшена иконами, перед ними висят неугасимые лампады. Из прихожей в помещение трапезной - дверь, обрамленная интересным резным белокаменным порталом. Трапезная является сейчас основным местом стояния молящихся во время богослужений; посредством трех больших арок, имеющих художественно выполненное из резного белого камня обрамление, она соединяется с собственно храмом, который имеет небольшую площадь. Его внутреннее оформление новое: существующий в настоящее время иконостас установлен в 1945 году; ранее он находился в московской церкви в честь Святой Троицы в Хохлах. Иконостас деревянный, XVII века, состоит из четырех обычных ярусов икон; все иконы, за исключением нескольких местных, современны ему. Оформление иконостаса выполнено в виде занавеса; по замыслу автора, оно должно напоминать алтарные преграды первых веков христианства, когда алтари отделялись простыми занавесами.

Трапезная представляет собой обширный (площадью в 390 кв. м) хорошо освещенный зал, крытый единым, без промежуточных опор, сводом, в котором красиво врезываются сводики над оконными проемами.

В правой части трапезной, у восточной стены, примыкающей к Успенскому храму, находится придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Придел имеет небольшой одноярусный деревянный иконостас, устроенный в 1956 году; все иконы его - позднего происхождения. Алтарь придела очень невелик по размерам; в нем совершаются, главным образом, ранние литургии. Церковь Святого Амвросия епископа Медиоланского (современный Милан) возведена на территории монастыря из белого камня предположительно в конце 1600-х годов. Богослужения в Амвросиевском храме совершаются в день памяти святителя Амвросия (7/20 декабря) и при занятости Успенского храма. В остальные дни храм используется для выполнения молитвенного монашеского правила сестер и для прочтения псалтири (в день вычитывается вся псалтирь, несколько томов монастырского синодика и поминальные записки). Надвратные храмы - Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1683 - 1688 годах) - над южным входом, трехглавый, с открытой террасой; в архитектурном стиле ощущается влияние южнорусского барокко и Преображения Господня (Спаса Преображения, 1687-1689гг.) - над северными воротами, пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко; 3 яруса нарядных окон, внутри - восьмиярусный резной золоченый иконостас работы мастеров Оружейной палаты под руководством К. Золотарева (1688г). К Преображенскому храму примыкает Лопухинский корпус (168301686гг.) - жилые палаты царевны Екатерины Алексеевны, где в 1727-1731 годы жила царица Евдокия Лопухина. Еще дальше, тоже вдоль стены - бывшая стрелецкая караульня при Напрудной башне, которая в 1698 - 1704 годы служила местом заточения царевны Софьи. Здесь расположена экспозиция, посвященная Филарету: множество документов, несколько икон, яркая изразцовая печь.

Колокольня Новодевичьего монастыря относится к лучшим произведениям русского зодчества XVII века. Среди известных колоколен подобного типа она поражает особой соразмерностью пропорций. На 72-метровую высоту легко и свободно поднимается ажурный столп. Изысканная стройность и легкость достигнуты умелым распределением частей сооружения. Глухие ярусы чередуются с ажурными, облегченными арками, и каждый имеет своеобразное декоративное решение, не повторяющееся по рисунку. Необычно расположив колокольню за алтарными апсидами собора, зодчий, таким образом, завершил и объединил все постройки архитектурного ансамбля и одновременно четко определил центральное положение Смоленского собора - архитектурной доминанты Новодевичьего монастыря.

Ансамбль Новодевичьего монастыря - один из шедевров русского зодчества (стиль «московское барокко»), а его интерьеры, где хранятся ценные коллекции живописи и произведений декоративно-прикладного искусства, отличаются богатым внутренним убранством.

Монастырь расположен на юго-западе Москвы, на своеобразном полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Москвой, и представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающих жилые и хозяйственные постройки, колокольни, церкви.

Новодевичий монастырь на протяжении четырех столетий был свидетелем и участником важных исторических событий, связанных с именами Ивана IV Грозного, Бориса Годунова, царевны Софьи, Петра I. Архитектурный ансамбль монастыря сформировался к концу XVII в. и до сих пор остается одним из лучших в России. В главном, Смоленском соборе сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI столетия и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени. На территории монастыря похоронены представители боярских родов и царские родственницы, герой Отечественной войны 1812 года Д.В.Давыдов - писатель И.И.Лажечников, историк С.М. Соловьев и другие. Возникновение монастыря явилось следствием крупной военной и дипломатической победы России. Основатель монастыря великий князь Василий III, его сын Иван Грозный и другие цари, а также бояре проявляли большую заинтересованность в Новодевичьем монастыре, оказывая ему всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями его были, как правило, представительницы высшей феодальной знати. В их числе - члены семей Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I. Существующий ныне архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря начал складываться в XVI в., а дальнейшее развитие и завершение получил в 80-е годы XVII в. Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году во исполнение обета, данного князем по случаю покорения Смоленска и освобождения его от литовцев.

Первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина, отсюда полагают и наименование монастыря Девичий. Существует и другое предание, что на этом лугу татарские баскаки сбирали дань и отбирали из согнанных сюда прекрасных девушек тех прекраснейших, которых уводили в рабство в Орду. Отсюда прозвание поля Девичье, а по нему, будто бы, наименовался и монастырь. С первых же дней обитель предназначалась для монахинь из знатных боярских и княжеских родов. Все государи российские обогащали монастырь вотчинами и вкладами. Была традиция в день праздника иконы Одигитрии останавливаться государям шатрами под стенами монастыря, слушать службы, а после обедать в шатрах.

Монастырь был основан царем Василием III в 1524 году - в память о возвращении в состав русских земель города Смоленска. Отсюда и второе название монастыря - Богородице-смоленский.

В 16-17 веках Новодевичий монастырь стал местом пострижения женщин из царской семьи. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Сюда же после смерти царя Федора Ивановича удалилась его вдова Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, будущим царем Борисом. В Новодевичьем монастыре окончила свои дни сестра Петра I, царевна Софья, насильственно принявшая постриг. Первая жена императора Евдокия Лопухина также была заточена в монастырь.

Новодевичий монастырь неизменно пользовался покровительством русских самодержцев, владел обширными земельными угодьями. Монахини монастыря были, как правило, из высших слоев знати. В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии и приют для подкидышей-девочек.

С конца 18 века и до 1868 года Новодевичий монастырь использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осужденных Земским судом за неверие.

Судьба Новодевичьего монастыря сильно изменилась в начале 20 века. В 1922 году монастырь закрыли, устроив здесь музей, который позже стал филиалом Государственного Исторического музея. Тем не менее с 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. А в 1994 году здесь снова был учрежден женский монастырь. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

Еще в 16 веке на территории Новодевичьего монастыря было устроено кладбище, на котором хоронили представителей церковной и светской знати. В 19 веке на территории монастыря были похоронены герои Отечественной войны 1812 года, среди которых был гусар и поэт Денис Давыдов, декабристы С. Трубецкой и М. Муравьев-Апостол, а также известные деятели культуры, в том числе историк С. Соловьев и философ В. Соловьев.

С XVII в. поле перед монастырем было местом шумных и веселых народных гуляний на Рождество и Масленицу. Здесь устраивали аттракционы, устанавливали торговые ряды и столы под навесами.

Колокольный звон

В архитектурном облике монастыря яркое московское барокко (Преображенская надвратная церковь и колокольня) соединяется со сдержанным каноном древнерусского каменного зодчества (Смоленский собор).

Доминанта архитектурного ансамбля - пятикупольный Смоленский собор, где сохранились уникальные фрески XVI в. Он выстроен в XVI в. по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Крепостную стену возвели в XVII в. Сочетание беленной известью кирпичной кладки и башен с резными навершиями-коронами придает монастырю нарядный вид. Здесь: Напрудная башня и Большой Новодевичий пруд.

Ансамбль Новодевичьего монастыря. Изображения

Монастырь основан в 1524 году по приказу Василия III в честь взятия Смоленска. Здесь расположены Смоленский собор и нарядная колокольня, некогда самая высокая после колокольни Ивана Великого. Сегодня в Новодевичьем монастыре соседствуют действующая обитель и музейные экспозиции, так как это не только памятник старины и часть русской истории, но и место, окутанное преданиями и легендами.

Легенды и предания

Одна из них гласит, что баскаки Золотой Орды собирали дань с Руси не только деньгами, но и девушками. Поле, на котором московские красавицы прощались с родными перед отправкой в неволю, назвали Девичьим. Согласно второй легенде, своим именем обитель обязана первой настоятельнице — Елене по прозвищу Девочкина. Третья, самая прозаичная легенда, гласит, что такое название дано для отличия от кремлевского Вознесенского (Стародевичьего) монастыря, который был разрушен в 1929 году.

Сохранились предания о том, что в тяжелые времена призраки первой настоятельницы монастыря Елены и сестер являлись то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Их видели плачущими во время чумы 1771 года, когда монастырь стал больницей; фигуры монахинь появились на стенах монастыря в 1812 году, когда Наполеон только перешел границу Российского государства; они приходили к несправедливо обиженным монахиням, а однажды Елена со своими келейницами явилась московскому архипастырю и попросила заступиться за угнетенных, после чего в монастыре было начато расследование.

Монастырь в судьбе женщин

Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала — после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.

Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница — боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.

История обители

Облик Новодевичьего монастыря не всегда был таким, каким он предстает перед нами сегодня. Изначально его стены и башни были деревянными. На устройство обители в 1523 году из казны выделили 230 килограммов серебра, и уже через год она была возведена. Строительство же Смоленского собора завершили 13 мая 1525 года. Из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания и погибли несколько артелей каменщиков ― всего 56 человек; до сих пор в обители их поминают молитвами.

Каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря появились в конце XVI века при Борисе Годунове. Они охраняли подступы к Москве с запада. Монастырь входил в четверку мощных обителей-форпостов вокруг столицы наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Он был восстановлен и превращен в царское богомолье. Однако святость этого места не помешала Наполеону Бонапарту разместить здесь свою батарею, а перед уходом из Москвы отдать приказ сжечь храмы. Но казначейше обители, монахине Саре, удалось затушить фитили у пороховых бочек. Наполеон долго стоял на другой стороне Москвы-реки, ожидая грандиозного пожара в Новодевичьем. И тогда хозяин находившегося рядом с монастырем дома запалил свои строения. Бушевавший огонь обманул императора, и монастырь был спасен.

В 1922 году монастырь был закрыт, и в его стенах создали Музей раскрепощения женщины, позже ставший филиалом Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны в храмах Новодевичьего монастыря вновь разрешили проводить богослужения, на его территории открылись Московские богословские курсы и Богословский институт. Сейчас в Новодевичьем располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Также в монастыре представлена интереснейшая экспозиция Церковного музея Московской епархии РПЦ.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, получил сертификат о включении в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как шедевр русских и итальянских архитекторов, камнерезов и живописцев. Сложившийся в конце XVII века уникальный в своей сохранности ансамбль зданий никогда не перестраивался, не реконструировался и пронес через века удивительную красоту архитектуры в стиле «московское барокко».

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Итальянец Алевиз Фрязин и русский зодчий Нестор возвели собор в 1524-1525 годах по образцу великого Успенского собора Московского Кремля. 70 икон, украшающих иконостас Смоленского собора, подарены Борисом Годуновым. Уникальная фресковая роспись храма, иллюстрирующая Акафист Пресвятой Богородице, рассказывает о непростой политической ситуации времен постройки собора. Именно здесь Борис Годунов дал согласие на царствование.

Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы ходили в Новодевичий монастырь на богомолье пешком из Кремля. Под стенами монастыря после службы угощали паломников; с тех пор в Москве возникла традиция народных гуляний у стен Новодевичьего.

Стиль «московское барокко»

Здания, построенные во второй половине XVII века, образуют уникальный и прекрасно сохранившийся ансамбль в новом тогда для Москвы изящном и нарядном стиле. За стеной с двурогими зубцами, с башнями, украшенными резными коронами, открывается ансамбль удивительных по красоте зданий. Грандиозное строительство на территории монастыря развернулось в правление царевны Софьи Алексеевны.

Колокольня

Авторство проекта колокольни Новодевичьего монастыря приписывают крепостному зодчему Якову Бухвостову. Скорее всего, правительница Софья в опекаемой ею обители хотела видеть колокольню по образцу кремлевского Ивана Великого. Но она превзошла ожидания. Пять последовательно уменьшающихся восьмериков необыкновенно выверенных пропорций, изысканно украшенных белокаменной резьбой, гармонично перекликаются с другими строениями монастыря. Великие архитекторы Баженов и Бове считали колокольню Новодевичьего самой красивой и гармоничной в России.

Старинная московская улица Пречистенка получила свое название по указу царя в 1658 году в честь иконы Пречистой Девы, с которой шли из Кремля в Новодевичий монастырь.

Некрополь Новодевичьего монастыря

На территории монастырского некрополя похоронены члены семей княжеских родов, выдающиеся деятели искусства, политические деятели, ученые и военачальники. В конце XIX века кладбище было расширено за пределы монастыря. Эта часть некрополя пострадала во время реконструкции в 30-е годы, многие могилы сочли «лишними», оставив только захоронения ученых и писателей. В советские годы Новодевичье кладбище приобрело статус второго по значимости некрополя после Кремлевской стены.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия: